Научная статья на тему 'Личностно-развивающее образование как путь к качественной профессиональной подготовке студентов Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева'

Личностно-развивающее образование как путь к качественной профессиональной подготовке студентов Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубицкая Людмила Александровна, Процюк Оксана Александровна, Белькович Владимир Николаевич

В статье рассматривается концепция личностно-развивающего образования, его целевые, содержательные и процессуальные аспекты, обеспечивающие развитие личности в образовательном процессе. В статье освещены приоритетные направления работы вуза и педагогов, направленные на формирование у студентов навыков самостоятельно мыслить, принимать решения, приобретать навыки межличностного общения. Также освещаются формы организации учебного процесса в ЕНУ, которые способствуют формированию культуры здоровья студентов, проявлению таланта и раскрытию творческого потенциала и способностей молодых людей. На частном примере ЕНУ им. Л.Н.Гумилева раскрываются условия формирования опыта личностного саморазвития как системы смыслов и ориентировочной основы дальнейшей непрерывной самореализации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-развивающее образование как путь к качественной профессиональной подготовке студентов Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева»

2. Бабушкина А.С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как ресурс повышения профессиональной компетентности педагогов [Текст] / А.С. Бабушкина // Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 25-28.

3. Вострикова Л.В. Сетевое взаимодействие как инструмент совершенствования профессиональной компетентности педагога [Текст] / Л. В. Вострикова // КОНФЕРЕНЦИУМАСОУ: сборник научных трудов и материалов научно -практических конференций. 2015. № 2. С. 55-60.

4. Герасимов Б.Н. Создание и развитие корпоративных приоритетов организации [Текст] / Б. Н. Герасимов // Экономика и общество. 2017. №1. С. 5-19.

5. Грушникова Е.В. Повышение квалификации педагогов в сетевом взаимодействии образовательных организаций: технологический аспект управления [Текст] / Е. В. Грушникова // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. С. 245.

6. Педсовет «самообразование» [электронный ресурс]: gorbovichis.narod.ru'fail / pedsovet. doc

7. Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие как механизм интеграции образования, науки, производства и оценка его результативности [Текст]: автореферат кандидат экономических наук / В.В. Маковеева. Новосибирск, 2013. 26 с.

8. Муравьев Ю.Л.Теория организации и организационное поведение [Текст]: учебное пособие / Ю.Л. Муравьев. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2015. 192 с.

ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПУТЬ К КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЕВРАЗИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Л.Н. ГУМИЛЕВА

12 3

Трубицкая Л.А. , Процюк О.А. , Белькович В.Н.

1Трубицкая Людмила Александровна - старший преподаватель; 2Процюк Оксана Александровна - старший преподаватель; 3Белькович Владимир Николаевич - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, факультет социальных наук, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается концепция личностно-развивающего образования, его целевые, содержательные и процессуальные аспекты, обеспечивающие развитие личности в образовательном процессе. В статье освещены приоритетные направления работы вуза и педагогов, направленные на формирование у студентов навыков самостоятельно мыслить, принимать решения, приобретать навыки межличностного общения. Также освещаются формы организации учебного процесса в ЕНУ, которые способствуют формированию культуры здоровья студентов, проявлению таланта и раскрытию творческого потенциала и способностей молодых людей. На частном примере ЕНУ им. Л.Н.Гумилева раскрываются условия формирования опыта личностного саморазвития как системы смыслов и ориентировочной основы дальнейшей непрерывной самореализации студентов.

Ключевые слова: образовательные программы, кредитная технология обучения, творческое освоение знаний, самообразование, ценности, саморазвитие, здоровый образ жизни, взаимодействие студентов и преподавателей, самостоятельность, активная позиция.

В настоящее время образование является основным государственным приоритетом многих стран мира, которые стремятся создать гибкую мобильную систему высшего образования, отвечающую новым требованиям в условиях глобальной конкуренции. Совсем недавно президент страны Н.А. Назарбаев выдвинул задачу вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира. Поэтому создание национальной системы образования, соответствующей современным международным требованиям, имеет первостепенное значение для укрепления позиции Казахстана в зоне европейского и мирового высшего образования.

