УДК 374.80
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
© 2013
С.В. Власенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики О.В.Корягина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация: Актуальность вопросов развития инновационной деятельности педагогов, направления формирования готовности педагогов к инновационной деятельности предъявляет требования к поиску новых способов организации процесса обучения взрослых в системе повышения квалификации.
Ключевые слова: инновационная деятельность, педагог, готовность, профессиональное развитие, нововведение.
Проблема развития инновационной деятельности педагога, с одной стороны - сложна, с другой - вполне решаема. Необходимо задуматься, во- первых, как обеспечить развитие инновационной деятельности педагога в системе повышения квалификации, а, во-вторых, какими профессионально значимыми качествами такой педагог должен обладать. Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения.
В педагогической науке понятие «инновационная деятельность» трактуется достаточно широко. Инновационная деятельность рассматривается как: вид педагогической деятельности; творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования; социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Мы полагаем, что эффективность инновационной деятельности педагога зависит от различных факторов, имеющих экзогенное и эндогенное происхождение. Экзогенные факторы включают в себя организационно-управленческие, материально-технические ресурсы и являются существенным условием развития инновационной направленности личности учителя, влияя на успех ее реализации. Эндогенные факторы представляют совокупность характеристик личности учителя: способность генерировать новые представления и идеи с последующим воплощением в практических формах; готовность совершенствовать свою деятельность; наличие мотивации и потребностей, средств и методов, обеспечивающих готовность к инновационной деятельности; развитое инновационное сознание.
По мнению доктора психологических наук Л.А. Митиной: «На пути модернизации образования стоят две серьезные проблемы. Во-первых, как показывает опыт, наиболее слабым звеном в процессе внедрения инноваций.... Стал школьный учитель, творческий и личностный рост которого далеко не всегда стимулируется включением в инновационную деятельность [1,с.40] Развивающее образование предъявляет особые требования к личности и деятельности педагога [2, с.4].
В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен обладать определенными личностными качествами - быть готовым к изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, постоянно обновлять свои знания, свои умения, т.е. быть компетентным.
Новая парадигма образования требует и нового учителя, творческая индивидуальность которого должна проявляться не только в стремлении создавать нечто новое, но прежде в всего в способности к изменению самого себя. Новые условия ориентируют учителя на готовность к диалогу, к совместному поиску, к сотрудничеству и сотворчеству [3].
Развитие инновационной деятельности педагога предваряет этап формирования готовности педагога к инновационной деятельности.
Особое значение в процессе формирования готовности педагога к инновационной деятельности приобретает развитие личностных педагогически значимых качеств, особенно способности воспринимать происходящее с точки зрения ученика. Готовность - профессиональная позиция личности, как качественное и количественное состояние знаний, умений и навыков, также как система последовательных действий. М.Н. Сарыбеков определяет этапы процесса формирования готовности:
1) Формирование интеллектуального потенциала личности на основе совокупности методологических, естественно-научных, психолого-педагогических знаний;
2) Превращение полученных знаний в активный фактор сознания, поведения и деятельности, в результате установления положительных связей между знаниями и сферой чувств и переживаний;
Реализация на положительном эмоциональном фоне знаний в практической деятельности [4].
При разработке модели готовности педагогов к инновационной деятельности мы выбрали приоритетные направления, предложенные Е.И. Роговым:
1) изменение всей системы деятельности, функции иерархического строения; при формировании трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способа выполнения деятельности - формируется личностный стиль деятельности;
2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;
3) изменение соответствующих компонентов установки субъектов по отношению к объекту деятельности, что представлено в когнитивной сфере - в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним; в практической сфере - в осознании своих реальных возможностей влияния на объект. В результате, установка субъекта воздействовать на объект заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры [5].
Инновационная деятельность педагога зависит от ряда педагогических условий. Характер инновационной педагогической деятельности определяется уровнем его личностной готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, включающая понимание значимости обновления педагогического процесса, владение инновационными формами и методами обучения, направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности.
В контексте нашего исследования одной из наименее разработанных остается проблема формирования готовности педагога к инновационной деятельности, как объекту деятельности учителя.
