Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ'

УСИЛЕНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физика / научно-технический прогресс / современное производство / усиление / политехническое образование / модернизация / профориентация / physics / scientific and technical progress / modern production / gain / polytechnic education / modernization / vocational guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. Имашев, Б.У. Куанбаева, А.А. Тумышева, Ж. Салыкбаева

В статье изложены физические основы современного научно-технического прогресса, подобраны примеры, иллюстрирующие практическое использование законов физики в конкретных технических установках. В работе выявлена роль и место политехнического образования в деле совершенствования преподавания физики в средней общеобразовательной школе, определены основные педагогические требования к политехнической подготовке учащихся на современном этапе. В статье раскрыты актуальные для современной школы проблемы политехнического образования как условия всестороннего развития личности школьников. Статья содержит краткое описание практической прикладной работы как средства повышения уровня политехнической подготовки учащихся в современных условиях. В представленной работе охарактеризована роль вариативного компонента в образовательном процессе, обеспечивающего характер развития школьников и учитывающего их личностные особенности, интересы и склонности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING THE POLYTECHNIC FOCUS OF STUDYING THE COURSE OF PHYSICS IN ACCORDANCE WITH THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF MODERN TECHNOLOGY

The article describes the physical foundations of modern scientific and technological progress, selects examples illustrating the practical use of the laws of physics in specific technical installations. The paper reveals the role and place of polytechnic education in improving the teaching of physics in secondary schools, identifies the main pedagogical requirements for the polytechnic training of students at the present stage. The article reveals problems of polytechnic education that are relevant for the modern school as a condition for the comprehensive development of the personality of schoolchildren. The article contains a brief description of practical applied work as a means of increasing the level of polytechnic training of students in modern conditions. The presented work describes the role of the variable component in the educational process, which ensures the nature of the development of schoolchildren and takes into account their personal characteristics, interests and inclinations.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ»

6. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1993.

7. Byram M. Teaching and assesing intercultural competence in language teaching. Multiligual Matters. Clevedon. 1997: 34 - 127.

8. Thomas A. Psychologie interkulturellen Lernens und Handelns. Kulturvergleichende Psychologie. Eine Einfuhrung. Gottingen: Hogrefe. 1993: 337 - 424.

9. Грушевицкая Т. Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. Москва, 2003.

10. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования. Журнал социологии и социальной антропологии. Санкт-Петербург, 2007; Т. Х, № 1: 125 - 138.

11. Давыдкина Е.Е. Некоторые аспекты технологии тестирования межкультурной компетенции студентов. Вестник ТГУ. 2009; № 10: 259 - 263.

12. Кондина А.С. Обзор активных методов формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку. Информационное образование: границы коммуникаций. Горно-Алтайск, 2019; № 11 (19): 190 - 192.

13. Корочкина М.Г. Формирование межкультурной компетенции в техническом университете. Диссертация ... кандидата педагогических наук.Таганрог, 2000.

14. Фрик О.В. Применение тренинговых технологий в процессе формирования межкультурной коммуникативной компетентности у студентов неязыкового вуза. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. Омск. 2018; № 3 (72): 114 - 118.

15. Corbett J. An Intercultural Approach to English Language Teaching. Clevedon: Multilingual Matters, 2003.

16. Beili Liu Teaching design of intercultural discussions in college English based on ORID mode. Open Journal of Modern Linguistic. 2019; Vol. 9, № 2: 67 - 75.

17. Coste D., Cavalli M. Education, mobility, otherness. The mediation function of school. 2019. Available at: https://edoc.coe.int/en/394-language-learning

18. Штукке Е.Е. Преимущества применения технологии тестирования для обучения и контроля межкультурной компетенции. Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010; № 2: 126 - 129.

19. Council of Europe Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. Available at: https://www.coe.int/en/web/language-policy/cefr

20. Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод. Социологические исследования. 2005; № 1: 118 - 126.

21. Сухорукова Н.В. Тестирование: вчера, сегодня, завтра. Вестник ТГПУ. 2011; № 10: 48 - 50.

References

1. Filonova V.V. Sovremennye podhody k vydeleniyu kriteriev ocenki i pokazatelej urovnya sformirovannosti komponentov mezhkul'turnoj kompetencii. Vestnik TGU. 2013; № 3 (119): 64 - 67.

