Научная статья на тему 'Образ государства российского в медальерном искусстве XIX - начала XX века'

Образ государства российского в медальерном искусстве XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
385
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО / XIX-XX ВВ / МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ / RUSSIAN MEDALLIC ART / THE 19TH 20TH CENTURIES / MUSEUM COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волкова Ульяна Михайловна

В статье рассматриваются персонификации государства на русских памятных медалях XIX начала XX в. В течение указанного периода сложилось два типа аллегории страны: она изображалась либо в образе царицы допетровской Руси, либо девы-воительницы в стилизованном древнерусском воинском облачении. Атрибутами таких персонификаций были государственные символы: гербовый щит, меч и крест, скипетр и держава, жезл, увенчанный двуглавым орлом. Первыми медалями с аллегорическим изображением страны в образе царицы стали произведения «Народное ополчение» и «Мир Европе» из серии Ф.П. Толстого, отчеканенные в 1834 и 1837 гг. Аллегории России на этих медалях отличаются от тех, которые создавались в XVIII столетии, они одеты по моде начала столетия в стилизованные сарафаны с высокой талией и кокошники. Начиная с медали 1881 г. на кончину императора Александра II, персонификации России изображаются в этнографически верных костюмах и головных уборах русских цариц XVII в. К наиболее ранним памятникам, на которых можно увидеть страну в образе девы-воительницы, относится медаль австрийского мастера А. Шарффа, отчеканенная на Санкт-Петербургском монетном дворе в память восстановления Черноморского флота в 1886 г. Аллегория России изображалась на медалях, посвященных важным вехами истории это события в жизни членов правящей династии, успехи в развитии промышленности, экономики и сельского хозяйства, юбилеи событий общегосударственного значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the history and evolution of the personification of the Russian state in the Russian medallic art of the 19th beginning of the 20th century. During this period, there were two types of allegory of the country: it was depicted either in the image of the tsarina of pre-Petrine Russia, or a maiden warrior in stylized ancient Russian military armors. The attributes of such personifications were national symbols: a coat of arms, a sword and cross, an emperor’s insignia, a rod with Imperial eagle. The first personification of the Russian Empire as tsarina of pre-Petrine Russia was shown on two medals dedicated to the Patriotic war of 1812 “People’s militia” and “Peace for Europe” from the series of F.P. Tolstoy, minted in 1834 and 1837. Allegories are dressed according to the fashion of the beginning of the 19th century in stylized sarafan (Russian folk costume) and kokoshnik (traditional Russian headdress). Since 1881, onwards with the medal dedicated to the death of Emperor Alexander II, the personification of Russia was depicted in ethnographically correct costumes and headdresses of Russian tsarinas of the 17th century. First allegory of Russia as warrior maiden was depicted on the medal by Austrian medallist A. Scharff, minted at the St. Petersburg Mint, dedicated to the revival of the Black Sea Fleet in 1886.

Текст научной работы на тему «Образ государства российского в медальерном искусстве XIX - начала XX века»

Problemy istorii, filologii, kul'tury Проблемы истории, филологии, культуры

3 (2017), 493-506 3 (2017), 493-506

© The Author(s) 2017 ©Автор(ы) 2017

ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО В МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

УМ. Волкова

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва,

uliana.volkova@arts-museum.ru

Аннотация. В статье рассматриваются персонификации государства на русских памятных медалях XIX - начала XX в. В течение указанного периода сложилось два типа аллегории страны: она изображалась либо в образе царицы допетровской Руси, либо девы-воительницы в стилизованном древнерусском воинском облачении. Атрибутами таких персонификаций были государственные символы: гербовый щит, меч и крест, скипетр и держава, жезл, увенчанный двуглавым орлом.

Первыми медалями с аллегорическим изображением страны в образе царицы стали произведения «Народное ополчение» и «Мир Европе» из серии Ф.П. Толстого, отчеканенные в 1834 и 1837 гг. Аллегории России на этих медалях отличаются от тех, которые создавались в XVIII столетии, они одеты по моде начала столетия в стилизованные сарафаны с высокой талией и кокошники. Начиная с медали 1881 г. на кончину императора Александра II, персонификации России изображаются в этнографически верных костюмах и головных уборах русских цариц XVII в. К наиболее ранним памятникам, на которых можно увидеть страну в образе девы-воительницы, относится медаль австрийского мастера А. Шарффа, отчеканенная на Санкт-Петербургском монетном дворе в память восстановления Черноморского флота в 1886 г.

Аллегория России изображалась на медалях, посвященных важным вехами истории -это события в жизни членов правящей династии, успехи в развитии промышленности, экономики и сельского хозяйства, юбилеи событий общегосударственного значения.

Ключевые слова: Россия, медальерное искусство, XIX-XX вв., музейные собрания

В 1780-1840 гг. в Европе получили широкое распространение различные движения, ставившие своей целью возрождение народной культуры и языка1. Тогда же появляются новые государственные символы и эмблемы: гимны, флаги, а также «различные персонификации "нации" в символе или изображении, либо официально принятые, как французская Марианна и дева Германия, либо неофициальные, как карикатурные стереотипы Джона Буля, тощего янки Дяди

Волкова Ульяна Михайловна - научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Публикация статьи осуществлена в рамках проекта: РФФИ (№17-01-14026).

1 Хобсбаум 1998, 167.

© IA RAS, NMSTU, JHPhCS, 2017| DOI 10.18503/1992-0431-2017-3-493-506

Сэма и " немца Михеля"»2. Это был один из инструментов, помогавших превратить европейские народы в нации. Интерес к национальной истории и традициям, их поиск и изучение нашли отражение и в медальерном искусстве XIX - начала XX в. Аллегория государства стала одним из тех образов, которые подверглись изменениям согласно новым идеям.