Современные педагогические исследования направлены на формирование нового мышления педагогов. В контексте нашего исследования актуально мнение Л.Ф. Спирина о том, что готовность педагога, зависит «от научно-теоретической подготовки и нравственной направленности личности, от его характерологических качеств, зависит, как будет работать с поступающей к нему информацией, как он будет ее оценивать и использовать при решении конкретных воспитательно-образовательных задач [6].
Развитие инновационной деятельности педагога требует психологической перестройки личности, предполагающей изменение отношения человека к тем или иным взглядам, установкам [7]. Когда меняются условия деятельности, изменяются, прежде всего, психологические установки личности - это изменение субъективной системы отношений человека к различным проявлениям действительности. Одна из причин этого заключается в том, что «процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Большинство людей имеет сильную тенденцию придерживаться устоявшегося стиля поведения. Реализация же потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту» [8, с.496].
Современный педагог должен обладать умениями создания условий для формирования у детей способности ориентироваться в обстоятельствах, постигать социальный смысл и мотивы деятельности, поступков людей, умение принять самостоятельное решение и пойти на риск.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической методики.
В образовательном процессе необходимы нововведения, и зависит их введение от значимости инновация для педагога и всего педагогического коллектива, от состояния «готовности» образовательной среды к восприятию, разработке и адаптации нововведения в педагогическом процессе образовательного учреждения. Степень готовности к введению инноваций определяется готовностью педагогов к осуществлению инновационной деятельности, основанной на осознании ценности инновационных процессов в образовании. Способной педагога к внедрению инновационной деятельности позволяет генерировать новые знания, осуществлять их внедрение в образовательную среду и формировать у учащихся творческого мышления и навыков исследовательской деятельности.
Важно формирование инновационного потенциала педагога , он должен быть восприимчив к инновациям, способен осваивать инновации, быть творчески активен.
Таким образом, педагоги, у которых сформирована готовность к целенаправленному поиску и введению в свою деятельность конструктивных новшеств - готовность к инновационной деятельности - обладают не только высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, но и критическим отношением к действительности, стремлением к её рефлексии, поиску альтернативы в своей профессиональной деятельности.
Такой подход к определению сущности инновационной деятельности, а на этой основе и содержания процесса совершенствования профессионализма педагога, обеспечивает целостность представлений о труде педагога и результатах его деятельности [9-11].
В процессе повышения квалификации педагогов
осуществлялось освоение программ курсов (базовых, проблемных, развивающих) по теме «Инновационные формы организации процесса обучения», «Современные технологии обучения как важнейшее условие развития профессиональной компетентности педагога», «Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях проектирования инновационных форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации». Обучение педагогов проводится на основе андрагогических принципов и активного использования интерактивных методов обучения: психолого-педагогические тренинг, коммуникативный тренинг, деловые и ролевые игры «Профессиональная компетентность педагога - это...», защита модели инновационных форм организации процесса обучения, дискуссии, диалоговая панорама, работа в малых и больших группах: «Снежный ком», «Моделирование современного развивающего урока» и др.
Цель курсовой подготовки - повышение мотивации педагогов к использованию инновационных форм организации процесса обучения.
Предполагается обсуждение вопросов:
Формирование профессиональной компетентности педагогов;
Дидактические основы организации процесса обучения;
Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении;
Формы организации процесса обучения;
Инновационные формы организации процесса обучения.
Развитие инновационной деятельности педагогов проводится и в межкурсовой период. Данная работа включает деятельность педагогов по апробации новых форм, методов обучения в повседневной педагогической практике. Педагоги разрабатывают индивидуальные программы саморазвития профессиональной компетентности. На данном этапе организуются творческие мастерские педагогов. По окончании работы педагоги представляют творческие и рефлексивные отчеты. Этот этап на второй сессии включал проектирование и защиту учителями модели развивающих уроков, творческие отчеты по саморазвитию учителя и др. Определялись достижения педагогов и учащихся (на основе метода « Портфолио»).
