При формировании мотивации на занятиях иностранного языка преподаватель должен предлагать такие темы для обсуждения, которые, во-первых, непосредственно касались бы страны изучаемого языка, во-вторых, в процессе обучения аргументативному дискурсу выявляли бы отношение того или иного студента к стране изучаемого языка, «активизируя познавательную деятельность студентов, их самостоятельность и культурное рефлективное мышление, а также создав те условия, в которых они могут использовать свой личный жизненный опыт» [5].
Тематика аргументативного дискурса, основанная на проблемах современности, побуждает студентов следить за текущими событиями. Поэтому чаще всего такие вопросы будут раскрывать международные отношения и конфликты, внутренние проблемы и другие актуальные события страны изучаемого языка. Следовательно, дискуссии на подобные темы требуют высказываний со стороны студентов относительно политической, экономической и общественной жизни этой страны, что проявляет их истинное отношение к обсуждаемой проблематике. Подобные дискуссии требуют обсуждения и решения возникающих проблем. Обстановка дискуссионного общения настраивает студентов на свободное выражение мнения и убеждение оппонентов с учетом их мнения. Также следует выделить тот факт, что главным методом в обучении дискуссионного общения является метод активизации. Он стимулирует студентов использовать как подготовленную, так и спонтанную речь в процессе группового общения на английском языке [5]. Итак, основываясь на указанных выше работах, мы понимаем под мотивацией систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительного настроя со стороны преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности, включая интерес (к теме и деятельности), актуальность, ожидание (успеха и контроля) и удовлетворение.
Оптимальная организация учебного процесса подразумевает знание конкретных мотивов обучения, которые влияют на эффективность изучения иностранных языков. Преподаватель должен уметь не только правильно их выявлять, но и разумно управлять этими мотивами. Преподавателю необходимо развивать внутреннюю мотивацию студентов, которая приведет к реальному успеху в изучении иностранных языков.
Обучая студентов англоязычному аргументативному дискурсу, следует учитывать познавательные потребности и интересы студентов, чтобы противодействовать возникновению у них отрицательных эмоций. Студенты проявляют особый интерес к культуре и истории, искусству и традициям, укладу повседневной жизни страны изучаемого языка, если материал тщательно отобран и представляет актуальность. Таким образом, учебный материал будет способствовать укреплению основных составляющих мотивации: интересов, потребностей, мотивов и эмоций.
Мотивация является многогранным явлением, поэтому содержание обучения включает в себя комплекс определенных средств, которые направлены на ее поддержание, что делает возможным повысить уровень заинтересованности студентов в учебном процессе, а также их личный научный и творческий потенциал.
Литература
1. Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной иностранной речи. - Тбилиси, 1974. - С. 63-75.
2. Башмакова И.С. Формирование интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс] URL: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/artide/s12/s12_73.pdf.-C.383. (дата обращения:16.02.13).
3. Давер М.В. Мотивационно-стратегические аспекты личностно-ориентиованного подхода к изучению русского языка как иностранного на начальном этапе: Автореф. дисс. док. пед. наук.- Москва, 2008.-47с.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации обучения. - М.: Просвещение, 1990. - 192с.
5. Морозова И. Г., Дискуссия как метод проблемного обучения и как средство формирования межкультурной компетенции на занятиях иностранного языка в вузах // Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке, Санкт-Петербург: ЛГУ им. А,С.Пушкина, 2010. - [доклад конференции].
6. Gardner, R., Lambert, W. Attitudes and motivation: Second language learning. - Newbury House., 1972. - PP. 33-35, 46-51.
Зимина Г.Н
Аспирант, Нижегородского Государственного университета им. Н.И. Лобачевского УЧЕБНЫЙ КУРС «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ЭТИКУ» В РАМКАХ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БИОЭТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БИОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КЛАССИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 12-06-0035/12 от 25.06.2012
Аннотация
В статье рассмотрена реализация некоторых общекультурных компетенций, входящих в федеральные государственные образовательные стандарты, на примере дидактической системы биоэтически ориентированного образования, и, в частности, учебного курса «Введение в профессиональную этику», являющегося компонентом данной системы.
Ключевые слова: биоэтика, биоэтически ориентированное образование, модуль образования, компетенции.
Keywords: bioethics, boethics-oriented education, education module, competence.
Вопрос взаимоотношения с живой природой является одним из важнейших этических аспектов биологического образования. Тем не менее, традиционно, гуманитарно-этические вопросы в биологическом образовании, как правило, рассматриваются лишь косвенно [1]. Таким образом, существующая система предоставляет незначительную возможность в процессе обучения развивать профессиональные и социальные компетенции параллельно.
Новая нормативная база системы высшего профессионального образования, предусматривающая внедрение стандартов третьего поколения, позволяет уделить дополнительное внимание становлению общекультурных компетенций, в том числе, и в биологическом образовании.
