УДК 728.83(470.23):75.03(470)"1830/1840"
О. Н. Попко
Усадьба Павлино под Петербургом в работах художников 1830-1840-х гг.
Усадьба Павлино под Петербургом была расположена возле петергофской дороги и до наших дней не дошла. Долгое время не было известно о том, как она выглядела. При изучении истории рода графов Витгенштейнов выявлены материалы, позволяющие представить себе усадебный дом. В музеях и частных коллекциях сохранились произведения искусства, на которых она была изображена: рисунки В. Садовникова и Ж. А. Гюдена. Автором статьи был выявлен портрет одного из владельцев усадьбы Павла Ласунского кисти Д. Доу. Он хранился в семье Витгенштейнов и был продан в 1920 г. неизвестному. В коллекции А. Витгенштейна во дворце Сайн находится подписной рисунок художника В. С. Садовникова с изображением Павлино. Полукруглая колоннада охватывала дом с двух сторон, формируя необычную террасу. Критически проанализировав воспоминания Александры Смирновой-Россет, автор смог восстановить историю передачи усадьбы от Ласунского к Витгенштейну.
Ключевые слова: усадьба, коллекция, портрет, гравюра, имение Павлино, Павел Ласунский, Лев Витгенштейн, Василий Садовников, Жан Антуан Гюден
Olga N. Popko
Pavlino estate near Saint Petersburg in works of artists of 1830-1840's
Pavlino estate near Saint Petersburg has been located near the Peterhof road and hasn't reached our days. Long time the view of the estate wasn't known. During the study of history of count Wittgenstein's family we founded the materials, which help us to imagine the house. In the museums and private collections we have revealed the works of art on which it has been represented (the drawings of V. Sadovnikov and J. A. Gudin). Author of the article founded the portrait of Pavel Lasunsky, who was one of the estate's owners, made by D. Dove. It was stored in Wittgenstein's family and has been sold in 1920 to the unknown person. In a collection of Alexander Wittgenstein in Sayn palace is situated the drawing with the subscription of V. S. Sadovnikov, which presents the image of Pavlino. The semicircular colonnade covered the house from two parties, forming an unusual terrace. After criticall analyse of Aleksandra Smirnova-Rosset's memoirs, the author could restore history of transfer of the estate from Lasunsky to Wittgenstein.
Keywords: estate, collection, portrait, engraving, manor Pavlino, Pavel Lasunskii, Lev Wittgenstein, Vasilii Sadovnikov, Jean Antoine Guden
Об истории имения (дачи) Павлино под Петербургом в XIX в. известно мало. Это была одна из дач вдоль петергофской дороги - престижное место отдыха столичной аристократии. В череде многочисленных владельцев Павлино 1830-х гг. вскользь упоминается граф Лев Петрович Витгенштейн (1799-1866). Павлино находилось в его руках на протяжении нескольких лет на рубеже 1820-1830-х гг. Данных об этом непродолжительном периоде крайне мало. Большую часть этого времени семья графа путешествовала за границей. Выявление новых материалов по истории рода Витгенштейнов позволяет нам пролить свет на некоторые аспекты истории Павлино, а также пополнить небогатую иконографию этого памятника архитектуры и портретную галерею его владельцев 1830-х - начала 1840-х гг.
Известная до наших дней история Павлино выглядит так. На протяжении почти всего XVIII в. имение находилось в руках представителей рода Нарышкиных, которые продали его в 1790-е гг. английскому купцу Роману Мобелю. В 1820-е гг. владельцем дачи был Павел Михайлович
Ласунский (1777-1829), гофмаршал двора императора Николая I.
При П. М. Ласунском облик усадебного дома сильно изменился, он был перестроен по проекту архитектора В. И. Беретти. Вот как описывал работы, проведенные в Павлино, сам архитектор: «Перестроена дача с надстройкою и пристройкою галереи, построены мост и другие садовые украшения (его превосходительству покойному Павлу Михайловичу Ласунскому)» [1, с. 185]. В 1830-е гг. Павлино принадлежало графу Л. П. Витгенштейну. С 1840-х гг. дачей в Павлино владели Матвей и Михаил Виельгорские. По воспоминаниям одного из их гостей, К. Головина, можно если не восстановить архитектуру усадьбы, то хотя бы представить себе впечатление, которое она создавала: «Павлино я помню живо. Обширный сад, как в настоящей деревне, большой дом без всякой архитектуры, совершенно произвольный в своих причудливых линиях и тем не менее свидетельствовавший о необыкновенном вкусе хозяина. Много воздуха и света, а главное - огромная стеклянная галерея, вся убранная цветами и тропи-
ческими растениями» [1, с. 186-187]. До наших дней строения дачи Павлино не дошли, на месте бывшего господского дома размещается поляна. Сохранились остатки сада и водоемы.
