Научная статья на тему 'РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ В 1735-1878 гг. В МЕДАЛЯХ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ МОЛДОВЫ'

РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ В 1735-1878 гг. В МЕДАЛЯХ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ МОЛДОВЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian-Turkish Wars of 1735-1878 Reflected in Medals from the Collection of Moldavian National Museum of History.

The article attempts to systematize the regular army’s award and memorable medals kept in the numismatic collection of the Moldavian National Museum of History. The medals are dedicated to the Russian-Turkish wars and embrace a period from 1735-1739 to 1877-1878. The collection contains 52 medals and objects of medal-work art. The author succeeded in determining designers and medal masters, the time when the medals were introduced and rules of wearing award medals. Designers of many medals are well-known masters of European fame: Iohann Karl Hedlinger, Timofei Ivanov, Samuil Yudin, Iohann Kaspar Eger, Iohann Baltasar Hass, Karl Leberecht, D. Loos, A. Gube. The published medals are a peculiar record owing to which the history of Carpathian-Danube lands in XVIII-XIX cc. discloses its new pages

Текст научной работы на тему «РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ В 1735-1878 гг. В МЕДАЛЯХ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ МОЛДОВЫ»

И.Е. Гончарова

РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ В 1735-1878 гг. В МЕДАЛЯХ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ

ИСТОРИИ МОЛДОВЫ

IE Goncharova. The Russian-Turkish Wars of 1735-1878 Reflected in Medals from the Collection of Moldavian National Museum of History.

The article attempts to systematize the regular army's award and memorable medals kept in the numismatic collection of the Moldavian National Museum of History. The medals are dedicated to the Russian-Turkish wars and embrace a period from 1735-1739 to 1877-1878.

The collection contains 52 medals and objects of medal-work art. The author succeeded in determining designers and medal masters, the time when the medals were introduced and rules of wearing award medals. Designers of many medals are well-known masters of European fame: lohann Karl Hedlinger, Timofei Ivanov, Samuil Yudin, lohann Kaspar Eger, lohann Baltasar Hass, Karl Leberecht, D. Loos, A. Gube.

The published medals are a peculiar record owing to which the history of Carpathian-Danube lands in XVIII-XIX cc. discloses its new pages.

В нумизматической коллекции Национального музея истории Молдовы (НМИМ) определенное место занимают медали исторической серии, среди которой 52 медали периода русско-турецких войн, начиная с войны 17351739 гг. до войны 1877-1878 гг. В музей медали были переданы в 80-е годы XX в. из фондов Национального музея природы и этнографии, Государственного Эрмитажа, по приказу Министерства культуры СССР № 752, 1978 г., родственниками участника войны Алексея Гонча-ренко, а также были закуплены у коллекционеров П.С. Коновалова, А.А. Монастырского из Одессы и Б.Ю. Надночия, М. Зайдмана, Н.И. Пилата из Кишинева.

В конце 30-х годов XVIII века была сделана попытка создать новую серию медалей. В обращении к Кабинету промемории от декабря 1739 г. директор монетного правления граф М.Г. Головкин говорил о необходимости отчеканить медали в память событий царствования Анны Иоанновны. Указывая, что за границей уже выпущено несколько медалей, посвященных событиям войны России с Турцией, Головкин писал о желательности выпуска отечественных медалей, «чтоб российским подданным впредь не могло в слабость причтено быть того, что в прочих государствах о российских славных делах медалии для памяти печатаются» (Щукина 1962: 43). Приложенный к документу список сюжетов показывает, что имелось в виду создание своего рода «медалической» летописи военных событий 30-х гг. XVIII в.

© И.Е. Гончарова, 2000. © Английское резюме Ю.Д.Тимотиной, 2000.

