Научная статья на тему 'Условия для самообразования педагогов ДОО'

Условия для самообразования педагогов ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА / УПРАВЛЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕМ / ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Ирина Владимировна, Попенко Татьяна Александровна

В настоящей статье представлены результаты исследования развития уровня самообразования педагогов стажистов и молодых специалистов Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга. Основной акцент сделан на процесс развития самообразования в условиях ДОО. Предложены формы управления самообразованием и модель управления самообразованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Ирина Владимировна, Попенко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия для самообразования педагогов ДОО»

УСЛОВИЯ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО

1 2 Воробьева И.В. , Попенко Т.А.

1Воробьева Ирина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент;

2Попенко Татьяна Александровна - магистрант, кафедра философии и акмеологии, Уральскийо государственный педагогический университет, заведующая филиалом, Детский сад № 478 (филиал) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Детство», г. Екатеринбург

Аннотация: в настоящей статье представлены результаты исследования развития уровня самообразования педагогов - стажистов и молодых специалистов Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга. Основной акцент сделан на процесс развития самообразования в условиях ДОО. Предложены формы управления самообразованием и модель управления самообразованием.

Ключевые слова: образование, самообразование, самообразование педагога, управление самообразованием, формы управления самообразованием.

В условиях стремительного развития российского общества и глобальной информатизации, залогом успешного роста и благосостояния социума выступает концепция самообразования. Самообразование становится не только желательным, но и необходимым; не только средством, дополняющим образование, но и ведущим средством образовательного процесса [1].

В связи со сказанным мы создали систему оценки уровня самообразования педагогов со стажем и молодых специалистов, опираясь на предложенные в интернет источниках методики [2, 3]. В нашем исследовании приняли участие 25 педагогов-стажистов и 25 молодых специалистов Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга.

Мы выделили три направления оценки уровня самообразования педагогов:

1. Выявление способности к самообразованию.

2. Факторы, стимулирующие самообразование.

3. Показатели самообразования.

Результаты, полученные в ходе изучения направления «Выявление способности к самообразованию», показали следующее: педагоги - стажисты имеют достаточный потенциал к самообразованию, а молодые педагоги показали высокий потенциал к самообразованию. Недавние выпускники в большей мере понимают ценность самообразования и развивают свой потенциал. Интересно отметить, что у педагогов -стажистов намного ниже, чем у молодых специалистов показатели в критерии «освоение нового». Это можно объяснить заинтересованностью недавних студентов ИКТ- технологиями и развитием других средств технического прогресса, открывающих источник нового знания и интересной информации. Мы живем во время постоянного обновления информационно — коммуникационных технологий и не освоение их просто «выбросит педагога за борт» образовательного и учебного процесса.

Результаты по второму направлению «Факторы, стимулирующие самообразование» педагогов - стажистов и молодых педагогов. Педагоги, имеющие большой стаж работы оценивают максимально высоко самообразование надеясь, что это улучшит их уровень жизни. На втором месте рейтинга стимулирования оказалась организация труда, этот фактор имеет сильное влияние на возможность самообразовываться педагогам. На третьем месте внимание руководителей к самообразованию сотрудников, значит педагогам необходимо не просто личное самообразование для себя, но и возможность быть замеченным руководителем и при возможности получить либо финансовое поощрение, либо карьерный рост.

Для молодых педагогов наиболее важным является интерес к процессу самообразования. Недавним студентам необходимо серьезно подойти к вопросу выбора своего образовательного маршрута, поэтому именно интерес к собственному самообразованию и будущему занимает главную позицию в ответах. И конечно большую роль играет новизна деятельности — молодые специалисты надеются освоить новые виды интересной для них деятельности.

Полученный результат по третьему направлению «Показатели самообразования» педагогов- стажистов и педагогов, чей стаж составляет менее двух лет следующий: педагоги со стажем имеют достаточные способности к самообразованию, а молодые специалисты показали высокие способности к самообразованию.

Если сравнить результаты анкетирования педагогов- стажистов и молодых специалистов, то заметно преимущество в развитии самообразования молодежи над стажистами. На наш взгляд это объясняются лучшим освоением молодежью нового образовательного пространства сети интернет и овладение новыми информационными технологиями.

Поэтому для системы образования необходимо, прежде всего, продумать способы управления самообразованием педагогов.

Считаем, что на сегодняшний день можно выделить следующие формы управления самообразованием:

• самоуправление,

• управление посредством создания условий, необходимых для самообразования,

• косвенное управление через сопутствующие самообразованию процессы.

Под самоуправлением в большом энциклопедическом словаре понимается — самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами [4]. Самоуправление образованием осуществляется непосредственно самим педагогом по мере прохождения им образовательного маршрута. Это проявляется в самостоятельном контроле качества усвоения материала; степени его понимания; времени, отводимого на изучения материала; выборе формы, способа и средства получения самообразования. То есть, самоуправление самообразованием — это сугубо внутренний контроль каждой личности над собой, согласно ее индивидуальным особенностям, наклонностям, интересам.

