Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-2.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/05EVN217.pdf
Статья опубликована 06.04.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Сичинава Т.А. Конкурентно-инновационный подход к оценке деятельности предприятия // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/05EVN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 33
Сичинава Татьяна Алексеевна
ГБОУ ВО МО «Технологический университет», Россия, Королев1
Аспирант 2-го года обучения E-mail: [email protected]
Конкурентно-инновационный подход к оценке деятельности предприятия
Аннотация. В статье предпринята попытка комплексного изучения и исследования во взаимосвязи основных экономических категорий, оказывающее влияние на конкурентную среду. Раскрывается сущность этих категорий, выявляются их призначные характеристики. В работе приводится мониторинг ключевых методов оценки инвестиционного потенциала компании. Эволюция наук явилось генератором возникновения и развития специальных методов и концепций оценки деятельности предприятия, каждый из которых имеет в своём распоряжении собственный инструментарий. Ускоренная трансформация общественных потребностей, информатизация социума и другие неотъемлемые признаки современности требуют дополнительных, а порой институционально иных способов анализа и оценки экономической среды. Экономике свойственна многоаспектность, что формирует потребность в объективных и частных формах оценки деятельности предприятия, позволяющие проанализировать как аспекты деятельности компании в целом, так и показатели отдельно взятого направления. В статье автором предложен конкурентно-инновационный подход к оценке деятельности предприятия, сущность которого в упрощенном виде сводится к тождеству эффективности предприятия и конкурентоспособности производимой им продукции. То есть, автором ставится в прямую зависимость успешность компании с наличием у него финансового, производственного, административного и т.д. потенциала к созданию инновационного конкурентоспособного продукта с высокой степенью его уникальности и востребованности.
Ключевые слова: конкуренция; конкурентоспособность; конкурентные преимущества; инновации; научно-технический прогресс; продукция; потребитель; спрос
Глобализация мирового экономического пространства, транснацианализация экономики предопределили трансформацию конкурентных возможностей хозяйствующих субъектов. Фокус деятельности бизнес-структур, направленный на преодоление конкурентных барьеров, сместился в плоскость чрезвычайно активного поиска и внедрения новаций, практической реализации достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, сокращение
1 141070, Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, д. 42
производственного и жизненного цикла готовой продукции в условиях формирования в мире и в частности в России потребительской модели экономики, а также ускоренная трансформация технологического уклада требуют от соответствующих отраслей науки постоянного поиска новых, доселе неизвестных технологий, методов и институциональных приемов обеспечения конкурентных преимуществ продукции и предприятия на необходимом уровне. Неизбежно это продуцирует увеличение доли нематериальных активов в совокупном капитале основных участников рынка, обуславливает активное инвестирование в интеллектуальный капитал. Из изложенного проистекает вывод, что способность к разработке и внедрению передовых технологий является для предприятия одним из ключевых факторов достижения финансового благополучия и фундаментальным критерием оценки его инвестиционной привлекательности. Осознание этого привело к увеличению приоритетности мониторинга инновационной сферы еще на этапе фундаментальных исследований.
Для целей настоящего исследования автору представляется необходимым описание понятий таких элементов экономической науки как спрос, конкуренция и конкурентные преимущества.
Информатизация экономики, относительная доступность финансового капитала (в том числе на международных рынках капитала) и другие известные факторы обусловили формирование чрезвычайно сложной конкурентной структуры рынка товаров и услуг. С учетом сложившихся экономических, экологических и других реалий мировая экономическая среда специалистами характеризируется следующими аспектами.
Во-первых, ускоренной эволюцией потребностей, вызванной насыщенностью. Экономической наукой анализ природы и структуры этого понятия выведены в специальный раздел и рассматривается через призму полезности продукта. Материальные блага значимы для потребителя не сами по себе, а лишь потому, что им свойственно удовлетворение определенной субъективной потребности - утоление голода, жажды, защита от холода и т.д. Понятие "полезность" было впервые описано и исследовано в работах английского философа Иеремии Бентама (1748-1832). В настоящее время в абстрактном смысле экономическая наука основывается на двух теориях: полезности и стоимости. Категорией полезности описывается действие закона спроса.
По мнению экономистов, наиболее значительные изменения современного мира были предопределены трансформацией характера потребления, которому свойственно насыщаемость и дифференцируемость. Первая категория имеет количественную характеристику и подразумевает наличие предельных уровней нуждаемости индивида в каком-либо конкретном благе или группе продуктов (заменителях). Дифференцируемость потребления выступает в роли обратной стороны насыщаемости и характеризуется изменчивостью потребности и способа её удовлетворения.
