Научная статья на тему 'Картинная галерея графа К. Г. Разумовского во дворце на набережной Мойки в Санкт-Петербурге'

Картинная галерея графа К. Г. Разумовского во дворце на набережной Мойки в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1021
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ / К. Г. РАЗУМОВСКИЙ / ЧАСТНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ / EUROPEAN PAINTING / ART COLLECTION / PRIVATE COLLECTING / K. G. RAZUMOVSKY / ART GALLERY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наумова Вера Сергеевна

Художественное собрание Кирилла Григорьевича Разумовского (1728-1803) счи- талось одним из лучших в конце восемнадцатого столетия, но оно оказалось разрозненным уже в начале XIX века. Благодаря обнаружению неисследованного ранее архивного доку- мента появляется возможность реконструкции состава коллекции. В описи картин 1787 г., развешенных во дворце графа К. Г. Разумовского на набережной реки Мойки в Санкт- Петербурге, указаны названия произведений, их размеры, имена, время и место рождения авторов. Ведущие европейские школы были представлены в коллекции следующим образом: более 70 произведений итальянских авторов, голландских около 40, примерно столько же фран- цузских, чуть меньше фламандских, меньше десятка немецких, столь же скромно - россика и русские мастера. Коллекция значительно пополнилась во время второго европейского путе- шествия в 1765-1767 гг. Развеской в только что отстроенном дворце на Мойке занимался приглашенный в качестве реставратора Дж. А. Мартинелли, ставший затем хранителем Императорского Эрмитажа. Большинство упоминаемых в описи художников родились и работали в Италии, среди них Я. Бассано, А. Карраччи, Гверчино, П. Дж. Батони, Дж. П. Панини, А. Йоли. Дом украшали также картины голландских и фламандских живописцев XVI-XVIII вв., в том числе Рем- брандта, М. де Хондекутера, Ф. Мушерона, И. Мушерона, В. ван де Вельде, Н. Берхема, А. Броувера, Ф. Снейдерса, П. Брейгеля Старшего, Я. Брейгеля Бархатного, Г. П. Вербрюг- гена Младшего. Французское искусство было представлено прежде всего акварелями, в том числе Ш.-Л. Клериссо. Подписанных работ русских мастеров было крайне немного в петербургском доме, среди них произведения А.Матвеева, Д. Левицкого, А. Лосенко и М. Ломоносова. В ходе исследования удалось выяснить местонахождение ряда произведе- ний, составлявших картинную галерею дома Разумовского на Мойке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art gallery of palace of Kirill Razumovsky on the bank of the Moika

Art collection of Kirill Razumovsky (1728-1803) was considered to be one of the best in the late 18th century, but in the beginning of the 19th century the collection was already scattered. However, due to the historical document discovered some time ago, we got the opportunity to re-establish the collection. The list of the paintings hanging in the palace of Kirill Razumovsky on the bank of the Moika river in Saint Petersburg gives us the names of the paintings, their dimensions, and also the names, the dates and the places of birth of their authors. Here are the leading European art schools in the collection: over 70 works of Italian authors, the Dutch pieces account for about 40, so do the French, the number of the Flemish is lower, and less than 10 German and Russian works. After the second European trip in 1765-1767 the collection expanded. The person responsible for placing the paintings and restoration in the newly built palace was G. A. Martinelli. Most of the artists mentioned in the inventory were born and worked in Italy, among them: J. Bassano, A. Caracci, Guercino, P. J. Batoni, J. P. Panini, A. Ioli. The palace was decorated with the paintings of Dutch and Flemish artists of 16-18th century, including Rembrandt, M. de Hondecoeter, F. Moucheron and I. Moucheron, W. van de Velde, N. Berchem, A. Brouwer, F. Snyders, P. Bruegel the Elder and J. Bruegel («Velvet»). French art was represented first of all with watercolors, including Charles-Louis Clerisseau. Very few of the works of Russian artists which hung in the Petersburg house were signed, among them the works of A. Matveev, D. G. Levitsky, A. P. Losenko and M. V. Lomonosov. In our research we managed to trace the location of a number of works of the Razumovsky collection in the house on the Moika river.

Текст научной работы на тему «Картинная галерея графа К. Г. Разумовского во дворце на набережной Мойки в Санкт-Петербурге»

«МОЩНО, ВЕЛИКО ТЫ БЫЛО, СТОЛЕТЬЕ!». СПб., 2014

В. С. Наумова

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ КИРИЛЛА РАЗУМОВСКОГО

В ДОМЕ НА МОЙКЕ

Картинная галерея графа Кирилла Григорьевича Разумовского считалась одной из лучших в Петербурге во второй половине XVIII в. Долгое время это было известно, прежде всего, благодаря суждению первого отечественного историка искусства Якоба Штелина: «Г алерея г-на фельдмаршала графа Разумовского и многие прочие превосходные картины в комнатах перед и параллельно с галереей, а также в биллиардном зале и передних нижнего этажа составляют одно из знатнейших собраний в Петербурге <...> Все собрание содержит, пожалуй, сто ценных картин из разных школ»1. Состав художественного собрания оставался практически неизученным. Отдельные упоминания в “Записках Якоба Штелина”, опубликованных лишь в начале 1990-х годов2, сожаления исследователей начала XX века о неописанной должным образом коллекции Репниных в имении Яготин в Полтавской губернии3, куда вошла часть собрания Разумовского, и посвященная той же усадебной галереи статья Петра Ивановича Мягкова 1996 г.4, в которой были собраны фрагментарно сохранившиеся сведения о когда-то знаменитой коллекции, — вот то немногое, что было известно о собрании последнего малороссийского гетмана К. Г. Раз-умовского5. Неясными оставались история формирования и состав его

1 Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Под ред. К. В. Малиновского. Т. 1. М., 1990. С. 384.

2 Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Под ред. К. В. Малиновского. Т. 1. М., 1990. 447 с.; Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Под ред. К. В. Малиновского. Т. 2. М., 1990. 247 с.

3 Георгиевский В. Яготин // Столица и усадьба. Петроград: Крымов, 1914. № 3. С. 1-5.

4 Мягков П.И. Картинная галерея графа К.Г. Разумовского в Яготине Полтавской губернии // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1996. М., 1998. С. 299-309.

5 Имеющиеся данные суммированы в работе Константина Владимировича Малиновского, посвященной петербургским коллекциям XVIII столетия в главе о кол-

279

В. С. Наумова

картинной галереи в петербургском доме. Целью данного исследования стала попытка реконструкции этой знаменитой коллекции.

После смерти владельца в 1803 г. многочисленные усадьбы вместе с обстановкой разошлись между его потомками. Официально род Разумовских прервался в России в середине 1830-х годов. Часть предметов была продана, остальные вошли в художественные собрания семей наследников.

