Научная статья на тему 'Роль и статус иностранного языка в профессиональной подготовке инновационных кадров'

Роль и статус иностранного языка в профессиональной подготовке инновационных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / системообразующий статус иностранного языка как средства информационно-аналитической деятельности / продуктивная творческая модель профессионально ориентированного обучения иностранному языку. / innovation activity / systemic status of foreign languages as a means of analytical information processing / product-based creative mode of profession- oriented foreign language teaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Ф. Коряковцева

Статья посвящена роли и статусу иностранного языка в профессиональной подготовке инновационных кадров. На основе социальных требований к инновационным кадрам и с позиции профессионального и научного творчества приводятся определение и характеристики инновационной деятельности современного специалиста. В качестве ключевых составляющих инновационной деятельности выделяются проектно-поисковая, проектно-аналитическая и проектноисследовательская, направленные на усовершенствование или создание нового конкретного продукта и его продвижение. Подчеркивается, что ведущими качествами специалиста, способного к инновационной деятельности, являются автономность, креативность, потребность в самореализации. С учетом того, что в основе инновационной деятельности выделяется информационно-аналитическая составляющая, определяется роль и системообразующий статус иностранного языка как средства продуктивной информационно-аналитической и проективной деятельности. Особо подчеркивается роль профессионально направленного чтения в целях информационно-аналитической деятельности. Направленность на продуктивную творческую модель подготовки инновационных кадров обусловливает целесообразность профессионально ориентированного обучения языку на основе развития продуктивной учебной деятельности студента. Это предусматривает расширение содержания обучения иностранному языку за счет введения реестра проблемных ситуаций как единицы содержания обучения и вариативного творческого компонента самостоятельной работы студента, а также более широкое использование возможностей дифференцированного и индивидуального подходов. Обосновывается, что продуктивная творческая модель обучения повышает мотивацию к изучению иностранного языка в профессиональных целях, обеспечивает способность и готовность выпускника вуза использовать иностранный язык как средство инновационной деятельности в профессиональной области, создает условия для его творческой самореализации и адаптации в профессиональной среде личностного и профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND STATUS OF FOREIGN LANGUAGES IN PROFESSIONAL EDUCATION AND TRAINING INNOVATIVE SPECIALISTS

This article dwells on the role and status of foreign languages in professional education focusing on training innovative specialists. From the premises of socially determined requirements, professional and research creativity, the author defines innovative professional activity, outlines its core features and qualities of a modern specialist. Projecting, critical analysis and research are seen as the key components of innovative activity aimed at improving a product or creating a new one, and its promotion. It is stressed that the main qualities of the innovative specialist are autonomy, creativity and the need for becoming consolidated. The author argues that the basis for innovative activity is analytical and creative information processing, foreign languages being a means of productive information processing and projecting, which underlies their role and systemic status in professional education and training innovative specialists. Particular attention is given to competence in reading for professional purposes as the core component of critical information processing. Given the need for constructive and creative mode of training innovative specialists, the author argues that profession-oriented language teaching should be based on purposeful development of product-based learning. This implies expanding the content of language learning through the introduction of problem-solving situations as the basic component and diversification of students’ independent work, as well as making more use of differentiated and individualized language learning. Product-based creative mode of teaching will allow for raising students’ motivation for professionoriented foreign language leaning, developing students’ capacity and readiness for using languages as a means of innovative activity, maintaining conditions for fostering creativity and promoting capacity to adjust in professional context, as well as for professional growth and personality development.