В фондах музея хранятся серебряная медаль и жетон « На мир с Турцией» (Фонды НМИМ ПЗ - 4474, 4478) 1739 г. На аверсе помещен погрудный портрет императрицы Анны Иоанновны, круговая легенда: «Анна Б.М. императрица и самодержица Всеросс.» На реверсе изображен двуглавый орел, лавровые ветки и надпись «Мир с турками 7 сентября 1739» (060 мм). Медаль без ушка. В течение всей первой четверти XVIII в. русские наградные медали, хоть и предназначались для ношения, но чеканились монетным двором без ушка. Это можно объяснить не столько традицией, сколько отсутствием технических возможностей для чеканки медалей сразу с ушком. Поэтому приспосабливать награду для ношения должен был сам получивший её. Первые русские наградные медали, имевшие ушко, были отчеканены лишь в 1760 году (Нумизматический сборник 1977: 142). Медаль была изготовлена Иоганном Карлом Гедлингером (1651-1771), уроженцем Швейцарии, наиболее видным медальером в Европе, работавшим некоторое время в России по приглашению. Медаль была специально ему заказана. На медали стоят его инициалы I. С. Н. Р Отмечая достоинства работ Гед -лингера, не лишним будет напомнить о том, что он, как крупный художник с европейским именем, был поставлен в несравненно более благоприятные условия, чем его собратья по резцу, и не был связан заранее заданным наброском, самостоятельно создавая композиции своих медалей.

Период 70-х - 90-х гг. XVIII в., возродивший петровские традиции награждения боевыми медалями, можно считать «золотым веком» солдатских и матросских наград. И в петровское время, и позже - в XIX в. медали за отдельные кампании и войны давали, как правило, и офицерам, и солдатам. Но в екатерининское время медаль в регулярных войсках была исключительно солдатской и матросской наградой, офицеры же получали знаки отличия других видов.

Музей располагает 12 медалями (Фонды НМИМ РВ - 4479-4483; 4492; 7453-7457, 7459, 11178) периода русско-турецкой войны 17681774 гг., среди которых серебряная наградная медаль за победу при Кагуле 21 июля 1770 г Здесь русские войска под командованием П.А. Румянцева, насчитывавшие всего 30 тыс., нанесли решительное поражение огромной 150-тысячной турецкой армии. 22 сентября был подписан именной указ Военной коллегии об учреждении серебряных медалей для награждения нижних чинов - участников сражения при Кагуле. На следующий день, 23 сентября, этот указ был объявлен Военной коллегии от имени Екатерины II: «В память одержанной первою нашею армиею 21 минувшего июля при озере Кагуле совершенной над неприятелем победы, повелели мы сделать особливые медали, и оными всемилостивейше жалуем всех бывших на сей баталии унтер-офицеров и рядовых, дабы они сей знак храбрости их и оказанной через то нам и отечеству услуги носили на голубой ленте в петлице» (Дуров 1990: 223).

На лицевой стороне медалей за Кагул традиционно был помещен портрет императрицы Екатерины II, на оборотной - надпись в четыре строки: «Кагул / июля 21 дня / 1770 / года». Мы знаем об изготовлении 18 тыс. кагульских медалей. Сам П.А. Румянцев за победу при Кагуле получил чин генерал-фельдмаршала. В Царском Селе был сооружен обелиск с надписью, прославляющей Кагульскую победу и самого П.А. Румянцева.

Кагульская медаль (0-39 мм) была изготовлена русским медальером Тимофеем Ивановым. Мастер прошел школу медальеров на Петербургском монетном дворе, где учился у Скотта. Т. Иванову принадлежат почти все штемпеля лицевых сторон рублевых монет с портретом Екатерины II. Основная ценность наследия Иванова - в его портретных работах. На нашей медали изображение Екатерины спокойно, несколько торжественно, легкая улыбка придает образу жизненность, локоны красиво ниспадают на плечи, складки одежды становятся более спокойными, определенными. Силуэт часто очерчен мягкой линией. На его медалях подписи кР., ТИМО0ЕЙ !ановъ, ТИМО0ЕЙ !анов, Т. !ванов и ПР. (Косарева 1982: 29). Т. Иванов, остававшийся на службе до 1800 г., по объему выполненных им работ и по

качеству их является одним из ведущих мастеров во всей истории русского медальерного искусства.