На протяжении XVII и XVIII вв. персонификации европейских стран, земель и городов были достаточно схожими - это женщины в античных одеяниях. Отождествить их с отдельными странами позволяли гербовые щиты и различные атрибуты: животные-символы (английский леопард или прусский орел) или детали облачения (например, характерный шлем Галлии или башенные короны городских персонификаций). В конце XVIII - начале XIX в. на медалях появились персонификации, образ которых основывался на национальных особенностях европейских государств: инвенторы отдавали предпочтение стилизованным народным костюмам, головным уборам, национальным символам. Надо отметить, что эти процессы не отразились, скажем, на персонификации Британии. Она оставалась крупной морской державой на протяжении XVII - начала XX в. и изображалась практически одинаково: женщина в античном одеянии, с эгидой, в шлеме, щитом с гербом страны, часто в сопровождении льва, а также с характерными именно для нее символом морской державы - трезубцем3.

Иначе обстояли дела с аллегорией девы-Германии: на медалях она стала часто изображаться во второй четверти XIX в. Аллегория страны после ее объединения в 1871 г. в крупную европейскую империю предстала в образе девы-воительницы, сочетающей в себе черты, восходящие к германскому эпосу - валькириям или Брунгильде4.

Своеобразное явление в этом ряду - Марианна, символизирующая собою новое государство - Французскую республику. Этот образ был создан в период Великой Французской революции (1792-1799)5. Женщина, олицетворяющая свободную республику, изображалась в тунике и фригийском колпаке - древнем символе освобождения, иногда с символом республики - фасциями или Галлии - пету-хом6. На медалях времен реставрации монархии аллегория Франции либо не изображалась вовсе, либо ее облик тяготел к классическим образцам, характерным для произведений дореволюционного периода7.

Рассмотрим, каким образом происходит трансформация аллегории страны в русском медальерном искусстве. Первые произведения появляются в 1830-х гг. -это две медали графа Федора Петровича Толстого «Народное ополчение» и «Мир

2 Хобсбаум 2000, 54.

3 Eimer 2010, № 927, 1094, 1815, 1869.

4 В начале XIX в., в результате Освободительной войны 1813-1814 гг., появляется образ девы, отстаивающей с помощью меча свободу и единство германских земель. Такая аллегория была популярна во время немецкой революции 1848-1849 гг. и франко-прусской войны 1870-1871 гг. См., например: Gall 1993, 3-54.

5 Основные работы о Марианне - это труды Мориса Агулона. Например: Agulhon, Bonte 1992 и др.

6 Аллегория Франции: Weil et al. 2012, № 111, 135. Аллегория Галлии: Au creux de la Main 201 Weil et al. 2012, № 177.

7 Например, Франция, представленная аллегорией Галлии в античном одеянии, на медали в память реставрации династии Бурбонов: Великие русские победы 2014, № 235.

Европе»8 из серии, посвященной Отечественной войне 1812 г. Проект медальона «Народное ополчение» был создан мастером еще в 1816 г., а медаль отчеканена только в 1834 г. на Санкт-Петербургском монетном дворе. На оборотной стороне изображена Россия, сидящая на возвышении, украшенном горельефами. Левой рукой она опирается на щит с государственным гербом, правой передает мечи трем мужам, символизирующим народное ополчение. Аллегория страны облачена в стилизованный русский сарафан, но ее головной убор, состоящий из градской короны и покрывала, является традиционным атрибутом персонификаций.

В 1837 г. Ф.П. Толстой создал эскиз новой медали «Мир Европе», завершающей серию и отличающейся обилием государственной символики (рис. 1.). На оборотной стороне изображена Россия в платье, напоминающем наряд той же аллегории с предыдущей медали графа, в горностаевой мантии с изображением двуглавых орлов. Ее стилизованный национальный головной убор, состоящий из соединенных кокошника и градской короны, напоминает те кокошники, что носили женщины в 1820-1830 гг., подчиняясь послевоенной моде на русский костюм. В начале XIX в. среди аристократии и придворных вошли в моду народные костюмы. Женщины при дворе стали носить стилизованные «офранцуженные» сарафаны с высокой талией и головные уборы9. В левой руке персонификация держит жезл, увенчанный двуглавым орлом, правую простирает над крылатым Гением, олицетворяющим Европу. Рядом на земле двуглавый орел, увенчанный императорской короной; на груди у него щит с вензелем императора Александра I. В лапах орла - захваченное у противника знамя с лучезарной литерой «К».

В течение XVIII в. на русских медалях персонификация государства находилась в рамках классической традиции и представлялась как латинизированная Рутения10, благодаря чему Россия должна была восприниматься как равная другим европейская страна. Однако на медалях Ф.П. Толстого 1830-х гг. эти аллегории выглядят иначе, они были созданы под влиянием новой моды и нового этапа в развитии культуры государства. Появление персонификаций в стилизованном русском народном костюме связано с интересом к национальному наследию, хотя еще Екатерина II первой среди монархов XVIII в. надела стилизованный русский костюм.

8 Смирнова и др. 2014, № 178, 234.

9 Например: Кирсанова 1997, 33-37.

10 ЯиШеша - латинское название России.

