Научная статья на тему 'Роль мотивирующих факторов в ходе обучения англоязычному аргументативному дискурсу студентов нелингвистическихспециальностей'

Роль мотивирующих факторов в ходе обучения англоязычному аргументативному дискурсу студентов нелингвистическихспециальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРГУМЕНТАТИВНЫЙ ДИСКУРС / ВНЕШНИЕ МОТИВЫ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ДИСКУССИОННОЕ ОБЩЕНИЕ / ARGUMENTATIVE DISCOURSE / EXTERNAL MOTIVES / FORMATION OF MOTIVATION / STUDENT-CENTERED APPROACH / COMMUNICATION NEEDS / DEBATABLE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулова Е. К.

В данной статье рассматривается проблема формирования мотивации изучения английского языка у студентов неязыковых вузов. Инструментальная направленность мотивации определяется потребностью в использовании иностранных языков для практических целей в зависимости от коммуникативных потребностей личности. Дается характеристика факторов, влияющих на мотивированное аудиторное изучение языков, с учетом познавательных потребностей и интересов студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулова Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE MOTIVATING FACTORS IN TEACHING ENGLISH ARGUMENTATIVE DISCOURSE TO THE STUDENTS OF NONLINGUISTIC SPECIATIES

This paper addresses the problem of building motivation of learning English among students of nonlinguistic universities. Instrumental motivation orientation is determined by the need to use foreign languages for practical purposes depending on the communication needs of the individual. A characteristic of the factors in

Текст научной работы на тему «Роль мотивирующих факторов в ходе обучения англоязычному аргументативному дискурсу студентов нелингвистическихспециальностей»

Гулова Е.К.

Доцент, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов РОЛЬ МОТИВИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОМУ АРГУМЕНТАТИВНОМУ ДИСКУРСУ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХСПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования мотивации изучения английского языка у студентов неязыковых вузов. Инструментальная направленность мотивации определяется потребностью в использовании иностранных языков для практических целей в зависимости от коммуникативных потребностей личности. Дается характеристика факторов, влияющих на мотивированное аудиторное изучение языков, с учетом познавательных потребностей и интересов студентов.

Ключевые слова: аргументативный дискурс, внешние мотивы, формирование мотивации, личностно-ориентированный подход, коммуникативные потребности, дискуссионное общение

Keywords: argumentative discourse, external motives, formation of motivation, student-centered approach, communication needs, debatable communication

Современный специалист с высшим образованием должен обладать достаточно высоким уровнем языковой компетенции для дальнейшей профессиональной деятельности, включающей профессиональный рост на основе отечественных и зарубежных достижений, обмен опытом с зарубежными коллегами, научные исследования и т.д.

Необходимость создания благоприятных условий для эффективной языковой подготовки студентов определяет комплекс задач научно- методического характера. Одной из таких задач является повышение заинтересованности в изучении иностранных языков, что рассматривается как необходимая составляющая глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития личности студента.

Исследователи подчеркивают, что практическая значимость модернизации языковой политики выражается в следующих, неотъемлемыхпри обучении англоязычному дискурсу, аспектах :

• «внедрение новых технологий и средств обучения (например, в области обучения дискурсу на базе печатных и аудитивных профессиональных иноязычных текстов);

• применение инновационных технологий: "Case-Study", проблемного обучения, проектного метода;

• создание в процессе обучения иностранному языку не только условных ситуаций профессионального общения, как это происходит во время деловых игр, научных конференций, но и условий естественного общения с носителями изучаемого иностранного языка на специально организованных встречах, при обмене опытом в освоении профессии со студентами зарубежного вуза соответствующего профиля по Интернету, на студенческой профессиональной практике за рубежом;

• активное использование для достижения учебных целей различных информационно-коммуникационных средств» [2].

Важность формирования мотивации изучения английского языка у студентов неязыковых вузов подчеркивается как

зарубежными, так и отечественными языковедами (R.Gardner, W. Lambert [6], А.А. Алхазишвили [1], А.К. Маркова [4]). Особенности результативной мотивации находят описание в ряде работ. Так, Р. Гарднер и В. Ламберт (Gardner&Lambert, 1972) вводят понятия «интегративной и инструментальной направленности мотивации для характеристики процессов изучения иностранного языка для достижения некоторой дистанцированной цели» [3,с.31]. Инструментальная направленность рассматривается как потребность в использовании иностранных языков для практических целей, таких как работа, путешествие, получение дальнейшего образования, а интегративная - как стремление к наиболее полной интеграции, к приобщению к культуре и ценностям носителей языка, к вхождению в престижную иноязычную общность.

