Научная статья на тему 'Системные элементы реализации антитеневой компетенции налоговых институтов'

Системные элементы реализации антитеневой компетенции налоговых институтов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / АНТИТЕНЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЪЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ / TAX INSTITUTES / THE ANTI-SHADOW COMPETENCE / OBJECTS OF INFLUENCE / REALIZATION STAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вазарханов И. С.

Основные принципы антитеневой налоговой компетенции в совокупности с задачами, объектами и субъектами воздействия, приемами и методами составляют целостную категориальную систему теоретикометодологического обоснования антитеневой деятельности. В статье рассмотрены направления, этапы и результаты реализации антитеневой компетенции налоговых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main principles of the anti-shadow tax competence and objectives, objects and subjects of influence, methods compose a complete categorial system of theoretical and methodological substantiation of anti-shadow activity. The directions, stages and results of realization of the anti-shadow competence of tax institutions are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Системные элементы реализации антитеневой компетенции налоговых институтов»

Вазарханов И.С.

к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Налоги и налогообложение» Грозненского государственного нефтяного института им. М.Д. Мил-лионщикова

Эл. почта: vazis@mail.ru

СИСТЕМНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИТЕНЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НАЛОГОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Основные принципы антитене-вой налоговой компетенции в совокупности с задачами, объектами и субъектами воздействия, приемами и методами составляют целостную категориальную систему теоретико- методологического обоснования антитеневой деятельности. В статье рассмотрены направления, этапы и результаты реализации антитеневой компетенции налоговых институтов.

Ключевые слова: налоговые институты, антитеневая компетенция, объекты воздействия, этапы реализации.

Для развития теоретико-

методологического обеспечения анти-теневой налоговой компетенции принципиальным является определение базовых принципов ее осуществления, установление целей и задач, средств достижения и решения. Принципы антите-невой налоговой компетенции относятся к фундаментальным понятиям, характеризующим систему налоговых

воздействий. Это общепризнанные правила целевого использования налоговых мер, воплощающие экономические, социальные и другие закономерности сферы воздействия. В то же время они определяют строгие требования, согласно которым формируется и функционирует вся подсистема антитеневой компетенции налоговых институтов.

Методологической основой принципов антитеневой компетенции налоговых институтов являются ключевые положения финансового контроля в системе управления. Базовые построения антитеневого налогового воздействия основываются на закономерностях финансового контроля, поэтому должны отвечать общим требованиям, к которым относятся: объективность, определенность, устойчивость, конкретность, взаимосвязь с другими принципами, а также нейтральность, экономичность, непрерывность, действенность, своевременность и др.. Они выражают объективные закономерности функционирования общества и государства, содержат компоненты целенаправленного воздействия на теневую экономику с сохранением принципов свободы хозяйствования и законности, предопределяют объективную необходимость учетноаналитической, статистической, контрольной деятельности налоговых органов.

Основные принципы антитене-вой налоговой компетенции в совокупности с задачами, объектами и субъектами воздействия, используемыми приемами и методами составляют целостную категориальную систему теоретико-методологического обоснования антитеневой деятельности.

Для раскрытия сущности и содержания антитеневой компетенции налоговых институтов следует ввести уточняющие понятия и определения, влияющие на управленческие решения. Прежде всего, необходимы современные методы системной организации ан-

титеневых воздействий. Речь идет о разработке дополнительного контрольного механизма, в рамках и с помощью которого комплексно и целенаправленно могут решаться проблемы антитене-вого воздействия.

Содержание антитеневой компетенции налоговых институтов рассматривается в комплексе теоретических, методологических и практических подходов к формированию правил принятия решений.

Концептуальный подход к построению правил экономических действий формирует систему экономического управления, обладающую собственным содержанием и понятийным аппаратом. Данный подход выступает как самостоятельный управленческий процесс и целостная система воздействий на социально-экономические процессы и явления. С позиции финансовой теории ан-титеневые воздействия рассматриваются как неотъемлемая часть налоговой деятельности. Антитеневая компетенция как практическая деятельность представляет собой действия по наблюдению за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и воздействия специфических мер налоговой системы.

Методологическая основа анти-теневой налоговой компетенции включает:

- комплекс приемов и методов наблюдения и проверок финансовохозяйственной деятельности налогоплательщиков, раскрывающих законность совершаемых хозяйственных операций;

- анализ правильности и своевременности выполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами;

- оценку добросовестности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности.

