Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
Соловьева О.В., Аникеева Ю.В.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
На современном этапе происходящих изменений в системе высшей школы возросла важность изучения и учета личностных свойств и особенностей студентов психологических факультетов. Это связано с высокой социальной ответственностью профессии психолога, с расширением поля его профессиональной деятельности и основных профессиональных задач, растущей потребностью помощи другим людям. Одним из центральных свойств личности и профессиональным инструментом психолога являются коммуникативные способности. Они выступают доминирующим, системообразующим компонентом его профессиональной деятельности. Недостаточный уровень развития коммуникативных способностей ведет ко многим серьезным проблемам в практической деятельности психолога. В этой связи актуализируется необходимость целенаправленного развития коммуникативных способностей и компетенций будущих психологов на этапе обучения в вузе.
На необходимость специально организованной работы по совершенствованию коммуникативных способностей и компетенций психолога, указывают многие авторы (Вачков И.В., Емельянов Ю.Н., Жучкова С.Е., Марасанов Г.И., Митина Л.М., Петровская Л.А., Петрушин С.В. и др.). Имеется ряд исследований, изучающих методы и формы подготовки психологов в вузе, в частности, развития коммуникативных способностей (Акопов Г.В., Вербицкий А. А., Деркач А. А., Завалишина Д.Н., Кашапов М.М., Вяткин Б. А., Климов Е.А., Шадриков В.Д. и др.).
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных изучению коммуникативных способностей личности, нами не обнаружено работ, в которых была бы показана система психологического сопровождения студентов-психологов, направленная именно на развитие такого базового профессионального инструментария, как коммуникативные способности. Кроме того, результаты проведенного нами исследования показали недостаточный уровень развития коммуникативных способностей у студентов-психологов, а именно таких показателей, как коммуникативные и организаторские склонности; общительность, логическое мышление, эмоциональная устойчивость, чувствительность; понимание чувств и намерений другого человека, умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других, тактичности и
39
ISNN 1029-3388
др. В этой связи мы предположили, что теоретически обоснованная и методически корректно разработанная программа психологического сопровождения может служить эффективным средством в развитии коммуникативных способностей студентов-психологов [1].
Разработанная нами программа представлена в виде модели, включающей ряд взаимосвязанных звеньев: цель, задачи сопровождения, направления, блоки работы и критерии эффективности (Рис.1).
Рис. 1. Модель программы психологического сопровождения, направленной на развитие коммуникативных способностей у студентов-психологов.
Системообразующим звеном нашей модели явилась ее цель - проведение комплекса психологических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих формированию и развитию коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности.
Для успешной реализации обозначенной цели решались следующие задачи: повышение уровня самооценки в коммуникативной деятельности; развитие навыков эффективного самопознания; укрепление чувства личной эффективности; развитие представлений о нормах и правилах эффективного общения; формирование и развитие потребностей и мотивов, лежащих в основе общения;
40
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
развитие внутренних побуждений личности к коммуникативной деятельности; обучение умению адресовать сообщения и привлекать к себе внимание собеседника; формирование умения критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям; развитие способности эмоционального сопереживания и др.
Реализация вышеописанных задач осуществлялась в целенаправленной психолого-педагогической работе со студентами, направленной на оказание психологической помощи в развитии основных компонентов коммуникативных способностей. Основной целью такой работы явилось формирование и развитие у студентов-психологов коммуникативных способностей в процессе учебной деятельности.
Для реализации вышеназванных направлений, в модель системы психологического сопровождения подростков были включены такие блоки, как: психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая коррекция и индивидуальное психологическое консультирование. Эти блоки представляют собой психологические направления работы психолога образовательного учреждения. Их суть заключается в том, чтобы максимально с использованием различных психологических методов, приемов и техник оказать помощь студентам в решении имеющихся проблем.
В основу данной модели был заложен принцип целостности. Этот принцип основан на том, что работа программы психологического сопровождения студентов-психологов строится с учетом активного привлечения ближайшего социального окружения. Дополнительными принципами такой системы стали: принцип конструктивности, принцип учета возрастно-психологических особенностей студентов и принцип экологичности. Введение принципа конструктивности было обусловлено тем, что программа психологического сопровождения ориентирована не на выявление ошибок и нарушений, повлекших недостаточный уровень развития коммуникативных способностей у студентов, а на поиск внутренних и внешних ресурсов, способствующих развитию у них коммуникативных способностей на достаточном уровне [4].
Принцип учета возрастно-психологических особенностей был введен с целью учета психического и личностного развития в студенческом возрасте. Этот принцип позволил учитывать не только важность формирования у студентов уверенности в себе, но и необходимость развивать способность к эффективному взаимодействию с другими людьми в рамках будущей профессии и обучения умению заниматься самоанализом и самопознанием [3].
Принцип экологичности в нашем случае был применен при выборе психологических блоков работы. Этот принцип основывается на том, что модель психологического сопровождения студентов должна строиться на неманипулятивных и ненасильственных способах работы, обеспечивающих
41
ISNN 1029-3388
безопасную психологическую атмосферу для всех участников программы сопровождения [2].
В соответствии с этими принципами был подобран научно-методический аппарат программы сопровождения, основу которого составили: гуманистическое и клиент-центрированное направление (Маслоу А.Г., Роджерс К.Р.); личностноориентированный (Якиманская И.С.) и деятельностный подходы в обучении (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.); концепция психологической службы в вузе (Битянова М.Р., Берулава Г. А., Вачков И.В., Дубровина И.В., Овчарова Р.В., Самоукина Н.В. и др.).
