Научная статья на тему 'Методические подходы к определению структуры инновационного потенциала организации'

Методические подходы к определению структуры инновационного потенциала организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ПОТЕНЦИАЛ НОУ-ХАУ / KNOW-HOW / КОММЕРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / COMMERCIAL / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TECHNOLOGICAL / ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / FINANCIAL / INNOVATIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшин С.Н., Тихонов С.В.

В статье отмечается, что в настоящее время все более актуализируется поиск методик и подходов к инновационной деятельности, соответствующих современным тенденциям зарождающегося шестого технологического уклада. Серьезной проблемой является и трансформация рыночной и предпринимательской деятельности в новых условиях. Наиболее значимыми вопросами становятся выявление и использование инновационного потенциала организации, который способствует повышению ее конкурентоспособности. Подчеркивается, что при этом особое значение приобретают новое понимание сущности инновационного потенциала организации, а также формулирование подходов к его оценке. В связи с этим необходимо решить следующие задачи: определить структуру инновации, описать элементы инновационного потенциала организации, разработать ключевые показатели оценки ее инновационного потенциала. При определении структуры инновации был использован историко-логический метод, позволяющий проследить формирование сущности описываемой экономической категории. Предложена методика оценки инновационного потенциала организации, определяемая в рамках комплексного подхода и объединяющая различные показатели инновационного потенциала в единую систему. Методика во всей полноте учитывает финансовый аспект инновационной деятельности организации. Выявлена общая структура инновации, включающая в себя три сущностных аспекта: технологический, изобретательский, коммерческий. Сформирована концепция инновационного потенциала организации с подробным описанием его содержания. Описана значимость финансового потенциала и доказана необходимость его первоочередного использования при организации инновационной деятельности предприятия. Предложена система показателей для малого предприятия, позволяющая всесторонне оценить инновационный потенциал. Сделан общий вывод о практической значимости предложенных концепции и подхода к пониманию структуры инновационного потенциала организации. Доказана необходимость применения актуальных, гибких методик его оценки, что приводит в совокупности к выгодам для всех субъектов инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approaches to determining the structure of innovative capacity of an organization

Importance The article points out that at present, the search for techniques and approaches to innovation activity that correspond to the modern trends of the nascent sixth technological mode assumes its relevance. A major problem is transformation of market and business activity in the new environment. The most important issues are identification and exploitation of innovative potential of an organization, which will enhance its competitiveness. Objectives We emphasize that new understanding of the innovative capacity implication of an organization, as well as building approaches to its evaluation become particularly important. Therefore, it is necessary to address the following objectives: to determine the structure of innovation, to describe the elements of innovative capacities of an organization, to develop key indicators for assessing its innovation potential. Methods To determine the structure of innovation, we used the historical and logical method enabling to track the formation of the essence of the described economic category. The paper provides a technique to assess innovative capacity of an organization, which is defined as part of an integrated approach, and which encompasses various indicators of innovation capacity into a single system. The methodology takes into account the financial aspect of innovation activity of an organization in its entirety. We identified general structure of innovation, which includes three essential aspects: technological, inventive, and commercial. The paper develops the concept of innovation capacity of an organization with a detailed description of its content, and also describes the significance of financial capacity and the need for its immediate use while organizing innovation activities of an enterprise. Results The article offers a system of indicators for a small enterprise, which enables to make a comprehensive evaluation of its innovation capacity. Conclusions and Relevance We make a general conclusion about practical significance of the proposed concept and approach to understanding the structure of an organization’s innovative potential. The paper proves the need for applying contemporary and flexible methods of its evaluation, which, in total, will result in benefits for all innovation-driven entities.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к определению структуры инновационного потенциала организации»

Инновационное развитие

УДК 330.322.12

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

С.Н. ЯШИН,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления E-mail: jashinsn@yandex.ru

С.В. ТИХОНОВ, ассистент кафедры менеджмента и государственного управления E-mail: docens@inbox.ru Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

В статье отмечается, что в настоящее время все более актуализируется поиск методик и подходов к инновационной деятельности, соответствующих современным тенденциям зарождающегося шестого технологического уклада. Серьезной проблемой является и трансформация рыночной и предпринимательской деятельности в новых условиях. Наиболее значимыми вопросами становятся выявление и использование инновационного потенциала организации, который способствует повышению ее конкурентоспособности. Подчеркивается, что при этом особое значение приобретают новое понимание сущности инновационного потенциала организации, а также формулирование подходов к его оценке. В связи с этим необходимо решить следующие задачи: определить структуру инновации, описать элементы инновационного потенциала организации, разработать ключевые показатели оценки ее инновационного потенциала.

При определении структуры инновации был использован историко-логический метод, позволяющий проследить формирование сущности описываемой экономической категории. Предложена методика оценки инновационного потенциала организации,

определяемая в рамках комплексного подхода и объединяющая различные показатели инновационного потенциала в единую систему. Методика во всей полноте учитывает финансовый аспект инновационной деятельности организации.

