ускоренное обучение технике игры на аккордеоне в учреждениях
дополнительного образования
Антон Алексеевич ХРИТОХИН,
аспирант кафедры педагогики и психологии
Московского государственного университета культуры и искусств
e-mail: [email protected]
В статье раскрываются методические подходы, обеспечивающие эффективное техническое развитие учащихся-аккордеонистов в учреждениях дополнительного образования. Дидактические принципы: интерес, наглядность, доступность, систематичность и последовательность рассматриваются в ракурсе творческого применения, получают новое осмысление. На базе секвенционного развития предлагаемый инструктивно-тренировочный материал позволяет совершенствовать технический потенциал учащихся-аккордеонистов на фактурном, рационально-аппликатурном, метроритмическом, темповом, штриховом и интонационном уровнях. Упражнения содержат творческие задания, связанные с исполнением разнообразной мелизматики: трели, морденты. Такой подход позволяет более качественно работать с гомофонно-гармоническим и полифоническим нотным материалом. Предлагаемая авторская методика способствует созданию педагогических условий, обеспечивающих как техническое, так и художественно-творческое развитие начинающих учащихся-аккордеонистов. Анализ положительного музыкально-педагогического опыта с использованием авторской методической разработки дает возможность подойти к реализации ускоренного обучения игре на аккордеоне в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: техническое развитие учащихся-аккордеонистов, учреждения дополнительного образования.
The article describes the methodological approaches to ensure effective technical development accordion students in institutions of further education. Didactic principles of interest, visibility, accessibility, regularity and consistency are considered from the perspective of creative application, get a new interpretation. On the basis of the proposed development sekventsionnogo instructional training material allows students to improve technical capacity accordion on textural, rational fingering, metroritmicheskom, tempo, the bar and the intonation levels. Suggested exercises include creative tasks related to the execution of various melizmatika: trills mordents. This approach permits better to work with a homophonic and polyphonic harmonic musical scores. The author's technique contributes to the creation of pedagogical conditions for both technical and artistic and creative development of students beginners accordion. Analysis of positive musical teaching experience using the author methodological development provides an opportunity to approach the implementation of accelerated learning to play the accordion in additional education establishments.
Key words: technical development of students accordionists in the institutions of additional education.
В современных подходах к обучению игре на музыкальном инструменте педагоги часто ограничиваются дифференцированным подходом, обуславливающим предмет развития определенной способности, умения или навыка. В свою очередь, некоторые научные положения и практические достижения свидетельствуют о правомерности комплексного подхода в решении как технических, так
и художественно-творческих задач обучающегося музыканта-исполнителя. Путь к формированию целостного эстетического сознания во многом может помочь в создании педагогических условий, определяющих эффективность технологического процесса начинающих музыкантов. Формирование эстетических (музыкальных) интересов, потребностей, вкуса позволяет учащимся-музыкантам быстрее заглянуть в мир музыкальных открытий, найти творческий подход в решении сугубо технических задач (звукоизвлечение, звуковедение, звукопро-изношение) и др. Важно, чтобы эти процессы впоследствии определяли культуру звукоизвлечения, звуковедения, исполнительскую культуру в целом. Такой подход во многом обуславливает детерминантность технического и художественно-творческого направлений в обучении игре на музыкальном инструменте. Важно понимать, что техническая составляющая исполнительской культуры - важное средство воплощения музыкального образа. Техническая сторона исполнения, лишенная художественно-творческого вектора, превращается в самоцель, бессмыслицу.