Впервые название «Павлино» мы услышали в феврале 2016 г. Наши исследования коллекций графа Льва Петровича привели нас в дом его праправнука, Александра Витгенштейна в маленьком немецком городке Сайн. Александру принадлежит дворец Сайн, в котором сейчас работает частный музей. В его коллекции обнаружилась неизвестный ранее подписной рисунок авторства русского художника В. С. Садовникова с изображением дачи Павлино. На рисунке - небольшой двухэтажный усадебный дом, совсем не дворец, стоящий на возвышенном берегу водоема. Справа от дома вниз к воде идет тропинка, которая заканчивается небольшой изящной пристанью. По водоему плывет лодка с мужчиной и тремя женщинами. Над рисунком надпись «Sadownicow», под рисунком «La Fasade de la Maison de Pawlino / Anno 1838» («Фасад дома в Павлино / 1838 г.»). В целом типичная работа В. С. Садовникова, который любил вводить в пейзаж маленькие, не слишком детально проработанные фигурки для его оживления. О том, что имение Павлино принадлежало графу Льву в XIX в., совсем уже не помнят его потомки, хотя бережно хранят свидетельствующие об этом семейные реликвии.
О существовании изображения усадебного дома в Павлино специалистам не было известно. Граф был лично знаком и поддерживал отношения со многими известными художниками своего времени. Среди них был и мастер городского пейзажа Василий Семенович Садовников (1800-1879). Обстоятельства их знакомства неизвестны, переписку выявить не удалось. Тем не менее в 1846 г. художник провел несколько месяцев в гостях у графа в его имение Верки под Вильно, где нарисовал серию гравюр с панорамами Верковского дворца. Находка рисунка с изображением Павлино говорит о том, что их знакомство состоялось гораздо раньше.
В каталоге «Русский рисунок XVIII - первой половины XIX в.» [2, с. 105] представлены многие работы художника из музеев России. Среди них -акварель с изображением здания с колоннами, атрибутированный автором каталога как «Вид на усадебный дом в парке». Составитель каталога предположил, что эта усадьба находилась к западу от Петербурга. Акварель хранится в фондах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Сравнив изображение Павлино из Сайна и этот рисунок, мы пришли к выводу, что перед нами все то же Павлино, но изображенное с другого ракурса. Скорее всего, В. С. Садовников создал несколько рисунков Павлино, что со-
ответствует его подходу к работе с натурой и творческому методу. С учетом выявленных доказательств считаем возможным называть акварель «Вид на усадебный дом в Павлино под Петербургом» и датировать его 1838 г.
Третье изображение дачи нам помог найти Александр Витгенштейн. В октябре 2016 г., в одной из консультаций по поводу коллекции живописи его прадеда, он упомянул об антикварном аукционе 1920 г. в г. Аахене, на котором была продана часть коллекции рода Витгенштейнов. К началу аукциона был подготовлен специальный каталог, в котором кроме подробного описания лотов содержалось несколько фотографий. Среди них нашлась фотография картины художника Жана Антуана Гюде-на (1802-1880), которая в каталоге была названа «Колоннада в Паволино (РауоПпо)» (лот № 36) [3, Б. 9]. На наш взгляд, на этой картине изображена часть архитектурного комплекса имения Павлино. Ракурс, с которого Гюден изобразил здание, сильно отличается от работ Садовникова, который предпочитал охватить все здание. На картине Гюдона мы видим и большой водоем, на крутом обрыве которого размещалась усадьба. Колоннада усадебного дома узнаваема, а ошибка в названии, сделанная художником-иностранцем, вполне возможна.
Картина Гюдена позволяет рассмотреть архитектурные детали колоннады здания. Очевидно, что полукруглая колоннада охватывала его с двух сторон, формируя необычную террасу, ограниченную балясинами с парапетом, на которую вели три лестничных пролета. Взгляд зрителя обращен на водоем. Ракурс весьма необычен, не дает полного представления о здании, однако позволяет разглядеть те детали, которых не видно на работах Садовникова.