2. Gutareva N.Yu. Obuchenie anglijskomu yazyku v sociokul'turnoj real'nosti. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. Krasnoyarsk: Nauchno-innovacionnyj centr, 2015; № 1 (21): 215 - 218.

3. Matveev A.V., Nelson P.E. Cross cultural communication competence and multicultural team performance. International Journal of Cross Cultural Management. 2004; № 4: 253 - 270.

4. Triandis G.K. Kul'tura isocial'noepovedenie. Moskva: Forum, 2011.

5. Elizarova G.V. Kul'tura i obuchenie inostrannym yazykam. Sankt-Petreburg: KARO, 2005.

6. Furmanova V.P. Mezhkul'turnaya kommunikaciya i lingvokul'turovedenie v teorii i praktike obucheniya inostrannym yazykam. Saransk: Izdatel'stvo Mordovskogo universiteta, 1993.

7. Byram M. Teaching and assesing intercultural competence in language teaching. Multiligual Matters. Clevedon. 1997: 34 - 127.

8. Thomas A. Psychologie interkulturellen Lernens und Handelns. Kulturvergleichende Psychologie. Eine Einfuhrung. Gottingen: Hogrefe. 1993: 337 - 424.

9. Grushevickaya T.G., Popkov V.D., Sadohin A.P. Osnovy mezhkul'turnojkommunikacii. Moskva, 2003.

10. Sadohin A.P. Mezhkul'turnaya kompetentnost': ponyatie, struktura, puti formirovaniya. Zhurnalsociologiiisocial'nojantropologii. Sankt-Peterburg, 2007; T. H, № 1: 125 - 138.

11. Davydkina E.E. Nekotorye aspekty tehnologii testirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii studentov. Vestnik TGU. 2009; № 10: 259 - 263.

12. Kondina A.S. Obzor aktivnyh metodov formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Informacionnoe obrazovanie: granicy kommunikacij. Gorno-Altajsk, 2019; № 11 (19): 190 - 192.

13. Korochkina M.G. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii v tehnicheskom universitete. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk.Taganrog, 2000.

14. Frik O.V. Primenenie treningovyh tehnologij v processe formirovaniya mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetentnosti u studentov neyazykovogo vuza. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. Omsk. 2018; № 3 (72): 114 - 118.

15. Corbett J. An Intercultural Approach to English Language Teaching. Clevedon: Multilingual Matters, 2003.

16. Beili Liu Teaching design of intercultural discussions in college English based on ORID mode. Open Journal of Modern Linguistic. 2019; Vol. 9, № 2: 67 - 75.

17. Coste D., Cavalli M. Education, mobility, otherness. The mediation function of school. 2019. Available at: https://edoc.coe.int/en/394-language-learning

18. Shtukke E.E. Preimuschestva primeneniya tehnologii testirovaniya dlya obucheniya i kontrolya mezhkul'turnoj kompetencii. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov, 2010; № 2: 126 - 129.

19. Council of Europe Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. Available at: https://www.coe.int/en/web/language-policy/cefr

20. Nohrina N.N. Test kak obschenauchnyj diagnosticheskij metod. Sociologicheskie issledovaniya. 2005; № 1: 118 - 126.

21. Suhorukova N.V. Testirovanie: vchera, segodnya, zavtra. Vestnik TGPU. 2011; № 10: 48 - 50.

Статья поступила в редакцию 20.06.21

УДК 372.853

Imashev G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan),

E-mail: 77gz5ag@mail.ru

Kuanbayeva B.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan),

E-mail: bayan_kuanbaeva@mail.ru

Tumysheva A.A., MA, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan), E-mail: anar_ta86@mail.ru

Salykbayeva Zh., MA, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan), E-mail: jsk_88@mail.ru

STRENGTHENING THE POLYTECHNIC FOCUS OF STUDYING THE COURSE OF PHYSICS IN ACCORDANCE WITH THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF MODERN TECHNOLOGY. The article describes the physical foundations of modern scientific and technological progress, selects examples illustrating the practical use of the laws of physics in specific technical installations. The paper reveals the role and place of polytechnic education in improving the teaching of physics in secondary schools, identifies the main pedagogical requirements for the polytechnic training of students at the present stage. The article reveals problems of polytechnic education that are relevant for the modern school as a condition for the comprehensive development of the personality of schoolchildren. The article contains a brief description of practical applied work as a means of increasing the level of polytechnic training of students in modern conditions. The presented work describes the role of the variable component in the educational process, which ensures the nature of the development of schoolchildren and takes into account their personal characteristics, interests and inclinations.