Выявлена общая структура инновации, включающая в себя три сущностных аспекта: технологический, изобретательский, коммерческий. Сформирована концепция инновационного потенциала организации с подробным описанием его содержания. Описана значимость финансового потенциала и доказана необходимость его первоочередного использования при организации инновационной деятельности предприятия. Предложена система показателей для малого предприятия, позволяющая всесторонне оценить инновационный потенциал.

Сделан общий вывод о практической значимости предложенных концепции и подхода к пониманию структуры инновационного потенциала организации. Доказана необходимость применения актуальных, гибких методик его оценки, что приводит в совокупности к выгодам для всех субъектов инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновация, инновационный потенциал, потенциал ноу-хау, коммерческий потенциал, технологический потенциал, финансовый потенциал

Современная политика развитых и развивающихся стран в сфере научно-технического развития общества предъявляет новые, более жесткие требования не только к методам достижения определенных глобально-стратегических целей, но и к обновлению теоретической базы, которая является платформой для формирования будущей системы знания. При этом необходимо учитывать практико-ориентирован-ный аспект новых предлагаемых концепций.

Авторы постарались проследить, как наполнялось новым содержанием известное понятие «инновация» и разработать на основе полученной информации актуальную методику оценки и прогнозирования инновационного потенциала, проанализировать его структуру и выявить зависимость от финансового потенциала организации.

Почти в каждом учебнике, имеющем отношение к экономике знаний и к управлению инновациями, отмечено, что впервые термин «инновация» в экономическую среду ввел Й. Шумпетер [13]. При этом в широком смысле под инновацией он понимал некую технологию, которая в свою очередь является организованной комбинацией производственных факторов. Такая интерпретация термина «инновация» имеет вполне конкретную историко-логическую подоплеку. В начале XX в. человечество постепенно начало вступать в индустриальную эпоху историко-цивилизаци-онного развития. Основы перехода от традиционного этапа социально-культурного устройства общества к индустриализации были заложены во второй половине XIX в. и во всей полноте были реализованы в 1930-е гг., когда можно было утверждать о формировании четырех технологических зон: в США, Великобритании, Англии и Японии. В тот период происходило бурное развитие промышленности, появлялись новые технологии, обновлялись научные знания в области управления производством. Характерной чертой данного периода также являлась урбанизация, которая характеризовалась новой системой

построения городов, позволяющей концентрировать технологически взаимосвязанные производства в черте населенного пункта, а не за его пределами. Началась активная эксплуатация природных ресурсов (это можно наблюдать и в настоящее время на примере «сланцевой революции», что свидетельствует об ускоренном прохождении этапа индустриализации, но уже в отдельно взятой отрасли - нефте- и газодобыче). В результате системных процессов вполне естественным стало возникновение термина «инновация», который объяснял технологическое развитие общества, а также описывал проблему модернизации производства как раз за счет появления новых комбинаций производственных факторов. Таким образом, в широком смысле в экономическом обиходе под инновацией стали понимать новые технологии. На основе такого понимания можно описать структуру первого содержательного элемента любой инновации, а именно - технологию (рис. 1).

Первый элемент любой технологии - оборудование и техническая информация, что предполагает использование какой-либо техники и сопутствующей информации, затрагивающей спецификацию применяемого оборудования, его инженерно-конструкторские характеристики, а также эксплуатационные параметры.

Такой элемент, как навыки и квалификация, предполагает использование человеческого фактора -участие профессиональных работников, не только готовых, но и способных применять данную технологию для достижения необходимых целей. Следует отметить, что такая возможность осуществляется только в том случае, когда уровень навыков либо соответствует уровню квалификации, либо превышает последний.

Знания и управленческая информация как элемент любой технологии описывают исключительно организационный аспект и могут проявляться в вопросах определения сроков поставки произведенной продукции, технического задания, экономического обоснования проекта и т.п.

Технология

Оборудование, техническая информация

Навыки, квалификация

Знания, управленческая информация

Инфраструктура

Рис. 1. Общая структура технологии

Немаловажным элементом технологии является инфраструктура. Хотя она носит вспомогательный характер, ее значимость не стоит недооценивать, поскольку основное ядро любой технологии не может существовать без обеспечивающей его работу подсистемы.

Следующая трансформация понятия «инновация» произошла уже в 1960-1980-е гг. - в эпоху становления так называемого информационного общества. Особенности этого этапа развития человечества достаточно хорошо известны:

- информация становится одним из важнейших объектов в управлении;

- качественное высшее образование становится более доступным и более распространенным;

- происходят научные прорывы на прикладном уровне исследований [2].