Текст научной работы на тему «Роль и статус иностранного языка в профессиональной подготовке инновационных кадров»

УДК 378.81

Н. Ф. Коряковцева

доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры лингводидактики ФГБОУ ВО МГЛУ; e-maiL: [email protected]

РОЛЬ И СТАТУС ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИННОВАЦИОННЫХ КАДРОВ

Статья посвящена роли и статусу иностранного языка в профессиональной подготовке инновационных кадров. На основе социальных требований к инновационным кадрам и с позиции профессионального и научного творчества приводятся определение и характеристики инновационной деятельности современного специалиста. В качестве ключевых составляющих инновационной деятельности выделяются проектно-поисковая, проектно-аналитическая и проектно-исследовательская, направленные на усовершенствование или создание нового конкретного продукта и его продвижение. Подчеркивается, что ведущими качествами специалиста, способного к инновационной деятельности, являются автономность, креативность, потребность в самореализации. С учетом того, что в основе инновационной деятельности выделяется информационно-аналитическая составляющая, определяется роль и системообразующий статус иностранного языка как средства продуктивной информационно-аналитической и проективной деятельности. Особо подчеркивается роль профессионально направленного чтения в целях информационно-аналитической деятельности. Направленность на продуктивную творческую модель подготовки инновационных кадров обусловливает целесообразность профессионально ориентированного обучения языку на основе развития продуктивной учебной деятельности студента. Это предусматривает расширение содержания обучения иностранному языку за счет введения реестра проблемных ситуаций как единицы содержания обучения и вариативного творческого компонента самостоятельной работы студента, а также более широкое использование возможностей дифференцированного и индивидуального подходов. Обосновывается, что продуктивная творческая модель обучения повышает мотивацию к изучению иностранного языка в профессиональных целях, обеспечивает способность и готовность выпускника вуза использовать иностранный язык как средство инновационной деятельности в профессиональной области, создает условия для его творческой самореализации и адаптации в профессиональной среде личностного и профессионального роста.

Ключевые слова: инновационная деятельность; системообразующий статус иностранного языка как средства информационно-аналитической деятельности; продуктивная творческая модель профессионально ориентированного обучения иностранному языку.

N. F. Koryakovtseva

Doctor of Pedagogy (Dr. habiL), Professor; Professor of FLT Department, MSLU; e-mail: koryakovtseva@maiLru

ROLE AND STATUS OF FOREIGN LANGUAGES IN PROFESSIONAL EDUCATION AND TRAINING INNOVATIVE

SPECIALISTS

This articLe dweLLs on the roLe and status of foreign Languages in professionaL education focusing on training innovative speciaLists. From the premises of sociaLLy determined requirements, professional and research creativity, the author defines innovative professional activity, outlines its core features and qualities of a modern specialist. Projecting, critical analysis and research are seen as the key components of innovative activity aimed at improving a product or creating a new one, and its promotion. It is stressed that the main qualities of the innovative specialist are autonomy, creativity and the need for becoming consoLidated. The author argues that the basis for innovative activity is anaLyticaL and creative information processing, foreign languages being a means of productive information processing and projecting, which underlies their role and systemic status in professional education and training innovative specialists. Particular attention is given to competence in reading for professional purposes as the core component of critical information processing. Given the need for constructive and creative mode of training innovative speciaLists, the author argues that profession-oriented Language teaching shouLd be based on purposefuL deveLopment of product-based Learning. This impLies expanding the content of Language Learning through the introduction of probLem-soLving situations as the basic component and diversification of students' independent work, as weU as making more use of differentiated and individualized language learning. Product-based creative mode of teaching wrl ahow for raising students' motivation for profession-oriented foreign language leaning, developing students' capacity and readiness for using languages as a means of innovative activity, maintaining conditions for fostering creativity and promoting capacity to adjust in professional context, as weU as for professional growth and personality development.

Key words: innovation activity; systemic status of foreign languages as a means of analytical information processing; product-based creative mode of profession-oriented foreign Language teaching.

Введение

Одной из главных тенденций современного профессионального образования является подготовка инновационных кадров, специалистов, способных к инновационной деятельности, причем не только

в своей профессиональной области, но и на стыке смежных профессиональных областей при решении междисциплинарных и трансдисциплинарных задач. Комплексный характер профессиональных инновационных задач, решаемых современным специалистом, обусловливает интеграцию в его подготовке социальных, общекультурных, специальных предметных и метапредметных (системных) компонентов и соответствующих компетенций. В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы подчеркивается, что обеспечение у выпускников высшей школы способности к инновационной деятельности является условием устойчивого развития общества [Концепция 2016].

