ISNN 1029-3388
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Швец И.М., Веселов А.П., Романова Е.Б., Зимина Г.Н.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Новая нормативная база системы высшего профессионального образования, предусматривающая внедрение стандартов третьего поколения, предоставляет возможность становления ряда общекультурных компетенций, которые в совокупности способствуют усилению гуманистической направленности в развитии биологического образования. Среди них такие социально-личностные компетенции, как следование этическим нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), способность учиться, переоценивать свой социальный опыт, способность к критике и самокритике, креативность, способность к системному мышлению, адаптивность и коммуникативность, навыки делового общения, настойчивость в достижении цели, забота о качестве выполняемой работы, соблюдение норм здорового образа жизни, способность работать самостоятельно и в команде [1,5].
Некоторые из перечисленных компетенций были представлены и в предыдущих стандартах, но не на уровне готовности обучающихся к проявлению этих компетенций, а на уровне проявления знаний об определённых умениях, способствующих не только профессиональному, но и социальному становлению студентов. Эти знания студенты биологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского достаточно уверенно демонстрировали, сдавая экзамены по таким учебным курсам, как «Биоэтика», «История и методология биологии», «Философские проблемы современного естествознания» и ряда других. Социологические опросы студентов, проводимые в рамках перечисленных курсов, выявили тенденции, способствующие развитию гуманистической направленности на биологическом факультете. Среди них тенденции следования экологическим и гуманистическим идеям: преданность идее охраны окружающей среды, ценности жизни, следования биоэтическим принципам и принципам устойчивого развития. Больше половины опрошенных студентов преданность идее охраны окружающей среды признали актуальной или очень актуальной. В чуть меньшей степени оказались востребованы идеи коэволюции и устойчивого развития социума и биосферы. Актуальными признаны идеи распространения биоэтических отношений и признание доминирования ценностей жизни.
8
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” Ns 2/2012
Выраженность следования определённым идеям была представлена следующей шкалой: 1 балл — совсем не актуальная идея, 2 балла—неактуальная идея, 3 балла — не знаю, как ответить, 4 балла — актуальная идея, 5 баллов — наиболее актуальная идея. Результаты анкетирования выявили следующее ранжирование основных гуманистических идей.
Таблица 1. Основные гуманистические идеи, определяющие тенденции в развитии биологического и экологического образования на биологическом факультете
Основные идеи Охрана окружающей среды Коэволюции и устойчивого развития Доминирования ценности жизни Распространения биоэтических отношений
Баллы 4,6 4,3 4,0 4,0
Для воплощения идей в жизнь потребуются соответствующие умения, способности и характерные личностные качества. Анкеты были разделены на группы по доминированию в них перечисленных выше гуманистических идей. В каждой из образовавшихся групп отдельно считались предпочтения в умениях и реализации определённых способностей, которые также выражались в баллах. Таким образом, было выявлено, что те студенты, которые считают наиболее актуальной идею охраны окружающей среды, среди умений, способствующих реализации данной идеи, выделяют умения решать экологические проблемы и умения объяснять неспециалистам в области экологии последствия от игнорирования этих проблем и умения планировать и управлять своей деятельностью. Среди способностей наиболее востребованными студентами данной группы оказались способность общаться на экологические темы с неспециалистами, толерантность и логическое мышление.
В группе с доминированием идеи коэволюции и устойчивого развития наиболее важными оказались также умения решать экологические проблемы на основе выявления и устранения причин экологических кризисных ситуаций. Кроме этих умений выявились в качестве важных умения анализировать и моделировать экологические процессы и умения осуществлять экологический прогноз. Развитию указанных умений, по мнению респондентов данной группы, способствовали такие способности, как восприимчивость к инновациям, толерантность и исследовательские способности.
Респонденты, признающие наиболее актуальной идею доминирования ценности жизни и определяющие в качестве основной тенденции в развитии биологического образования тенденцию формирования биоэтических отношений, среди основных умений обозначили коммуникативные умения, умения действовать в соответствии с этическими нормами, с принципами социальной ответственности и гражданского сознания. Толерантность в этой группе признаётся как основное качество личности наряду с такими, как способность критически мыслить и исследовательские способности.
9
ISNN 1029-3388
Идея распространения биоэтических отношений переносит акцент с формирования этих отношений на умения их распространять. Видимо, поэтому коммуникативные умения и умения работать в команде для этой группы респондентов оказались наиболее важными. Кроме этих умений такими же значимыми стали умения действовать в соответствии с этическими нормами. Совершенствованию перечисленных умений, по мнению респондентов данной группы, способствуют такие качества, как критическое мышление, толерантность и отклик на инновации.
Совокупность рассмотренных ценностных оснований, выраженных в выборе основных идей, умений, определяющих их воплощение, а также основных личностных характеристик, способствующих развитию данных умений, по сути конкретизируют основные общекультурные компетенции студентов-биологов, сближая их с профессиональными компетенциями.