Основным же фактором, который повлиял на расширение понятия «инновация», стало то, что информация начала рассматриваться как товар. Доказательством тому служит возникновение консалтинга как вида предпринимательской деятельности в экономически развитых на тот момент странах. Важным отличием информации от прочих видов товаров и услуг является то, что она считается тиражируемым товаром с сохранением права собственности за источником данной информации. Другими словами, если человек, организация являются собственниками и источниками информации, то они могут продавать информацию как товар многим потребителям. При этом (в отличие от других товаров и услуг) информация-товар не только получает нового владельца-пользователя, но и остается с предыдущим владельцем-пользователем. Любой материальный товар при купле-продаже меняет своего собственника и пользователя: сапожник, продав сделанные им сапоги, уже не имеет права их носить. Собственником и пользователем любой услуги также не является тот, кто это услугу оказывал: строитель не становится собственником построенного им дома, а учитель

Рис. 2. Общая структура ноу-хау

не может оказать сам себе образовательные услуги. Однако информация данным практическим барьером (собственник-пользователь) не обладает. Именно это свойство информации как товара и послужило тем основанием, которое позволило в понятие «инновации» привнести дополнительный актуальный смысл. Поэтому на тот момент под инновацией стали понимать всевозможные идеи, которые являются результатом интеллектуального творческого труда. Примером таких идей являются любое программное обеспечение для компьютеров, всевозможные информационные технологии в управлении, системы знаний, базы данных и пр. Итак, второе понимание понятия «инновация» - это идея либо результат интеллектуального творческого труда, что при словоупотреблении выражается термином «ноу-хау».

Структурное содержание ноу-хау отражено на рис. 2.

Необходимо также вкратце рассмотреть каждый элемент такой составляющей любой инновации, как ноу-хау.

Под смыслом в ноу-хау следует подразумевать целесообразность, своевременность и разумность предлагаемой идеи. Проверка предлагаемой идеи на разумность и целесообразность предполагает всестороннее ее рассмотрение с точки зрения значимости при удовлетворении необходимых потребностей. Например, такие ноу-хау, как подставка для планшетного компьютера к унитазу или к детской коляске, проверку пройти не могут, поскольку представляют из себя исключительно творческий, креативный позыв автора данной идеи и, как правило, на практике удовлетворяют ежеминутную потребность, по сути представляющую из себя прихоть. Регулярно использовать такое ноу-хау в повседневной жизни не представляется возможным, поскольку данное новшество не найдет ни массового, ни тем более постоянного потребителя и, скорее всего, со временем станет еще одной ненужной вещью в домашнем обиходе. Обусловлено это в свою очередь локальной узкоспецифичной возможностью применения такого рода ноу-хау.

Все это предполагает необходимость учитывать второй элемент любой инновационной идеи - способы применения. Чем более целесообразное ноу-хау создается, тем более широко оно может быть применено на практике,

Данные

тем большую значимость в удовлетворении потребностей оно будет иметь и тем успешнее станет внедряться на рынке. Достигается этот эффект за счет простоты использования инновационной идеи. Одним словом, чем проще ноу-хау, тем больший отклик оно найдет у конечного потребителя. Таким примером может быть идея тачскрина, используемая повсеместно как инструмент управления разнообразными интерфейсами.

Разумеется, любая инновационная идея должна быть формализована в виде конкретных данных. Здесь предполагается использование информационного подхода к управлению, согласно которому выстраивается система критериев, через которые как через фильтр происходит очистка идеи от лишней избыточной информации, что может усложнить процесс использования конечного инновационного продукта. В качестве примера можно привести сравнение интернет-браузера Google Chi-оте и MS Internet Explorer. Популярность Chrome обусловлена простотой использования, максимальной гибкостью при настройках браузера под пользователя, а также минимальным набором необходимого инструментария для обычного пользователя интернет-сетей. В свою очередь до определенного времени Internet Explorer представлял собой перегруженную информацией и функциональными возможностями платформу, разбираться в работе которой пользователям приходилось основательно. Но на данный момент в компании Microsoft увидели общие тенденции изменения в сфере интернет-пользования и поменяли концепцию (идею) использования данного браузера. То есть произошло движение от увеличивающейся сложности к простоте потребления.

Третьим этапом в формировании понятия «инновация» явилось вступление человечества в нынешнюю современную эпоху «общества потребления». Необходимость доказывать этот тезис, на взгляд авторов, отсутствует. В настоящее время объектом купли-продажи в принципе может выступить все. Как показывает практика, даже человеческие взаимоотношения являются подобием товара. Возросла роль торговых центров, шоппинг и мода стали неотъемлемыми культурными явлениями современного потребления, увеличилась значимость маркетинга, благодаря которому порой до 50% себестоимости товара - это затраты на рыночное продвижение и форми-

рование спроса на продукт [10]. Соответственно, начиная с 1990-х гг. и под инновацией стали понимать товар, обладающий разной степенью новизны и всеобщей популярности. Таким образом, третья форма понятия «инновация» - это товар.

Структура современного инновационного товара представлена на рис. 3.

Комфорт использования как компонент любого современного инновационного товара предполагает постоянное и неуклонное улучшение в практике применения данной инновации при удовлетворении каких-либо потребностей, что непременно гарантирует ее успех на рынке. По большей части именно комфорт использования становится решающим фактором для среднестатистического потребителя при покупке нового смартфона, выборе бытового агрегата или программы для компьютера. Последние тенденции в современном маркетинге указывают на неоспоримый факт: люди совершают свой покупательский выбор после учета мнения других потребителей, так или иначе попробовавших ту или иную инновацию. Именно поэтому самые крупные интернет-корпорации ориентируются на перспективу в технологии BigData (сбор всевозможной статистики по потребителям и последующая торговля данной информацией).

