УДК 786.8 ББК 85.315.3 З-47
Зекох Светлана Юсуфовна, доцент кафедры музыкальных инструментов института искусств Адыгейского государственного университета, тел.: (8772)554868.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕХНИЧЕСКИМИ ТРУДНОСТЯМИ БАЯНИСТА-АККОРДЕОНИСТА
(рецензирована)
Работа над совершенствованием исполнительской техники занимает важное место в учебном процессе и является предметом постоянной работы педагогов и учащихся. Быстрому совершенствованию исполнительской техники способствуют различные приемы и методы работы.
Ключевые слова: техническое развитие, штрихи, метроритм, темп, регистр.
Zekokh Svetlana Yusufovna, Cand. of Pedagogics, senior lecturer of the chair of musical instruments of the Institute of Arts, Adyghe State University, phone: (8772) 55486.
TECHNICAL DIFFICULTIES OF A BAYAN- AND ACCORDION- PLAYERS
Work on improving the performing technique plays an important role in the educational process and is the subject of an ongoing work of teachers and students. Rapid improvement of executive technology depends on a variety of techniques and methods of work.
Keywords: technical development, strokes, metro-rhythm, tempo, register.
Исполнительское мастерство аккордеониста, его общее музыкальное развитие и техническая подготовка тесно связаны с длительной работой над большим объемом музыкальной литературы.
Техническая оснащенность - пальцевая беглость, свободная координация движений рук, умение выбрать и правильно применить рациональную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения и др. - приобретается путем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала.
Это, во-первых, работа над гаммами, арпеджио, аккордами - основными техническими формулами. Овладение ими способствует выработке определенных двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее осваиваются технические трудности, встречающиеся в художественных произведениях. Кроме того, игра гамм расширяет общемузыкальные знания учащихся, способствует развитию чувства ладотональности. Работая над гаммами, арпеджио и аккордами, следует стремиться к их легкому и свободному исполнению в любых темпах, различными метроритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона инструмента.
Во-вторых, это и специальные упражнения, применяющиеся для выработки следующих навыков: взаимодействия, независимости, подвижности пальцев; быстрого перемещения кисти посредством движения запястья и др.
Кроме того, очень важны и разнообразные упражнения, подобранные (сочиняемые) самими учащимися для отработки конкретных технически трудных мест в разучиваемых произведениях.
При работе над преодолением технических сложностей часто пользуются методом вычленения, то есть выучиванием отдельно взятых трудных эпизодов или тактов произведения. В таких случаях обычно повторяют неудобные переходы (связывая их с предыдущим и последующим), выделяют в медленном темпе то, что «забалтывается»,
стремясь к тому, чтобы все ноты звучали ровно, как в ритмическом, так и в звуковом отношениях.
Работу над технически сложным местом методом вариантов не следует начинать до тех пор, пока не будет ясно осознан художественный смысл произведения в целом. Лишь после этого можно приступить к его проработке конкретными способами варьирования. Нужно играть выразительно (как правило наизусть), стремясь достигнуть большой четкости и точности движений. Небрежная игра, без должного контроля за качеством исполнения, без определенных художественных целей не только не помогает, но и вредно сказывается на исполнении авторского рисунка.
Применяя способы варьирования, вначале следует тренироваться в медленном темпе. Это позволит овладеть технологией различных приемов звукоизвлечения (пальцевой удар, нажим и др.); четко представить необходимые изменения игровых положений руки, кисти, тщательно продумать детали нотного текста (случайные знаки альтерации, нюансы, агогику и т.д.).
Изменение силы звука предполагает игру на различных динамических уровнях (громко, тихо и чередуя уровни), то есть комбинированными нюансами. Целесообразность громкой игры заключается в том, что слуховая память легче фиксирует звуковысотный рисунок, такая игра дает возможность более полно воспринимать гармоническую фактуру музыкального произведения. При игре тихим звуком у баяниста активизируется слуховое восприятие, так как ему приходится внимательно вслушиваться в исполнение. Игра комбинированными нюансами (когда исполнитель играет первый такт громко, другой -тихо, затем наоборот) способствует быстрому переключению внимания и, следовательно, его активизации. Вышеуказанный способ может быть применен в произведениях любого фактурного изложения (кроме полифонического).