Главная цель антитеневого налогового воздействия: с помощью систе-

мы норм и правил налоговой деятельности обеспечивать доминирование официальных экономических механизмов во всех сферах экономики.

В качестве подцелей выделяются направления:

- обеспечение стабильности налоговых поступлений в бюджет за счет расширения официальной экономики;

- уточнение доходных поступлений в налоговых прогнозах и планах;

- модернизация качества работы налоговых органов и реализация сервисного подхода в деятельности налоговых учреждений;

- повышение степени взаимодействия всех государственных органов, в том числе с правоохранительными структурами;

- усиление доверия граждан к деятельности налоговых структур и развитие налоговой культуры.

Для их достижения необходимо:

- сформировать методики анализа легальности рынков и хозяйственных механизмов в различных секторах экономики;

- разработать комплексные целевые программы, определяющие налоговые меры воздействия для преодоления влияния теневой экономики и препятствующие формированию условий ее появления;

- определить систему показателей добросовестности ведения хозяйственной деятельности для уровня предприятия и масштабов отраслей и рынков;

- обеспечить единство и достоверность формирования информационной базы субъектов хозяйствования с учетом последующего анализа возможной их активности в теневом секторе экономики;

- разработать методики прогнозирования и планирования поступлений в бюджет с учетом изменения состояний хозяйственной системы или отдельных ее секторов под влиянием те-

невой экономики;

- сформировать эффективные механизмы взаимодействия налоговых органов и предпринимательских структур для снижения бюрократизма и административного влияния на субъекты хозяйствования, провоцирующие их уход в теневой сектор.

Рассмотренный состав целей и задач позволил сформулировать определение предмета антитеневой налоговой компетенции как систему организационно-экономических мероприятий по предотвращению влияния теневой экономики, преодолению ее последствий, исключению самих условий ее образования. Система противодействий включает: комфортность и удобство форм и механизмов налоговых отношений в экономике; способы налогового контроля и регулирования хозяйственной деятельности; собственно механизмы государственного антитеневого воздействия; формы модернизации налоговой системы с целью повышения эффективности влияния на экономику.

Субъектами взаимодействия в системе антитеневой компетенции являются участники хозяйственной деятельности: органы власти, налоговая служба и субъекты хозяйствования, использующие механизмы теневой деятельности и действующие исключительно законно, а также общественные организации и ассоциации предпринимателей, прежде всего, Торговопромышленная палата.

Некоммерческие объединения предпринимателей формируют устойчивые институты взаимодействия бизнеса и государства, их деятельность направлена на своевременное реагирование на изменения в деловой среде с целью быстрого и действенного применения способов регулирования хозяйственных процессов.

Состав органов власти включает все структуры и организации государства, осуществляющие как экономическое

регулирование, так и правоохранительную деятельность.

Механизм взаимодействия всех субъектов является ключевым элементом системы антитеневой деятельности.

Объектом антитеневых налоговых воздействий выступают процессы и явления теневой экономики всех уровней - от предприятия до государства. Подразумеваются не только действия, направленные на неофициальные или незаконные хозяйственные операции в экономической системе, а, в первую очередь, на условия формирования теневых экономических отношений. Такое понимание объекта антитеневого воздействия со стороны налоговых органов раскрывает предотвращающую, опережающую направленность их деятельности.

Долгосрочное и последовательное антитеневое воздействие на всех уровнях налоговой работы опирается на результаты анализа экономических тенденций за предшествующий или текущий периоды функционирования теневой экономики, предпринятых мер по противодействию, включает выработку концепции создания благоприятного делового климата для ведения предпринимательской деятельности. Это значит, что антитеневая компетенция охватывает более широкие сферы, нежели декларирование и контроль за исполнением налоговых обязательств и должна быть направлена на решение узловых проблем функционирования экономической системы.

Объекты антитеневого воздействия представлены в виде факторов, обусловливающих зарождение, сохранение и развитие теневых хозяйственных процессов, и подразделяются на внутренние и внешние.

Внешние объекты распределяются по четырем группам: общеэкономические, рыночные, социально-

политические и прочие факторы.