Одновременно с победами П. Румянцева в Причерноморье, русская эскадра под командованием адмирала Г.А. Свиридова нанесла поражение турецкому флоту в Чесменском бою 26 июля 1770 г. 23 сентября 1770 г. вышел указ императрицы о наградах для нижних чинов, участвовавших в сражении при Чесме. В экспозиции музея выставлена серебряная «матросская» медаль за Чесму (0-39мм). На лицевой стороне Екатерина II вправо, в малой короне, с вплетенными в прическу длинными нитками жемчуга, в мантии, с орденской лентой через плечо. Круговая легенда: «Б.М. ЕКАТЕРИНА II !МПЕРАТ. И САМОДЕРЖ. ВСЕРОСС.» Подпись медальера «Т.ЮАНОВЪ». На оборотной стороне на первом плане четыре русских военных корабля, за ними турецкие суда. Слева, вдали, берег с городскими строениями и надпись «Чесме.» В верхней части поля медали - лаконичная и выразительная надпись «Былъ», которая означает: был-де турецкий флот - и нет его. В обрезе в две строки: «Чесме. 1770 года / июля». Под обрезом подпись медальера «Ю». Самуил Юдин, родившийся в семье монетчика, с 1741 г. - ученик медальерной школы на Монетном дворе, позднее - медальер и главный медальер Монетного двора. Интересно отметить, что подлинные кагульские и чесменские медали чеканились в весе русских серебряных рублей, теоретически соответствующем в это время 24 г.

10 июля 1774 г. был подписан Кучук-Кай-нарджийский мирный договор, завершивший победоносную для России войну 1768-1774 гг. с Турцией. Все участники военных действий с турками получили право на особые серебряные наградные медали оригинальной ромбической формы (31x42 мм) с ушками. На лицевой стороне помещен погрудный портрет Екатерины II вправо, в малой короне, с орденской лентой через плечо. На оборотной стороне в верхней половине поля медали в лавровом венке надпись в две строки: «Победи / телю» . Внизу в обрезе в четыре строки: «Заключенъ миръ / съ / Портою / 10 июля / 1774 г.» Носилась эта медаль на голубой андреевской ленте. Автор С. Юдин.

Была отчеканена и памятная серебряная медаль на заключение мира с Турцией 10 июля 1774 г. (0-80 мм) (рис. 1). На лицевой стороне погрудный портрет Екатерины II вправо в малой короне с орденской лентой через плечо. Круговая легенда - Б. М.Екатерина II !МПЕРАТ. и САМОДЕРЖ. ВСЕРОСС!ЙС. В нижней части инициалы медальера I. О. I ^ О Е Р. Р . Иоганн Каспар Егер был принят на русскую службу в 1772 г. со званием медальера. Выполняя на монетном дворе работу по резьбе медальных штемпелей, был приглашен для преподавания

Рис. 1. Памятная серебряная медаль в честь заключения Кючук-Кайнарджий-ского мира.

в Академию художеств. Его медали исторической серии свидетельствуют о том, что ему предпочтительно поручались особо сложные штемпели.

На оборотной стороне медали на фоне флотилии, воинского орудия и доспехов в центре женская фигура, олицетворяющая воина-победителя с поднятым вверх копьем и указывающая жезлом на низверженный турецкий флот. В верхней части надпись: «ТВЕРДОСТЮ РАЗУМОМЪ И СИЛОЮ». В нижней части инициалы медальера ЗаввТ. и надпись «МИРЪ СЪ ОТТОМАНСКОЮ ПОРТОЮ ЗАКЛЮЧЕНЪ 10 ЮЛЯ 1774 ГОДА». На медали сказалось умение Гасса работать в области многопланового рельефа. Иоганн Балтазар Гасс начал работать на Петербургском монетном дворе по контракту с 1768 г. в качестве резчика «секретных» штемпелей. В 1773 г. был удостоен звания императорского медальера (Щукина 1962: 95).