Key words: physics, scientific and technical progress, modern production, gain, polytechnic education, modernization, vocational guidance.

Г. Имашев, д-р пед. наук, проф., НАО Атырауский университет имени Х. Досмухамедова, г. Атырау,

E-mail: 77gz5ag@mail.ru

Б.У. Куанбаева, канд. пед. наук, доц., НАО Атырауский университет имени Х. Досмухамедова, г. Атырау,

E-mail: bayan_kuanbaeva@mail.ru

А.А. Тумышева, магистр, НАО Атырауский университет имени Досмухамедова, г. Атырау, E-mail: anar_ta86@mail.ru

Ж. Салыкбаева, магистр, НАО «Атырауский университет имени Х. Досмухамедова», г. Атырау, E-mail: jsk_88@mail.ru

УСИЛЕНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ

В статье изложены физические основы современного научно-технического прогресса, подобраны примеры, иллюстрирующие практическое использование законов физики в конкретных технических установках. В работе выявлена роль и место политехнического образования в деле совершенствования преподавания физики в средней общеобразовательной школе, определены основные педагогические требования к политехнической подготовке учащихся на современном этапе. В статье раскрыты актуальные для современной школы проблемы политехнического образования как условия всестороннего развития личности школьников. Статья содержит краткое описание практической прикладной работы как средства повышения уровня политехнической подготовки учащихся в современных условиях. В представленной работе охарактеризована роль вариативного компонента в образовательном процессе, обеспечивающего характер развития школьников и учитывающего их личностные особенности, интересы и склонности.

Ключевые слова: физика, научно-технический прогресс, современное производство, усиление, политехническое образование, модернизация, профориентация.

Стратегия современного педагогического образования направлена на реализацию принципов политехнизма в целостном педагогическом процессе. В данных условиях возникает необходимость построения модульно-интегративной модели функционирования политехнической школы в системе общего образования. Такой подход позволяет не только оценить существующую ситуацию в политехническом образовании, но и обосновать его цели, перспективные направления развития для обеспечения соответствия образования производственным отношениям, уровню социально-политического и культурного развития общества, а также оперативно удовлетворять потребности людей в самых разнообразных знаниях и навыках. В настоящее время широко обсуждаются сложные и актуальные вопросы, связанные с дальнейшим совершенствованием системы политехнического образования. Политехническое образование школьников на современном этапе развития нашего общества выступает важным средством всестороннего развития подрастающего поколения; решение проблем, связанных с ним, имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение [1]. Важное место в политехническом образовании занимает ознакомление учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс предъявляет высокие требования не только к знаниям, но и к практическому умению применять их в конкретных условиях. Содержание и процесс политехнического образования модернизируется под влиянием научно-технической революции. Обновление содержания образования, повышение его научного уровня является значительным вкладом в политехническую подготовку. Политехническая подготовка школьников включает в себя знание ими общих научных основ современной техники и умение решать производственно-технические задачи с применением физических знаний [1; 2]. Современные предприятия в высокой степени насыщены электроникой, автоматикой, что, в свою очередь, предъявляет очень высокие требования к уровню политехнических и профессиональных умений и навыков рабочих и служащих. В педагогике проблемой политехнического принципа обучения занимались П.Р Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, М.А. Жиделев, В.П Зубов, В.А. Поляков, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин, П.И. Ставский, А.В. Усова, С.М. Шабалов, С.Г. Шаповаленко, Е.Д. Щукин и другие. Эти работы оказали нам помощь в выявлении специфических особенностей отдельных вопросов, связанных с данным исследованием [2; 3]. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы, государственных программ и стратегий развития образования было определено состояние проблемы политехнической подготовки учащихся средних школ. Выявлено, что современный уровень политехнической подготовки старшеклассников не отвечает запросам государства и общества, а существующие методики не предполагают организацию политехнической подготовки в условиях средней школы для всех учащихся. Перечисленные выше проблемы и другие, рассматриваемые в статье, достаточно актуальны, представляют интерес и требуют всестороннего осмысления и глубокого исследования. Для изучения вопросов политехнического образования в процессе обучения физике в средних школах было проведено анкетирование учителей физики. Анализ анкетирования показывает, что учителя в процессе изучения разделов курса физики недостаточно используют политехнические возможности учебного материала, слабо реализуют политехнический принцип в обучении школьников (молекулярная физика (13%), основы термодинамики (20%), основы электродинамики (37%), оптика (7%), квантовая физика (6%)). Из числа опрошенных учителей 76% предлагают разработки учебных политехнических конференций, семинаров, обобщающих уроков, новых лабораторных работ, системы задач и заданий с физико-техническим содержанием и методических рекомендаций по усилению политехнической направленности обучения физике [2]. Знания учащихся о физических основах современного производства поверхностны и формальны, не отвечают требованиям научно-технического и социального прогресса.

