Научная статья на тему 'Ущерб от незаконного предпринимательства'

Ущерб от незаконного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1906
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЩЕРБ ОТ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ущерб от незаконного предпринимательства»

5.2. УЩЕРБ ОТ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Новиченко В. В., аспирант

Ставропольский государственный университет Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Одним из основных конструктивных признаков состава незаконного предпринимательства, подлежащих доказыванию в ходе расследования уголовных дел, является ущерб, который согласно диспозиции части первой статьи 171 УК РФ должен быть причинен в крупном размере. Однако применительно к анализируемому составу преступления законодательство не содержит легального определения термина "ущерб", что приводит к серьезным проблемам на практике.

Следует отметить, что единства подходов к уголовно-правовой характеристике ущерба как конструктивного элемента незаконного предпринимательства ни среди ученых, ни среди практических работников не сложилось, поскольку в нормах уголовного законодательства не существовало (да и в настоящее время его тоже нет) законодательной регламентации содержания данного понятия. Неоднозначно решался данный вопрос и в судебной практике. Таким образом, отсутствие единого мнения в определении данного понятия не только создает сложности в правоприменительной практике, но и является тормозом при расследовании конкретных уголовных дел 1.

Так, ряд исследователей (А. Андреев и С. Гордей-чик 2, Л. В. Иногамова-Хегай3, А.И. Рарог 4 и др.), рассматривая вопрос о содержании ущерба от незаконной предпринимательской деятельности, утверждали, что поскольку рассматриваемые преступления совершаются против порядка осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, то последствия их совершения должны носить материальный характер в виде имущественного ущерба. Имущественный вред в результате совершения преступлений в сфере экономической деятельности выступает прежде всего в виде неполучения должного дохода потерпевшим,

1 Коротков А.П., Гусев О.Б., Завидов Б.Д., Попов И.А. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях (главы 22 и 23 Уголовного кодекса РФ) // Право и экономика. 2000. N 1.

2 Андреев А., Гордейчик С. Понятие последствий преступлений в сфере экономической деятельности // Российская юстиция. 1997. N

7.

3 Иногамова-Хегай Л.В. Совершенствование уголовно-правовых норм об экономических преступлениях // Уголовное право. 2001. N 1.

4 Рарог А.И. Усмотрение правоприменителя при квалификации преступлений // Уголовное право. 2000. N 1.

чем они отличаются от преступлений против собственности 5.

Другие ученые связывали ущерб исключительно с родовым понятием «убытки» в контексте ст. 15 ГК РФ. Так, Б.Д. Завидов, П.В. Зотов, И.А. Попов считают, что применительно к составу незаконного предпринимательства исчисление ущерба должно производиться по общим правилам, установленным нормами ГК РФ для определения убытков (ст.15). Размер убытков зависит от характера и объема законной предпринимательской деятельности и должен включать в себя упущенную выгоду 6. Аналогичную точку зрения высказывают А. И. Фабричный 7, М. В. Талан 8 и С. А. Плотников 9.

Третьи отождествляли ущерб от незаконного предпринимательства с суммами неуплаченных налогов и (или) сборов. Так, Т. Устинова высказывает следующую точку зрения: «поскольку незаконное предпринимательство связано с неуплатой налогов от прибыли, полученной в результате ее осуществления, иных обязательных платежей, которые следовало бы уплатить при получении лицензии, в первую очередь такой ущерб предлагается отождествлять с соответствующими указанными суммами»10. С ее мнением солидарны А.Н. Шабунина и Е.Д. Горевой 11, О. А. Авдеева 12.

Часть исследователей (А.Э. Жалинский 13, В. Г. Пищулин 14, С. И. Улезько и А. А. Витвицкий 15 и др.) полагали, что под ущербом в рамках анализируемого состава преступления следует понимать вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, его имуществу, а также упущенную выгоду.

Следует отметить, что вышеизложенные точки зрения по проблеме определения ущерба от незаконного предпринимательства высказывались в основном до момента вступления в силу с 1 июля 2002 г.

5 Андреев А., Гордейчик С. Указ. раб.

6 Завидов Б.Д., Зотов П.В., Попов И.А. Уголовно-правовой анализ незаконной предпринимательской и банковской деятельности, воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности // Адвокат. 2003. № 2.

7 Фабричный А. И. Уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства: Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, - 2001. С. 115.

8 Талан М. В. Преступления в сфере экономической деятельности (Вопросы теории, законодательного регулирования и судебной практики): Дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2002. - С. 145.

9 Плотников С. А. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство: Дис. ...канд. юрид. наук. Москва, 2003. - С. 123.

10 Устинова Т. Ответственность за незаконную предприниматель -скую и банковскую деятельность // Законность. 1999. № 7.

11 Шабунина А.Н., Горевой Е.Д. Проблемные вопросы квалификации незаконного предпринимательства // Российский судья. 2005. N 8.

12 Авдеева О. А. Проблемы определения ущерба при незаконном предпринимательстве // Гражданское право. 2006. № 4.

13 Жалинский А.Э. Уголовная ответственность в сфере лицензирования // Закон. 2000. N 1.

14 Пищулин В. Г. Объективные признаки незаконного предпринимательства и лжепредринимательства по уголовному закону России // Право: теория и практика. 2003 г. №1-2.

15 Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. В. Н. Петрашева. М., 1999. С. 227.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

4’2007

Федерального закона от 25. 06. 2002 N 72-ФЗ «О внесении изменений в статьи 169 и 171 Уголовного кодекса Российской Федерации» 16 (далее - ФЗ от 25. 06. 2002 N 72-ФЗ), существенно расширившего круг уголовно наказуемых деяний, подпадающих под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ. Так, в качестве преступных было признано «осуществление предпринимательской деятельности, совершаемое с нарушением правил регистрации» и «с представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов, содержащих заведомо ложные сведения».

