Научная статья на тему 'Ускорение перехода промышленных предприятий на новый технологический уклад на основе совершенствования управления процессом формирования инновационных технологий'

Ускорение перехода промышленных предприятий на новый технологический уклад на основе совершенствования управления процессом формирования инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЫНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNOLOGICAL LEVEL / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MARKETS INNOVATIVE TECHNOLOGIES / THE FORMATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грисько Сергей Витальевич, Зимин Артур Геннадьевич

Рассмотрены вопросы совершенствования управления процессом формирования инновационных технологий в целях ускорения перехода промышленных предприятий на новый технологический уклад. В статье содержатся предложения по схеме смены новых технологий и модернизации технологического оборудования. Предложен проектный подход формирования рынков инновационных технологий и цен инновационных проектов покупателей и разработчиков. В качестве условия финансирования разработки и реализации инноваций выступает оценка различных видов экономических и неэкономических эффектов. Определены условия развития и организационные формы рынков инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCELERATION OF INDUSTRIAL TRANSITION TO A NEW TECHNOLOGICAL LEVEL THROUGH IMPROVEMENT OF MANAGEMENT PROCESS OF FORMATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

In the article the questions of improvement of the management process of formation of innovative technologies in order to accelerate the industrial transition to a new technological level are stated. This article contains suggestions on the scheme change new technologies and modernization of technological equipment. project approach the formation of markets for innovative technologies and prices of innovative projects buyers and developers is proposed. As a condition of funding the development and implementation of innovations is the evaluation of different types of economic and non-economic effects. The conditions for the development and organizational forms of market innovation are defined.

Текст научной работы на тему «Ускорение перехода промышленных предприятий на новый технологический уклад на основе совершенствования управления процессом формирования инновационных технологий»

УДК 338.3

УСКОРЕНИЕ ПЕРЕХОДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

С.В. Грисько, А.Г. Зимин

Рассмотрены вопросы совершенствования управления процессом формирования инновационных технологий в целях ускорения перехода промышленных предприятий на новый технологический уклад. В статье содержатся предложения по схеме смены новых технологий и модернизации технологического оборудования. Предложен проектный подход формирования рынков инновационных технологий и цен инновационных проектов покупателей и разработчиков. В качестве условия финансирования разработки и реализации инноваций выступает оценка различных видов экономических и неэкономических эффектов. Определены условия развития и организационные формы рынков инноваций.

Ключевые слова: технологический уклад, инновационные технологии, рынки инновационных технологий, формирование инновационных технологий.

Новые технологии и техника представляют собой новые способы воздействия на предметы труда с использованием новых орудий производства. Их применение обеспечивает получение общественного и коммерческого эффекта. Следовательно, технологии как товар обладают стоимостью (цена на рынке) и потребительной стоимостью (привлекательностью для потребителя), заключающейся в способности создавать дополнительный экономический эффект больше произведенных совокупных затрат (на разработку и внедрение). Они могут рассматриваться как основная часть инноваций. Кроме них, инновации включают новую технику, материалы, методы управления, участвующие в применении новых технологий. Поэтому в дальнейшем новые технологии рассматриваются взаимосвязано, как метод воздействия на предметы труда, средства труда и собственно труд, а также технологические системы управления, реализующие новые технологии.

Географическими границами рынков инноваций следует считать товарно-технологически обособленные производства, сходные по характеру и способам (технологии) изготовления товаров.

Товарные границы рынка технологий - технологическая база производства или совокупность технологий для производства сходных товаров (степень их распространения в различных товарных производствах) [6].

Определение временных границ связано с периодом моральной ценности технологий и прогнозированием практического применения новых, более совершенных технологий в данном виде производстве.

Практика показала, что в среднем период эффективного применения более локальных новых технологий в современных условиях составля-

ет 15-20 лет. За этот период сменяется несколько циклов технической модернизации технологического оборудования. Продолжительность этих циклов можно связать с периодом нулевой амортизации технологического оборудования, составляющим 5 лет [2].

Нами предложена схема смены новых технологий и модернизированного технологического оборудования. Критерием смены технологий является более высокая экономическая (возможно, совокупная, учитывающая и другие виды эффекта) эффективность. На верхнем графике представлена смена принципиальных технологий. На нижнем - процессы эффективной модернизации технологического оборудования в рамках одной базовой технологии.

