Научная статья на тему 'Образ государства российского в медальерном искусстве xviii века'

Образ государства российского в медальерном искусстве xviii века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
661
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО / XVIII ВЕК / МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ / RUSSIAN MEDALLIC ART / THE 18TH CENTURY / MUSEUM COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волкова Ульяна Михайловна

В статье рассматриваются персонификации государства на русских памятных медалях. Европейские медальеры, работавшие в России в начале XVIII века, применяли в своем творчестве те знания, которые они приобрели на родине. Это относится и к используемым ими символам и аллегориям, характерным для классической европейской медали. Отечественные инвенторы и резчики медальных штемпелей под влиянием западных традиций переняли различные варианты выражения понятий путем создания персонификаций (олицетворений) или аллегорий и включали их в композиции своих произведений. Впервые образ России появляется на оборотной стороне медали датского мастера А. Шульца 1725 года, посвященной кончине императора Петра I. Наиболее поздним примером включения олицетворения страны в композицию медали стала работа немецкого мастера К.А. Леберехта 1791 года в память кончины адмирала С.К. Грейга в 1788 году. В настоящей статье отмечается, что на протяжении XVII и XVIII веков персонификации европейских стран, городов и земель были достаточно похожими это женская фигура в античном одеянии и градской или императорской короне в окружении различных атрибутов. Отличить одну аллегорию от другой представлялось возможным, как правило, исключительно благодаря официальным гербам. В течение столетия зарубежными и отечественными мастерами было создано всего семнадцать памятных медалей с интересующими нас изображениями. В статье выявляются основные черты и атрибуты персонификаций Российской империи, а также темы произведений, на которых встречаются эти аллегории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the history and evolution of the personification of the Russian state in the Russian medallic art of the 18th century. Russian medals of the 18th century were struck by European medallists and according to the European tradition. European medallists, which worked in Russia in the first quarter of the 18 century, used classical European symbols and allegories for invention of the medals and Russian inventors studied this symbolical language in the process of their work. First personification of the Russian Empire was shown on the medal dedicated to death of Peter the Great in 1725. Anton Schulz (Danish medallist) was the author of this piece. Medal dedicated to death of the admiral Samuel Greig in 1788 was the last medal with the personification in the 18th century. Karl Leberecht (German artist) was the inventor of this medal. All of European and Russian allegories of State in the 18th century were similar: a woman wearing ancient robe, with mural or imperial crown and various attributes. State coats of arms were the main difference of these personifications. Seventeen medals with personifications of the Russian state were struck during the 18th century in Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Образ государства российского в медальерном искусстве xviii века»

Problemy istorii, filologii, kul'tury Проблемы истории, филологии, культуры

3 (2017), 482-492 3 (2017), 482-492

© The Author(s) 2017 ©Автор(ы) 2017

ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО В МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ XVIII ВЕКА

УМ. Волкова

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва,

[email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются персонификации государства на русских памятных медалях. Европейские медальеры, работавшие в России в начале XVIII века, применяли в своем творчестве те знания, которые они приобрели на родине. Это относится и к используемым ими символам и аллегориям, характерным для классической европейской медали. Отечественные инвенторы и резчики медальных штемпелей под влиянием западных традиций переняли различные варианты выражения понятий путем создания персонификаций (олицетворений) или аллегорий и включали их в композиции своих произведений. Впервые образ России появляется на оборотной стороне медали датского мастера А. Шульца 1725 года, посвященной кончине императора Петра I. Наиболее поздним примером включения олицетворения страны в композицию медали стала работа немецкого мастера К. А. Леберехта 1791 года в память кончины адмирала С.К. Грейга в 1788 году. В настоящей статье отмечается, что на протяжении XVII и XVIII веков персонификации европейских стран, городов и земель были достаточно похожими - это женская фигура в античном одеянии и градской или императорской короне в окружении различных атрибутов. Отличить одну аллегорию от другой представлялось возможным, как правило, исключительно благодаря официальным гербам. В течение столетия зарубежными и отечественными мастерами было создано всего семнадцать памятных медалей с интересующими нас изображениями. В статье выявляются основные черты и атрибуты персонификаций Российской империи, а также темы произведений, на которых встречаются эти аллегории.