Уже во время учебного путешествия в Европу в 1743-1745 гг. Кирилл Разумовский приобретает живописные произведения для своего старшего брата Алексея Григорьевича, тайного супруга императрицы Елизаветы Петровны. По возвращении в Санкт-Петербург возведенный в графское достоинство Кирилл Григорьевич женится на троюродной сестре императрицы Екатерине Ивановне Нарышкиной и назначается Президентом Академии наук. В конце 1740-х гг. Елизавета Петровна передает Кириллу Григорьевичу и его семье в пользование деревянный дом на набережной реки Мойки, выстроенный десятью годами ранее по проекту Франческо Бартоломео Растрелли для Рейнгольда Густава Левенвольде. В 1750 г. К. Г. Разумовский становится гетманом Малороссии и уезжает в Глухов, приступая к обустройству своей новой резиденции в Батурине. Однако при малейшей возможности он стремится вернуться в Санкт-Петербург в дворец на Мойке, в котором Кирилл Григорьевич практически каждый день устраивает праздники, банкеты, маскарады, по своему великолепию не уступающие придворным.

В то же время К. Г. Разумовский начинает собирать собственную художественную коллекцию. В 1756 г. через братьев Доменико и Джузеппе Далольо он покупает картины итальянских художников Себастьяно Конка, Пьетро Либери, Марко Либери, Николо Бамбини, Грегорио Лад-зарини, Франческо Симонини. Тогда же были заказаны у ученика Каналетто в Венеции виды Петербурга, исполненные по гравюрам из альбома «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», подготовленный в 1753 г. в Академии наук под контролем ее Президента.

В бумагах Я. Штелина сохранился список приобретенных работ6. Позднее именно он составил перечень произведений, развешенных в

лекции К. Г. Разумовского. См.: Малиновский К. В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке. СПб., 2012. С. 308-312.

6 Записки Якоба Штелина. Т. 1. С. 363-364.

280

Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке

имении К. Г. Разумовского Знаменка по Петергофской дороге7. Большинство из картин, находившихся в загородном дворце, были куплены в 1756 г. через Далольо, но неизвестно, сразу ли они были перевезены туда или находились первоначально в столичном особняке. Возможно, что Разумовский отправляет свою коллекцию в Знаменку, когда в 1760 г. решает начать строительство нового, уже каменного, дворца на Мойке. О своем желании построить новый двух- или трехэтажный каменный дворец Разумовский писал своего другу Михаилу Илларионовичу Воронцову уже весной 1751 г., когда в Россию для строительства гетманской резиденции в Батурине приехал Антонио Ринальди8. Однако осуществление этих планов было по каким-то причинам отложено. Расстрелиевский деревянный дом по приказу Кирилла Григорьевича был перенесен на Крестовский остров в 1761 г. Еще летом 1760 г. Александр Филиппович Кокоринов, которого гетман знал еще по строительству в его подмосковном имении Петровское в начале 1750-х гг., начинает разрабатывать проект здания.

Я. Штелин пишет, что А. Ф. Кокоринов сделал «несколько прекрасных чертежей для строительства нового дворца. <...> началось строительство и несколько лет велось под надзором автора. Но поскольку в нём были обнаружены крупные ошибки, исправление было поручено французскому архитектору мосье Ла Моту. Тот сделал совершенно новую и несравненно лучшую отделку дома и вёл строительство до лета 1766 года, когда он на некоторое время уехал в Париж с хорошо набитым кошельком»9. Исследователь творчества А. Ф. Кокоринова отрицает вероятность того, что русский зодчий мог совершить столь серьезную ошибку10.

Тем не менее в 1763-1765 гг. произошел перерыв в строительстве, который, вероятно, был связан сначала с отсутствием К. Г. Разумовского, который в 1762 г. переехал сначала в Москву, а потом в Малороссию, затем обстоятельствами, вызванными приказом Екатерины II об отмене гетманства, подписанным осенью 1764 г. Через два года граф официально будет отстранен от фактического управления Академией наук. Его присутствие в столице становится не только необязательным, но в какой-то

7 Записки Якоба Штелина. Т. 2. С. 166-168.

8 Наумова В. С. Усадебное строительство К.Г. Разумовского в Малороссии. Особенности архитектурного заказа // Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПб., 2013. С. 264.

9 Записки Якоба Штелина. Т. 1. С. 219.

10 Крашенинников А. Ф. Архитектор Александр Кокоринов. М., 2008. С. 80-82.

281

В. С. Наумова

степени даже нежелательным. Весной 1765 г. бывший гетман отправился в свое второе европейское путешествие. Но перед отъездом он, очевидно, заключил контракт с Ж. Б. Валлен-Деламотом, под руководством которого строительство было завершено к лету 1766 г.

Разумовский побывал в Аахене, Мангейме, Париже, затем через Швейцарию отправился в Италию, где посетил Милан, Флоренцию, Пизу, Сиену, Рим, Неаполь, Венецию и Падую. Некоторое время Кирилла Григорьевича в путешествии сопровождал его друг Иван Иванович Шувалов, который, в частности, помогал бывшему гетману в пополнении его живописной коллекции. Хотя не всем своим советчикам он доверял столь же безоговорочно: «Я надеюсь, что вы все антики и болванчики в Риме выкупите; только не думаю, чтобы такой промах сделали, как мой бывший доктор Илер, который под видом достойных вещей всю дрянь, которая в погребах и под кровлями валялась, выкупил; если бы я его советам последовал, то бы много вздору покупал; со всем тем в Падуе, последуя его советам, несколько негодных картинок цапнул»11. Очевидно, что именно во время своего Grand Tour Кирилл Григорьевич существенно пополнил свое художественное собрание, причем, судя по всему, большей частью это были предметы достаточно высокого уровня, за исключением «негодных картинок», которые граф «цапнул» в Падуе. К сожалению, неизвестно, какие работы были столь критически оценены Разумовским, попали ли они в дом на Мойке.

Сам Кирилл Григорьевич возвращается в Санкт-Петербург весной 1767 г. и поселяется в своем новом дворце. Несколько позже прибывают живописные и графические произведения, а также скульптуры, купленные в Европе. По свидетельству Я. Штелина, в Италии и Франции Разумовский приобретает «целое собрание старых и новых картин»12. В Венеции граф знакомится с художником Джузеппе Антонио Мартинелли, которого приглашает в качестве реставратора и хранителя своей расширившейся коллекции. Очевидно, что Д. А. Мартинелли был хорошим специалистом, а работа в доме Разумовского помогла ему приобрести прекрасный опыт, благодаря которому в 1775 г. он становится хранителем эрмитажного собрания и занимает эту должность на протяжении 20 лет13.

11 Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. СПб., 1880. Т 1. С. 338..

12 Записки Якоба Штелина. Т 1. С. 375.

