Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 5 (2), с. 211-215
УДК 378
ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
© 2013 г. И.М. Швец
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 12.06.2013
Рассматривается создание опросников для отслеживания формирования отдельных компетенций обучающихся и их составляющих. На примере апробированных вариантов опросников по формированию экологической и иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции обозначены основные и дополнительные возможности разработанных опросников.
Ключевые слова: оценка качества подготовки учащихся, фонд оценочных средств, личностно ориентированная составляющая оценочных средств, компетентностные тесты, опросник, структура компетенции, методическая культура.
Одной из наиболее актуальных проблем в системе образования, обусловленных внедрением новых образовательных стандартов, является проблема определения оценки качества подготовки учащихся. Главная трудность при разрешении данной проблемы состоит в том, что основной результат учения, сформулированный в виде сформированности компетенций, предполагает оценивание определенных качеств личности. Необходимо оценивать не только знания, но и готовность их использовать в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Чаще это делается при рассмотрении некоторых продуктов учебного процесса, в которых учащиеся демонстрируют и используемые знания, и развитые умения и способности, помогающие эти продукты создать. Как правило, такие продукты являются результатом внедрения новых учебных методов, таких как метод проектов, метод «портфолио», кейс-метод и другие.
В настоящее время в российской системе высшего профессионального образования усилиями многих исследователей создается фонд оценочных средств (ФОС), под которыми понимается комплект методических, контрольноизмерительных и оценочных материалов, предназначенных для выявления уровня сформиро-ванности различных компетенций на разных этапах подготовки студентов. В данный фонд входят средства, которые можно назвать средствами объективного контроля. Среди них -тесты, контрольные, результаты которых будут проверяться или независимыми комиссиями, или компьютерными программами. Разрабатываются специальные компетентностные тесты [1; 2], под которыми пока чаще понимаются
отдельные тестовые задания, содержащие открытые вопросы или избыток параметров, сопровождающих условия задачи.
В целом создание компетентностных тестов требует большой подготовительной работы, начиная от формирования общей концептуальной базы аттестации и до определения интерпретации результатов оценочного процесса. По мнению исследователей, занимающихся созданием таких тестов, данная работа должна предусмотреть не менее 15-20 отдельных позиций, или видов, самостоятельных действий [2]. Среди них следует обратить внимание на такую позицию, как разработка версий контрольноизмерительного инструментария, выбирая для них средства из совокупности предметноориентированных тестов, компетентностных тестов, портфолио, кейс-измерителей, анкет, опросников и т.д. Возможности составляющих данной совокупности различны, и их использование будет зависеть от вида тех компетенций, сформированность которых необходимо отследить.
В данной статье мы рассмотрим возможности опросников для целей отслеживания сфор-мированности тех или иных компетенций и их вклада в оценку качества подготовки студентов высшей школы. Необходимо отметить, что пока опросники и анкеты часто используются для целей вынесения оценки преподавателям, ведущим учебные занятия. На наш взгляд, для таких целей использовать данные средства не совсем этично. К тому же среди преподавателей есть такие, которые имеют достаточный опыт преподавания, и их студенты при любых требованиях показывают хорошие учебные результа-
ты. Есть начинающие преподаватели, которые пока не выработали своего стиля, которые сами нуждаются в педагогической поддержке, они могут или завышать требования к студентам, или, наоборот, совсем не отслеживать усвоение содержания дисциплины вплоть до экзамена или зачета по ней. Кстати, необходимо отметить, важность проведения текущего контроля, что и предполагается нормативными документами по внедрению компетентностного подхода, но не поддерживается самим механизмом его внедрения, в частности отсутствием учета контроля самостоятельной работы студентов со стороны преподавателей. Это свелось к исчезновению в учебных планах по реализации основных образовательных программ (ООП) графы «КСР» («контроль самостоятельной работы»), т.к. теперь учебный план составляется исходя из количества учебного времени для студентов. В документах же, регламентирующих рабочее время преподавателей, нового пункта для осуществления контроля за самостоятельной работы студентов не появилось. Подобное «упущение» приводит к тому, что теперь и опытные преподаватели могут не стремиться к осуществлению текущего контроля ни в традиционном формате, ни тем более в инновационном. Как отследить качество обучения по таким учебным продуктам, как проект или «портфолио», если эти продукты не анализировать, не отслеживать изменения в них по мере накопления учебного опыта студентов? Такая работа с новыми учебными продуктами деятельности студентов требует большого количества рабочего времени преподавателя.