Биоэтическое направление в образовании стало оформляться, прежде всего, в медицинских вузах, появились работы, определившие медико-философские, социально-педагогические и научно-методические аспекты биоэтического образования, позволившие разработать целостную концепцию биоэтико-мировоззренческой ориентации всех сфер учебно-воспитательного комплекса медицинской профессиональной школы. [2]
Опрос, проведенный на младших курсах биологического факультета Нижегородского Государственного университета показал, что подавляющее число респондентов (90,16%) считает знакомство с биоэтикой необходимым, в том числе, не только для биологов и врачей, но и для всего общества в целом, а 81,97% считает необходимым существование биоэтического образования.
22
Большинство опрошенных сходятся во мнении о необходимости комплексного подхода к биоэтическому образованию - лишь менее трети опрошенных (25,51%) указали, что для полноценного биоэтического образования достаточно одного курса «Биоэтика» Необходимость создания целостной концепции в биологическом образовании привела к разработке не только отдельных учебных курсов биоэтики, но и комплексных дидактических систем биоэтически ориентированного образования. [3] Компонентом нравственно-мотивационного этапа развития биоэтических отношений (осознание внутренних мотивов) является разработанный курс «Введение в профессиональную этику».
Основной целью учебного курса «Введение в профессиональную этику» является обозначение студентами места для биоэтических позиций в личностной картине мира, а также мотивация на изучение вопросов биоэтики и на их значение в современном мире.
Курс рассматривает этические аспекты взаимодействия человека с окружающим его живым миром. Он позволяет сократить разрыв, возникающий в традиционной системе обучения между естественнонаучным и гуманитарным образованием. Целью курса является не только получение знаний по данной дисциплине, но изменение отношения к живым объектам; дальнейшее распространение биоэтических взглядов. К задачам курса относятся: знакомство с актуальными биоэтическими проблемами; формирование представления о моральных и нравственных основах биоэтики и биоэтического мышления учащихся, навыков постановки и решения биоэтических проблем в собственной работе учащихся, рационального отношения к моральному выбору в исследовательской работе.
Курс «Введение в профессиональную этику» относится к дисциплинам вариативной части гуманитарного цикла. Дисциплина входит в модуль «Биоэтика» профиля «Общая биология». Наряду с учебной дисциплиной «Концепции современного естествознания» реализует нравственно-мотивационный этап данного модуля, а именно - осознание необходимости действий в соответствии с нормами биоэтики на основании внутренних побуждающих мотивов. В курсе «Концепции современного естествознания» обучающиеся имели возможность рассмотреть вопросы биоэтики и их место в естественнонаучной картине мира.
Содержание курса «Введение в профессиональную этику» разделено на пять разделов (таб.2), способствующих более полному усвоению материала, начиная с исторических предпосылок формирования современной биоэтики и заканчивая значением биоэтического мышления для осознания позиций устойчивого развития. Такая логика изложения содержания совместно с использованием разнообразных интерактивных методов обучения должны способствовать достижению основной цели учебного курса «Введение в профессиональную этику». За основу использования интерактивных методов взята технология развития критического мышления.
Требования к результатам освоения дисциплины «Введение в профессиональную этику» включают в себя знание норм этики и биоэтики, современных достижений биологических наук и применение этих знаний в организации собственного поведения в различных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности и владение основами биоэтического мышления.
Таблица 2 - Структура и содержание дисциплины «Введение в профессиональную этику»
Раздел дисциплины Формы текущего контроля успеваемости
Введение в биоэтику
Сущность биоэтики. Этика. Основные понятия и термины. Развитие и формирование биоэтики как науки и как концепции. История биоэтики. Предпосылки Письменное домашнее задание «История биоэтики»
Биоэтические аспекты культуры разных народов мира. Этика живого Проверочная работа «Основные понятия биоэтики»
Ролевая игра «совет существ» с использованием методик глубинной экологии. Написание эссе по проведенному занятию
Биоэтика как фактор гуманизации естествознания
Субъективное отношение к природе, его возрастные градации. Отношение к природе как показатель этического развития общества. Взаимосвязь естествознания и биоэтики. Письменное домашнее задание «Взаимосвязь естествознания и биоэтики»
Биоэтика повседневной жизни. Биоэтика для устойчивого развития: перспективы биоэтического общества как принцип самосохранения. Соблюдение естественнонаучных законов природы
Просмотр и обсуждение документального фильма «Дом - свидание с планетой» Написание эссе «Дом - свидание с планетой»
Морально-нравственные основы отношения человека к живым существам
Биоэтические, этические и морально-нравственные принципы, определяющие отношения внутри человеческого общества и с другими живыми организмами
Нравственность и мораль в обществе. Этические и правовые основы биоэтики в нашей стране и в мире. Защита прав животных Презентация докладов по теме занятия
Медицинская биоэтика
Медицинская биоэтика: обзор. Современные проблемы медицинской биоэтики Письменное домашнее задание «Современные проблемы медицинской биоэтики»
Здоровье человека и окружающая среда Подготовка рефератов по теме «Здоровье человека и окружающая среда»
Биоэтические аспекты научной и педагогической деятельности
Основные биоэтические и этические проблемы в научной работе Эссе « Моё видение биоэтических позиций в моей будущей профессиональной деятельности»
23
Биоэтические проблемы, возникающие в процессе обучения
Биотехнологии и прогресс
Заключительное занятие. Выводы Зачет
В настоящее время курс проходит апробацию на Биологическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Литература
1. Т.Н. Павлова Биоэтика в высшей школе. М.: МГАВМиБ им. К. И. Скрябина, 1997. С. 45.