Схема прогнозирования смены принципиальных технологий и технологического оборудования в определенной производственной сфере

В рамках критических технологий могут выделяться прорывные технологии, т.е. те, применение которых обеспечивает переворот в какой-либо сфере деятельности высокий хозяйственный эффект и эффективность в сфере производства конкурентоспособных товаров (услуг) [3].

Технологическое развитие представляет собой основу инновационных процессов в сфере их применения. Инновации - специфический вид товара,

удовлетворяющий в первую очередь потребности перспективного развития рынков. Инновационность технологий снижается при переходе к серийному производству техники для ее производственного применения и товаров, выпускаемых на ее основе. В отличие от товаров конечного потребления, этот товар - новые технологии - может находиться на различных стадиях материализации: идеи, технической документации, патента, технических образцов, промышленного или массового распространения технологий. В дальнейшем основная технологическая и экономическая категория развития производства - технологии - рассматривается исходя из того, что технологическое оборудование представляет собой инструмент реализации новой технологии.

Как и рынки других товаров, рынок инновационных технологий существует при наличии спроса и предложения. На какой стадии разработки они бы не находились, рынок инноваций построен на оценке и оплате реального эффекта. Даже научные венчурные фонды, созданные на ассигнования спонсоров, свободны от альтруизма и финансируют реального или потенциально эффективные разработки.

Основным отличием инновации от обычных товаров является ее высокая потребительная стоимость, заключающаяся в значительно более высокой эффективности, реализуемой через развитие материально-технической базы общества с использованием нематериального фактора.

Особенность инновационных процессов на начальных стадиях исследований и разработок заключается в нематериальном воплощении результатов, сравнительно невысоких финансовых и трудовых затратах, но высоких затратах интеллектуальной энергии и неизмеримо более высокой степени риска по сравнению с другими областями человеческой деятельности. Одновременно результаты инновационных процессов являются практически единственным источником удовлетворения перспективных потребностей общества, развития и повышения эффективности социально-экономического развития. Поэтому развитие технологий рассматривается в настоящее время как основное направление инновационных процессов по сравнению с конкретными средствами производства и предметами труда [6].

Для поддержки разработки и применения инноваций могут использоваться методы экономического стимулирования, бюджетного финансирования, налогового кредита и т.д. Объемы, механизмы и степень поддержки определяются проводимой научно-технической политикой страны и эффективностью новых технологий [1].

Система научно-технической информации является исходной для оценки рынка инвестиций.

Перспективные предложения научных комплексов, например, в стратегических направлениях, могут сформировать рынок идей. Но бизнес в целом в их разработке не заинтересован. За разработку идей, как правило, может платить государство или крупные корпорации. Для них инновационно-технологические идеи будущей реализации уже имеют определенную ком-

мерческую цену. Ее величину можно подсчитать на основе потенциального экономического эффекта, определяемого с недостаточной степенью достоверности. В его основе лежит величина потенциального ожидаемого экономического результата, предполагаемых затрат на разработку, внедрение, рекламу и т.д. Коммерческие отношения разработчика и потребителя (потенциальных потребителей) по поводу разработки научно-технических идей носят специфический характер, заключающийся в высокой степени неопределенности получения ожидаемых результатов. Поэтому финансирование их разработки может осуществляться в трех организационных формах:

1) в специализированной научной организации - разработчике идеи на его материально-технической базе;

2) в созданной для этого организационной структуре у потребителя (например, создание на его предприятии соответствующей лаборатории);

3) в рамках научно-технической программы.

Соответственно устанавливаются источники и условия финансирования и распределения прибыли (эффекта), которые диктуют условия продажи нововведения.