Особенности творческого процесса в рамках музыкальной исполнительской деятельности заключаются в педагогической направленности, которая предполагает:
• ориентацию на аудиторию обучающихся соответственно звеньям системы музыкального образования (школа - училище - вуз);
• стремление актуализировать художественные образы на основе собственного исполнения музыкальных произведений;
• вовлечение обучающихся в совместную исполнительскую деятельность («урок-дуэт» /педагог - учащийся/, «урок-концерт», «класс ансамбля», «класс оркестра», «хоровой класс»);
• активизацию творческого потенциала обучающихся на уровне эстетического сознания (интересы, потребности, вкусы, способности, ценностные ориентации, мировоззрение в целом);
• активизацию творческого потенциала обучающихся на уровне бессознательного (иррациональность, интуиция, импровизация, чувства, эмоции, внутренние состояния /приподнятое настроение, озарение, вдохновение/;
• активизацию самостоятельной работы обучающихся;
• через музыкальное исполнительство познание мира художественных образов в целом.
Концертные выступления педагога должны быть ярким событием в музыкально-творческой жизни обучающихся. Их воспитательное и учебное значение трудно переоценить. Подобные концерты сами по себе являются прямым продолжением теоретико-методической составляющей художественно-педагогического процесса. Тот преподаватель, который выступает со своими учениками, при этом, открывая им дверь в мир исполнительского мастерства, обладает куда большим педагогическим потенциалом, чем учитель, утративший навыки игры.
Поиск интересных подходов использования исполнительской практики в музыкально-творческом процессе - важная задача, стоящая всегда перед педагогом и обучающимися. Художественно-творческая составляющая во многом базируется на технологическом фундаменте.
Предлагаемый технологический базис обучения технике игры на аккордеоне следует рассматривать не как альтернативу существующим методикам, а как дополнение к сложившимся традициям технического развития исполнителей.
Традиционный процесс технического роста аккордеонистов предполагает освоение всех видов гамм, арпеджио, аккордовых последовательностей. Такой подход является базовым. От успешности выполнения подобных технических задач часто зависит судьба исполнителя (станет ли он мастером своего дела либо уйдет из мира исполнительства с чувством разочарования).
В традиционном подходе помимо большого количества положительных моментов существует много противоречий. Например, для того, чтобы исполнить обычную мажорную или минорную гамму правой рукой, аккордеонисту необходимо задействовать сразу все пять пальцев, которые в силу природы человека имеют разную длину, мышечную массу, степень активности, скоординирован-ности и т.д. Первый и пятый пальцы - относительно короткие. Первый палец по расположению удален от остальных. Четвертый и пятый пальцы, как правило, более слабые в силу физиологических причин. Первый, второй и третий пальцы - традиционно более сильные. Поэтому не случайно «первые шаги» аккордеониста часто напоминают ходьбу хромого человека, который опирается на здоровую (более сильную) ногу, а его больная (более слабая) нога находится в неестественном, полузажатом состоянии. Технологическую ситуацию усугубляет необходимость смены позиции, в результате которой происходит поворот кисти руки. После подобного маневра рука в силу отсутствия исполнительского навыка часто зажимается и не приходит в первоначальное естественное рабочее положение. Если сразу не снять образовавшийся зажим кисти, а иногда и целой руки, то дальнейшее исполнение становится мучением, настоящим истязанием. Причиной этому служит следующая смена позиции: подгиб первого пальца, который осуществляется после третьего пальца при игре гаммы вверх, и подгиб третьего пальца после первого пальца - при игре гаммы вниз. (Имеется в виду исполнение гаммы в одну октаву). При игре гаммы в две октавы ситуация усугубляется в силу использования при смене позиций не только первого, третьего пальцев, но и первого, четвертого пальцев. Между последней парой пальцев расстояние увеличивается. Поэтому поворот кисти может осуществляться более болезненно с отрицательными для игры последствиями. В данном случае слабый четвертый палец создает дополнительные объективные трудности для формирования моторно-двигательной системы, связанной со звуками-образами. Отработка правильного движения кисти руки при смене позиций происходит, как правило, очень медленно. В ряду многих причин - наличие только одной смены позиции при игре гаммы вверх и всего одной смены позиции при игре гаммы вниз. (Имеется в виду исполнение правой рукой в одну октаву). Другими словами, гамма не является в полной мере специализированным упражнением для формирования исполнительских навыков, связанных со сменой позиций, а также для равномерного развития всей пальцевой системы. Необходимость игры в быстрых темпах, различных метроритмических условиях, фактурных слоях лишь добавляет и усугубляет отрицательные факторы технического развития, удлиняет процесс формирования исполнительских умений и навыков, отодвигает в необозримое далекое освоение основных исполнительских движений-действий. Зажатость, нудность, неудобство, насилие, бессмысленность - эпитеты, которые часто сопровождают вышеизложенную проблемную ситуацию. Весь перечисленный негативный круг можно целиком отнести и к процессу исполнения арпеджио, хроматических гамм, аккордов,
который основывается на традиционной аппликатуре, общепринятой методике технического развития аккордеонистов.
