Научная статья на тему 'Формирование связной речи дошкольников через приемы мнемотехники'

Формирование связной речи дошкольников через приемы мнемотехники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / технология / формирование / связная речь / мнемотехника / мнемотаблица / development / technology / formation / connected speech / mnemonics / memorabilia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салпагарова Фарида Мухомодаминовна

cтатья посвящена мнемотехнике одной из древнейших дисциплин. Мнемотехника определяется как совокупность различных приемов, способствующих запоминанию возможно большего числа представлений и понятий. В статье анализируется метод мнемотехники как один из ведущих способов развития связной речи детей. Описаны приёмы и способы, облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти дошкольников путём образования искусственных ассоциаций. В статье также представлен опыт апробации педагогами технологии мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. Описаны этапы освоения технологии и создания алгоритма использования ее в практической работе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MNEMONIC TECHNIQUES FOR THE FORMATION OF COHERENT SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN

this article is devoted to mnemonics, one of the oldest disciplines. Mnemonics is defined as a set of various techniques that help you remember as many ideas and concepts as possible. The article analyzes the mnemonics method as one of the leading ways to develop coherent speech of children. Techniques and methods that facilitate memorization and increase the amount of memory of preschoolers by forming artificial associations are described. The article presents the experience of testing mnemonics technology by teachers in the development of coherent speech of preschool children. The stages of mastering the technology and creating an algorithm for using it in practical work with children are described.

Текст научной работы на тему «Формирование связной речи дошкольников через приемы мнемотехники»

THE USE OF MNEMONIC TECHNIQUES FOR THE FORMATION OF COHERENT SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN Salpagarova F.M. (Russian Federation) Email: [email protected]

Salpagarova Farida Muhomodaminovna - Teacher of Additional Education, MUNICIPAL BUDGET INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION HOUSE OF CHILDREN'S CREATIVITY, KARACHAEVSK

Abstract: this article is devoted to mnemonics, one of the oldest disciplines. Mnemonics is defined as a set of various techniques that help you remember as many ideas and concepts as possible. The article analyzes the mnemonics method as one of the leading ways to develop coherent speech of children. Techniques and methods that facilitate memorization and increase the amount of memory ofpreschoolers by forming artificial associations are described. The article presents the experience of testing mnemonics technology by teachers in the development of coherent speech of preschool children. The stages of mastering the technology and creating an algorithm for using it in practical work with children are described.

Keywords: development, technology, formation, connected speech, mnemonics, memorabilia.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЕМЫ МНЕМОТЕХНИКИ Салпагарова Ф.М. (Российская Федерация)

Салпагарова Фарида Мухомодаминовна - педагог дополнительного образования, Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества, г. Карачаевск

Аннотация: татья посвящена мнемотехнике - одной из древнейших дисциплин. Мнемотехника определяется как совокупность различных приемов, способствующих запоминанию возможно большего числа представлений и понятий. В статье анализируется метод мнемотехники как один из ведущих способов развития связной речи детей. Описаны приёмы и способы, облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти дошкольников путём образования искусственных ассоциаций. В статье также представлен опыт апробации педагогами технологии мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. Описаны этапы освоения технологии и создания алгоритма использования ее в практической работе с детьми.

Ключевые слова: развитие, технология, формирование, связная речь, мнемотехника, мнемотаблица.

Одной из самых главных задач в обучении детей дошкольного возраста является развитие связной речи. В свою очередь связная речь дошкольника неотделима от его мышления, от его умения воспринимать информацию и в дальнейшем воспроизводить.

При обучении связной речи детей используются различные техники и методики, как общепринятые, так и творческие. На базе МКУ ДО «Дом детского творчества» функционирует творческое объединение «Мнемоклуб» (обучение при помощи приемов мнемотехники), направленное на развитие речи, памяти и воображения у дошкольников.

Что же такое мнемотехника? Вспомним слова великого российского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". В этих словах и заключается вся суть мнемотехники. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

На начальном этапе обучения в нашем творческом объединении мы знакомим детей с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, фразу. Затем задания усложняется, демонстрируется мнемодорожка — это квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура — это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Мнемотаблицы используют для:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

Мы работаем по следующей технологии работы с мнемотаблицами:

• рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней символов;

• перекодирование информации (преобразование символов в образы);

• пересказ произведения с опорой на мнемотаблицу.

Особенностью данной методики является применение не изображения предметов, а именно символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц - ёлка.

Если в начале работы мы используем готовые мнемосхемы, то в дальнейшем наши воспитанники начинают проявлять творческую самостоятельность, т.е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща. Так у нас появились мнемодорожки и мнемотаблицы с загадками, стихами, сказками, пословицами, в создании которых принимали участие дети вместе с родителями.

Безусловно, рано еще говорить о серьезных результатах, так как наше объединение функционируют относительно недавно. Но уже сейчас можно сделать вывод, что у наших воспитанников формируется положительная мотивация к обучению, а процесс запоминания лексики, стихотворений, пословиц и поговорок становится более простым, интересным и информативным.

Список литературы /References

1. Большевой Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Детство-Пресс, 2005.

2. Боровских Л.А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей: АРКТИ, 2000.

3. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.