Научная статья на тему 'Усиление ключевой и функциональных компетенций как основа развития налоговых институтов'

Усиление ключевой и функциональных компетенций как основа развития налоговых институтов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕРИФЕРИЙНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / НЕКЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вазарханов И.С.

В статье прослеживается формирование категории «компетенция налоговых институтов» на базе специфического содержания, законодательного закрепления формальных правил для субъектов налоговых отношений. Выбранный подход исследования позволил автору предложить трехуровневую градацию компетенций налоговых институтов: ключевую обеспечение доходов бюджета в сочетании с созданием комфортных условий деятельности хозяйственным субъектам; функциональную антитеневая работа, борьба с кризисами, стимулирование инновационных процессов; периферийную связанную с регистрационными, информационными, контрольными (по специфическим направлениям) действиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усиление ключевой и функциональных компетенций как основа развития налоговых институтов»

УДК 336

усиление ключевой и функциональных компетенций как основа развития налоговых институтов

и. с. вазарханов,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой налогов и налогообложения E-mail: vazis@mail. ru

Грозненский государственный нефтяной институт им. М. д. Миллионщикова

В статье прослеживается формирование категории «компетенция налоговых институтов» на базе специфического содержания, законодательного закрепления формальных правил для субъектов налоговых отношений. Выбранный подход исследования позволил предложить трехуровневую градацию компетенций налоговых институтов: ключевую — обеспечение доходов бюджета в сочетании с созданием комфортных условий деятельности хозяйственным субъектам;функциональную—антитеневая работа, борьба с кризисами, стимулирование инновационных процессов; периферийную — связанную с регистрационными, информационными, контрольными действиями.

Ключевые слова: налоговые институты, ключевая компетентность, функциональная компетентность, периферийная компетентность, специфическое содержание, неключевая компетенция.

Институциональный подход к изучению налоговой сферы позволяет выявить новые сущностные закономерности ее развития.

Знание и понимание правил в неразрывной связи с практической деятельностью формируют такую характеристику, как компетентность, отражающую квалификационный уровень исполнительных действий.

С этой точки зрения можно с полным правом рассматривать компетентность налоговых институтов как экономических организаций, обладающих знаниями, навыками и способностями решать зада-

чи определенного класса в конкретной предметной области, действующих на основе формальных и неформальных правил. Более того, компетентность налоговых институтов, в отличие от обобщенных, универсальных знаний иных организаций имеет практико-ориентированный характер.

Грамотно построенная работа обеспечивает достаточную компетенцию исполнительных органов и специалистов.

Понятия налогового института и компетентности позволяют рассматривать во взаимосвязанном единстве такие разные составляющие налоговой сферы, как налоговая политика государства, практическая работа налоговых органов, существующие теории налогов и научная деятельность исследовательских и образовательных организаций, система подготовки кадров, основные типы поведения налогоплательщиков и пр.

Состав компетенции формирует полномочия организации, ее ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей. В современном законодательстве достаточно четко прописана компетенция всех государственных органов, в том числе и налоговых, определен круг вопросов, предусмотренных нормативными актами, которые они правомочны разрешать. Содержание правовой компетенции налоговых органов исследуется в специализированной юридической литературе и сама формулировка

«компетенция налоговых органов» применяется широко. Значительная часть законодательных положений, регулирующих деятельность налоговых органов, содержат ссылку на соответствующую компетенцию, «под которой в самом общем виде понимается законно установленный объем публичных дел, выполняемых уполномоченным субъектом» [7]. Не будет преувеличением утверждать, что все законодательные и нормативные акты (от Налогового кодекса РФ до письма налоговой инспекции), судебные решения, регулирующие действия налоговых органов, формируют и уточняют их компетенцию. Например, решение Высшего Арбитражного суда от 19.02.2010 № ВАС-1894/10 по одному из судебных разбирательств с налогоплательщиком напрямую уточняет один из аспектов компетенции, в частности, в компетенцию налоговых органов не входит оценка целесообразности очередности использования коммерческим юридическим лицом расчетных счетов.

Уточнение и детализация компетенции налоговых органов — масштабная и постоянная работа. Однако следует четко определить различие между правовым понятием компетенции налоговых органов и компетенцией налоговых институтов.

