Научная статья на тему 'УРОВНИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

УРОВНИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / английский язык / студенты неязыковых специальностей / внутренняя мотивация / внешняя мотивация / motivation / English / students of non-linguistic specialties / internal motivation / external motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Софронова, А В. Михайлова

Мотивация играет одну из главных ролей в обучении иностранному языку. Студенты неязыковых специальностей чаще всего низко мотивированы изучать иностранный язык, считая, что они не столкнутся с необходимостью применять знания в изучаемой сфере или в реальной жизни. Все дело в особой специфике предмета, которая требует от студента наличия определённой базы и коммуникативных навыков. Студентам трудно быть мотивированными в изучении иностранного языка в неязыковой среде, где нет потребности в ежедневной коммуникации на английском языке. В статье проводится изучение видов мотивации, мониторинг и краткий анализ уровня мотивации обучающихся 2 курса, определённый через анкетирование, методические рекомендации для повышения уровня мотивации. В результате исследования доказано, что внешний уровень мотивации студентов 2 курса преобладает, что мешает им полностью раскрыть свой потенциал в изучении английского языка, получены ответы на следующие исследовательские вопросы: каково отношение студентов к английскому языку и его изучению, какие факторы влияют на мотивацию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В В. Софронова, А В. Михайлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVATION OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES IN ENGLISH CLASSES

Motivation plays one of the main roles in teaching a foreign language. Students of non-linguistic specialties are most often poorly motivated to study a foreign language, believing that they will not face the need to apply knowledge in the field of study or in real life. It’s all about the special specifics of the subject, which requires the student to have a certain base and communication skills. It is difficult for students to be motivated in learning a foreign language in a non-linguistic environment where there is no need for daily communication in English. The article studies the types of motivation, monitoring and a brief analysis of the level of motivation of 2nd year students, determined through a questionnaire, methodological recommendations for increasing the level of motivation. As a result of the study, it is proved that the external level of motivation of 2nd year students prevails, which prevents them from fully realizing their potential in learning English, answers to the following research questions were obtained: what is the attitude of students to English and its study and what factors influence the motivation of students.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

к нашим размышлениям. Таким примером может служить анализ произведений романтизма. Студенты не всегда готовы восхищаться поступками романтического героя, воспринимая их как неоправданное высокомерие. Примером чему может служить поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри», при изучении которой студенты просят пояснить, почему их позицию о том, что герой был не прав, придя в чужой монастырь и начав указывать послушникам, как нужно жить, осуждали в школе. В процессе беседы, учитывая позицию студентов, не отказываясь от нее, а напротив, используя как имеющую место быть, мы ещё раз проговариваем черты романтизма, которые обусловили поведения героя. Сводя теорию и взгляды студентов на героя, приводим к вопросу о том, почему герои-романтики часто погибают молодыми, почему такой конфликт героя с миром обречен на провал. Ответ на этот вопрос является, в том числе, платформой для понимания причин появления нового литературного направления - реализма. Осознание системности как ключевого понятия литературы, понимание закономерностей литературного процесса является важной составляющей литературного образования. Актуализация материала по романтизму происходит через вопросы: почему в масскульте герой, восставший против мира, обязательно победит? Чем он отличается от героя романтизма? Как вы думаете, какой финал конфликта героя и мира наиболее правдоподобен: в классической литературе или в произведениях масскульта и почему? Такие рассуждения на занятиях позволяют осознать ключевые задачи литературы, культурного запроса и массовой литературы, не превознося одну и не принижая другую. Это два вектора, которые необходимы, чтобы понять и познать мир вокруг нас.

Библиографический список

Подобная работа проводится на протяжении пяти лет обучения на двухпро-фильном бакалавриате при изучении каждого периода русской и зарубежной литературы, поскольку каждый этап литературного процесса воспринимается через свои стереотипизированные представления. Особую сложность вызывает модернизм и советская литература. Работа с этими периодами должна стать предметом отдельного исследования, поскольку помимо стереотипов школьной программы на эти периоды накладываются еще и стереотипы исторические, с их преодолением работать приходится гораздо сложнее.