Аналогичная медаль «На заключение мира с Турцией 10 июля 1774 г.» из серебра (0-50 мм) была изготовлена Самуилом Юдиным. Автор много занимался копированием медалей. Обращение художника к работам иностранных медальеров было вызвано не столько его личными склонностями, сколько требованиями свыше: медальерам иностранного происхождения по-прежнему отдавалось предпочтение, и их работы служили своего рода образцами. Но всегда Юдин оставлял за собой право самостоятельного создания портретов лицевых сторон, заменяя старые изношенные штемпели.

Для самого П.А. Румянцева была выбита

именная медаль с надписью «Победителю и Примирителю». В фондах музея хранится медная памятная медаль в честь фельдмаршала Румянцева 1774 г. (0-93 мм) (рис. 2). На лицевой стороне погрудный выпуклый портрет Румянцева вправо и круговая легенда «Графъ Петръ Александровичъ Румянцевъ. Фельдмар-шалъ». В нижней части инициалы медальера I. З. ^ З Е Р.П На оборотной стороне в центре изображение воина-победителя в доспехах с лавровой ветвью в правой руке и с копьём в левой. Круговая легенда «ПОБЕДИТЕЛЮ И ПРИМИРИТЕЛЮ», дата 10 июля 1774 года, инициалы мастера - П.Б. - Пуда Бабровщикова. На Монетный двор он поступил в самый разгар работы над исторической серией, ему также поручались и штемпели оборотных сторон медалей с изображением географических карт.

На протяжении всего XVIII в., особенно во второй его половине, время от времени появляются медали, сочетающие в себе признаки медалей памятных и наградных. Такова медаль в честь Румянцева. Она сочетает в себе признаки наградных (по крайней мере один экземпляр предназначен был лицу, изображенному на ней) и памятных, так как прославляет и лицо, в честь которого выбита медаль, и событие, послужившее причиной награждения.

8 медалей в нумизматической коллекции музея посвящены русско-турецкой войне 17871791 гг. (Фонды НМИМ ПВ - 4484, 4486, 4493, 7452, 7455, 7458, 7460, 7461). За взятие сильнейшей турецкой крепости Измаил в 1790 г. все низшие чины получили серебряные овальные

Рис. 2. Памятная медаль в честь фельдмаршала П.А. Румянцева.

Рис. 3. Медаль в честь А.В. Суворова за взятие Измаила.

медали на георгиевских лентах с вензелем Екатерины II - «Е II» под императорской короной и с надписью в восемь строк. «ЗА / ОТМЪННУЮ / ХРАБРОСТЬ / ПРИ / ВЗЯТЬЕ / ИЗМАИЛА / ДЕКАБРЯ 11 / 1790.» (30x40,5 мм, с ушком). Воинские наградные медали постепенно совершенно теряют присущие им в прошлом изобразительные моменты. Оборотные стороны медалей занимают одни лишь надписи. В честь

A.В. Суворова за Измаил была выбита медаль наподобие медали в честь Румянцева (рис. 3). На одной стороне медали изображен портрет полководца и круговая легенда - «ГРАФЪ АЛЕК-САНДРЪ ВАСИЛЬЕВИЧЪ СУВОРОВЪ РЫМ-НИКСКМ ГЕН. АНШЕФЪ.» Под портретом инициалы мастера - С.1_.Р. - Карла Леберехта, родившегося в Саксен-Майнингене в 1755 г. Его пригласили в Россию на монетный двор, где он стал главным медальером и был удостоен звания академика. В конце жизни художник дослужился до чина статского советника, имевшего орден св. Анны 2 ст. с бриллиантами (Щукина 1962: 98). Наиболее значительной его работой стала медаль в честь Суворова. В её рельефе окончательно исчезает манерная мягкость и изысканность, свойственная медалям Егера и Гасса. Подчеркнута угловатость черт худощавого лица полководца с обилием морщин, убран традиционный парик, но волосы не повторяют характерную прическу Суворова, а лежат свободными прядями, как на античных портретах. Сходство с героем древности дополняет драпирующая плечи львиная шкура - символ силы и могущества.