Понятие компетенции налоговых институтов значительно шире и включает в себя компетенцию налоговых органов как компонент налоговых отношений, систему знаний, технологию действий, ресурсную обеспеченность (прежде всего в информационной сфере). Правовое понимание компетенции раскрывает регулирование субъектами налоговых отношений исполнения основной функции — уплачивать налоги. Реализация институциональной компетенции охватывает более широкую сферу и нацелена на достижение эффективного функционирования экономической системы. Компетенция налогового института обозначает способность вырабатывать и проводить определенную политику регулирования и координации хозяйственной деятельности в сложно структурированной предметной области — от экономики страны до функционирования отдельных предприятий или конкретных отраслей. Институциональная компетенция включает налоговую политику, которая является результатом целесообразной деятельности институтов, проводится посредством методов, выходящих за рамки законодательно установленных процедур и включающих управление, информирование (пропаганду), воспитание, консультирование [8].

Правовое содержание понятия компетенции не должно противопоставляться его экономи-

ческому значению. В рамках экономического управления компетенция детально не исследуется и рассматривается как способность организации осуществлять определенную деятельность [5]. Предметом изучения являются понятия «ключевой» или «отличительной» компетенции [2, 6, 11]. Ключевая и отличительная компетенции связаны с тем, что компания или ее подразделения делают лучше других — уникальная технология, ноу-хау, маркетинговые навыки и знания, позволяющие выпускать продукты, отличные от конкурентов [9, с. 35]. Идентификация ключевой компетенции рассматривается как важнейший аспект формирования стратегии деятельности организации, ее сохранения и развития [12, 13, 14]. Уточнение понятия ключевой компетенции производится с различных позиций — как самой деятельности, в которой организация проявляет себя наилучшим образом [5], и как набора умений и технологий для успешной конкуренции [14].

Широта понимания и стратегическая ориентация с полным правом позволяют рассматривать компетенцию как характеристику предметной сферы и способа реализации деятельности налоговых институтов.

Правовая компетенция налоговых органов и корпоративное понимание компетенции в рамках теории экономического управления составляют основу для раскрытия роли налоговых институтов как подсистемы государственного регулирования. Формирование категории «компетенция налоговых институтов» строится на выделении специфического содержания:

1) компетенция закреплена законодательно в базовых компонентах в виде формальных правил для каждого субъекта налоговых отношений (от государства в целом, его территориальных образований, органов и учреждений до отдельных исполнителей);

2) включает неформальные правила, традиции и обычаи делового оборота, влияющие на выбор определенного типа поведения налогоплательщиков;

3) для ее реализации используются организационно-управленческий механизм, определенные процедуры действий, специальное ресурсное обеспечение;

4) научной основой выступают теории финансов и налогов, экономического и социального управления; аналитической — самые объемные массивы экономической информации о хозяйственной деятельности каждого налогоплательщика;

5) тесно взаимодействует с самыми различными сферами социально-экономической жизни

- 53

общества—инвестиционными и инновационными процессами, правоохранительной и социальной деятельностью государства.

Таким образом, формируемое понятие компетенции налоговых институтов — это категория экономического управления, основывается не на правовых формах реализации, а на анализе содержания управляемых процессов. Управленческое понимание компетенции — не столько совокупность прав по реализации установленных действий, сколько сама способность выполнять эти действия. В этом значении компетенция института ближе к содержанию компетенции специалиста-исполнителя, к его знаниям и способности действовать в определенных предметных областях.

Содержательная область понятия компетенции налоговых институтов шире компетенции налоговых органов и включает еще компетенцию налогоплательщиков — знания правил экономической деятельности субъектами хозяйствования, квалифицированное следование этим правилам. Достаточная компетенция налогоплательщиков должна обеспечивать выбор оптимальных и законных типов налогового поведения.

Рассматривая экономические институты как систему правил, формируемую в результате определенных знаний и культуры, нельзя исключить из поля зрения научно-исследовательские организации, распространенной формой которых является институт.

Ведомственные исследовательские институты играют важную роль в повышении компетенции налоговых институтов. В этой связи показательным является Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы, который решает задачи институционального развития [10]:

• разрабатывает способы оптимизации форм и методов работы с налогоплательщиками, в том числе с хозяйствующими субъектами — должниками бюджета;

• формирует условия ответственного налогового поведения, которое рассматривается как проявление воздействия институтов на общество, хозяйствующих субъектов всех форм собственности на основе взаимодействия налоговых органов с федеральными и местными органами исполнительной власти и со средствами массовой информации;

• обосновывает направления развития налоговых органов, включая формирование организационных структур, информатизации, материально-технической базы, социальные и кадровые вопросы.