Составитель каталога сделал такое описание этого произведения Гюдена: «Справа архитектурная колоннада с живописным декором статуями. Слева вид на далекий ландшафт и озеро. Подписано: .1. Gud¡n РауоНпо 1841. Золотые рамы. Дерево. Высота 37, ширина 56 см» [3, Б. 9]. Из биографии художника известно, что в 1841 г. по приглашению императора Николая I он посетил Россию, где в собраниях аристократов остались его произведения. Для нас датировка рисунка Ж. А. Гюдена 1841 г. позволяет предположить, что до этой даты граф еще являлся владельцем Павлино.
Обстоятельства появления этого имения у семейства Витгенштейнов весьма туманны. История о том, как имение попало в руки Льва Петровича, известна нам со слов Александры Осиповны Смирновой (ур. Россет) (1809-1882). В 1828 г. 29-летний граф женился на 18-летней кн. Стефании Радзивилл, обладательнице колоссального наследства в западных губерниях
империи. Александра Осиповна была ее лучшей подругой по Екатериненскому институту благородных девиц. Именно по этой причине молодая семья много раз встречается на страницах воспоминаний Смирновой. Перечисляя детали быта семьи гр. Витгенштейнов, А. О. Смирнова вскользь упоминает: «Волконский подарил ему (графу Льву) дачу в Павлино, но она (Стефания) ни за что не хотела, чтобы он ее принял. У Волконского были вкусы против натуры, но кроме этого ничего не было предосудительного... Стефани... просила его продать Павлино. Он продал Павлино за 40 000 асс., кажется Велеурскому» [4, с. 174] (на самом деле братьям Вильегорским).
По свидетельству А. О. Смирновой-Россет, графиня Стефания весьма негативно восприняла сам факт этого подарка, отговаривала мужа его принимать. Вероятно, и самого графа этот подарок смущал и тяготил, поэтому он поспешил от него избавиться уже после смерти жены.
Свидетельство о том, что дача Павлино досталась графу в подарок от некоего Волконского, дошло до нас лишь со слов А. О. Смирновой-Россет и долгое время не было основания не доверять им. Однако ни один другой свидетель не упоминает об этом факте. Изучая историю Павлино, нам показалось, что где-то мы уже встречали фамилию одного из владельцев, Ласунского и было это в связи с коллекцией живописи кн. Витгенштейнов. Выяснилось, что до 1920 г. в семье Витгенштейнов хранился портрет некого Ласунского кисти Джоржа Доу. Он не был родственником графа, и причина появления этого портрета у Льва Петровича вызывала вопросы. Портрет был продан на аукционе в г. Аахене в 1920 г., с тех пор след его теряется. Однако в каталоге аукциона размещена фотография портрета, что позволило ответить на некоторые интересующие нас вопросы [3, S. 9]. Нет данных, какие отношения связывали Льва Петровича с П. М. Ласунским, однако они явно были и портрет служит тому доказательством.
Мы попытались выявить связь Ласунского с семьями первых владельцев Павлино Нарышкиных и возможных владельцев Волконских. Оказалось, что первой женой Ласунского была Маргарита Нарышкина, мать которой, Варвара Алексеевна, была урожденной кн. Волконской. С учетом того, что брак с Нарышкиной распался из-за измен и разгульного стиля жизни Ласунского, а инициатором его стала теща, вряд ли их связывали теплые отношения [5]. Получил ли он это имение в результате развода, сказать трудно. А если предположить, что Смирнова-Россет в своих воспоминаниях ошиблась с фамилией дарителя, памятуя о родственных связях Волконских и Ласунского?
Скорее всего, дачу Павлино в подарок гр. Льву Петровичу оставил сам Ласунский, у которого не было детей. Он умер в 1829 г., через год после женитьбы графа на кн. Радзивилл, мог оставить дачу по завещанию. Логичным выглядит в такой ситуации и недовольство графини Стефании этим преобретением - ее могла возмущать репутация дарителя. Тогда объяснимо и наличие портрета Ласунского в коллекции гр. Л. П. Витгенштейна -это произведение могло находиться в Павлино и достаться в наследство вместе со всей дачей.