Ключевые слова: Россия, медальерное искусство, XVIII век, музейные собрания

Персонификации Российской империи начали появляться на русских медалях уже в XVIII веке. Аллегорические образы развивались в течение столетия и связаны с разной тематикой в медальерном искусстве. Подобные изображения на медалях практически не привлекали внимание исследователей. Исключением являются аллегории России в виде фантастических существ и животных, встречаемые на европейских медалях конца XVII - начала XVIII века1.

Волкова Ульяна Михайловна - научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Публикация статьи осуществлена в рамках проекта: РФФИ (№17-01-14026).

1 Чижевская 2007, 227-228.

© IA RAS, NMSTU, JHPhCS, 2017| DOI 10.18503/1992-0431-2017-3-482-492

Персонификация как один из способов представить различные понятия и неодушевленные предметы появляется уже на раннем этапе развития мировой художественной культуры. Примером для европейских медальеров Нового времени могли служить древние произведения глиптики и монеты, на которых подобные образы встречаются достаточно часто. Таковы некоторые греческие, римские и византийские монеты с изображением фигур, олицетворяющих собой города или государства2.

На европейских медалях такой прием с персонифицированными изображениями используется достаточно часто на протяжении XVII и XVIII веков. Для произведений этого периода характерны аллегории с античными названиями - Галлия (Франция), Гельвеция (Швейцария) или Лютеция (Париж) - или более поздними, латинскими - Полония (Польша), Боруссия (Пруссия)3, Бранденбургия (Бранден-бург), Норемберга (Нюрнберг), Дрезда (Дрезден). Обычно это были изображения женщин в античных одеяниях4. Однако на произведениях, чеканившихся в итальянских государствах, Священной Римской империи в XVII и XVIII веках и Австрийской империи XIX столетия аллегории государства появляются достаточно редко5, в отличие от женских образов, олицетворяющих собой города или области.

Европейские медальеры, работавшие в России в первой четверти XVIII века, применяли в своем творчестве те знания, умения и приемы, которые они сами приобрели в процессе обучения на родине. Это относится и к используемым ими символам и аллегориям, характерным для классической европейской медали. Русские инвенторы и резчики под влиянием западных традиций переняли такие способы выражения понятий путем создания персонификаций или аллегорий и включали их в композиции своих произведений.

Среди большого числа памятников, созданных в Российской империи в течение XVIII и XIX веков, медалей с изображением персонификаций государства - единицы. В XVIII столетии таких произведений всего семнадцать. На русских медалях чаще можно встретить аллегории городов и областей, чем всей страны.

Россия изображалась обычно в образе женщины в античном одеянии, дополненном горностаевой мантией, часто с орнаментом в виде двуглавых орлов, а ее голову украшала градская или императорская корона. В зависимости от темы медали, персонификацию сопровождают различные атрибуты: щит с гербом страны, военные трофеи или символы наук и искусств. Такие изображения впервые появляются на медалях, созданных европейскими мастерами лишь в конце петровского правления. Наиболее ранним примером является работа датского мастера Антона Шульца на кончину Петра I в 1725 году (рис. 1)6. На ее оборотной стороне изображена аллегория России, наблюдающая за тем, как «Вечность» уносит на небеса душу императора. Женщина, символизирующая собой страну, сидит на берегу моря, по которому плывут корабли. Такая композиция отображает успехи внешней политики, основание флота и завоевание новых земель. Легенда

2 Например, Рома или другие городские божества: Гурулева и др. 2007, 97, 151, 174; Kluge, Alram 2010. № I 1.16, III 2.5.

3 Steguweit, Kluge 2008, № 30, 31, 64, 66, 109; Kluge, Alram 2010, № III 7.4.

4 Steguweit, Kluge 2008, № 75, 93; Kluge, Alram 2010, № III 5.8.

5 Winter 2009, № 75, 134.

6 Смирнова и др. 2009, № 89; Волкова 2015, № 46.

Рис. 1. Шульц А. Медаль на кончину Петра I, 1725. Бронза. Р-р 55 мм. Оборотная сторона. Из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Инв. № Н-196019

Рис. 2. Вехтер И.Г., Юдин С.Ю. Медаль на коронацию императрицы Елизаветы Петровны, 1741. Серебро. Р-р 55 мм. Вес 81,05 гр. Оборотная сторона. Копия второй половины XVIII века. Из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. № Н-22808

«ВИЖДЬ КАКОВУ ОСТАВИХЪ ТЯ» может рассматриваться как обращение к стране и народу или к императрице. Женская фигура, традиционно представляющаяся в нумизматической литературе как персонификация страны, возможно, изображает саму Екатерину I7. Медаль Антона Шульца 1725 года стала своего рода примером для медальеров, работавших в последующие годы.