Как в подобных технологических условиях быстро добиться свободы исполнения? Каким образом хорошее ориентирование на клавиатуре сделать не далекой перспективой, а близкой реальностью? На какой основе можно постепенно (от простого к сложному), систематично и последовательно развить в равной мере сильную, хорошо скоординированную пальцевую систему аккордеониста? Что необходимо предпринять для того, чтобы смена позиций стала простой формальностью, обеспечивающей естественную планомерную работу моторно-двигательного аппарата в любом звуковысотном расположении? Эти вопросы до недавнего времени во многом оставались открытыми.
Существует ли сегодня инструктивно-тренировочный материал, который бы позволил в комплексе эффективно решать все перечисленные важные проблемы технического развития аккордеонистов? Есть ли в настоящее время такая технологическая основа, которая сразу бы нацеливала исполнителей на рациональное и, вместе с тем, продуктивное, интересное и конструктивное решение основных технических задач, оставляя пространство для творческого поиска? Следует ответить положительно.
Предлагаемая методика прошла успешную апробацию в различных регионах России, в том числе Московской, Ленинградской, Орловской областях. Дадим ее краткое описание.
Инструктивно-тренировочный материал методики состоит из упражнений. Каждое звено упражнения представляет определенную позицию, смена которой происходит поступенно. Плюс к этому, развитие музыкального материала идет по секвенциям, в постоянном метроритмическом режиме. (Могут использоваться двухдольные, трехдольные и смешанные размеры). Характерен постепенный ввод пальцев в аппликатурный круг (используются сначала первый - третий, затем первый
- четвертый и позже первый - пятый пальцы). Техника смены позиций сосредотачивает в себе определенную гибкость, систематичность и последовательность. В диатоническом поступательном гаммаобразном движении голосов вверх предусмотрено освоение процесса смены позиций в различных вариантах: подгиб большого пальца после второго пальца, затем после третьего, позже после четвертого, а вниз
- подгиб после первого пальца второго, третьего, затем четвертого пальцев. Отработка приема (определенного пальцевого подгиба) происходит многократно (на каждой ступени звукоряда) в одном упражнении. Таков своеобразный обучающий эффект. Его образует секвенционное поступенное перемещение звеньев упражнения. Каждое упражнение может заключать внутри себя принцип вариативности в русле аппликатурном (например, вверх - используется подгиб большого пальца после второго, а вниз - третьего после первого) и т.д.
Следует заметить, что принцип вариативности предлагаемой методики работает не только на аппликатурном уровне, но и на темповом, штриховом, метроритмическом, артикуляционном, динамическом, ладовом, фактурном и интонационном.
Все упражнения начинаются от звука «до», что позволяет быстро выучить основной звукоряд, сориентироваться на клавиатуре правой руки, усвоить исполнительские принципы и далее системно, последовательно развиваться на техническом уровне. Вместе с тем, аккордеонисты, имеющие определенные знания
и исполнительский опыт, всегда найдут для себя развивающий технологический материал, подберут необходимые конструкции упражнений.