Инновационная деятельность специалиста, как правило, связывается с созданием и продвижением инновационного продукта, с трансформацией научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, потенциально востребованный рынком [Сапожников 2005].

Инновационная деятельность - это всегда творчество, которое принято понимать как феномен культуры, деятельность, создающую качественно новые материальные и духовные ценности, «введение чего-то нового в контекст действительности» [Рубинштейн 1989, с. 53]. Это - способность к поиску и решению задач в профессиональной области на основе анализа и обобщения имеющихся достижений, проектирования, обоснования и практической реализации соответствующих профессиональных задач в виде нового продукта, решения определенной производственной проблемы (создания проектов, моделей, опытных образцов) и других видов деятельности, обладающих объективной и субъективной новизной.

Роль и статус иностранного языка

в профессиональном образовании

Роль и статус иностранного языка (ИЯ) в профессиональном образовании обусловлен его общей направленностью на современном этапе на подготовку инновационных кадров. В области профессионального образования усиливается социальная значимость проектно-поисковой, проектно-аналитической, проектно-исследовательской видов деятельности, направленных на ее конкретный продукт, и развитие таких качеств современного специалиста, как автономия,

креативность, инициативность, потребность в самореализации и достижении успеха и др., обеспечивающих способность принимать ответственные решения и адаптироваться к динамично изменяющимся условиям профессиональной среды.

По сути, инновационная деятельность профессионала представляет собой деятельность по разрешению определенной проблемной ситуации, направленной на усовершенствование или создание нового продукта и его продвижение. В основе разрешения проблемной ситуации и принятия необходимого решения проектно-поисковая, проектно-аналитическая, проектно-исследовательская виды деятельности. Ключевыми компонентами данных видов деятельности являются:

- информационная деятельность продуктивного типа, включая: целенаправленный поиск, сбор, переработку и выделение значимой информации различных ресурсов, создание информационного продукта;

- аналитическая (исследовательская) деятельность, направленная на разрешение проблемной ситуации (поиск, принятие и аргументацию решения);

- проективная деятельность - проектирование, описание и продвижение продукта.

Очевидно, что в процессе инновационной деятельности современного специалиста иностранный язык выполняет ту же функцию, что и родной язык - является средством решения профессиональных задач, средством информационно-аналитической и проективной деятельности продуктивного, творческого характера, обеспечивающей разрешение проблемных ситуаций, направленных на создание конкретного продукта. Соответственно иностранный язык в подготовке специалиста, способного к инновационной деятельности, становится так же, как и родной, системообразующим средством профессиональной подготовки - средством проектно-аналитической деятельности. Ведущими доминантами проектно-аналитической деятельности продуктивного творческого типа являются:

- продуктивная - направленность и конкретный инновацинный продукт;

- когнитивная - разрешение проблемной ситуации, использование так называемых культурных методов деятельности (анализ ситуации, постановка задач, планирование действий,

прогнозирование возможных результатов, самооценка собственных действий и др.);

- аксиологическая - ценность творчества, самореализации и принятия самостоятельного ответственного решения.

Отметим ряд основных противоречий между направленностью обучения на подготовку инновационных кадров, способных к продуктивному использованию иностранного языка в профессиональных целях, и доминирующей моделью преподавания и особенно оценки образовательных результатов.

Сложившаяся модель прподавания ИЯ носит дискретный характер - содержание обучения, учебные и контрольно-оценочные материалы традиционно структурированы по видам речевого общения (чтение, говорение, аудирование, письмо, включая также и задания, обеспечивающие взаимосвязь речевых умений). При этом, несмотря на использование аутентичных профессионально ориентированных материалов и заданий, у студента не всегда складывается целостная картина использования изучаемого языка в профессиональных целях и актуализируются личностно значимая мотивация и ценностные ориентиры изучения ИЯ в корреляции с его профессиональным образованием.

Иными словами, мы формируем и проверяем умения решать дискретные информационные (профессионально-коммуникативные) задачи: выделять и перерабатывать информацию печатных и ауди-тивных источников, продуцировать устные и письменные высказывания в различных целях. Однако для студента они не объединены целостной профессиональной задачей, направленной на конкретный информационно-аналитический продукт, ценность которого, равно как и ценность использования изучаемого языка, студент должен осознавать и соотносить с задачами своего профессионального развития.