13 Жалование в Эрмитаже было в 3 раза выше того, что Д. А. Мартинелли получал в доме на Мойке. Но вероятно, что уже после начала работы в качестве хранителя

282

Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке

Именно Д. А. Мартинелли занимается развеской картин в столичном доме, построенном А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом. До недавнего времени состав этого собрания оставался неизвестным. Важнейшую роль в реконструкции картинной галереи К. Г. Разумовского играет хранящийся в Российском государственном архиве древних актов документ «Роспись картинам принадлежащим Его Сиятельству Господину Генерал фельдмаршалу Сенатору и разных орденов кавалеру графу Кирилле Григорьевючу Разумовскому С показанием под какими оне номерами, что представляют, на чем и какими красками писаны, какой вышины и ширины, какого мастера, месте и времени рождения сего мастера и в которой комнате поставлены 1787го года»14. Картинная галерея, судя по описи, включала более 350 произведений итальянских, французских, голландских, фламандских, немецких, русских художников XVI - XVIII вв. К сожалению, многие пункты описи содержат лишь название, размер работ и их местоположение в доме, отсутствуют имена авторов. Страна и даты, за небольшим исключением, указываются лишь в отношении места и времени рождения художника, а не написания картины.

Большинство упоминаемых в описи мастеров родились и работали в Италии. Вероятно, что среди картин, чьи авторы не указаны, также были полотна итальянской школы, в том числе, уже упоминаемые «Виды Петербурга», заказанные в 1756 г. у некого венецианского мастера. По описи 1787 г. они находились в столичном дворце15. Из Знаменки, кото-

императорского собрания Д. А. Мартинелли продолжает выполнять некоторые заказы Разумовского, причем в сотрудничестве с Ж. Б. Валлен-Деламотом, по проекту которого строится в это время дворец Разумовского в Почепе. Об это свидетельствует письмо, написанное в апреле 1777 г. Алексеем Кирилловичем Разумовским отцу: «Плану Цесаревинскаго дома я при Ламоте никогда не видал и не знал, что вы приказывали его делать, а из Москвы я давал коммисию Мартинелли, чтобы, с Ламотом посоветуясь, сделали бы план, который и сделан за несколько дней до его отъезда в чужие края». Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. СПб., 1880. Т 2. С. 26..

14 Роспись картинам принадлежащим Его Сиятельству Господину Генерал фельдмаршалу Сенатору и разных орденов кавалеру графу Кирилле Григорьевючу Разумовскому С показанием под какими оне номерами, что представляют, на чем и каким красками писаны, какой вышины и ширины, какого мастера, месте и времени рождения сего мастера и в которой комнате поставлены 1787го года. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 196. Оп. 1. Д. 1496. Л. 40-54 об. (Далее — «Опись»).

15 Такая же серия с видами была заказана великим князем Петром Федоровичем. См.: Малиновский К. В. История коллекционирования. С. 117-121. — Судя по

283

В. С. Наумова

рая была продана в год составления описи, был перевезен также ряд других картин, приобретенных через Далольо. Среди них «Суд Париса» П. Либери* 16 и несколько картин Г. Ладзарини, в том числе «Купающаяся Диана»17, «Целомудренный Иосиф»18 и «Женщина, питающая троих детей. Любовь матерняя»19, известная как «Аллегория Милосердия» из музея Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве20. Помимо работы Г. Ладзарини, Разумовский приобрел еще одно полотно с тем же сюжетом, которое, вероятно, также было отправлено во дворец на Мойке21.

всему, именно эти полотна хранятся сейчас в Русском Музее. См.: НХ. Неизвестный художник. Живопись и скульптура из собрания Русского музея. СПб., 2012. С. 236-245. — Местонахождение полотен из дворца на Мойке неизвестно. Я. Штелин указывает, что были исполнены «все снятые и гравированные на меди проспекты Петербурга» (Записки Якоба Штелина. Т 1. С. 359), однако в столичном дворце находилось лишь 7 видов. № 201-207 (Опись, л. 49).

16 № 285 (Опись, л. 51 об.). — В списке 1756 г. автором подобного сюжета указан Н. Бамбини (№ 5). См.: Записки Якоба Штелина. Т 1. С. 363. — В перечне из Знаменки «Ответ Париса трем обнаженным богиням» без указания автора См.: Записки Якоба Штелина. Т. 2. С. 168.

17 Инв. № 286 (Опись, л. 51 об.).

18 № 288 (Опись, л. 51 об.). В списке 1756 г. № 19 «Целомудренный Иосиф, спасающийся от жены Пентефрия» Г. Ладзарини (Записки Якоба Штелина. Т. 1,

C. 363). В перечне из Знаменки — «Жена Пентефрия с Иосифом» Г. Ладзарини (Записки Якоба Штелина. Т. 2. С. 167). Полотно Г. Ладзарини «Целомудренный Иосиф» по размерам близко к картине, принадлежавшей К. Г. Разумовскому и приобретенной Николаем Борисовичем Юсуповым. Хранится в Государственном музее-усадьбе «Архангельское», атрибутирована как произведение Джиро-ламо Брузаферро. Инв. № Ж-152. См.: «Ученая прихоть»: Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. М., 2001. Т I., С. 132.

19 В списке 1756 г. как № 14 «Милосердие» Г. Ладзарини (Записки Якоба Штелина. Т 1, С. 363). В перечне из Знаменки как «Любовь в виде матери с тремя детьми» (Записки Якоба Штелина. Т. 2. С. 168). В описи 1787 г. - № 166 (Опись, л. 47). Это полотно, среди прочих, упоминалось в 1820-е годы путешественником А. Глаголевым, видевшим ее в усадьбе Разумовского Яготин (Глаголев А. Записки русского путешественника, с 1823 по 1827 год. СПб., 1837. С. 78). Имение затем перешло во владение внучки Кирилла Григорьевича Варвары Алексеевны Репниной-Волконской. После революции усадебное собрание было передано во Второй государственный музей им. Ханенко (Киевский музей Западного и Восточного искусства).

20 Инв. № 125 ЖБ, Музей им. В. и Б. Ханенко. Ханенювсью читання. Матер1али науково-практично! конференци. Киев, 2004. С. 120-125.

21 В списке 1756 г. - № 12 «Милосердие» школа Тинторетто. См.: Записки Якоба Штелина. Т. 1, С. 363. В перечне картин из Знаменки - «Любовь в виде матери с

284

Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке

Как уже упоминалось, итальянская часть коллекции существенно расширилась после возвращения из Европы в 1767 г. В Риме К. Г. Разумовский покупает у одного из самых прославленных живописцев того времени Помпео Джироламо Батони картины «Се человек» и «Геркулес на Распутье между Добродетелью и Пороком»22, а также заказывает ему написание своего портрета23. Местонахождение первой работы неизвестно, упоминания о ней в описи отсутствуют, а две другие стали частью картинной галереи петербургского дома. Помимо высокого художественного качества полотна П. Д. Батони, ставшие настоящими жемчужинами этой коллекции, выделялись своим грандиозным форматом. Портрет24 владельца дворца стал самым крупномасштабным полотном в картинной галерее. Кирилл Григорьевич, облаченный в роскошный наряд, с Андреевской лентой, крестом и орденом, непринужденно опирающийся на стул, указывает на знаменитые античные скульптуры «Лаокоон с сыновьями», «Аполлон Бельведерский», «Ариадна» и «Антиной». Современники отмечали особое сходство изображения с оригиналом: «совершенно похожий, едва ли не чересчур25. В 1791 г. отец разрешил сыну Андрею Кирилловичу забрать свой портрет: «Портрет Батониев взять можешь, тогда он поселится у вас, а со временем, буде здоровье мое дозволило, то и оригинал может приехать к вам повидаться»26.