Компонент виртуальная ценность имеет прямое отношение к такому бизнес-процессу, как брендинг. Любой современный инновационный товар невозможно представить без такого компонента, как бренд. Под брендом в современном мире массового потребления следует понимать тот образ, который складывается в сознании потребителя относительно того или иного товара или той или иной услуги. Данная составляющая, по сути, носит характер своего рода статуса товара, описывая его привлекательность в обществе.

Компонент интерактивность потребления означает, что любой современный инновационный товар содержит в себе элемент геймификации - при

Товар

Комфорт использования

Виртуальная ценность (бренд)

Интерактивность потребления

Рис. 3. Общая структура инновационного товара

потреблении создает «эффект погружения», прямого воздействия на товар. Данный аспект проявляется и через коммуникацию с гаджетом, и через возможность точной настройки той или иной технологии под пользователя, а также через все более эффективное использование инновационного товара. Последнее достигается с помощью процесса самообучения в результате постоянного потребления. Практически любой современный товар должен быть интуитивно прост в использовании с самого первого момента контакта с потребителем (вне зависимости от того, новые ли это мультиварка, туристический интернет-сайт или сенсорная панель банкомата).

В качестве промежуточного итога следует также отметить, что не всякая технология, не всякая идея и тем более не всякий товар имеют право называться инновационными. Данное ограничение накладывают внутренние сущностные свойства и особенности данного понятия.

Во-первых, инновация возникает, как правило, на прикладном уровне научного знания и представляет собой способ применения на практике некоего фундаментального знания, открытия, изобретения [14].

Во-вторых, инновация всегда является научной разработкой, обладающей внутренним потенциалом для последующего развития и модификации [15].

В-третьих, целями разработки инновации служат рост социально-экономического блага, удовлетворение потребностей общества, а также извлечение коммерческой выгоды, т.е. прибыли [16].

Имеется также ряд других, вторичных свойств, позволяющих более четко и точно отличить какой-либо инновационный продукт от обычного новшества (новинки) или простой модернизации (улучшения). Например, процесс разработки и производства инновации связан с венчурным финансированием. Также имеется возможность прогнозирования спроса на будущую инновацию за счет конкурентных преимуществ, которые предопределяются научно-технической новизной инновационного продукта.

Сейчас понятие «инновация» в научной, политической и бизнес-среде является синонимом понятия «модернизация». Но не следует их смешивать и ставить между ними знак равенства. Тем более не стоит подменять смысл одного понятия другим. Термин «модернизация» по своей сути является более широким и включает в себя термин «инновация». Модернизация подразумевает комплексное обновление некоего объекта, переход на новую ступень развития (например, в сферах промышленности, экономики

или науки). Основным же нюансом, отличающим эти два термина, является то, что модернизация может осуществляться в том числе и за счет инноваций.

Сложной задачей становится определение последующего развития данного понятия, отталкиваясь при этом от нынешних условий, созданных финансово-экономическим кризисом. Также, судя по распространенности данного термина в средствах массовой информации, можно сделать однозначный вывод: под инновацией в широком смысле этого слова стали понимать любое обновление. То есть понятие резко упростилось и потеряло внутреннее содержание. Как это обычно и бывает, любой термин, пусть и достаточно сложный, со временем теряет свою популярность в употреблении, и общество возвращается к предыдущим трактовкам данного понятия. Единственной проблемой, которая может изменить обычный ход вещей, являются упрощение теории и применение специалистами данного понятия в новой - ущербной и усеченной форме. Под специалистами здесь подразумеваются ученые-теоретики, преподаватели высших учебных заведений, а также все лица, имеющие профессиональные интересы в инновационной сфере бизнеса.

На взгляд авторов, пространное описание структуры любой инновации, сопровождавшееся небольшим экскурсом в историю и краткой аргументацией излагаемых тезисов, было необходимо для последующего объяснения авторского понимания понятия «инновационный потенциал» организации. Синтезировав ранее высказанные идеи, можно сделать очевидный вывод: любая инновация содержит в себе три элемента: технологию, ноу-хау, товар. Иными словами, инновация, по сути, является технологичным воплощением творческой изобретательской идеи, которая содержит при этом коммерческую составляющую. Поэтому разумно было бы предположить, что любая инновация также содержит в себе технологический потенциал, потенциал ноу-хау и коммерческий потенциал. При этом не стоит забывать и о финансовом потенциале, который наполняет всю структуру необходимыми ресурсами [17].

Таким образом, общая структура инновационного потенциала организации может быть следующей (рис. 4).