Рис. 1. Толстой Ф.П. Медаль «Мир Европе», 1837. Бронза. Р-р 65 мм. Оборотная сторона. Из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Инв. № Н-207442

Появление на медалях персонификаций в русском народном костюме связано с зарождавшимся в начале XIX в. интересом власти и аристократии к истории и культуре допетровской России, временем идеализации прошлого и поиска национальных особенностей. Поражения и успехи армии в течение Наполеоновских войн и особенно Отечественная война 1812 г. породили патриотические настроения в обществе. «В центр общественного внимания выдвинулись проблемы национальной задачи и национальной самоидентичности, ставшие впоследствии основой для выработки так называемой "русской идеи". Европейское в своей основе самосознание общества начала XIX в. постепенно насыщалось националистическими идеями и настроениями, чтобы уже к середине 1810-х гг. начать противопоставлять "русский путь" европейскому»11. Со временем эти тенденции были оформлены в официальном докладе графа С.С. Уварова императору Николаю I при назначении на должность министра Народного Просвещения в 1833 г. Он сформулировал идею, согласно которой существование страны виделось лишь в гармоничном единении православия, самодержавия и народности. В 1830-1840-е гг. интерес к прошлому, а через это и к будущему, охватил уже все слои населения. К этому времени относится возникновение славянофильства и западничества.

Основные течения русской культуры начала XIX в. нашли свое отражение в женской моде рассматриваемого периода. Аристократия старалась в свою повседневную жизнь, устроенную по-европейски, впустить давно вытесненные из нее элементы русской традиционной культуры и быта, воспринимавшиеся со времен петровских реформ как устаревшие и чужие. Уже в александровское время многие придворные дамы стали носить стилизованные русские сарафаны12. Моду двора на национальный костюм перенимали не только столичные дворянки, она распространилась на всей территории империи: «всю осень, по крайней мере, у нас в Пензе, в самых мелочах старались выказывать патриотизм. Дамы отказались от французского языка. Многие из них почти все оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и нескоро с ним расстались»13. В 1834 г. император Николай I узаконил обязательное ношение женщинами национального костюма и головных уборов при дворе: «... всем вообще Дамам, как Придворным, так и приезжающим ко Двору, иметь повойник14 или кокошник произвольного цвета, с белым вуалем, а Девицам повязку, равным образом произвольного цвета и также с вуалем»15. Ношение стилизованных народных костюмов императрицами и придворными дамами было обязательным вплоть до революции 1917 г.

Несмотря на реформы императора Петра I крестьяне и представители некоторых городских сословий продолжали носить национальные костюмы и головные уборы вплоть до XX в. Эти наряды сохраняли сложившиеся за века их существо-

11 Бокова 2003, 146.

12 Стилизация XIX в. заключалась в изменении силуэта. Изначально сарафаны и другие народные женские одеяния были прямого кроя и не подчеркивали фигуру.

13 Воспоминания о событиях осени 1812 г.: Вигель 1928, 20-21.

14 В отличие от кокошника, который является элементом праздничного наряда, повойник представляет собой головной убор для повседневной носки.

15 ПСЗРИ, собрание второе 1825-1881. Т. IX. Ч. 1. Высочайше утвержденное описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору. № 6861 от 27 февраля 1834 года, 182.

вания местные отличия. Интересно, что в начале XIX в., перенимая моды аристократии на французские силуэты с высокой талией, девушки подпоясывали сарафаны под грудью16.

Таким образом, аллегория России на медалях Ф.П. Толстого, одетая по моде начала столетия, не только иллюстрирует новое течение общественной жизни, но и символизирует гордость за страну, сплоченность нации в борьбе с врагом, общегосударственное и общеевропейское значение победы в Отечественной войне 1812 г., а также успехи русской военной

Рис. 2. Алексеев В.В., Грилихес А.А., Верещагин кампании 1813-Ш5 гт. В.П. Медаль На кончину императора Алексан- К толстовской серии близ-

дра II, 1881. Бронза. Р-р 72 мм. Оборотная сто- ка медаль, отчеканенная в 1838 г. рона. Из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Александром Петровичем Ляли-Инв. № Н-9668 ным в память открытия Санкт-

Петербургского университета в здании Двенадцати коллегий. Как и предыдущие медали, она была создана по рисунку графа Ф.П. Толстого17. Значение этого события и статус учебного заведения подчеркнуты изображением на оборотной стороне персонификации России. Женская фигура практически полностью повторяет образ, созданный графом для медали «Мир Европе».

Прошло более 40 лет, прежде чем аллегория России вновь появилась на произведениях русского медальерного искусства. В 1881 г. в результате террористического акта погиб император Александр II, и в память об этом событии была отчеканена медаль по проекту художника Василия Петровича Верещагина (рис. 2.)18. Автором лицевой стороны был медальер Василий Владимирович Алексеев, а оборотной - Авраам Авенирович Грилихес. На оборотной стороне коленопреклоненная Россия венчает лавровым венком саркофаг с вензелем императора Александра II. Слева от нее скорбящий ангел, опирающийся на щит с государственным гербом. Этот образ отличается от более ранних медалей Ф.П. Толстого тем, что персонификация страны приобрела явственные национальные черты. Женщина изображена как русская царица: в шубке (платне)19 с зарукавьями, покрывале и

16 Киреева 1970, 131.

17 СРМ 1841, № 184.

18 Щукина 2000, 192.

19 Россия одета в царское платье, которое называлось «шубкой»: «Это платье, быть может, потому называлось шубкою, что на него употреблялись ткани плотные и тяжелые, шелковые, и большею частью золотные бархаты, атласы, алтабасы, зарбафы, объяри, камки (по преимуществу камка кизылбашская и бурская как самая дорогая и тяжелая) <. > покрой шубки и дорогие тяжелые ткани, из которых она шилась, способствовали тому, что у царицы, как и у больших царевен, она, особо

головном уборе, напоминающем венцы правителей XVII в. При создания такого образа Ф.П. Толстой скорее всего опирался на рисунки Федора Григорьевича Солнцева20.