Этот великолепный портрет долгое время украшал одну из комнат дворца, названную “желтая”. Здесь же находились изображения ближайших членов семьи Кирилла Григорьевича — Алексея Григорьевича и Екатерины Ивановны Разумовских27, умерших с разницей в несколько дней летом 1771 г. и похороненных в Благовещенской

тремя детьми». См.: Записки Якоба Штелина. Т. 2, С. 167. В описи 1787 г. - № 213 (Опись, л. 49 об.), овальный формат.

22 Была приобретена Н. Б. Юсуповым. Хранится в Государственном Эрмитаже. Инв. № ГЭ 4793. См.:«Ученая прихоть»: Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. М., 2001. Т. I. с. 131. Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в. Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2011. С. 78-79. № 2 (Опись, л. 41).

23 Частное собрание.

24 № 154 (Опись, л. 46 об.).

25 Записки Якоба Штелина. Т. 1, С. 375.

26 Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. Т. 1. С. 452.

27 № 187-188 (Опись, л. 48-48 об.) Автор не указан. Размер обоих полотен ок. 81х62 см.

285

В. С. Наумова

церкви Александро-Невского монастыря. Возможно, портреты были исполнены одним мастером по заказу владельца дворца на Мойке в память о брате и жене.

Большая часть портретной галереи размещалась в уборной, здесь находились несколько портретов Кирилла Григорьевича28, портрет29 Веры Николаевны Апраксиной30, силуэтное изображение семьи К. Г. Разумовского31, а также портрет Елизаветы Петровны32. Вероятно, что Романовы считались в некоторой степени членами семьи (Алексей Григорьевич был тайным супругом Елизаветы Петровны, а Екатерина Ивановна ее сестрой). Галерею украшало полотно Георга Христофора Гроота33 «Императрица Елисавет Петровна на лошади». В кабинете находилось ее гравированное изображение34, а также изображение «их императорских высочеств» Павла Петровича и его супруги35. Портреты и Павла36 и Екатерины II37 вместе с изображением Натальи Демьяновны38, матери Кирилла и Алексея Разумовских, располагались в помещении под кабинетом. Подле китайской находилась ретроспективная портретная галерея императорской семьи — Петра I, Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны39, портрет владельца дома

28 № 193-194 (Опись, л. 48 об.).

29 Сухими красками. № 195 (Опись, л. 48 об.).

30 Дочь его племянницы графини Софьи Осиповны Апраксиной, поселившейся в доме К. Г. Разумовского после смерти Е.И. Разумовской.

31 Интересно, что в описи нет никаких данных о том, что в доме находились портреты многочисленных детей Кирилла Григорьевича. Нельзя исключать, что это было связано с присутствием племянницы бывшего гетмана Софьи Осиповны Апраксиной (уже упоминавшийся портрет ее дочери Веры Апраксиной был частью портретной галереи дома на Мойке). Софья Осиповна после смерти жены Кирилла Григорьевича стала фактически хозяйкой в его доме, что привело к конфликтам с большинством детей К. Г Разумовского.

32 № 192 (Опись, л. 48 об.).

33 № 149 (Опись, л. 46 об.). В описи как Карл Кроот, родившейся в Германии в 1716 г.

34 № 322 (Опись, л. 52 об.). «Печатный за стеклом».

35 № 319 и № 320 (Опись, л. 52 об.).

36 № 340 (Опись, л. 53). Гравюра.

37 № 339 (Опись, л. 53). Сухими красками.

38 № 338 (Опись, л. 53).

39 № 348-352 (Опись, 53 об.-54). Портреты Петра I, Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны имеют одинаковый размер, вероятно, что они были написаны одним художником по заказу Разумовского для портретной галереи Романовых.

286

Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке

кисти Д Г. Левицкого40, а также «Святая фамилия»41. Портреты царствующей императрицы располагались в китайской42 и в гостиной43.

В кабинете, помимо силуэтных изображений их высочеств Павла Петровича и его супруги, были помещены портреты императора Иосифа II и императрицы Марии Терезии44. В уборной — графический портрет знаменитого прусского генерала Г анса Иоахима Цитена, представшего перед своим королем45.

Помимо портретов, картинная галерея включала сцены охоты, натюрморты, произведения бытового жанра. Подобные сюжеты связаны прежде всего с голландской и фламандской школой. Среди множества охотничьих сцен упоминается, в частности, полотно Франса Снейдерса «Кабан, окруженный собаками»46. Эту картину видел в Яготине путешественник А. Глаголев47. Вполне возможно, что речь идет о работе из Эрмитажа, которая в настоящее время атрибутируется как произведение Юриана Якобсена48. Подобный сюжет пользовался в то время популярностью49, в доме на Мойке была аналогичная сцена, но меньшего размера50. Фламандская и голландская школа была представлена разнообразными изображениями «битой дичи», жанровыми сценами, натюрмортами. Из петербургского собрания происходит один из двух51 панданов с изображением цветов Гаспара Питера Вербрюггена Младшего из Музея Ханенко в Киеве52. В описи упоминается натюрморт с цветами и флейтой Яна Брей-

40 № 353 (Опись, л. 54).

41 № 354 (Опись, л. 54).

42 № 341 (Опись, л. 53 об.)

43 № 336 (Опись, л. 53).

44 № 190 и № 191 (Опись, л. 48 об.).

45 № 324 (Опись, л. 52 об.). Описание лиц, изображенных на гравюре, дано на отдельном листе. № 325 (Опись, л. 52 об.).

46 № 100 (Опись, л. 44 об.).

47 Глаголев А. Записки. С. 78.

48 Инв. № ГЭ 5186. Малиновский К. В. История коллекционирования. С. 312.

49 В частности, из собрания Безбородко происходит картина «Охота на кабана» круга Франса Снейдерса, созданная около 1660-1680 г. Была приобретена бароном Ф. Ротшильдом (в настоящее время хранится в его усадьбе Waddesdon).

50 № 272 (Опись, л. 51 об.).

51 № 78, 79 (Опись, л. 44).

52 Инв. № 31 ЖК. Музей им. В. и Б. Ханенко. Забута колекщя. Художне з1брання княз1в Репшних ( з колекцш музе!в Киева ). Киев, 2004. С. 12.

287

В. С. Наумова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

геля (Бархатного)53. Кисти его отца Питера Брейгеля Старшего принадлежали два пейзажа54. Важное положение в коллекции занимали работы голландских мастеров, в том числе пейзажи таких художников Рембрандт55, Антоний Ватерлоо56, Людольф Бакхёйзен57, Фридрих58 и Исаак Мушерон59.

