Научная статья на тему 'Ускорение развития сферы услуг как необходимое условие модернизации экономики'

Ускорение развития сферы услуг как необходимое условие модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2782
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СФЕРА УСЛУГ / ТОРГОВЛЯ / РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ПОСТИНДУСТРИ-АЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОКАЗАТЕЛИ / ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пастухов Александр Львович

На основании ретроспективного историко-культурного анализа динамики мирового экономического развития, проведенного на основе концепции модернизационного маркетинга, выявлены тенденции развития сферы услуг в постглобалистском обществе как сводной обобщающей гиперотрасли, включающей предоставление разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ускорение развития сферы услуг как необходимое условие модернизации экономики»

УДК 338.46:334.012.23:334.012.42:334.012.56 УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

А.Л. Пастухов1

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУ-

СЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7

Аннотация - На основании ретроспективного историко-культурного анализа динамики мирового экономического развития, проведенного на основе концепции модернизационного маркетинга, выявлены тенденции развития сферы услуг в постглобалистском обществе как сводной обобщающей гиперотрасли, включающей предоставление разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Ключевые слова: экономика; сфера услуг; торговля; разделение труда; постиндустриальная экономика; показатели; группы.

THE ACCELERATION IN THE SERVICES SECTOR DEVELOPMENT AS A NECESSARY CONDITION FOR THE MODERNIZATION OF THE ECONOMY

A.L. Pastuhov

St. Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St. Petersburg, Kavalergardskaya street, 7 The summary - On the basis of retrospective historical-cultural analysis of the dynamics of global economic development, conducted on the basis of the concept of modernization of marketing, tendencies in the development of services sphere in the post global society as a consolidated summary of Hyper industry, including the provision of a variety of types of services, rendered to enterprises, organizations, and physical persons.

Key words: economy; sphere of services; trade; division of labour; post-industrial economy; indicators; the group.

Одной из системообразующих свойств современной экономики является разделение труда. Оно не только определило институциональные контуры экономической модели доминирующей экономики, создало условия для генезиса капитализма в Европе в средние века, но и стало основой для формирования определенных экономикотехнологических формаций, а также, в настоящее время, влияет на региональную дифференциацию мировой экономики по страновому принципу с учетом природных условий, геополитических реалий и кластерной организации.

Ретроспективный историкокультурный анализ динамики мирового экономического развития, проведенный на основе концепции модернизационно-го маркетинга, позволяет выявить следующую тенденцию:

В древние времена оказание услуг в условиях доминирования натурального хозяйства как массовое эко-

номическое явление было слабо развито или не развито вовсе. Товарный обмен и торговля осуществлялись в основном в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда. Формирование сферы услуг как расширяющейся и все более значимой отрасли экономики базируется на развитии предпринимательства и товарного хозяйства. Смысл ее состоит в том, что слабое разделение труда приводит к небольшим или малозначимым рискам. Обмен товарами, его расширение создают рыночную конкуренцию и, следовательно, порождают механизм роста конкурентоспособности - обеспечение гарантий производителя, обеспечиваемый необходимым сервисом, что соответствующим образом приводит к росту рисков и последующему усилению значимости предпринимательского феномена в экономическом развитии.

Развитие торговли (одна из отраслей услуг), способствовало сначала

развитию кораблестроения, мореплаванию, затем, созданию мануфактурных производств. Развитие мануфактурного производства привело к созданию заводов и фабрик, что определило этап промышленного развития экономики, поддерживаемого развитием науки. Кроме того, одновременно с развитием промышленности формировались такие отрасли сервиса как банковские и страховые, а затем финансовые и правовые услуги.

Впоследствии, при дальнейшем разделении труда сфера услуг сформировалась как самостоятельная гиперотрасль экономики. Сфера услуг представляет собой часть глобальной экономики, включающей в себя все виды услуг, оказываемых как на коммерческой, так и на социальной основе. По мере эволюции человеческого общества, поступательного движения научнотехнического прогресса, механизации и автоматизации физического труда сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым, обеспечивающим сектором экономики.

В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.

