ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Problemy istorii, filologii, kul'tury Проблемы истории, филологии, культуры
1 (2016), 255-277 1 (2016), 255-277
© The Author(s) 2016 ©Автор(ы) 2016
РОССИКА КАК ЧАСТЬ НЮРНБЕРГСКИХ СЧЕТНЫХ ЖЕТОНОВ ХУШ-Х1Х ВВ.
И.В. Руденко*, И.В. Мицкевич**
* ООО «Аромадон», Ростов-на-Дону, riv1515@yandex.ru
** Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, irisha061@bk.ru
Аннотация. Статья посвящена недостаточно изученному объекту исследования - части нюрнбергских счетных жетонов (нем. ге^епрГепш§) ХУШ-Х1Х веков, относящихся к особому направлению - россике, где на аверсах изображены портреты русских императоров. Эмпирический материал составили предметы из нумизматических собраний музеев мира (Россия, США, Западная Европа) и частных коллекций. В музейных фондах эта тема представлена фрагментарно, разрозненно, поэтому осуществить поиск нюрнбергских жетонов русского стиля и собрать воедино эти памятники медальерного искусства стоит немалого труда. В статье рассмотрены основные типы счетных пфеннигов русского стиля, дается их классификация и описание, а также приводятся общие сведения об истории их чеканки и функционирования. Авторы прослеживают связь изображений на рехенпфен-нигах ХУШ-Х1Х веков, посвященных России, с жетонами более раннего периода.
Ключевые слова: счетный жетон, россика, нумизматика, медальер, атрибуция
Вопросам изучения западноевропейских счетных жетонов уделено достаточно внимания как в иностранной научной литературе, так и в отечественной, учитывая, что первые исследования по этой теме были опубликованы еще во второй половине XVIII века1. В течение XIX-XX веков нумизматическая библиография
Руденко Игорь Витальевич - заместитель директора ООО «Аромадон». E-mail: riv1515@yandex.ru.
Мицкевич Ирина Викторовна - старший преподаватель института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета. E-mail: irisha061@bk.ru.
1 Snelling 1769.
регулярно пополнялась аналитическими трудами зарубежных исследователей, посвященными датировке рехенпфеннигов (так называют счетные жетоны в Германии), биографиям нюрнбергских медальеров, истории чеканки и использования этих предметов2. Фундаментальный трехтомный каталог англичанина М. Митчи-нера «Jetons, Medallets and Tokens», выходивший в Лондоне с 1988 по 1998 годы3, служит для исследователей основным источником в вопросах атрибуции и датировки западноевропейских счетных жетонов. В последние два десятилетия гло -бальная сеть дала возможность познакомиться с научными статьями зарубежных авторов, затрагивающими некоторые аспекты данной темы4.
В России волна интереса к изучению позднесредневековых нумизматических памятников была вызвана археологическими исследованиями стоянок русских арктических мореходов на о. Фаддея и в заливе Симса, проводившимися в середине ХХ века. В результате раскопок на территории Нарымского Приобья, Омской и Новосибирской областей и др. было обнаружено множество артефактов, в их числе и счетные жетоны, отчеканенные нюрнбергскими медальерами Гансом Краувинкелем и Вольфом Лауффером5. Классификацией и атрибуцией этих нумизматических находок занимался известный историк-нумизмат И.Г. Спасский, который внес неоценимый вклад в изучение счетных пфеннигов, составив подробное описание жетонов как из раскопов, так и из коллекций Государственного Эрмитажа, Томского областного краеведческого музея и Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ6. Ученые, близкие к археологическим комплексам Сибири, постоянно пополняли научное знание многочисленными статьями о найденных артефактах нумизматического характера. В последние два десятка лет увидели свет посвященные счетным жетонам научные статьи А.А. Пушкарева, О.А. Ми-лищенко и ряда других авторов7.
Однако, при всей вариативности объекта изучения, остаются мало изученными счетные жетоны, отчеканенные в Нюрнберге в XVIII-XIX веках и относящиеся к особому направлению - россике. Даже в каталоге Митчинера росси-ка представлена лишь 27 предметами. Следует отметить, что термин «россика», изобретенный в Европе в XIX столетии, имеет несколько трактовок. В изобразительном искусстве он традиционно использовался для обозначения полотен западноевропейских художников, работавших в России в XVIII в. - 1-й пол. XIX в. В настоящее время термин «россика» понимается более широко - как совокупность различных материалов (архивных документов, литературы, предметов искусства и пр.), выпущенных или изготовленных за границей и имеющих отношение к России8.
2 Forrer 1904-1916; Thieme, Becker 1907; Barnard 1916; Gebert 1918.
3 Mitchiner 1988, 1991, 1998. В отношении россики Митчинер допускает ряд ошибок в воспроизведении легенд, в частности, игнорирует знаки пунктуации, а они играют важную роль в определении идентичности штемпелей. Кроме того, из 27 представленных в его каталоге счетных жетонов русского стиля шесть не визуализированы и имеют только текстовые описания.
4 Beek 2002; Furner 2002; Berthod 2014.
5 Яковлев 2009, 246-254.
6 Спасский 1951.
7 Харинский 2001, 273-276; Пушкарев 2003, 228-230; Милищенко 2005; Пушкарев 2013, 130134; Кокоржицкая, Корпусова 1998; 113-114, Чекунин 2007, 195.
8 Козлов 1994, 13; Звавич, Ловцов 2009, 28-38.
На протяжении веков почти все мастера чеканили на аверсах счетных пфеннигов портреты правителей европейских держав, что свидетельствовало еще и о том, куда шел основной экспорт нюрнбергских счетных жетонов. Не стала исключением и Россия: с развитием торговых отношений и возрастающей ролью России в европейском сообществе граверы стали помещать на аверсах жетонов портреты правящих российских императоров.
Эмпирической базой настоящего исследования стали нумизматические собрания Германского национального музея (Нюрнберг), Государственного нумизматического собрания Мюнхена, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Государственного художественного собрания Дрездена, Государственного исторического музея (Москва), Государственного Эрмитажа, Музея истории искусств (Вена), Национального музея Финляндии (Хельсинки), Национального музея американской истории Смитсоновского института (Колумбия, США), а также счетные жетоны, хранящиеся в частных коллекциях. Результатом многолетних поисковых работ стал вышедший в 2012 году каталог И. Руденко «Нюрнбергские счетные жетоны. Россика», снабженный аппаратом поиска по изображениям и легендам и дублирующим переводом на английский и немецкий языки9.
Из нескольких тысяч нюрнбергских счетных жетонов разных периодов, предназначенных для экспорта в разные страны, были выявлены 178 предметов, относящихся к русскому стилю. Из них 114 предметов не включены ни в один из известных справочников или каталогов. Жетоны систематизированы в хронологической последовательности, согласно годам правления российских монархов, изображенных на аверсах, начиная с Петра II и заканчивая Николаем I. Самая значительная группа - 107 жетонов - посвящена императору Александру I, что связано с пиком его популярности в Германии во время освободительной борьбы союзных сил с Наполеоном в 1813-1815 гг. Остальные группы представлены следующим образом: жетоны с портретом Петра II - 5 предметов, Анны Иоанновны -17, Елизаветы Петровны - 6, Екатерины II - 13, Николая I - 27. Отдельную группу составили жетоны с изображениями полководцев М. И. Платова - 2 и П.Х. Витгенштейна - 110.