Цель статьи - повысить качество политехнической подготовки школьников в процессе изучения физики в соответствии с уровнем развития современной техники. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной и учебно-методической литературы по проблеме исследования; анкетирование; наблюдение; анализ собственной работы по внедрению разработанных нами учебников и учебных пособий в учебный процесс средней

школы; проведение педагогического эксперимента; обсуждение результатов исследования на методических семинарах, научно-практических конференциях. Определены возможные пути разработки содержания и методов организации учебных занятий, направленных на развитие политехнических знаний и умений учащихся при изучении курса физики в средней школе. Политехническое обучение - это система приемов и средств, направленных на формирование умений применять имеющиеся знания в постановке и решении интеллектуально-практических задач. В связи с этим в средней школе большое внимание уделяется различным видам деятельности учащихся по экспериментированию - фронтальным опытам, лабораторным работам и практикумам по физике. Развитие целей политехнического обучения и модернизация его содержания с неизбежностью ведут к совершенствованию методов обучения. Методы обучения: объяснение; лекция; работа с книгой; демонстрационный эксперимент с политехническим содержанием; демонстрация видеофильмов; решение физических задач с политехническим содержанием; выполнение фронтальных лабораторных работ, работ физического практикума. Средства обучения: инновационные технические средства; учебное оборудование для физического эксперимента; макеты; модели; настенные плакаты. Формы организации учебных занятий: урок; урок-лекция; учебные семинары, учебные конференции; учебно-производственные экскурсии [2; 3].

Нами разработаны методические рекомендации, где указаны пути систематизации политехнического материала по физике в виде примеров из различных областей техники и предлагается рассматривать эти примеры на уроках, что не потребует дополнительного времени. Выбор методов политехнического образования может быть осуществлен в рамках обще дидактических методов обучения. Так, реализация метода проблемного изложения предусматривает выяснение общих научных основ производства путем анализа конкретных объектов техники и технологических процессов, трудовой деятельности в сфере производства и т.д. Методы проблемного изложения, эвристический и исследовательский, развивая у школьников творческое мышление, входят в содержание политехнического образования. Содержание и методика изучения политехнического материала способствует формированию глубоких, прочных и действенных знаний учащихся. Ученики начинают понимать применимость физических знаний к решению конкретных прикладных задач, а актуализация знаний связана с тем, что формируется навык быстрого перехода от рассмотрения теоретических сведений к их практическому воплощению и наоборот (например, от теории к модели, машине или от установки к выявлению принципов ее действия). Такая связь теоретических и прикладных вопросов при изучении физики повышает интерес учащихся к теории, значительно способствует их развитию. Результаты исследования [2] по проблеме политехнического образования позволили определить основные требования современного производства и научно-технического прогресса к содержанию политехнической подготовки школьников в процессе изучения физики. Определено примерное содержание политехнического материала в современных условиях преподавания школьного курса физики на основе учета социально-экономического аспекта в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. В ходе исследования было установлено, что важное место в содержании политехнического образования должны занимать физические основы технических объектов, технологические и производственные процессы. Результаты проведенного исследования апробированы в процессе обучения физике в средних школах г. Атырау и Атырауской области Республики Казахстан, нашли отражение в публикациях авторов, докладывались на международных и республиканских научно-практических конференциях и семинарах. Изданы учебные пособия «Электростатика», «Квантовая физика», электронный учебник «Электродинамика». Разработаны элективные курсы «Элементы электронной автоматики», «Новые материалы в технике». В работе на основе научно-педагогического анализа соответствующей литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме выявлены и обоснованы дидактические этапы, направления модернизации политехнического образования в Казахстане. Определено в соответствии с требованиями научно-технического прогресса важное место в содержании политехнического обучения, которое должны занимать основы технических объектов, технологические и производственные процессы. Основные результаты научного исследования внедрены в практику работы школ Казахста-