Таблица 2. Структура основных общекультурных компетенций студентов-биологов
Общекультурные компетенции Основные составляющие ОК-1 Следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и природы (принципы биоэтики) ОК-8 Проявляет экологическую грамотность, понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения
Ценностные идеи-основания Доминирование ценности жизни Распространение биоэтических отношений Охрана окружающей среды Коэволюция и устойчивое развитие
Коммуникативные умения, умения действовать в соответствии с этическими нормами и принципами социальной ответственности и гражданского сознания Коммуникативные умения, умения работать в команде, умения действовать в соответствии с этическими нормами Умения выделять экологические проблемы, умения объяснять неспециалистам последствия от нерешения этих проблем, уметь планировать свою деятельность Умения решать экологические проблемы на основе выявления и устранения причин кризисных ситуаций, умения анализировать экологические процессы, умения осуществлять экологический прогноз
Личностные качества Толерантность, способность критически мыслить, исследовательски е способности Критическое мышление, толерантность, отклик на инновации Способность общаться на экологические темы с неспециалистами, толерантность, логическое мышление Восприимчивость к инновациям, толерантность, исследовательские способности
Выявленные с помощью анкетирования основные составляющие рассмотренных общекультурных компетенций позволяют оправданно отобрать не только содержание соответствующих учебных курсов, но и методы и технологии обучения, формы и способы организации обучения, формы и способы организации контроля.
10
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
Развитие коммуникативных умений потребует привлечения коммуникативных технологий, позволяющих научиться формулировать точку зрения на определённые экологические или этические проблемы, обосновывать высказанную точку зрения с помощью весомых аргументов и находить к этим аргументам убедительные доказательства. Методы проблемного обучения окажутся уместными при рассмотрении и этических и экологических проблем.
Кейс-метод или метод разбора ситуаций, на наш взгляд, также может оказаться востребованным при рассмотрении вопросов биоэтики, охраны окружающей среды, прогнозирования последствий своей профессиональной деятельности. Причём, необходимыми окажутся не только проблемные, но и оценочные, и описательные кейсы.
Разнообразные виды проектной учебной деятельности будут способствовать развитию необходимых умений, в том числе, и коммуникативных, и исследовательских, умений работать в команде, умений организовывать и управлять как индивидуальной, так и коллективной деятельностью. Использование метода проектов потребует увеличения учебного времени на самостоятельную работу.
Из педагогических технологий для развития логического и критического мышления можно рекомендовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Два основных механизма, предусмотренных в данной технологии для развития критического мышления, - коммуникативный и рефлексивный - могут способствовать проявлению толерантности, социальной ответственности и гражданского сознания. В данной технологии особое внимание уделяется возможности услышать разнообразные точки зрения по одному и тому же вопросу, их проанализировать и оценить. Рефлексивный механизм помогает привести в соответствие свои внутренние убеждения с требованиями соблюдения социальных норм.
В качестве метода контроля можно использовать метод «портфолио». Для его организации также потребуется дополнительное время для организации самостоятельной работы.
В основной образовательной программе бакалавров-экологов базовая часть модуля «Основы природопользования» охватывает разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты природных комплексов от чрезмерной эксплуатации и загрязнения с использованием комплекса правовых, организационных, экономических и других мер. Процесс изучения дисциплины «Устойчивое развитие» направлен на формирование общекультурных компетенций от ОК-1 до ОК-13, в том числе: обладание базовыми знаниями, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям (ОК-5). Необходимо активно использовать интерактивные формы проведения занятий, используя для этого все доступные 11
11
ISNN 1029-3388
формы творческого освоения материала: самостоятельный поиск необходимых данных, эссе, дискуссии, дебаты, разработку собственных проектов «Плана действий на местном уровне», индикаторов устойчивого развития, статей в СМИ, проведение деловых игр, имитирующих сложности принятия решений.
С помощью перечисленных методов организуется вариативный компонент направления «Биология» профиля «Общая биология» биологического факультета Нижегородского госуниверситета, усиливая его биоэтическую направленность. Базовым курсом для уровня бакалавриата является курс «Биоэтика», а в вариативной части предусмотрены курсы «Концепции современного естествознания» (для естественно-научных факультетов), «Введение в профессиональную этику» и «Инновационные педагогические технологии в биологическом образовании».
Для уровня магистратуры предусмотрены в базовой части курс «Философские проблемы естествознания» (тема «Биоэтика») и курсы вариативной части «Биоэтические проблемы в биологических и экологических исследованиях», и «Дидактика высшей школы». Предлагаемый набор учебных курсов позволит готовить специалистов в области биоэтики, способных к распространению идей биоэтики.