Нумизматический словарь определяет счетные жетоны (нем. rechenpfennig, франц. jeton, jetton, англ. counter) как «металлическую марку для принятых в древности и в средние века подсчетов с помощью счетной доски (абака)»11. При проведении подсчетов их передвигали по горизонтальным линиям, нанесенным на счетную доску. Английский ученый XVIII века Томас Снеллинг подробно описывает этот способ счета: «Жетоны раскладываются в линии, при этом их достоинство возрастает снизу вверх: нижняя линия - линия единиц; вторая, или следующая за ней, является линией десятков; третья - линия сотен; четвертая - линия тысяч и так далее. Счетный жетон в первой линии обозначает только 1, во второй
9 Руденко 2012.
10 Изображение генерала Витгенштейна на лицевой стороне счетного пфеннига единично, однако сущесвуют еще 7 жетонов с аналогичным изображением, размещенном на обратной стороне жетонов с портретом императора Александра I. Та же схема прослеживается и в отношении других полководцев: так, на 6 реверсах изображен генерал М.Б. Барклай-де-Толли, на 3 реверсах - генерал союзной баварской армии К.Ф.Й. Вреде.
11 Фенглер, Гироу, Унгер 1982, 270.
линии он обозначает 10, в третьей - 100, в четвертой - 1 000, в пятой - 10 000 и т. д. Счетный жетон, выложенный между первой и второй линиями, обозначает 5, между второй и третьей - 50, между третьей и четвертой - 500 и т. д., и во всех случаях он соответствует пяти единицам того разряда, линия которого лежит под ним, и половине разряда той линии, что расположен над ним»12.
В XIII веке счетные жетоны стали использовать сначала во Франции и Италии, позже в Нидерландах, а затем они распространились по всей Европе. Рехенп-фенниги изготавливались размером от 20 до 28 мм, всегда с низким рельефом для удобства передвижения по плоской поверхности счетной доски. Чеканились они в основном из сплавов меди - бронзы или латуни. Серебряные жетоны выпускались крайне редко, а золотые, по предположению немецкого исследователя Карла Геберта, изготавливались в единственном экземпляре в качестве подарочных предметов специально для купца, на которого работали мастера, или для очень близкого друга13.
C конца XV века большая часть счетных жетонов в Европе чеканилась в Нюрнберге, который в течение достаточно долгого времени был самым большим городом ремесленников и мастеровых в Германии. Здесь были представлены практически все ремесленные направления того времени, особенно славились изделия из золота и серебра. Нюрнбергские ремесленники изготавливали для Европы компасы, карманные часы и другие измерительные приборы. В области обработки и переработки металлов с Нюрнбергом не мог сравниться ни один немецкий город. Старейшими ремеслами здесь были жестяное дело и шабрение латуни14, к ним же причислялась и чеканка счетных жетонов, а к концу XVI века и чеканка мелких монет. Со временем счетные жетоны стали существенной частью городского экспорта. Каждый изготовитель жетонов работал самостоятельно и мог рассчитывать лишь на собственные усилия по реализации своей продукции.
Деятельность всех ремесленников в Нюрнберге регулировалась Городским Советом, который управлял всей жизнью города. Ремеслом руководили три присяжных мастера, один из которых вел учет, два других осуществляли контроль. Как правило, одна мастерская не могла иметь больше двух подмастерьев, чтобы не перенасыщать рынок труда в городе.
В 1616 году Совет принял решение, обязывающее всех, кто занимается чеканкой счетных жетонов, чеканить на изделии свое имя, данное при крещении, или инициалы рядом с надписью «счетный жетон». При нарушении взимался штраф в 10 гульденов15. Именно это обстоятельство позволяет современным исследователям более-менее точно датировать найденные образцы счетных жетонов, соотнося имя медальера, указанное на предмете, с годами работы его мастерской.
Тем не менее, в исследуемом материале 52 предмета не имеют подписи мастера ни на аверсе, ни на реверсе. Из них 28 жетонов оказалось возможным атрибутировать, сравнивая детали изображений, анализируя манеру исполнения, проводя аналогии с другими жетонами, в авторстве которых сомнений нет. В результате
12 Snelling 1769, 16-17.
13 Gebert 1918, 36.
14 Шабрение латуни - выравнивание поверхности изделий из металла специальным режущим инструментом - шабером.
15 Gebert 1918, 4-27.
анализа сделаны некоторые выводы о принадлежности жетона к мастерской определенного чеканщика. Так, аверсы некоторых жетонов с портретами Екатерины II, Александра I и Николая I совпадают с аверсами других жетонов, обратные стороны которых маркированы инициалами медальеров, что дает право отнести их к чеканенным в мастерской того или иного мастера (рис. 1 (а,б), 2 (а,б), 3 (а, б)).
Рис. 1а. Счетный жетон без подписи медальера
Из собрания Музея истории искусств, Вена
АВЕРС: погрудный портрет императрицы Екатерины II, вправо. Из-под накидки видны волосы, на плече - пышный локон. Дугообразная надпись сверху: | CATH.II |
D. G. R. I. | (Catharina II Dei Gratia Russorum Imperatrix - Екатерина II, Божией милостью Императрица Всероссийская). По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: крылатый якорь со штоком вверху, образующим крест. Круговая надпись: | DAS GLIK LACHET DER ANKER WACHET | (Удача улыбается, пока якорь на страже). По окружности - бусы в виде рубчика. ГУРТ: гладкий, вырубка
Рис. 1б. Счетный жетон с инициалом Э. Л. З. Лауэра
Из собрания Национального музея американской истории Смитсоновского института, Вашингтон, Колумбия, США
АВЕРС: штемпель такой же, как аверс Рис. 1а
РЕВЕРС: в центре - трехмачтовый корабль. Дугообразная надпись сверху с разрывом: | PLUS | ULTRA | (Все дальше). Под обрезом - инициал мастера | L |. По окружности - бусы в виде рубчика.
ГУРТ: гладкий, вырубка
Рис. 2а. Счетный жетон без подписи медальера
Из коллекции И. Руденко
АВЕРС: погрудный портрет императора Александра I, влево, в мундире с орденской лентой через плечо и орденской звездой на груди. Дугообразная надпись: | ALEXANDER RAI . V. RUSSLAND |
РЕВЕРС: два сидящих на скале орла, один - с поднятым вверх крылом, другой - со сложенными крыльями. Дугообразная надпись сверху: | ADLERS HORST | (Орлиное гнездо). По окружности - бусы в виде рубчика.
