Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СВЯЗАННАЯ РЕЧЬ / МНЕМОТЕХНИКА / МНЕМОТАБЛИЦА / МНЕМОКВАДРАТ И МНЕМОДОРОЖКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оразаева Г. С., Қыдырәлі Г. М.

В статье освещается проблема развития связной речи детей с общим недоразвитием речи, которая в настоящее время является одной из важнейших задач специальной педагогики. Описаны особенности речи детей с речевыми нарушениями, специфика работы над связной речью у детей с общим недоразвитием речи. Особый акцент сделан на применение мнемоотехники в логопедической практике, как один из методов оптимизации коррекционной работы с детьми c общим недоразвитием речи. Рассматривается определение понятия «мнемотехника» с позиции разных авторов и особенности использования данной методики в коррекционной работе. Достаточно подробно рассмотрены этапы работы с мнемотаблицами. На примере работы со стихотворением, описаны основные этапы и приемы работы с использованием мнемотаблиц с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE USE OF MNEMONICS IN THE WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

This article deals with the problem of the development of coherent speech of children with general speech underdevelopment, which is currently one of the most important tasks of the special education. The authors describe the features of speech of children with speech disorders, the specificity of working with the coherent speech of children with a general speech underdevelopment. Particular emphasis in the article is made on the use of mnemonics in speech therapy practice, as one of the methods for optimizing correctional work with children with general speech underdevelopment.The article defines "mnemonics" from the perspective of different authors and features of this technique in the correctional work. The stages of work with mnemotables are described in details. By an example of working with a poem, described the main stages and methods of work using mnemonic tables with children with a general underdevelopment of speech of preschool and school age.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

МРНТИ14.29.29

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Оразаева Г. С.1, Цыдырэлг Г.М.2

:к.п.н, доцент, зав. кафедрой специальной и социальной педагогики 2магистрант 2 курса специальности «6М010500 - Дефектология», 1,2 Казахский государственный женский педагогический университет, Алматы, Казахстан,

email: gulzhan69g@gmail.com

В статье освещается проблема развития связной речи детей с общим недоразвитием речи, которая в настоящее время является одной из важнейших задач специальной педагогики. Описаны особенности речи детей с речевыми нарушениями, специфика работы над связной речью у детей с общим недоразвитием речи. Особый акцент сделан на применение мнемоотехники в логопедической практике, как один из методов оптимизации коррекционной работы с детьми c общим недоразвитием речи. Рассматривается определение понятия «мнемотехника» с позиции разных авторов и особенности использования данной методики в коррекционной работе. Достаточно подробно рассмотрены этапы работы с мнемотаблицами. На примере работы со стихотворением, описаны основные этапы и приемы работы с использованием мнемотаблиц с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста.

Ключевые слова: общие недоразвитие речи, инновационные технологии, связанная речь, мнемотехника, мнемотаблица, мнемоквадрат и мнемодорожки

Одной из главных задач образования в Республике Казахстан на сегодняшний день является улучшение качества образования, что отражено в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [1].

Приоритетной задачей определено предоставление доступного высококачественного образования для всех слоев населения. Данное утверждения в полной мере относится к детям с особыми образовательными потребностями, что подтверждено Законом о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями [2] и Законом об образовании [3].

На сегодняшний день в республике созданы благоприятные предпосылки оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями и, в частности, детям с речевыми нарушениями.

Необходимым условием полноценного развития дошкольника как личности является воспитание речи, способность к речевому общению.

В связи с обновлением содержания образования в республике, значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста. К выпуску из детского сада дошкольник должен достичь определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи и готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

Развитая речь предполагает переработку большего объема материала и точное его воспроизведение в условиях решения различных задач. Одной из важнейших и приоритетных задач обучения и воспитания детей с общим недоразвитием является развитие связной речи и коммуникативных навыков.

Изучение научной литературы показало, что красиво оформленное, полноценное связное высказывание является задатком успешного обучения в школе. По мнению В.С. Мухиной, «формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка» [4].

Богатая синонимами, дополнениями, образная речь у детей дошкольного возраста явление достаточно редкое. Кроме того, отмечается тенденция к утяжелению речевого дефекта (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова и другие) [5].

Как показывают исследования, развивать связную речь целесообразно с использованием наглядности. Наиболее интересным видом наглядности, на наш взгляд, является мнемотехника. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого- «искусство запоминания».

Мнемотехника первоначально возникла как неотъемлемая часть ораторского искусства и предназначалась для запоминания длинных речей.