Оборотная сторона скупо орнаментирована трубой славы, перекрещенной с лавровой ветвью и венком из дубовых листьев, к которому подвешены четыре щита с надписями «Кин-бурнъ», «Рымникъ», «Фокшаны» и «Измаил». В верхней части надпись «ПОБЪДИХЪ ВЪ 17871789 И 1790 ГОДЪХЪ» и инициалы мастера I.

B. О. - Иоганна Георга Вехтера, родившегося в 1726 г. в Гейдельберге и находившегося на русской службе при Петербургском Монетном дворе с1762 г

Взятие Измаила в ряду других побед русского оружия предрешило поражение Турции, и 29 декабря 1791 г. в Яссах был подписан выгодный для России мир с Оттоманской Портой. В память этого события императорским манифестом от 2 сентября 1793 г. в числе прочих «дарованных народу милостей» было велено раздать всем войскам, «которые в походе про-тиву неприятеля находили, на каждого человека из нижних чинов по серебряной медали для ношения в петлице на голубой ленте» (Дуров 1988: 137). На медали, кроме обычного вензеля Екатерины II «E II», помещена надпись: «ПОБЕДИТЕЛЯМ ПРИ МИРЕ ДЕКАБРЯ 29 1791» (32x40 мм).

Одна медаль «На мир с Турцией 1791 г.» в коллекции музея является работой медальера Леберехта. На лицевой стороне погрудный портрет Екатерины II вправо в короне и в лавровом венке. Круговая надпись: «Б.М. Екатерина императрица и самодержица Всеросс». Под портретом инициалы мастера G. LEBERECHT.

На оборотной стороне на фоне пейзажа помещен щит с Российским гербом и карта территории, присоединенной к России по миру с Туцией. Над ними лавровые ветви и надпись: «ПОБЕДАМИ ПРИОБРЕТЕН МИР ДЕКАБРЯ 29 ДНЯ 1791 ГОДА».

Шесть медалей в коллекции музея относятся к периоду русско-турецкой войны 18281829 годов (Фонды НМИМ FB - 4485, 11154 -11156, 22820 -15;16). Среди них интерес представляет медная медаль «На Адрианополь-ский мир» 1829 г. (D 38 мм) (рис. 4). На лицевой стороне портрет Николая I вправо в лавровом венке, круговая легенда «NICOLAUS I TOTIUS RUSS / AE IMPERATOR» и инициалы медальеров G. LOOS DIR., H.GUBE F.F.G. Лоос (17351831) - немецкий медальер и резчик монетных штемпелей - работал главным гравером на Берлинском монетном дворе, получил звание придворного медальера, основал в 1819 г медальерную мастерскую Д. Лооса. А. Губе (18051848) - также берлинский мастер, автор мно-гихмедалей в честь правителей, выдающихся

Рис. 4. Медаль «На Адрианополь-ский мир», 1829 г.

деятелей и исторических событий (Косарева 1982: 49).

На оборотной стороне медали на переднем плане многоплановый сюжет заключения мира двумя правителями российским императором и турецким султаном, скрепляющих руками лавровую ветвь и знамя российской империи. Фигуры изображены с тщательностью в сложных ракурсах и поворотах. Художника привлекает своеобразие и эффектность национального костюма и военных доспехов. Круговая надпись: «PAX DATA TURCIS PETENTIBUS / HADRIANOP. D. II. SEPT. ST. V. MDCCC XXIX.»