Вступление Казахстана в Болонский процесс открывает большие возможности для казахстанских университетов в реализации совместных образовательных проектов, такие как двудипломное образование, взаимное признание академических курсов, международных аккредитаций и др. Такая система с точки зрения методики и идеологии обучения позволяет со студенческой скамьи развивать у студента способности и навыки к обучению на протяжении всей жизни, приобретать навыки межличностного общения. Она обеспечивает достаточно четкую реализацию полученных знаний, способствует диверсификации методологии и методики обучения на разных уровнях подготовки кадров. Одной из первых в Центрально-Азиатском регионе Республика Казахстан стала членом Болонской декларации и полноправной участницей европейского образовательного пространства [1, с. 315].

Будущий специалист должен быть наделен такими качествами, как: умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, применять эти знания на практике для решения разнообразных проблем. Поэтому задача педагога - научить студента самостоятельно мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, взаимодействовать с ними сообща. Эти качества приобретут студенты, обучаясь в условиях использования интерактивных технологий. Парадигма «образование - обучение» меняется на парадигму «образование - становление» с принципом «образование в течение всей жизни».

Поэтому главной целью высшей школы должно стать формирование личности, способной к саморазвитию в процессе обучения специалиста [2, с. 88].

Сегодня ЕНУ им. Л.Н.Гумилева - вуз с особым статусом, предоставленным в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, и достаточно высоким международным авторитетом, реализатор инновационных технологий образовательного процесса и продолжатель лучших научных традиций.

Одной из приоритетных задач ЕНУ является осуществление комплекса мер по воспитанию молодежи с высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной ответственностью. В целях реализации этой задачи создан Центр молодежной политики, который охватывает обширные сферы студенческой жизни - от научно-исследовательской деятельности до организации досуга молодежи. Для эффективной работы всей организации были созданы комитеты различных сфер деятельности: Комитет культуры, Комитет спорта, Комитет науки и образования, Комитет информации, Комитет по внешним связям, Студенческие советы.

Доля обучающихся, принимающих участие в деятельности молодежных организаций, сегодня составляет 35% от общего контингента.

Жизнь студентов университета интересна и разнообразна. В университете есть все возможности для проявления таланта и раскрытия творческого потенциала и способностей молодых людей. Создано более 30 студенческих клубов по интересам и общественных объединений: «Жастар y^», «Жеп жаргы», «Дипломатический альянс», «Лагыл», «Лидер», «Promotion», ДК «Оратор», ДК «Парасат», Дебатный клуб «Виктория», «Романтика элемЬ» «Тагылым», шахматный клуб «Гроссмейстер», «InterZhas», Press-club «ENUFire», «IQ-Club», пиар клуб «Professional», клуб исследователей религий «Пирамида», патриотический клуб «Алгыр ^рпац» и другие.

39

В университете созданы все условия для творческого развития личности студента в ходе проведения различных мероприятий, ставшими традиционными в университете: «День Знаний», «Посвящение в студенты», «Венский бал», «Кыз Ж1бек», «Ер жлтт», «Култепн куш» (23 мая), День Победы, День защитника Отечества.

Студенты Евразийского национального университета принимают участие в мероприятиях городского, республиканского и международного масштаба: в организации Саммита ОБСЕ, Азиады 2017, Экономического форума в Астане, XIV Съезда Ассамблеи народов Казахстана, Олимпиады 2014 и 2018 годов и других событиях. На общереспубликанском уровне идет взаимодействие с такими молодежными организациями, как «Жас Отан», «Альянс студентов Казахстана», «Конгресс молодежи Казахстана», «Жасыл ел» и другими.

В университете созданы все необходимые условия для творческого развития обучающихся и проведения спортивно-массовых мероприятий.