54 -

Примечательно, что исследовательские институты не только создают формальные правила, проводят изучение налоговых процессов и разрабатывают проекты развития, но и сами являются участниками реализации существующих правил, что позволяет им быть достаточно объективными при анализе сложившихся условий хозяйствования.

Вопросы компетенции налоговых институтов рассматриваются в теоретических исследованиях, посвященных функциям налогов, поиску их оптимального состава и структуры. Однако понятие функции обозначает зависимость между двумя величинами. Каждая из традиционно анализируемых и вновь разрабатываемых функций — фискальная, распределительная, стимулирующая и др. — раскрывают важные экономические взаимосвязи, но не обеспечивают их непосредственной реализации. Поэтому исследователи используют более общие обозначения влияния налогов на экономику, например с помощью терминов «роль» и «воздействие», выделяя: фискальную роль, регулирующее воздействие, стимулирующую роль, социальную и политическую роли [4, с. 16—19]. Исполнение роли — это реализация некоторого замысла, что предполагает наличие достаточной подготовки, поставленных целей и задач, что может быть обозначено как компетенция.

Понятие компетенции достаточно четко указывает на возможности и необходимость институциональных действий. С одной стороны, компетенция как способность реализовывать знания раскрывает основу целесообразной налоговой деятельности, с другой — закрепление компетенции в правовых формах четко структурирует процедуры этой деятельности и взаимодействие субъектов, ее осуществляющих. Таким образом, компетенция налоговых органов включает и функции и роли.

Одновременно, рассматривая компетенцию налоговых институтов как сложную и многосоставную характеристику, можно использовать сложившееся классическое функциональное структурирование налогов, основывающееся на выделении фискальной, регулирующей и стимулирующей функций. С этой точки зрения ключевой является фискальная компетенция налоговых институтов. В качестве ведущих могут быть выделены регулятивная и стимулирующая функции. Другие виды — социальная, антитеневая, информационная, сервисная, воспитательная и иные специфичные — отнесены к функциональным компетенциям.

Указанные компетенции присутствуют в составе задач налоговых органов, которые осуществляют

контроль за соблюдением налогового законодательства РФ (ключевая компетенция), обеспечивают постановку на налоговый учет хозяйствующих субъектов (функциональная компетенция). Регулятивная и стимулирующая компетенции реализуются посредством системы налогов, различных ставок и предоставляемых преференций, которые обеспечивают условия для эффективной хозяйственной деятельности налогоплательщика, стимулируют активное предпринимательство в социально значимых сферах, обеспечивают доходы бюджета.

В научной литературе и нормативно-правовых актах разработана и продолжает активно исследоваться ключевая компетенция базовой компоненты налоговых институтов — полномочия и порядок действия налоговых органов по исполнению своих прав и обязанностей. Однако глубина и полнота разработки ключевой компетенции не должна приводить к недооценке других видов компетенций налоговых органов и институциональных элементов налоговых отношений. Такая недооценка может иметь негативные последствия:

• избыточное расширение ключевой компетенции дополнительными функциями (например, полное администрирование работы предприятий в сфере оборота алкогольной продукции) снижает ее эффективность;

• сужение компетенции налоговых институтов отражается на действенности механизмов государственного регулирования, в частности, неиспользование экономической информации хозяйствующих субъектов, аккумулированных налоговыми органами, в контрольной и регулируемой деятельности других государственных органов приводит к дублированию. Четкое понимание компетенции налоговых

институтов является основой эффективной работы налоговой системы. Сформировавшись в последнее десятилетие XX в., российская налоговая система претерпела значительные изменения — налоговые правила, организационные структуры и технологии постоянно менялись. Например, была создана и расформирована налоговая полиция; налоговые службы осуществляли тотальный контроль оборота алкогольной продукции, выставляя посты на предприятиях и организациях; налоговый контроль перешел от проведения сплошных проверок к выборочным выездным контрольным мероприятиям; у налогоплательщиков появилась возможность выбирать формы налогообложения и т. д. Все это является свидетельством постоянного уточнения и развития компетенции налоговых институтов.

