Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ'

УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габеев С. В.

Уголовно-правовые средства борьбы с незаконным оборотом наркотиков являются главным инструментом реализации уголовной политики в этой сфере. УК РФ 1996 г. с момента вступления в силу и до настоящего времени претерпел существенные изменения в части регламентации уголовной ответственности за наркопреступления. В данной статье автором рассматриваются наиболее значимые этапы реформирования УК РФ в части противодействия наркопреступности. Ретроспективный анализ уголовного закона за последние тридцать лет позволяет оценить положительный и отрицательный эффекты дополнений и изменений, внесенных в него. При общей положительной тенденции - последовательного расширения круга преступных деяний, ликвидации пробелов в ответственности за незаконный оборот наркотиков, были выявлены и провалы в законотворчестве, способствующие ослаблению ответственности за наркопреступления. Для дальнейшего совершенствования закона необходимо учитывать ранее допущенные ошибки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Габеев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING ACCOUNTABILITY AS THE MAIN TENDENCY OF REFORMING THE CURRENT PENAL LEGISLATION ON DRUG TRAFFICKING

Criminal and legal means of combating illicit drug trafficking are the main tool for implementing penal policy in this area. The Criminal Code of the Russian Federation of 1996 since its enactment and to date has undergone significant changes in terms of the regulation of criminal responsibility for drug-related crimes. In this article, the author examines the most significant stages of the reform of the Criminal Code of the Russian Federation in terms of combating drug-related crime. A retrospective analysis of the criminal law for the past thirty years allows evaluating the positive and negative effects of additions and changes made to it. With an overall positive trend - consistent expansion of the range of criminal acts, elimination of gaps in responsibility for drug trafficking, failures in lawmaking, contributing to the weakening of responsibility for drug-related crimes were also identified. In order to further improve the law, previous mistakes must be taken into account.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ»

_УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ / CRIMINAL LAW SCIENCES_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.126.131

УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ

Научная статья

Габеев С .В.1, *

1 ORCID : 0000-0002-5637-9297;

1 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (kafedra.upik[at]yandex.ru)

Аннотация

Уголовно-правовые средства борьбы с незаконным оборотом наркотиков являются главным инструментом реализации уголовной политики в этой сфере. УК РФ 1996 г. с момента вступления в силу и до настоящего времени претерпел существенные изменения в части регламентации уголовной ответственности за наркопреступления. В данной статье автором рассматриваются наиболее значимые этапы реформирования УК РФ в части противодействия наркопреступности. Ретроспективный анализ уголовного закона за последние тридцать лет позволяет оценить положительный и отрицательный эффекты дополнений и изменений, внесенных в него. При общей положительной тенденции - последовательного расширения круга преступных деяний, ликвидации пробелов в ответственности за незаконный оборот наркотиков, были выявлены и провалы в законотворчестве, способствующие ослаблению ответственности за наркопреступления. Для дальнейшего совершенствования закона необходимо учитывать ранее допущенные ошибки.

Ключевые слова: уголовная политика, незаконный оборот наркотиков.

STRENGTHENING ACCOUNTABILITY AS THE MAIN TENDENCY OF REFORMING THE CURRENT PENAL

LEGISLATION ON DRUG TRAFFICKING

Research article

Gabeev S.1' *

1 ORCID : 0000-0002-5637-9297;

1 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation

* Corresponding author (kafedra.upik[at]yandex.ru)

Abstract

Criminal and legal means of combating illicit drug trafficking are the main tool for implementing penal policy in this area. The Criminal Code of the Russian Federation of 1996 since its enactment and to date has undergone significant changes in terms of the regulation of criminal responsibility for drug-related crimes. In this article, the author examines the most significant stages of the reform of the Criminal Code of the Russian Federation in terms of combating drug-related crime. A retrospective analysis of the criminal law for the past thirty years allows evaluating the positive and negative effects of additions and changes made to it. With an overall positive trend - consistent expansion of the range of criminal acts, elimination of gaps in responsibility for drug trafficking, failures in lawmaking, contributing to the weakening of responsibility for drug-related crimes were also identified. In order to further improve the law, previous mistakes must be taken into account.

Keywords: penal policy, drug trafficking.