Кстати, уже сейчас предложенную концепцию можно использовать не только для прогнозирования развития той или иной инновации, но и для оценки потенциала последующих изменений уже присутс-

Технологический потенциал

Финансовый потенциал

Потенциал ноу-хау

Коммерческий потенциал

Рис. 4. Содержание инновационного потенциала предприятия

твующих на рынке инноваций. Например, согласно предварительно выстроенной системе критериев технологический потенциал для уже созданной инновации невелик, (условно - 20%). Но потенциал ноу-хау составляет 30%, а коммерческий потенциал -50%. Таким образом, следует использовать стратегию, предполагающую извлечение максимума прибыли в краткосрочной перспективе при достаточно быстром изменении творческой составляющей в инновации, поскольку запас технологической модернизации в долгосрочной перспективе не даст серьезных конкурентных преимуществ. Или, наоборот, высокий технологический потенциал, (например, 70%) при низком потенциале ноу-хау в 10% и коммерческом - в 20% может означать, что на данный момент гибкость используемой технологии в распространяемой инновации пока находится на низком уровне, и ожидать высокой прибыли следует только в длительной перспективе.

Рассмотрим три сокрытых потенциала любой инновации.

Содержание технологического потенциала можно представить следующим образом (рис. 5).

Описанию каждого элемента технологического потенциала инновации можно посвятить отдельную статью. Но здесь следует отметить чисто произ-водственно-техничес-кую сторону процесса управления инновациями. Все элементы

технологического потенциала могут быть рационально обоснованы не только при использовании соответствующей системы показателей, но также и оценены экономическими методами [18].

Потенциал ноу-хау также содержит в себе ряд элементов, прогнозирование которых позволит понять, насколько долго может продержаться инновация на рынке без необходимости соответствующих творческих преобразований. Элементы потенциала ноу-хау отражены на рис. 6.

Следует отметить, что анализ потенциала ноу-хау не может быть математически формализован в достаточной мере, поэтому должны применяться экспертные оценочные методики [8].

Заключительной содержательной частью инновационного потенциала является коммерческий потенциал, структура которого отражена на рис. 7.

Возможности для развития коммерческого потенциала инновации могут быть использованы при обосновании необходимости привлечения инвестиций. Также они позволяют оценить денежные потоки и уровень доходности в стратегической перспективе [3]. Здесь необходимо применять весь

Рис. 5. Элементы технологического потенциала инновации

Потенциал ноу-хау

Простота использования

Универсальность применения

Возможность -=»- Степень

преобразования новизны идеи

Рис. 6. Элементы потенциала ноу-хау инновации

Рис. 7. Элементы коммерческого потенциала инновации

спектр экономических и маркетинговых приемов при составлении соответствующих прогнозов.

Также важной для формирования инновационного потенциала предприятия является финансовая среда. Именно финансы становятся своего рода инкубатором, внутри которого созревают необходимые условия для формирования и последующего раскрытия инновационного потенциала. На взгляд авторов, сами финансы не должны быть включены в сущность инновации и, соответственно, инновационного потенциала предприятия, поскольку их значимость определяется исключительно как стимулирующая и вспомогательная. Являясь, по сути, временной платформой для созревания инновации, финансы преобразуются в разнообразные формы и служат всего лишь обеспечивающим элементом [6]. Например, инвестиции в маркетинг инновации в итоге войдут как структурный элемент в рыночную стоимость бренда, под которым и будет продаваться полученная инновация. Или, если говорить об финансовых вложениях в технологии, то также ее оценочная стоимость вберет в себя первоначальные инвестиции.

Следует четко разделять финансирование инновационных проектов на два типа:

1) финансовые вложения в целях раскрытия инновационного потенциала в длительной перспективе;

2) финансовые вложения в целях раскрытия инновационного потенциала в краткосрочной перспективе [11].

Исходя из этих двух особенностей, в результате и будут складываться два различных типа финансово-инвестиционного «климата», формирующие в будущем базис для инновационного потенциала предприятия. Это в свою очередь отразится и на стратегии использования данного потенциала.

Финансирование формирования инновационного потенциала в длительной перспективе предполагает участие крупных капиталов, которые привнесут свои результаты в виде рыночной позиции предприятия, где станет возможным успешно реали-

зовывать создаваемые инновации. Сами инвестиции при этом распространятся очень глубоко и широко в те или иные системы и структуры всего хозяйства организации. Поэтому оценка значимости влияния финансовых вложений на конечный комплексный результат будет затруднена [9]. Связано это с тем, что сами финансы, трансформируясь в знания, технологии, ресурсы, товары и т.д., становятся некогерентными в силу проблематичности сопоставления новых экономических форм существования этих самых финансов [4].

Таким образом, на первых порах финансирование базиса инновационного потенциала предприятия должно осуществляться за счет собственных средств, что приведет к наращиванию возможностей, проявление которых более определенно произойдет на более поздних этапах. Именно после этого привлечение заемных средств и внешних источников финансирования позволит достроить планируемый базис инновационного потенциала до конца. При этом первоначальный эффект от собственных вложений будет определяющим и результирующим для последующих внешних инвестиций. Появится устойчивый финансовый задел на длительную перспективу для постепенного, но масштабного раскрытия инновационного потенциала предприятия.