Серебряная медаль «На Адрианополь-ский мир» изготовлена русскими медальерами В. Алексеевым и А.Клепиковым. Алексеев идет по пути изображения пространственного пейзажа. Художником исполнена одна сторона медали, на которой дано изображение города Бургаса. Другая сторона с видом города Адрианополя исполнена медальером Клепиковым. Пейзаж сохраняет классицистическую фронтальность. На медали изображены панорама города, морской берег, горные вершины, полоса моря. Парусные суда подчеркивают архитектонику медали.

На медной медали (й-38мм) (рис. 5) «На взятие Силистрии» 1829 г. на лицевой стороне помещено изображение портрета Николая I вправо в лавровом венке. Круговая легенда: «NICOLAUS I TOTIUS RUSSIAE IMPERATOR». Под портретом инициалы медальера G. LOOS DIR. На оборотной стороне в лавровом венке надпись в семь строк «SILISTRIA / FRVSTRA DEFENSA / DEDITUR / RVSSOR.EXERCITVI / PERSEVERANTI / D.XVIII IVN. ST. V / MDCCCXXIX».

В фондах музея хранятся две бронзовые авторские медали (D-38 мм) медальера Лоо-са, посвященные событиям войны 1828-29 гг. Одна в честь Балканского похода императора Николая I с изображением на лицевой стороне на фоне крепостных стен фигуры воина в античной одежде со знаменем в руке и круговой легендой: «HADRIANOPOL. VICTR. RVSSOR. C. OPIIS. DEDITA / D.8.AVC.51.V. 1829». На оборотной стороне имеются изображение лаврового венка и надпись: «AVSPICIIS GLORIOSISSIMIS NICOLAI I ETOVCTL. COMIT.10 DE DIEBITSCU SABAL-KANSK».

Другая памятная медная медаль «Варна -победоносным Российским воинством взята сентября 29 дня 1828 года» с изображением

Рис. 5. Медаль «На взятие Силистрии». 1829 г.

Рис. 6. Наградная серебряная медаль «За защиту Севастополя».

портрета Николая I, надписью «НИКОЛАЙ I ИМ-ПЕРАТОРЪ ВСЕРОССМСКМ» и с изображением лаврового венка с легендой.

Самой крупной из войн XIX столетия, не считая наполеоновских, была Крымская война, которую вела Россия с коалицией Великобритании, Франции, Турции и присоединившейся к ним позднее Сардинии. Война эта была захватнической, несправедливой с обеих сторон, но отдельные её сражения, такие, как защита Севастополя, остались яркими вехами российской военной истории. Музей располагает девятью медалями этого периода (Фонды НМИМ РВ - 2221-2 (а; в); 4487; 5780-6765,11162; 14020; 16937; 22820-19).

Основной русской наградой в память Восточной войны (как официально называлась война 1853-1856 гг.) была учрежденная в августе 1856 г. бронзовая медаль для всех гражданских и военных чинов империи. Медали участников войны 1853-56 гг. были двух видов: светлой бронзы - для чинов военного и морского ведомств - и темной бронзы, которые получали гражданские лица. Позднее награждение светлой бронзовой медалью на андреевской ленте было распространено «на лиц всех сословий, даже крепостного состояния, имеющих Знак отличия Военного ордена (Георгиевский крест), медаль за Севастополь или раненых во время военных действий» (Дуров 1989: 8).

Все медали 0-27 мм с ушком, с одинаковым изображением - вензелем Николая I и Александра II под императорскими коронами на фоне расходящихся лучей, датой 1853-1854 - 1855-1856 и с надписью в пять строк на оборотной стороне: «На тя господи уповахомъ, Да не постыдимся во вЪки».

Участники героической обороны Севастополя были награждены медалью «За защиту Севастополя» - серебряной на георгиевской ленте (рис. 6). Медаль 0-27 мм с ушком, с вензелем Николая I и Александра II под императорскими коронами на лицевой стороне и с надписью «За защиту Севастополя съ 13 сентября 1854 по 28 августа 1855» на оборотной.

