Научная статья на тему 'Медаль в память полтавской битвы'

Медаль в память полтавской битвы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
406
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Medal in the Memory of Poltava Battle

The article is a publication of a rare medal from the stock of the National Museum of History of Moldova. The medal produced in 1709 by F.N. Müller (1664-1718), German master, played a significant role in making the contemporaries aware of victory of Peter I over the Swedes. The medal tells about the increased interest towards Russia abroad, its increased international relations and strengthened position in the European political arena.

Текст научной работы на тему «Медаль в память полтавской битвы»

И.Е.Гончарова

МЕДАЛЬ В ПАМЯТЬ ПОЛТАВСКОЙ БИТВЫ

IE. Goncharova. The Medal in the Memory of Poltava Battle.

The article is a publication of a rare medal from the stock of the National Museum of History of Moldova. The medal produced in 1709 by F.N. Müller (1664-1718), German master, played a significant role in making the contemporaries aware of victory of Peter I over the Swedes. The medal tells about the increased interest towards Russia abroad, its increased international relations and strengthened position in the European political arena.

В 1986 г. из Государственного Эрмитажа нашему музею была передана серебряная медаль в память Полтавской битвы 1709 г. работы известного немецкого мастера Филиппа Мюллера.

27 июня нынешнего года исполнилось 290 лет со дня победы в Полтавском сражении Северной войны, которая на протяжении более двадцати лет оставалась основным вопросом внешней политики многих европейских держав. Полтавская победа оказала решающее влияние на весь ход Северной войны. Первоклассной шведской армии более не существовало. Карл XII с небольшим окружением, переправившись через Южный Буг, остановился лагерем на берегу Днестра под Бендерами, где провел 2 года.

Военные действия были перенесены в Прибалтику, где в течение 1710 г. русские войска овладели Ригой, Ревелем, Выборгом и Кек-сгольмом. Победа под Полтавой имела также громадное международное значение. Северный союз, распавшийся в предполтавский период, снова был восстановлен: на польском престоле утвердился Август II, спустя несколько месяцев в Северном союзе заняла свое место и Дания (Павленко 1989: 250). Воочию убедившись в мощи России, ее далеко не безупречные союзники теперь всячески стремились выразить свои дружеские чувства.

В 1-й четверти XVIII столетия в медальерном искусстве нашла всестороннее отражение Северная война, обеспечившая России выход к Балтийскому морю. Полтавскому сражению было посвящено около 270 наградных и памятных медалей известных медальеров России, Германии, Швеции, Дании, Австрии.

Среди этого обилия памятников есть официальные, торжественные медали, объявляющие об одержанной победе, есть и дешевые массовые поделки, в сатирических тонах комментирующие неудачи противной стороны на

поле боя или в области дипломатических интриг. Одновременное выполнение заказов враждующих сторон в частных (таких, как Вермута или Мюллера) мастерских приводило порой к курьезам. Известно, например, что Хаутч снабдил поочередно медали в честь Петра I и Карла XII гуртовой надписью: «Никто не был выше его в благочестии и сильнее его на войне». Боясь преследования со стороны оскорбленного ядовитыми намеками государя, медальеры часто выпускали свои произведения анонимно.

Полтава нашла свое отражение в медалях крупных немецких мастеров Вермута, Хаутча и, соответственно, в наградных медалях русских медальеров. К 1709 г. медаль преимущественно в качестве воинской награды прочно завоевывает в России права гражданства. По сложившейся традиции, на лицевой стороне медалей изображен Петр, на оборотной - под краткой русской надписью «За полтавскую баталию» - батальная сцена. Мемориальная медаль по случаю решающего сражения Северной войны должна была стать торжественным памятником, объявляющим всей Европе о «преславной виктории».

Такая медаль выставлена в экспозиции «Теиаиг» Национального музея истории Молдовы (Фонды НМИМ ПЗ-11146). Она была заказана Петром I известному немецкому медальеру - Филиппу Генриху Мюллеру (РЫНрр НетгюИ МиМвг, 1664-1718).