Другим произведением с подобным сюжетом стала медаль, отчеканенная в 1740 году немецким мастером Иоганном Лефкеном, на кончину императрицы Анны Иоанновны8. На ее оборотной стороне изображена женщина, держащая младенца (будущего императора Иоанна Антоновича). Его коронует императрица Анна Иоанновна, вознесенная на небеса. На первый взгляд, композиция и сюжет этой медали кажется схожей с работой 1725 года, но смысл изображений иной. После кончины Петра I последовала череда дворцовых переворотов. Императрица Анна прямых наследников не имела, и посмертная медаль подчеркивает это. Вместо традиционного траурного сюжета на оборотной стороне изображена сцена передачи власти от монархини к избранному ею наследнику. Круговая легенда «ТАКО ПЕЧАЛЬ НАРОДУ УТОЛИЛА»

комментирует композицию, посвященную теме престолонаследования, но не трагедии и скорби от утраты.

Уже через год, в 1741 году, императрицей становится Елизавета Петровна. В память о ее торжественной коронации была отчеканена медаль, автором которой предположительно был немецкий мастер Иоганн Георг Вехтер (рис. 2)9. На оборотной стороне изображена коленопреклоненная и облаченная в тунику и мантию Россия, отражающийся геральдический

7 Щукина 2010, № 39; Сарычева 2015, 83-99.

8 СРМ 1840, № 121.

9 Щукина 2010, № 48.

щит с двуглавым орлом в центре. Женщина, олицетворяющая собой страну и народ, отдает свое пылающее сердце монархине, коронованной Провидением. Основной идеей этой композиции стало утверждение законной власти императрицы, занявшей престол путем дворцового переворота. Сюжет подчеркивает и круговая надпись: ПРОМЫСЛЪ БОЖШ ЧРЕЗЪ ВЪРНЫХЪ ПО ДЪДАННЫХЪ.

Двадцатилетнее правление Елизаветы Петровны (1741-1761) благоприятно отразилось на развитии русского медальерного искусства. Этот период отмечен интересом к различным историческим сериям и ретроспективным произведениям. Аллегорический образ России предстает на медалях, выполненных по проектам Якоба (Якова Яковлевича) Штелина в конце 1750-х годов, и посвященных событиям петровской эпохи. Первая такая работа - это медаль на рождение Петра I10 немецкого мастера Петра Пауля Вернера, который вырезал для нее штемпели, будучи в Нюрнберге. На лицевую сторону помещен парный портрет Алексея Михайловича и его супруги в стилизованном царском одеянии. На ее оборотной стороне - совершенно типичная для европейских произведений композиция: Ге -ний вручает венценосного младенца преклонившей одно колено России. Изображение практически полностью повторяет оборотную сторону медали на кончину императрицы Анны Иоанновны, несмотря на диаметрально противоположный смысл этих сюжетов - рождение и смерть правителя.

Другими произведениями с олицетворением России стали еще две ретроспективные медали русского мастера Василия Климова (или Климентова): в память вступления на престол Петра I в 1682 году и на сооружение флота в 1696 году11. Как и рождение Петра, эти события не были своевременно отмечены памятными медалями, однако они имели большое значение для истории государства, поэтому были включены в ретроспективную серию. Вступление на престол Петра Алексеевича представлено композицией как новый правитель в рассветный час ведет страну к храму Славы. Аллегория флота - это Нептун на колеснице, а рядом с богом морей - стоящая у руля и направляющая его Россия. Олицетворение России на оборотных сторонах медалей подчеркивает национальное значение этих событий.

Кроме ретроспективных памятников, та же аллегория России передана на медали в память заключения мира со Швецией в 1743 году12, автором которой был немецкий мастер Андреас Вестнер. Образ России на этой медали несколько отличается от остальных, встречаемых на русских медалях XVIII века. На оборотной стороне изображены две женщины в античных одеяниях с рогами изобилия в руках, олицетворяющие собой государства. Рядом с ними стоят два щита с изображением гербов. Персонификации России и Швеции протягивают друг другу пальмовую и лавровую ветви. Медальер изобразил два равных государства, а не победившего и поверженного противников: аллегории представлены без атрибутов императорской и королевской власти, но с символами процветания и мира.