Таким образом, поставленные цели и задачи в рамках тематически определенного исследования можно считать достигнутыми. Апробированная в практике преподавания русской и зарубежной литературы на филологическом отделении Шадринского государственного педагогического университета методика использования явлений массовой культуры способствует не только формированию читательских интересов обучающихся, но и развитию навыков анализа творческих продуктов, углублению восприятия произведений классической литературы, навыков целостного литературоведческого анализа. Описанная методика даёт возможность достичь главных результатов литературного образования, что, в свою очередь, приводит к пониманию сути будущей профессии у студентов-бакалавров. Значимость настоящего исследования заключается в том, что оно открывает огромное поле для методических экспериментов, использования уже выработанных приемов в практике преподавания не только вузовского, но и школьного образования, а также даёт возможность проработки продуктивных и эффективных приёмов с учетом постоянно изменяющихся условий современности.

1. Тонконогов А.В. Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России. Социально-гуманитарные знания. 2010; № 5. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/massovaya-kultura-kak-faktor-formirovaniya-duhovnogo-prostranstva-sovremennoy-rossii

2. Смычков О.А. Воздействие социальных сетей на формирование жизненной позиции молодежи. Инновационная наука. 2019; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/vozdeystvie-sotsialnyh-setey-na-formirovanie-zhiznennoy-pozitsii-molodezhi

3. Мамонова Н.В. Влияние глобализации на молодежь (на материале медиадискурса Челябинска). Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021; № 4 (42). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-globalizatsii-na-molodezh-na-materiale-mediadiskursa-chelyabinska

4. Штильников Д.Е. Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодёжи. Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Международной научной конференции. Краснодар: Новация, 2017: 26-31. Available at: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11803/

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 537). Российская газета. 2009; 19 мая, № 88 (4912): 15-16.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г № 400. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/

7. Интернет вместо батюшки. Социолог - об иммунитете к кризисам и поколении Z. Available at: https://romir.ru/news/internet-vmesto-batyushki-sociolog--ob-immunitete-k-krizisam-i-pokolenii-z

References

1. Tonkonogov A.V. Massovaya kul'tura kak faktor formirovaniya duhovnogo prostranstva sovremennoj Rossii. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2010; № 5. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-kak-faktor-formirovaniya-duhovnogo-prostranstva-sovremennoy-rossii

2. Smychkov O.A. Vozdejstvie social'nyh setej na formirovanie zhiznennoj pozicii molodezhi. Innovacionnaya nauka. 2019; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozdeystvie-sotsialnyh-setey-na-formirovanie-zhiznennoy-pozitsii-molodezhi

3. Mamonova N.V. Vliyanie globalizacii na molodezh' (na materiale mediadiskursa Chelyabinska). Znak: problemnoepole mediaobrazovaniya. 2021; № 4 (42). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-globalizatsii-na-molodezh-na-materiale-mediadiskursa-chelyabinska

4. Shtil'nikov D.E. Vliyanie sredstv massovoj kommunikacii na formirovanie cennostnyh orientacij molodezhi. Aktual'nye voprosysovremennojpsihologii: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnodar: Novaciya, 2017: 26-31. Available at: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11803/

5. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda (Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maya 2009 g № 537). Rossijskaya gazeta. 2009; 19 maya, № 88 (4912): 15-16.

6. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 2 iyulya 2021 g № 400. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/401325792/

7. Internet vmesto batyushki. Sociolog - ob immunitete k krizisam i pokolenii Z. Available at: https://romir.ru/news/internet-vmesto-batyushki-sociolog--ob-immunitete-k-krizisam-i-pokolenii-z

Статья поступила в редакцию 20.10.22

УДК 371.322.8

Sofronova V.V., teacher, North Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov, College of Infrastructure Technologies (Yakutsk, Russia),

E-mail: Sivceva-v@mail.ru

Mikhailova A.V., teacher, North Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov, College of Infrastructure Technologies (Yakutsk, Russia),

E-mail: Alexa_summer@mail.ru

LEVELS OF EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVATION OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES IN ENGLISH CLASSES. Motivation plays one of the main roles in teaching a foreign language. Students of non-linguistic specialties are most often poorly motivated to study a foreign language, believing that they will not face the need to apply knowledge in the field of study or in real life. It's all about the special specifics of the subject, which requires the student to have a certain base and communication skills. It is difficult for students to be motivated in learning a foreign language in a non-linguistic environment where there is no need for daily communication in English. The article studies the types of motivation, monitoring and a brief analysis of the level of motivation of 2nd year students, determined through a questionnaire, methodological recommendations for increasing the level of motivation. As a result of the study, it is proved that the external level of motivation of 2nd year students prevails, which prevents them from fully realizing their potential in learning English, answers to the following research questions were obtained: what is the attitude of students to English and its study and what factors influence the motivation of students.

Key words: motivation, English, students of non-linguistic specialties, internal motivation, external motivation.

В.В. Софронова, преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Колледж инфраструктурных технологий, г. Якутск,

E-mail: Sivceva-v@mail.ru

А.В. Михайлова, преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Колледж инфраструктурных технологий, г. Якутск,

E-mail: Alexa_summer@mail.ru

УРОВНИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Мотивация играет одну из главных ролей в обучении иностранному языку. Студенты неязыковых специальностей чаще всего низко мотивированы изучать иностранный язык, считая, что они не столкнутся с необходимостью применять знания в изучаемой сфере или в реальной жизни. Все дело в особой специфике предмета, которая требует от студента наличия определённой базы и коммуникативных навыков. Студентам трудно быть мотивированными в изучении иностранного языка в неязыковой среде, где нет потребности в ежедневной коммуникации на английском языке. В статье проводится изучение видов мотивации, мониторинг и краткий анализ уровня мотивации обучающихся 2 курса, определённый через анкетирование, методические рекомендации для повышения уровня мотивации. В результате исследования доказано, что внешний уровень мотивации студентов 2 курса преобладает, что мешает им полностью раскрыть свой потенциал в изучении английского языка, получены ответы на следующие исследовательские вопросы: каково отношение студентов к английскому языку и его изучению, какие факторы влияют на мотивацию студентов.

Кточевые слова: мотивация, английский язык, студенты неязыковых специальностей, внутренняя мотивация, внешняя мотивация.

Актуальность темы исследования обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у обучающихся приёмов приобретения знаний, активной жизненной позиции. Умение заинтересовать учащихся на занятия английского языка - одно из направлений инновационного педагогического поиска для молодого специалиста.

Цель исследования - определить уровни мотивации к изучению английского языка студентов неязыковых специальностей для выявления направления дальнейшей работы с обучающимися с целью эффективного обучения иностранному языку. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность понятий «мотивация», «внутренняя мотивация» и «внешняя мотивация»;

- провести анкетирование и определить уровень внешней и внутренней мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению английского языка;

- ввести методические рекомендации для повышения мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению английского языка.

Научная новизна исследования заключается в мониторинге уровня внешней и внутренней мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению английского языка, для введения дополнительных заданий в учебную программу. Практическая значимость исследования мотивации учащихся может помочь разработчикам учебных программ, которые будут наиболее эффективными для изучения английского языка

Внутренние и внешние типы мотивации широко изучались, и различие между ними пролило свет на образовательную практику.

Ф. Герцберг в 1957 г выделил два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя мотивация отвечает за интерес к деятельности, удовольствие от процесса. Во внутренней мотивации обучающимся важно получить блага или избежать наказания. «В огромном количестве экспериментальных исследований показано, что внутренняя мотивация - это то, что всегда приводит к самым позитивным следствиям для развития личности, для эффективности деятельности, для устойчивости деятельности» [6].