Для уточнения некоторых фактов мы обратились к фотографии портрета в каталоге. Эта работа кисти английского художника Д. Доу не была известна специалистам. За 9 лет в России он написал свыше 400 портретов, иметь картину его кисти было очень престижно и дорого - стоимость доходила до 1000 р. Портрет, заказанный столь модному и дорогому художнику, говорит об амбициях Ласунского. В аннотации к картине не указано имя портретируемого. У Павла Михайловича были братья, любой из них мог быть изображен на этом потрете. Нам не удалось выявить портреты ни одного из братьев Ласунских, поэтому мы пошли другим путем.
Перед нами стояла задача определить личность портретируемого с учетом того, что нам была доступна лишь черно-белая фотография портрета не слишком хорошего качества. На портрете мы видим немолодого мужчину, явно приближающегося к 50-летнему рубежу, с седыми курчавыми волосами, черными широкими бровями и немного навыкате глазами. Он одет в парадный светский мундир с шитьем, белую рубашку с высоким стоячим воротничком по моде 1820-х гг., закутан в плащ из плотной ткани на манер римской тоги. Слева на груди виден орден. На фотографии колорит картины определить невозможно, однако описание портрета, сделанное составителем каталога, позволяет добавить некоторые детали. Описание краткое (в переводе с немецкого): «Поясной портрет (человека) в придворном мундире с орденом. Поверх нее он носит коричневый отороченный с синим воротником плащ (пальто). Слева позади него пейзаж с замком. Подписано: Geo. Dawe R. Pinxit 1824. Золотая рама. Холст. Высота 145, ширина 115 см» [3, S. 9].
Складывается ощущение закрытости этого человека, что подчеркивает фон картины: большая часть пространства за спиной портретируемого темного цвета. Слева вдалеке на более светлом фоне изображено двухэтажное здание в стиле классицизм с портиком, стоящим на четырех колоннах. Слева и справа здание охватывают две колоннады, увенчанные скульптурами или вазами. Изображение здания невелико, однако его архитектура столь необычна, что не позволяет его спутать с другими:
перед нами фасадная сторона усадебного дома в Павлино. На парадном портрете усадебный дом появился неслучайно. Это здание должно было быть очень важным для изображенного на портрете мужчины, было либо его родовым гнездом, либо любимым детищем. В любом случае, это здание в какой-то мере характеризовало своего владельца, а изображение его на портрете о многом говорило его современникам.
Для нас было важно точно определить, не мог ли на портрете быть изображен кто-либо из родственников Ласунского. У Павла Михайловича было несколько братьев: Алексей Михайлович (1773-1821), генерал-майор с 1799 г.; Дмитрий Михайлович (1774-1807) генерал-майор с 1803 г. и Федор Михайлович (?-?), бригадир с 1791 г. Павел Михайлович был самым известным из братьев, также не избежал карьеры военного, вершиной которой был чин генерал-майора, полученным им в 1804 г. [6]. К тому моменту, когда в 1819 г. Д. Доу впервые приехал в Россию, в живых не было Дмитрия Ласунского, за три года до написания портрета умер и брат Алексей. В большинстве случаев это было бы достаточным аргументом, чтобы исключить их из списков возможных кандидатов на этот портрет. Однако в случае с творчеством Д. Доу все не так однозначно. Бэльшая часть его произведений, созданных в России, - портреты героев войны 1812 г., многие из которых погибли. Доу написал много портретов, основываясь на прижизненных изображениях и даже на описаниях, которые давали современники. Теоретически так он мог поступить и в данном случае. Годы жизни последнего из братьев, Федора, неизвестны. Не удалось выявить никаких других данных
0 братьях Ласунского, но мы вновь обратились к самому портрету.
На груди портретируемого мы видим звезду, которая прилагалась к ордену и позволяет нам искать дополнительные доказательства к идентификации его личности. Звезда не слишком хорошо видна, расположена справа. Однако уже само расположение с правой стороны говорит о многом. Согласно правилам ношения, единственный орден в Российской империи, который носился справа, был орден Св. Анны, все остальные - слева. При этом только к ордену
1 степени давалась серебряная звезда. Именно ее, если судить по очертаниям, мы видим на портрете Ласунского. Все остальные степени отличия этого ордена имели форму креста, который висел на ленте на шее, на ленте на груди или на эфесе шпаги. Таким образом, с большой долей вероятности можно сказать, что портретируемый носил Орден Св. Анны I степени, который давался за особые заслуги, выказанные на поприще государственной службы. Согласно данным с
надгробия Павла Михайловича Ласунского, он был кавалером единственного ордена - ордена Св. Анны I степени [7].