Развитие ключевой фискальной компетенции продолжает осуществляться по пути совершенствования законодательно-технологических механизмов. Направление развития ведущих и функциональных компетенций не столь очевидно. Более того, состав и структура функциональных компетенций могут обновляться и уточняться, что свидетельствует о тактическом характере реализации налоговыми институтами данных компетенций и не должно восприниматься как не существенные.

Функциональные компетенции должны быть эффективными и объективно необходимыми, т. е. налоговые органы не должны выполнять лишних функций, осуществляя при этом достаточно широкую контрольную и аналитическую деятельность. Именно перечень функциональных компетенций определяет общие пределы компетенции налоговых институтов. Исходя из рассмотренного ранее содержания компетенции, можно сформулировать, что ее пределами выступает компетентность институционального агента («предел компетенции определяется уровнем компетентности исполнителя»). Это не тавтология и не игра слов: права и обязанности налоговых институтов должны находиться во взаимосвязи с теми знаниями и направлениями работы, которые реализуются в процессе исполнения ключевой компетенции. Если в процессе реализации фискальной функции налоговые органы могут обеспечить целый комплекс дополнительных распределительных, стимулирующих, антикризисных, антитеневых и иных воздействий, то такие возможности необходимо использовать. Однако механизмы реализации данного рода воздействий не должны снижать эффективности исполнения ключевой компетентности, выполняться в рамках базовой налоговой деятельности. Это означает, что функциональные компетенции должны быть четко определены и разработаны, а их реализация обеспечена достаточными ресурсами.

Выбранный автором подход исследования содержания компетенции налоговых институтов позволяет предложить трехуровневую градацию:

• ключевую компетенцию по обеспечению доходов бюджета в сочетании с созданием комфортных условий деятельности хозяйствующим субъектам;

• функциональную компетенцию, которая явля -ется производной от ключевой и реализуется в сферах, где действия налоговых институтов значимы — антитеневая работа, борьба с кризисами, стимулирование инновационных процессов и т. д.;

- 55

• периферийную и техническую компетенцию — совокупность действий налоговых институтов в конкретных условиях и поставленных перед ними задачах. Это комплексы работ, связанные с регистрационными, информационными, контрольными (по специфическим направлениям) и иными действиями, сопровождающие налоговые процессы.

Компетентностный подход для анализа развития налоговых институтов усиливает структурирование их компетенции исходя из их роли и значения в социально-экономической системе. Выделение ключевых и неключевых компетенций, например в менеджменте организаций, производится с целью избавления предприятия от неключевых активностей, к примеру, путем передачи на аутсорсинг. При этом выделение неключевой компетенции даже важнее, так как именно отказ от нее предполагает оптимизацию экономической системы.

В связи с этим представленная градация компетенции налоговых институтов не преследует цель избавления от каких-либо функций и процессов, а направлена на их упорядоченность для самих налоговых институтов и для общества. Характеризовать функциональные компетенции с позиции «неключевых» не совсем корректно, так как их значимость действительно не столь высока как ключевой компетенции, но ее реализация без них невозможна или будет неполной. Поэтому в предлагаемой автором градации не так важно выделение неключевых компетенций, как формирование упорядоченной структуры компетенций и определения в целом границ компетенции налоговых институтов для решения тех задач, которые действительно важны для всего общества и для решения которых они обладают достаточными знаниями и инструментами, наделены соответствующими правами.

Важность полноценной разработки всех уровней компетенции проиллюстрируем на примере антикризисной функциональной компетенции. Еще в докризисный период начали формироваться теоретические основы реализации данной компетенции, а с 2006 г. Федеральная налоговая служба должна осуществлять контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью стратегических предприятий на базе соответствующего анализа в целях соблюдения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Ряд экспертов рассматривали такую задачу, как чуждую для фискальной работы [4, с. 123—124], проявляя недопонимание различных видов ком-

56 -

петенции (происходило сужение компетенции) налоговых институтов, которые обладают достаточной информационной базой для отслеживания финансового состояния стратегических предприятий. Негативные экономические процессы, вызванные мировым финансовым кризисом, подтвердили правомерность и необходимость реализации данной компетенции. Более того, сформирован организационно-управленческий механизм антикризисной компетенции налоговых институтов. Федеральная налоговая служба выступает уполномоченным органом на представление в деле о банкротстве и в процедурах банкротства. В то же время теоретических разработок, посвященных антикризисной компетенции налоговых институтов, не достаточно [3]. В научной литературе преимущественно рассматривается правовой аспект действий налоговых органов в делах о банкротстве и практических мерах по работе с убыточными предприятиями. Повышение компетентности налоговых институтов в данной сфере обусловливает развитие теоретических подходов и разработки информационно-аналитического инструментария, позволяющих отслеживать кризисные процессы и явления, оценивать эффективность антикризисных мер.