В настоящее время сфера услуг обеспечивает в рамках глобального разделения труда не только рост эффективности производственных отраслей и качества жизни населения, но и развитие новых наукоемких отраслей и трудовую занятость населения. В экономически развитых странах сфера услуг составляет большую часть экономики (свыше 50% ВВП).

Модернизационный маркетинг обоснованно утверждает, что сфера услуг - сводная обобщающая гиперотрасль, включающая предоставление разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами для удовлетворения потребностей предприятий, организаций и физических лиц, имеющая наивысший рейтинг перспективности развития в постгобалистском обществе. Экономика сферы услуг включает в себя услуги для физических лиц в сфере культуры, образования, здравоохранения, бытового обслуживания, пассажирского транспорта и связи, рек-

реационные услуги, общественное питание, в том числе:

- образовательные услуги в области высшего и среднего профессионального образования, общего образования, дошкольного образования, дополнительного образования и индивидуального творчества, профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- медицинские услуги, в том числе амбулаторное и стационарное лечение, оказание неотложной медицинской помощи, мероприятия по профилактике заболеваний и т. д.;

- услуги в сфере досуга: театральные, танцевальные, цирковые и иные культурно-массовые представления, киносеансы, фото и видео съемка;

- ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта;

- ремонт, гарантийное и постгарантийное обслуживание различной бытовой техники;

- услуги в сфере жилищнокоммунального хозяйства по поддержанию жилой инфраструктуры и транспортировке газа, воды, электроэнергии, а также услуги аренды;

- внутренняя и международная торговля;

- ресторанный бизнес и общественное питание;

- гостиничный сервис и туризм, в том числе оформительские услуги и экскурсионное обслуживание;

- сервис в сфере таможенного дела, в том числе оформление документов, идентификационная экспертиза товаров и их химического состава;

- услуги в сфере архитектуры и градостроительства;

- юридические, нотариальные услуги;

- похоронные услуги;

- бытовые услуги, в том числе услуги по пошиву, ремонту обуви, одежды и аксессуаров, парикмахерские и косметологические услуги;

- охранные услуги, в том числе сопровождение грузов;

- транспортные услуги, в том числе перевозка пассажирским транспортом;

- финансовые, лизинговые и страховые услуги;

- услуги по оформлению, переводу документов;

- консалтинговые услуги;

- аутстаффинг;

- информационные услуги, в том числе связанные с применением современных информационных технологий, обеспечением информационной безопасности;

- полиграфические услуги;

- краудсорсинг;

- услуги в сфере связи и коммуникации;

- и т.д.

Модернизационно-маркетинговые исследования установили, что в XXI в. особенное развитие и ценность приобретает интеллектуальный человеческий труд. Разделение интеллектуального труда создает огромное количество специальностей и профессий в сфере услуг, требующих высокой научной подготовки, большого числа рабочих мест, высокой степени интеграции деятельности специалистов различных отраслей и квалификаций, роста общественного благосостояния. Описываемые процессы непосредственно относятся к сфере услуг, что обусловливает ее ускоренный рост относительно более древних сфер экономической деятельности.

Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг.

Однако, при этом в стране развивалась и промышленность и сфера сервиса. В структуре ВВП СССР в конце 70-х годов XX века доминировала промышленность, что отражено в таблице 1[1].

Таблица 1. Структура ВВП СССР в 1989 году

Суммарно, в структуре экономи-

ки СССР сфера услуг составляла более 40 %. В это период экономического развития общества сравнительный анализ структуры ВВП СССР и США показывает более активную динамику развития промышленности в СССР и доминирование сферы услуг в США: более 70 % от национального ВВП США, что отражено в таблице 2 [2].

Таблица 2. Сравнительный анализ структуры ВВП СССР и США в 80-е годы XX века

С начала 90-х годов, с учетом рыночных колебаний, до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного неустойчивого развития. Наибольшая динамика развития наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений, что связано, прежде всего, с недостаточностью развития этих сфер услуг в СССР.

В 2008 году доля сферы услуг в ВВП России составила более 60 %, в то время как в 1990 г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35 %.