Именно пейзажи, а также религиозные, мифологические и аллегорические сюжеты встречаются в собрании чаще всего. Среди картин на мифологическую тематику можно выделить «Орфей, выводящий из ада Эвридику» Аннибале Карраччи60, который на римском антикварном рынке в то время оценивался довольно высоко. К более поздним произведениям относится «Царица Ио, превращенная в корову и отцом ее узнанная» Джамбеттино Чиньяроли61, «Нарцис» Алессандро Маркезини62, а также парные полотна Джулио (?) Валериани63 «Торжество Бахуса»64. Еще в 1756 г. Разумовский приобрел картину М. Либери «Время открывает истину»65, в петербургской коллекции присутствует полотно с таким же названием, но автором назван Джованни Франческо Джесси66.

Большое количество картин итальянской школы исполнены на религиозные сюжеты, в том числе парные полотна Джованни Г изольфи «Иисус исцеляющий больных» и «Иисус отпущающий согрешения блуднице»67, хранившиеся в доме на Мойке, а затем перевезенные в Яготин68. В списке

53 № 120 (Опись, л. 45 об.).

54 Вероятно, что это были одни из самых старых работ в собрании Разумовского, наряду с картиной «Поклонение пастухов» Якопо Бассано.

55 № 117 (Опись, л. 45).

56 № 48-49 (Опись, л. 42 об.).

57 № 26-27 (Опись, л. 42).

58 № 31 (Опись, л. 42).

59 № 102 (Опись, л. 44 об.).

60 № 30 (Опись, л. 42).

61 № 7 (Опись, л. 41).

62 № 101 (Опись, л. 44 об.).

63 В описи обозначен как Иосиф Валериани. Судя по году рождения, речь идет о Джулио Валериани (1663-1724).

64 № 20 и № 21 (Опись, л. 41 об).

65 Записки Якоба Штелина. Т. 1, С. 363; Записки Якоба Штелина. Т. 2, С. 166. Парная к ней «Увенчанная Добродетель» М. Либери. В перечне из Знаменки обозначена как школа Бамбини.

66 № 67 (Опись, л. 43 об.).

67 № 54 и № 55 (Опись, л. 43).

68 Глаголев А. Записки. С. 78.

288

Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке

упомянута «Юдифь» Гверчино69. Опись содержит еще множество картин итальянских художников, среди которых «Благовестие пастухам» Я. Бас-сано70, «Святой Себастьян» Чиро Ферри71, «Молящаяся» Карло Дольчи72, «Святая Анна» и «Святой Иоаким» Франческо Солимены73, «Иисус в коленях Богоматери» Г видо Каньяччи74, «Моисей дает воду стадам дщерей Иофоровых» Франческо Басси75, «Иосиф открывается своим братьям» и «Давид скачущий пред ковчегом» Антонии Молинари76, «Елеазар и Ревекка при кладезе» и «Самуил Давида в царя посвящающий» Эрколе Грациано (Грациани), прозванный Эрколино77.

Главенствующее положение в картинной галерее Разумовского занимает пейзаж. Наиболее популярны виды итальянской природы, ее городов, а также древние памятники архитектуры, в том числе пейзаж с изображением «древних развалин»78 Джованни Паоло Панини, который нередко изображал интерьеры прославленных римских достопримечательностей. Аналогичные виды часто встречались у Антонио Йоли, панданы79 которого из усадьбы Яготин, ранее украшали галерею дома на Мойке, «Внутренний вид храма святого Петра в Риме»80 и «Внутренний вид Пантеона»81.

69 № 66 (Опись, л. 43 об.). В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина есть сходное по сюжету и по размерам полотно (инв. № 4512) из усадьбы Барятинских Марьино атрибутированное как мастерская Гверчино. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог живописи. М., 1995. С. 148. Мария Ивановна Барятинская (1818-1843) была замужем за Михаилом Иванович Кочубеем (1816-1874), правнуком К.Г. Разумовского, однако достаточных оснований связывать это полотно с коллекцией Разумовского нет.

70 № 118 (Опись, л. 45).

71 № 177 (Опись, л. 47).

72 № 3 (Опись, л. 41).

73 № 8 и № 9 (Опись, л. 41).

74 № 151 (Опись, л. 46 об.).

75 № 145 (Опись, л. 46).

76 № 68 и №69 (Опись, л. 43 об.).

77 № 22 и № 23 (Опись, л. 41 об.).

78 № 6 (Опись, л. 41).

79 Ранее предполагалось, что их заказчиком был князь Репнин, теперь же становится ясно, что это полотна из коллекции Кирилла Разумовского. Они же упоминаются путешественником Глаголевым (Глаголев А. Записки. С. 78).

80 № 53 (Опись, л. 43). Инв. № 225 ЖК. Музей им. В. и Б. Ханенко. Забута колекця. С. 10.

81 № 52 (Опись, л. 43). Инв. № 226 ЖК. Музей им. В. и Б. Ханенко. Там же.

289

В. С. Наумова

Стоит отметить, что итальянские архитектурные древности привлекали внимание множества иностранных художников, в том числе Шарля-Луи Клериссо, акварели которого с видами античных памятников висели в галерее дворца Разумовского82. Безусловно, коллекция бывшего гетмана не могла соперничать с грандиозным собранием, приобретенным Екатериной II в 1780 г., состоявшем из более 1000 работ, хранящихся в Эрмитаже. Но упоминание десятка его акварелей в доме бывшего гетмана позволяет утверждать, что императрица была далеко не единственной ценительницей этого художника в России. Помимо акварелей Клериссо, в описи картинной галереи указаны произведения художника Алемана83, родившегося во Франции в 1737 г. Живописных произведений французских авторов было несравнимо меньше, чем графики. В частности, в коллекции находились работы Пьера Жака Волера84. В собрании Эрмитажа есть несколько полотен этого художника, два из которых, «Абордажный бой»85 и «Кораблекрушение»86, по сюжету и размерам соответствуют картинам из собрания Разумовского.

К французской школе относятся сцены из Священного писания Гаспара Дюге87, натюрморты Жана Батиста Симеона Шардена88. Что касается Жака Куртуа, прозванного Бургиньоном, чьи батальные сцены89 находились в доме на Мойке, то несмотря на французское происхождение, его чаще относят к итальянской живописной школе. Сцены сражений почти не встречаются в доме на Мойке, можно упомянуть лишь «Сражение на море» Виллема ван де Вельде Старшего90 и гра-

82 № 34-43 (Опись, л. 42-42 об.). «Храм Согласия в Риме», «Амфитеатр Пуцоль в Неаполе», «Гавань кумы в Неаполе», «Вид амфитеатра Колизея в Риме», «Храм Юпитера в Риме» «Внутренность древнего храма», «Крыльцо Нервы в Риме», «Храм Фаустины в Риме», «Храм Весты в Риме», «Древние строения в Риме».