Возвращение аллегории России, к тому же в образе царицы допетровской Руси, связано с теми историческими событиями, которые предшествовали началу правления императора Александра III. «Убийство Александра II разрушило веру в то, что монархия, основанная на западной культуре и петровской государственной машине, способна сохранить самодержавную форму власти. В царствование Александра III был создан миф о царе - олицетворении русской натуры; теперь монарх изображался истинно русским человеком, квинтэссенцией национального духа. Этот миф был представлен в манифесте 29 апреля 1881 г.21, написанном Победоносцевым, который предлагал образ обновленного самодержавия и опирался на особую концепцию исторического пути России, принципиально отличавшуюся от петровского мифа, и создавал совершенно иное представление о стране и народе»22. Здесь провозглашалось, что самодержавная власть монарха опирается на Бога и нацию.

После окончания Отечественной войны 1812 г. патриотические настроения постепенно угасали. Интерес к прошлому, который они породили, подкреплялся проводимой императорами Николаем I и Александром II политикой. Чем больше население страны жаждало реформ, тем чаще власть апеллировала к прошлому страны, традициям и сложившимся за несколько столетий взаимоотношениям сословий. Образ страны до петровских реформ стал идеализироваться, а особенный интерес потомков вызывало XVII столетие.

Медальерное искусство как искусство официальное не могло не откликнуться на сложившиеся тенденции и сделало это в кратчайшие сроки. Образы государства, имеющие европейское происхождение, стали дополняться символами и атрибутами, относящимися к традиционной русской культуре. «Восхваление XVII столетия умаляло значение XVIII и XIX веков; тем самым, с одной стороны, делигитими-зировались правовая бюрократия и интеллигенция, с другой - отрицалась вся динамика реформ, достигших своей кульминации в предшествующее царствование. Эта модель была ориентирована на вечное наследие, не тронутое историческими изменениями. Русский император мог жить в европейских дворцах, вступать в брак с европейскими принцессами и управлять государственными учреждениями, носившими европейские названия. Но под этим поверхностным слоем скрывался национальный субстрат, устои, которые можно было обрести, вернувшись к древним формам политической и духовной жизни»23. Медаль 1881 г. стала первым произ-

украшенная, приобретала значение царского платна, порфиры, или вообще одежды царственной. Тогда она делалась распашною, с рукавами длиною только по кисть и шириною в запястье вершков в 7 или 8, и роскошно украшалась широким кружевом по запястью рукавов, по полам и по подолу» (Забелин 2014, 635-636).

20 Снегирев 1851, № 10, 32.

21 ПСЗРИ, собрание третье 1881-1913. Т. I. Манифест о призыве всех верных подданных к служению верой и правдой Его Императорскому Величеству и Государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России. №118 от 29 апреля 1881 г.

22 Уортман 1999, 238.

23 Уортман 1999, 239.

ведением, композиция которого построена в духе новой доктрины, и фигура России на ее оборотной стороне является своего рода иллюстрацией и ярким примером влияния на медальерное искусство новой национальной идеи.

В середине XIX в. были опубликованы многотомные, богато иллюстрированные издания, посвященные русским древностям24. Эти труды собирались авторами на протяжении долгих лет. Выход в свет подобных исследований вызывал интерес среди населения страны. Если на ранних медалях персонификации изображались согласно современной моде, то, начиная с медали А.А. Грилихеса 1881 г., одеяния России стали этнографически верными. Такие изменения могут объясняться тем, что медальеры опирались на подобные публикации и другие научные труды при создании своих произведений.

Второй медалью с траурным сюжетом стало произведение 1894 г., посвященное кончине императора Александра III25. Медальер Петр Григорьевич Стадницкий создал композицию, напоминающую работу А.А. Грилихеса, но с некоторыми изменениями: безутешная Россия склонилась к саркофагу, на котором возлежит императорская корона. Слева стоит ангел, левой рукой указывающий на аллегорию страны. В отличие от предыдущей медали, Россия изображена с распущенными длинными волосами, которыми она закрывает свое лицо, - такая деталь26 здесь подчеркивает горечь от потери правителя. Вместо мантии, характерной для европейских медалей и русских произведений предыдущего столетия, аллегория облачена в царскую порфиру27. Образ страны благодаря таким деталям становится еще более отличным от классического и приобретает отчетливые национальные черты.

К медалям, отчеканенным на события, связанные с династией Романовых, относится работа 1888 г. в память о чудесном спасении семьи императора Александра III28, автор - А.А. Грилихес. На лицевой стороне стоит Ангел, благословляющий стоящую перед ним на коленях Россию в порфире, стилизованном царском венце и с заплетенными в две косы волосами. Справа от персонификации страны - символы императорской власти: корона, держава и скипетр. Военный шлем на голове женщины служит символом ее силы и справедливости. Символика медали раскрывает ее тему: спасение семьи императора Александра III в железнодорожной катастрофе у станции Борки как чудо, дарованное свыше. Об этом говорилось и в манифесте: «Неисповедимыми путями Промысла совершилось над Нами чудо милости Божией <...> В трепетном благоговении пред дивными судьбами Всевышнего Мы веруем, что явленная Нам и народу Нашему милость Божия ответствует горячим молитвам, которые ежедневно возносят о Нас тысячи тысяч верных сынов России всюду, где стоит Святая церковь и славится Имя Христово.. ,»29, своеобразной иллюстрацией которому и стала медаль.

24 Висковатов 1841-1862; Снегирев 1851; Жабрева 2016, 9-78, 254-386.

25 Смирнов 1908, № 1061.

26 Распущенные волосы чаще всего имели негативное значение в русской культуре, но девушка могла распускать волосы во время важных обрядов (например, венчания, причастия либо похорон родителей).

27 Порфира - царская мантия, торжественная верхняя одежда. Является знаком верховной власти.

28 Волкова 2015, № 88.