Информационное обеспечение технологического развития. Для инновационного развития производства огромное значение имеет государственная система научно-технической информации. Она создается в основном спросом на рынке инноваций. В условиях большого опыта России по государственному информационному обеспечению как НИОКР, так и наукоемкого инновационного производства, целесообразна трансформация существовавшей ранее системы научно-технической информации в государственную и коммерческую информационные системы, которые по условиям распространения могут группироваться в три блока, аккумулирующие:

1) научную информацию о работах, ведущихся в России и мире в разрезе направлений развития науки с использованием мировых информационных систем;

2) научно-техническую информацию по результатам исследований, выполненных с участием средств государственного бюджета или на условиях смешанного финансирования, распространяемую на льготных условиях;

3) инновации, полученные за счет финансирования из коммерческих источников и распространяемых на основе рыночных механизмов и части инноваций, формируемых из разработок, выполненных с участием государственных средств, но реализуемых на коммерческой основе.

Большое значение имеет создание экономических условий, стимулирующих инновационные и инвестиционные процессы. Если высокий технический уровень производства и качества продукции будет условием экономического выживания фирмы, а в ее стабильность войдут два дополнительных фактора: поиск нововведений для достижения высокой конкурентоспособности продукции и значительные производственные и непроизводственные инвестиции для их реализации.

Проекты формируются из совокупности новых и традиционных технологий, позволяющих удовлетворить потребности предприятия с наивысшей индивидуальной эффективностью. Эта совокупность технологий формируется из действующих на предприятии и новых, приобретаемых на рынке. Участником рынка технологий (инноваций) могут быть хозяйствующие субъекты трех категорий: продавцы - разработчики или владельцы инноваций, покупатели -предприятия, желающие их использовать, посредники - венчурные фирмы и фирмы-разработчики инновационно-инвестиционных проектов.

Цена инновационного проекта, отдельной новой технологии или техники, реализуемых в рыночных условиях, устанавливается на основе спроса-предложения. Вместе с тем при ее установлении существуют экономические ограничения. Для разработчика эффект от реализации инновации должен гарантировать ему получение прибыли, по размерам, обеспечивающей не менее средней рентабельности производства.

Цена инновации у потребителя, не участвующего в ее разработке, чаще всего определяется ее потенциальным и реальным эффектом и эффективностью затрат реализации в конкретном производстве [4].

На основе обобщенного материала различных форм определения инновационных технологий нами предлагается методика, которая в отличие от уже существующих тем, что включает три аспекта:

1) цена инновационного проекта,

2) цена у покупателя,

3) цена у разработчика.

Цена разработчика (Цр) представляет собой минимально допустимую цену для продажи инновации. Она определяется по формуле (1):

где Зр - затраты на разработку инновации; Звр - затраты разработчика на передачу потребителю и внедрение инновации, если это предусмотрено договором; Кр - рентабельность разработчика, согласованная с пользователем. Обычно она равна 0,2.

Цена покупателя инновации Цп, максимально возможная для приобретения, может определяться по формуле (2):

где Чдп - чистый доход потребителя, рассчитываемый в соответствии с принятой методикой; Звп - внутренние затраты на внедрение инновации; Кп - приемлемая расчетная рентабельность потребителя; определяется им самостоятельно.

Обе приведенные формулы составляют некоторое ценовое поле, в котором должна находиться цена инновационного проекта Ци. Оно определяется неравенством (3):

Цр=(Зр+Звр)(1+Кр)

(1)

Цп = (Чдп - Звн)(1+Кп)

(2)

Цр< =Ци< =Цп

(3)

В рыночной экономике основным условием финансирования разработки или реализации инноваций является эффективность по параметру эффект-затраты. При расчете используются различные виды эффектов: экономические (потенциальный, ожидаемый) и неэкономические. У каждого из них свои методология расчетов и их достоверность. Исходя из того, что эффективность инноваций по определению выше эффективности инвестиций, по экспертным данным, коэффициент эффективности не может быть ниже 0,3.

Потенциальный эффект инновации исчисляется как доход от применения во всех сферах при максимально благоприятных условиях, определяемых разработчиком. Его содержание близко содержанию макроэкономического эффекта и может использоваться применительно к прорывным технологиям широкого применения. Он определяет максимальную величину эффекта от инновации, которая служит для общего принятия решения о ее разработке. Реально потенциальный эффект не достигается.

Ожидаемый эффект определяется расчетно, по конкретным объектам реализации и показывает целесообразность осуществления инновационного проекта. Он отражает минимально допустимую его величину, за пределами которой разработка и практическое применение инновации нецелесообразно.