Само понятие «мнемотехника» в педагогике трактуется с разных позиций: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов - блоками-квадратами, Т.В. Большева - коллажем, Л.Н. Ефименкова - схемами составления рассказа [6]. Козаренко В.А. понимает под мнемотехникой систему внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов [7].

Мнемотехника - это совокупность специальных методов и приемов, облегчающих запоминание нужной информации и воспроизведение информации с помощью образования ассоциаций.

Рассматривая возможности применения мнемотехники, можно отметить ее эффективное применение для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, отгадывании загадок, заучивание стихов.

Применение методики мнемотехники расширяет не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. С помощью мнемотехники ребенок понимает, что пересказывать совсем не трудно, и это становится мотивацией к учебе. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Например, чтобы запомнить цвета радуги, используется всем знакомая фраза: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

Мнемоника - это инструмент, известный как помощь памяти, который поможет вспомнить идею или фразу. Мнемонические устройства включают в себя специальные рифмы и стихи, акронимы, изображения, песни, контуры и другие инструменты [8].

Мнемотехника является одним из эффективных способов развития речи и тонкой моторики рук дошкольников.

В мнемотехнике используется не только изображения предметов, но и придуманных символов во время кодирования текста. Символы должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных можно использовать дом, а для обозначение диких животных - лес.

Мнемотехника способствует оптимизации работы логопеда, поскольку открывает новые возможности ребенка. Использовать данную методику можно как индивидуально, так и на групповых занятиях.

Использование мнемотаблицы, мнемоквадратиков и мнемодорожек на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективно воспринимать, перерабатывать, сохранять и воспроизводить зрительную информацию.

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется давать цветные мнемотаблицы: в памяти у детей в данном возрасте быстрее остаются отдельные образы: солнышко - жёлтое, небо - синее, огурец - зелёный. В более старшем дошкольном возрасте можно давать детям чёрно-белые мнемотаблицы.

Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции, в которых могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения; контрастные рамки и др.

Существуют два фактора применения мнемотаблиц, активно задействованные при формировании связной речи:

- наглядность - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы и их характерные признаки, производимые с ними действия;

- создание плана высказывания, важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. Обучающие - содержат познавательный материал.

2. Развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определенные навыки и умения.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных

смысловых звеньев сюжета рассказа. Суть данного способа заключается в том, что ребенок должен придумать, изобразить наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно ему, тем самым облегчая запоминание.

Рекомендуется начинать работу с простейших мнемоквадратов, в дальнейшем переходить к мнемодорожкам, и позднее к мнемотаблицам.

В мнемоквадратах может изображаться как одно слово или словосочетание, так и его характеристики. Например, «яблоко сладкое».

Мнемодорожки, в свою очередь, состоят из четырёх картинок, по которым составляются небольшие рассказы. Например, последовательность, по которой дети собираются на улицу -«туфли», «брюки», «носки», «куртка». Мнемодорожка в данном случае может удлиняться в зависимости от времени года.

И, наконец, самая сложная структура - это мнемотаблицы. Мнемотаблица - это схема, которая несет информацию, связанную по смыслу о событии, или развернутую информацию о чем-то определенном, например, информацию о животном, птице и т.д.

Работа с мнемотаблицами строится в несколько этапов.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образцы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах это происходит с помощью воспитателя, в старших дети должны уметь самостоятельно пересказывать или составлять рассказ.

4 этап: делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему [9].

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить всё то, что вы посчитаете нужным отобразить в таблице. Но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожку.

Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т.д.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающийся просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

В качестве примера, приведем этапы работы над стихотворением с использованием мнемотаблиц:

1. Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем повтороное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

2. Вопросы по содержанию стихотворения, дающие возможность детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для них форме.

3. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.

4. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу [10].

При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения. Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.

Развивающие занятия с использованием мнемотаблиц способствуют обогащению и актуализации словаря, развитию лексико-грамматической стороны речи, а также носят комплексный характер взаимодействия. Они не только развивают связную речь, но и способствуют развитию высших психических функций (память, мышления, внимания). Соблюдая общие принципы построения сюжета, дети легко составляют сказки. Но надо

отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как им трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Параллельно с этой работой необходимо вводить в занятие речевые игры, использовать настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Особенности работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи включают, в первую очередь, учет индивидуальности каждого ребенка данной категории и удовлетворение его особых потребностей. Зачастую дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики. К сожалению, даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому приходится искать новые методы и технологии для оптимизации коррекционной работы с детьми.