С большой долей вероятности мы предполагаем, что на портрете изображен именно Павел Михайлович Ласунский, владелец дачи Павлино. Этот портрет встречается на рисунке, изображающем интерьер комнаты одного из дворцов Витгенштейнов. По мнению итальянских специалистов, сотрудников музея в Арричче, где находится этот рисунок, на нем изображена комната во дворце Сайн [8, р. 75]. Однако, по нашему мнению, перед нами одна из комнат Верковского дворца, где портрет Ласунского хранился до 1900 г. и периодически упоминался в различных инвентарях.
В Москве в фондах Государственного музея имени А. С. Пушкина хранится альбом набросков, созданных Садовниковым во время поездки в Верки в 1846 г. (высказываем благодарность хранителю коллекции Ольге Викторовне Терентьевой за консультации и помощь), лишь малая часть которого опубликована. В момент знакомства с рисунками альбома мы посчитали, что они ничем не могут помочь в поисках иконографии Павлино. Со временем выяснилось, что это не так.
Появление сразу несколько различных изображений усадебного дома Павлино позволило нам обнаружить в альбоме набросков В. Садовникова копию рисунка Ж. А. Гюдена, которую мы выявили, сравнив с каталогом 1920 г. И хотя Садовников был не совсем удачным копиистом, его работа позволяет в какой-то мере представить колорит картины Гюдена, которая сохранилась лишь на черно-белой фотографии.
Скорее всего, территория дачи была небольшой, включала усадебный дом, несколько хозяйственных построек и парк. Видимо именно в этом доме жила позднее семья графа Льва Петровича. Попытаемся восстановить историю пребывания членов этой семьи в Павлино, основываясь лишь на скудных косвенных данных. В 1834 гр. Л. П. Витгенштейн женился во второй раз. Его избранницей стала дальняя родственница, кн. Леонилла Ивановна Барятинская. Для заключения второго брака он приехал в Россию и провел какое-то время в Петербурге. Возможно, он планировал поселиться тут на постоянное время, так как привез сюда всю свою коллекцию произведений искусства, древнеримских древностей, мебель, посуду и т. д. Среди вещей было и личное имущество его покойной первой жены.
В 1838 г. был составлен инвентарь имущества в Павлино, который хранится сейчас в Федеральном архиве г. Кобленца (Германия). Это единственный на данный момент, выявленный нами архивный документ, который свидетель-
ствует о проживании графа в этом имении. Этот документ позволяет судить об убранстве дома. Возможно, часть этого имущества принадлежало еще предыдущему владельцу. В разделе «Картины» под № 30 значится в этом списке портрет Ласунского. Важность инвентаря подчеркивает и тот факт, что это самое первое описание коллекции графа, которая со временем переросла в серьезное частное собрание произведений живописи.
* * *
В процессе изучения истории создания коллекции живописи графа Льва Петровича Витгенштейна нами были выявлены неизвестные ранее изображения усадьбы Павлино под Петербургом, которой он владел на протяжении предположительно 1829-1841 гг. Нами также был выявлен неизвестный ранее портрет кисти английского художника Д. Доу, на котором изображен Павел Михайлович Ласунский - владелец Павлино до 1829 г.
В частных собраниях Германии и музеях России находятся следующие изображения усадебного дома в Павлино:
- рисунок кисти В. С. Садовникова «Фасад дома в Павлино. 1838 г.». С момента создания и до сегодняшнего дня принадлежит семье Витгенштейнов, сейчас владельцем является глава рода Александр Витгенштейн (Германия). Рисунок подписной, его обнаружение позволило нам идентифицировать все остальные изображения усадебного дома;
- рисунок кисти художника Ж. А. Гюдена, созданный в 1841 г. Принадлежал роду Витгенштейнов до 1920 г., когда был продан неустановленному лицу на антикварном аукционе в Аахене. Место нахождения этого произведения неизвестно, однако его фотография из каталога дошла до наших дней и позволит идентифицировать работу в случае обнаружения;
- портрет П. М. Ласунского кисти английского художника Д. Доу, написанный в 1824 г. Принадлежал семье Витгенштейнов до 1920 г., после продажи на аукционе место нахождения неизвестно. В левом нижнем углу портрета изображен усадебный дом в Павлино. Атрибутирован с помощью рисунка, хранящегося у А. Витгенштейна.