Управление самообразованием возможно посредством создания необходимых условий. Для этого необходимо заинтересовать педагога; показать преимущества выбора пути самообразования; стимулировать самообразовательную деятельность; обеспечить ресурсами. Прежде всего необходимо создать условия для добровольного процесса самосознания. Для этого педагога необходимо информировать, для чего ему надо выполнять ту или иную деятельность и что он получит в итоге. На этом этапе снова можно управлять процессом самообразования, показывая педагогу преимущества выбора данного пути собственного развития. Указав на приобретение личностью новых интересных и полезных знаний, понимания сути многих вещей и явлений снова можно управлять процессом самообразования. Основными источники самообразовательной деятельности считаются: интернет - ресурсы, вебинары, научно-популярная литература, лекции, семинары, онлайн -конференции, обучающие программы, обмен опытом, СМИ, посещение выставок, музеев, и т. д. Предоставив педагогу возможность использовать все эти источники самообразовательной деятельности и выбирать оптимальный источник для каждой личности можно добиться высокого результата в управлении самообразованием. Кроме выбора источников самообразования можно предложить разные формы самообразовательной деятельности (индивидуальную или групповую), приемы работы, помочь в планировании времени на работу и контроля деятельности. И самое главное — самообразование должно быть в радость, то есть при управлении самообразованием, с

помощью создания определенных условий необходимо вызывать у педагога положительные эмоции в процессе его работы и по достижении им результата.

Косвенное управление возможно через сопутствующие самообразованию процессы. Мы выделили три направления посредством которых можно косвенно управлять самообразованием. Первое направление — это решение типичных задач, которые встают перед педагогами. Стремление к самообразованию вызывает желание преодолеть трудности, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Второе направление обусловлено современными особенностями развития образовательного процесса (ФГОС второго поколения, всемирная глобализация информации, развитие интернет — технологий). Третье направление связано с индивидуальными особенностями каждого педагога.

Возможности управления самообразованием могут быть реализованы во всех управленческих компонентах:

• Планирование. Можно управлять процессом самообразования с появления интереса у педагога к самообразовательной деятельности. Для этого надо, чтобы специалист осознал выгоды для себя от процесса самообразования и от дальнейшего результата.

• Организация. Процесс самообразования непрерывный, но планировать его необходимо поэтапно. Управлять самообразованием четко организовав саму деятельность от выдвижения цели и задач до желаемого результата, при этом делая акценты на главном и на затрачиваемое время. Необходимо учитывать особенности и возможности каждого педагога при организации его самообразовательной деятельности.

• Мотивация. Мотивацией является выход на высокий уровень творческих компетенций — способность педагога к творческому саморазвитию. Правильно подобрав для каждого педагога свой стимул для развития можно управлять процессом самообразования.

• Контроль деятельности педагогов по самообразованию.

Руководитель может добиться желаемых результатов, осуществляя контроль на каждом этапе процесса самообразования.

Чем более гибкая в основе которой поддержка активности личности модель управления выбрана, тем выше возможности управления самообразованием педагогов.

В результате изучения проблемы самообразования в условиях ДОО нами разработана модель управления самообразованием, которую можно применять как для стажистов, так и для молодых педагогов.

Модель представлена четырьмя взаимно связанными компонентами:

1. Обучение самообразовательной деятельности.

2. Стимулирование процесса самообразования.

3. Создание необходимых для самообразования условий.

4. Формирование климата организации, способствующего развитию самообразования.

Совместное использование компонентов усиливает общий желаемый эффект — развитие самообразования, но каждый компонент важен в отдельности.

Список литературы

1. Анкетирование учителей, учащихся, родителей [Электронный ресурс]. Режим

доступа http://yandex.ru / с1ск / jsredir?from=yandex. ги % / (дата обращения:

22.05.2018).

2. Бабушкина А.С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как ресурс повышения профессиональной компетентности педагогов [Текст] / А.С. Бабушкина // Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 25-28.

3. Вострикова Л.В. Сетевое взаимодействие как инструмент совершенствования профессиональной компетентности педагога [Текст] / Л. В. Вострикова // КОНФЕРЕНЦИУМАСОУ: сборник научных трудов и материалов научно -практических конференций. 2015. № 2. С. 55-60.

4. Герасимов Б.Н. Создание и развитие корпоративных приоритетов организации [Текст] / Б. Н. Герасимов // Экономика и общество. 2017. №1. С. 5-19.

5. Грушникова Е.В. Повышение квалификации педагогов в сетевом взаимодействии образовательных организаций: технологический аспект управления [Текст] / Е. В. Грушникова // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. С. 245.

6. Педсовет «самообразование» [электронный ресурс]: gorbovichis.narod.ru'fail / pedsovet. doc

7. Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие как механизм интеграции образования, науки, производства и оценка его результативности [Текст]: автореферат кандидат экономических наук / В.В. Маковеева. Новосибирск, 2013. 26 с.

8. Муравьев Ю.Л.Теория организации и организационное поведение [Текст]: учебное пособие / Ю.Л. Муравьев. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2015. 192 с.

ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПУТЬ К КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЕВРАЗИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Л.Н. ГУМИЛЕВА

12 3

Трубицкая Л.А. , Процюк О.А. , Белькович В.Н.

1Трубицкая Людмила Александровна - старший преподаватель; 2Процюк Оксана Александровна - старший преподаватель; 3Белькович Владимир Николаевич - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, факультет социальных наук, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается концепция личностно-развивающего образования, его целевые, содержательные и процессуальные аспекты, обеспечивающие развитие личности в образовательном процессе. В статье освещены приоритетные направления работы вуза и педагогов, направленные на формирование у студентов навыков самостоятельно мыслить, принимать решения, приобретать навыки межличностного общения. Также освещаются формы организации учебного процесса в ЕНУ, которые способствуют формированию культуры здоровья студентов, проявлению таланта и раскрытию творческого потенциала и способностей молодых людей. На частном примере ЕНУ им. Л.Н.Гумилева раскрываются условия формирования опыта личностного саморазвития как системы смыслов и ориентировочной основы дальнейшей непрерывной самореализации студентов.

Ключевые слова: образовательные программы, кредитная технология обучения, творческое освоение знаний, самообразование, ценности, саморазвитие, здоровый образ жизни, взаимодействие студентов и преподавателей, самостоятельность, активная позиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.