Иначе выглядит механизм формирования инвестиционного климата для раскрытия инновационного потенциала в краткосрочной перспективе. Ключевым для такого типа финансирования становится создание свойства гибкости будущего инновационного потенциала организации [7]. Иначе говоря, предприятие будет использовать данный потенциал для удовлетворения оперативных или стихийных потребностей рынка [12]. Поэтому процедуры поиска и внедрения в инновационную деятельность организации инвестиций и финансовых вложений должны быть четкими и структурированными. Наиболее предпочтителен, на взгляд авторов, механизм поэтапного некрупного инвестирования как за счет собственных, так и заемных средств всего процесса создания нового продукта при параллельном использовании возможностей формируемого инновационного потенциала. Сам же инновационный потенциал приобретает аморфное состояние, но при этом распасться ему не дает устойчивая система его финансового обеспечения [19].

Таким образом, можно говорить о формировании финансового потенциала, являющегося в свою очередь фундаментом инновационного потенциала предприятия. Общая структура финансового потенциала предложена на рис. 8.

Отметим, что не должно происходить смешивания финансового и инновационного потенциалов предприятия. В первую очередь необходимо выстроить структуру финансового потенциала, а уже впоследствии он интегрируется в инновационный потенциал за счет смены формы существования финансов - преобразования их в технологии, идеи, товар и пр.

Необходимо подчеркнуть, что согласно предлагаемой концепции применение методик дисконтирования при оценке финансового потенциала организации ограничено. Это связано с двумя проблемами, проистекающими из сущности самой методики расчета дисконта.

Первая проблема носит математический характер: ставка дисконта должна рассчитываться исключительно для специфических условий той или иной системы или среды, или проекта [20]. В противном случае применение стандартных, устоявшихся ставок может повлиять в дальнейшем на недооценку или переоценку инновационного потенциала, что исказит реальное воздействие и значимость финансов в последующей инновационной деятельности.

Вторая проблема заключается в том, что при дисконтировании всегда используется номинальная, а не реальная стоимость капитала, которая зависит порой от множества факторов, по-разному влияющих на один и тот же капитал, находящийся на разных финансовых рынках или используемый различными финансовыми инструментами [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому рассматриваемая концепция предполагает использование капитала в более овеществленной форме, дабы оценка реального его влияния на инновационный потенциал была приближена к реальности и меньше зависела от стихийных условий внешней финансовой среды.

Хотелось бы также подчеркнуть, что оценка инновационного потенциала предприятия всегда должна учитывать особенности той или иной инновации. Поэтому универсальную методику, которая подходила бы к разным типам нововведений, создать принципиально невозможно [5]. А это означает, что система критериев прогнозирования всех трех элементов инновационного потенциала должна быть всегда исключительна и специфична. Следование этому принципу поможет с большей эффективностью и меньшими затратами организовывать процессы, приводящие к созданию и реализации разнообразных инноваций.

В качестве примера использования рассматриваемой концепции предлагается рассмотреть систему показателей, которая описывает инновационный потенциал с учетом сформированного финансового потенциала для малой инновационной организации. Данная система представлена в таблице.

Система показателей, характеризующая

инновационный потенциал предприятия

Вид потенциала Показатель

Финансовый Коэффициент использования собственного капитала. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Коэффициент поступления заемного капитала. Коэффициент концентрации заемного капитала. Коэффициент оборачиваемости заемного капитала. Коэффициент эффективности инвестиций. Коэффициент оборачиваемости инвестиционного капитала. Коэффициент инвестиционной активности. Коэффициент абсолютной ликвидности. Коэффициент срочной ликвидности. Коэффициент поступления собственного капитала. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. Коэффициент устойчивости экономического роста

Окончание таблицы

Вид потенциала Показатель

Технологический Коэффициент экстенсивной загрузки оборудования. Коэффициент интенсивной загрузки оборудования. Коэффициент сменности оборудования. Коэффициент трудового участия. Коэффициент трудовой эффективности. Коэффициент использования полезного фонда рабочего времени. Коэффициент эффективности использования информации. Коэффициент уровня управляемости. Коэффициент эффективности управления. Коэффициент использования производственного потенциала предприятия

Ноу-хау Коэффициент изобретательской активности. Коэффициент научно-технического уровня организации. Коэффициент ускорения НТП. Коэффициент эффективности НИОКР. Коэффициент творческой активности. Коэффициент интенсивности научно-исследовательской работы. Коэффициент унификации изделия. Коэффициент повторяемости составных частей. Коэффициент научной новизны

Коммерческий Коэффициент рыночной доли. Коэффициент объема продаж. Коэффициент уровня цен. Коэффициент рекламной деятельности. Коэффициент доведения продукта до потребителя. Коэффициент покупательского спроса. Коэффициент маркетинговой деятельности. Коэффициент оседания товаров в запасах. Коэффициент конкурентоспособности предприятия

Таким образом, предложенная система показателей системно и всесторонне описывает как инновационный потенциал малого предприятия, так и финансовый потенциал, его образующий.