83 № 84-92 (Опись, л. 44-44 об.). Вероятно, что речь идет о Жане-Батисте Лалле-мане (1716-1803).

84 № «Вид моря при лунном свете» № 70, «Сражение турецкого морского разбойника с другим малым судном» № 71, «Буря и кораблекрушение» № 72, «Нощ-ной пожар» № 73 (Опись, л. 43 об.), «Вид моря и гавани» № 124, «Купающиеся» № 125 (Опись, л. 45 об.).

85 Инв. № ГЭ 5801. Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в.

С. 92-93.

86 Инв. № ГЭ 6979. Там же. С. 94-95.

87 № 111-112 (Опись, л. 45).

88 № 33 (Опись, л. 42).

89 № 44-45 (Опись, л. 42 об.).

90 № 168 (Опись, л. 47).

290

Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке

вюры с изображением сожжения турецкого флота во время Чесменской битвы91.

Помимо оригинальных произведений европейских мастеров, в собрании Разумовского находились и копии известных картин, обозначенные как подражание. Среди них — «Фламандский праздник» Адриана Броувера92, «Голова старика» Рембрандта93, «Св. Магдалина» Корреджо94, «Непорочный Иосиф» Карло Чиньяни 95, а также несколько копий с работ Тициана: «Венера вооружает купидона и завязывает ему глаза»96, «Карл V уступает правление своей любовнице»97 и «Даная и Юпитер в дождь превращающиеся»98.

Совершенно очевидно, что большинство предметов из картинной галереи были исполнены в Европе, это утверждение справедливо даже тогда, когда речь идет о русских мастерах. Например, благодаря посредничеству И. И. Шувалова пенсионер Академии художеств Антон Павлович Лосенко исполнил для Кирилла Разумовского в Риме в 1769 г. одну из своих лучших работ - «Зевс и Фетида», находящуюся ныне в Русском музее. Картина была доставлена вместе со слепками с произведений античной скульптуры для Академии художеств99. Нет данных о том, где и когда было написано полотно «Престарелые муж и жена писанные с натуры»100 Ивана Алексеевича Ерменева, который в 1775 г. отправился в Париж.

В описи 1787 г. фигурировало имя одного из первых русских пенсионеров — Андрея Матвеева. Именно он назван автором полотна «Снятие Спасителя с Креста»101, располагавшегося в кабинете дворца. Важно, что в описи указана дата102 написания — 1728 г. Именно в это время худож-

91 № 327-330 (Опись, л. 52 об.-53).

92 № 119 (Опись, л. 45). В галерее присутствовала и оригинальная работа этого художника «Праздник у нищих». № 136 (Опись, л. 46).

93 № 133 (Опись, л. 46).

94 № 121 (сухими красками на холсте) (Опись, л. 45 об.).

95 № 155 (Опись, л. 46 об.).

96 № 157 (Опись, л. 46 об.).

97 № 167 (Опись, л. 47).

98 № 158 (Опись, л. 46 об.). Была перевезена в Яготин, описана А. Глаголевым. Глаголев А. Записки. С. 77.

99 Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в. С. 116-117.

100 № 126 (Опись, л. 45 об.).

101 № 337 (Опись, л. 53).

102 Дата написания картин есть только у двух из списка, остальные даты обозначают год рождения художника, причем в большинстве своем правильно. Однако даты рождения русских мастеров не указаны, даже когда речь идет о современниках Разумовского.

291

В. С. Наумова

ник начинает работы над убранством Петропавловского собора в Петербурге103. В монографии, посвященной Андрею Матвееву, приведены документы, из которых следует, что Георг Гзель осенью 1728 г. исполнил картину «Снятие с Креста», входившую в Страстной цикл104. Известно, что сам А. Матвеев не только собственноручно написал несколько полотен, но и «сочинял модели» то есть принимал участие в разработке композиций картин, принадлежавших кисти других художников. Возможно, полотно было действительно исполнено самим А. Матвеевым, нельзя исключать, что к К. Г. Разумовскому каким-то образом попала работа Г. Гзеля, которая в Петропавловском соборе в конце XVIII в. была заменена на новую. Помимо этого, Я. Штелин упоминает о том, что в Санкт-Петербурге имеется несколько «превосходных картин» Ивана Никитина, в том числе «Снятие с Креста», подаренное императрицей Елизаветой А. Г. Разумовскому105. Весьма вероятно, что после смерти Алексея Григорьевича эта картина, как и остальное его имущество, перешла к младшему брату.

С религиозной тематикой связано исполненное в России произведение из картинной галереи, местонахождение которого, предположительно, удалось определить. В собрание К. Г. Разумовского входила мозаика «Глава Саваофа»106, автором которой в описи назван Михаил Васильевичем Ломоносов, работавший в Академии наук во время президентства К. Г. Разумовского. Очень вероятно, что речь идет о мозаике «Бог-Отец» из Государственного исторического музея, источником для которой послужила гравюра Питтери по рисунку Пьяцетты. Считается, что она была исполнена в 1756-1757 гг. мастерами фабрики в Усть-Рудице Матвеем Васильевым и Ефимом Мельниковым, выбранными М. В. Ломоносовым как самые «лучшие и способные ученики» 107 художественного департамента Академии наук, созданного по приказу К. Г. Разумовского.

Помимо работ собственно русских мастеров, в картинной галерее было несколько картин иностранных художников, работавших в России, в том числе «Мужская голова» и «Голова молящего старика» Пьетро Ротари108. К немецкой россике относятся произведения Иоганна

103 Ильина Т. В., Римская-Корсакова С. В. Андрей Матвеев. М., 1984. С. 97-109.

104 Там же. С. 105.

105 Записки Якоба Штелина. Т 1. С. 51.

106 № 127 (Опись, л. 45 об.).

107 НекрасоваЕ. А. Ломоносов - художник. М., 1988. С. 35.

108 № 115-116 (Опись, л. 45).

292

Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке

Фридриха Гроота109, а также уже упоминавшийся портрет Елизаветы Петровны, исполненный его старшим братом. Произведений немецкой школы в собрании было крайне мало, в том числе сцены охоты Иоганна Элиаса Ридингера110 и изображения стариков Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха111.

В целом же ведущие европейские школы были представлены в коллекции следующим образом: более 70 произведений итальянских авторов, голландских около 40, примерно столько же французских (большая часть современные акварели), чуть меньше фламандских, меньше десятка немецких, столь же скромно — россика и русские мастера.

Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что петербургская галерея Кирилла Разумовского действительно включала произведения высокого художественного уровня. Именно в столичном доме хранились лучшие предметы собрания. Но в 1787 г. Разумовский переехал в Москву, в течение пяти последующих лет около сотни картин из столицы было отправлено владельцу. В 1794 г. Разумовский уезжает из Москвы и до конца жизни остается в Малороссии, значительную часть художественной коллекции он забирает с собой. Дворец на Мойке был продан в казну под Воспитательный дом в 1797 г.