Реальный эффект представляет собой фактически полученный эффект в результате реализации инновационного проекта или инновации. Он подтверждает эффективность инновационных инвестиций.

Неэкономические виды эффектов, как правило, не имеют четкой экономической количественной оценки. К ним относятся социальный, экологический, культурный, образовательный и др. Некоторые из них имеют количественную оценку в натуральный показателях, например, экологический эффект оценивается показателями предельно допустимой концентрации вредных веществ в природных сферах, социальный эффект может изменяться увеличением продолжительности жизни, образовательный - уровнем развития личности и др. Как правило, они и оцениваются по качественным параметрам, которые служат либо дополнением к экономическому эффекту, либо принимаются как требования общества к инновационному развитию.

Мы считаем, что отбор инновационной проблематики для бюджетного и смешанного финансирования осуществляется на основе конкурсов, которые представляют собой экспортную сравнительную оценку эффективности будущих инноваций по экономическим и неэкономическим видам эффектов, могущим иметь качественные оценки, рассматриваемые специалистами финансирующей организации при выделении грантов. Для финансирования коммерческих инноваций могут действовать и ограниченные рыночные механизмы.

Продукт инновационной деятельности как товар имеет принципиальные отличия от других видов товаров: он имеет нематериализованный творческий характер, но должен привести к материализованному результа-

ту. Его потребительские свойства определяют различный круг потребителей с индивидуальными интересами и потребностями.

Для текущего производства потребности в товаре и его цена определяются на основе маркетинговых исследований соответствующих рынков: регионального, внутреннего национального, мирового. Оценка качества, конкурентоспособности, потребительских свойств, эффективности производства и реализации будущих товаров в рыночной экономике осуществляется через показатели намечаемых к реализации нововведений, которые должны отражать их потребительские свойства в соответствии с принципами снижения издержек производства и повышения качества продукции. Для потребителя инновации ее рыночная оценка должна обосновать необходимость и эффективность текущего функционирования и долгосрочной программы развития производства. Рыночные отношения между разработчиками и потребителями складываются при взаимной оценке расчетов затрат и эффективности для всех участников инновационного процесса.

На наш взгляд, основным условием развития рынка технологий является наличие потребности спроса в них производства и предложений. Дополнительное требование - это наличие у участников инновационного процесса источников финансирования. В России в классическом определении рынка технологий не существует из-за ограниченных условий потребления новых технологий. Нет собственных средств у разработчиков инноваций, ограничены инвестиционные ресурсы потенциальных потребителей инноваций, отсутствует заинтересованность в инновационном развитии у товаропроизводителей. Ограничены государственные инвестиции в технологическое развитие, а действующая экономическая система не стимулирует инновационно-воспроизводственных процессов. По нашему мнению, в течение всего периода рыночной трансформации выделяется 1/3 средств на инновации от планируемых, а планируется около 1/3 от минимально необходимых, т.е. на инновационное развитие выделяется примерно в 10 раз меньше ресурсов, чем нужно. В результате в России на инновационные ресурсы выделяется 0,3% ВВП, в то время как в экономиках развитых странах на эти цели расходуется 3% ВВП. Следовательно, государству нужно создавать условия инновационного инвестирования с ориентацией потребителей инноваций на собственные и заемные ресурсы и государственные источники. Как показала практика, зарубежные инвестиции в экономику России на инновационное развитие не предоставляются.

Государственные инвестиции в технологическое развитие должны быть основной защищенной статьей государственного бюджета (в настоящее время после принятия ФЗ № 122 их объем законодательно не регулируется). Эти инвестиции могут выделяться потребителям на условиях долевого участия, на конкурсной основе или в виде кредита. Возможно смешанное финансирование технологического развития из всех источников: бюджета, внебюджетных фондов, собственных средств потребителей и разработчи-

ков, коммерческих кредитов. Необходимо создать государственную экономическую систему стимулирования повышения собственной заинтересованности потребителей в инновационно-воспроизводственных процессах.