ГУРТ: гладкий, вырубка
Рис. 2б. Счетный жетон с инициалом И. В. Хубера
Из коллекции И. Руденко
АВЕРС: штемпель подобен аверсу Рис. 2а
1 - незначительные отличия в изображении орденской звезды
2 - в дугообразной надписи | ALEXANDER KAI . V. RUSSLAND | слово KAI написано через K
РЕВЕРС: украшенная гирляндой в виде листьев и цветов урна с крышкой, увенчанной шишкой. Дугообразная надпись: слева - | AMOR |, справа - | PATRI | (Любовь к родине). Под обрезом - инициал мастера | Н |. По окружности - бусы в виде рубчика.
ГУРТ: гладкий, вырубка
Рис. 3 а. Счетный жетон без подписи медальера
Из коллекции И. Руденко
АВЕРС: погрудный портрет императора Николая I, вправо, в мундире с эполетом и орденской лентой через плечо. Дугообразная надпись сверху: | NICOLAUS KAI VON
RUSSLAND | (Николай, Император Всероссийский). По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: богиня в длинной тунике в правой руке держит пальмовую ветвь, а в вытянутой левой - линзу, от которой зажигает огонь на алтаре с изображением кадуцея. Дугообразная надпись сверху: | HEIL | DEM | SIEGER | (Слава победителю). Под обрезом: | IETTON | (Жетон). По окружности - бусы в виде рубчика. ГУРТ: гладкий, вырубка
Рис. 3б. Счетный жетон с инициалом И. Я. Лауэра
Из коллекции И. Руденко
АВЕРС: погрудный портрет императора Александра I, влево, в мундире с эполетом и орденской звездой на груди. Дугообразная надпись сверху: | ALEXANDER | KAIS: V: RUSSLAND. |. Под обрезом плеча - инициал мастера | L |. По окружности -бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: штемпель такой же, как реверс Рис. 3а. ГУРТ: гладкий, вырубка
Следует отметить, что датировка предметов россики по сравнению с другими более ранними типами счетных жетонов существенно облегчена, так как кроме дат жизни и работы мастера известен период царствования монархов, изображенных на аверсах.
Рехенпфенниги чеканились не только в Нюрнберге, но и в близлежащем Фюр-те16. С 1469 года в этом городе разрешено было селиться евреям, которые быстро освоили ремесла и развернули там активную торговлю. Нюрнберг вел себя по отношению к Фюрту ревностно, строго охраняя свои интересы: на всем протяжении XVII-XVIII вв. Нюрнбергским Советом издавались бесчисленные постановления, запрещавшие жителям города совершать там покупки. В Фюрте жили и работали известные чеканщики счетных жетонов - Иоганн Христиан Райх17 и Иоганн Вильгельм Хубер18, которые стали основными конкурентами нюрнбергских мастеров.
В начале XVIII века в Европе счетные жетоны окончательно потеряли свое основное предназначение, но еще долгое время их использовали в качестве фишек для азартных игр, чеков в тавернах или памятных знаков. И хотя спрос на них упал, Нюрнберг сохранил это ремесло, и мастера продолжали чеканить счетные жетоны в массовом количестве. Игральные фишки мастера маркировали, помещая надписи «spiel marken» (игральная марка, фишка) или «ietton» (жетон). Надпись «spiel marken» можно увидеть на реверсах поздних жетонов, посвященных генералу П. Х. Витгенштейну и императору Николаю I (рис. 4), но на подавляющем большинстве жетонов мастера ставили надпись «ietton».
В последнюю четверть XVIII века качество счетных жетонов заметно улучшилось благодаря мастеру Эрнсту Людвигу Зигмунду Лауэру19, который сумел заручиться поддержкой Совета в использовании «большого печатного станка» - парового пресса. На нем он начал чеканить жетоны, толщина которых стала больше, и выглядеть они стали солиднее. Его мастерская превратилась в совре-
16 Центр Фюрта находится в 7 км от центра Нюрнберга. Современная нумизматика рассматривает нюрнбергские счетные жетоны и жетоны, отчеканенные в Фюрте, как единый тематический материал.
17 Райх Иоганн Христиан (Reich Johann Christian, 1740-1814). Родился в Айзенберге. Собственный бизнес начал около 1770 г. В мастерской Райха изготавливали не только монеты и жетоны, но и органы, часы, астрономические приборы, музыкальные шкатулки и другие предметы. Его сын Иоганн Матиас сотрудничал со своим отцом примерно с 1789 до 1800 гг. Многие из медалей, выпущенных в те годы с подписью Райха, были сделаны совместно отцом и сыном. Подписи на счетных жетонах: «I. C.REICH», «. I .C.R .», «I . C . R.» (Forrer 1912, 69).
18 Хубер Иоганн Вильгельм (Huber Johann-Wilhelm, годы жизни неизвестны). Чеканщик счетных жетонов, чье имя встречается на предметах XIX века. Хубер жил и работал в Фюрте. Подписи на счетных жетонах: «LW.H»,«W.H.», «I . H .», «H» (Grieb 2007б, 706).
19 Лауэр Эрнст Людвиг Зигмунд (Lauer Ernst Ludwig Sigmund, 1762-1833) - основатель династии нюрнбергских чеканщиков счетных жетонов. 2 февраля 1779 г он стал учеником мастера И. Г. Кунстман-на, который через год умер от туберкулеза. Дело сначала перешло к его сыну И. К. Кунстманну, а затем, в 1783 г., к Лауэру, женившемуся на вдове хозяина мастерской. 29 июля 1793 г. Совет удовлетворил прошение Лауэра об установке парового пресса. Благодаря штамповке на новом прессе жетонов на более толстом кружке, предназначенных для Франции, Лауэру удалось существенно улучшить качество изделий и увеличить объем их сбыта. С 1804 г. ему помогал сын Иоганн Якоб. В 1829 г. Лауэр передал бизнес своему сыну и ушел в отставку. Он умер от гангрены в возрасте 73 лет 25 февраля 1833 г. Подписи на счетных жетонах: «LAUER», S . L. L.», «L L», «L» (Forrer 1907, 312).
менный штамповальный цех. После смерти Лауэра его сыновья - Иоханн, Людвиг и Вольфганг - смогли с честью продолжить дело отца20.
Рис. 4а. Игральная марка с портретом П. Х. Витгенштейна
Из коллекции И. Руденко
АВЕРС: изображение графа Витгенштейна на скачущей лошади, влево, с обнаженным мечом. Дугообразная надпись сверху: | GENERAL GRAF V: WITTGENSTEIN | (Генерал граф фон Витгенштейн). Под обрезом: | IETTON | (Жетон). По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: в венке из двух дубовых ветвей, связанных бантом, - надпись в две строки: | SPIEL | MARKEN |. Под бантом - инициалы мастера | L : L : |. По окружности - круглые бусы и буртик.