Во-вторых, возрастающее значение информации и спроса на неё, что спровоцировало структурные сдвиги в экономике. В настоящее время спрос и предложение все большее смещаются в область информационных технологий. Традиционные отрасли производства (промышленности) утрачивают своё значение, при этом спрос на высокие технологии, напротив, возрастает значительными темпами, что требует колоссальных финансовых вложений в информационно-вычислительные технологии и интеллектуальные ресурсы.
Кроме того, информатизация общества предопределила появление новых инструментов и каналов оперативного получения требуемой информации о деятельности хозяйствующего субъекта и его продукции, оказала ограничительное воздействие на распространение некачественных и опасных товаров. То есть распространенность информации служит
дополнительным фактором, заставляющим компанию ориентироваться на высокое качество товаров и на повышение конкурентоспособности [6, с. 4].
Таким образом, эволюция потребления привела к трансформации и смещению конкуренции в более глубокую и фундаментальную плоскость.
Для дальнейшего исследования частных аспектов инновационно-конкурентного подхода к оценке деятельности предприятия в контексте его инновационного потенциала целесообразным представляется раскрытие квинтэссенции природы конкуренции.
В федеральном законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" конкуренция рассматривается как "состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке" [7].
В экономической литературе приведено множество дефиниций понятия "конкуренция", однако экономисты сходятся во мнении, что сущностной характеристикой этого понятия является реализовываемость на практике основного его принципа - состязательности (соперничества).
Средством конкуренции выступают товары и услуги, объектом конкуренции -потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный предприятиями-соперниками, а субъектами - предприятия-изготовители и предприятия-услугодатели [4].
Исследования М. Портера демонстрируют, что существуют общие принципы реализации конкуренции на различных рынках [8]. Возможность практического воплощения собственных конкурентных преимуществ на базовом рынке зависит не только от конкуренции между аналогичными хозяйствующими субъектами, но и от значения тех конкурентных издержек, которые формируются производителями товаров-заменителей, клиентами, поставщиками (рис. 1) [4].
Рисунок 1. Модель конкурентных сил (разработано автором)
С учетом изложенного ключевым критерием оценки степени жизнеспособности предприятия является его конкурентоспособность, которая, в свою очередь, определяется наличием ресурсов к внедрению новаций. Ниже приведена разработанная нами упрощенная
схема описания инноваций, позволяющая сделать вывод о её основных формах и видах (рис. 2).
Рисунок 2. Формы и виды инноваций (разработано автором)
Основной целью осуществления вложений в инновационные проекты служит создание конкурентоспособной продукции, отвечающей предъявляемым потребителями требованиям, а задачей инновационно-конкурентного подхода является детерминирование ресурсов предприятия к осуществлению инновационной деятельности.
Проблемы оценки инновационного потенциала были описаны А.Н. Кошурниковым, В. Миллером, В.П. Горшениным, С.Ю. Глазьевым, Д.В. Котовым, Э.А. Уткиным и другими ведущими экономистами России. В настоящее время в отечественной науке разработке методов оценки инвестиционного капитала как основного индикатора эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия уделяется достаточное внимание. Сложность выработке инструментария и методологии анализа данного показателя предаёт многоаспектность экономических параметров и условий деятельности, наличие рисков, противоположность и разнородность инновационной направленности, определенных задачами инноваций, неопределенность результатов.
Условно выделяют несколько основных целей, ставящихся перед собой субъектами инноваций:
• снижение себестоимости готовой продукции;
• ускорение темпов производства;
• увеличение производительности;
• экологизация производственного процесса;
• повышение качества продукции.
Экономистами В.Н. Гониным, А.Н. Кашурниковым детерминируются экономические, экологические, социальные и научно-технические критерии оценки инновационного капитала. Учеными предложена следующая методология анализа:
1. Определение набора показателей, подлежащих применению при анализе инновационной деятельности.
2. Выявление группы предприятий и установление средних значений оценки для всех показателей в группе.
3. Расчёт интегральных показателей.
4. Определение максимального эффекта, который потенциально может быть достигнут.
5. Расчёт коэффициента значимости.
В описанной модели сводный оценочный показатель определяется суммой интегральных показателей [3].
О.П. Мыльцева предлагает более упрощенную модель оценки, основанную на расчете традиционных экономических показателей, а именно: прироста выручки, нематериальных активов, чистой прибыли, доля реализованных инноваций, отношение выручки от внедрения инноваций к общему объему прибыли, количество инновационных продуктов и др. Динамика приведенных показателей, с точки зрения О.П. Мыльцевой, является основным индикатором эффективности инвестиционной деятельности [5].