Таким образом, мнемотехника гармонично сочетает в себе элементы, которые способствуют не только развитию компонентов речевой системы, но и развитию высших психических функций. Мнемотехника гармонично сочетается с основными элементами образовательных систем и может эффективно оптимизировать работу логопеда. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, на наш взгляд, является наиболее актуальным. Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации, способствуя развитию речи в процессе общения и обучения.

Список литературы

1 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, от 1 февраля 2010 г.

2 Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года.

3 Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года

4 Мухина В.С. Психологические особенности детей пре ддошкольного и дошкольного возраста//Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. М., 1973

5 Логопедия. Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: Владос, 1999.

6 Сапожникова Н. Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников. Межд. образовательный портал Maam.ru. https://www.maam.ru/detskijsad/mnemotehnika-kak-sredstvo-razvitija-svjaznoi-rechi-doshkolnikov.html

7 Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания "Джордано". М.

2002.

8 Khalid Khan. Mnemonics and Study Tips for Medical Students, 2nd edition. 2008

9 Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. М.: 2007.

10 Морук Н. В., Архипова С. Н. Использование мнемотехники в развитии связной речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 19. - С. 141-145.

СвЙЛЕУ Т1Л1 ЖАЛПЫ ДАМЫМАГАН МЕКТЕП ЖАСЫНА ДЕЙ1НГ1 БАЛАЛАРМЕН Ж¥МЫСТА МНЕМОТЕХНИКАНЫ ЦОЛДАНУДЫЦ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

Оразаева Г. С.1, KpidbipsniГ.М.2 1п.г.к., доцент, «Арнайы жэне элеуметпк педагогика» кафедранын менгерушiсi 2 «6м010500-Дефектология» мамандыгынын 2 курс магистрант^ 1,2 Казак мемлекетгiк кыздар педагогикальщ университетi, Алматы к., Казакстан email: gulzhan69g@gmail.com

Б^л макалада казiргi замангы арнайы педагогтын бYгiнгi кYнгi мацызды тапсырмаларынын бiрi -байланыстырып сейлеу тiлiн дамыту мэселесi сез етшедг Автор сейлеу тiлi б^зылысы бар балалардын сейлеу тiлiнiн ерекшелiктерiн сипаттап, сейлеу тш жалпы дамымаган балалардын байланыстырып сейлеуiн дамыту ж^мысынын ерекшелшне токталган. Осынын нэтижесiнде, мнемотехника сейлеу тш жалпы дамымаган балалармен жYргiзiлетiн тYзету ж^мыстарын онтайландырудын бiр эдга ретiнде карастырылады. Макалада «мнемотехника» тYсiнiгi эртYрлi эдебиет кездерiнен карастырылады жэне осы эдюл тYзету ж^мыстарында колданудын ерекшелiктерiне сипаттама берiледi. Сонымен коса, мнемокесте мен ж^мыстын кезендерi сипатталган. Мектепке дейiнгi жэне мектеп жасындагы сейлеу тiлi жалпы дамымаган балалармен мнемокестелердi колдану аркылы жYргiзiлетiн ж^мыстын негiзгi кезендерi мен эдiстерi такпакпен ж^мыс мысалы аркылы тYсiндiрiлген.

Т}йт свздер: жалпы свйлеудщ дамымауы, инновациялыц технологиялар, байланыстырып сейлеу, мнемотехника, мнемокесте, мнемоквадрат жэне мнеможолацтар

THE SPECIFICITY OF THE USE OF MNEMONICS IN THE WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

G.S. Orazaeva1, G.M. Kydyrai 1 Cand. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, head of the Special and Social Pedagogy Department 2 Master student of the specialty Defectology, 1 2 Kazakh State Women's Teacher Training University, Almaty, Kazakhstan email: gulzhan69g@gmail.com

This article deals with the problem of the development of coherent speech of children with general speech underdevelopment, which is currently one of the most important tasks of the special education. The authors describe the features of speech of children with speech disorders, the specificity of working with the coherent speech of children with a general speech underdevelopment. Particular emphasis in the article is made on the use of mnemonics in speech therapy practice, as one of the methods for optimizing correctional work with children with general speech underdevelopment.

The article defines "mnemonics" from the perspective of different authors and features of this technique in the correctional work. The stages of work with mnemotables are described in details. By an example of working with a poem, described the main stages and methods of work using mnemonic tables with children with a general underdevelopment of speech of preschool and school age.

Key words: severe speech disorders, innovative technologies, coherent speech, mnemonics, mnemotables, mnemosquares and mnemotracks

Поступило в редакцию 30.01.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.