С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77% и динамика ее развития явно недостаточна, что отражено в таблицах 3 ^ 9 [1,4,5]. При этом следует отметить, что значительная часть сферы услуг в экономически развитых странах относится к околопроизводственному сервису.

Различия в показателе ВВП позволяют разделить все страны на четыре группы. К первой группе относятся страны с наиболее высокой - свыше 70% - долей в ВВП доходов от сферы услуг. Сюда входят такие страны, как США и Дания, а также Бельгия - 73,2%,

№ Сфера экономики %

1 Сельское хозяйство 18

2 Промышленность 32

3 Строительство 10

4 Торговля 12

5 Транспорт и связь 6

6 Другие сферы услуг 22

№ Сфера экономики СССР, % США, %

1 Сельское хозяйство 18 2,2

2 Промышленность 32 25,5

3 Строительство 10 4,7

4 Торговля 12 13,8

5 Транспорт и связь 6 7,6

6 Другие сферы услуг 22 53,8

Франция - 75,8, Нидерланды - 72,0, Люксембург - 80,1, Великобритания -72,7%. К странам второй группы отнесены Австрия - 67,0%, Финляндия -65,9, Италия - 69,6 и Испания - 67,3%. Среди стран третьей группы специалисты выделяют Норвегию с показателем 59,0%, Коста-Рику - 62,6, Колум-бию -57,8, Зимбабве - 59,5, Марокко - 53,8, Чили - 51,6%. К четвертой группе относятся страны с относительно низкой, менее 50% долей доходов от сферы услуг в ВВП. Это Бурунди, Гана, Ботсвана, Мали и др. В России этот показатель находится на уровне немного более 50% [3. С. 23].

Таблица 3 Сравнительный анализ структуры ВВП СССР и России

№ Сфера экономики СССР (1989г.), % Россия (2008г.), %

1 Сельское хозяйство 18 4,26

2 Промышленность 32 25,95

3 Строительство 10 5,66

4 Торговля 12 18,8

5 Транспорт и связь 6 8,19

6 Другие сферы услуг 22 37,14

Значительную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%.

Таким образом, важность развития сферы услуг и производственного сервиса связана с тем, что:

- развитие сферы услуг обеспечивает рещение проблемы трудовой занятости, что особенно важно в период экономической нестабильности;

- расширение ассортимента услуг способствует как росту удовлетворенного спроса, так и росту самого спроса на услуги, что способствует развитию экономики даже в условиях снижения спроса на сырьевую продукцию;

- более равномерное распределение финансовых ресурсов по регионам Российской Федерации.

Следует отметить, что экономические реформы в Российской Федерации привели не только к активизации

развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся - infant industry.

Таблица 4. Сравнительный анализ структуры ВВП России и США (2008 год)

№ Сфера экономики Россия, % США,%

1 Сельское хозяйство, охота и рыболовство 4,26 11,3

2 Производство и добыча полезных ископаемых, распределение электроэнергии, газа и воды 25,95 42,9

3 Строительство 5,66 5,7

4 Оптовая и розничная торговля, ремонт техники 18,08 7,7

5 Транспорт и связь 8,19 5,5

6 Финансовая деятельность 4,07 5,6

7 Операции в сфере недвижимости 9,59 4,2

8 Гостиницы и рестораны 0,87 2,2

9 Иное 23,33 14,9

Таблица 5. Сравнительный анализ эле-меннтов структуры ВВП России и США

№ Сфера экономики Россия, % США,%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Производство и добыча полезных ископаемых 8, 6 5,2

2 Обрабатывающие производства 15,28 34

3 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,61 3,7

Таблица 6. Сравнительный анализ структуры ВВП России и Японии (2009 год)

№ Сфера экономики Россия, % Япония,%

1 Сельское хозяйство, охота и рыболовство 4,1 1,4

2 Производство и добыча полезных ископаемых, распределение электроэнергии, газа и воды 24 22,2

3 Строительство 5,4 6

4 Оптовая и розничная торговля, ремонт техники 15,8 13,2

5 Транспорт, логистика и связь 8,4 6,5

6 Иное 42,3 50,8

Таблица 7 Структура ВВП по отраслям производства в США на период до 2020 г., % [41 ____________________________