Опросники и анкеты можно использовать совсем для других целей. Через них можно формировать рефлексивную составляющую компетентности студентов и одновременно выяснять, что упускается в организации обучения отдельной дисциплины или модуля дисциплин. Реализуя такие цели, анкеты и опросники в общем ФОС организуют личностно ориентированную составляющую. При этом важно отметить, что личностная ориентация проявляется для обоих субъектов учебного процесса. Для студентов она выражается через формирование рефлексивной составляющей компетентности; для преподавателей - через возможность анализа отобранного содержания, методов и организации обучения своей дисциплине, т.е. по сути через возможность совершенствования своей методической культуры.
За основу разработки опросника для этих целей мы взяли опросник, давно и хорошо себя зарекомендовавший - «Натурфил». Данный
опросник был разработан автором для целей отслеживания интенсивности отношения к природным объектам [3; 4]. В нем предложен достаточно простой алгоритм организации, который позволяет отслеживать интенсивность отношения к чему-либо и - главное - позволяет легко и быстро ее вычислять. Все вопросы в опроснике разделяются на необходимые для отслеживания блоки по 10 вопросов в каждом. Каждый блок предназначен для оценки интенсивности определенной составляющей всего отношения. Ее легко вычислить, приняв правильные ответы на все 10 вопросов за 100%. Правильными ответами считаются те, которые совпадают с ключом. Вопросы составляются так, что на них можно ответить только или «да», или «нет».
В своем опроснике мы выделили 5 блоков вопросов, исходя из сущностных характеристик компетенции: мотивационно-ценностный (представленность мотивационного и ценностносмыслового аспектов компетенции); когнитивный (представленность когнитивного аспекта); операционно-действенный (представленность поведенческого аспекта в виде выполнения отдельных операций и действий по образцу или в виде освоения их алгоритма); деятельностный (представленность поведенческого аспекта, но в виде личностно организованной продуктивной деятельности) и рефлексивный (представленность рефлексивного аспекта).
Опросник также содержал дополнительный блок заданий, который позволил обратить внимание на такие личностные характеристики, как ценностные ориентации, способности и умения, и определить их рейтинг в общей совокупности данных характеристик. Среди умений мы выделили такие общепрофессиональные умения, на которые в последнее время обращают внимание многие педагоги-исследователи (умение работать в команде, умение планировать свою деятельность и др.). В совокупности способностей и ценностных ориентаций содержались такие, которые могут развиваться и при традиционном обучении, а также те, которые предполагаются к развитию при внедрении компетентностного подхода. В данном блоке заданий необходимо было проставить баллы от 1 до 5 к каждой характеристике для определения ее рейтинга.
В зависимости от определяемой компетенции разрабатывались частные принципы организации каждого блока вопросов или заданий. В данных принципах можно отразить основные цели и задачи учебного курса (модуля), требования к уровню его освоения (предварительно выделив их), уровни самостоятельности (если
предусмотрена значительная самостоятельная работа студентов).
В своем исследовании мы разработали и апробировали два опросника для определения сформированности общекультурных компетенций: экологической и иноязычной профессионально-коммуникативной. Оба опросника апробировались в разных вузах и на разных направлениях обучения. Апробация опросников показала, что время, затрачиваемое на заполнение ответов, не превышало 45 минут и особых затруднений при работе с ними не наблюдалось.
Обработку результатов проводили, выделяя сначала группы с разной интенсивностью отношения к сформированности исследуемой компетенции. Выделяли группы с низкой, средней и высокой интенсивностью отношения по инструкции, рекомендованной для опросника «Натурфил». Для этого высчитывали общее количество совпадений на первые пять блоков вопросов. Необходимо отметить, что вопросы этих блоков в готовом опроснике даны не сгруппированными по блокам, а перемешанными. Если число совпадений с ключом было менее 60%, студент включался в группу с низкой интенсивностью отношения к сформированно-сти исследуемой компетенции. В группу со средней интенсивностью отношения входили испытуемые, показавшие 69-80% совпадений с ключом. Студенты, продемонстрировавшие свыше 80% совпадений, составляли группу с высокой интенсивность отношения.
В пределах каждой выделенной группы с определенной интенсивностью отношения к формируемой компетенции мы определяли степень проявления каждой из составляющих данной компетенции: мотивационно-ценностной, когнитивной, операционно-действенной, деятельностной и рефлексивной - по количеству совпадений с ключом в каждом блоке из 10 вопросов. Степень выраженности каждой из составляющих исследуемой компетенции представляли в виде процентов.