на путем участия в разработке методических пособий по физике для общеобразовательных школ, в том числе для классов с углубленным изучением физики. Анализируется собственный опыт [2; 4] организации политехнической подготовки старшеклассников в общеобразовательных школах г. Атырау, Атырауской области. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций учителям по совершенствованию преподавания физики и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курса методики физики, теории и истории педагогики в высших и средних учебных заведениях, при разработке элективных курсов и семинаров на курсах повышения квалификации учителей в ИУУ. Политехническое образование школьников в современных условиях имеет существенные особенности при нынешних темпах научно-технического прогресса. Для понимания сущности основных направлений научно-технического прогресса, в рамках которых осуществляется научно-техническое развитие, в содержание курса физики включаются как физические основы различных областей техники, так и применение законов физики в конкретных технических объектах. В результате анализа нами систематизирован политехнический материал по физике в соответствии с главными направлениями научно-технической революции. В разработанной нами системе политехнического материала указаны не только связи разделов курса с основными направлениями научно-технического прогресса в экономике, но и дан прикладной материал, который может быть использован учителем при изучении той или иной темы. Такая система сообщения знаний в курсе физики обеспечивает возможность соблюдения более строгой последовательности в формировании политехнических знаний и умений и усиливает профессиональную направленность изучения данного курса физики в средней школе. В исследовании на примере пяти основных направлений научно-технического прогресса (автоматизация; энергетика; электронно-вычислительная техника; создание материалов снеобходимыми тесническимисвойствамиискология) рассматривается, каким образом в обучении физике осуществляется политехническая подготовка школьников. Определены качество и эффективность практической подготовки уча-щиххя сцемьюроввития поситлхквческогокбразованис иа смиреамнком этапе [2; 5]. Проверочная работа выполнялась учащимися после изучения курса физи-ки^ее^ствтып^вержмконтаолтныхзадавиемо фисичесам тхновхв главных направлений научно-технического прогресса представлены на рис. 1.

Ывимеылнние даниыл еведотельмтвуюсатоы, что уцовень ивлетмхникесктй подготовки учащихся в экспериментальных классах возрос в среднем на 20% по свавтеииы с консрольхысспаесам. Пслаченные х екипхниментальнжю намело результаты в сравнении с итогами контрольных классов доказывают эффектив-нсснеинхдоеиимв птбныти^с^нлс^г^чраОотлнный ваои модтонеализации политехнического принципа в процессе изучения физики в средней общеобра-зователь й школе.

В основе политехнического образования должно лежать изучение главных направлений научно-технического прогресса, физических основ современного производства, опирающихся на понятия, законы и теории в процессе обучения физике [2; 5]. Политехническое образование требует ознакомления учащихся с научными основами главных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, с наиболее распространенными машинами, техническими устройствами и сооружениями. Политехническая направленность курса физики определяется рассмотрением научных основ наиболее важных направлений современного научно-технического прогресса - автоматизации, теплотехники, создания новых материалов, электорэнергетики, электроники, вычислительной техники и т.д., а также рассмотрением наиболее важных конкретных примеров практического приложения физики в технике, сельском хозяйстве, обороне. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование политехнического образования учащихся, предусматривающего овладение ими в теории и на практике общими научными основами и объектами современного производства, прежде всего техники как важнейшего его компонента. В современных условиях расширяется изучение школьниками вопросов использования конструкционных материалов и тепловых двигателей в народном хозяйстве, безотходной технологии, прогрессивных технологических процессов, биотехнологии [4; 6]. Достаточно указать на успехи медицины благодаря использованию компьютеров, томографов, лазеров, волоконной оптики, меченых атомов и др. Достижения физики применяются для создания веществ с заранее заданными свойствами, преобразования информации, разработки современных технологий. Физика как область научных знаний, являющаяся основой военной промышленности любой развитой страны, обеспечивает стратегический потенциал современного государства. Имеется огромное количество политехнического материала, который, конечно, невозможно в полном объеме изучить в школе. Поэтому следует отобрать общие вопросы, необхо-двмыеио сеществу вхемхыащиося, екличиваювим сед нюю школу. Рассмотрим теперь принцип отбора учебного материала, составляющего содержание политехнической подготовки. Критериями отбора [6] прикладного материала курса физоксол^или политех^ыс^^ знания л аооокцгмость знаний о научно-технических, технологических и организационно-экономических основах современ-^с^^сх пр оизвед ства; п умеми я; тлзвитве т ворческого научно-техни-