Персонификация России появляется на оборотных сторонах медалей, отчеканенных в память главных событий 1754 года: основания Московского Универси-

10 Алексеев 2006, 59-63; Смирнова и др. 2009.

11 Дьяков 2004, № 3; Смирнова и др. 2009, № 6, 8.

12 Смирнов 1908, № 232.

тета13 и рождения долгожданного наследника - великого князя Павла Петровича. Медаль на основание высшего учебного заведения была выполнена швейцарским мастером Жаком Антуаном Дасье. Общегосударственное значение этого события подчеркивается именно фигурой России в императорской короне, сидящей в окружении символов наук и искусств у постамента с вензелем императрицы Елизаветы. Вторая медаль - на рождение великого князя Павла Петровича14, относится к памятникам, посвященным династическим вопросам, легитимности и преемственности власти. Автором этой медали был немецкий мастер Иоганн Георг Вехтер. Как и в более ранних произведениях с подобными сюжетами, на оборотной стороне этой медали изображена Россия. Здесь она стоит на коленях перед жертвенником с курящимися на нем благовониями и молит Провидение послать ей наследника престола.

Следующим этапом в развитии русской медали стало время правления императрицы Екатерины II (1762-1796). За этот период отчеканены несколько медалей с интересующим нас изображением. Женская фигура, олицетворяющая страну, помещена на оборотных сторонах медалей в память коронации императрицы в 1762 году и на пятилетие этого события в 1767 году15. Авторами первой были медальеры Тимофей Иванович Иванов и Иоганн Георг Вехтер, а вторая была создана тоже Вехтером, но при участии самой императрицы Екатерины II. На оборотной стороне коронационной медали - Россия в тунике и мантии, с градской короной на голове, стоит перед алтарем с курящимися благовониями, а рядом с ней лежит щит с гербом Российской империи. По другую сторону от алтаря стоит аллегория Веры с крестом в руке. Женщины держат над алтарем щит с вензелем императрицы Екатерины II, обрамленный дубовым венком. Вверху в сиянии лучей - олицетворение Провидения в образе женщины. Она спускает с небес императорскую корону, которую возлагает на вензель новой монархини.

На оборотной стороне юбилейной медали изображена сама императрица, которой коленопреклоненная Россия, поддерживаемая Святым Георгием, преподносит символы императорской власти. Рядом с ними стоит Ангел и указывает на Провидение, представленное в образе женщины, парящей в облаках. Композиция этой медали отличается от других подобных произведений XVIII столетия: символический образ страны дополняет фигура одного из наиболее почитаемых святых: Георгий Победоносец, придерживающий Россию под руки, не только охраняет и поддерживает страну, но и благословляет новую правительницу.

В 1768 году началась вакцинация населения против оспы. На памятной медали, посвященной этому важному событию, тоже изображена персонификация России16. На оборотной стороне императрица с наследником престола выходят из храма и направляются навстречу России, которая ведет за собой детей. На заднем плане - поверженный дракон. Женщина, олицетворяющая собой государство, предстает на медали не случайно - этот образ подчеркивает важное значение го-

13 Eisler 2005, 355-375; Щукина 2010, № 51; Антонова и др. 2013, № 552.

14 Волкова 2015, № 49.

15 Щукина 2010, № 55, 56; Волкова 2016, № 234, 235. Изображение аллегории России встречается и на жетоне, отчеканенном на кончину императрицы. На лицевой стороне ее портрет в образе Минервы, а на оборотной у пирамиды безутешная Россия в тунике и с гербовым щитом. Слева -Хронос, а вверху - вензель Екатерины II в сиянии лучей.

16 Смирнов 1908, № 261. Подробнее об истории создания этой медали: Капков 2011, 63-73.

сударства в заботе о здоровье нации.

В правление императрицы Екатерины II была отчеканена и последняя русская медаль на тему наследования трона. В 1777 году появился на свет великий князь Александр Павлович, будущий император Александр I. Это событие общегосударственной важности было отмечено памятной медалью работы И. Б. Гасса17. Композиция оборотной стороны напоминает ретроспективную медаль П.П. Вернера и работу И. Лефкена 1740 года: аллегория России с ребенком на руках стоит у алтаря с курящимися благовониями, а сверху из облаков на нее нисходят лучи.