Соответственно, точки зрения, высказываемые учеными по проблеме определения ущерба в рамках ст. 171 УК РФ, не учитывали изменений в содержании признаков объективной стороны незаконного предпринимательства.

Логическое толкование содержания вышеуказанных конструктивных элементов состава незаконного предпринимательства, исходя из определения, данного Пленумом ВС РФ, свидетельствует о том, что законодатель фактически включает такой элемент состава незаконного предпринимательства, как «представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения» в качестве составного элемента в содержание понятия «осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации». Иными словами, исходя из их определений, они соотносятся между собой как «часть» и «целое», и являются соответственно видовыми и родовыми понятиями.

Таким образом, государственная регистрация, совершенная с представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, представляет частный случай регистрации, совершенной с нарушением правил регистрации. В связи с этим следует исключить указание на этот признак из текста ст.171 УК РФ 17.

В свою очередь, анализ содержания термина «осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации», свидетельствует о том, что в данном деянии усматриваются признаки должностных преступлений.

Так, под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в

полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам) (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем").

Само по себе осуществление предпринимательской деятельности, даже если она была зарегистрирована должностным лицом незаконно (но при условии, что в дальнейшем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не были исключены из Единого госреестра), не влечет причинения ущерба в сфере реализации контрольных и фискальных функций государства, так как в данном случае при их регистрации обеспечивается уплата государственной пошлины; хозяйствующие субъекты числятся в соответствующих государственных реестрах, обеспечивается их постановка на налоговый учет и учет во внебюджетных фондах по принципу «единого окна».

Таким образом, криминализация деяния «осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации» в рамках ст. 171 УК РФ представляется неоправданной, поскольку не отвечает целям установления уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Так, целью ст. 171 УК РФ является предупреждение перехода экономической деятельности в сферу теневой экономики, что влечет утрату государственного контроля над бизнесом.

С учетом вышеизложенного, элементы состава незаконного предпринимательства, внесенные в диспозицию ст. 171 УК РФ нормами ФЗ от 25. 06. 2002 N 72-ФЗ, подлежат исключению из ст. 171 УК РФ, поскольку посягают на иные, отличные от ст. 171 УК РФ, объекты уголовно - правовой охраны.

Соответственно, по мнению автора, содержание ущерба от незаконного предпринимательства следует рассматривать без учета данных признаков.

Автор считает, что с вышесказанными предложениями по поводу определения понятия ущерба от незаконного предпринимательства не представляется возможным согласиться, поскольку содержание ущерба в контексте ст. 171 УК РФ следует раскрывать, исходя из связи непосредственного объекта незаконного предпринимательства и общественно опасными последствиями, наступающими в результате его совершения.

Так, «понятие объекта преступления самым тесным образом связано и с важнейшим признаком объективной стороны преступления - общественно опасными последствиями... Общественно опасные последствия как бы высвечивают, материализуют (в фи-

16 СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2518.

17 Беларева О. А. Уголовно-правовая характеристика незаконного

предпринимательства (Ст. 171 УК РФ): Автореф. дис. „.канд. юрид. наук. Томск, 2005. - С. 8.

лософском понимании этого слова) сущность и специфику конкретного объекта посягательства 18.

Непосредственным объектом незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в сфере регистрации хозяйствующих субъектов, а также лицензирования их деятельности.

Соответственно, при раскрытии содержания понятия «ущерб» в рамках ст. 171 УК РФ следует исходить из того, что законодатель увязал степень общественной опасности незаконного предпринимательства именно в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в нарушение императивных норм гражданского законодательства об обязательной государственной регистрации предпринимательской деятельности (а в ряде случаев - и ее лицензировании), вследствие чего причиняется вред общественным отношениям в сфере регистрации хозяйствующих субъектов и (или) лицензирования их деятельности).

Таким образом, анализ связи непосредственного объекта незаконного предпринимательства с общественно опасными последствиями, наступающими в результате его совершения, приводит нас к выводу о том, что причинение вреда жизни, здоровью человека, а также неуплата налогов и (или) сборов образует иные составы преступлений, а значит, лежит за рамками состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ.

С учетом сказанного, наиболее правильным и точным представляется мнение А. Н. Гуева 19 о том, что под ущербом от незаконной предпринимательской деятельности следует понимать непоступление платы за регистрацию, за лицензирование в доход государства.

Данная точка зрения подтверждается и материалами судебной практики.

Так, по приговору Балашихинского городского суда от 04.04.2000 Р. осужден по ст. 171 ч. 2 УК РФ за то, что осуществлял предпринимательскую деятельность без лицензии (организовал платную стоянку), причинив крупный ущерб администрации района в сумме 45288 руб 20.

Вышеприведенный анализ приводит нас к выводу о том, что под ущербом от незаконного предпринимательства следует понимать:

- Неуплаченную государственную пошлину в виде платы за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- Неуплаченные лицензионные сборы.

В связи с изложенным, необходимо дополнить ст. 171 УК РФ соответствующим примечанием.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

18 Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении (под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф.Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента

И.М.Тяжковой) - М.: ИКД "Зерцало-М", 2002 .

19 Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд - е второе, перераб. и доп. // Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 2000.

20 Справка Мособлсуда от 09.10.2002 "По результатам рассмотрения судами Московской области в 2000 году и в первом полугодии 2001 года уголовных дел в сфере экономики» // Правовая система Консультант Плюс: Законодательство (Москва и Московская область).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.