Такие целостные условия профессионально-коммуникативного и личностного развития студента средствами изучаемого языка складываются при использовании технологий контекстного (проблемного, творческого, продуктивного) обучения иностранному языку: решение проблемных профессиональных задач, ситуацонный анализ, проектные задания, деловые игры. Названные технологии, по сути, представляют собой формы проективно-аналитической деятельности и обеспечивают целостное профессионально-коммуникативное и социально-личностное развитие студента средствами изучаемого языка.

Несмотря на то, что данные технологии стали уже привычными в профессионально ориентированном обучении ИЯ, в программно-методическом обеспечении мы не находим ни реестра типичных проблемных ситуаций, профессионально направленных проблемных задач проектно-аналитический деятельности, ни соответствующих информационных и аналитических (исследовательских) умений, обеспечивающих продуктивную, творческую деятельность, направленную на создание целостного информационного продукта.

Включение данных компонентов в содержание профессионально ориентированного обучения ИЯ и построение интегративного курса на основе проективной деятельности обеспечит условия для целенаправленного развития способности к проектно-аналитической профессиональной деятельности с использованием иностранного языка.

Таким образом, направленность на подготовку инновационных кадров, готовых к продуктивной творческой деятельности с использованием иностранного языка, обусловливает необходимость интегратив-ной творческой модели профессионально ориентированного обучения языку, равно как и оценки образовательных результатов. В основе такой модели должна быть продуктивная проектно-аналитическая деятельность, осуществляемая средствами изучаемого языка - от постановки проблемной задачи к ее разрешению через поиск и переработку необходимых информационных ресурсов [Коряковцева 2016].

При этом лингвистический компонент, овладение профессиональной межкультурной компетенцией, обеспечивается не столько заданной лингвистической составляющей, сколько опорой на самостоятельный поиск языковых средств, накопление опыта иноязычного общения и поддерживается формированием стратегий и умений самостоятельной работы над изучаемым языком, особенно в условиях современной образовательной среды.

Подчеркнем, что ориентация на продуктивную творческую модель профессионально ориентированного обучения ИЯ предполагает определенные изменения в ее содержании и организации. Прежде всего это расширение содержания обучения за счет введения в качестве обязательного компонента реестра проблемных ситуаций проектно-поисковой, проектно-аналитической и проектно-исследовательской деятельности и реестра соответствующих метапредметных (системных) стратегий и умений.

Проблемную ситуацию, вслед за А. А. Вербицким, мы рассматриваем как единицу содержания образования, в том числе и лингвистического. «Проблемную ситуацию можно определить как содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение объективных обстоятельств и условий, в которых действует человек или группа людей; форма связи субъекта с объектом познания. <...> Проблемная ситуация не может быть разрешена посредством использования уже усвоенного человеком и «припомненного» обучающимся знания. Но когда в процессе анализа компонентов проблемной ситуации он находит необходимые и достаточные данные, условия (неизвестное проблемной ситуации), преобразование которых определенным способом приводит к нужному соотношению, проблемная ситуация превращается в задачу. В задаче есть искомое, а в проблемной ситуации - неизвестное» [Вербицкий 2017, с. 130-131].

Отметим, что проблемная ситуация как компонент содержания профессионально ориентированного обучения ИЯ до настоящего времени специально не выделялась в учебных программах. Именно проблемная ситуация обусловливает комплекс профессионально-коммуникативных задач, типичных для соответствующего контекста межкультурного общения в определенной предметной области.