Более показательной моделью оценки инновационного потенциала компании, по мнению автора настоящего исследования, является модель, предложенная А.Н. Алексеевым. Им основным критерием оценки выделена степень внедрения собственных ноу-хау в производство [1]. Метод подразумевает расчет следующих показателей:
• коэффициента, отражающего соотношение внедренных в производство разработок и общего объема собственных разработок;
• доли собственных ноу-хау в общем количестве внедренных разработок.
Для обеспечения более комплексного и фундаментального исследования автором предлагается конкурентно-инновационный подход к оценке деятельности компании, и, соответственно, конкурентно-инновационная модель предприятия. В данном контексте хозяйствующий субъект рассматривается как самодостаточная социально-экономическая конкурентная система, интегрирующая в себе следующие элементы, ориентированные на:
создание конкурентоспособного предприятия;
достижение необходимого уровня конкурентоспособности продукции; формирование и применение конкурентных преимуществ; обеспечение максимизации прибыли;
обеспечение финансовой устойчивости компании в долгосрочной перспективе.
Ядром приведенных подсистем является инновационная деятельность компании, основной целью которой является создание конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей предъявляемым потребителями критериям.
Поскольку предприятие существует преимущественно для удовлетворения общественных потребностей, а последние постоянно изменяются как по виду, так и по объему, производственная система должна находиться в состоянии адекватных изменений (инноваций). В противном случае не может быть создан товар в потребном ассортименте, нужного качества и нужной цены, который востребован рынком и принимается рынком [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А.Н. Инновационная деятельность предприятий промышленности: методология оценки и государственного регулирования // Транспортное дело в России. - 2013. - №6. - С. 159-161.
2. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2008. 584 с.
3. Гонин В.Н., Кашурников А.Н. Моделирование процесса принятия оптимальных решений оценки эффективности инновационной деятельности предприятий электроэнергетики региона // Современные проблемы науки и образования. -2013. - №4.
4. Мисаков А.В. Конкурентно-инновационный подход к исследованию деятельности предприятий АПК // Экономика и управление, 2011. - №12.
5. Мыльцева О.П. Оценка эффективности инноваций на предприятии // Российское предпринимательство. - 2008. - №10. - С. 86-91.
6. Методы и модели информационного менеджмента / Д.В. Александров [и др.]. М., 2007.
7. О конкуренции и ограничении деятельности на товарных рынках: федер. закон от 22 марта 1991 г. №948-1 // Рос. газ. 1991. 26 апр.
8. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.
9. Савицкая Г.В. Экономический анализ. 16-е изд., испр. М.: Нов. знание, 2010. 679 с.
10. Смирнова Л.А., Павлова Е.А. Оценка конкурентных преимуществ предприятия на основе анализа его инновационного потенциала [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-17988 (дата обращения: 20.03.2015).
11. Трофимов О.В. Формирование эффективных инновационных стратегий: проблемы и решения // Экономические науки. - М.: Изд-во «Экономические науки», 2010. №9. С. 71-75.
12. Трофимов О.В. Основные направления преобразований в деятельности организации в рамках стратегии инновационного развития. Креативная экономика. №4. - М.: Изд-во «Креативная экономика», 2010. С. 17-21.
Sichinava Tatiana Alekseevna
Technological university, Russia, Korolev E-mail: [email protected]
Competitive-innovative approach to the assessment of activity of the enterprise
Abstract. The paper attempts a comprehensive study of and research into the relationship of main economic categories that influence the competitive environment. The essence of these categories, identifies their characteristics. The paper provides monitoring of key methods of assessment of investment potential. Evolution of Sciences was the generator of the emergence and development of specialized techniques and concepts of valuation of the enterprise, each of which has at its disposal its own tools. Rapid transformation of social needs, information society and other inalienable attributes of modernity require additional, and sometimes other means of institutional analysis and assessment of the economic environment. Economy inherent multidimensionality, which generates the need for objective assessment and the private forms of enterprise, allowing to analyze both aspects of the company as a whole, and the performance of a single direction. In the article the author offer competitive and innovative approach to the assessment of the company, the essence of which is reduced in a simplified form to the identity of the enterprise efficiency and competitiveness of its production. That is, the author is put in direct dependence on the success of the company with the presence in it of the financial, industrial, administrative, etc. the capacity to create innovative competitive product with a high degree of its uniqueness and relevance.
Keywords: competition; competitiveness; competitive advantage; innovation; technological progress; production; consumer; demand