29 ПСЗРИ, собрание третье 1881-1913. Т. VIII. Манифест о чудесном сохранении жизни Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всем детям Их Императорских

Россия в образе царицы предстает на трех произведениях, посвященных проведению крупных выставок30. Первой из них была Всероссийская выставка в Москве 1882 г. (рис. 3.)31. Автором лицевой стороны медали был Леопольд Христианович Штейнман. Оборотная известна в двух вариантах, авторами которых были В.В. Алексеев и А.А. Грилихес32. Женщина, олицетворяющая страну, сидит в окружении символов искусств, промышленности, торговли и сельского хозяйства. Она одета в царские одежды XVII в., а на ее голове - венец с рясами. Россия держит в правой руке державу, левой опирается на щит с государственным гербом, а вместо скипетра держит лавровую ветвь. Персонификация страны практически полностью повторяет изображение царицы Евдокии Лукьяновны (супруги царя Михаила Федоровича и матери Алексея Михайловича) с рисунка Ф.Г. Солнцева, на котором она представлена: «...в Царском одеянии, в короне с городы, с ширинкою в руках <...> сверх Царского кафтана на ней аксамитная шуба на горностаевом меху, застегнутая на груди запоною»33. Образ страны, созданный медальером, является самым ярким среди прочих аллегорий Российской империи, а также знаменует собой масштаб выставки и ее важное общегосударственное значение.

В 1887 г. в Екатеринбурге проходила Сибирско-уральская научно-промышленная выставка, и Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) заказало к этому событию памятную медаль, автором которой стал П.Г. Стадницкий34. На оборотной стороне изображена аллегория России в повойнике с поднизью (вязаная сетка) и покрывале, платне и порфире. Женщина сидит на троне и опирается на щит с гербом империи, в правой руке держит лавровый венок. Рядом стоит мальчик, раскрывший у нее на коленях книгу, а Россия обнимает ребенка за пле-

Величеств. № 5502 от 23 октября 1888 г.

30 Среди этих произведений выделяется плакета, отчеканенная в 1895 г. Феликсом Разумным. Она посвящена выставке французских и русских художников в Москве. Вероятнее всего, эта плакета была выполнена в Париже. На лицевой стороне - парное изображение персонификации России и Марианны. Россия представлена в образе девушки. На ее голове характерный для юных дев венец, а волосы заплетены в одну косу. Одета Россия в сарафан и рубаху, на груди - четыре нитки бус (Дьяков 2007, № 1168.1). Изображение России на плакете схоже с теми, которые создавали французские мастера рубежа XIX-XX вв.

31 В 1883 г. аллегория России с оборотной стороны этой медали была скопирована немецкими медальерами Эмилем Вайгандом и неизвестным мастером с инициалами «Н.Р.» для медали в память коронации императора Александра III. Позднее, в 1896 г., уже эта работа легла в основу немецкого произведения на коронацию императора Николая II (Дьяков 2006, № 931.4; Дьяков 2007, № 1206.4.).

32 Щукина 2000, 170.

33 Снегирев 1851, № 10. Корона «с городы» - царский венец с зубцами. Ширинка - платочек. Запона - украшение или застежка, в дальнейшем стала называться «запонка». Аксамитная шуба -шубка-платно из драгоценной ткани с вышивками (для парадных облачений).

34 Дьяков 2006, № 995.2.

Рис. 3. Штейнман Л.Х., Грилихес А.А. Медаль на проведение Всероссийской выставки в Москве, 1882. Серебро. Р-р 53 мм. Вес 111,72 гр. Оборотная сторона. Из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Инв. № Н-39874

чи. Это первое из двух произведений медальера, где присутствует интересующее нас изображение, но в отличие от медали на кончину императора Александра III П.Г. Стадницкий создал на оборотной стороне этого произведения камерную ком -позицию. Персонификация страны здесь представлена в образе любящей матери, направляющей своего ребенка, поддерживающей его тягу к учению.

В 1883 г. была отчеканена медаль в память 50-летия общества русских врачей Санкт-Петербурга, автором которой стал А.А. Грилихес35. Россия в диадеме и покрывале, платне и горностаевой мантии обнимает за плечи и ведет к алтарю Асклепия, изображенного в тоге и с посохом, обвитым змеей. Рядом с аллегорией стоит щит с двуглавым орлом, а рядом с античным богом - сова. Персонификация страны простирает над алтарем, составленным из книг, правую руку, которой держит лавровый венок. На алтаре - чаша, обвитая змеей, за ним - лучи восходящего солнца. Композиция медали иллюстрирует покровительство государства над наукой и те блага, которые процветание медицины приносит народу.

В 1900 г. отмечалось 200-летие Горного ведомства36. В память об этом событии А.А. Грилихес вырезал штемпель медали, проект которой составил начальник монетного двора Николай Павлович Фоллендорф. На оборотной стороне медальер изобразил Россию, сидящую на троне, с жезлом, увенчанным двуглавым орлом. Она одета в стилизованный приталенный летник37 с длинными откидными рукавами с прорехами у пройм, а голову ее венчает диадема с покрывалом. Рядом с троном стоит щит с гербом империи. Сама персонификация и обилие государственной символики наполняют композицию особым смыслом, обозначают общегосударственное значение деятельности ведомства в жизни и процветании страны. Обращает на себя внимание сочетание классической европейской и русской национальной традиций в композициях двух медалей А.А. Грилихеса 1883 и 1900 гг. На первой изображены античный бог Асклепий и Россия в образе русской царицы, а на второй та же аллегория и юноша, олицетворяющий Гения горного дела с рогом изобилия в руках. Возможно для гармонизации таких композиций образ страны, созданный мастером, тяготеет к ранним типам аллегорий, представленным в работах графа Ф.П. Толстого.

Аллегория России в образе царицы изображена и на медали 1903 г., отчеканенной в память 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга38. Произведение выполнено медальером Антоном Федоровичем Васютинским39, но оборотная сторона создана им по проекту художника Федора Федоровича Бухгольца и скульптора Марии Львовны Диллон. Центр композиции занимает парящая в облаках над городом женщина, олицетворяющая страну. Она изображена в бармах, стилизо-

35 Смирнов 1908, № 896.