Согласно Ф. Гецбергу, внешнее вознаграждение за то, что уже является внутренне полезным поведением, может привести к снижению внутренней мотивации. При наличии внутренней мотивации студент мотивирован на деятельность, потому что это внутренне его вознаграждает. Он изучает английский язык, потому что это весело и приносит удовлетворение. Цель его деятельности исходит изнутри, результаты удовлетворяют основные психологические потребности [6].

При преобладании внутренней мотивации студент мотивирован на деятельность, потому что это внутренне его вознаграждает. Он изучает английский язык, потому что это весело и приносит удовлетворение. Цель его деятельности исходит изнутри, результаты достижения цели удовлетворяют основные психологические потребности.

При преобладании внешней мотивации студент мотивирован на деятельность, чтобы получить взамен внешнее вознаграждение. Цель его деятельности ориентирована на результат и не может удовлетворить основные психологические потребности. Например, оценка, зачёт и избегание последствий.

Мотивация является одним из ключевых понятий для понимания в психологии человека. Эта концепция определяется как движущая сила, стимулирующая и направляющая людей к совершению желаемого и необходимого поведения в рабочей среде и поддерживающая такое поведение. Кроме того, мотивацию можно понимать как эффективную силу, способствующую осуществлению действия или события.

В настоящее время крупные компании, такие как Adidas Group, Aviasales, IT-Agency, Икеа, Nimax, проводят мониторинг мотивации своих сотрудников, вводят дополнительную работу с коучами, применяют новые подходы и способы для повышения ее уровня. Хороший работодатель знает, что внимательный подход к сотрудникам, своевременная работа с мотивацией - залог успеха любой компании.

Выявление уровня мотивированности важно применять и в образовании.

Впервые термин «мотивация» использовал А. Шопенгауэр. Исследователь выявил 4 закона теории познания. Одним из основных законов в его работе является закон мотивации. Познание разбивается на субъект и объект По мнению автора, в процессе мотивации субъект познает себя сам и может быть познаваемым только по своей воли. Воля - это действия, при которых мотив познается не извне, а изнутри. Поэтому мотивация есть причинность, рассматриваемая изнутри [1].

Роль мотивации в обучении была темой обсуждения на протяжении последних ста лет. Согласно Шиффеле М., интерес можно проследить до Гербар-та И.Ф., который был одним из первых педагогов, взглянувших на образование с психологической точки зрения. Гербарт рассматривал развитие многогранного интереса как основную цель образования и считал, что интерес способствует долгосрочному хранению информации и мотивации к обучению [2].

Согласно А.К. Маловой [3], формирование мотивов учения - это создание в вузе условий для появления побуждений к учению (мотивов, целей).

В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев [4], С.Л. Рубинштейн [5].

Все отечественные учёные, которые занимались проблемой мотивации в образовательных учреждениях, говорят об огромной ее значимости для формирования познавательной активности, в свою очередь, развивается мышление, приобретаются и применяются знания, нужные для деятельности личности в последующей деятельности.

Факторами, относящимися к внутренней мотивации, являются следующие:

- ответственность (ощущение, что работа важна, контроль над собственными ресурсами);

- независимость (свобода действий);

- возможность использовать и развивать навыки и способности;

- интересная и «бросающая вызов» работа;

- благоприятные возможности для продвижения по службе [6].

Внешняя мотивация - это действия внешних агентов, мотивирующих людей, которые включают в себя следующие факторы:

- вознаграждение (повышенная оплата, похвала, продвижение);

- наказания.

Внешнюю мотивацию легко организовать, над ней не надо думать. С помощью внешней мотивации можно решить только сиюминутные, оперативные задачи. Задачи долгосрочные, а также стратегические с помощью внешней мотивации решить нельзя.

Внешняя мотивация помогает при решении текущих задач. Для стратегических же задач потребуются внутренние мотивы. Внутренняя мотивация исходит от самого человека, а внешняя - от внешних источников. Когда человек внутренне мотивирован, он участвует в деятельности, потому что ему это нравится, и он получает личное удовлетворение от этого. Когда студент мотивирован извне, он делаете что-то, чтобы получить внешнее вознаграждение.