ГУРТ: гладкий, вырубка
Рис. 4б. Игральная марка с портретом Николая I
Из коллекции Питера Шварцбаха, Нюрнберг
АВЕРС: погрудный портрет императора Николая I, вправо, в мундире с орденской лентой через плечо и орденской звездой на груди. Дугообразная надпись сверху: | NICOLAUS. K. V. RUSSLAND | (Николай, Император Всероссийский). Под обрезом рукава -инициал мастера: | L |. По окружности - бусы в виде рубчика.
20 Gebert 1918, 29.
РЕВЕРС: штемпель подобен реверсу Рис. 4а:
1 - под бантом - инициал мастера | L |.
ГУРТ: гладкий, вырубка
Ранние рехенпфенниги, отчеканенные в Нюрнберге кустарным способом и предназначенные для вывоза, были скопированы со старых нидерландских, несколько позднее появились копии французских и итальянских жетонов. Первые «русские» счетные жетоны - с изображением императора Петра II на аверсе и российского герба на реверсе - были отчеканены в мастерской Иоганна Якоба Дитцеля21 (рис. 5). Эта серия является примером полного соответствия аверса и реверса русской теме.
Рис. 5. Первый «русский» счетный жетон с портретом императора Петра II
Из коллекции Питера Шварцбаха, Нюрнберг
АВЕРС: погрудный портрет императора Петра II с лавровым венком на голове, вправо. Дугообразная надпись: слева - | PETRVS II. |, справа - | DG . RVSS . IMP | (Petrus II Dei Gratia Russorum Imperator - Петр II, Божией милостью Император Всероссийский). По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: российский герб - двуглавый коронованный орел с атрибутами императорской власти. На груди - щит с московским гербом, Георгий Победоносец обращен вправо. Дугообразная надпись снизу: | IOHAN . IACOB . DIETZEL. RECH . PFENI: | (Johann Jacob Dietzel. Rechenpfennig - Иоганн Якоб Дитцель. Счетный жетон). По окружности -бусы в виде рубчика. Реверс расположен к аверсу на 180° .
ГУРТ: гладкий, вырубка
К этой же группе относятся и жетоны, рассказывающие о некоторых событиях российской истории. Победам России в войне с Турцией 1735-1739 гг. посвятили свои рехенпфенниги с портретом императрицы Анны Иоанновны сразу несколько
21 Дитцель Иоганн Якоб (Dietzel Johann Jacob, годы жизни неизвестны). 25 февраля 1701 г. поступил подмастерьем в мастерскую Конрада Лауфера, чеканщика счетных жетонов, и уже в 1711 г. стал мастером после того, как женился на внучке Лауфера Елизавете. Несколько раз он становился присяжным мастером - в 1714-1716, 1720-1722, 1729-1731, 1739-1740 и в 1746-1748 гг. В дальнейшем чеканил новые виды счетных жетонов вместе со своим сыном по имени Иоганн Адам. Подписи на счетных жетонах: «IOHAN . IACOB . DIETZEL .», «IOH . IACOB . DIETZEL .», «I . I . D .» (Forrer 1904, 588).
мастеров - И.Я. Дитцель, И. Х. Райх, И.А. Фогель22, М. Лейкауф23, Х.З. Аннерт24, изобразив в разных вариациях победу русских при взятии крепости Азов в 1736 году (рис. 6 (а,б)). Нюрнбергские мастера первой половины XIX века оставили нам счетные жетоны о событиях и героях войны с Наполеоном и Заграничных походах 1812-1814 гг. Так, на жетоне с аверсным портретом императора Александра I изображен генерал М.Б. Барклай-де-Толли на скачущей лошади, с поднятой обнаженной саблей (из коллекции Государственного нумизматического собрания Мюнхена), похожее изображение всадника на реверсе другого жетона обрамлено легендой, которая гласит: | GENERAL GRAF V: WITTGENSTEIN | (Генерал граф фон Витгенштейн). Атаману Матвею Платову посвящено два рейхенпфеннига с идентичными аверсами - изображением профильного портрета полководца и надписью: | HETMAN | GRAF PLATOW |, а реверсы различны: на первом изображена сидящая богиня, держащая птицу, а на втором - едущий верхом казак с пикой за спиной (из собрания Государственного Эрмитажа).
Рис. 6а. Аллегорическое изображение победы русских при взятии крепости Азов в 1736 году на реверсе счетного жетона, отчеканенного в мастерской Фогеля
Из Государственного нумизматического собрания Мюнхена
22 Фогель Иоганн Адам (Vogel Johann Adam, годы жизни неизвестны). Работал с Гансом II Ла-уффером. Мастером стал 9 июля 1737 г., присяжным мастером выбирался дважды - в 1750-1752 и 1758-1760 гг. Разрабатывал собственный дизайн счетных жетонов. Подписи на счетных жетонах: «. IOH . ADAM . VOGEL», «I .A . V .». (Forrer 1916, 303)
23 Лейкауф Михаэль (Leykauf Michael, годы жизни неизвестны). В 1713 г. начал обучение у Иоганна Вейдингера в качестве подмастерья, в 1724 г. стал мастером. Его имя фигурирует в различных документах до 1746 г В 1733-1735 и 1744-1746 гг. он избирался присяжным мастером. 22 февраля 1768 г. во время штемпельной ревизии в документах появляется упоминание о том, что основная часть счетных жетонов, штемпеля, инструменты и все его торговое ремесло перешли к Иоганну Леонхарду Дорнеру. Подписи на счетных жетонах: «MICHAEL LEICKAVF», «MICHAEL LEICKAUF», «M . L .» (Grieb 2007б, 918).
24 Аннерт Христоф Зигмунд (Annert Christoph Sigmund, год рождения неизвестен, умер до 1768 г). Стал мастером 6 апреля 1734 г., присяжным мастером - в 1741-1744 и 1751-1754 гг. Аннерт был женат на Марии Сибилле, их сын Вольфганг Магнус также стал чеканщиком счетных жетонов. После смерти мужа Мария Сибилла продолжала вести дела и сдала 12 штемпелей при проведении штемпельной ревизии 22 февраля 1768 года. Подписи на счетных жетонах: «CHRIST: SIG: ANERT.», «CHRI: SIG: ANERT», «C: S : A:», «CHRIST. SIG . ANERT.» (Grieb 2007а, 29).
АВЕРС: погрудный портрет императрицы Анны Иоанновны, вправо. Декольтированное платье богато расшито бисером и позументами. В ухе - подвеска, на голове - корона с крестом. Прическа высокая, с вплетенными низками бус, сзади и на левом плече - длинные локоны. Дугообразная надпись сверху с разрывом: | ANNA . D . G . RVS . | SOR . IMPERATR | (Anna Dei Gratia Russorum Imperatrix - Анна, Божией милостью Императрица Всероссийская). По окружности - бусы в виде рубчика
РЕВЕРС: богиня Победы, держащая в левой руке пальмовую ветвь, возлагает два лавровых венка на императрицу, сидящую на троне. Перед ней - два коленопреклоненных турка: один подносит царице план города, другой, склонившись, повергает к ее ногам бунчук - знак сана и власти пашей и турецкое знамя. Рядом с троном - овальный щит с изображением российского герба. Дугообразная надпись сверху: | DONAT VICTORIA TANTA | (Дарована великая победа). Под обрезом: | I .A . V . RE . PF . | (Johann Adam Vogel. Rechenpfennig - Иоганн Адам Фогель. Счетный жетон). По окружности - бусы в виде рубчика.