Итак, предложенный авторами взгляд на инновационный потенциал содержит в себе практическую идею, полезную не только для разработчиков инноваций, но и для возможных инвесторов. Ведь при комплексной оценке инновационного потенциала точность прогнозов, связанная с финансовыми вложениями в инвестиционный проект, с одной стороны, и окупаемостью, прибыльностью создаваемого инновационного бизнеса - с другой,

увеличивается, что приводит к снижению рисков и инвестора, и разработчика инновации.

Список литературы

1. Акатов Н.Б. Управление переходом к саморазвивающимся инновационным организациям: теория и практика. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2012. 251 с.

2. Варакин Л.Е. Глобальное информационное общество: критерии развития и социально-экономические аспекты. М.: Международная академия связи, 2001. 43 с.

3. Васюхин О.В. Анализ и оценка внешних факторов развития инновационной деятельности предприятия. СПб.: Нестор, 2002. 128 с.

4. Васильева Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью: учеб. пособие. М.: КноРус, 2005.320 с.

5. Жариков В.В. и др. Управление инновационными процессами: учеб. пособие. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2009. 180 с.

6. Зинов В.Г., Лебедева Т.Я., Цыганов С.А. Инновационное развитие компании: управление интел-лектульными ресурсами. М.: Дело, 2009. 234 с.

7. Илышев А.М. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации: учебное пособие. М.: КноРус, 2005. 240 с.

8. Инновации: учеб. пособие / под ред. А.В. Ба-рышевой. М.: Дашков и К, 2007. 382 с.

9. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография. М.: Машиностроение-1, 2007. 284 с.

10. Ильин В.И. Общество потребления как форма капиталистического развития. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. 124 с.

11. Фомченкова Л.В. Кто на новенького? (формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия) // Российское предпринимательство. 2005. № 8. С. 53-57.

12. Фазлиахметов Р.Г., Киперман Г.Я. Инновации как способ повышения конкурентоспособности // Креативная экономика. 2014. № 3. С. 58-74.

13. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 401 с.

14. Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Купцов А.В. Разработка и реализация инновационно-инвестиционной стратегии предприятия: монография. Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2011. С. 11-12.

15. Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Купцов А.В. Разработка и финансовое обеспечение инновационной стратегии предприятия: учеб. пособие. Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2012. С. 12-13.

16. Sonia Regina Hierro Parolin, Eduardo Vascon-cellos, Maricilia Volpato, Alisson Marcelo Laurindo. Barriers and Facilitators of Collaborative Management in Technological Innovation Projects // Journal of Technology Management & Innovation. Vol. 8, supl. 1. Santiago. Feb. 2013. P. 151-164.

17. Coombs J.E. andBierly P.E. Measuring technological capability and performance // R&D Manage-

ment. 2006. № 36. P. 421-458.

18. Bigliardi B. and Bottani E. Implementing the balanced scorecard in the mechanical industry: Evidence from a case study // International Journal of Management and Decision Making. 2010. № 11. P. 140-162.

19. Robert E. Johnston Jr., J. Douglas Bate. The Power of Strategy Innovation: A New Way of Linking Creativity and Strategic Planning to Discover Great Business Opportunities. AMACOM. 2013. 332 p.

20. Ouden E. Innovation Design: Creating Value for People, Organizations and Society. Springer. 2012. 208 p.

Finance and credit Innovation development

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

METHODOLOGICAL APPROACHES TO DETERMINING THE STRUCTURE OF INNOVATIVE CAPACITY OF AN ORGANIZATION

Sergei N. YASHIN, Sergei V. TIKHONOV

Abstract

Importance The article points out that at present, the search for techniques and approaches to innovation activity that correspond to the modern trends ofthe nascent sixth technological mode assumes its relevance. A major problem is transformation of market and business activity in the new environment. The most important issues are identification and exploitation of innovative potential of an organization, which will enhance its competitiveness. Objectives We emphasize that new understanding of the innovative capacity implication of an organization, as well as building approaches to its evaluation become particularly important. Therefore, it is necessary to address the following objectives: to determine the structure of innovation, to describe the elements of innovative capacities of an organization, to develop key indicators for assessing its innovation potential. Methods To determine the structure of innovation, we used the historical and logical method enabling to track the formation of the essence of the described economic category. The paper provides a technique to assess innovative capacity of an organization, which is defined as part of an integrated approach, and which encompasses various indicators of innovation capacity into a single system. The methodology takes into account the financial aspect of innovation activity of an organization in its

entirety. We identified general structure of innovation, which includes three essential aspects: technological, inventive, and commercial. The paper develops the concept of innovation capacity of an organization with a detailed description of its content, and also describes the significance of financial capacity and the need for its immediate use while organizing innovation activities of an enterprise. Results The article offers a system of indicators for a small enterprise, which enables to make a comprehensive evaluation of its innovation capacity. Conclusions and Relevance We make a general conclusion about practical significance of the proposed concept and approach to understanding the structure of an organization's innovative potential. The paper proves the need for applying contemporary and flexible methods of its evaluation, which, in total, will result in benefits for all innovation-driven entities.