Изучение английского языка студентами неязыковых специальностей, которые больше мотивированы получить только внешний результат, неизбежно приведёт к потере интереса и, соответственно, не раскроет полный потенциал учащегося.

Для определения уровня мотивации к изучению английского языка студентов неязыковых специальностей был проведен опрос в виде анкетирования. В нем участвовали студенты 3 курса Колледжа инфраструктурных технологий Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова группы СПО-ИСИП-20-2 в количестве 21 человека. Анкетирование проводилось в середине пятого учебного семестра. Они изучают английский язык в рамках дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности". В данном анкетировании предусматривались вопросы об отношении обучающихся к изучению английского языка, о будущих планах на изучение. Наш выбор данного типа исследования обусловлен мнениями многих современных исследователей. Таким образом, опрос-анкетирование делится на два этапа:

1 этап - определение внешней мотивации к изучению английского языка студентов неязыковых специальностей. Данный этап включает в себя следующие вопросы:

1. Почему Вы изучаете английский язык?

Ответы: а. Ради оценок; Ь. Ради интереса.

2. Заинтересованы ли Вы в изучении английского языка?

Ответы: а. Да, для повышения общего уровня владения языком; Ь. Да, для образовательных целей.

3. Достаточно ли Вам тех знаний языка, которые Вы получаете на занятиях для дальнейшей деятельности по специальности?

Ответы: а. Да; Ь. Нет.

4. Задания по английскому языку Вы выполняете, так как от Вас требуют?

Ответы: а. Да; Ь. Нет, полученные знания понадобятся в дальнейшем.

5. Изучаете ли Вы английский язык как программный предмет?

Ответы: а. Да; Ь. Нет.

2 этап - определение внутренней мотивации к изучению английского языка студентов неязыковых специальностей.

1. Нравится ли вам изучать английский язык ради интереса?

Ответы: а. Да; Ь. Нет.

2. Хотели бы Вы связать свою будущую профессию с английским языком?

Ответы: а. Да; Ь. Нет.

3. Играете ли Вы с большим удовольствием в игры на английском языке?

Ответы: а. Да; Ь. Нет, так как я не понимаю игры на иностранном языке.

4. Возникает ли желание узнать перевод определённого слова при прослушивании песни на английском?

Ответы: а. Да; Ь. Нет, я не слушаю песни на иностранном языке.

5. Просматриваете ли Вы видео англоязычных каналов в Youtube?

Ответы: а. Да; Ь. Нет

Максимальная краткость вопросов, очевидность, прозрачность формули-ровокипрямаясвязьанкетирования с цепьюданногоисследованияповлияли на врганнзоваяиоятв лниетирявмниви яведоставление конкретных ответоа. На рис. 1 приведены ответы студентов на 1 этапе анкетирования.

■ ответа. ■ ответь.

100

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

Сис.Ютветы релпондентовие1ятвве анкетирования

В результате 1 этапа анкетирования выявлено, что 80% студентов груп-не1 ОСИП-е0-2 пгyиaютмегесBяквеезындляявлученияполмжительной русски, оетосьизю 2ТО-иотом^иезаинтереянеасыв этчм. Также мо% еотая повысить уровень знаниз языка, 65% етнмтедсеовсаы чегеизсчевиииябцазявательных целях. На вопрос, хватает ли полученных знаний для дальнейшей деятель-еортп, бяльшанотвяpeяrlяндсынов (75%) отвеиилз ияложптеивио. Свяньные црвпянденкз! (2Ж%) вцгжы^^^в^^ н доеовнительных званзяадлс ц^^ьнеСе^^й ^■рц^е^о0 н дцнтядиостю ^гаее то^^, ¡^в^^^е^р^ы^^н^!^^ сеиа-

нaлазaвискмoclгл ев^^^нтоз от тpeбoзсьвйпелпoдaвaтeля е на^в^Сзы^одвмс^с^ь изучения английского языка в качестве программного предмета, то есть на 4 в ввопропы 95% еиксеирусмыи диены цвверднорыывнlы отвeиTaвдм5брарож1 этап aнквсввоыння5птьрькlолeв оысокияуоовелч внешней мотынмввв студен -тов. Эос ыцдое ньнвлcтиьcнижноиюсньдyeеy к чеувелию слота, ндостссхлм выеский ан^еив внмоязвееии вмжяспояяввнк вм ыысокийрезульаот учебной деятельности.