Во время заграничных поездок Петра I и его сподвижники часто знакомились с медалями и нередко привозили их с собой на родину. Естественно, что, в первую очередь, их интересовали медали с «русскими» сюжетами. В документах Кабинета Петра I сохранились записи о наличии в нем иностранных медалей с указаниями путей их поступления. Составление минц-кабинетов, распространившееся в начале столетия, говорит о том, что, несмотря на сложный, полный иносказаний изобразитель-

© И.Е.Гончарова , 1999.

332

И.Е.Гончарова

Рис. 13. Медаль в память победы при Полтаве в 1709 г. Работа Ф.Г.Мюллера.

ный язык, латинские надписи легенд, западноевропейские медали получают все большее распространение в России.

Нельзя не отметить, что созданная по приказу Петра I серия медалей Северной войны сторого ограничена сюжетными рамками, причем, за исключением портрета на лицевых сторонах большинства медалей, личность Петра I и непосредственно его заслуги в войне никак не выделяются.

Филипп Мюллер, родившийся в 1654 г в Аутс-бурге и умерший там же в 1718 г., никогда не бывал в России и большую часть своей жизни провел в Нюрнберге, где вместе с ним работали сыновья. Его мастерская исполнила огромное количество медалей для всех европейских держав. Заказать медаль этому известному мастеру было вопросом международного престижа.

Подписью Мюллера являются буквы РНМ; на части медалей его знаком служит звездочка. В конце жизни, как указывает Фюррер, Мюллер работал вместе с сыновьями Христианом Эрнстом и Кристофером Элиасом. Очевидно в это время и появляется фамильная подпись -буква М, находящаяся на лицевой стороне всех медалей русской серии. Вызывает сомнение, чтобы все огромное количество медалей, помеченных инициалами Мюллера, могло быть выполнено одним медальером. Вероятнее всего, что Мюллер стоял во главе процветавшей мастерской, где работали многочисленные ученики, в числе которых были и сыновья художника. Сам Мюллер мог создавать какие-либо образцы, иногда «проходя» окончательно своим резцом подготовленные другими мастерами штемпели. Такая практика существовала во многих мастерских того времени (Щукина 1962: 31).

Большинство медалей Мюллера выдержано в размере около 40 мм; полтавская резко выделяется среди них своей величиной - 66 мм. Изготовлена из серебра 1000 пробы, 105,74 гр. О заказном характере работы говорят композиции обеих сторон, в основу которых были положены гравюры, присланные из России.

Лицевая сторона полна динамики. Перенося на медальный штемпель композицию гравюры -Петр верхом на вздыбленном коне, - Мюллер показал себя прекрасным мастером барочного рельефа. Как художник, еще верный традициям медального искусства XVII в., он в интересном своеобразии сочетает сочный рельеф с ярко выраженной графичностью контуров, проработкой деталей и виртуозной техникой отделки. Внизу инициалы медальера.

Полтавская медаль - торжественная ода, панегирик военной мощи России и полководческому гению Петра. Эффектным изобразительным приемам соответствуют звучные строчки легенды, начертанной по верхнему ободку лицевой стороны: HIC HONOR IN NOBIS INVIDIOS US ERIT OVID — «НАМ ПОЗАВИДУЮТ В СЕЙ СЛАВЕ» - цитата из Овидия.

Введенная в самом начале века «мода» на использование сочинений классиков античности для надписей на медалях удерживается почти до середины столетия, и в серии на события Северной войны, заказанной в 1717 г. Мюллеру, все события прокомментированы цитатами из античных авторов.

Надпись в обрезе не менее знаменательна: PETRO ALEXIADI D.G. MAGNO RUSS. IMF! PIO. FELICI AUG. TRIUMPHATORI — «Петру Алексеевичу, бо-жией милостью великому императору российскому, благочестивому, счастливому, августейшему, торжествующему» (Щукина 1962: 31 ).