Живописное собрание Кирилла Разумовского оказалось разрозненным уже в начале XIX века. Часть работ стали основой коллекций его потомков. Некоторые остались в первопрестольной и украсили дом Алексея Кирилловича: «картины лучших мастеров старинных и новых вместе с весьма интересными портретами, между прочим Нарышкинскими, украшали стены». Впоследствии его сын Петр Разумовский распродал почти всю обстановку московского дома: «все великолепные мебели, картины, гобелены, портреты, бронза и фарфор распроданы были за без-ценок и долгое время в старинных меняльных лавках у Волкова, Лухманова, Бардина, Родионова и др. продавались разрозненные крохи древнего великолепия Разумовских»112.

В настоящее время достоверно удалось выяснить местонахождение менее десятка из почти четырехсот произведений, составлявших кар-

109 «Висящий на доске петух» № 113, «Три птички, насекомые и гады на меди» № 114 (Опись, л. 45), «Утка висящая» № 165 (Опись, л. 47).

110 № 130-131(Опись, л. 45 об.).

111 № 58-59 (Опись, л. 43).

112 Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. Т 2. С. 121.

293

В. С. Наумова

тинную галерею дома Разумовского на набережной Мойки. Примерно столько же работ, хранящихся в российских и зарубежных собраниях, можно связывать с этой коллекцией. Остается надеяться, что дальнейшее изучение этого вопроса, позволит собрать «разрозненные крохи древнего великолепия Разумовских».

ББК 85; УДК 7.074

Информация о статье

Автор: Наумова Вера Сергеевна — аспирант, исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, vera-arte@yandex.ru Заголовок: Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке.

Резюме: Художественное собрание Кирилла Григорьевича Разумовского (1728-1803) считалось одним из лучших в конце восемнадцатого столетия, но оно оказалось разрозненным уже в начале XIX века. Благодаря обнаружению неисследованного ранее архивного документа появляется возможность реконструкции состава коллекции. В описи картин 1787 г., развешенных во дворце графа К. Г. Разумовского на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге, указаны названия произведений, их размеры, имена, время и место рождения авторов. Ведущие европейские школы были представлены в коллекции следующим образом: более 70 произведений итальянских авторов, голландских около 40, примерно столько же французских, чуть меньше фламандских, меньше десятка немецких, столь же скромно — россика и русские мастера. Коллекция значительно пополнилась во время второго европейского путешествия в 1765-1767 гг. Развеской в только что отстроенном дворце на Мойке занимался приглашенный в качестве реставратора Дж. А. Мартинелли, ставший затем хранителем Императорского Эрмитажа.

Большинство упоминаемых в описи художников родились и работали в Италии, среди них Я. Бассано, А. Карраччи, Гверчино, П. Дж. Батони, Дж. П. Панини, А. Йоли. Дом украшали также картины голландских и фламандских живописцев XVI-XVIn вв., в том числе Рембрандта, М. де Хондекутера, Ф. Мушерона, И. Мушерона, В. ван де Вельде, Н. Берхема, А. Броувера, Ф. Снейдерса, П. Брейгеля Старшего, Я. Брейгеля Бархатного, Г. П. Вербрюггена Младшего. Французское искусство было представлено прежде всего акварелями, в том числе Ш.-Л. Клериссо. Подписанных работ русских мастеров было крайне немного в петербургском доме, среди них произведения А.Матвеева, Д. Левицкого, А. Лосенко и М. Ломоносова. В ходе исследования удалось выяснить местонахождение ряда произведений, составлявших картинную галерею дома Разумовского на Мойке.

Ключевые слова: европейская живопись, художественное собрание, К. Г Разумовский, частное коллекционирование, картинная галерея

Источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роспись картинам принадлежащим Его Сиятельству Господину Генерал фельдмаршалу Сенатору и разных орденов кавалеру графу Кирилле Григорьевючу Разумовскому С показанием под какими оне номерами, что представляют, на чем и каким красками писаны, какой вышины и ширины, какого мастера, месте и времени рождения сего мастера и в которой комнате поставлены 1787го года. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 196. Оп. 1. Д. 1496. Л. 40-54 об.

Литература, использованная в статье

Васильчиков, Александр Алексеевич. Семейство Разумовских. Санкт-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1880. Т I. X, 486, XX с.

Васильчиков, Александр Алексеевич. Семейство Разумовских. Санкт-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1880. Т II. IV, 557, XXI с.

294

Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке

Георгиевский, Василий Тимофеевич. Яготин // Столица и усадьба. Петроград: Крымов, 1914. № 3. С. 1-5.

Глаголев, Андрей Гаврилович. Записки русского путешественника, с 1823 по 1827 год. Санкт-Петербург: Типография Императорской Российской Академии, 1837. 285, VI с. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог живописи. Москва: ART-MIF, 1995. 780 с.

Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в. Каталог выставки. Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2011. 240 с.

Забута колекщя. Художне зiбрання князiв Репнших ( з колекцш музе!в Киева ). Киев: ТОВ «ЕлН Пршт», 2004. 12 с.

Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Под ред. К. В. Малиновского. Т. 1. Москва: Искусство, 1990. 447 с.

Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Под ред. К. В. Малиновского. Т. 2. Москва: Искусство, 1990. 247 с.

Ильина, Татьяна Валериановна, Римская-Корсакова, Светлана Викторовна. Андрей Матвеев. Москва: Искусство, 1984. 319 с.

Крашенинников, Аркадий Федорович. Архитектор Александр Кокоринов. Москва: Прогресс-Традиция, 2008. 192 с.

Малиновский, Константин Владимирович. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке. Санкт-Петербург.: Крига, 2012. 536 с.

Мягков, Петр Иванович. Картинная галерея графа К. Г Разумовского в Яготине Полтавской губернии // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология . Ежегодник 1996. Москва: Наука, 1998. С. 299-309.

Наумова, Вера Сергеевна. Усадебное строительство К.Г Разумовского в Малороссии. Особенности архитектурного заказа // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 3. Санкт-Петербург: НП-Принт, 2013. С. 263-268.

Некрасова, Екатерина Алексеевна. Ломоносов — художник. М.: Искусство, 1988. 142 с. НХ. Неизвестный художник. Живопись и скульптура из собрания Русского музея. Санкт-Петербург: Palace Editions, 2012. 263 c.

«Ученая прихоть»: Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. Москва: Художник и книга, 2001. Т I. 342 с.

Ханенювсью читання. Матерiали науково-практично1 конференций Киев: ВПЦ «Кшвський ушверситет», 2004. 136 с.