Изменение регистра предполагает перенос технически трудного отрывка из верхнего регистра в нижний. Польза данного способа разучивания двоякая: во-первых, играя на октаву ниже, исполнитель лучше слышит и ярче воспринимает звучание, во-вторых, технически трудный отрывок выучивается при удобном положении рук.
Изменение тональности заключается в транспонировании разучиваемого отрывка вверх и вниз на полтора тонна (при сохранении выбранной аппликатуры). Транспонирование активизирует слуховое восприятие технически трудного эпизода (пассажа), заставляет заново осознавать гармонию, интервальное соотношение.
Изменение метроритма может осуществляться следующими приемами: метрическое и противометрическое акцентирование, игра с намеренными остановками на метрически сильных и слабых долях, членение одинаковых длительностей на разные дробные доли. Сущность первого в том, что выделяются не только начала тактов и полутактов, но и начальные звуки долевых групп. Это так называемое метрическое акцентирование.
Второй прием изменения метроритма состоит в переносе акцента на один из слабых звуков долевой группы. Это - противометрическое акцентирование.
Изменение штриха предполагает игру залигованного нотного текста штрихом нон легато и стаккато.
Нон легато - штрих, при котором звуки не связаны между собой и исполняются с едва заметными перерывами - цезурами: каждый палец делает замах, а затем мгновенно ударяет клавишу. При маховом ударе обостряется ощущение контакта пальцев с клавишами, что способствует более высокому качеству исполнения легато.
Стаккато - штрих, при котором звуки извлекаются отрывисто: пальцы резко ударяют по клавишам и как бы отскакивают от них. При этом хорошо прослушиваются все звуки, отрабатывается самостоятельность каждого пальца. Четкость мышечных ощущений, что в конечном счете также влияет на качество исполнения залигованных звуковых последовательностей.
Изменение штриха полезно применять при проработке стаккатных эпизодов (частей) в пьесах и этюдах на «мелкую» технику, проигрывая их штрихом легато. Легато -связное звукоизвлечение: звуки как бы переходят один в другой без перерывов и атаки. Палец, извлекающий звук, мягко опускается на «дно» клавиши, другой, касаясь поверхности следующей клавиши, готовится к нажиму. Такая игра способствует выработке более «глубокого» стаккато, необходимого для хорошей артикуляции стаккатных звуковых последовательностей. Кроме того, найденные при игре легато объединяющее движение поможет определить структуру мотива, правильно его произнести и более осмысленно исполнить музыкальную фразу в целом.
Собирание мелодической линии в аккордовые построения заключается в том, что арпеджированная фактура играется аккордами. Это способствует быстрому запоминанию гармонических последовательностей произведения и нахождению игрового положения кисти, удобного для извлечения сразу нескольких звуков. Суть способа
арпеджирования аккордовых построений состоит в том, что произносимое созвучие как бы «развертывается» в равномерной последовательности. Проигрывать произведение данным способом нужно в спокойном темпе, что дает возможность исполнителю тщательно следить за следующей технологией движений: палец, извлекающий звук, остается на клавише, следующий палец также задерживается и т.д., пока не извлекутся все звуки аккорда. Полезность вышеназванного способа в том, что он позволяет четко представить изменение игровых положений руки, кисти и продумать детали нотного текста.
Этот способ рекомендуем употреблять при изучении произведений, исполняющихся в достаточно подвижных темпах.
Мы коснулись лишь некоторых способов преодоления технических сложностей, осветив подробно метод вариантов. Разумеется, указанный метод используется с учетом музыкальных способностей и индивидуальных особенностей аккордеониста. Но здесь решающая роль принадлежит преподавателю, который рекомендует учащемуся целесообразность того или иного способа (приема) при работе над конкретным технически трудным эпизодом или частью пьесы. Следует особо отметить: вся работа над освоением технических трудностей на аккордеоне методом вариантов - не самоцель, а лишь средство для глубокого раскрытия художественного содержания музыкального произведения.
Литература:
1. Ризоль Н. Принципы применения пятипальцевой аппликатуре на баяне / Н. Ризоль. - М., 1977.
2. Чиняков А.И. Преодоление технических трудностей на баяне (аккордеоне) / А.И. Чиняков. - М., 1993.