Введение

Проблемы наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков (далее - НОН) обозначилась еще в советский период развития российского государства. Наиболее остро она проявилась в последнее десятилетие существования СССР, когда НОН стал приобретать организованный и массовый характер. Уголовное законодательство об ответственности за НОН заметно отставало от растущей наркотической угрозы. Следует отметить, что с распадом советского государства обозначились факторы, способствовавшие росту наркопреступности, вовлечению граждан в наркопотребление. Среди них: ослабление и деградация институтов государственной власти, рост организованной преступности, коррупция, открытые границы с новыми независимыми государствами - бывшими советскими республиками, правовые пробелы в регламентации законного и противодействия НОН. Все это способствовало тому, что на территорию современной России начали поступать крупные партии наркотических средств (в том числе для транзита в другие страны). Уголовный закон является основным средством уголовной политики в сфере противодействия НОН, отражающим концептуальные подходы государства в этой сфере. По состоянию антинаркотического законодательства можно определить модель государственной политики в сфере противодействия НОН [9, С. 129-132].

Методы и принципы исследования

Основные методы исследования - историко-правовой и сравнительно-правовой. На основе ретроспективного анализа были выделены основные этапы реформирования уголовного законодательства в сфере НОН, правовые и социальные последствия изменений и дополнений УК РФ. Начальной точкой нашего исследования стал УК РСФСР 1960 г. в последней действующей редакции. Он содержал 7 статей, посвященных уголовной ответственности за НОН,

и отражал следующую концепцию в борьбе с наркопреступлениями. Во-первых, все наркопреступления посягают на общественную безопасность, общественный порядок и здоровье населения (десятая глава УК РСФСР 1960 г.). Во-вторых, НОН, совершенный в целях их сбыта, а также, собственно, сбыт наркотиков признавались самыми опасными деяниями. Разница в санкциях за НОН, совершенный в целях сбыта (до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества), и без цели сбыта (до трех лет лишения свободы) была значительной. Тяжким преступлением считалось и хищение наркотиков. В-третьих, наркомания рассматривалась как психическое заболевание, которое следовало лечить. Наркопотребитель, добровольно обратившийся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотиков (заболеванием наркоманией) освобождался от уголовной ответственности за все совершенные ранее деяния, связанные с незаконным оборотом потребленных наркотиков. Преступники-наркоманы, не желающие добровольно пройти курс лечение, подлежали принудительному лечению (ст. 62 УК РСФСР). В-четвертых, на ответственность и ее дифференциацию влияет размер обращаемого наркотического средства, а также криминальное прошлое субъекта - повторность, рецидив, привлечение к административной ответственности за правонарушение, с вязанное с НОН.

Основные результаты

УК РФ 1996 г. в первоначальной редакции фактически воспроизвел составы наркопреступлений, предусмотренные в предшествующем УК РСФСР 1960 г. В ст. 228 УК РФ законодатель установил ответственность за три самостоятельных состава преступления: незаконное приобретение или хранение наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере без цели сбыта (ч. 1), незаконные приобретение или хранение наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта, их изготовление, переработку, перевозку, пересылку или сбыт (ч. 2 - 4), нарушение правил законного оборота наркотических средств или психотропных веществ (ч. 5). В УК РФ перекочевали нормы о хищении наркотических средств (ст. 229), склонении к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230), незаконном культивировании наркосодержащих растений (ст. 231), содержании наркопритонов (ст. 232). УК РФ также воспринял норму о принудительном лечении лица, совершившего преступление и страдающего наркоманией, (п. «г» ч. 1 ст. 97 УК РФ).

Хотя некоторые отличия имелись. Во-первых, преступления, связанные с НОН, законодатель обособил от преступлений против общественной безопасности в отдельную главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Во-вторых, освобождение от уголовной ответственности за НОН теперь связывалось не с желанием виновного пройти курс лечения от наркомании, а с деятельным раскаянием, выраженном в добровольной сдаче наркотиков, активном способствовании раскрытию или пресечению наркопреступлений. В-третьих, законодатель наряду с хищением наркотиков установил в ст. 229 УК РФ ответственность и за их вымогательство. В-четвертых, в ст. 233 УК РФ была установлена ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение нароктиков.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств и противодействии их незаконному обороту изначально выстраивалась как карательная. Базовый закон о наркотических средствах [1] появился только спустя два года со дня принятия УК РФ.

За последние 20 лет уголовное антинаркотическое законодательство России последовательно ужесточается. Реформирование началось с конца 2003 г. [2]. С этого момента начался процесс детальной дифференциации уголовной ответственности за эти преступления. Было решено составы преступлений, предусмотренные в ст. 228 УК РФ в первоначальной редакции развести по отдельным статьям УК РФ. В ст. 228 УК РФ оставили НОН без цели сбыта, состав НОН, связанный со сбытом и, собственно, сам сбыт теперь предусматривался в ст. 2281 УК РФ, а нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ - в ст. 2282 УК РФ.