36 Дьяков 2007, № 1317.1

37 Летник - легкая женская одежда с длинными широкими рукавами.

38 Смирнова и др. 2014, № 498.

39 При создании медали в память 100-летия Императорского женского патриотического общества (1912 год) А.Ф. Васютинский опять обращается к подобным аллегориям. На оборотной стороне женщина, олицетворяющая собой императрицу Елизавету Алексеевну или персонификацию милосердия, изображена в сарафане и царском венце (Смирнова и др. 2014, № 284). Вторым примером является медаль на 200-летие присоединения Эстляндии в 1910 г., которая во многом повторяет работу, посвященную 200-летию Санкт-Петербурга. На оборотной стороне изображена персонификация Эстляндии. Позы обеих фигур одинаковы, а различия заметны лишь в их одеянии: здесь женщина в воинском облачении: в шишаке, кольчуге и зерцале, в ее руках щит с гербами России и Эстонии.

ванной порфире, украшенной орнаментом в виде двуглавых орлов, и в царском венце. В левой руке Россия держит лавровый венок, в правой - скипетр, увенчанный гербовым орлом, правой рукой она придерживает щит с гербом столицы. У ее ног стоит двуглавый орел. Композиция, насыщенная государственной символикой, подчеркивает высокий статус города как столицы империи.

Персонификация страны изображалась не только на официальных произведениях, но и на работах частных мастерских40. Медаль «За труды и знания» в память проведения Кавказской юбилейной выставки сельского хозяйства и промышленности в Тифлисе в 1901 г. была отчеканена неизвестной мастерской. Мероприятие было приурочено сразу к двум юбилеям - 100-летию вхождения Грузии в состав Российской империи и 50-летию основания Императорского Кавказского общества сельского хозяйства. Россия в образе царицы XVII в., держащая правой рукой на коленях небольшой щит с гербом страны, сидит на возвышении на фоне кавказского ковра. У подножия в окружении символов наук, промышленности, сельского хозяйства и торговли сидит персонификация Грузии - женщина в национальном грузинском одеянии, которую Россия обнимает за плечи. Композиция оборотной стороны раскрывает тему произведения: дружественные отношения между странами, их плодотворный творческий союз, а также процветание империи благодаря развитию промышленности и сельского хозяйства.

В 1913 г. была проведена четвертая автомобильная выставка, плакета в память которой создана в московском ателье Августа Франца Жаккара медальером Сергеем Александровичем Мартыновым41. Россия изображена в образе русской царицы, с лавровой ветвью и щитом с изображением государственного герба и аббревиатуры Российского Императорского автомобильного общества (РИАО). Фигура страны символизирует императорское покровительство выставке, подчеркивает значение научных открытий и достижений промышленности.

Россия изображалась на произведениях не только в образе царицы, но и в образе девы-воительницы42. Наиболее ранним примером такого рода была медаль австрийского мастера Антона Шарффа, отчеканенная на Санкт-Петербургском монетном дворе в память восстановления Черноморского флота в 1886 г.43. Женщина одета в тунику, мантию и кольчугу, на ее груди крест, на голове - стилизованная царская шапка, а волосы заплетены в две косы. В руках Россия держит меч и православный крест, которым благословляет плывущие по морю суда. Рядом с аллегорией стоит двуглавый орел и держит в лапах щит с гербом Херсонской губернии. А. Шарфф изобразил Россию не просто как сильную державу, но и за-

40 В качестве примера можно привести медаль, отчеканенную миланской мастерской Стефано Джонсона в 1911 г. на открытие памятника императору Александру II в Киеве. На оборотной стороне скопирован фрагмент пьедестала, изображающий персонификацию России в образе русской царицы и стоящих вокруг нее верных подданных. Монумент был построен итальянским скульптором Э. Ксименесом и архитектором И.В. Николаевым. Мастера, скорее всего, были знакомы с подобными скульптурными и медальными изображениями и создали аллегорию России в духе уже существующей традиции (Дьяков 2007, № 1517.1.).

41 Щукина 2000, 230; Дьяков 2007, № 1557.3.

42 Образ девы-воительницы напоминает немецкие медали XIX в., на которых в таком виде представлена персонификация Германии. Эти образы восходят к античной (богиня Афина (или Минерва) и амазонки), скандинавской (валькирии) и славянской (дочери Микулы Селяниновича, Марья Мо-ревна) мифологии.

43 Смирнов 1908, № 1031.

щитницу православия. Этот популярный в европейских странах образ восходит и к уваровской триаде и манифесту о незыблемости самодержавия, которые точно описал Э. Хобсбаум: «Святая Русская земля определяется через святые иконы, веру, царя, государство»44, что удачно подчеркнуто австрийским медальером. Кроме того, Россия в образе девы-воительницы (как один из образов славянских былин и других литературных памятников допетровской Руси) могла появиться в медальерном искусстве и благодаря продолжавшемуся в течение XIX в. накоплению и публикациям фольклора и различных источников, а также их популярности среди населения империи.

Россия в образе девы-воительницы изображена и на медали в память проведения Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г.45. Автором эскиза был художник Николай Семенович Самокиш, а медальером А.А. Грилихес. Женщина в стилизованном платне с передником и поясом, напоминающем зерцало, порфире с орнаментом в виде двуглавых орлов, в венце стоит у царского трона46. Ее условное и сильно стилизованное облачение напоминает военный костюм допетровской Руси. У левой руки России - меч, в правой руке она держит пальмовую ветвь, а левой рукой венчает лавровым венком Промышленность и Искусство - кузнеца, опирающегося на наковальню, и женщину с палитрой и кистями в руках. Фигура России на этой медали подчеркивает масштаб проводимой выставки и те блага, которые развитие экономики приносит стране, а наличие военных атрибутов может служить символом покровительства и защиты экономики со стороны государства.