В 1779 году немецкий мастер Карл Александрович

Леберхт создал медаль в честь монархини18. На лицевой стороне автор изобразил императрицу в стилизованном русском народном костюме и кокошнике19, а на оборотной в совершенно ином духе: Екатерина представлена в образе античной богини Минервы. Она сидит на фоне классической постройки, а у ног монархини лежат свиток, книга, меч и весы - атрибуты мудрого и справедливого правления. Перед императрицей стоит аллегория России в античном одеянии и придерживает свиток, на котором пишет императрица. Справа от них на балюстраде сидит сфинкс, символизирующий силу и являющийся хранителем мудрости. Сюжет на оборотной стороне медали раскрывает идею мудрого правления и предопределенности исторических событий, а Россия здесь предоставляет возможность императрице самой творить историю государства. Обращение к традиционным национальным мотивам, сочетание изображений на лицевой и оборотной сторонах этого произведения, а также ретроспективной медали П.П. Вернера на рождение Петра I, необычно для русского медальерного искусства XVIII века. Стилизованный народный костюм стал постоянным атрибутом олицетворений государства

17 Смирнова и др. 2014, № 1, 2.

18 СРМ 1841, № 184.

19 В «Летописи калужской» говорится, что императрица изображена в народном костюме этой губернии, а медаль была выполнена после посещения города Калуги в 1775 году (Ханыков 1878, 76-77).

Рис. 3. Леберехт К.А., Баранов В.С. Медаль на кончину адмирала С.К. Грейга, 1791. Бронза. Р-р 79 мм. Оборотная сторона. Копия XIX века. Из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. № Н-207377

только во второй четверти XIX века, а портреты императриц в таких одеяниях появились еще позже.

Аллегорические образы Российской империи можно встретить и на медалях, отчеканенных в честь ее выдающихся деятелей. На протяжении XVIII столетия было создано больше сорока подобных произведений, и всего три из них с олицетворением страны. К этим медалям относится работа Иоганна Георга Вехтера и Иоганна Балтазара Гасса на смерть графа А.П. Бестужева-Рюмина в 1766 году20. Здесь на оборотной стороне рядом с саркофагом стоят аллегории Веры с крестом и России, возлагающей на гроб лавровый венок21. Композиция этой медали подчеркивает, какой значительной утратой стала кончина канцлера и как ценны были его заслуги перед Родиной.

Медаль в честь И.И. Бецкого и в память открытия Императорского Воспитательного дома была отчеканена в 1772 году22. Портрет для лицевой стороны выполнен немецким мастером Иоганном Каспаром Готлибом Егером, а композиция оборотной создана И.Б. Гассом23. В поле оборотной стороны изображена пирамида, украшенная щитом с вензелем И. И. Бецкого и цветочной гирляндой. Слева от пирамиды сидит Россия в тунике, с покрывалом на голове. Рядом с ней стоят двое детей, а еще двое держат гербовый щит И.И. Бецкого. Композицию дополняют изображения аиста и слона - символы мудрости, целомудрия, благочестия и преданности. На заднем плане - основанный государственным деятелем первый в России Императорский Воспитательный дом. Сюжет медали раскрывает значение для родины заслуг и деяний И.И. Бецкого - благотворительность, забота о детях, нововведения в педагогике, открытие воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге.

Третья медаль была отчеканена в память кончины адмирала С.К. Грейга24. Она создана тремя годами позднее этого события, в 1791 году (рис. 3). Дату изготовления штемпеля автор К.А. Леберехт указал в своей подписи на оборотной стороне. Подпись свидетельствует и о том, что медальер являлся одновременно и ее инвентором. Это произведение - памятник доблести и триумфа - возвеличивает военные успехи адмирала. Мастер изображает С.К. Грейга без парика, военной формы и наград, его бюст лишь драпирован полотнищем стяга. На оборотной стороне в окружении военных трофеев (знамена с турецким и шведским герба-

20 СРМ 1846, № 16. Граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693-1766) - известный государственный деятель, канцлер. Граф заказал эту медаль за два года до своей кончины, в 1764 году.

21 Эта композиция имеет определенное сходство с изображением на оборотной стороне медали на коронацию императрицы Екатерины II.

22 Иван Иванович Бецкой (1704-1795) - известный государственный деятель, действительный тайный советник, личный секретарь императрицы Екатерины II, долгое время возглавлял Императорскую Академию художеств. По инициативе И.И. Бецкова были построены Воспитательный дом для сирот в Москве и Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Две стороны медали, отчеканенные отдельно, украшают надгробный памятник И.И. Бецкого в Александро-Не-вской лавре в Санкт-Петербурге.