Практическую основу аппарата составили: технология психологического сопровождения (Клюева Н.В., Овчарова Р.В.); методы интерактивного обучения (Ляудис В.Я.) теория и практика психологического консультирования (Бондаренко А .Ф., Хухлаева О.В.); методология групповой и тренинговой работы (Вачков И.В., Макшанов С.И., Марасанов Г.И., Сидоренко Е.В., Ромек В., Рудестам К.Э. и др.
Рассмотрим блоки психологического сопровождения.
Психологическая профилактика в модели представляют одно из важных психологических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих развитию коммуникативных способностей.
Психологическая диагностика как специально организованная целенаправленная деятельность психолога в модели направлена на: 1) изучение личностных характеристик и наличного уровня коммуникативных способностей у студентов; 2) оценивание эффективности проводимой психологической работы со студентами-психологами; 3) выбор оптимальных средств и способов в проведении психологической профилактики, развитии и коррекции.
Психологическое просвещение является одним из видов направлений работы психолога образования и имеет основную цель - сформировать у студентов психологические знания по вопросам развития коммуникативных способностей, уверенности в себе, техникам преодоления коммуникативных барьеров и способам формирования навыков уверенного поведения в рамках профессиональной деятельности. Данное направление программы призвано: доступно разъяснить роль коммуникативных способностей в структуре профессиональной деятельности психолога; обсудить со студентами проблему уверенности в себе и роли данного феномена в жизни каждого человека; мотивировать студентов на активную работу в тренинге и работу над собой. Этот вид психологической работы активно реализуется в учебном процессе на лекционных, семинарских и практических занятиях по курсам, преподаваемым в рамках специальности Психология.
Психологическая коррекция как еще одно направление программы психологического сопровождения проводится в форме социальнопсихологического тренинга. Этот вид работы позволил создать на практике необходимые психологические условия, благоприятствующие развитию у студентов всех блоков коммуникативных способностей. Основной целью тренинга
42
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
является развитие коммуникативных способностей у студентов. В задачи тренинга входит: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизация процесса самопознания и самоактуализации; расширение диапазона творческих способностей и т.д.
Тренинг развития коммуникативных способностей включает четыре последовательных блока: личностный, когнитивный, мотивационный и поведенческий. Предлагаемый нами тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания. Работа ведется последовательно от первого к четвертому блоку тренинга. Следует отметить, что структура тренинга подвижная, и акценты делаются на ту или иную содержательную цель в зависимости от запроса и личностных особенностей участников.
Модель программы психологического сопровождения студентов также предполагает возможность пройти психологическое консультирование - это еще один важный вид деятельности в работе психолога по развитию коммуникативных способностей. В рамках реализации своей программы мы обращались к индивидуальному психологическому консультированию студентов, которое определяется как специальным образом организованный, структурированный по этапам процесс общения консультанта и клиента, нацеленный на решение психологических проблем, с которыми обращаются клиенты. Отличительной чертой данного вида психологической помощи является опора психолога на резервные, адаптивные возможности психики самого человека. Основными задачами индивидуального консультирования выступают: создание психологических условий, располагающих обучаемого к осознанию своего педагогического опыта, решению возрастных задач; перераспределение напряжений, превращение деструктивных внутренних конфликтов и переживаний в конструктивные; помощь в «сближении» реального и идеального образа «Я», в обретении своего истинного, духовного «Я»; готовности принять на себя социальную ответственность. Главным принципом проведения консультаций является не навязывание позиции психолога и определенных образцов и стереотипов поведения, а формирование атмосферы взаимопонимания, способствующей выработке самостоятельных решений на основании полученной информации, что, в целом, соответствует методологии недирективного психологического консультирования.
Критериями эффективности программы психологического сопровождения является достижение ожидаемых результатов, выделенных на этапе ее разработки и формирования: способности установления контакта в различных ситуациях общения; овладение умениями и навыками эффективного слушания, понимания других людей и себя; овладение умениями и навыками
43
ISNN 1029-3388
установления и развития успешных межличностных и групповых взаимоотношений; активизации процесса самопознания и самоактуализации; наличии широкого диапазона творческих способностей и личностных потенциалов; способности преодолевать свои негативные эмоциональные состояния; сформированности личностной и профессиональной мотивации деятельности.
Предложенная программа была апробирована и реализована в ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Опыт практической деятельности психологической службы вуза показывает, что, во-первых, предлагаемая нами программа и ее отдельные звенья работают на практике, во-вторых, все они являются живыми, способными к развитию технологиями, в каждую из которых психолог может внести свой личный опыт и свою индивидуальность. Психологическая помощь, оказанная студентам психологических специальностей в рамках учебного процесса, способствует повышению уровня развития коммуникативных способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникеева Ю.В. Психологическое сопровождение по развитию коммуникативных способностей будущих психологов в образовательной среде вуза. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 15.06.2012).
2. Лушин П.В. Об экологичности психологического воздействия: экофасилитативная логика // Практическая психология и социальная работа. 2010. №6
3. Осипова А. А. Общая психокоррекция / Учебное пособие. М.: Сфера, 2007. 512 с.
4. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983. 205 с.
44