Внешние мотивы изучения иностранного языка влияют на результативную интегративную мотивацию. Среди значимых факторов исследователи природы мотивации выделяют следующие: распространенность и значимость языка в мире, желание приобщиться к культуре говорящих на данном языке, эстетическая ценность, представление о легкости-трудности языка, относящееся также к субъективно-психологическим факторам возникновения мотива к изучению. Стремление к приобщению к престижной культуре, вхождение в общность людей, говорящих на изучаемом языке являются внешними стимулами для создания определенной установки, которые могут усилить интегративность результативной мотивации.

Методисты особо отмечают факторы, повышающие инструментальность мотивации, определяемую практическим применением языка, в зависимости от коммуникативных потребностей личности. Например, для туриста - общение в посещаемой стране, для студента - получение специальности на изучаемом языке, для специалиста - повышение шансов на получение достойной работы со знанием языка [3, c.31].

Важно уделить внимание интегративным социолингвистическим аспектам, таким как: потенциальным возможностям углубить знания о стране проживания или временного пребывания, открыть для себя новую культуру, расширить границы общения, интегрироваться в новую языковую общность. С этой целью делается упор на культурологическое и страноведческое наполнение учебников и учебных материалов. Исследователи мотивации выделяют ряд факторов, влияющих на мотивирование аудиторное изучение языков. Во-первых, положительное отношение у учащихся к иноязычной общности, к стране, к изучаемому языку. Во- вторых, факторы самооценки, другими словами, самовосприятие - ожидания в плане успешности реализации своих способностей в сфере изучения. В-третьих, постановка целей и понимание весомости причин для изучения языка (результативные факторы), а также автономность или вовлеченность в учебный процесс. Важно помнить о таком факторе, как установление контакта с преподавателем и товарищами по группе. Наконец, личностные характеристики: способности, возраст, пол, предшествующий языковой и учебный опыт, стратегическая компетенция [3, c.32]. Давер М.В. проводит исследование мотивационно-стратегических аспектов личностно-ориентированного подхода и приходит к выводу о том, что учебная самооценка по иностранному языку становится мотивирующим фактором при учете следующих положений:«1. Способности к изучению языков есть у каждого человека, и самооценка стимулирует их развитие за счет активизации применения стратегий. 2. При самооценивании должны оцениваться не знания, а стратегии и активность учащегося: его умения общаться, учиться, планировать и организовывать свою деятельность, мобилизовать ресурсы в экстремальной ситуации. 3. Обязательно должна существовать возможность рискового выбора, при которой успешный выбор приносит очень сильный поток положительных самооценочных эмоций, а неуспешный - не является необратимым. 4. Должна обеспечиваться доступность успеха. 5. Оценка должна зависеть от активности и от меры труда не в меньшей мере, чем от способностей. 6. Критерии самооценки обязательно связываются с проявлением творческого потенциала - самое оригинальное и новое оценивается выше. 7. В самооценку включается оценка развития лидерских качеств». В итоге исследователь определяет самооценку в личностно-ориентированном подходе как гибкую и контролируемую самим учащимся форму оценивания не только овладения языком, но и себя как студента [3,с.32-33].

21

При формировании мотивации на занятиях иностранного языка преподаватель должен предлагать такие темы для обсуждения, которые, во-первых, непосредственно касались бы страны изучаемого языка, во-вторых, в процессе обучения аргументативному дискурсу выявляли бы отношение того или иного студента к стране изучаемого языка, «активизируя познавательную деятельность студентов, их самостоятельность и культурное рефлективное мышление, а также создав те условия, в которых они могут использовать свой личный жизненный опыт» [5].

Тематика аргументативного дискурса, основанная на проблемах современности, побуждает студентов следить за текущими событиями. Поэтому чаще всего такие вопросы будут раскрывать международные отношения и конфликты, внутренние проблемы и другие актуальные события страны изучаемого языка. Следовательно, дискуссии на подобные темы требуют высказываний со стороны студентов относительно политической, экономической и общественной жизни этой страны, что проявляет их истинное отношение к обсуждаемой проблематике. Подобные дискуссии требуют обсуждения и решения возникающих проблем. Обстановка дискуссионного общения настраивает студентов на свободное выражение мнения и убеждение оппонентов с учетом их мнения. Также следует выделить тот факт, что главным методом в обучении дискуссионного общения является метод активизации. Он стимулирует студентов использовать как подготовленную, так и спонтанную речь в процессе группового общения на английском языке [5]. Итак, основываясь на указанных выше работах, мы понимаем под мотивацией систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительного настроя со стороны преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности, включая интерес (к теме и деятельности), актуальность, ожидание (успеха и контроля) и удовлетворение.