Все перечисленные курсы составили модуль биоэтически ориентированного образования, в котором отражены логика организации содержания в области биоэтики (от введения в профессиональную этику до философского осмысления биоэтических проблем), и в области методики обучения (от проектирования отдельных занятий с использованием интерактивных методов обучения до проектирования программ учебных курсов и проведения занятия). Данная логика организации содержания совмещается с логикой освоения все более сложных умений и действий, что реализуется в результатах обучения студентов с использованием творческих заданий. Для реализации модуля биоэтически ориентированного образования на биологическом факультете классического университета нами была разработана дидактическая система, предусматривающая последовательную реализацию этапов развития биоэтических отношений через достижение соответствующих целей определенных учебных курсов.
Для достижения этих целей отобраны и соответствующие методы обучения, помогающие не только освоить знания в области биоэтики, но и выявить нравственное отношение к результатам биологических исследований, а также готовность к распространению биоэтических позиций в своей дальнейшей исследовательской и педагогической деятельности. Дидактическая система биоэтически-ориентированного образования на биологическом факультете представлена в таблице 3.
12
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
Таблица 3. Дидактическая система биоэтически-ориентированного образования на биологическом факультете классического университета
Компоненты, этапы системы развития биоэтических отношений Цели Учебные курсы, реализующие этап Инновационные методы, педагогические технологии, реализующие цель этапа Ожидаемые результаты обучения на основе творческих заданий
2 X X 1 5 X X ь- о 2 Принятие внешних мотивов Обосновать целостность окружающего мира и выявить значение знаний но биоэтике в системе знаний о мире «Концепции современного естествознания» Интерактивные методы индивидуальной работы с текстами Интерпретация и презентация «Картины окружающего мира»
о X X <1> ЕС Е- CJ сс о X Осознание внутрен- них мотивов Обозначение места для биоэтических позиций в личностной картине мира «Введение в профессиональную этику» Методы аргументированного обоснования и сопоставление точек зрения Эссе «мое видение биоэтических позиций в моей будущей профессии» или «Место биоэтических позиций в моем отношении к миру»
2. Этап осмысления биоэтических позиций Усвоение основных знаний об истории, принципах биоэтики, а также о методах и средствах, способствующих выработке биоэтических позиций «Биоэтика», «Инновационные педагогические технологии в биологическом и экологическом образовании» Беседы нравственноориентированного характера, круглые столы Реферат по выявлению биоэтических позиций в теме выпускной работы бакалавра. Проекты занятий с выявлением биоэтически ориентированных позиций.
З.Этаи становления биоэтических позиций Выявление биоэтических позиций в своей будущей профессии исследователя и преподавателя «Дидактика высшей школы» Беседы и диалоги нравственноориентированного характера, способствующие выявлению биоэтических позиций Подго товка рабочей учебной программы с нравственным обоснованием актуальности темы
4. Нравственно- рефлексивный этап Выработка умений по выбору объектов, методов и средств исследования с позиций биоэтики «Биоэтические проблемы биологических исследований» Методы проблемного обучения, методы рассмотрения исследовательских ситуаций, дискуссии Реферат по анализу одной из актуальных биоэтических проблем / паратраф магистерской диссертации с обоснованием исследования на основе биоэ тики
«Философские проблемы естествознания» Проведение занятия с использованием интерактивных методов
Представленная дидактическая система основана на системном [3,4], аксиологическом [6], личностно-деятельностном [9,10] и компетентностном [2,7] подходах, а этапы развития биоэтических отношений выделены на основе развития нравственности [8].
В настоящее время разработанная дидактическая система проходит апробацию на биологическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Таким образом, проведённое анкетирование по результатам обучения на основе образовательных стандартов второго поколения, позволило выявить ряд тенденций в развитии биологического образования и спрогнозировать на их основе организацию развития таких общекультурных компетенций, как
13
ISNN 1029-3388
биоэтической (ОК - 1) и природоохранной (ОК - 8), способствующих
гуманистической направленности образования на биологическом факультете.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 12-0600335 в рамках научно-исследовательского проекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М.:ИЦПКПС, 2006. 72с.
2. Гериш Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. №2. С11-15.
3. Лисеев И.К. Системная познавательная модель и современная наука // Системный подход в современной науке. М.:Прогресс-Традиция, 2004, С.69-80.
4. Решетова З.А. Формирование системного мышления в обучении М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 344с.
5. Мелехова О.П. Методология перехода на уровневую систему подготовки в соответствии с новой нормативной базой высшего биологического образования. - М.: 2010г. 253с.
6. Николина В.В. Аксиологический подход в современном образовании // Подготовка специалистов на технологических факультетах педагогических вузов в условиях модернизации образования: материалы региональной научно-практической конференции, 29-30 марта 2007г, Нижний Новгород: НГПУ, 2007. С.34-64.
7. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / Интернет-журнал, «Эйдос» 2005. (http://www.eidos.ru/iournal/ 2005/1212.htm)
8. Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) // Этическое воспитание. 2008. №5. С5-40.
9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Дрофа, 1996. 96с.
10. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практикоориентированному образованию / Интернет-журнал, «Эйдос» 2007. (http:// www.eidos.ru/iournal/2007/0115-2.htm)
14