23 СРМ 1846, № 26, 27; Капков 2011, 73-76. Существует и аналогичная медаль работы К.А. Ле-берехта.

24 Самуил Карлович Грейг (1736-1788) - шотландский военный. В 1764 году поступил на русскую службу в чине капитана на Балтийский флот. С 1782 года - адмирал. Участник Русско-турецкой войны (1768-1774) и войны со Швецией (1788-1790).

ми) - пирамида25 с надписью: ВЪ ПАМЯТЬ ТРУДОВЪ И СЛУЖБЫ. Венчает ее сложное навершие в виде фигуры орла, дополненной моделью корабля, кормилом, флагом и щитом с гербом С.К. Грейга. У пирамиды слева стоит женщина, олицетворяющая Россию, и украшает щит с гербом своего доблестного сына орденской цепью со знаком ордена Святого Андрея Первозванного. На заднем плане изображены военные суда.

Таким образом, мы можем определить точное время, когда в русском медальерном искусстве появилось аллегорическое изображение государства - это 1725 год, а первой такой работой стала медаль датского мастера Антона Шульца на кончину Петра I. На протяжении XVIII века большинство медалей с интересующим нас сюжетом были созданы иностранными мастерами. Только два ретроспективных произведения выполнены со штемпелей русского медальера, однако созданы они были по проекту немецкого инвентора Я. Штелина.

Образ страны был иконографически устойчив: можно сказать, что в это время персонификация России еще носит имя «Рутении»26 и изображается как женщина в античном одеянии с градской или императорской короной на голове. Атрибутами, подчеркивающими статус этой аллегории именно как образа государства, были горностаевая мантия с орнаментом в виде двуглавых орлов и щит с гербом Российской империи. На некоторых медалях рядом с персонификацией страны можно встретить высшую награду государства - орден Святого апостола Андрея Первозванного (медаль 1791 года на кончину С.К. Грейга) и одного из самых почитаемых святых, покровителя древней столицы, Святого Георгия Победоносца (медаль 1767 года на пятилетие коронации Екатерины II).

Тематика произведений, на которых можно увидеть такие образы, весьма ограничена. Персонификация России на медали подчеркивала общегосударственную значимость того или иного события или заслуги политиков и военных. Олицетворения страны появляются в первую очередь на медалях, отмечающих важные события в жизни членов правящей династии, - рождение и кончину императоров, коронацию и их славные деяния. Гораздо реже Россия изображалась на медалях, отчеканенных в честь видных государственных деятелей.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев, А.Н. 2006: «Медальерная история» Петра Великого в проектах Я. Штелина.

Материалы и исследования Отдела нумизматики. Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXXI. СПб., 59-63. Антонова И.А. и др. 2013: Государственный музей изобразительных искусств имени

А. С. Пушкина. Альбом. Коллектив авторов. М. Волкова, УМ. 2015: Музей русской истории за границей (1897-1914) при Свято-Князь-Владимирском братстве. Каталог коллекции из собрания Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.

25 Щукина 2000, 91. Автор пишет, что пирамида на оборотной стороне - это изображение надгробия адмирала, что не соответствует действительности. С.К. Грейг похоронен в Домском соборе в Таллине (Эстония). Автором проекта мраморного саркофага был известный архитектор Джакомо Кваренги.

26 ЯиШеша - латинское название России.

Волкова, УМ. 2016: Русские медали. В кн.: Пиранези. До и после. Италия — Россия. XVIII— XXI века. Каталог выставки. М., 250-251.

Гурулева, В.В. и др. 2007: Боги на монетах. Древняя Греция, Рим, Византия. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. СПб.

Дьяков, М.Е. 2004: Медали Российской империи: в 8-ми т. Т. 1. М.

Капков, К.Г. 2011: Загадочная медаль: история медали Императорского Воспитательного дома и список награжденных. М.-Белгород.

Сарычева, М.А. 2015: Медаль на смерть Петра Великого и традиция посмертного апофеоза императора в европейской нумизматике. Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования 23, 83-99.

Смирнов, В.П. 1908: Описание русских медалей. СПб.

Смирнова, Н.М. и др. 2009: Великие русские победы в медали и гравюре. К 300-летнему юбилею Полтавской битвы 27 июня 1709 года в Северной войне 1700—1721 годов. Каталог медалей и гравюр из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.

Смирнова, Н.М. и др. 2014: Великие русские победы в медали и гравюре. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Каталог медалей и гравюр из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.