Законодатель на протяжении 25 лет перекрывал пробелы в законе, которые могли быть использованы для НОН. Это осуществлялось за счет расширения предмета наркопреступлений. Законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ установлена ответственность за незаконный оборот аналогов наркотиков. Данное нововведение закрывало преступникам лазейку в законодательстве в случаях, небольшого изменения формулы вещества, когда получалось не новое, а подобное наркотику вещество с тем же опьяняющим эффектом [11, С. 5-8]. Затем, с 2013 г., в качестве предмета наркопреступлений стали признаваться прекурсоры наркотиков [8, С. 77-80] (ст. 2283 и 2284 УК РФ). Данный шаг был направлен на предупреждение НОН на стадии приготовления к нему. И, наконец, с 2015 г. в УК РФ был криминализирован незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 2431 УК РФ). Это было, с одной стороны, запоздалой реакцией государства на появившиеся примерно в 2007-2008 гг. новые способы получения наркотического «удовольствия» - с помощью так называемых спайсов. С другой стороны, государство нашло способ установить уголовную ответственность за незаконный оборот веществ, вызывающих опьянение, сходное с наркотическим, но еще не включенных в список наркотических средств или психотропных веществ [13, С. 5-16]. Расширение предмета наркопреступлений отражает отрицательную позицию государства к легализации любых видов наркотиков [10, С. 69-75].

В 2009 г. в рамках кампании по усилению уголовно-правовой охраны несовершеннолетних в составы НОН с целью сбыта и склонения к потреблению наркотического средства или психотропного вещества отягчающий признак -совершение преступления в отношении лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста [5]. Квалифицированные составы указанных преступлений были отнесены к особо тяжким преступлениям.

В марте 2012 г. произошел очередной этап усиления ответственности за НОН [6]. Совершение преступления с использованием наркотиков стало признаваться отягчающим наказание обстоятельством (п. «к» ч. 1 ст. 63 УК РФ). Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с НОН или их прекурсоров, стало возможно только после отбытия М назначенного срока наказания (п. «г» ч. 3 ст. 79 УК РФ). Законодатель вновь усилил ответственность за сбыт наркотиков, совершенный в публичном поле, в том числе виртуальном. Сбыт наркотиков в общественных и административных зданиях, публичных местах, а также с

использованием СМИ или информационно-коммуникационных технологий стал являться квалифицирующим видом состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2281 УК РФ. За НОН в особо крупном размере с целью сбыта, а равно сбыт наркотиков в особо крупном размере в качестве меры наказания стало предусматриваться пожизненное лишение свободы (ч. 4 ст. 2281 УК РФ).

Помимо последовательного расширения и усиления ответственности за НОН, в уголовном законодательстве России были отмечены и либеральные моменты, характеризуемые правоведами как проблемные или авантюрные.

Так, в декабре 2003 г. законодатель предложил определять размеры наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов количеством средних разовых доз (mediocris uno pondere) потребления. Фактически был применен фармацевтический подход, а точнее фармакопейный в определении размера наркотика. В медицине принято считать разовой дозой дозу (количество вещества, вводимого в организм) лекарственного средства за один прием [12]. Помимо разовой дозы существуют высшая разовая, суточная, курсовая, терапевтические, токсические, летальные дозы. Разовая доза лекарственного препарата основывается на лечебном эффекте, она увязывается с иными видами доз, в том числе токсическими (вызывающими интоксикацию у потребителя), летальными (вызывающими смерть потребителя). Фармакопейный подход был логичен для лекарственных средств, вызывающих наркоманию (содержащих какой-либо вид наркотического средства или психотропного вещества). В Фармакопее наркосодержащие лекарства отнесены к списку А (Venena - яды). Разовые дозы наркосодержащих лекарств рассчитываются на взрослого человека в возрасте 24 лет. Однако большинство известных видов наркотических средств или психотропных веществ не используются в медицине, соответственно установление для них средней разовой дозы потребления вызывает сомнение в правильности такого подхода. Разовые дозы как критерий размера наркотиков просуществовали до 2006 г [3].