Сфера формирования ВВП Структура

198 0 1990 200 0 201 0 202 0

ВВП, в том числе 100 100 100 100 100

Материальное производство, в том числе 23,3 20,9 21, 2 20, 1 18, 6

Сельское хозяйство 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0

Добывающая промышлен- ность 2,4 1,6 1,2 0,8 0,5

Строительст- во 6,5 5,3 4,4 4,5 3,8

Обрабатывающая промышленность 13,4 12,9 14, 5 13, 9 13,3

Сфера услуг, в том числе 64,1 64,8 66, 5 68, 8 71,4

Торговля 9,1 10,3 12, 8 15, 3 17,1

Транспорт и складское хозяйство 2,6 2,6 3,1 3,1 3,1

Электро-, га-зо- и водоснабжение 2,5 2,2 1,9 1,7 1,7

Информационные услуги 3,1 3,4 4,7 5,6 6,9

Финансы, страхование 21,5 19,5 19, 7 19, 1 18,6

Профессиональные и деловые услуги 10,3 11,6 11, 6 11, 8 12,4

Образование и здравоохранение 9,3 8,3 6,9 6,9 6,9

Прочие услуги 5,6 6,8 5,9 5,2 4,8

Государственные учреждения 12,6 14,3 12, 3 11, 1 10,0

Таблица 8 Объем и структура ВВП по конечному потреблению [5]

Структура потребления ВВП Млрд долл., цены 2000 г. Структура, % Рост за период, %

1980 1990 2000 2010 2020 1980 1990 2000 2010 2020 1980- 2000 2000- 2020

ВВП, в том числе 5161,7 7112,5 9817,0 14400,0 21000,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 190 214

Личное потребление, в том числе 3374,1 4770,3 6739,4 10000,0 14800,0 65,4 67,1 68,7 69,5 70,5 200 220

Товары длительного пользования 257,3 434,6 863,3 1450,0 2250,0 5,0 6,1 8,8 10,1 10,7 336 261

Товары текущего пользования 1150,7 1484,0 1947,2 2450,0 3450,0 22,3 20,9 19,8 17,0 16,4 169 177

Услуги 1966,1 2851,7 3928,8 6100,0 9100,0 38,1 40,0 40,1 42,4 43,3 200 232

Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту

интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.

Таблица 9. Динамика показателей эффективности экономического роста в основных отраслях хозяйства США [5]

Отрасли хозяйства США Продукция (ВВП), млрд долл. Занятые, млн чел. Производительность (ВВП/занятые)

1980- 2000 гг. 2000-2020 гг. 19802000 гг. 2000-2020 гг. 1980-2000 гг. 2000-2020 гг.

Торговля 266 287 135 119 197 241

Транспорт и складское хозяйство 226 216 148 134 153 161

Электро-, газо- и водоснабжение 148 185 134 118 110 157

Информационные услуги 282 316 147 111 192 285

Финансы, страхование 174 202 160 130 109 155

Профессиональные и деловые услуги 215 228 240 130 90 175

Образование и здравоохранение 141 214 212 159 67 135

Прочие услуги 200 173 173 129 46 134

Государственные учреждения 185 175 127 115 146 152

Экономика в целом 190 214 142 121 134 177

Важное значение имеет дальнейшее совершенствование транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики в связи с тем, что:

- туристические, юридические, консультационные услуги, не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране.

- сервис в сфере ЖКХ, не только создает рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулирует развитие широкого круга секторов промышленности.

- такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга имеют важное социальное значение;

- для роста конкурентоспособности страны имеют большое значение компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.

Развитие сферы услуг во многом зависит от формирования соответствующей нормативной базы, развития правового и финансового институтов. Во многом недостаточность развития правовой базы не способствовало развитию сервисной сферы в России.

В частности, одной из причин, вызвавших российский банковский кри-

зис в августе 1998 года, был недостаток эффективных пруденциальных мер в банковской деятельности, из-за чего внутренняя финансовая система сильно зависела от ситуации на краткосрочном рынке иностранного капитала. В настоящее время процесс совершенствования законодательной базы и механизмов для выполнения законодательных норм идет в секторах связи, страхования, транспорта, здравоохранения, образования, туризма, в банковской сфере, в области аудиторских услуг и др.