СРМ 1840: Собрание русских медалей, изданное по Высочайшему повелению Археографической комиссией. Вып. 2. СПб.

СРМ 1841: Собрание русских медалей, изданное по Высочайшему повелению Археографической комиссией. Вып. 3. СПб.

СРМ 1846: Собрание русских медалей, изданное по Высочайшему повелению Археографической комиссией. Вып. 5. СПб.

Ханыков, В.В. (ред.) 1878: Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 года. М.

Чижевская, О.В. 2007: Аллегорический образ Российского государства на западноевропейских медалях начала Северной войны. XIV Всероссийская нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. СПб., 277-278.

Щукина, Е.С. 2000: Два века русской медали. Медальерное искусство в России 1700— 1917 гг. М.

Щукина, Е.С. 2010: Коллекция русских медалей XVIII века барона Томаса Димсдейла. Возвращение в Россию. М.

Eisler, W. 2005: The Dassiers of Geneva: 18th century European medallists. Vol. II. Dassier and sons: an artistic enterprise in Geneva, Switzerland and Europe, 1733-1759. Lausanne.

Kluge, B., Alram, M. 2010: Gold Giganten. Das große Gold in der Münze und Medalille. Berlin.

Steguweit, W., Kluge, B. 2008: Suum cuique. Medaillenkunst und Münzprägung in BrandenburgPreußen. Berlin.

Winter, H. 2009: Glanz des Hauses Habsburg: die Habsburgische Medaille im Münzkabinett des Kunsthistorischen Museums. Wien.

REFERENCES

Alekseev, A.N. 2006: «Medal'ernaya istoriya» Petra Velikogo v proektakhYa. Shtelina ["Medaliic history" of Peter the Great in the projects by J. Staehlin]. Materialy i issledovaniya Otdela numizmatiki. Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha [Materials and researches of the Numismatic department. Transactions of the State Hermitage Museum]. Vol. XXXI. Saint-Petersburg, 59-63.

Antonova, I.A. et al. 2013: Gosudarstvennyy muzey izobrazitel'nykh iskusstv imeniA.S. Pushkina. Al'bom [Pushkin State Museum of Fine Arts. Album]. Moscow.

Chizhevskaya, O.V. 2007: Allegoricheskiy obraz Rossiyskogo gosudarstva na zapadnoevropey-skikh medalyakh nachala Severnoy voyny [Allegorical visualization of the Russian State in

the West European Medallic art of the beginning of the Northern war]. XIV Vserossiyskaya numizmaticheskaya konferentsiya. Tezisy dokladov i soobshenij [XIVAll-Russian numismatic conference. Thesis of papers and reports]. Saint-Petersburg, 277-278.

Dyakov, M.E. 2004: Medali Rossiyskoy imperii [Medals of the Russian Empire]. Vol. 1. Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Eisler, W. 2005: The Dassiers of Geneva: 18th century European medallists. Vol. II. Dassier and sons: an artistic enterprise in Geneva, Switzerland and Europe, 1733-1759. Lausanne.

Guruleva, V.V. et al. 2007: Bogi na monetakh. Drevnyaya Gretsiya, Rim, Vizantiya. Katalog vystavki. Gosudarstvennyy Ermitazh. [Gods on coins. Ancient Greese, Rome, Byzantine. Catalogue of the exhibition. State Hermitage] Saint-Petersburg.

Kapkov, KG. 2011: Zagadochnaya medal': istoriya medali Imperatorskogo Vospitatel'nogo doma i spisok nagrazhdyennykh [Obscured medal of the Imperial Moscow Orphanage and prize list]. Moscow-Belgorod.

Khanykov, V.V (red.) 1878: Letopis' kaluzhskaya ot otdalyennykh vremen do 1841 goda [Chronicle of Kaluga from the ancient time till 1841]. Moscow.

Kluge, B., Alram, M. 2010: Gold Giganten. Das große Gold in der Münze und Medalille. Berlin.

Sarycheva, М.А. 2015: Medal' na smert' Petra Velikogo i traditsiya posmertnogo apofeoza im-peratora v evropejskoj numizmatike [Medal dedicated to the deadth of Peret the Great and tradition of the posthumous apotheosis in the European numismatics]. Muzei Moskovskogo Kremlya. Materialy i issledovaniya [Moscow Kremlin Museums. Materials and researches]. Vol. 23. Moscow, 83-99.