ГУРТ: гладкий, вырубка
Рис. 6б. Аллегорическое изображение победы русских при взятии крепости Азов в 1736 году на реверсе счетного жетона, отчеканенного в мастерской Аннерта Из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург АВЕРС: погрудный портрет императрицы Анны Иоанновны, вправо. Вырез платья украшен маленькой брошью в виде розетки цветка. На рукаве платья - позументы без бус. Длинные локоны на обоих плечах. Сверху дугообразная надпись с разрывом: j ANNA . D . G . i RUS . IMPERAT i (Anna Dei Gratia Russorum Imperatrix - Анна, Божией милостью Императрица Всероссийская). По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: крылатая Слава с флагом в левой руке трубит победу, внизу - трофеи и оружие побежденного войска. На дальнем плане видны башни городской крепости. Дугообразная надпись сверху: | FAMA . P . ORB . NUL . MAI . LOC . EST . OR . DE : | (Fama per orbem nullam maiore locuta est ore deam - Слава, весь мир облетая, Не восхваляла шумнее богиню... - измененная часть цитаты из поэмы Марка Лукана «Фарсалия, или О гражданской войне: «...nullam maiore locuta est ore ratem totum discurrens Fama per orbem» - «А Слава, весь мир облетая, Не восхваляла шумней ни единого судна доселе»). Надпись под обрезом в две строки: | C . S . ANNERT . | R . PF | (Christoph SigmundAnnert. Rechenpfennig - Христоф Зигмунд Аннерт. Счетный жетон). По окружности - бусы в виде рубчика. Реверс расположен к аверсу на 180o. ГУРТ: гладкий, вырубка
Однако подавляющее большинство счетных жетонов русской темы можно назвать гибридами25, так как аверс, как правило, мастера резали специально для России, а для реверса использовали готовые хорошо сохранившиеся штемпеля от других жетонов с сюжетами, почерпнутыми из произведений более раннего времени. Эти предметы не отличались художественными достоинствами и были выполнены весьма небрежно, в чем не было ничего необычного: мастера не предъявляли строгих требований к соблюдению исторической правды, не стремились следовать продуманному замыслу или плану и не очень заботились о качестве своих изделий. Выбор изображений зависел, по-видимому, от желания мастера или стечения разнообразных, порой курьезных, обстоятельств. Примером может служить гибридный экземпляр, отчеканенный в мастерской И.Я. Дитцеля, где на аверсе помещен погрудный портрет короля Франции и Наварры Людовика XV, а на реверсе - российский герб (рис. 7). Есть и другие гибриды, где наиболее очевидно прослеживается происхождение аверса или реверса, не имеющего прямого отношения к России, - например, портрет Афины Паллады соседствует с российским гербом, а австрийский герб - с портретом императора Николая I.
Рис. 7. Счетный жетон с портретом Людовика XV и российским гербом
Из коллекции И. Руденко
АВЕРС: портрет Людовика XV с лавровым венком на голове, вправо. Рукав расшит позументом, на плече - круглая фибула из бусин. Дугообразная надпись: слева - | LVD. XV. D. G. |, справа - | FR. ET NAV. REX | (Ludovicus XV Dei Gratia Rex Francorum et Navarrae - ЛюдовикXV, Божией милостью король Франции и Наварры). По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: российский герб - двуглавый коронованный орел с атрибутами императорской власти. На груди - щит с московским гербом, Георгий Победоносец обращен вправо. Дугообразная надпись снизу: | IOHAN . IACOB . DIETZEL . RECH . PFENI: | (Johann Jacob Dietzel. Rechenpfennig - Иоганн Якоб Дитцель. Счетный жетон). По окружности -бусы в виде рубчика.
ГУРТ: гладкий, вырубка
25 Гибрид - жетоны, аверс которых отчеканен штемпелем одного жетона, а реверс - штемпелем другого.
По тем же основаниям изображения русских царей лишены портретного сходства с реальными личностями: например, Александр I почти не отличим от Николая I и понять, какой император изображен на жетоне, можно только прочитав легенду. На некоторых предметах встречаются несоответствия в датах: так, на реверсе жетона с портретом Александра I указан 1800 год, хотя император пришел к власти только в марте 1801 года (рис. 8). Надписи на ранних нюрнбергских жетонах по большей части лишены смысла, но на более поздних появляются вполне осмысленные легенды, хотя и с орфографическими ошибками, что можно объяснить и малограмотностью исполнителей, и сложностью написания редко употребляемых слов.
Рис. 8. Счетный жетон с ошибочной датой
Из коллекции И. Руденко
АВЕРС: погрудный портрет императора Александра I, влево, в мундире с высоким стоячим воротником, расшитым галунами. Широкая орденская лента через плечо. Волосы кудрявые, пышные, на виске - бакенбард. Дугообразная надпись сверху: | ALEXANDER
KAISER V. RUSSL. | (Александр, Император Всероссийский). По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: в центре - скачущая лошадь, вправо. Дугообразная надпись сверху: | LIBERTAS | (Свобода). Под обрезом: | 1800 |. По окружности - бусы в виде рубчика.
ГУРТ: гладкий, вырубка
Если изображения аверсов четко свидетельствуют о принадлежности к российской тематике, то отследить «происхождение» реверсов достаточно сложно. Так, пфенниги с изображением корабля, по мнению одних исследователей, являются заимствованием с известного английского золотого «корабельного» нобля, другие относят изображение к французским оригиналам, связывая рисунок корабля с гербом Парижа.
Однозначно французские мотивы читаются на реверсах с изображением галльского петуха как одного из аллегорических символов Франции и конной статуи Людовика XV, установленной в Бордо26.