Cлeдазоеслькo, ыоало 1нвниы aн.гeтиpoвaнисвлнe!аooбя53ныы мылопро-водонисдэндиэ, с аеземитатцыи котеряго можнонзнаожмиявкяна уенн.

В результате 2 этапа анкетирования выявлено, что всего 30% респонден-тяв нзучвютанглзйвкийалыиннтлpпир. oяьмликыо,cьдо поотянярынвнмхмжлй вопрос на 1 этапе анкетирования, - ради получения положительных оценок по диопядлиев.дal<же yстовдьовыя, что ео%xясeлибыимeмввoдмежнеьтьсдныaмь сотю руяндую нpoфля5нювллглийcьыяязыьдл. Пываынвдпнвиlдoсвятд набцю-даются в третьем вопросе: "Играете ли Вы с большим удовольствием в игры на английсиоо езывл?", , что современное поколение в свободное вре-

■ ответа. ■ ответь.

80

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис 2. Ответы реяпяндентяв на 2 этапе анкетирявания

мя пользуется цифровыми развлечениями, такими как видеоигры, приложения, онлайн-сайты и т. д.

Вальшинятвя ятудентяо группынеялушают музысу Hei английскямяоыке и не смотрят каналы англоязычных авторов, что является показателем низко-гоурявнт зяинтлрляяваинозяи вкзьченди йсглийякяоятзв.ка4у% сйя% ктлют прятивяпяляжняе мнение.

Ияхядя из ятветяв на вяпряяы анкетирявания, мяжня ятметить, чтя ятуден-ты группы ИСИП-20-2 мятивиряваны на изучение английякягя языка, ня внешний урявень мятивиряванняяти преябладает. Внешняя мятивация - пяказатель на-правленняяти на деятельняять, чтябы пялучить взамен внешнее вязнагражде-ние. Другими ялявами, ятуденты выпялняют задания ради внешних выгод, таких как оценка, зачёт и избегание пояледятвий. Однакя ялишкям выяякий урявень внешней мятивации мяжет привеяти к пяятепенняму янижению интереяа ябра-зявательняй деятельняяти.

При данных ябятяятельятвах мнягие яявременные ияяледявания яяыла-ютяя на "Мядель пявышения мятивации Келлера" [6]. Автяр, Джян Келлер, выдвигает явяю кянцепцию в виде мядели и предлагает раяяматривать главные кямпяненты, кятярые влияют на пявышение мятивации к ябучению: внимание (attention), значимяять (relevance), уверенняять (confidence) и удовлетворение (satisfaction). В данной моделе описывается способ повышения мотивации путем привлечения внимания обучающегося, убеждения в важности и значимости обучения. Также автор выдвигает версию важности поддержки обучающихся, чтобы повысились уверенность в себе и чувство удовлетворения. Его модель можно считать эффективной исходя из результатов экспериментов автора: например, после внедрения этой модели в процесс обучения в высшей школе количество студентов, бросивших учебу, снизилось вдвое. Опираясь на модель Дж. Келлера, можно предложить методические рекомендации по повышению уровня внутренней мотивации студентов к изучению английского языка по главным влияющим компонентам [7]:

1. Внимание: для ыкьыштниямотивации тдасаыунеобходиио ьриктьчь внимание к преподаваемой дисциплине и удерживать его на протяжении обучения. В целях привлечения и удержания внимания следует использовать на занятиях разнообразные контенты. Например, применение разных презентаций с аудио-, видеовставками, игры, диаграммы и современные информационно-коммуникационные технологии.