Одним из главных недостатков федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ являлось исключение из системы наказаний конфискации имущества и образование правового вакуума в части изъятия преступно нажитых доходов и противодействия легализации доходов от НОН. В сфере борьбы с наркопреступностью это ключевой фактор, обеспечивающий экономическую безопасность и финансовую стабильность государства [14, С. 31-32]. Законодатель по неподдающемуся логическому объяснению, исключив из УК РФ конфискацию имущества, не нашел ей замены в виде иного правового инструмента. Данный недостаток был исправлен только в июле 2006 г., когда в УК РФ конфискация имущества вернулась как мера уголовно-правового характера [4]. Сегодня конфискация имущества может применяться практически за любое наркопреступление.

Полный отказ от принудительного лечения преступников, страдающих наркоманией, не являлся удачным решением. Были добавлены уголовно-правовые нормы, призванные компенсировать отсутствие нормы о принудительном лечении. Так, УК РФ был дополнен ст. 821, которая предусматривала предоставление отсрочки отбывания наказания лицам, страдающим наркоманией, совершившим наркопреступления, не связанные со сбытом наркотиков, согласившихся пройти лечение от наркомании и социально-медицинскую реабилитацию. Затем, федеральным законом от 25.11.2013 № 313-ФЗ в УК РФ была введена ст. 721 УК РФ, которая наделяла суд полномочиями возлагать на осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы, обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую (социальную) реабилитацию [7].

Дополнения, внесенные в составы наркопреступлений в 2017 - 2021 гг., являлись в основном уточняющими или редакционными, практически не влияющими на меру ответственности.

Заключение

Современная история развития уголовного законодательства об ответственности за НОН характеризуется постоянным и последовательным усилением ответственности. Из данной канвы выбиваются только ситуации с введением средних разовых доз потребления наркотиков, а также с исключением конфискации имущества. В остальном же тезис об усилении наказания подтверждается эволюцией российского уголовного законодательства об ответственности за НОН.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Russian Federation. О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон №3-ФЗ, статья 219. — [2-е изд]. Собрание законодательства РФ, 1998.

2. Russian Federation. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон №162-ФЗ — [231-е изд]. Парламентская газета, 2003.

3. Russian Federation. О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» : Федеральный закон №11-ФЗ , статья 176. — [2-е изд]. Собрание законодательства РФ, 2006.

4. Russian Federation. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и

Федерального закона «О противодействии терроризму» : Федеральный закон №153-ФЗ — [165-е изд]. Рос. газета, 2006.

5. Russian Federation. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон №215-ФЗ — [139-е изд]. Рос. газета, 2009.

6. Российская Федерация. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации, 2012. — URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 13.10.22).

7. Российская Федерация. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации, 2013. — URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 13.10.22).

8. Бобырев В.Г. Понятие и характеристика прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. / В.Г. Бобырев // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2012. — 3. — с. 77-80.

9. Есина О.А, Актуальные проблемы борьбы в сфере незаконного оборота наркотиков. / О.А, Есина // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2000. — 2. — с. 129-132.

10. Жданова Е.В. Незаконный оборот наркотиков каннабисной группы и тенденции использования каннабиса в легальном обороте. / Е.В. Жданова // Научный портал МВД России. — 2021. — 4. — с. 69-75.

11. Малкова Т.Л. Правовые аспекты нелегального оборота аналогов наркотических средств и психотропных веществ. / Т.Л. Малкова, П.С. Мащенко, И.П. Крохин // Медицинская экспертиза и право. — 2011. — 6. — с. 5-8.

12. Симонова Н.В. Общая рецептура / Н.В. Симонова, Р.А. Анохина. — Благовещенск: Амурская государственная медицинская академия, 2022. — 131 с.

13. Федоров А.В. О криминализации оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ. / А.В. Федоров // Антинаркотическая безопасность. — 2015. — 2. — с. 5-16.

14. Халиуллин А.И. Противодействие легализации доходов, полученных в результате участия в незаконном обороте наркотиков. / А.И. Халиуллин // Наркоконтроль. — 2020. — 2. — с. 31-35.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Russian Federation. O narkotkheskix sredstvax i psixotropny'x veshhestvax [About narcotic drugs and psychotropic substa^es] : Federal Law №3-ФЗ, sertion 219. — [2 edition]. Sobranie zakonodatel'stva RF, 1998. [in Russian]

2. Russian Federation. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federal [On Amendments and Additions to the Criminal Code of the Russian Federation] : Federal Law №162-ФЗ — [231 edition]. Parlamentskaya gazeta, 2003. [in Russian]