В 1903 г. была отчеканена медаль, посвященная постройке первого тоннеля через Большой Хинган в Манчжурии47, позволившего открыть прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Дальним Востоком. Автором медали тоже стал А.А. Грилихес. Аллегория страны предстает в образе, схожем с предыдущей медалью мастера. Женщина придерживает щит с гербом страны и карту местности с отмеченным на ней тоннелем. Персонификация государства здесь является воплощением мощной державы, защитницей истинной веры, а также покровительницей промышленности и экономики.

Таким образом, в XIX - начале XX в. в русском медальерном искусстве персонификация страны появляется довольно редко. Первыми из них стали произведения «Народное ополчение» и «Мир Европе» из серии Ф.П. Толстого, отчеканенные в 1834 и 1837 гг. Аллегории России на этих медалях отличаются от тех, которые создавались в XVIII столетии. Для медальных образов этого периода характерно обращение к русской народной культуре, а не к античной или европей-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Хобсбаум 1998, 81.

45 Смирнов 1908, № 1128; Волкова 2015, № 96. К выставке частными мастерскими были отчеканены медали и жетоны. На них изображена точно такая же аллегория России, как на медали в память Всероссийской выставки в Москве в 1882 г.

46 В том же 1896 г. в Париже состоялась торжественная закладка моста Александра III. В память об этом событии французским медальером Ж.Б. Даниэлем Дюпюи была отчеканена медаль, образ России на которой напоминает работу А.А. Грилихеса, но элементы одеяния и государственные символы здесь теряют свой смысл и становятся лишь декором. Россия достаточно часто встречается на французских медалях рубежа XIX-XX вв., посвященных различным совместным мероприятиям. Большинство, как и на приведенном примере, представляют национальный костюм лишь как необычный декор.

47 Смирнов 1908, № 1312.

ской. Медаль развивалась под влиянием исторических событий и новых течений в культуре страны. Начиная с медали 1881 г. на кончину императора Александра II, персонификации России изображаются в этнографически верных костюмах, что может свидетельствовать о серьезном научном подходе при создании подобных официальных памятников, а также значению таких изображений для правящей династии.

В течение указанного периода сложилось два типа аллегории страны: она изображалась либо в образе царицы допетровской Руси, либо девы-воительницы в стилизованном древнерусском воинском облачении. Атрибутами таких персонификаций были государственные символы: гербовый щит, меч и крест, скипетр и держава, жезл, увенчанный двуглавым орлом. Аллегория России изображалась на медалях, посвященных важным вехам истории, - это события в жизни членов правящей династии, успехи в развитии промышленности, экономики и сельского хозяйства, юбилеи событий общегосударственного значения.

ЛИТЕРАТУРА

Бокова, В.М. 2003: Беспокойный дух времени. Общественная мысль первой трети XIX в.

В кн.: Очерки русской культурыXIXвека. Т. 4. М., 17-146. Вигель, Ф.Ф. 1928: Записки: в 2 т. Т. 2. М.

Висковатов, А.В. 1841-1862: Историческое описание одежды и вооружения российских войск: в 30 ч. СПб.

Волкова, УМ. 2015: Музей русской истории за границей (1897-1914) при Свято-Князь-Владимирском братстве. Каталог коллекции из собрания Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина. М. Дьяков, М.Е. 2006: Медали Российской империи: в 8 т. Т. 6. М. Дьяков, М.Е. 2007: Медали Российской империи: в 8 т. Т. 7. М.

Жабрева, А.Э. 2016: Письменные и изобразительные источники по истории русского костюма XI-XVII веков. СПб. Забелин, И.Е. 2014: Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М. Киреева, Е.В. 1970: История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. М.

Кирсанова, Р. 1997: Офранцуженный сарафан. Родина 7, 33-37.

ПСЗРИ 1825-1881: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб. ПСЗРИ 1881-1913: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб. Смирнов, В.П. 1908: Описание русских медалей. СПб.

Смирнова, Н.М. и др. 2014: Великие русские победы в медали и гравюре. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Каталог медалей и гравюр из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. М. Снегирев, И.М. 1851: Древние великокняжеские, царские, боярские и народные одежды, изображения и портреты. Древности российского государства. Отд. IV В VI отд. М. СРМ 1841: Собрание русских медалей, изданное по Высочайшему повелению Археографической комиссией. Вып. 3. СПб. Уортман, Р. 1999: «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века. Россия. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, начало XVIII - начало XX века. М., 233-244. Хобсбаум, Э. 1998: Нации и национализм после 1780 года. СПб. Хобсбаум, Э. 2000: Изобретение традиций. Вестник Евразии 1, 47-62.

Щукина, Е.С. 2000: Два века русской медали. Медальерное искусство в России 1700-1917 гг. М.

Agulhon, M., Bonte, P. 1992: Marianne: les visages de la République. Paris.

Eimer, Ch. 2010: British commemorative medals and their values. London.

Gall, L. 1993: Die Germania als Symbol nationaler Identität im 19. und 20. Jahrhundert. In:

Nachrichten der Akademie der Wissenschaften Göttingen 2, 3-54.

Weil, A. et al. 2012: Au creux de la Main. La medaille en France auxXIXe & XXe siècles. Paris.

REFERENCES

Agulhon, M., Bonte, P. 1992: Marianne: les visages de la République. Paris.

Bokova, V.M. 2003: Bespokoynyy dukh vremeni. Obshchestvennaya mysl' pervoy treti XIX veka [The Unquiet Spirit of Time. Social thought of the First Tertial of the 19th Century]. In:

Ocherki russkoy kul 'tury XIX veka [Essays on Russian Culture of the 19th Century]. Vol. 4. Moscow, 17-146.