Для последнего блока заданий, в котором необходимо было проставить баллы от 1 до 5, рассчитывали среднее количество баллов для каждой позиции (конкретного умения, способности или ориентирующей ценностной идеи). Кроме среднего количества баллов, свидетельствующего о важности развития того или иного умения или способности, определяли частоту проявления этих умений или способностей. По частоте проявления судили о том, сколько студентов отдает предпочтение развитию определенного умения или способности, ставя их на первые места в рейтинге.
Перечисленные расчеты при обработке ответов в опроснике были обязательными. Последующие расчеты проводились при необходимости получения дополнительной информации о сформированности компетенций. Так, к примеру, при исследовании иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции (ИПКК) в операционно-действенном компоненте дополнительно определили, что он проявляется в основном за счет отработки аудирования и чтения иностранного текста. Умение писать выражено слабее всего. Причем такая выраженность была как в группе с низкой интенсивность отношения к сформированности ИПКК, так и в группе с высокой интенсивностью отношения.
Дополнительную информацию можно получить при расчете корреляций, например, между предпочтением определенных ценностных идей, организующих обучение, и освоением определенных умений или развитием определенных способностей в ходе обучения.
Педагогический эксперимент по апробации разработанных опросников проводился в разных вузах со студентами разных направлений. В апробации опросника по сформированности экологической компетенции принимали участие студенты направлений «Биология» и «Экология и природопользование» Нижегородского государственного университета и студенты направлений «Экология и природопользование», «Физика», «Математика», «История» Курганского государственного университета. Опросник для выявления сформированности ИПКК апробировался среди студентов направлений «Архитектура и ландшафтный дизайн», «Прикладная информатика», «Экономика» Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета и студентов направлений «Экономика», «Архитектура», «Менеджмент», «Информационные системы» Московского государственного строительного университета.
Результаты эксперимента показали, что с помощью разработанных опросников хорошо выявляются уровни интенсивности соответствующих отношений в разных группах опрошенных. Работа с данными опросниками на контрольном этапе эксперимента позволит выявить изменившееся количество студентов на разных уровнях интенсивности отношений к исследуемым компетенциям, что будет свидетельствовать об определенной динамике формирования этих компетенций.
С хорошей степенью достоверности по разработанным опросникам выявляются различия в сформированности разных составляющих компетенций. Интересно, что качественная кар-
тина сформированности всех составляющих обеих компетенций была во многом одинаковой. Мотивационно-ценностная составляющая была достаточно высокой в обоих случаях, но для ИПКК эта составляющая была выше во всех группах студентов. Когнитивная составляющая была ниже мотивационно-ценностной. Это можно объяснить тем, что опрашивались студенты начальных курсов, которые еще не завершили обучение по соответствующим дисциплинам. В группах экологов и биологов, в которых исследовалась сформированность экологической компетенции, а также во всех группах по исследованию ИПКК наиболее высокой оказалась операционно-действенная составляющая данных компетенций. Это свидетельствует о том, что организация обучения по формированию исследуемых компетенций имеет практическую направленность и студенты осваивают разнообразные приемы и операции, позволяющие использовать получаемые знания в жизни.
Использовать же полученные знания в определенном виде деятельности пока не получается. Об этом свидетельствует самая низкая сформированность деятельностной составляющей обеих компетенций во всех группах студентов. Данный факт также вполне объясним с двух позиций. Во-первых, новые стандарты введены совсем недавно и, очевидно, еще рано ожидать сформированности именно деятельностной составляющей. Во-вторых, вполне возможно, что она так и будет ниже всех остальных составляющих всех компетенций, так как ее становление и развитие будет происходить по окончании обучения, в реальной профессиональной деятельности.
Рефлексивная составляющая исследуемых компетенций была самой разной. Сформиро-ванность данной составляющей зависит, на наш взгляд, от используемых преподавателем методов и технологий обучения. При использовании только традиционных методов данная составляющая практически не формируется. Использование активных методов, особенно на занятиях по иностранному языку, способствовало развитию рефлексивности.