Влияние налоговой системы на

указанные факторы формирования теневой экономики достаточно ограничено и по многим направлениям опосредованно. Однако в областях, непосредственно связанных с хозяйственной деятельностью, с состоянием рынков, выполнением платежных процедур, налоговые меры могут оказать заметное влияние на сокращение теневых хозяйственных операций.

Достаточно разнообразны факторы, способствующие формированию теневого хозяйствования на уровне предприятия и управленческой деятельности его руководства. Это может быть следствием неопытности и некомпетентности руководства, его профессионального несоответствия, ошибки финансового планирования, прогнозирования сроков и объемов поступления доходов и осуществления платежей, в конечном итоге принятие ошибочных решений, приводящих к неофициальным и впоследствии незаконным операциям и действиям.

Для формирования налоговых мер воздействия условия зарождения, существования и развития теневой экономики сгруппированы по следующим основаниям:

• по степени реализованности: свершившихся изменений и потенциальных, которые могут произойти с некоторой вероятностью;

• по умыслу: целенаправленно осуществляемые и стихийно возникающие как последствия какой-либо деятельности субъекта;

• по типу воздействия: прямые и косвенные;

• содержание теневых процессов может быть дополнено силовыми, социальными, политическими, психологическими и иными воздействиями.

Очевидно, источниками теневых хозяйственных операций, кроме злоумышленных действий, являются неосознанные и ошибочные решения руководства предприятия, партнеров по

бизнесу, конкурентов, различных организаций, в том числе и органов государственной власти, стечения объективных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии и катастрофы, войны и т.д.) или политические события.

В существующей практике органов государственной власти акцент смещен в сторону финансово-правовых мер, влияющих на уже образовавшиеся процессы и явления, когда механизмы теневой экономики действуют. Не умаляя этих мер противодействия существующим формам теневой экономики, возрастает значимость профилактических мер по воздействию на условия, формирующие деформацию нормального экономического механизма.

На профилактическом уровне ан-титеневая деятельность основывается на способности органов государственного регулирования выявлять тенденции теневого развития в различных секторах экономики и формировать соответствующий инструментарий противодействия. Определенную роль призваны сыграть налоговые органы, обеспечивая субъектам хозяйствования возможность эффективно работать в официальном и открытом режиме.

Теневая экономика очень подвижна и активна, поэтому противодействие должно быть не менее динамичным и своевременным. Антитеневая деятельность должна проводиться последовательно и строиться на долгосрочной основе, что предполагает наличие стратегии и тактики, долгосрочные и текущие решения должны быть согласованы. С одной стороны, стратегические решения принимаются и реализуются на ранних стадиях проявления, когда еще не сложились массовые деформации экономических процессов. С другой, принимаемые на ранних стадиях решения могут быть неадекватны возможной угрозе формирования нелегальных экономических механизмов и направленными на решение частных

хозяйственных проблем, скрывающих глубинные негативные явления. Можно выделить два вида тактики противодействия теневой экономике соответствующими наборами антитеневых мер влияния:

• «защитную» тактику, предусматривающую разработку и принятие налоговых мер противодействия на основе анализа существующих процессов и явлений теневой экономики;

• «наступательную» тактику, предполагающую активные действия по упреждению формирования условий для развития теневых хозяйственных механизмов.

Сложность сочетания тактических и стратегических антитеневых мер обусловливается тем, что они включают, как правило, компоненты силового воздействия, осуществляются в чрезвычайном характере и объясняются агрессивностью действия теневых механизмов.

Тактика и стратегия антитенево-го воздействия ориентированы на достижение определенных результатов на каждом этапе развития цивилизованных форм экономической деятельности. Исходя из установленных целей налогового воздействия на теневой сектор, основными результатами его осуществления являются:

1) изменение функционирования теневых механизмов, снижение неблагоприятных тенденций в экономике и устранение негативных факторов воздействия на экономическую систему;

2) реализация эффективных способов проведения налоговой политики, создающей благоприятные условия для ведения хозяйственной деятельности;

3) стимулирование законопослушное поведение хозяйствующих субъектов;

4) усиление функции прогнозирования налоговой ситуации, развития экономики;

5) улучшение инвестиционных

условий, привлечение зарубежных партнеров, повышение мировой конкурентоспособности.