- рисунок кисти В. С. Садовникова «Вид на усадебный дом в Павлино под Петербургом» в фондах Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Атрибутирован с помощью работы из коллекции А. Витгенштейна. Предположительно был создан в 1838 г. вместе с другими изображениями этого здания;
- копия рисунка Ж. А. Гюдена «Колоннада в Павлино» кисти В. С. Садовникова, хранится в фондах Государственного музея им. А. С. Пушкина.
Работы В. С. Садовникова и Ж. А. Гюдона позволяют представить себе внешний облик старинной
усадьбы Павлино под Петербургом, которая не дошла до наших дней.
Список литературы
1. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: ист.-архит. путеводитель. Санкт-Петербург: Европ. дом, 2001. 447 с.
2. Александрова Н. И. Русский рисунок XVIII - первой половины XIX в. Москва: Крас. площадь, 2004. Кн. 2. 480 с.
3. Sammlung des Fürsten Sayn-Wittgenstein-Sayn von Schloss Sayn. Versteigerung 15. bis 16. Dec. 1920. Ant. Creutzer, vorm. M. Lempertz G. M. B. H. Aachen. S. 9, Tafel IV. URL: http: // digi. ub. uni-heidelberg. de (дата обращения: 10. 11. 2017).
4. Смирнова-Россет А. О. Воспоминания, письма / сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Н. Любченкова. Москва: Правда, 1990. 540 с.
5. Тучкова Маргарита Михайловна. URL: https: // ru. wikipedia. org (дата обращения: 10. 11. 2017).
6. Генералитет российской императорской армии и флота. Список генеральских чинов императорской армии и флота. URL: http: // rusgeneral.ru (дата обращения: 10. 11. 2017).
7. Некрополь Свято-Троицкой Александра-Невской Лавры. Ласунский Павел Михайлович. URL: http: // lavraspb. ru (дата обращения: 10. 11. 2017).
8. Meraviglie dal Palazzo: Dipinti disegni e arredi della collezione Wittgenstein-Bariatinsky da Palazzo Chigi in Ariccia. Gangemi Editore Ariccia, Palazzo Chigi, 25 nov. 2011 - 29 gen. 2012. A cura di Francesco Petrucci. Roma, 2011. P. 75.
References
1. Gorbatenko S. B. Peterhof road: historical and architectural guide. Saint Petersburg: Europ. house, 2001. 447 (in Russ.).
2. Aleksandrova N. I. Russian drawing 18 - first half 19th century. Moscow: Red square, 2004. 2, 480 (in Russ.).
3. Sammlung des Fürsten Sayn-Wittgenstein-Sayn von Schloss Sayn. Versteigerung 15. bis 16. Dec. 1920. Ant. Creutzer, vorm. M. Lempertz G. M. B. H. Aachen. S. 9, Tafel IV. URL: http: // digi. ub. uni-heidelberg. de (accessed: Nov. 10. 2017).
4. Smirnova-Rosset A. O. Memories, writing / comp., introd. and notes by Yu. N. Lyubchenkov. Moscow: Pravda, 1990. 540 (in Russ.).
5. Tuchkova Margarita Mikhailovna. URL: https: // ru. wikipedia. org (accessed: Nov. 10. 2017) (in Russ.).
6. Generals of Russian Imperial Army and Navy. List of General ranks of Imperial Army and Navy. URL: http: // rusgeneral.ru (accessed: Nov. 10. 2017) (in Russ.).
7. Necropolis of Holy Trinity Aleksandr Nevskii Lavra. Lasunskii Pavel Mikhailovich. URL: http: // lavraspb.ru (accessed: Nov. 10. 2017) (in Russ.).
8. Meraviglie dal Palazzo: Dipinti disegni e arredi della collezione Wittgenstein-Bariatinsky da Palazzo Chigi in Ariccia. Gangemi Editore Ariccia, Palazzo Chigi, 25 nov. 2011 - 29 gen. 2012. A cura di Francesco Petrucci. Roma, 2011. 75.