В упражнениях предусмотрено использование только трех самых сильных пальцев (первого, второго, третьего), которые расположены подряд, что создает благоприятные условия для выработки координации пальцевых движений на начальном этапе обучения аккордеонистов. Относительная сбалансированность этих пальцев, их физиологическая независимость дает возможность равномерно развивать аппликатурную систему, в поступательном режиме осваивать азы исполнительского искусства. Сильные первый, второй и третий пальцы позволяют сделать игру удобной, доступной, в постоянном режиме ускоренного развития, освоения нового знания. Каждое упражнение имеет двух- или трехдольную метроритмическую конструкцию, используются длительности: половинная с точкой, половинная, четвертная и восьмая, которые можно менять в сторону укрупнения и наоборот, следуя целесообразности процесса обучения. Необходимо заметить, что смена позиций изначально происходит с помощью первого и второго пальцев - не только сильных, но и наиболее близких друг к другу по расположению, что создает условия для минимального поворота кисти, для формирования экономичных, рациональных движений. Затем при смене позиций включается в работу третий палец. Каждое упражнение можно играть различными штрихами, усложняя ритмические конструкции, поднимая темп, расширяя диапазон до двух октав и более. Упражнения содержат элементы репетиций. Повторение звуков происходит на третьей ступени каждого звена упражнений (показатель лада) и на первой ступени (тоника), что представляет важные обучающие элементы. Репетиции на третьей ступени звена секвенции осуществляются с помощью третьего и второго пальцев - самых сильных и близко расположенных друг к другу. Репетиции на первой ступени - производятся с помощью первого и второго пальцев, также сильных и близко расположенных друг к другу. Следует обратить внимание, что начало репетиций на третьей ступени происходит с третьего пальца, а начало репетиций на первой ступени - с первого пальца. Налицо полное соответствие аппликатуры ступеням секвенционного ряда, что создает благоприятные условия для координации движений-действий, хорошей ориентации на клавиатуре.
Упражнения содержат элементы трелей, мелизматики в целом. Эти исполнительские приемы, как и репетиции, важны для освоения разнообразных музыкальных жанров, стилей, направлений.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что содержание технического и эстетического развития учащихся-музыкантов должно иметь следующую направленность: совершенствование всех элементов эстетического сознания исполнителей и, прежде всего, доминирующих - интереса, потребности, вкуса; расширение спектра знаний и подъем качества музыкального образования посредством активного освоения разнообразного инструктивно-тренировочного материала эстетической действительности в целом; развитие творческого потенциала начинающих исполнителей с учетом применения принципа природосообразности и воспитывающего обучения.
Следует констатировать, что технический и творческий рост учащихся-музыкантов во многом обуславливает принцип вариативности на аппликатурном, метроритмическом, интонационном, фактурном, тембровом, темповом и художественном уровне в целом.
Примечания
1. Абдуллин, Э.Б. Николаева Е.В. Креативность / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева // Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004.
2. Абдуллин, Э.Б. Теория и методика преподавания музыки / Э.Б. абдуллин // Музыкальное образование: методолого-методическая подготовка учителя музыки. Серия «Педагогический университет». - М., 2000.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М., 2001.
4. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей / Б.В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.
5. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. - М.,1984.
6. Блок, М.В. Насущные проблемы музыкальной педагогики / М.В. Блок. - М., 1964.
7. Блох, О.А. Принципы и формы освоения комплексного репертуара для музыкальных ансамблей вузов культуры / О.А. Блох. - М.: МГУК, 1998.
8. Блох, О.А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся- музыкантов / О.А. Блох. - М.: МГУКИ, 2006.
9. Гайсин, Г.А. Аккордеон в истории отечественной и зарубежной музыкальной культуры: учебно-методическое пособие / Г.А. Гайсин. - Ярославль, 2009.
10. Голубева, Е.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Теплова / Е.А. Голубева // Способности. К столетию со дня рождения Б.М. Теплова.- Дубна, 1997.
11. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский. - М., 2001.
12. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская. - М., 2001.