Научная статья на тему 'Усиление роли и оптимизация самостоятельной работы студентов как основы образовательного процесса в контексте новых требований ФГОС к изучению иностранных языков в вузе'

Усиление роли и оптимизация самостоятельной работы студентов как основы образовательного процесса в контексте новых требований ФГОС к изучению иностранных языков в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / INDEPENDENT STUDENTS' WORK / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER EDUCATION REFORM / LEARNING FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Светлана Алексеевна

В статье рассматривается вопрос о важности правильной организации и контроля самостоятельной работы студентов в связи с сокращением аудиторных часов в высших учебных заведениях. Выделены виды самостоятельной работы и этапы ее организации, формы и методы контроля. Показаны возможности использовании компьютерных технологий для организации самостоятельной деятельности студентов на примере виртуальной обучающей среды Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Утверждается, что активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strengthening the role and optimisation of students’ independent work as the basis of the educational process in the context of new requirements of new federal state educational standards to studying foreign languages at high schools

The article deals with the problem of the importance of the correct organisation and control of independent students’ work because of the reduction of classroom hours in the University. Types of independent work and the stages of its organisation, forms and methods of control have been allocated. The possibility of using computer technologies for the organisation of independent work of students on an example of the virtual learning medium Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) has been shown. It is alleged that an active independent work of students is only possible if there is a serious and sustained motivation. The strongest motivating factor is the preparation for further effective professional activity.

Текст научной работы на тему «Усиление роли и оптимизация самостоятельной работы студентов как основы образовательного процесса в контексте новых требований ФГОС к изучению иностранных языков в вузе»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

2. Б^ич О.Б. Методична освгга майбутнього вчителя шоземно! мови початково! школи. - Ки!в: Вид. центр КНЛУ, 2004. - 278 с.

3. Волощук А.М.Формування методично! компетентносп майбутнiх учителiв гумаштарного профiлю у процесi педагопчно! практики: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Житомир, 2012. -20 с.

4. Ефремова О.1. 1грова компетентнють як су-часна наукова проблема // Вюник Луганського нацiонального унiверситета iм. Т. Шевченка. - Лу-ганськ, 2012. - Вип. № 22 (257). - С. 85-92.

5. Загорулько Л.П. Структура i принципи оргашзацп системи освгга Австри // Педагопка i психологiя професшно! освгти. - 2006. - № 5. -С. 190-199.

6. Заюр’янова 1.А. Формування соцюкультурно! компетентносп у майбутшх вчителГв шоземно! мови в процеа професшно! тдготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ки!в, 2006. - 22 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

8. Кара С.1. Формування професшно! компетентносп майбутшх учителГв початкових клаав у процеа педагопчно! практики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Житомир, 2012. - 20 с.

9. Мастерство и личность учителя: на примере деятельности учителя иностр. яз. / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, Н.Е. Кузовлева, В.Б. Царькова. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 237 с.

10. Несвiрська Т.В. Формування загальнокультурно! компетентносп майбутшх учителГв шоземно! мови в процеа професшно! подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Житомир, 2012. - 20 с.

11. Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2000. - 22 с.

УДК 378:81

Смирнова Светлана Алексеевна

кандидат культурологии, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

УСИЛЕНИЕ РОЛИ И ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ

В статье рассматривается вопрос о важности правильной организации и контроля самостоятельной работы студентов в связи с сокращением аудиторных часов в высших учебных заведениях. Выделены виды самостоятельной работы и этапы ее организации, формы и методы контроля. Показаны возможности использовании компьютерных технологий для организации самостоятельной деятельности студентов на примере виртуальной обучающей среды Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Утверждается, что активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебный процесс, реформа высшего образования, изучение иностранного языка.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения приводит к необходимости изменения не только учебно-методического содержания подготовки студентов, но и поиска новых форм организации учебного процесса, в которых делается акцент на усилении роли и оптимизации самостоятельной работы студентов.

Одной из особенностей модернизации высшего образования является реализация нового типа обучения - обучение в течение всей жизни, а также создание условий для развития автономии личности в образовательном пространстве. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане самостоятельная работа студентов является не просто важ-

ной формой образовательного процесса, а становится его основой.

Современное общество требует от системы высшего образования перехода на принципиально иную - компетентностью парадигму образования. В ее основе лежит задача формирования современного специалиста, способного к самостоятельному решению проблем профессиональной деятельности. Выпускник высшей школы должен быть готов к регулярной самостоятельной профессиональной и образовательной, перенаправленно-сти - освоению новых технологий, новых систем знаний, к самостоятельному проектированию и внедрению новшеств. Способность к самообразованию, к постановке собственных образовательных целей и задач, к выработке собственных образовательных привычек, к самооценке своего

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Смирнова С.А., 2015

Усиление роли и оптимизация самостоятельной работы студентов как основы образовательного процесса...