Shchukina, Е^. 2000: Dva veka russkoy medali. Medal'ernoe iskusstvo v Rossii 1700-1917gg. [Two centuries of the Russian medals. Medallic art in Russia 1700-1917]. Moscow.

Shchukina, Е^. 2010: Kollektsiya russkikh medaley XVIII veka barona Tomasa Dimsdeiyla. Vozvrashchenie v Rossiyu. [Collection of Russian medals of the 18th century of the baron Thomas Dimsdale] Moscow.

Smirnov, V.P. 1908: Opisanie russkikh medaley [Description of Russian medals]. Saint-Petersburg.

Smirnova, N.M. et al. 2009: Velikie russkie pobedy v medali i gravyure. K 300-letnemu yubileyu Poltavskoy bitvy 27 iyunya 1709 goda v Severnoy voyne 1700-1721 godov. Katalog medaley i gravyur iz sobraniya GMII im. А^. Pushkina. [Great Russian victories perceived through medals and engravings. The 300th anniversary of the battle of Poltava in the Great Northern war. Catalogue of medals and engravings from the collection of the Pushkin museum]. Moscow.

Smirnova, N.M. et al. 2014: Velikie russkie pobedy v medali i gravyure. К 200-letiyu pobedy v Otechestvennoy voyne 1812 goda. Katalog medaley i gravyur iz sobraniya GMII im. А^. Pushkina. [Great Russian victories perceived through medals and engravings. The bicentennial of victory at the Patriotic war of 1812. Catalogue of medals and engravings from the collection of the Pushkin museum]. Moscow.

SRM, vol. 2 1840: Sobranie russkikh medaley, izdannoe po Vysochaishemu poveleniyu Arkheograficheskoy komissiey [Collection of Russian medals publish by the Royal decree by the Archaeographic Commission]. Vol. 2. Saint-Petersburg.

SRM, vol. 3 1841: Sobranie russkikh medaley, izdannoe po Vysochaishemu poveleniyu Arkheograficheskoy komissiey [Collection of Russian medals publish by the Royal decree by the Archaeographic Commission]. Vol. 3. Saint-Petersburg.

SRM, vol. 5 1846: Sobranie russkikh medaley, izdannoe po Vysochaishemu poveleniyu Arkheograficheskoy komissiey [Collection of Russian medals publish by the Royal decree by the Archaeographic Commission]. Vol. 5. Saint-Petersburg.

Steguweit, W., Kluge, B. 2008: Suum cuique. Medaillenkunst und Münzprägung in BrandenburgPreußen. Berlin.

Volkova, U.M. 2015: Museum of Russian history abroad (1897-1914). Brotherhood of St. Vladimir. Catalogue of the collection from the Coins and Medals Department of the Pushkin State Museum of Fine Arts. Moscow. Volkova, U.M. 2016: Russkie medali [Russian medals]. Piranezi. Do i posle. Italiya — Rossiya. XVIII—XXI veka. In: Katalog vystavki [Piranesi. Before and after. Italy — Russia. 18th — 21st centuries. Catalogue of the exhibition]. Moscow. Winter, H. 2009: Glanz des Hauses Habsburg: die Habsburgische Medaille im Münzkabinett des Kunsthistorischen Museums. Wien.

PERSONIFICATION OF THE RUSSIAN STATE IN THE MEDALLIC ART OF THE 18th CENTURY

Uliana M. Volkova

Pushkin State Museum, Russia,

[email protected]

Abstract. The article deals with the history and evolution of the personification of the Russian state in the Russian medallic art of the 18th century. Russian medals of the 18th century were struck by European medallists and according to the European tradition. European medallists, which worked in Russia in the first quarter of the 18 century, used classical European symbols and allegories for invention of the medals and Russian inventors studied this symbolical language in the process of their work. First personification of the Russian Empire was shown on the medal dedicated to death of Peter the Great in 1725. Anton Schulz (Danish medallist) was the author of this piece. Medal dedicated to death of the admiral Samuel Greig in 1788 was the last medal with the personification in the 18th century. Karl Leberecht (German artist) was the inventor of this medal. All of European and Russian allegories of State in the 18th century were similar: a woman wearing ancient robe, with mural or imperial crown and various attributes. State coats of arms were the main difference of these personifications. Seventeen medals with personifications of the Russian state were struck during the 18th century in Russian Empire.

Key words: Russian Medallic art, the 18th century, museum collections

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.