Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопсан Арина Сергеевна

В статье рассматриваются особенности условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что частое чтение литературных произведений, умелое сочетание с различными видами детской деятельности и жизненными наблюдениями способствуют постижению ребенком окружающего мира, закладывают основы нравственности, учат его понимать и любить прекрасное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

i

УДК 37

DOI 10.21661/r-559593

Лопсан А.С., Добря М.Я.

Условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

В статье рассматриваются особенности условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что частое чтение литературных произведений, умелое сочетание с различными видами детской деятельности и жизненными наблюдениями способствуют постижению ребенком окружающего мира, закладывают основы нравственности, учат его понимать и любить прекрасное.

I Ключевые слова: чтение, детская литература, дошкольный возраст, читательский интерес.

Снижение интереса к чтению в последнее время наблюдается у детей всех возрастов, в том числе и дошкольников. Этому способствуют разные причины: влияние смартфонов, компьютеров, телевизоров; традиция семейного чтения, изменение отношения взрослых к совместным занятиям чтением с детьми. Последствием этого, чтение произведений литературы замещается на компьютерные игры, просмотр мультфильмов и т. п.

Все мы знаем, что художественная литература играет важную роль в развитии ребенка.

В настоящее время, время девальвации культурных ценностей, критериям отбора литературных произведений и детских книг должно уделяться серьезное внимание. Главных причин тому несколько:

- небывалый ассортимент книг; коммерциализация детской литературы: активное создание и публикация художественных произведений, не всегда отвечающих требованиям качества содержания и оформления печатных изданий для детей; практически полное отсутствие института настоящих редакторов и отсюда снижение качества текста;

- слабая читательская и методическая подготовка, недостаточно развитый эстетический вкус взрослых, покупающих и читающих книги детям;

- падение культуры в современном социуме, приведшее к снижению понятий о качестве, художественной значимости, принадлежности к искусству того, что создаётся для детей.

Взрослые несут моральную ответственность за то, каким читателем станет ребенок, поэтому критерии отбора книг и литературных произведений для дошкольников -основной инструмент их деятельности, основное правило, отличающее профессионала, - педагога или родителя.

В последнее время для младших дошкольников активно издаются книжки-игрушки, где принцип наглядности реализуется не только в иллюстрации, но и в форме книги, имитирующей как традиционные (книга - «яблоко», книга - «портфель»), так и современные предметы (книга -

32 Интерактивная наука | 3 (79) • 2023

«мобильный телефон», книги в виде современных машин, самолётов и т. д.).

Исследователи утверждают, что для дошкольников, особенно для детей раннего возраста, иллюстрация как форма наглядности важна сама по себе безотносительно к цвету, площади рисунка, месту расположения на книжном листе (A. Люблинская и др.). Но наглядность как принцип отбора книг требует соблюдения ряда положений эстетического характера. Ей должны быть присущи:

- грамотно подобранная цветовая гамма;

- спокойный цветовой колорит;

- правильное сочетание цвета;

- соответствие рисунка содержанию художественного текста;

- эстетическое единство оформления и содержания в любом виде полиграфического издания;

- эстетические поиски художников должны быть соотнесены с возрастными возможностями читателей-слушателей.

По мнению И.И. Феоктистовой, использование специальных методов способствует формированию интереса к чтению и развитию литературного вкуса детей в дошкольном возрасте. Например, выразительное чтение вслух у ребенка создает образные представления, влияет на эмоции и восприятие, ребенок обретает заинтересованность, у него просыпается желание вновь слушать произведение. Активно используются иллюстрирование художественных произведений детьми, составление и участие в литературных викторинах, игры-драматизации в кукольной форме.

Н.Н. Светловская считает, что одним из эффективных приемов приобщения к миру художественного чтения является работа со сказкой, например, читая сказку, можно использовать следующие приемы: посмотреть на вещи, стоящие в групповой комнате, с «другой стороны» (используя «волшебный элемент» - зажмурить глазки, вдохнуть, с выходом открыть глазки и осмотреться). Привлечение внимания детей к какой-либо вещи: скамейка («может, на ней сидели Дед и Баба?» или «Не с нее ли упало яичко?»; миска («А может, в этой миске испекли Колобок?»; зерно

Педагогика

(«Из этого зернышка может вырасти Репка?»); брусок («А из этого брусочка можно смастерить Теремок?») и т. д.

Затем задаются вопросы детям, из какой сказки эти вещи, узнали ли они. Далее следует чтение сказки: «Давайте почитаем эту сказку, а потом и поиграем».

В. Левин считает, что «игровой интерес дошкольников к художественным средствам является предпосылкой познавательного интереса к стиху в единстве его содержания и формы. Занимательность, которую, прежде всего, чувствуют, а затем осознают дети, может стать импульсом к их творческому развитию, к появлению художественного мышления».

При отборе книг для детского чтения должна быть сформирована четкая мировоззренческая установка: с них начинается читатель; благодаря им пробуждается интерес и любовь к чтению как удовольствию и серьезному интеллектуальному занятию; от их содержания зависит умственное и нравственное состояние человека, его познаватель-

ное развитие, выработка аналитических способностей, творческих устремлений, эстетического вкуса.

Критериями и принципами отбора книг нельзя пользоваться как догмой. Содержание их понятий может меняться в зависимости от социума, психологического состояния детства, образовательной среды и т. д. Так было с принципом доступности на протяжении его существования в методике отбора книг для чтения. «От доступности как понятности содержания он менялся к доступности как понятности содержания, опережающего детское развитие, ведущего ребёнка к познанию через преодоление». Этот принцип образно определен Б. Житковым, сказавшим, что детская книга должна быть «книгой на вырост».

Таким образом, в дошкольной педагогике определены эффективные условия приобщения ребенка к художественной литературе, в число которых включаются как работа с книгой, так и организация работы по осмыслению ее содержания.

Литература

1. Маряничева Н.И. Современны образовательные практики формирования интереса к чтению в условиях ДОУ / Н.И. Ма-ряничева, Е.Н. Безгодова, Э.Г. Григорян // Инновации в развитии одаренности: от книги до IT-решений: сб. науч. ст. Меж-дунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 144-149.

2. Очиткова Е.С. Формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Очиткова, В.П. Очиткова, М.С. Хлапонина // Современные тенденции развития системы образования: сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2020. - С. 157-161.

3. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2003. -№1. - С. 11-18.

4. Сентюрёва Т.Ю. Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике / Т.Ю. Сентюрёва, Г.М. Пантелеева // Педагогика сегодня: проблемы и решения: мат. III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 124-128.

5. Федяевская В.М. Что и как рассказывать и читать дошкольникам / В.М. Федяевская. - М.: Учпедгиз, 1955. - 46 с.

6. Феоктистов И.И. К вопросу о детском чтении / И.И. Феоктистов. - СПб.: Изд. М.М. Ледерле и К, 1991. - С. 79.

УДК 37

DOI 10.21661/r-559585

Петрова А.В.

Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Аннотация

В статье описываются особенности развития связной речи у детей с нарушениями интеллекта, рассматривается значение нарушения речи в структуре дефекта у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, раскрывается возможность использования метода мнемотехники для развития связной речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

I

Ключевые слова: связная речь, умственная отсталость, ребенок, монологическая речь, речевая деятельность, развитие речи, младший школьный возраст, мнемотаблица, мнемотехника.

По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Формирование и совершенствование речевой деятельности млад-

ших школьников с умственной отсталостью является одной из значимых проблем коррекционной педагогики. Всё больше школьников с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в овладении связной речью, что приводит к затруднениям в освое-

Интерактивная наука | 3 (79) • 2023 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.