//роблемы подготовки нового педагога для развивающегося образовательного п р о с т р а н с тв а
ББК 74р30в6 УДК 37.012.3
Л.Н. НОСОВА
L.N. NOSOVA
О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
ON THE NECESSITY OF RAISING THE LEVEL OF TEACHERS INNOVATIVE READINESS
Современное состояние школьного образования не удовлетворяет ни общество, ни государство. Потенциальная возможность развития педагогической системы школы в целом определяется степенью готовности и способностью учителей менять себя, осваивать новшества и создавать новые образцы педагогической практики. Повышение инновационной готовности педагогов требует соответствующих методов ее оценки и специальных программ, направленных на формирование субъектной позиции учителя по отношению к инновационной деятельности.
The current state of school education sabisbies neithev socieby nov the state. The potential possibility to develop the pedagogical system of school on the whole is determined by the degree of teachers' readiness and ability to change, to master innovations and to create new samples of teaching. The increase of teachers' readiness for innovations demands corresponding assessment methods and special programs directed to formation of a teachers' subject position in relation to innovative activity.
Ключевые слова: новые образовательные стандарты, педагогическая ин-новатика, инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности, уровень инновационной готовности.
Key words: new education standards, pedagogical innovative, readiness for innovative activity, level of innovative readiness.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Экономические, политические, социальные изменения в обществе требуют адекватных изменений в образовательной сфере. В последние десятилетия приложено немало усилий по модернизации системы общего образования. В образовательных учреждениях осуществлялись различного рода нововведения: создавались авторские школы, осваивались новые учебные программы и технологии, вводились новые технические средства. Но все эти изменения затрагивали только отдельные элемен-
ты образовательной системы, при этом ассоциативно-репродуктивный принцип образования оставался неизменным.
В целом эти реформы не привели к новому качеству результатов образования. Об этом свидетельствуют данные международных исследований PISA.
Таблица 1
Область знаний 2000 год (из 32 стран) 2003 год (из 40 стран)
Математическая грамотность 21 -25 места 29-31 места
Естественнонаучная грамотность 26-29 места 20-30 места
Грамотность чтения 27-29 места 32-34 места
Сравнение результатов учащихся России (таблица 1) свидетельствует, что за три года существенных изменений в результатах грамотности математической и естественнонаучной не произошло. А вот грамотность чтения значительно понизилась. Общее число учащихся, обладающих необходимыми навыками чтения, сократилось с 43% до 36%, а число учащихся, не осваивающих базовые навыки, увеличилось с 9% до 13%. Для сравнения, в лидирующих странах общее число учащихся, которые демонстрируют грамотность чтения на базовом уровне, составляет 65% - 80%, из них 12% - 16% учащихся находятся на самом высоком уровне. И только от 1% до 8% учащихся не осваивают эти базовые навыки.
По данным этой международной организации, существующая система общего образования России, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, не способствует развитию умения осуществлять их перенос в новые условия. Только 43% российских учащихся обладают умениями, которые «отвечают требованиям 21 века» к квалифицированной рабочей силе. Для сравнения: в лидирующих странах число учащихся, отвечающих этим требованиям, составляет 70%-73%.
В этих условиях выдвижение национальной инициативы «Наша новая школа» является следствием понимания необходимости принципиальных изменений отечественного образования.
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты задают новые ориентиры:
8. переход от ассоциативно-репродуктивной модели обучения к модели, построенной на деятельностных принципах;
9. требования к результатам обучения устанавливают необходимость приобретения учащимися опыта по получению нового знания, его преобразованию и применению в изучаемой предметной деятельности.
Успешная реализация этих задач требует существенных изменений не только в образовательных технологиях, но и в сознании педагогов. Реализация новой образовательной модели качественно меняет и позицию ученика, и позицию учителя. Из «принимающего» и «передающего принятые» знания школьник должен стать активным, сознательным участником процесса освоения социального опыта. Учитель же из «вершителя судеб» должен стать соучастником этого процесса. Его основная задача - помочь ученику стать самостоятельным, готовым к самореализации в постоянно изменяющейся
жизненной среде. Все это требует изменения сознания учителя, его установок, целевых ориентаций. Процесс этот очень сложный.
Новые образовательные стандарты устанавливают качественно новые требования не только к результатам образования, но и способам и условиям их получения. Введение ФГОС требует взаимосвязанных качественных изменений во всех компонентах образовательной системы школы. Опыта, здравого смысла, интуиции управленцев, педагогов в этой ситуации недостаточно, необходимо применять специальные технологии инновационной деятельности.
Насколько успешно реализуется сегодня инновационная деятельность в школах?
Ответ на этот вопрос можно найти в исследованиях Института инновационной деятельности в образовании, которые проводятся под руководством В.С. Лазарева. Их результаты свидетельствуют, что качество инновационной деятельности в большинстве школ не отвечает задачам развития. Только 4% директоров оценили качество инновационной деятельности в своих школах как вполне удовлетворительное и 29% - как в основном удовлетворительное. Примерно 55% оценивают качество инновационной деятельности в своих школах на среднем уровне, 5% - на низком, 4% директоров ответили, что она вообще не ведется. По мнению экспертов, эти данные оценки завышены. Это обусловлено низкой компетентностью руководителей школ в управлении инновационными процессами. По мнению большинства из них, управление инновационной деятельностью в школах недостаточно эффективно (64%) или, чаще всего, неэффективно (5,9%).