3. Russian Federation. O vnesenii izmenenij v stat'yu 228 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federal i o priznanii utrativshim silu abzacza vtorogo stat'i 3 Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federarii» [On Amendments to Artide 228 of the Criminal Code of the Russian Federation and on The Repeal of the Serand Paragraph of Artide 3 of the Federal Law "On Amendments and Additions to the Criminal Code of the Russian Federation"] : Federal Law №11-ФЗ , sertion 176. — [2 edition]. Sobranie zakonodatel'stva RF, 2006. [in Russian]

4. Russian Federation. O vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federarii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona «O ratifikarii konvenrii soveta Evropy' o preduprezhdenii terrorizma» i Federal'nogo zakona «O protivodejstvii terrorizmu» [On Amendments to Certain Legislative Aris of the Russian Federation in Connexion with the Adoption of the Federal Law "On Radiation of the Counril of Europe Convention on the Prevention of Terrorism" and the Federal Law "On Countering Terrorism"] : Federal Law №153-ФЗ — [165 edition]. Ros. gazeta, 2006. [in Russian]

5. Russian Federation. O vnesenii izmenenij v Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federarii [Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation] : Federal Law №215-ФЗ — [139 edition]. Ros. gazeta, 2009. [in Russian]

6. Russian Federation. O vnesenii izmenenii v otdelnie zakonodatelnie akti Rossiiskoi Federatsii [On Amendments to Certain Legislative Arts of the Russian Federation] Ofitsialnii internet-portal pravovoi informatsii, 2012. — URL: http://www.pravo.gov.ru. (artessed: 13.10.22). [in Russian]

7. Russian Federation. O vnesenii izmenenii v otdelnie zakonodatelnie akti Rossiiskoi Federatsii [On Amendments to Certain Legislative Arts of the Russian Federation] Ofitsialnii internet-portal pravovoi informatsii, 2013. — URL: http://www.pravo.gov.ru. (artessed: 13.10.22). [in Russian]

8. Boby'rev V.G. Ponyatie i xarakteristika prekursorov narkotkheskix sredstv i psixotropny'x veshhestv [Co^ept and characteristics of pra^Ko^ of narrate drugs and psy^^r^^ substa^es]. / V.G. Boby'rev // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii [Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. — 2012. — 3. — p. 77-80. [in Russian]

9. Esina O.A, Aktual'ny'e problemy' bor'by' v sfere nezakonnogo oborota narkotikov [Ariual problems of the fight in the field of drug trafficking]. / O.A, Esina // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. — 2000. — 2. — p. 129-132. [in Russian]

10. Zhdanova E.V. Nezakonny'j oborot narkotikov kannabisnoj gruppy' i tendenrii ispol'zovaniya kannabisa v legal'nom oborote [Traffeking of Cannabis Group Drugs and Trends in the Legal Use of Cannabis]. / E.V. Zhdanova // Na^tay] portal MVD Rossii [Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. — 2021. — 4. — p. 69-75. [in Russian]

11. Malkova T.L. Pravovy'e aspekty' nelegal'nogo oborota analogov narkoticheskix sredstv i psixotropny'x veshhestv [Legal asperts of illegal trafficking in analogues of narrate drugs and psychotropic substa^es]. / T.L. Malkova, P.S. Mashhenko, I.P. Kroxin // Medirinskaya e'kspertiza i pravo [Medkal Expertise and the Law]. — 2011. — 6. — p. 5-8. [in Russian]

12. Simonova N.V. Obshchaya retseptura [General reripe] / N.V. Simonova, R.A. Anokhina. — Blagoveshchensk: Amur State Medkal Academy, 2022. — 131 p. [in Russian]

Mewdynapodnhiu MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnan ■ № 12 (126) • fleKa6pb

13. Fedorov A.V. O kriminalizacii oborota novy'x potencial'no opasny'x psixoaktivny'x veshhestv [Criminalization of trafficking in new potentially dangerous psychoactive substances]. / A.V. Fedorov // Antinarkoticheskaya bezopasnost' [Antidrug safety]. — 2015. — 2. — p. 5-16. [in Russian]

14. Xaliullin A.I. Protivodejstvie legalizacii doxodov, poluchenny'x v rezul'tate uchastiya v nezakonnom oborote narkotikov [Combating the Legalization of Proceeds Derived from Involvement in Drug Trafficking]. / A.I. Xaliullin // Narkokontrol' [Drug control]. — 2020. — 2. — p. 31-35. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.