Следовательно, уточнение содержания и пределов компетенции налоговых институтов является важной компонентой формирования стратегического направления институционального развития экономики.

Список литературы

1. Абрамов М. Д., Кашин В. А. О налоговой системе России // Налоги и налогообложение. 2006. № 3.

2. Беляков Г. Я., Сумина Е. В. Ключевые компетенции как основа устойчивого конкурентного преимущества предприятия // Электронный журнал «Исследовано в России». 2005. URL: www. zhurnal. ape. relam. ru. articles/2005/104.

3. Вазарханов И. С. Реформирование налоговых институтов: теоретико-методологический аспект. Монография // Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2008.

4. Васильев Ю. В., Кузнецов Н. Г., Поролло Е. В. Политика реформирования налоговой системы России. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2008.

5. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. М.: Вильямс, 2004.

6. Ефремов В. С., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2.

7. Кажаева О. В. Проблема компетенции налоговых органов // Административное и информационное право. М., 2003. С. 124—129.

8. Кучеров И. И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. 2005. № 4. С. 4—8.

9. Междисциплинарный словарь по менеджменту / под общ. ред. С. П. Мясоедова. М.: «Дело», 2005.

10. Паскачев А. Б. О работе Государственного научно-исследовательского института развития налоговой системы МНС России // Главный научно-исследовательский вычислительный центр

Федеральной налоговой службы: официальный сайт. URL: http://www. gnivc. ru.

11. Спирин С. А. Ключевая компетенция промышленного предприятия: сущностные черты категории // Проблемы современной экономики. 2008. № 4 (28).

12. Andrews К. The Concept of Corporate Strategy, Irwin, Homewood, Illinois. 1987.

13. Heene A. , Sanchez R. Competence based strategic management, London: John Wiley, 1997.

14. Prahalad C. K., Hamel G. The core competence of the corporation, Harvard Business Review. 1990. Vol. 68, no. 3. Pp. 79-93.

Третий Южно-Уральский социальный форум

«ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ - ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

20-21 октября 2011 г.

Челябинский государственный университет при поддержке Правительства, Законодательного собрания и Общественной палаты Челябинской области проводит III Южно-Уральский социальный форум «Опережающая подготовка кадров - основа комплексной модернизации региональной экономики».

В ходе форума предлагается обсудить следующие проблемы:

* модернизация системы профессионального образования на основе опережающей подготовки кадров для инновационной экономики региона;

* правовые и законодательные аспекты государственной поддержки молодых специалистов;

* молодёжное предпринимательство - стратегический ресурс развития общества и государства;

* человеческий ресурс как медико-социальная проблема в условиях интенсификации рынка труда;

* формирование социокультурных ценностей личности в современных условиях;

* практика решения проблемы опережающей подготовки кадров для целей социально-экономического развития муниципальных образований;

* качество подготовки кадров и сертификация их квалификации для инновационной экономики.

В программе форума предусматривается работа дискуссионных центров по обозначенным проблемам, круглый стол в правительстве Челябинской области, пленарное заседание, экскурсии на предприятия и социальные объекты Челябинска, выставки и встречи с известными специалистами.

К участию приглашаются руководители предприятий и учреждений, ученые и практики в области социально-экономических отношений, руководители и специалисты соответствующих министерств и ведомств, главы городов и районов субъектов Российской Федерации, представители бизнес-структур, общественных и религиозных организаций.

Заявку на участие следует направить до 10 сентября 2011 г. на E-mail: soc_work@econ.cgu.chel.su. По итогам форума предполагается издание сборников материалов. Стоимость организационного взноса для публикации материалов - 400 руб.

Тезисы выступлений направлять по электронной почте до 20 сентября 2011 г. в соответствии с установленными требованиями. Оплата проезда и проживания за счет направляющей стороны.

Телефоны для справок: (351) 799-70-74, (351) 799-70-76 -деканат экономического факультета; (351) 799-70-81- кафедра социальной работы ЧелГУ. Факс: (351) 799-70-78.

www.socforum74csu.ru У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.