Право на её получение имели все, в том числе и лица крепостного состояния, участвовавшие в обороне с 13 сентября 1854 г., когда Севастополь был объявлен на осадном положении, по 27 августа 1855 г., день последнего штурма города. Дата завершения обороны города на самой медали указана не 27, а 28 августа, когда русские были вынуждены отойти на новую линию обороны. В указе специально отмечалось право на эту медаль женщин, «которые несли службу в госпиталях или во время обороны Севастополя оказали особые услуги».

За участие в русско-турецкой войне 18771878 гг., в ходе которой было окончательно подорвано турецкое господство на Балканах, была учреждена русская наградная медаль в трех разновидностях металла. Серебряную медаль получили все участники героической обороны Шипки, Баязета, а также штурма турецкой крепости Карс. Учреждена она была 17 апреля 1878 г. Светло-бронзовой медалью были отмечены воины, участвовавшие в прочих сражениях, и, наконец, темно-бронзовые медали получили лица, находившиеся по делам службы в зоне военных действий, но непосредственного участия в боях не принимавшие.

Рис. 7. Бронзовая медаль «В память освобождения болгар» (лицевая сторона).

В музее 11 аналогичных медалей (Фонды НМИМ РВ - 2221-4, 4488-4490; 5780-2; 13 11166; 14021, 14022, 15511, 16958, 19296, 22697, 22820-17; 20) (0-27 мм), с изображением на лицевой стороне на фоне расходящихся лучей православного креста и полумесяца и даты «1877-1878». На оборотной стороне в центре лаврового венка помещена надпись: «Не намъ, не намъ, а Имени Твоему» .

Две бронзовые медали, хранящиеся в фондах, были выбиты «В память освобождения болгар» 1878 г (рис. 7). На лицевой стороне медали портрет Александра II вправо в лавровом венке. Круговая легенда: «Б. М. Алек-сандръ II императоръ и самодержецъ Всерос-айсш / царь освободитель». Дата - 19 февраля 1878 г. Под портретом инициалы медальера Пиплело. На оборотной стороне на фоне «Всевидящего ока» изображение православного креста и полумесяца. По окружности надпись: «Въ памятъ освобождена болгаръ / сЪю-щю со слезами будутъ пожинать с радослю».

В память освобождения Балкан от турецкого ига были учреждены также болгарские, сербские, черногорские и румынские награды. Музей располагает одной болгарской медалью (рис. 8) и румынским крестом 1877-1878 гг. На лицевой стороне медали изображен вензель Александра II под императорской короной, а по окружности - названия освобожденных городов: Шипка, Шейново, Ески Загра, дата -19 июля 1880. На оборотной стороне надпись на болгарском языке: «На ополченцитЪ за ос-

ЛИТЕРАТУРА

Дуров В. А. 1988. Наградные медали России 2-й пол. XVIII века // Нумизматика: Материалы и исследования. М.

Дуров В. А. 1989. Русские и советские боевые награды. М.

Дуров В. А. 1990. Наградная медаль за победу при Ка-

Рис. 8. Болгарская медаль в честь освобождения Балкан (лицевая сторона).

вобождението 1877-1878». С двух сторон - дубовая и лавровая ветви (D-ЗОмм).

Серебряный румынский крест «За переход через Дунай» 1877 г. представляет собой зачерненный «балканский» крест на красной с двумя черными полосами ленте. На аверсе надпись на румынском языке «Trecerea Dunarii» и дата «1877». На реверсе - надпись «Carol I». Крестом награждались не только румынские военнослужащие, но и многие русские участники переправы.

гуле // Нумизматические исследования по истории Юго-Восточной Европы. Кишинев. С.222-227. Косарева А. 1982. Искусство медали. М. Нумизматический сборник. 1977. Ч.5, вып. 2. Щукина Е. С.1962. Медальерное искусство в России XVIII века. Л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.