Научная статья на тему 'Условие формирования правовой культуры выпускников высшего педагогического образовательного учреждения'

Условие формирования правовой культуры выпускников высшего педагогического образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кибизова Елена Константиновна

Настоящая статья посвящена анализу особенностей формирования правовой культуры выпускников высшего педагогического образовательного учреждения. В данной статье описывается практический опыт работы по формированию правовой культуры будущих педагогов в условиях образовательного пространства высшего педагогического образовательного учреждения, а также охарактеризованы возможности правовых дисциплин в формировании правового сознания и правовой культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кибизова Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условие формирования правовой культуры выпускников высшего педагогического образовательного учреждения»

the benefit of increased student motivation. Students are eager to begin class and often arrive early at the computer lab, logging on the Internet and beginning research on their own. They also often stay after class to continue working on the Internet. Overall, students develop greater confidence in their ability to use English because they need to interact with the Internet through reading and writing. Using multimedia provides the students to gather information through media that encourages their imaginations, interests. Also it using this technology combined with the sense of teaching will create a successful teaching method [3, p. 88].

References

1. Vaughan Stay, Multimedia: Making It Work (first edition, ISBN 0-07-881869-9). Osborne/McGraw-Hill, Berkeley, 1993. 3 p.

2. Benefits and drawbacks of controlled laboratory studies of second language acquisition. Yang L. R. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 173 p.

3. The communicative method of teaching a foreign speaking. Passow EI Moscow. Education, 1991. 88 p.

УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Кибизова Е.К.

Кибизова Елена Константиновна — аспирант, кафедра педагогики,

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

Аннотация: настоящая статья посвящена анализу особенностей формирования правовой культуры выпускников высшего педагогического образовательного учреждения. В данной статье описывается практический опыт работы по формированию правовой культуры будущих педагогов в условиях образовательного пространства высшего педагогического образовательного учреждения, а также охарактеризованы возможности правовых дисциплин в формировании правового сознания и правовой культуры студентов.

Ключевые слова: российское общество, правовая культура, педагогическое образование, профессиональная направленность.

Сегодня государственная политика России устремлена на создание условий, гарантирующих развитие правовой грамотности граждан.

В современном российском обществе изменились требования к выпускникам высшего педагогического образовательного учреждения. Еще какое-то время назад, для характеристики квалифицированного специалиста было достаточно оценить его профессиональные качества, а сейчас, в список требований входят: знание современных информационных технологий, коммуникативная компетенция, управленческие навыки, а также правовая культура. Все перечисленные характеристики говорят о социализации и становлении личности не только как

85

члена общества, но и в первую очередь как профессионала. Формирование таких качественных характеристик является задачей высшей школы.

Российская правовая культура весьма специфична, на что весьма часто указывают исследователи. В настоящее время среди юристов и правоведов нет единого мнения об определении правовой культуры. В подтверждение сказанного приведём следующие определения.

Так, к примеру, С.С. Алексеев считает, что «правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода юридическое богатство общества» [1].

П.П. Баранов и А.П. Окусов в своей работе «Аксиология юридической деятельности» указывают, что «правовая культура - это совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность» [2, с. 72].

Н.Н. Вопленко утверждает, что правовая культура - это «совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества» [3, с. 41].

Анализ точек зрения ученых, занимающихся исследованиями в области правовой культуры личности, позволил прийти к выводам, что само понятие «правовая культура» - понятие, весьма неоднозначно трактуемое в современных гуманитарных науках, нуждается в определении, в котором были бы сконцентрированы основные направления уже существующих в научной среде формулировок.

В современных условиях функционирования нашего государства, задача, прежде всего, состоит в повышении у выпускников высшего педагогического образовательного учреждения правовой культуры, чтобы они, могли реализовывать свои права и обязанности как члены современного общества и граждане своей страны, а также в дальнейшем применять на практике полученные знания. Представляется возможным формировать высокую правовую культуру студентов путем преподавания необходимых для их профессиональной деятельности правовых знаний и приобретения навыков, позволяющих им самостоятельно понимать действующие правовые нормы, умело разбираться в них и применять в профессиональной деятельности. Однако, сегодня еще выпускники высшего педагогического образовательного учреждения, получая качественные профессиональные знания и умения, имеют недостаточные знания правовых норм своей деятельности, а также низкий уровень правовых навыков для решения вопросов в повседневной жизни [4, с. 141].

Формирование правовой культуры студентов происходит не только в процессе правового обучения и воспитания по правовым дисциплинам, но и в процессе освоения профессиональных дисциплин, тем самым будущие учителя овладевают правовой культурой профессиональной направленности.

Студенты являются самой образованной, самой профессионально квалифицированной, самой культурной частью молодежи. Эта категория молодежи во многом определяет общий уровень правовой культуры всей молодежи, от которой в будущем зависит уровень правовой культуры общества в целом.