Начиная с 1709 г большинство иноземных медальеров титул «великий царь московский» заменяет титулом «император российский», переводя на латынь слова «повелитель всея России». Значение полтавской победы не ограничивалось лишь тем, что, по образному выражению Лейбница, «Швеция была выбита из седла». Полтава в мгновение ока ввела Россию в круг могущественных держав, решающих судьбу Европы. Титул императора Петр приобретает за пределами России задолго до сенатского указа 22 октября 1721 г

План сражения на оборотной стороне медали скопирован с «ордера де батали» работы Я. Кей-зера. Геркулес в львиной шкуре, попирающий трофеи, знаменует победу над Швецией. Львиная шку-

ра воспринимается как намек на герб противника. На языке медальных аллегорий Геркулес чаще всего - олицетворение правителя могущественного государства.

В надписи над изображением оборотной стороны - poLtaVa MiraCLaDe InsIgnIs — «Полтава, удивляющая чудесным поражением» -скрыта хронограмма - особый прием написания даты. Сумма цифровых значений букв, выделенных крупными размерами, составляет дату 1709 г. В образе указано: UNIVERSO SVECORUM EXERCITU DELETO D. 27 IUM — «ВСЕ ШВЕДСКОЕ ВОЙСКО ИСТРЕБЛЕНО 27 ИЮНЯ». Надписи которые не помещались на плоскости медали, медальеры XVIII столетия переносят на гурт.

Несмотря на достаточные размеры медали и ее эпиграфическую насыщенность, Мюллер использует и гурт помещая на нем надпись: FERT PETRO SOLIDAS INGENIS VICTORIA PALMA — «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА ДОСТАВЛЯЕТ ПЕТРУ НАДЕЖНОЕ ТОР -ЖЕСТВО» (Луппол 1959).

Полтавская медаль работы Мюллера - один из наиболее популярных памятников России. Упомянутая и воспроизведенная уже в издании 1709 г, она многократно встречается в зарубежных изданиях XVIII в. Преследуемая русским правительством цель была достигнута: медаль сыграла немаловажную роль в оповещении современников о

ЛИТЕРАТУРА

Косарева П. Искусство медали. М., 1982. Луппол П. Нумизматические памятники Полтавского сражения в собрании Государственного исторического музея. Полтава. М.,1959. Павленко Н., Корбин В., Федоров В. История СССР с

древнейших времен до 1861 года. М., 1989. Спасский И. Очерки по истории русской нумизма-

знаменательном событии русской истории. Полтавская медаль также послужила толчком к заказу у Мюллера большой серии медалей, посвященных Северной войне.

Эта серия, включающая 28 медалей, охватывает события с 1702 по 1714 гл и представляет собой своеобразную медальную летопись Северной войны, отмечающую основные сражения и военные достижения России. Выполненные в Германии в 1714 - 1716 гг, она придерживается основных канонов медальерного искусства того времени.

Следует отметить, что противники русской коалиции также откликнулись на Полтавское сражение, точнее, на его последствия. Швеция заказывает медали Мюллеру и Вермуту, стремясь объяснить пребывание Карла XII в Бен-дерах после бесславного бегства — как временный отдых уставшего героя.

Полтавская медаль работы немецкого мастера Мюллера существенно дополнила «металлическую летопись» одного из интересных и бурных периодов истории Российского государства. На примере этой медали можно проследить, как рос интерес к России за рубежем, ширился круг международных связей страны, упрочивались ее позиции на европейской политической арене.

тики // Нумизматический сборник. Ч. 1. М., 1955.

Щукина Е. Медальерное искусство в России XVIII века. Л., 1962.

Щукина Е. Западноевропейские медали собрания Эрмитажа на события истории России конца XVII-первой четверти XVIII века // Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики. Л., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.