2. Соколов В.М. Биоэтика и нравственные императивы формирования социально-профессиональной ответственности современного поколения молодёжи: Автореф.дис. канд. фил. наук. - Уфа, 09.00.11 2007.- 16 с.
3. Швец И.М. , Веселов А.П. , Романова Е.Б. , Зимина Г.Н. Гуманистическая направленность в развитии биологического образования классического университета // Гуманизация образования: тезисы докл. (Сочи, МИУ, 2012 г.). - Сочи, 2012. -С. 2, 8 -14.
Кручинин МВ.1, Кручинина Г.А.2
1 Доцент, канд. педаг.н., кафедра транспортного права, Волжская, государственная академия водного транспорта - ВГАВТ;
2 Профессор, д.педаг.н., кафедра педагогики и управления образовательными системами, Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского - ННГУ
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено формирование в учебном процессе вуза мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции студентов неюридических направлений подготовки с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, представлены результаты экспериментального исследования.
Ключевые слова: профессиональное образование, правовая компетенция, средства информационных и
коммуникационных технологий.
Keywords: professional education, legal competence, facility informational and communicational technology.
В Федеральных целевых программах - «Стратегии развития информационного общества в Российской федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» - особое внимание уделяется внедрению в систему образования электронных средств учебного назначения, современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют созданию единого информационного пространства, повышению качества, доступности и конкурентоспособности отечественного профессионального образования.
Информационный век внес значительные изменения во все сферы нашей жизни, и профессиональное образование здесь не является исключением. Все более широкое применение находят сегодня электронные обучающие системы, позволяющие сократить время и затраты на изучение определенной учебной дисциплины, уменьшить нагрузку на преподавателя, повысить степень усвоения учебного материала, предоставить доступ к этому материалу самым разным категориям обучаемых в зависимости от специфики учебного процесса. Особое внимание мы уделяем дисциплинам юридического цикла, так как различные положения права меняются чрезвычайно часто.
В российской образовательной системе широко используется термин «компетентностный подход». Этот термин употребляется в официальных документах, в том числе в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы (раздел «Совершенствование содержания и технологий образования», п.3) и в Плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы (раздел 1)
[7].
Результаты образования, выраженные на языке компетенций - это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций. В условиях России реализация компетентностного подхода выступает дополнительным фактором поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства [1, 2 и др.].
Одной из важнейших компетенций, которая должна формироваться у студентов вузов в профессиональном образовании является правовая компетенция, как составляющая профессиональной компетентности бакалавра, специалиста, магистра. Правовая компетенция включает мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоционально-волевой компоненты [5]. В нашем исследовании мы акцентировали внимание на формирование мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции студентов неюридических направлений подготовки вуза в процессе обучения правоведению.
Сформированность правовой компетенции у студентов способствует достижению следующих целей:
• знанию основ права, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
• осознанию себя полноправным членом общества, имеющего гарантированные законом права и свободы;
• воспитанию гражданской ответственности;
• уважению прав и свобод других людей, демократических правовых ценностей и институтов.
Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, об эффективной реализации прав и законных интересов, овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности в решении практических задач социальноправовой сферы; формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере правовых отношений (что, собственно и есть правовая компетенция), к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности осуществляется в образовательный процесс при изучении правоведения.
Анализ современной ситуации в высшей профессиональной школе, обзор научной литературы и диссертационных исследований по вопросам профессионального образования показали: в обучении студентов преобладают традиционные технологии обучения с низким уровнем использования инновационных технологий; отсутствуют технологии, ориентированные на систематическое использование ИКТ в формировании правовых компетенций студентов вуза неюридического профиля. Вопросам информатизации профессионального образования посвящены исследования М.Ю. Бухаркиной, С.Д. Каракозова, Г.И. Кирилловой, И.М. Красильникова, О.А. Козлова, М.В. Моисеевой, Т.А. Матвеевой, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др. Нами проанализированы:
24