Например, такой комплекс типовых ситуаций и задач для инженерных специальностей выделен в исследовании Т. Ю. Поляковой, включая: научно-исследовательские, проектно-конструкторские, производственно-технологические и организационно-управленческие [Полякова 2010]. На основе анализа типовых ситуаций профессионального межкультурного общения в исследовании О. В. Барышниковой, в частности для бакалавров инженерных специальностей и бакалавров, являющихся специалистами в области информационных технологий, выделяются такие типичные ситуации и профессионально-коммуникативные задачи, как: 1) прием зарубежных специалистов на производстве; 2) внедрение отечественного изобретения в производство заграницей; 3) проведение круглого стола по проблемам идентификации источников опасностей на производстве и способам их уменьшения; 4) проведение семинара по проблемам защиты баз данных; 5) участие в производственных совещаниях по проблемам установки нового оборудования и др. [Барышникова 2014].

Расширение содержания обучения иностранному языку предполагает также конкретизацию реестра информационных стратегий и умений (метапредметных / системных), таких как: информационно-аналитических стратегий и умений смысловой переработки информации различных ресурсов, включая мультимедийные; стратегий и умений аргументативного дискурса, обеспечивающих прогнозирование результата и возможных рисков, обоснование разрешения проблемы и принятия решения; стратегий и умений обоснования новизны и значимости продукта проективной деятельности, его презентации и продвижения; стратегий и умений самостоятельного изучения и накопления языкового и речевого материала, особенно с учетом условий новой образовательной среды.

Необходимо отметить, что в методической теории и практике профессионально ориентированного обучения ИЯ накоплен достаточно большой опыт обучения продуктивным умениям устного дискурса в русле реализации теории контекстного образования (А. А. Вербицкий) и использования таких технологий, как ситуационный анализ, деловая игра.

Вместе с тем парадоксальная ситуация складывается в области профессионально ориентированного чтения и аудирования материалов иноязычных ресурсов, обусловленная в значительной степени сложившейся практикой преимущественного использования тестов. Начиная со школьной скамьи, обучающиеся привыкают к ожидаемой проверке полноты и точности понимания информации при отсутствии какой-либо четко выраженной смысловой, не говоря уже о проблемной задаче. Такая система формирует у читающего установку на воспроизведение (припоминание) информации, а не на ее продуктивное использование, что является ключевым моментом в информационно-аналитической деятельности. В силу этого в области иноязычного чтения у обучающегося наблюдается отсутствие актуальной личностно значимой мотивации, что провоцирует состояние апатии, формальное отношение к чтению / аудированию с целью выполнения традиционных тестов.

Складывается противоречивая, на наш взгляд, ситуация. С одной стороны, в методической науке заложена и эффективно используется фундаментальная теоретическая и практическая база обучения чтению на иностранном языке, заложенная в 1970-1980-е годы в работах С. К. Фоломкиной, Т. Серовой и их последователей. С другой

стороны, у современных студентов (компьютерного поколения) отмечается тенденция к преобладанию поверхностного чтения, клипового мышления, недостаточной сформированности умений критической, аналитико-информационной деятельности как на родном, так и на иностранном языке. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в области использования иноязычных аудио- и мультимедийных ресурсов, особенно в интернет-среде.

Это подчеркивает важность постановки проблемы интеграции в содержание и процесс обучения ИЯ стратегий и умений поисковой, аналитической и исследовательской деятельности и комплекса соответствующих проблемных ситуаций, обеспечивающих освоение системных метапредметных стратегий и умений.

Таким образом, роль и статус иностранного языка как средства информационно-аналитической деятельности, направленной на создание инновационного творческого продукта, предполагает использование продуктивной творческой модели профессионально ориентированного обучения иностранному языку, в основе которой моделирование типичных проблемных ситуаций и целенаправленное развитие продуктивной информационной деятельности студента, обеспечивающее его способность к автономии, креативности, принятию самостоятельных решений и самореализации.

Продуктивная творческая модель ориентирует обучающихся на создание конкретного продукта (разрешение проблемной ситуации, принятие и обоснование решения, подготовку проектного задания и др.). При этом овладение необходимыми профессионально-коммуникативными умениями, языковым и речевым материалом непосредственно включается в информационно-аналитическую деятельность, обеспечивающую создание информационного продукта. Учебная деятельность студентов носит целенаправленный, конструктивный и творческий характер - от постановки проблемно-поисковой, проблемно-аналитической, проблемно-исследовательской задачи к ее разрешению через мотивированное обращение к актуальным информационным и лингвистическим ресурсам. Такая модель могла бы лечь в основу тематического модуля, раздела или целого учебного пособия.