В современных условиях формирование и развитие правовой культуры студентов, выступающей важной подсистемой общей культуры, обусловлено совокупностью взаимосвязанных объективных и субъективных факторов социально-экономического, социокультурного характера.

По нашему мнению необходимо закладывать в студентов основы социальной инициативы и работать над тем, чтобы это свойство человека развивалось, а для этого, необходимо работать над культурным потенциалом объекта.

Положительными тенденциями в формировании российской правовой культуры являются: регулярно принимаемые нормативно-правовые акты, изменения существующей законодательной базы, укрепление судебной системы, трансляция в СМИ юридически значимых процессов и явлений, а также практически во всех регионах РФ работают программы по оказанию бесплатной юридической помощи населению.

Исходя из теоретических положений и наблюдений за организацией образовательных учреждений, считаем, что необходимо сформулировать комплекс педагогических условий, способствующих формированию правовой культуры студентов: создание воспитывающей среды правового характера; формирование ценностно-правовых ориентации студентов путем введения спецкурса; целенаправленное включение студентов в учебную деятельность с применением активных методов обучения, направленных на актуализацию правовых функций.

С проблемами правового воспитания, правовой социализации, формирования правовой культуры школьников студенты высшего педагогического образовательного учреждения знакомятся в процессе изучения дисциплин: история образования, педагогика межнационального общения, теория и методика обучения праву, социальная педагогика. Учитывая характер информации, образовательный процесс построен на методах активного и интерактивного обучения. Таким образом, пользуясь интерактивными методиками, вовлекая участников в процесс поиска путей решения проблем и задач, стимулируя творческий поиск, можно добиться эффективного усвоения материала и понимания прав ребенка и принципов их реализации в жизнедеятельности детей [5, с. 54].

Тенденции формирования правовой культуры в системе высшего педагогического образовательного учреждения не столь привлекательны, как это требуется, поэтому с течением временных промежутков мы не видим сильных изменений в процессе изучения правовой культуры и формирования понимания студентов в данной области.

В соответствии с новыми учебными планами на изучение правовых дисциплин отводится, на мой взгляд, недостаточное количество времени.

Основными сложностями формирования правовой культуры студентов высшего педагогического образовательного учреждения заключается в частичном отсутствии должного правового воспитания в данной сфере. Огромное внимание уделяется процессу обучения основных дисциплин, присущих профессии педагога, однако правовая культура остается на достаточно низком уровне.

Формирование правовой культуры у будущих учителей представляет собой сложный комплекс коммуникативно-воспитательного воздействия, состоящий из таких взаимосвязанных частей, как обеспечение осведомленности в правовых вопросах, в вопросах формирования правового сознания, а также выработка умений, навыков и привычки вести себя в строгом соответствии с требованиями морали и права. Обязательной и неотъемлемой частью правовой культуры здесь становится формирование коммуникативной культуры будущего специалиста, так как ему придется в жизни выступать добрым наставником, надежным адвокатом, справедливым судьей, грамотным юрисконсультом для детей, родителей и руководству в образовательных учреждениях. Для этого необходимы блестящие ораторские способности, уверенность в себе, компетентность в выбранной профессии и большая любовь к детям.

На наш взгляд, в целях реализации требований Закона, в профессиональном образовании необходимо осуществлять реализацию спецкурсов «Правовая культура педагога»; «Право. Основы правовой культуры»; «Основы правовых знаний педагога». Разработка данных программ необходима для студентов неюридических специальностей, в данном случае речь идет о студентах высшего педагогического образовательного учреждения. Введение подобных спецкурсов, превращается в социально значимый механизм, благодаря которому будут повышаться не только знания о правовых и моральных ценностях, но и превращать их в личные убеждения, а впоследствии осуществлять трудовую деятельность в соответствии с правовыми предписаниями.

Исходя из вышесказанного, следует выделить ряд условий, необходимых для формирования правовой культуры студентов высшего педагогического образовательного учреждения. На наш взгляд, процесс формирования правовой культуры будет эффективным в том случае, если данный процесс будет в первую очередь естественным и непрерывным. Во-вторых, следует создать актуальный источник правовой информации в доступной студенческой среде. И, в-третьих, необходимо организовать получение правовых знаний и навыков, необходимых в профессиональной деятельности педагога, в течение всего образовательного процесса.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. 116 с.

2. Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов-на-Дону, 2003. 364 с.

3. ВопленкоН.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000. 52 с.

4. Полухина О.П. Концептуализация понятия правовой культуры молодежи. Территория науки, 2016. № 2. С. 139-144.

5. Фабриков М.С., Фортова Л.К. Особенности формирования правовой культуры студентов в условиях образовательного пространства. Научное мнение, 2016. № 15. С. 53-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.