В мировой практике производителям-частникам инновационных процессов предоставляются налоговые льготы за счет общих результатов производственной деятельности. В России такой источник используется недостаточно. Так, применяется освобождение от НДС научных организаций, выполняющих государственный заказ, и НИР высших учебных заведений, выполняемые по программам Министерства образования и науки РФ, в том числе коммерческих малых предприятий, участвующих в их разработке. Эти стимулы не создают достаточной заинтересованности в инновационных процессах. Представляется целесообразным распространить освобождение от НДС на все инновационные программные исследования независимо от источника их финансирования; освободить от налогов все собственные затраты разработчиков и потребителей, направленные на инновации и инвестиции. Возможно, следует рассмотреть вопрос о создании налоговых льгот для стимулирования частичного или полного использования прибыли предприятия на инновационно-воспроизводственные процессы. Следует освободить от налогов на прибыль и НДС выручку от реализации новой конкурентоспособной продукции, полученной в результате разработки федеральных и отраслевых научно-технических программ на установленный по согласованию с налоговыми органами период. Необходимо разработать систему предоставления государственных дотаций и кредитов разработчикам научно-технических программ и предприятий, реализующих программную продукцию.

Организационные формы рынка инноваций. Они могут основываться на двусторонних и многосторонних договорах между разработчиками и потребителями, заключаемых в результате проведения конкурсов. Для разработки крупных межпроизводственных или отраслевых программ могут создаваться инновационные консорциумы. Из других форм следует выделить:

1) прямые коммерческие связи разработчиков и потребителей инноваций на основе двусторонних договоров;

2) аукционы инноваций, представляющие собой наиболее эффективную форму распространения нововведений на коммерческих условиях. Эффективно применение этой формы и при продаже инноваций за рубеж;

3) создание совместных предприятий для реализации эффективных инноваций в России и за рубежом, государственно-частных партнерств.

Может эффективно действовать рынок современных технических средств на основе технологических выставок-продаж [5].

Следует расширить применение новых рыночных форм в инновационной сфере: лизинг, франчайзинг, продажа в кредит и др.

Таким образом, желательно применение нерыночных форм инновационного развития, особенно в товарно-технологической специализации

экономики России, прорывных и перспективных направлениях, а также в направлениях, связанных с развитием внутренних рынков на безвозмездной, льготной кредитной и коммерческой основах.

Список литературы

1. Архипова М.Ю. Статистический анализ основных тенденций создания и использования передовых технологий / Архипова М.Ю. Вопросы статистики. 2012. № 7. с. 25.

2. Глазьев С. Ю. Экономическая теория технического развития: учебное пособие. М.: Наука, 2011. 256 с.

3. Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 2012. 143 с.

4. Максимович Г. Ю. Автоматизация информационного обеспечения управления / Г. Ю. Максимович. Секретарское дело. 2013. № 11. с. 15-17.

5. Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2011. 121 с.

6. Харгадон Эндрю. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний. М.: Вильямс, 2013. 304 с.

Грисько Сергей Витальевич, канд. экон. наук, grissv@yandex.ru, Россия, Орел, Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс,

Зимин Артур Геннадьевич, аспирант, zimin90@inbox.ru, Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс»

ACCELERATION OF INDUSTRIAL TRANSITION TO A NEW TECHNOLOGICAL LEVEL THROUGH IMPROVEMENT OF MANAGEMENT PROCESS OF FORMATION OF

INNOVATIVE TECHNOLOGIES

S.V. Grisko, A.G. Zimin

In the article the questions of improvement of the management process of formation of innovative technologies in order to accelerate the industrial transition to a new technological level are stated. This article contains suggestions on the scheme change new technologies and modernization of technological equipment. project approach the formation of markets for innovative technologies and prices of innovative projects buyers and developers is proposed. As a condition of funding the development and implementation of innovations is the evaluation of different types of economic and non-economic effects. The conditions for the development and organizational forms of market innovation are defined.

Key words: technological level, innovative technologies, markets innovative technologies, the formation of innovative technologies.

Grisko Sergey Vitalyevic, candidate of economic sciences, grissv@yandex.ru, Russia, Orel, FSEIHPE «State University - educational-scientifically-production complex»

Zimin Arthur Gennadevic, post-graduate student, zimin90@inbox.ru,Russia, Orel, FSEI HPE «State University - educational-scientifically-production complex»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.