В ЕНУ им. Л.Н. Гумилева работает Спортивный клуб, имеющий целью привить студентам постоянную потребность в занятиях физической культурой и спортом и пропагандировать здоровый образ жизни. Студент через мероприятия спортивного клуба, имеющие ярко выраженную направленность на сотрудничество, взаимопомощь, испытывает влияния принятых в коллективе правил и норм поведения, основанных на общечеловеческих ценностях. Ежегодно в университете действуют около 30 спортивных секций. Студенты университета участвуют в городских и республиканских соревнованиях по различным видам спорта, а также в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в рамках Университета. В 2015 году сборная ЕНУ заняла 1 место в восьмой летней универсиаде среди вузов Казахстана. Традиционными в университете стали «Дни здоровья», спартакиады «Первокурссника», осенние и весенние кроссы, тематические забеги.

Студенты ЕНУ им. Л.Н. Гумилева имеют право принимать участие в программе международного обмена. Также у студентов есть возможность обучиться по обмену в рамках грантовых и стипендиальных программ Европейского Союза (Erasmus Mundus), Государственного Департамента США (UGRAD), Германской службы академических обменов (DAAD) и т.д. По программам бакалавриата и магистратуры в рамках внешней академической мобильности студенты проходят обучение в университетах Чехии, Испании, Российской Федерации, Иордании, Японии, Португалии, Китайской Народной Республики, Федеративной Республики Германии, Саудовской Аравии, Южной Кореи.

Евразийский национальный университет в рамках программы ТЕМПУС IV реализует проект СТУДИК «Студенческое самоуправление и демократическое участие в Казахстане» (STUdents self-governance and Democratic Involvement in Kazakhstan). Цель проекта СТУДИК заключается в повышении общественной активности студентов в секторе высшего образования путем предоставления им возможности организовать собственные структуры самоуправления - основанные на демократических принципах студенческие объединения, ставящие своей целью развитие собственных стратегий и вовлечение в процесс принятия решений в своих вузах.

У нынешних студентов появляются новые роли и цели, связанные, с одной стороны, с сознательным, активным и ответственным развитием личностных и профессиональных компетенций, а с другой стороны, с активным поиском своего «Я» в профессии и в жизни. Таким образом, изначальная ориентация на результат и активная позиция по отношению к своему обучению являются индикаторами появления у будущих выпускников личной ответственности за качество своей профессиональной подготовки [3, с. 130].

Список литературы

1. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя / И.Н. Кузнецов. Минск: Современное слово, 2005. 685 с.

2. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации / С.Д. Поляков. М.: Дрофа, 2003. 129 с.

3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие / А.Н. Джуринский. М.: Дрофа, 2008. 240 с.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Ашурова Ш.Ш.

Ашурова Шахзода Шавкатовна - преподаватель, кафедра английского языка и литературоведения, Каршинский государственный университет,, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье говорится о том, что основные навыки и знания иностранного языка закладываются в средней школе. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых. Правильно подобранные игры можно применять не только на начальной и средней, но и на высшей ступени обучения иностранному языку. Ключевые слова: безэквивалентная лексика, сопоставление, семантика слов, языковая картина мира, лингвокультурная общность.

Изучение языка является долгой и кропотливой работой, требующей концентрации внимания и усидчивости, и поэтому, чтобы сохранить интерес учащихся к изучению языка следует серьезно подходить к организации урока. На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания иностранного языка. Выбор той или иной методики зависит от возраста обучаемых, а также целей и задач, поставленных перед преподавателем. Основные навыки и знания иностранного языка закладываются в средней школе, поэтому необходимо уделять этому процессу особое внимание. Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры, игровые ситуации. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся испытывать различные эмоции. Это мощный стимул к овладению языком. А. Н. Леонтьев в работе «Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе» определил игровую деятельность следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) - с другой. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре» [1; 320]. Фундаментальными целями использования игры на уроке английского являются: 1. Выработка конкретных навыков; 2. Развитие определенного речевого мастерства; 3. Обучение навыкам общения; 4. Усовершенствование требуемых способностей и психических функций 5. Познание в области страноведения и языка. Для выполнения этой задачи используются различные викторины, лото, конкурсы; 6. Фиксация речевого материала. Необходимо учитывать, что если цели данной методики сохраняются на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.