образовательного результата, к наращиванию своего образовательного капитала - вот неотъемлемые качества современного профессионала.

Переход на двухуровневую систему образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной работы студента. Это требует новых подходов к организации разнообразной самостоятельной деятельности, внедрения нетрадиционных педагогических технологий.

В учебном процессе высшего учебного заведения различают два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на занятиях по заданию преподавателя, в его присутствии и при его непосредственном участии. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом также по заданию преподавателя, но без его непосредственного руководства. Именно организации внеаудиторной самостоятельной работы следует уделять особое внимание.

Самостоятельная работа может выполняться как индивидуально, так и в группе, причем решение поставленных задач именно в группе очень важно, так как учит студента работать в коллективе, способствует его социализации и во время учебы и после завершения обучения.

Самостоятельная работа может включать в себя следующие этапы:

- входной контроль знаний, умений и навыков в начале изучения дисциплины;

- составление поэтапного плана самостоятельной работы, с указанием конкретных дат предоставления результатов и доведение его до сведения студента;

- разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;

- организация регулярных консультаций по выполнению заданий;

- самоконтроль и самооценка, осуществляемые студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в форме зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений.

Крайне важной является проработка форм и методов контроля выполнения самостоятельной работы. Контроль может проходить в устной и письменной формах, с использованием современных компьютерных технологий. Это могут быть практические и семинарские занятия, включение изучаемого вопроса в перечень вопросов для самоконтроля, зачетных и экзаменационных билетов; тестовый контроль; защита рефератов, контрольных работ, творческих проектов; индивидуальная рейтинговая система контроля; выступление на практическом занятии, конференции; участие в олимпиаде, специализированных чтениях, деловой игре.

Управлению самостоятельной работой студентов следует уделить особое внимание. Управлять процессом необходимо через различные формы контроля и обучения. Именно при контроле выполнения поэтапных заданий студент полнее сможет осмыслить задание и полученную информацию, а преподаватель определить степень усвоения и понимания темы студентом. Обязательные регулярные консультации, на которых студент должен предъявлять результаты работы по выполнению определенного этапа, позволят преподавателю оказать необходимую помощь или, если нужно, указать на недостатки и достоинства проделанной работы, поправить и направить студента. Осуществление контроля и управление процессом самостоятельной работы можно проводить на практических занятиях в форме собеседования, устного опроса, контрольных работ, тестов, дискуссий, фронтальных опросов.

В зависимости от содержания и формулировки заданий, а также степени участия в ней преподавателя самостоятельная работа студентов носит различный характер. Задания можно разделить на четыре группы:

1) обучающие, когда преподаватель показывает путь и характер выполнения задачи;

2) тренировочные, когда путь, показанный преподавателем, повторяется студентом по образцу;

3) поисковые, когда выполнение задания целиком возлагается на студентов;

4) творческие, включающие самостоятельный поиск, выбор, оценку и проекцию информации, её трансформацию с целью написания реферата, доклада на конференцию, эссе или презентации.

Выполнение различного рода самостоятельных работ имеет и воспитательное значение. Самостоятельная работа развивает наблюдательность, воспитывает внимание, увеличивает интерес студентов к изучаемому предмету. При выполнении самостоятельных заданий у студентов появляется уверенность в своих силах, воспитывается воля и характер, умение упорно работать, добиваться поставленной цели.

В процессе обучения такому предмету как иностранный язык автономность рассматривается как самостоятельная учебно-познавательная деятельность, направленная на овладение знаниями и формирование умений и навыков в различных видах речевой деятельности, способность применить их на практике и нести ответственность за результаты проделанной работы. Такая деятельность является неотъемлемым условием развития познавательной самостоятельности, как личностного качества будущего специалиста, который должен обладать следующими умениями: поиск и обработка информации, переработка текста, умения планирования, контроля и оценки процесса обучения, способность к рефлексии и другие.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

165

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Задания для самостоятельной работы могут быть направлены на изучение лексических и грамматических явлений, на самостоятельное понимание неизученных грамматических конструкций и на углубление знаний и совершенствование лексических навыков (в частности, на самостоятельное раскрытие значения неизученных лексических единиц с использованием языковой догадки), а также на работу со справочниками, словарями и интерактивными обучающими программами, ресурсами Internet.

Регулярная самостоятельная работа над заданиями такого рода дает студенту глубокие и прочные знания, учит применять полученные знания на практике.

В ходе работы над чтением текстов и выполнением системы упражнений у студентов развиваются интеллектуально- познавательные умения: поисковые, лингвистические, информационноаналитические, креативные, рефлексивные.

Можно предложить следующие виды заданий, развивающих совокупность данных умений:

- определить общую тематическую направленность текста;

- выбрать текст по нужной теме среди данных;

- найти в тексте конкретную информацию по тому или иному вопросу;

- понять основное содержание, выделить главную мысль текста;

- сократить объем информации текста путем передачи его основного содержания, выявить главную идею текста;

- обобщить извлеченную из текста информацию в виде аннотации;

- критически оценить содержание прочитанного.