Dyakov, M.E. 2006: Medali Rossiyskoy imperii [Medals of the Russian Empire]. Vol. 6. Moscow.

Dyakov, M.E. 2007: Medali Rossiyskoy imperii [Medals of the Russian Empire]. Vol. 7. Moscow.

Eimer, Ch. 2010: British commemorative medals and their values. London.

Gall, L. 1993: Die Germania als Symbol nationaler Identität im 19. und 20. Jahrhundert. In: Nachrichten der Akademie der Wissenschaften Göttingen 2, 3-54.

Hobsbawm, E. 1998: Nations and Nationalism. Saint-Petersburg.

Hobsbawm, E. 2000: The Invention of Tradition. Acta Eurasica 1. M., 47-62.

Kireeva, E.V. 1970: Istoriya kostyuma. Evropeyskie kostyumy ot antichnosti do 20 veka [The History of the Costume. European Costumes from Antiquity to the 20th Century]. Moscow.

Kirsanova, R. 1997: Ofrantsuzhennyy sarafan [Frenchised sarafan]. Rodina [Homeland] 7, 3337.

PSZRI 1825-1881: Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Saint-Petersburg.

PSZRI 1881-1913: Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [Complete Collection of laws of the Russian Empire]. Saint-Petersburg.

Shchukina, E.S. 2000: Dva veka russkoy medali. Medal'ernoe iskusstvo vRossii 1700-1917gg. [Two Centuries of the Russian Medals. Medallic art in Russia 1700-1917]. Moscow.

Smirnov, VP. 1908: Opisanie russkikh medaley [Description of Russian Medals]. Saint-Petersburg.

Smirnova, N.M. et al. 2014: Velikie russkie pobedy v medali i gravyure. К 200-letiyu pobe-dy v Otechestvennoy voyne 1812 goda. Katalog medaley i gravyur iz sobraniya GMII im. Ä.S. Pushkina. [Great Russian Victories Perceived through Medals and Engravings. The Bicentennial of Victory at the Patriotic war of 1812. Catalogue of medals and engravings from the collection of the Pushkin museum]. Moscow.

Snegirev, I.M. 1851: Drevnie velikoknyazheskie, tsarskie, boyarskie i narodnye odezhdy, izobrazheniya i portrety [Ancient Grand Prince, Tsar, Boyar and Folk Clothes, Images and Portraits]. Drevnosti rossiyskogo gosudarstva [Antiquities of the Russian State]. Vol. IV. In the VI vol. Moscow.

SRM, vol. 3 1841: Sobranie russkikh medaley, izdannoe po Vysochaishemu poveleniyu Arkheo-graficheskoy komissiey [Collection of Russian Medals Publish by the Royal Decree by the Archaeographic Commission]. Vol. 3. Saint-Petersburg.

Vigel, F.F. 1928: Zapiski [Notes]. Vol. 2. In 2 vol. Moscow.

Viskovatov, A.V. 1841-1862: Istoricheskoe opisanie odezhdy i vooruzheniya rossiyskikh voysk [Historical description of Clothing and Arms of Russian Troops]. In 30 vol. Saint-Petersburg.

Volkova, U.M. 2015: Museum of Russian history abroad (1897-1914). Brotherhood of St. Vladimir. Catalogue of the collection from the Coins and Medals Department of the Pushkin State Museum of Fine Arts. Moscow.

Weil, A. et al. 2012: Au creux de la Main. La medaille en France auxXIXe & XXe siècles. Paris.

Wortman, R. 1999: «Ofitsial'naya narodnost'» i natsional'nyy mif rossiyskoy monarkhii 19 veka ["Official Nationality" and the National Myth of the Russian Monarchy of the XIX Century]. Russia 3 (11), 233-244.

Zabelin, I.E. 2014: Domashniy byt russkikh tsaritsXVI iXVII stoletiyakh [Domestic life of Russian tsarinas in the 16th and 17th centuries]. Moscow.

Zhabreva, A.E. 2016: Pis'mennye i izobrazitel'nye istochniki po istorii russkogo kostyumaXI-XVII vekov [Written and Descriptive Sources on the History of Russian Costume 11-17 Centuries]. Saint-Petersburg.

PERSONIFICATION OF THE RUSSIAN STATE IN THE MEDALLIC ART OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th CENTURY

Uliana M. Volkova

Pushkin State Museum, Russia,

uliana.volkova@arts-museum.ru

Abstract. The article deals with the history and evolution of the personification of the Russian state in the Russian medallic art of the 19th - beginning of the 20th century. During this period, there were two types of allegory of the country: it was depicted either in the image of the tsarina of pre-Petrine Russia, or a maiden warrior in stylized ancient Russian military armors. The attributes of such personifications were national symbols: a coat of arms, a sword and cross, an emperor's insignia, a rod with Imperial eagle.

The first personification of the Russian Empire as tsarina of pre-Petrine Russia was shown on two medals dedicated to the Patriotic war of 1812 - "People's militia" and "Peace for Europe" from the series of F.P. Tolstoy, minted in 1834 and 1837. Allegories are dressed according to the fashion of the beginning of the 19th century in stylized sarafan (Russian folk costume) and kokoshnik (traditional Russian headdress). Since 1881, onwards with the medal dedicated to the death of Emperor Alexander II, the personification of Russia was depicted in ethnographically correct costumes and headdresses of Russian tsarinas of the 17th century.

First allegory of Russia as warrior maiden was depicted on the medal by Austrian medallist A. Scharff, minted at the St. Petersburg Mint, dedicated to the revival of the Black Sea Fleet in 1886.

Key words: Russian Medallic art, the 19th - 20th centuries, museum collections

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.