ческого мышления учащихся.

Ухезеноые критххни эибела оатер валадвлжныор именяться в тесной взаимосвязи. Следует вести поиски наиболее оптимального отбора политехнического мытелимва пс ка^ол тлмл, по кнадаму рузлеле ву|ха физики. Придерживаясь вышеуказанных критериев, мы разработали несколько уроков с политехническим содержанием в процессе изучения физики. Рассмотрим один из них, предусматривающий использование различных методов и приемов работы с отобранным нами [6] прикладным физико-техническим материалом.

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

Направления НТП

Рис.1.Уровниусвоения физическихосновгпавных направленийнаучно-технического прогресса

Электромагнитные реле-регуляторы

Цель урока: изучить назначение, устройство и принцип действия реле-регулятора; сформировать у учащихся политехнические умения выполнять разборку, сборку и установку на уроках реле-регуляторов.

Наглядность урока: модель электромагнитного реле; реле-регуляторы постоянного тока; плакат «Устройство электромагнитного реле».

Ход урока

I. Изложение нового учебного материала о реле-регуляторах. Оно началось с беседы, чтобы выявить знания учащихся из курса физики о простейшем электромагнитном реле. Для этого школьникам предложено ответить на такие вопросы: объясните назначение электромагнитного реле. Назовите основные части простейшего электромагнитного реле. Как действует электромагнитное реле? Где применяется электромагнитное реле?

Далее, демонстрируя реле-регулятор и плакат, учитель в общих чертах ознакомил учащихся с назначением, общим устройством и принципом действия основных частей реле-регулятора постоянного тока: ограничителя тока, регулятора напряжения и реле обратного тока, сравнивая их конструкцию с простейшим электромагнитным реле. Затем были рассмотрены конструктивные особенности контактно-транзисторного реле-регулятора, учащиеся ознакомлены с назначением регулятора напряжения, транзистора, полупроводниковых диодов в реле защиты, внимание учащихся обращено на то, что в этом реле-регуляторе отсутствует реле обратного тока, роль которого выполняют полупроводниковые диоды.

II. Закрепление нового материала. Учащиеся ознакомились с устройством реле-регулятора постоянного тока, реле-регулятора переменного тока. Для выявления и закрепления знаний учащимся предложены следующие вопросы: каково назначение реле-регулятора? Из каких основных частей состоит реле-регулятор постоянного тока? Объясните назначение реле обратного тока, ограничителя

Библиографический список

тока и регулятора напряжения. Как устроен контактно-транзисторный реле-регулятор?

Кроме определения содержания и места прикладного материала в курсе физики, для успешной реализации принципа политехнизма важен выбор методов обучения, способствующих развитию всех функций человеческого интеллекта. Выпускник школы должен не только знать физику, но и быть способным понимать новые явления и самостоятельно применять свои знания на практике, в том числе и в условиях современного производства [5; 6]. Широкое использование законов и явлений физики определяет физическую основу технологических процессов получения новых материалов, современной теплоэнергетики и отношения к природным ресурсам страны в условиях научно-технического прогресса. Эти знания нужны будущим техникам, инженерам, рабочим различных профессий. Таким образом, для достижения целей политехнического образования в процессе преподавании физики следует больше использовать сведения из достижений современной прикладной физики.