Становление антитеневой компетенции налоговых институтов предпо-пределяет раскрытие теоретического содержания и целевой ориентации формируемых правил и предпринимаемых действий. Важно также ресурсное и организационное обеспечение (наличие служащих для разработки мер противодействия, организационной реструктуризации существующих налоговых учреждений, информационного обеспечения данной функциональной компетенции), состав которых определяется приемами и методами антитеневой деятельности.

Реализации методологии антите-невой компетенции налоговых институтов могут способствовать следующие направления:

- расширение и уточнение стандартной системы отчетности, ее анализ с целью обнаружения явлений, присущих теневым способам хозяйствования, поскольку антитеневое воздействие опирается, в первую очередь, на различные учетные показатели и методики их анализа;

- мониторинг и оценка информации о фактических результатах хозяйственной деятельности объектов воздействия, сравнение их с нормативными показателями;

- диагностика хозяйственных процессов для фиксирования возможных отклонений от законных способов экономической деятельности, анализ причин их появления, тенденций развития;

- прогнозирование развития теневого сектора: обобщение и оценка информации в разрезе факторов, вызвавших незаконные способы хозяйствования, определение закономерностей теневой деятельности для формирования различных прогнозов и сценариев развития нелегитимной экономической

деятельности;

- разработка и реализация анти-теневых мер: формирование программ, направленных на противодействие явлениям теневой экономики.

С позиции воздействия на факторы, порождающие теневые хозяйственные процессы, состав антитеневой компетенции налоговых институтов характеризуется следующим образом.

Исходным этапом работы является изучение факторов формирования теневой экономики для определения их влияния на деформацию экономической системы. Количественно степень этого влияния может быть определена с помощью одно- или многофакторных корреляционных моделей. По результатам оценки проводится ранжирование отдельных факторов по степени их негативного воздействия на развитие процессов теневой хозяйственной деятельности. Анализ и их группировка формируют прогноз развития деструктивных процессов и явлений. Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, следовательно, своевременно принять меры к их устранению или ослаблению, постоянно отслеживая признаки возможного развития нелегальной деятельности.

С точки зрения существующего теоретико-методологического обеспе-

чения налоговой деятельности, сложной представляется реализация стадии диагностики теневых процессов и явлений. Исследователи рыночной экономики выработали обширную систему методов диагностики сложных экономических ситуаций и сформировали методики принятия управленческих решений в условиях угрозы нормальному порядку их осуществления. Диагностика процессов теневой экономики должна быть способна анализировать явления не только в тех секторах рыночной деятельности, где теневые механизмы уже сложились и необходимо принимать решительные меры по их ликвидации,

но и для тех сфер экономики, где отмечаются только отдельные негативные явления с целью устранения факторов, способствующих их развитию.

Для поэтапной релизации содержания антитеневой компетенции налоговых институтов предлагаются следующие пути:

1. Исследование состояния налогоплательщиков с целью раннего обнаружения признаков их теневой деятельности.

2. Определение масштабов теневой экономики в различных секторах хозяйствования.

3. Изучение основных факторов, обусловливающих развитие теневой экономики.

4. Формирование целей и выбора основных механизмов антитеневого воздействия.

5. Реализация антитеневых мероприятий, в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами.

Осуществление указанных мероприятий позволит усилить позитивное влияние налоговых институтов на легитимность хозяйственной работы, ее стабильность, на снижение экономических рисков в ходе легальной деятельности. Это важно, поскольку теневая экономика возникает в условиях высокого хозяйственного риска и сама представляет фактор нестабильности легальной экономики. Обеспечивая стабильные и комфортные условия предпринимательской деятельности, государство снижает, таким образом, возможности развития теневой экономики. Снижение рисков уже само по себе является элементом противодействия теневой экономике. Реализация мер воздействия налоговых институтов на общественные процессы требует уточнения существующего и разработки нового налогового инструментария.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вазарханов И.С. Модернизация налоговых институтов на основе компетент-ностного подхода. Монография / РГЭУ «РИНХ», 2010, 233 с.

2.Вазарханов И.С. Функциональная компетенция налоговых институтов в сфере противодействия теневой эконо-

мике / Финансовые исследования, , № 1, 2011, 62-69 с.

3.Вазарханов И.С. Антикриминальная функция налогов как инструментарий в борьбе с теневой экономикой/ Вестник РГЭУ «РИНХ», Ростов-на-Дону, 2009, № 2(28) с. 224-235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.