Самореализация, самоопределение педагога, выявление и развитие его творческого потенциала, становление собственных педагогических взглядов мы рассматриваем как важнейшие условия развития инновационной деятельности педагога.
Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается, поощряется творческий профессиональный поиск.
Развитие инновационной деятельности педагога -процесс профессионального развития педагога, предполагающий наличие у него качеств, необходимых для выполнения педагогической деятельности, направленной на осмысление собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения ново-
го знания, внедрения новой педагогической методики, представляющая систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: ценностно-мотивационно-го, содержательного и операционального.
Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М., 1996. - 309 с.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - С.4.
3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.. 2002.
4. Сарыбеков М.Н. Теория и практика экологической подготовки будущих учителей: дисс. ... докт.пед.наук. -Алма-Ата, 1988. - 288 с.
5. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. - Ростов н/Д, 1994. - 240 с.
6. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педаго-
гических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. - 174 с.
7. Битаева Д. Ф. Профессиональная деятельность педагога в инновационной системе образования // Вестник Государственного Университета управления. - М., 2013.
- С. 202-205. -http://eИbrary.m/item.asp?id=18972094
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применения). - СПб., 1999.
- С. 479-510.
9. Власенко С.В. Управление мотивацией профессионального самоопределения и профессионального развития // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Серия: Педагогика, психология. - №3. - 2012. - С.49-51.
10. Коростелева Е.Ю. Профессиональное технологическое развитие учителей начальной школы // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 178-180.
11. Коростелева Е.Ю. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов в условиях тех-нологизации образовательного процесса // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 25-27.
DEVELOPMENT OF INNOVATION IN TEACHER TRAINING
© 2013
S.V. Vlassenko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogy O.V. ^ryagina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogy North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Annotation: The relevance of the development of innovation educators direction of the formation of readiness of teachers to innovate makes demands on the search for new ways of organizing learning in adult training system. Keywords: innovation, teacher readiness, professional development, innovation.
УДК 159.973: [159.95]
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
© 2013
Д.В. Лазаренко, магистр педагогики, старший преподаватель кафедры «Психология» С.В. Курбатова, старший преподаватель кафедры «Психология» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация: Специальное обучение, направленное на развитие детей с общим психическим недоразвитием, предусматривает в первую очередь формирования у них высших психических процессов, особенно - мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обоснованно тем, что формирование наглядно-образного мышления у младших школьников с общим психическим недоразвитием на уроках чтения способствует развитию мыслительной деятельности и речи, продвижению в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.
Ключевые слова: наглядно-образное мышление, виды речи, мнемотехника, мнемотаблицы.
В настоящее время государственная политика Республики Казахстан направлена на улучшение условий социального развития детей с ограниченными возможностями. В связи с этим, в 2002 году был принят Закон Республики Казахстан № 343 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», который определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями [1]. Во исполнение данного закона необходимо внедрять и распространять передовой опыт обучения детей с ограниченными возможностями для решения проблем, связанных с воспитанием, обучением детей с ограниченными возможностями.
Для описания проявлений мышления в психологии применяется определение мышления в широком смысле как активной познавательной деятельности субъекта, необходимой для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных механизмов мышления в психологической науке говорят о мышлении в узком смысле как процессе
решения задач. Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания [2].
Специальное обучение, направленное на развитие умственно отсталых детей, по мнению И.Г. Еременко, предусматривает в первую очередь формирования у них высших психических процессов, особенно - мышления. Вместе с тем доказано, что мышление умственно отсталого ребенка развивается [3].
Мыслительные процессы у умственно отсталых младших школьников протекают весьма своеобразно. По мере специального обучения, считает Т.Д. Марцинковская, недостатки мышления учеников корригируются, но не преодолеваются полностью и вновь обнаруживаются при усложнении предъявляемых задач
[4].
У детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в речевом развитии разной степени выраженности. Как отмечает О.Е. Фрейеров, чем менее глубока дебильность, тем обычно большим числом слов и отдельных понятий оперирует больной. Однако иногда и при неглубоких степенях дебильности речь может быть значительно нарушена [5].