Keywords: innovation, innovative, potential, know-how, commercial, technological, financial

References

1. Akatov N.B. Upravlenie perekhodom k samoraz-vivayushchimsya innovatsionnym organizatsiyam: te-oriya ipraktika [Managing the transition to self-developing innovative organizations: theory and practice].

Perm, Perm National Research Polytechnic University Publ., 2012, 251 p.

2. Varakin L.E. Global'noe informatsionnoe obsh-chestvo: kriterii razvitiya i sotsial'no-ekonomicheskie aspekty [Global information-oriented society: development criteria and social and economic aspects]. Moscow, International Telecommunications Academy Publ., 2001, 43 p.

3. Vasyukhin O.V. Analiz i otsenka vneshnikh faktorov razvitiya innovatsionnoi deyatel'nosti pred-priyatiya [Analysis and evaluation of external factors of innovative activity development of an enterprise]. St. Petersburg, Nestor Publ., 2002, 128 p.

4. Vasil'eva L.N. Metody upravleniya innovatsionnoi deyatel'nost'yu: uchebnik [Methods of innovative activity management: a textbook]. Moscow, KnoRus Publ., 2005, 320 p.

5. Zharikov V.V., et al. Upravlenie innovatsionnymi protsessami: uchebnik [Managing the innovative processes: a textbook]. Tambov, Tambov State Technical University Publ., 2009, 180 p.

6. Zinov V.G., Lebedeva T.Ya., Tsyganov S.A. Innovatsionnoe razvitie kompanii: upravlenie intellektul'nymi resursami [Company's innovative development: managing intellectual resources]. Moscow, Delo Publ., 2009, 234 p.

7. Ilyshev A.M. Uchet i analiz innovatsionnoi i investitsionnoi deyatel'nosti organizatsii: uchebnik [Accounting and analysis of innovative and investment activity of an organization: a textbook]. Moscow, KnoRus Publ., 2005, 240 p.

8. Innovatsii: uchebnik [Innovation: a textbook]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2007, 382 p.

9. Innovatsionnyi potentsial: sovremennoe sostoyanie iperspektivy razvitiya: monografya [Innovative capacity: current state and development prospects: a monograph]. Moscow, Mashinostroenie-1 Publ., 2007, 284 p.

10. Il'in V.I. Obshchestvopotrebleniya kakforma kapitalisticheskogo razvitiya [The consumer society as a form of capitalist development]. Moscow, Institute of Sociology of RAS, Russian Society of Sociologists Publ., 2008, 124 p.

11. Fomchenkova L.V. Kto na noven'kogo? (formi-rovanie i realizatsiya innovatsionnogo potentsiala promy-shlennogo predpriyatiya) [Who will try on for size? (building and implementing innovative capacity of an industrial enterprise)]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2005, no. 8, pp. 53-57.

12. Fazliakhmetov R.G., Kiperman G.Ya. Innovatsii kak sposob povysheniya konkurentosposobnosti [Innovation as a way of enhancing competitiveness]. Kreativnaya

ekonomika = Creative Economy, 2014, no. 3, pp. 58-74.

13. Schumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle]. Moscow, Progress Publ., 1982, 401 p.

14. Yashin S.N., Koshelev E.V., Kuptsov A.V. Razrabotka i realizatsiya innovatsionno-investitsionnoi strategiipredpriyatiya [Development and realization of innovative and investment strategy of an enterprise.]. Nizhny Novgorod, Alekseev's NNSTU Publ., 2011, pp.11-12.

15. Yashin S.N., Koshelev E.V., Kuptsov A.V. Razrabotka i finansovoe obespechenie innovatsionnoi strategii predpriyatiya: uchebnik [Development and financial support to innovative strategy of an enterprise: a textbook]. Nizhny Novgorod, Alekseev's NNSTU Publ., 2012, pp. 12-13.

16. Sonia Regina Hierro Parolin, Eduardo Vascon-cellos, Maricilia Volpato, Alisson Marcelo Laurindo. Barriers and Facilitators of Collaborative Management in Technological Innovation Projects. Journal of Technology Management & Innovation, Santiago, Feb. 2013, vol. 8, supl. 1, pp. 151-164.

17. Coombs J.E., Bierly P.E. Measuring technological capability and performance. R&D Management, 2006, no. 36, pp. 421-458.

18. Bigliardi B., Bottani E. Implementing the balanced scorecard in the mechanical industry: Evidence from a case study. International Journal of Management and Decision Making, 2010, no. 11, pp. 140-162.

19. Robert E. Johnston Jr., J. Douglas Bate. The Power of Strategy Innovation: A New Way of Linking Creativity and Strategic Planning to Discover Great Business Opportunities. AMACOM, 2013, 332 p.

20. Ouden E. Innovation Design: Creating Value for People, Organizations and Society. Springer, 2012, 208 p.

Sergei N. YASHIN

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod -National Research University, Nizhny Novgorod, Russian Federation jashinsn@yandex.ru

Sergei V. TIKHONOV

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod -National Research University, Nizhny Novgorod, Russian Federation docens@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.