Отметим, что продуктивная творческая модель обучения существенно расширяет возможности дифференциации и индивидуализации изучения иностранного языка в профессиональных целях,

особенно учитывая условия новой образовательной среды и особенности нового интернет-поколения студентов. В условиях новой образовательной среды возможно создание дифференцированных и индивидуальных программ на основе продуктивной творческой модели профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Условия новой образовательной среды предоставляют широкие возможности выбора учебных и аутентичных материалов, что позволяет обеспечить вариативный творческий компонент содержания обучения ИЯ и самостоятельной работы студентов, связанный с освоением реального языкового пространства и реальной действительности средствами изучаемого языка. Включение в содержание обучения вариативного творческого компонента дает возможность преподавателю проектировать в содержании самостоятельной работы инновационные, творческие задачи проблемно-поискового, проектного, социально ориентированного характера, создавать условия для самореализации и творческого самовыражения обучающихся, расширять предметное поле и социальный опыт использования изучаемого иностранного языка.

Заключение

В содержании профессиональной подготовки современного специалиста, способного к инновационной деятельности следует подчеркнуть системообразующий статус иностранного языка, так же как и родного, как средства информационно-аналитической деятельности, обеспечивающей задачи проектно-поисковой, проектно-аналитической и проектно-исследовательской деятельности в целях создания инновационного продукта. Данный статус обусловливает целенаправленное развитие метапредметных (системных) стратегий и умений информационно-аналитической деятельности конструктивного и творческого типа, направленной на создание конкретного информационного продукта и в целом - интегративную творческую модель обучения на основе развития продуктивной учебной деятельности.

Продуктивная творческая модель обучения призвана повысить мотивацию к изучению иностранного языка, сделать этот процесс актуальным и личностно значимым для студента в целях подготовки к будущей профессиональной деятельности и решению инновационных

задач в своей профессиональной области, создать условия для творческой самореализации и адаптации в профессиональной среде,

социально-личностного и профессионального роста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барышникова О. В. Методика контроля и оценки качества подготовки по иностранному языку в техническом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 24 с.

Вербицкий А. А. Теория и технология контекстного образования : учебное пособие. М. : МПГУ, 2017. 268 с.

Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL : www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 173677/?frame=1

Коряковцева Н. Ф. Современная парадигма профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2016. Вып. 14 (753). С. 9-21. URL : www.vestnik-mslu.ru/Vest-2016/Vest-14z. pdf

Полякова Т. Ю. Учебно-методический комплекс по английскому языку для обеспечения академической мобильности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. Вып. 12 (591). С. 72-80.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 2. М. : Педагогика, 1989. 328 с.

Сапожников Г. Приоритеты партнерства: наука - власть - бизнес // Технополис XXI века. 2005. № 1. С. 14-17.

REFERENCES

Baryshnikova O. V. Metodika kontrolja i ocenki kachestva podgotovki po inos-trannomu jazyku v tehnicheskom vuze : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2014. 24 s.

Verbickij A. A. Teorija i tehnologija kontekstnogo obrazovanija : uchebnoe poso-bie. M. : MPGU, 2017. 268 s.

Koncepcija federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody. URL : www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 173677/?frame=1

Korjakovceva N. F. Sovremennaja paradigma professional'no orientirovannogo obuchenija inostrannym jazykam v nejazykovom vuze // Vestnik Moskovsko-go gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2016. Vyp. 14 (753). S. 9-21. URL : www.vestnik-mslu.ru/Vest-2016/Vest-14z.pdf

Poljakova T. Ju. Uchebno-metodicheskij kompleks po anglijskomu jazyku dlja obespechenija akademicheskoj mobil'nosti // Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2010. Vyp. 12 (591). S. 72-80.

Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii : v 2 t. T. 2. M. : Pedagogika, 1989. 328 s.

Sapozhnikov G. Prioritety partnerstva: nauka - vlast' - biznes // Tehnopolis XXI veka. 2005. № 1. S. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.