26 Carde 2004, 10-28. Торжественное открытие памятника состоялось 17 августа 1747 года. Позже на пьедестал были добавлены барельефы, изображающие победы Людовика XV
На реверс жетона с портретом Александра I, штемпель которого был изготовлен в 1793 году сразу после казни Людовика XVI, мастер поместил изображение погребальной урны. На жетонах с портретом Елизаветы Петровны изображен букет из трех лилий, который также можно трактовать как намек на национальную эмблему Франции. К французской теме можно отнести и рисунок
Рис. 9. Счетные жетоны с реверсами, относящимися к французскому стилю Рис. 9а. Из собрания Государственного исторического музея, Москва АВЕРС: погрудный портрет императора Александра I, вправо, в мундире с высоким стоячим воротником и широкой орденской лентой через плечо. Волосы кудрявые, пышные, на виске - бакенбард. Дугообразная надпись сверху с разрывом: | АЬЕХОТ | ЕЯ V. Ки^ЬАКБ | (Александр, Император Всероссийский). По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: в центре круга из соединенных ромбов - коронованный галльский петух с распахнутыми крыльями, сидящий на жердочке. По окружности - буртик в виде канатика. ГУРТ: гладкий, вырубка
Рис. 9б. Из собрания Государственного исторического музея, Москва АВЕРС: погрудный портрет императора Александра I, влево, в мундире с высоким стоячим воротником и широкой орденской лентой через правое плечо. На груди - орден-
ская звезда. Дугообразная надпись сверху: | ALEXANDER KAISER VON RUSSLAND |. По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: конный памятник Людовику XV, установленный в Бордо, влево. Дугообразная надпись: слева - | OPTIMO |, справа - | PRINCIPI | (Наилучшему Принцепсу). Надпись под обрезом: | IETTON | (Жетон). По окружности - бусы в виде рубчика. ГУРТ: гладкий, вырубка
Рис. 9в. Из Государственного художественного собрания Дрездена АВЕРС: погрудный портрет императора Александра I, влево, в мундире с высоким стоячим воротником и широкой орденской лентой через плечо. На груди видна часть орденской звезды. Сзади волосы убраны в косичку и перевязаны лентой. Дугообразная надпись сверху: | ALEXANDER KAISER V. RUSSLAND |. В обрезе плеча - инициал мастера: | L |. По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: в центре - фонтан с узорчатой кладкой: фигурный бассейн и бьющая вверх струя воды. Дугообразная надпись сверху с разрывом: | OMNIDUS | NON SIBI | (Не для себя - для всех). Под обрезом дугообразно: | IETON | (Жетон). По окружности - бусы в виде рубчика.
ГУРТ: гладкий, вырубка
фонтана с высокой струей воды, который похож на фонтан в Версальском парке, изображенный на одном из типов французских жетонов (рис. 9 (а,б,в)).
Собственно немецкий мотив встречается значительно реже. На жетонах с портретами Александра I и Николая I изображены улицы города Нюрнберга. Другой жетон с портретом Николая I, выполненный Иоганном Хубером, напоминает об одном из главных событий того времени - строительстве первой железной дороги между Нюрнбергом и Фюртом: на его реверсе изображен паровоз «Адлер»27. Реверс уникального жетона с портретом великого князя Александра Павловича
27 Локомотив, получивший название «Адлер» (Adler), был собран на нюрнбергской машинной фабрике Иоганна Вильгельма Шпета из частей, доставленных из Англии. Конструктором локомотива был английский изобретатель Джордж Стефенсон (1781-1848). Поезд курсировал из Нюрнберга в Фюрт и обратно два раза в день. Открытие железной дороги 7 декабря 1835 года превратилось в настоящий праздник, на котором присутствовало более 10 000 человек. Вдоль всего пути выстроились толпы восторженных жителей Баварии. Почетные гости заняли места в девяти пассажирских вагонах, и под музыку оркестра поезд тронулся в путь со скоростью 24-30 км/час. За 14 минут «Адлер» преодолел 6 км. (Heigl 2009).
(будущего императора Александра I) мастер28 посвятил полету на воздушном шаре француза Бланшара, который поднялся в небо над Нюрнбергом в 1787 году29 (рис. 10 (а,б,в)).
Рис. 10. Счетные жетоны с реверсами, относящимися к немецкому стилю Рис. 10а. Из собрания Государственного исторического музея, Москва АВЕРС: погрудный портрет императора Николая I, вправо, в мундире с эполетом и высоким стоячим воротником. На груди - орденская звезда. Дугообразная надпись сверху: | NICOLAUS KAI . V . RUSSLAND | (Николай, Император Всероссийский). Под обрезом груди - инициал мастера: | Н |. По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: вид средневекового Нюрнберга, видна башня городской стены, церкви св. Зебальда и св. Лаврентия. Дугообразная надпись сверху: | NURNBERG |. Под обрезом: | IETTON | (Жетон). По окружности - бусы в виде рубчика. ГУРТ: гладкий, вырубка
28 В Государственном нумизматическом собрании Мюнхена (Staatliche Münzsammlung München) данный жетон находится в разделе мастера Иоганна Христиана Гернера, хотя на жетоне нет подписи мастера.
29 Французский изобретатель и воздухоплаватель Жан-Пьер Бланшар (1753-1809) показывал свое воздушное шоу в различных городах Европы. В Нюрнберге в преддверии этого воздушного шоу был организован народный праздник: выставлены палатки с едой и напитками, открыты магазинчики, на более ранний срок перенесено открытие рождественского рынка. 12 ноября более пятидесяти тысяч зрителей устремились к городским воротам. Перед моментом взлета все замерли. Наконец шар Бланшара под восторженные аплодисменты и крики Viva поднялся в воздух на 800 саженей. Народ бросился догонять его - каждый хотел быть свидетелем этого чуда как можно дольше, но шар слишком быстро удалялся. Он пролетел около 1600 метров в северо-западном направлении и благополучно приземлился. Через несколько часов Бланшар вернулся в город, где еще несколько дней устраивались торжества в его честь (Weinrich M.).
Рис. 10б. Из коллекции И. Руденко
АВЕРС: погрудный портрет императора Николая I, вправо, в мундире с эполетом и высоким стоячим воротником. На груди - орденская звезда. Дугообразная надпись сверху: | NICOLAUS K. V. RUSSLAND. |. Под обрезом рукава - инициал мастера | H |
РЕВЕРС: паровоз-локомотив с прицепной тележкой и двумя машинистами, курсирующий между Нюрнбергом и Фюртом. Под обрезом - инициалы мастера: | I . H . |. По окружности - бусы в виде рубчика.
ГУРТ: гладкий, вырубка
Рис. 10в. Из Государственного нумизматического собрания Мюнхена АВЕРС: погрудный портрет великого князя Александра Павловича, влево. Орденская лента через правое плечо, на груди орденский знак. Дугообразная надпись: слева - | ALEXANDER |, справа - | PAULIWYTSCh . |. По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: в верхней части жетона - поднимающийся воздушный шар с человеком в корзине. Внизу - фигуры людей, провожающих воздухоплавателя. Под обрезом - дата: | 1787 |. По окружности - бусы в виде рубчика. ГУРТ: гладкий, вырубка
К английскому стилю М. Митчинер относит жетон с изображением Веллингтонской арки в честь победы Великобритании в Наполеоновских войнах30 (воздвигнута в центре Лондона, в Гайд-Парке, по приказу Георга IV в 1826-1830 годах по проекту Децимуса Бертона) и многочисленные штемпеля с фруктовым деревом, выполненные разными мастерами31 (рис. 11 (а, б)).