В качестве объектов итогового контроля сфор-

мированности умения читать иноязычный текст выступают следующие:

- осознать цель чтения конкретного текста и выбрать стратегию чтения, соответствующую этой цели, варьировать темп чтения;

- распределять внимание между содержанием и формой текста (в частности, его языковым материалом);

- находить в тексте ранее изученные языковые единицы;

- самостоятельно семантизировать незнакомые слова при наличии соответствующих опор;

- осуществлять смысловой анализ текста, выделять в нем главное, новое, достоверное, неверное, полезное;

- перерабатывать извлеченную из текста информацию с целью ее использования в дальнейшей деятельности.

Заключительным этапом в развитии совокупности умений учебной автономии студента является развитие креативных умений, необходимых будущему специалисту:

- осуществлять самостоятельный поиск информации для научных исследований;

- отбирать материал для написания курсовых, творческих работ;

- делать реферативные переводы;

- составлять тексты выступления на студенческих научных конференциях и круглых столах;

- проводить реферативный обзор материалов в процессе самостоятельного чтения газет, журналов: «Moscow News», «Financial Times», «Economy», найденных на Интернет-сайтах и других.

Таким образом, самостоятельная работа, способствует развитию следующих профессионально значимых качеств у будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки:

- самосознание: осознание себя профессиональной личностью, целостное представление о себе как, о специалисте;

- самооценка, предполагающая ценностное отношение к собственным профессиональным качествам и обеспечивающая развитие у студентов навыков самоконтроля и рефлексии собственного профессионального поведения;

- самоорганизация, определяющая стиль поведения будущего специалиста;

- самоуправление как способность принимать компетентные решения и нести за них ответственность, автономно действовать в профессиональной сфере.

Следует отметить, что дисциплина «Иностранный язык» занимает особое место в подготовке высококвалифицированных специалистов вузов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Одним из путей, повышения эффективности языковой подготовки будущих специалистов неязыковых специальностей, является организация именно самостоятельной работы студентов.

В настоящее время стремительными темпами развиваются новые компьютерные технологии и Интернет, а вместе с ними всё чаще встаёт вопрос об использовании компьютерных технологий для организации самостоятельной деятельности студентов. Одной из таких технологий является виртуальная обучающая среда Moodle. Виртуальная обучающая среда Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Эта система ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками и подходит для организации самостоятельной работы студентов. Богатый набор модулей-составляющих для курсов в виде чатов, опросов, форумов, глоссариев, рабочей тетради, уроков, тестов, анкет, семинаров, ресурсов, которые акцентируют внимание обучаемых на отдельных фрагментах

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Усиление роли и оптимизация самостоятельной работы студентов как основы образовательного процесса...

(элементах) излагаемого содержания, позволяют закрепить предлагаемое содержание, информируют студента о трудностях в освоении материала, контролируют усвояемость учебного материала. Учебный материал сопровождается заданиями, упражнениями и опросами, которые дают возможность избежать однообразного изложения материала активными действиями, задавать вопросы на понимание, помогают закреплению изученного.

Обучающиеся получают обратную связь о результатах своих действий. Это помогает им понять, насколько успешно они работают, что именно им стоит делать по-другому. Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, и разные шкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свое место в рейтинге студентов. Таким образом, использование виртуальной обучающей среды Moodle для организации самостоятельной работы студентов предоставляет ряд преимуществ перед традиционными методами и формами организации, а именно: возможность реализации принципа индивидуализации деятельности; наличие быстрой обратной связи; большие возможности наглядного предъявления материала; вариативный характер самостоятельной работы; активность, самостоятельность. Эта обучающая среда позволяет организовать активную познавательную самостоятельную деятельность студентов, оптимизировать ее, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению. Все вышеперечисленное помогает получить более высокие результаты при обучении студентов иностранному языку по сравнению с традиционной вузовской системой обучения.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в изучаемом курсе, в методическом пособии, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону, и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая им работа.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследова-

тельской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры.

4. Участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы его внутреннего роста.

Самостоятельная работа может быть эффективной только тогда, когда она будет для студента привлекательной. Привлекательность работы можно создать определенными поощрениями в виде освобождения от зачёта или экзамена.

Библиографический список

1. Вавилина А.В. Компетентностью подход в образовании // Новые образовательные стандарты высшей школы: традиции и инновации: Сб. науч. ст. Всерос. (с межд. участием) науч.-практ. конф. - Саратов, 2012. - С. 24-27.

2. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург, 2006. - № 1. -С. 112-125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сидакова Н.В. Характерные черты модернизированного содержания обучения иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Кострома. -2014. - Т. 20. - № 1. - С. 201-204.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.