Исследования инновационной деятельности учителей в школах г. Сургута (В.С. Лазарев, О.В. Данильченко, Г.Р. Кусяпкулова) указывают на средний уровень активности учителей в инновационной деятельности. Учителя редко выдвигают перед руководством школы предложения о том, как можно улучшить ее работу (59%). Редко занимаются разработкой или участием в разработке программ внедрения новшеств 57% учителей. У большинства учителей нет четко осознанных потребностей в освоении тех или иных инновационных продуктов, что существенно препятствует их эффективному освоению и распространению.
Ключевым фактором торможения изменений школьного образования является осознание необходимости изменения квалификации педагогов. Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. И от степени его готовности и способности менять себя, осваивать новшества и создавать новые образцы педагогической практики зависит решение задач инновационного развития образования.
Таким образом, существует актуальная необходимость повышения готовности учителей к инновационной деятельности.
В педагогической инноватике готовность к инновационной деятельности понимается как интегративное качество специалиста, определяющее его направленность на развитие собственной деятельности и деятельности своей организации, а также его способность видеть перспективу, анализировать ситуацию, выявлять актуальные проблемы, находить и реализовывать эффективные способы их решения [3, с. 235].
В структуре готовности к инновационной деятельности В.С. Лазарев выделяет следующие три компонента:
- мотивационная готовность, которая характеризуется наличием мотива включения в инновационную деятельность;
- когнитивная готовность, которая представляет комплекс знаний, необходимых для решения задач инновационной деятельности;
- операциональная готовность - определяется совокупностью методов решения задач инновационной деятельности.
Огромное значение для успешной реализации инновационных процессов имеет мотивация педагогов. Именно мотив придает личностный смысл деятельности. Любая деятельность имеет разные смыслы для разных людей. Так и инновационная деятельность может восприниматься учителями по-разному:
- как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития;
- как выполнение своего профессионального долга;
- как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
- как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством;
- как способ получения дополнительного заработка.
Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. А отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности.
Повышение профессионального мастерства учителя возможно при условии постоянного самосовершенствования, освоения новых способов деятельности, решения новых, более сложных задач. Педагог, работающий только в режиме воспроизведения освоенных ранее способов деятельности, высококлассным профессионалом стать не может. Изменение целевых установок, построение путей профессионального саморазвития требует критического отношения к себе, к тому, что уже освоено. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития. Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение все более высоких результатов - необходимое условие для приобретения инновационной деятельностью ценностного смысла и цели.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности - комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, то есть все то, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.
Чувствительность учителя к проблемам определяется тем, как он понимает цели школьного образования и затем на их основании выводит требования к результатам своей работы. Если учитель ориентирован на высокие стандарты образования, то будет и соответствующая оценка собственной профессиональной деятельности. Учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования, инновационных программах и технологиях, не будет видеть как недостатков образовательной системы школы и своей практики, так и возможностей их устранения.
Знание множества существующих инновационных технологий, методов и средств недостаточно для осуществления их правильного выбора. Учитель должен не только знать, но и понимать условия их эффективного использования. Кроме того, чтобы нововведение было реалистичным, его разработка должна осуществляться с учетом конкретных условий, существующих в каждой школе.
Степень компетентности учителя в области педагогической инноватики может быть различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в когнитивном аспекте.
Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности -совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:
- владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
- понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;
- знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;
- умеет изучать опыт учителей-новаторов;
- умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
- умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
- умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
- умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
- умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;
- умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;
- умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.
Таким образом, общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности является функцией от:
18.уровня мотивационной готовности;
19.уровня когнитивной готовности;
20.уровня операциональной готовности.
Потенциальные возможности качественных изменений в педагогической системе всей школы определяются степенью готовности каждого учителя к нововведениям.
Сегодня для школы заданы новые ориентиры, которые требуют качественных преобразований всей образовательной системы. Результативность этих изменений определяется способностью учителя к самосовершенствованию и самореализации в профессиональной деятельности. Слабая инновационная активность учителей является существенным препятствием на пути обновления школьного образования. В этих условиях необходимо решить ряд практических задач: выявление степени инновационной готовности учителей, повышение уровня мотивационной, когнитивной, операциональной готовности.
Решение этих задач предполагает разработку интегральной ситемы оценки уровня инновационной готовности и построение специальной программы, направленной на формирование субъектной позиции учителя в инновационной деятельности. Повышение компетентности в области педагогической инноватики, освоение методов решения задач инновационной деятельности, формирование ценностного отношения учителя к изменениям собственной профессиональной деятельности и школы в целом - комплекс задач, который должен быть решен в ходе реализации этой программы.
Необходимость научного обеспечения решения проблем повышения уровня готовности учителей к инновационной деятельности и практическая неразработанность соответствующей научной базы определяют актуальность исследований в данном направлении.
Литература
1. Данильченко, О.В. Зависимость активности участия учителей в инновационной деятельности от их оценки возможности реализовать в ней субъективно значимые мотивы [Текст]: дисс... на соиск. уч. степ. канд. психол. наук / О.В. Данильченко. -Сургут, 2008. - 136 с.
2. Кусяпкулова, Г.Р. Влияние субъективной оценки учителями организационных условий школы на их мотивационную готовность к инновационной деятельности [Текст]: дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук / Г.Р. Кусяпкулова. - Сургут, 2008. - 127 с.
3. Лазарев, В.С. Педагогическая инноватика [Текст] / В.С. Лазарев. - М.: Просвещение, 2006. - 295 с.
4. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе [Текст] / В.С. Лазарев. - М.: Центр педагогического образования. - 2008. - 352 с.
5. Мартиросян, Б.П. Оценка инновационной деятельности школы [Текст] / Б.П. Мартиросян. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 276 с.