Information about the article

Author: Naumova, Vera Sergeevna — Post-graduate student of department of history, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, vera-arte@yandex.ru Title: Art gallery of palace of Kirill Razumovsky on the bank of the Moika Summary: Art collection of Kirill Razumovsky (1728-1803) was considered to be one of the best in the late 18th century, but in the beginning of the 19th century the collection was already scattered. However, due to the historical document discovered some time ago, we got the opportunity to re-establish the collection. The list of the paintings hanging in the palace of Kirill Razumovsky on the bank of the Moika river in Saint Petersburg gives us the names of the paintings, their dimensions, and also the names, the dates and the places of birth of their authors. Here are the leading European art schools in the collection: over 70 works of Italian authors, the Dutch pieces account for about 40, so do the French, the number of the Flemish is lower, and less than 10 German and Russian works. After the second European trip in 1765-1767 the collection expanded. The person responsible for placing the paintings and restoration in the newly built palace was G. A. Martinelli.

295

В. С. Наумова

Most of the artists mentioned in the inventory were born and worked in Italy, among them: J. Bassano, A. Caracci, Guercino, P. J. Batoni, J. P Panini, A. Ioli. The palace was decorated with the paintings of Dutch and Flemish artists of 16-18th century, including Rembrandt, M. de Hondecoeter, F. Moucheron and I. Moucheron, W. van de Velde, N. Berchem, A. Brouwer, F. Snyders, P Bruegel the Elder and J. Bruegel («Velvet»). French art was represented first of all with watercolors, including Charles-Louis Clerisseau. Very few of the works of Russian artists which hung in the Petersburg house were signed, among them the works of A. Matveev, D. G. Levitsky, A. P. Losenko and M. V. Lomonosov. In our research we managed to trace the location of a number of works of the Razumovsky collection in the house on the Moika river. Keywords: European painting, art collection, private collecting, K. G. Razumovsky, art gallery

References

Georgievsky, Vasilii Timofeevich. Yahotin, in Stolitsa i usad’ba. Petrograd: Krymov Publ., 1914. № 3. P 1-5.

Glagolev, Andrei Gavrilovich. Zapiski russkogo puteshestvennika, s 1823 po 1827 god [Notes of a Russian Traveler, from 1823 to 1827]. St. Petersburg: Tipografiia Imperatorskoi Rossiiskoi Akademii Publ., 1837. 285, VI p.

Gosudarstvennyi muzei izobrazitel’nykh iskusstv imeni A. S. Pushkina. Katalog zhivopisi [State Museum of Fine Arts named after A. S. Pushkin. Catalogue of paintings]. Moscow: ART-MIF Publ., 1995. 780 s.

Ilyina, Tatiana Valerianovna; Rimskaia-Korsakova, Svetlana Viktorovna. Andrey Matveev. Moscow: Iskusstvo Publ., 1984. 319 p.

Hanenkivs’ki chitannia. Materiali naukovo-praktichnoi' konferentsii' [Khanenko's readings. Materials of theoretical and practical conferences]. Kiev: VPTs “Kiivs’kii universitet” Publ., 2004. 136 p.

Krasheninnikov, Arkadii Fedorovich. Arkhitektor Aleksandr Kokorinov [Architect Aleksandr Kokorinov]. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 2008. 192 p.

List of the paintings owned by His Excellency Mister General field marshall Senator and honored by many medals and decorations count Kirill Grigorievitch Razumovsky with the numbers and descriptions, material and paints, dimensions thereof; craftsmen, their place and date of birth, and the room where the paintings are kept, in Russian state archive of ancient acts (RGADA). Fond 196. Opis’ 1. Delo 1496. List 40-54 ob. (Unpublished).

Malinovsky, Konstantin Vladimirovich (ed.). Istoriia kollektsionirovaniia zhivopisi v Sankt-Peter-burge v XVIII veke [History of art collecting in St. Petersburg in theXVIII century]. St. Petersburg: Kriga Publ., 2012. 536 p.

Miagkov, Petr Ivanovich. Kartinnaia galereia grafa K.G. Razumovskogo v Iagotine Poltavskoi gubernii [Art Gallery of count K.G. Razumovsky in Yagotin of Poltava province], in Pamiatniki kul’tury. Novye otk^iia. 1996. Moscow: Nauka Publ., 1998. P 299-309.

Naumova, Vera Sergeevna. Usadebnoe stroitel’stvo K.G. Razumovskogo v Malorossii. Osobenno-sti arkhitekturnogo zakaza [Construction of country estates of K. G. Razumovskiy in Little Russia. Special aspects of architectural commission], in Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva. Vol. 3. St. Petersburg: NP-Print Publ., 2013. P 263-268.

Nekrasova, Ekaterina Alekseevna. Lomonosov — khudozhnik [Lomonosov — artist]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1988. 142 p.

NKh. Neizvestnyi khudozhnik. Zhivopis ’ i skul’ptura iz sobraniia Russkogo muzeia [UA. Unknown artist. Painting and sculpture from the collection of the Russian Museum]. St. Petersburg: Palace Editions Publ., 2012. 263 p.

«Uchenaia prikhot’»: Kollektsiia kniazia Nikolaia Borisovicha Iusupova [A Scholar’s Whim: The Collection of Prince Nicolai Borisovich Yusupov]. Moscow: Khudozhnik i kniga Publ., 2001. T. I. 342 p.

Vasil’chikov, Aleksandr Alekseevich. Semeistvo Razumovskikh [The Razumovsky Family]. St. Petersburg: Tipografiia M. M. Stasiulevicha Publ., 1880. Vol. I. X, 486, XX p.

296

Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке

Vasil’chikov, Aleksandr Alekseevich. Semeistvo Razumovskikh [The Razumovsky Family]. St. Petersburg: Tipografiia M. M. Stasiulevicha Publ., 1880. Vol. II. IV, 557, XXI p.

Zabuta kolektsiia. Khudozhne zibrannia kniaziv Repninikh (z kolektsii muzeiv Kieva ) [Forgotten collection. Art collection of Prince Repnin (From the collections of museums of Kiev)]. Kiev: TOV «Elit Print» Publ., 2004. 12 p.

Zapiski Iakoba Shtelina ob iziashchnykh iskusstvakh v Rossii [Notes on the Fine Arts in Russia]. Vol. 1. Moscow: Iskusstvo Publ., 1990. 447 p.

Zapiski Iakoba Shtelina ob iziashchnykh iskusstvakh v Rossii [Notes on the Fine Arts in Russia]. Vol. 2. Moscow: Iskusstvo Publ., 1990. 247 p.

Zhivopis ’ i skul’ptura v Rime vo vtoroi polovine XVIII v Katalog vystavki [Painting and sculpture in Rome in the second half of the XVIII century. Exhibition catalogue]. St. Petersburg: State Hermitage Publ., 2011. 240 p.

Илл. 1. П. Д. Батони. Портрет графа К. Г. Разумовского. 1766. Частное собрание

297

В. С. Наумова

Илл. 2. П. Д. Батони. Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком.

1765. ГЭ

Илл. 3. Г. Ладзарини. Аллегория Милосердия. Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко 298

Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке

Илл. 4. А. П. Лосенко. Зевс и Фетида. 1769. ГРМ

Илл. 5. Бог-отец. Мастерская М. В. Ломоносова. 1756-1757. ГИМ

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.