Таким образом, социальной основой политехнического образования учащихся в средней школе является потребность производства в высококвалифицированных работниках, способных успешно ориентироваться и адаптироваться в условиях быстро развивающегося научно-технического прогресса. Выявлены оптимальные условия, способствующие усилению политехнической направленности изучения курса физики в соответствии с уровнем развития современной техники. Представлены практические и методические материалы, позволяющие учащимся самостоятельно изучить политехнические материалы, осуществлять творческую деятельность. Учитывая современные требования к школе, содержанию и организации политехнического обучения, дальнейшая разработка содержания и методики политехнического образования должна идти, как нам представляется, по пути выделения и изучения физических основ современного производства.

1. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. Москва, 2012.

2. Имашев Г Инновационные подходы в развитии политехнического образования в процессе обучения физике в средней школе: монография. Алматы: Отан, 2019.

3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. Москва, 2004.

4. Imashev G., Kuanbayeva B.U., Rakhmetova M.T., Uteshkaliyeva A. Et al. Socio-economic basics of schoolchildrens polytechnic training in the modern industrial environment. AD ALTA Journal of Interdisciplinary Research. 2020: 14 - 17.

5. Кузнецова Е.В., Пластинина Т.Н. Политехническое образование в условиях вариативности школьных программ. Современные проблемы науки и образования. 2019; № 1.

6. Imashev G. Innovative technologies of training in physics at high school. LAP Lambert Academic Publishing, 2015. References

1. Glazunov A.T. Tehnika v kurse fiziki srednej shkoly. Moskva, 2012.

2. Imashev G. Innovacionnye podhody v razvitiipolitehnicheskogo obrazovaniya v processe obucheniya fizike v srednejshkole: monografiya. Almaty: Otan, 2019.

3. Lerner I.Ya. Process obucheniya i ego zakonomernosti. Moskva, 2004.

4. Imashev G., Kuanbayeva B.U., Rakhmetova M.T., Uteshkaliyeva A. Et al. Socio-economic basics of schoolchildrens polytechnic training in the modern industrial environment. AD ALTA Journal of Interdisciplinary Research. 2020: 14 - 17.

5. Kuznecova E.V., Plastinina T.N. Politehnicheskoe obrazovanie v usloviyah variativnosti shkol'nyh programm. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; № 1.

6. Imashev G. Innovative technologies of training in physics at high school. LAP Lambert Academic Publishing, 2015.

Статья поступила в редакцию 20.06.21

УДК 371.84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kudryavtsev N.G., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: ngkudr@mail.ru

Kuruskanova A.A., MA student, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: akuruskanova@bk.ru

Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: tealbina@yandex.ru

INVESTIGATION OF COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF SPECTRAL PROPERTIES OF RASTER IMAGES. One of the modules of the mobile system designed for video surveillance of heat-generating ground objects, designed for placement on unmanned aerial vehicles (UAVs), is considered. The educational research project described by the authors is developed by using the method of the project interfaces, designed in Gorno-Altaisk State University as a one of the implementations of the classical project approach to the educational process. The purpose of the work is to describe the frequency analysis project module and study the spectral characteristics of raster images obtained with thermal imaging cameras. The software solutions are carried out by using the high-level programming language Python. For program experiments the authors apply a two-dimensional discrete Fourier transforms fft2 and ifft2, implemented to the NumPy module of the Python language. Some of the interesting features investigated by the researches have already been noted in the special literature, but some of them the authors of the work meet for the first time.

Key words: Fourier transform, thermal imaging cameras, spectral analysis, raster images.

Н.Г. Кудрявцев, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: ngkudr@mail.ru

А.А. Курусканова, магистрант, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: akuruskanova@bk.ru

А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: tealbina@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СПЕКТРАЛЬНЫХ СВОЙСТВ РАСТРОВЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

В данной работе рассматривается один из проектных модулей мобильной системы видеонаблюдения за тепловыделяющими наземными объектами, предназначенной для размещения на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА). В процессе выполнения описываемого авторами учебно-исследовательского проекта была использована одна из реализаций проектного подхода - метод проектных интерфейсов, разработанный сотрудниками Горно-Алтай-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.