Оптимальная организация учебного процесса подразумевает знание конкретных мотивов обучения, которые влияют на эффективность изучения иностранных языков. Преподаватель должен уметь не только правильно их выявлять, но и разумно управлять этими мотивами. Преподавателю необходимо развивать внутреннюю мотивацию студентов, которая приведет к реальному успеху в изучении иностранных языков.

Обучая студентов англоязычному аргументативному дискурсу, следует учитывать познавательные потребности и интересы студентов, чтобы противодействовать возникновению у них отрицательных эмоций. Студенты проявляют особый интерес к культуре и истории, искусству и традициям, укладу повседневной жизни страны изучаемого языка, если материал тщательно отобран и представляет актуальность. Таким образом, учебный материал будет способствовать укреплению основных составляющих мотивации: интересов, потребностей, мотивов и эмоций.

Мотивация является многогранным явлением, поэтому содержание обучения включает в себя комплекс определенных средств, которые направлены на ее поддержание, что делает возможным повысить уровень заинтересованности студентов в учебном процессе, а также их личный научный и творческий потенциал.

Литература

1. Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной иностранной речи. - Тбилиси, 1974. - С. 63-75.

2. Башмакова И.С. Формирование интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс] URL: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/artide/s12/s12_73.pdf.-C.383. (дата обращения:16.02.13).

3. Давер М.В. Мотивационно-стратегические аспекты личностно-ориентиованного подхода к изучению русского языка как иностранного на начальном этапе: Автореф. дисс. док. пед. наук.- Москва, 2008.-47с.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации обучения. - М.: Просвещение, 1990. - 192с.

5. Морозова И. Г., Дискуссия как метод проблемного обучения и как средство формирования межкультурной компетенции на занятиях иностранного языка в вузах // Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке, Санкт-Петербург: ЛГУ им. А,С.Пушкина, 2010. - [доклад конференции].

6. Gardner, R., Lambert, W. Attitudes and motivation: Second language learning. - Newbury House., 1972. - PP. 33-35, 46-51.

Зимина Г.Н

Аспирант, Нижегородского Государственного университета им. Н.И. Лобачевского УЧЕБНЫЙ КУРС «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ЭТИКУ» В РАМКАХ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БИОЭТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БИОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КЛАССИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 12-06-0035/12 от 25.06.2012

Аннотация

В статье рассмотрена реализация некоторых общекультурных компетенций, входящих в федеральные государственные образовательные стандарты, на примере дидактической системы биоэтически ориентированного образования, и, в частности, учебного курса «Введение в профессиональную этику», являющегося компонентом данной системы.

Ключевые слова: биоэтика, биоэтически ориентированное образование, модуль образования, компетенции.

Keywords: bioethics, boethics-oriented education, education module, competence.

Вопрос взаимоотношения с живой природой является одним из важнейших этических аспектов биологического образования. Тем не менее, традиционно, гуманитарно-этические вопросы в биологическом образовании, как правило, рассматриваются лишь косвенно [1]. Таким образом, существующая система предоставляет незначительную возможность в процессе обучения развивать профессиональные и социальные компетенции параллельно.

Новая нормативная база системы высшего профессионального образования, предусматривающая внедрение стандартов третьего поколения, позволяет уделить дополнительное внимание становлению общекультурных компетенций, в том числе, и в биологическом образовании.

Биоэтическое направление в образовании стало оформляться, прежде всего, в медицинских вузах, появились работы, определившие медико-философские, социально-педагогические и научно-методические аспекты биоэтического образования, позволившие разработать целостную концепцию биоэтико-мировоззренческой ориентации всех сфер учебно-воспитательного комплекса медицинской профессиональной школы. [2]

Опрос, проведенный на младших курсах биологического факультета Нижегородского Государственного университета показал, что подавляющее число респондентов (90,16%) считает знакомство с биоэтикой необходимым, в том числе, не только для биологов и врачей, но и для всего общества в целом, а 81,97% считает необходимым существование биоэтического образования.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.