2. Значимость: автор предлагает указывать обучающимся на важность преподаваемой дисциплины. В данном случае предлагается продемонстрировать практическую значимость английского языка для студентов и соотнести результаты обучения с их личными целями. Например, можно сообщить студентам о том, что учить грамматику важно, так как в будущем они будут сдавать экзамен IELTS, с помощью которого смогут устроиться на работу в крупных международных компаниях.

3. Уверенность: чтобы данный компонент помог увеличить мотивацию, необходимо дать понять студенту, что то, что он делает, важно, что кто-то интересуется тем, что он делает, что его результаты важны. Следует мониторить прогресс в обучении, контролировать ясность некоторых его аспектов. Например, если студент списывает или плохо выполняет задания, преподавателю необходимо обратить на это внимание, поговорить, помочь и т. д. И если он исправит свое положение, вознаградить (хорошей оценкой, например).

4. Удовлетворение: вознаграждение в любом виде повышает мотивацию. Например, к концу каждой промежуточной аттестации: если студент прилежно учился - соответственно должны быть высокие оценки [10].

Таким образом, изучив термины «внутренняя мотивация» и «внешняя мотивация», мы приходим к следующим выводам. Выявлено, что в изучении ан-

глийского языка студенты, которые наиболее мотивированы получить только внешний результат, утратят интерес к изучаемому языку и, соответственно, не раскроют свой полный потенциал. Анализ анкетирования по выявлению уровня мотивации определил, что уровень внешней мотивации студентов выше, чем

Библиографический список

внутренний. Впоследствии была рассмотрена модель Келлера по главным компонентам, влияющим на повышение уровня внутренней мотивации, и предложены примерные задания для студентов неязыковых специальностей на уроках английского языка.

1. Патрахина Т.Н., Романчук К.П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления. Молодой ученый. 2015; № 7 (87): 461-464.

2. Малыгина АВ., Осин A.K Направления методик стимулирования в истории образования и педагогической. Международный журнал экспериментального образования. 2014; № 7-1: 122-124.

3. Малова И.И. Современные стратегии и концепции системы мотивации и вознаграждения персонала на основе сбалансированной системы показателе. Менеджмент в России и за рубежом. 2010; №4.

4. Леонтьев A.K Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, 2005.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии. 1960; № 3: 3-15.

6. Герцберг Ф., Майнер М.У. Побуждение к труду и производственная мотивация. Социологические исследования. 1990; № 1: 128-129.

7. Мотивация в дистанционном образовании. Модель Келлера. Ч. I. Available at: http://bakalavr-magistr.ru/news/188

8. Вербицкий A.A., Бакшаева НА Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

9. Епифанова С. Формирование учебной мотивации. Высшее образование в России. 2000; № 3: 106-107.

10. Иванова Е.Е., Сторожева IO.A. Особенности мотивации учебной деятельности студентов вуза первого и четвертого курсов (сравнительный анализ). Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018; № 4. Available at: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/808

11. Саганенко ГИ., Ядов ВА Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований. Советская социология. Москва, 1982; Т. 2.

12. Бугрименко A.r. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза. Психология в вузе. 2006; № 3: 15-28.

References

1. Patrahina T.N., Romanchuk K.P. Suschnost' i soderzhanie ponyatiya «motivaciya» v sisteme upravleniya. Molodojuchenyj. 2015; № 7 (87): 461-464.

2. Malygina A.V., Osin A.K. Napravleniya metodik stimulirovaniya v istorii obrazovaniya i pedagogicheskoj. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014; № 7-1: 122-124.

3. Malova I.I. Sovremennye strategii i koncepcii sistemy motivacii i voznagrazhdeniya personala na osnove sbalansirovannoj sistemy pokazatele. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2010; №4.

4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Smysl, 2005.

5. Rubinshtejn S.L. Problemy sposobnostej i voprosy psihologicheskoj teorii. Voprosypsihologii. 1960; № 3: 3-15.

6. Gercberg F., Majner M.U. Pobuzhdenie k trudu i proizvodstvennaya motivaciya. Sociologicheskie issledovaniya. 1990; № 1: 128-129.