Кроме того, формирование систем регулирования в некоторых секторах услуг зависит от окончательного установления регулирующих норм в определяющих общий экономический климат законодательных актах, таких как Земельный кодекс, закон о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, закон о валютном регулировании. В целях создания благоприятного экономического и инвестиционного климата в России реализуется комплекс мер по дебюрократизации экономики, который предусматривает упрощение регистрации предприятий, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и сокращение числа проверок предприятий. Ведется работа по внедрению международных стандартов бухгалтерского учета и аудита.

Потребность в дальнейшем формировании режима регулирования сфе-

ры услуг, который обеспечит оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных поставщиков услуг, становится для России все более явной в свете задачи присоединения к ВТО.

В отличие от рынка товаров, где либерализация может стать причиной достаточно ощутимого ущемления национальных интересов в отдельных отраслях, либерализация в сфере услуг предполагает не просто расширение иностранного участия, но и фактически создает в силу специфики способов торговли услугами условия для устранения административных барьеров для входа на рынок всех его участников, в том числе и представителей его национального сегмента. Это, в свою очередь, создает условия для появления на рынке новых поставщиков услуг, создания новых рабочих мест, роста профессионализма российских специалистов и в конечном итоге развития эффективной конкуренции. Такие условия позволят удовлетворить потребности предприятий и населения в разнообразных услугах высокого качества при одновременном снижении затрат на их приобретение. «Торговля услугами путем коммерческого присутствия иностранных поставщиков на территории страны» (в терминологии ГАТС), являющаяся одной из основных форм доступа на рынок поставщиков услуг, представляет собой вложение инвестиций. Если либерализация торговли товарами ведет к частичному замещению отечественных товаров на российском рынке продукцией иностранных производителей, то при либерализации коммерческого присутствия иностранцев на российском рынке услуг происходит рост объема услуг, производимых в России, с использованием имеющихся в России материальных и интеллектуальных ресурсов. Очевидно, что если Россия станет развивать рынок услуг, опираясь исключительно на национальные ресурсы или с минимальным допуском иностранных поставщиков на свой рынок, то качествен-

ный уровень развития отраслей услуг в стране будет неизбежно отставать от международного уровня. Это негативно скажется на динамике экономического роста и не будет соответствовать интересам российских потребителей. В то же время, Россия заинтересована в создании благоприятных условий для выхода отечественных поставщиков на мировой рынок, что будет достигнуто в более полной мере в случае членства в ВТО. Одновременно с пониманием выгод от движения в сторону либерализации российской сферы услуг нельзя упускать из виду и необходимость разумного протекционизма российских поставщиков услуг, уровень конкурентоспособности которых в ряде секторов (транспорт, страхование, банковская сфера, туризм, отрасли связи, здравоохранение, ряд деловых услуг) по объективным причинам пока остается ниже уровня иностранных поставщиков [1, 6,7].

Литература

1. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах [эл.ресурс] /Режим доступа: /http://kaivg.narod.ru - Загл. с экрана.

2. Economic Report of the President, 2011, table B-12.

3. Балаева А., Предводителева М. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 3. С. 23-29.

4. Василевский Э. Структурные сдвиги, динамика и эффективность роста экономики США до 2020 г. // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 9. С. 74-87.

5. Economic Report of the President. 2005. Table Bl, B2 и В6; Survey of Current Business. February 2003. P. 36; August 2005. P. 174, 179.

6. Басс А.Я. Экономические механизмы активизации развития сферы услуг в россии [эл.ресурс] /А.Я. Басс, Е.А. Разомасова . Режим доступа:

http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/315/imag e/315-141 .pdf. - Загл. с экрана.

7. Состояние российского рынка услуг. Осо-

бенности развития сферы услуг России (ВТО.РУ) [эл.ресурс]/Режим

доступа:http://www.rosalcohol.rU/site.php?id=62& table=b3B0X3Rvcmc - Загл. с экрана.

1 Пастухов Александр Львович - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса», тел. (812)412-11-61, e-mail: kafedra-mtss@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.