Рис. 11. Счетные жетоны с реверсами, относящимися к английскому стилю Рис. 11а. Из коллекции Роберта Левинсона, Лос-Анджелес, США АВЕРС: погрудный портрет императрицы Анны Иоанновны в короне, вправо (тип 1). Дугообразная надпись: j ANNA . D . G . j ROS . IMPER . j (Anna Dei Gratia Russorum Imperatrix - Анна, Божией милостью Императрица Всероссийская). По окружности -бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: ветвистое дерево с крупными листьями, освещаемое солнечными лучами. На солнечном диске схематично изображено человеческое лицо. Дугообразная подпись мастера: слева - j MICHAEL j, справа - j LEICKAVF j. Под обрезом: j RECH . PF . j
(Rechenpfennig - счетный жетон). По окружности - бусы в виде рубчика. ГУРТ: гладкий, вырубка
Рис. 11б. Из коллекции И. Руденко
30 Mitchiner 1988, 546.
31 Mitchiner 1988, 566.
АВЕРС: погрудный портрет императора Николая I, вправо, в мундире с эполетом и высоким стоячим воротником. Дугообразная надпись с разрывом сверху: | NICOLAUS | K V RUSSLAND |. По окружности - бусы в виде рубчика.
РЕВЕРС: в центре - триумфальная арка Веллингтона, воздвигнутая в Лондоне. Дугообразная надпись: слева - | RECHE: |, справа - | PFENING | (Счетный жетон). По окружности - бусы в виде рубчика.
ГУРТ: гладкий, вырубка
Многие жетоны XVIII - начала XIX веков имеют на реверсах изображения античных богов - Минервы, Меркурия, Купидона, Венеры; нередки также символы свободы, счастья и торговли - крылатого якоря, скачущей лошади, рогов изобилия. Подобные изделия купцы в большом количестве привозили в Россию, где они становились элементами декора женских украшений (монисто). Счетные жетоны с круглыми отверстиями, предназначенные для пришивания, археологи до сих пор находят при раскопках на территории Поволжья, Урала и Сибири32.
Несмотря на предпринятые попытки собрать все образцы нюрнбергских жетонов российской тематики, остается недостаточно исследованной существенная часть эмпирического материала. Во-первых, в мировой нумизматической литературе зачастую встречаются только упоминания о счетных пфеннигах, лишенные изображения и описания. Во-вторых, в частных и музейных коллекциях могут обнаружиться новые разновидности штемпелей, которые вызовут интерес у исследователей и откроют широкое поле для дальнейших изысканий.
ЛИТЕРАТУРА
Боброва, А.И., Пушкарев, А.А. 2004: Счетные пфенниги 17 века в Нарымском При-обье. В сб.: Традиционные культуры и общества Северной Азии с древнейших времен до современности: Материалы XLIV Региональной археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. Кемерово, 348-350.
Козлов, В.П. 1994: Зарубежная архивная Россика: проблемы и направления работы. Новая и новейшая история 3,13.
Звавич, В.И., Ловцов, А.С. 2009: Особенности поиска документов зарубежной архивной россики. Вестник архивиста 4. 28-38.
Кокоржицкая, Т.Н., Корпусова, И.В. 1998: Счетные жетоны Нюрнберга в коллекции Одесского археологического музея. В сб.: Государственный Эрмитаж. Шестая Всероссийская нумизматическая конференция в Санкт-Петербурге 20-25 апреля 1998. СПб, 113-114.
Корусенко, М.А., Милищенко О. А. 2002: Счетные пфенниги из памятников в низовьях р. Тары. В кн.: Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Новосибирск, 110-121.
Милищенко, О. А. 2005: Монеты и жетоны как датирующий инвентарь позднесред-невековых поселений и могильников: (на примере бассейна реки Тары). Омск.
Спасский, И.Г. 1951: Счетные жетоны. В сб.: Исторический памятник русского арктического мореплаванияXVII в. Л. - М., 130-138.
Пушкарев, А.А. 2003: Датировка западноевропейских счетных жетонов. В кн.: Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 228-230.
32 Спасский 1951, 130-138; Корусенко, Милищенко 2002, 110-121; Боброва, Пушкарев 2004, 349.
Пушкарев, А.А. 2013: Западноевропейские счетные жетоны из погребальных археологических комплексов Сибири: историографический обзор. Вестник Томского государственного университета. История 6 (26), 130-134.
Руденко, И.В. 2012: Нюрнбергские счетные жетоны. Россика. Каталог. Ростов-на-Дону.
Фенглер, Х., Гироу, Г., Унгер, В. 1982: Словарь нумизмата. М.
Харинский, А.В. 2001: Счетные жетоны и монеты в погребениях приольхонских бурят XVIII-XIX вв. В кн.: Древняя и средневековая история Восточной Азии. Владивосток, 273-276.
Чекунин, Н.В. 2007: Счетные жетоны с изображением императора Петра II. В сб.:
Государственный Эрмитаж. XIVВсероссийская нумизматическая конференция. СПб.
Яковлев, Я.А. 2009: Могильник Тоянов городок: Каталог коллекции Ф. Р. Мартина 1891 г. из фондов Государственного Исторического музея (г. Стокгольм). Томск-Сургут.
Barnard, F.P. 1916: The Casting-Counter and the Counting-Bord. Oxford.
Beek, Bert van. 2014: Jetons: their use and history. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chicagocoinclub.org/projects/PiN/juh.html.
Berthod, D. 2014: Jetons de Nuremberg à thématique romaine. Bulletin Numismatique, février, Paris, 16-17. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://flips.cgb.fr/bn128/files/ assets/basic-html/page1.html
Carde, M. 2004: Me dailies, jetons et autres documents numismatiques de la ville de Bordeaux et du department de la Gironde. 10-28.
Forrer, L. 1902-1930: Biographical dictionary of medallists. Vol. I—VIII. London.
Furner, J. 2002: The inscriptions on Nuremburg Jetons. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. bexleycoinclub.org.uk/article3.htm, свободный.
Heigl, P. 2009: Adler - Stationen einer Lokomotive im Laufe dreier Jahrhunderte. Buch & Kunstverlag Oberpfalz. Amberg.
Gebert, C.F. 1918: Die Nurnberger Rechenpfennigschlagen. Munich.
Mitchiner, M. 1988: Jetons, Medalets & Tokens. Vol 1: The Medieval Period and Nuremberg. London.
Mitchiner, M. 1991: Jetons, Medalets & Tokens. Vol 2: The Low Countries and France. London.
Mitchiner, M. 1998: Jetons, Medalets & Tokens. Vol 3: British Islescircf 1558 to 1830. London.
Grieb, M.H. von (hrsg.) 2007a: Nürnberg Künstlerlexikon: Bildende Künstler, Kunsthandwerker, Gelehrte, Sammler, Kulturschaffende und Mäzene vom 12. bis zur Mitte des 20. Jahrhunderts, München.
Grieb, M.H. von (hrsg.) 2007б: Nürnberg Künstlerlexikon: Bildende Künstler, Kunsthandwerker, Gelehrte, Sammler, Kulturschaffende und Mäzene vom 12. bis zur Mitte des 20. Jahrhunderts, München.
Snelling, T. 1769: A view of the origin, nature and use ofjettons or counters. London.