7. Motivaciya v distancionnom obrazovanii. Model'Kellera. Ch. I. Available at: http://bakalavr-magistr.ru/news/188

8. Verbickij A.A., Bakshaeva N.A. Razvitie motivaciistudentov v kontekstnom obuchenii. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2000.

9. Epifanova S. Formirovanie uchebnoj motivacii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2000; № 3: 106-107.

10. Ivanova E.E., Storozheva Yu.A. Osobennosti motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov vuza pervogo i chetvertogo kursov (sravnitel'nyj analiz). Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2018; № 4. Available at: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/808

11. Saganenko G.I., Yadov V.A. Motivaciya truda: problemy i puti razvitiya issledovanij. Sovetskaya sociologiya. Moskva, 1982; T. 2.

12. Bugrimenko A.G. Vnutrennyaya i vneshnyaya motivaciya u studentov pedagogicheskogo vuza. Psihologiya v vuze. 2006; № 3: 15-28.

Статья поступила в редакцию 28.10.22

УДК 021

Golubeva N.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: subrosa1@mail.ru Timofeeva M.V., Head of Office of Legal Support of Economic and Organizational Issues, Krasnodar Regional Universal Scientific Library n.a. A.S. Pushkin (Krasnodar, Russia), E-mail: mari4729090@mail.ru

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF LIBRARIES IN THE KUBAN REGION (MID-19TH CENTURY - EARLY 20TH CENTURY): HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM. The article provides an analysis of research in the field of development of the library sector in the culture of the Kuban in the period from the middle of the XIX century - the beginning of the Xx century, revealing: the prerequisites for the formation of the library network of the region; specific structure of libraries (regimental, public, folk, educational); activities of educational societies in the institutionalization of public libraries in the region; the degree of knowledge of the history of the city library named after A.S. Pushkin in Ekaterinodar as a cultural and educational institution of the Kuban Region. The authors substantiate the need for a holistic interdisciplinary historical and cultural study of the activities of libraries in the region as an institution that implements cultural, educational and educational functions, the development of scientific approaches of the bibliologist and teacher A.I. Slutsky in further studies of the influence of libraries on the development of culture and education in Kuban.

Key words: history of Kuban libraries, regimental libraries, public libraries, educational societies and city libraries of the Kuban region, public library named after. A.S. Pushkin, Ekaterinodar, source study base for the study of the history of the libraries of the Kuban region.

Н.Л. Голубева, д-р пед. наук, проф., Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: subrosa1@yandex.ru

М.В. Тимофеева, нач. отдела юридического сопровождения экономических и организационных вопросов ГБУК Краснодарского края «Краснодарская

краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина», г. Краснодар, E-mail: mari4729090@mail.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ (СЕРЕДИНА XIX ВЕКА - НАЧАЛО ХХ ВЕКА): ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

В статье дан анализ исследований в области развития библиотечной сферы в культуре Кубани в период с середины XIX века - начала ХХ века, раскрывающих предпосылки формирования библиотечной сети региона; видовую структуру библиотек (полковых, общественных, народных, учебных); деятельность просветительских обществ в институализации общественных библиотек региона; степень изученности истории городской библиотеки имени А.С. Пушкина г Екатеринодара как культурно-образовательного института Кубанской области. Авторы обосновывают необходимость целостного межпредметного историко-культурного исследования деятельности библиотек региона как института, реализующего культурно-просветительскую и образовательную функции, развитие научных подходов книговеда и педагога А.И. Слуцкого в дальнейших исследованиях влияния библиотек на развитие культуры и образования Кубани.

Ключевые слова: история библиотек Кубани, полковые библиотеки, общественные библиотеки, просветительские общества, городские библиотеки Кубанской области, публичная библиотека им. А.С. Пушкина г. Екатеринодара, источниковедческая база исследования истории библиотек Кубанской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.