Немало информации можно получить, анализируя дополнительный блок заданий о том, какие умения и способности развиваются у студентов при формировании соответствующих компетенций. Набор умений и способностей можно менять. Мы в своем исследовании остановились на таких ключевых умениях, как планирование своей деятельности, работа в команде, формулирование своих мыслей, а также на универсальных способностях - формировании
толерантности, логическом мышлении, критическом мышлении, самостоятельности, исследовательских способностях. Кроме перечисленных ключевых умений и универсальных способностей, в опросник были включены и специфические для исследуемых компетенций умения и способности. Так, при исследовании экологической компетенции рассматривались еще такие умения, как умение решать экологические проблемы, объяснять неспециалистам последствия экологических проблем. В рейтинг умений для формирования ИПКК были внесены умения выслушивать партнера, комплексно использовать иностранный язык.
Важную информацию об организации учебного процесса можно извлечь, если обратить внимание на корреляции между некоторыми позициями. Так, в наших исследованиях по формированию экологической компетенции опросники разделили на группы по предпочтениям в них гуманистических идей, предложенных в дополнительном блоке заданий. В каждой из образовавшихся групп отдельно смотрелись предпочтения в умениях и способностях, реализующихся при обучении, рассчитывались корреляции между доминирующей гуманистической идеей и предпочтительными умениями и способностями.
Было выявлено, что те студенты, которые считают наиболее актуальной идею охраны окружающей среды, среди умений, способствующих реализации данной идеи, на первое место чаще ставят умения решать экологические проблемы и умения объяснять неспециалистам в области экологии последствия игнорирования этих проблем, а также умения планировать и управлять своей деятельностью.
В группе с доминированием идеи коэволюции и устойчивого развития предпочтения отдавались другим умениям. Наряду с умением решать экологические проблемы, которое выделялось и в предыдущей группе, в данной оказались востребованы умения анализировать и моделировать экологические процессы и умения осуществлять экологический прогноз. Развитию данных умений, по мнению респондентов данной группы, способствовали такие способности, как восприимчивость к инновациям, толерантность и исследовательские способности.
Идея доминирования биоэтических отношений коррелировала с коммуникативными умениями и с умениями действовать в соответствии с этическими нормами. Толерантность в данной группе признавалась как основное качество личности наряду со способностью критически мыслить и исследовательскими способностями.
Таким образом, с помощью разработанного опросника удалось представить структуру основных общекультурных компетенций, которые формируются в образовательном процессе через конкретизацию основных ценностных идей, организующих учебный процесс, развивающихся умений и способностей [5].
Разработанные опросники позволяют обратить внимание на то, как воспринимаются студентами предлагаемые в учебном процессе нововведения, заметны ли они для них и в отношении каких результатов необходимы изменения как в организации, так и в методах обучения. При этом нет прямой оценки деятельности преподавателя со стороны студентов, а есть доказательства того, насколько успешны оказались старания обоих субъектов образовательного процесса по достижению результата в формировании определенной компетенции.
Предлагаемый алгоритм составления опросников может быть использован и для выявления формирования других компетенций. Для этого необходимо определиться с основными ценностными идеями (они составят мотивационноценностный блок вопросов), основными знани-евыми компонетами (они составят когнитивный блок), отдельными умениями (для операционнодейственного блока вопросов) и видами деятельности, в которых необходимо проявить
данную компетенцию (для деятельностного блока вопросов). Дополнительный блок заданий может позволить отследить более определенно, какие умения и способности студентов развиваются ощутимо для них самих. В данный блок желательно внести такие умения и способности, на развитие которых преподаватель ориентирует свои усилия, организуя занятия.
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 12-06-00335.
Список литературы
1. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: Монография. Ростов-на-Дону: Аркол, 2010. 408 с.
2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компе-тентностный подход): Учеб. пособие. М.: Логос, 2012. 280 с.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методика диагностики и коррекции отношения к природе. М.: Просвещение, 1995. 256 с.
4. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.
5. Швец И.М., Веселов А.П., Романова Е.Б., Зимина Г.Н. Гуманистическая направленность в развитии биологического образования классического университета // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 8-14.
THE POTENTIAL OF THE LEARNER-CENTERED COMPONENT OF THE STUDENTS’ TRAINING QUALITY EVALUATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
I.M. Shvets
The paper discusses the development of questionnaires for controlling the formation of students’ specific competences and their components. The main and additional potentials of the developed questionnaires are specified in terms of tested versions of questionnaires intended to form the ecological and foreign language professional communicative competences.
Keywords: evaluation of students’ training quality, pool of assessment tools, learner-centered component of assessment tools, competence-based tests, questionnaire, competence structure, methodological culture.