Thieme, U., Becker F. (hrsg.) 1907: Allgemeines Lexikon der Bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. Leipzig.
Weinrich, M. Die erste Ballonfahrt über Nürnberg. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nuernberginfos.de/nuernberg-mix/erste-ballonfahrt.html
REFERENCES
Barnard, F.P. 1916: The Casting-Counter and the Counting-Bord. Oxford.
Beek, Bert van. 2014: Jetons: their use and history, http://www.chicagocoinclub.org/proj-ects/PiN/juh.html.
Berthod, D. 2014: Jetons de Nuremberg à thématique romaine. Bulletin Numismatique, février, Paris, 16-17, http://flips.cgb.fr/bn128/files/ assets/basic-html/pagel.html
Bobrova, A.I., Pushkarev, A.A. 2004: Schetnye pfennigi 17 veka v Narymskom Pri-ob'e.
In: Tradicionnye kul tury i obshhestva Severnoj Azii s drevnejshih vremen do sovremennosti: Materialy XLIV Regional 'noy arheologo-jetnograficheskoy konferencii studentov i molodyh uchenyh. Kemerovo, 348-350.
Carde, M. 2004: Medailles, jetons et autres documents numismatiques de la ville de Bordeaux et du department de la Gironde. 10-28.
Chekunin, N.V. 2007: Schetnye zhetony s izobrazheniem imperatora Petra II. In: Gosudarstvennyj Jermitazh. XIV Vserossijskaya numizmaticheskaya konferenciya. Saint-Peterburg.
Fengler, H., Girou, G., Unger, V. 1982: Slovar 'numizmata. Moscow.
Forrer, L. 1902-1930: Biographical dictionary of medallists. Vol. I-VIII. London.
Furner, J. 2002: The inscriptions on Nuremburg Jetons, http://www. bexleycoinclub.org.uk/ article3.htm, свободный.
Gebert, C.F. 1918: Die Nurnberger Rechenpfennigschlagen. Munich.
Grieb, M.H. von (hrsg.) 2007a: Nürnberg Künstlerlexikon: Bildende Künstler, Kunsthandwerker, Gelehrte, Sammler, Kulturschaffende und Mäzene vom 12. bis zur Mitte des 20. Jahrhunderts, München.
Grieb, M.H. von (hrsg.) 20076: Nürnberg Künstlerlexikon: Bildende Künstler, Kunsthandwerker, Gelehrte, Sammler, Kulturschaffende und Mäzene vom 12. bis zur Mitte des 20. Jahrhunderts, München.
Harinskiy, A.V 2001: Schetnye zhetony i monety v pogrebenijah priol'honskih burjat XVIII-XIX vv. In: Drevnjaya i srednevekovaja istoriya Vostochnoy Azii. Vladivostok, 273-276.
Heigl, P. 2009: Adler - Stationen einer Lokomotive im Laufe dreier Jahrhunderte. Buch & Kunstverlag Oberpfalz. Amberg.
Jakovlev, Ja.A. 2009: Mogil'nik Tojanov gorodok: Katalog kollekcii F. R. Martina 1891 g. iz fondov Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeja (g. Stokgol'm). Tomsk-Surgut.
Kokorzhickaya, T.N., Korpusova, I.V 1998: Schetnye zhetony Njurnberga v kollekcii Odesskogo arheologicheskogo muzeja. In: Gosudarstvennyj Jermitazh. Shestaja Vserossijskaya numizmaticheskaya konferenciya v Saint-Petersburge 20-25 aprelya 1998. Saint-Peterburg, 113-114.
Korusenko, M.A., Milishhenko O.A. 2002: Schetnye pfennigi iz pamjatnikov v nizov'jah r. Tary. In: Jetnografo-arheologicheskie kompleksy: Problemy kul 'tury i so-ciuma. Novosibirsk, 110-121.
Kozlov, VP. 1994: Zarubezhnaya arhivnaya Rossika: problemy i napravleniya raboty.
Novaja i novejshaya istoriya 3,13.
Milishhenko, O.A. 2005: Monety izhetonykakdatirujushhijinventar 'pozdnes-rednevekovyh poselenij i mogil'nikov: (naprimere bassejna reki Tary). Omsk.
Mitchiner, M. 1988: Jetons, Medalets & Tokens. Vol 1: The Medieval Period and Nuremberg. London.
Mitchiner, M. 1991: Jetons, Medalets & Tokens. Vol 2: The Low Countries and France. London.
Mitchiner, M. 1998: Jetons, Medalets & Tokens. Vol 3: British Islescircf 1558 to 1830. London.
Pushkarev, A.A. 2003: Datirovka zapadnoevropejskih schetnyh zhetonov. In: Integracija arheologicheskih i jetnograficheskih issledovaniy. Omsk, 228-230.
Pushkarev, A.A. 2013: Zapadnoevropejskie schetnye zhetony iz pogrebal'nyh arheologicheskih kompleksov Sibiri: istoriograficheskij obzor. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya 6 (26), 130-134.
Rudenko, I.V. 2012: Njurnbergskie schetnye zhetony. Rossika. Katalog. Rostov-na-Donu.
Snelling, T. 1769: A view of the origin, nature and use ofjettons or counters. London. Spasskij, I.G. 1951: Schetnye zhetony. In: Istoricheskijpamjatnik russkogo arkticheskogo moreplavanijaXVIIv. Leningrad - Moscow, 130-138.
Thieme, U., Becker F. (hrsg.) 1907: Allgemeines Lexikon der Bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. Leipzig.
Weinrich, M. Die erste Ballonfahrt über Nürnberg, http://www.nuernberginfos.de/nuern-berg-mix/erste-ballonfahrt.html
Zvavich, V.I., Lovcov, A.S. 2009: Osobennosti poiska dokumentov zarubezhnoy arhivnoy rossiki. Vestnik arhivista 4. 28-38.
ROSSICA STYLE AS A PART OF NUREMBERG COUNTING TOKENS OF 18th - 19th CENTURIES
Igor' V. Rudenko*, Irina V. Mitskevich**
* Aromadon, Russia,
riv1515@yandex.ru
**Southern Federal University, Russia,
irisha061@bk.ru
Abstract. The article is devoted to insufficiently studied object of research - some Nuremberg counting tokens (rechenpfennig) of 18th - 19th centuries in a unique style - Rossica style, where on the obverses the portraits of Russian Emperors are depicted. The data was provided by the specimens in numismatic collections in different museums (Russia, USA, West Europe) and some private collections. In museum collections these subjects are scantly presented, that's why searching for the Nuremberg counting of the Russian style and putting these monuments of medal art together is a matter of great difficulty. The article describes the main types of counting tokens of the Russian style, gives their classification and description, and also provides the general information about the history of coining and its functioning. The authors trace the relationship of images on counting tokens 18th - 19th centuries, devoted to Russia, with the counting of the earlier period.
Key words: counting tokens, Rossica style, numismatics, medallist, determination