Научная статья на тему 'УРОВНИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ'

УРОВНИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенное администрирование / инновация / инновационное развитие / инновационная деятельность / таможенное дело / процессный подход / сервисно-ориентированный подход / клиентоцентричный подход / автоматизация / цифровизация / rnstoms administration / innovation / innovative development / innovative activity / customs / process approach / service-oriented approach / customer-centric approach / automation / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна, Кушнир Алина Сергеевна

В статье рассматривается вопрос внедрения инноваций в деятельность таможенных органов и их использования с целью повышения качества таможенного администрирования и таможенного контроля. Исследованы существующие подходы к определению термина «инновация». Авторами представлены примеры и проанализированы результаты внедрения инноваций, определены перспективы дальнейшего исследования инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна, Кушнир Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIONS IN CUSTOMS AUTHORITIES

The article deals with the issue of introducing innovations into the activities of customs authorities and their use in order to improve the quality of customs administration and customs control. The existing approaches to the definition of the term «innovation» are investigated. The authors present examples and analyze the results of innovation implementation, identify prospects for further research of innovative development.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ»

Бойкова М.В., Кушнир A.C.

УДК 339

УРОВНИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Бойкова Майя Владимировна

Российская таможенная академия, заведующий кафедрой управления, д-р экон. наук, доцент, e-mail: m.bojkova@customs-academy.ru

Кушнир Алина Сергеевна

Российская таможенная академия, преподаватель кафедры управления, аспирант 2 курса, e-mail: as.kushnir@customs-academy.ru

В статье рассматривается вопрос внедрения инноваций в деятельность таможенных органов и их использования с целью повышения качества таможенного администрирования и таможенного контроля. Исследованы существующие подходы к определению термина «инновация». Авторами представлены примеры и проанализированы результаты внедрения инноваций, определены перспективы дальнейшего исследования инновационного развития

Ключевые слова: таможенное администрирование; инновация; инновационное развитие; инновационная деятельность; таможенное дело; процессный подход; сервисно-ориентированный подход; клиентоцентричный подход; автоматизация; цифровизация

LEVELS OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIONS IN CUSTOMS AUTHORITIES

Boykova Mayya V. Russian Customs Academy, Head of the Department of Management, Doctor of Economics, e-mail: m.bojkova@customs-academy.ru

Kushnir Alina S.

Russian Customs Academy, Lecturer of the Department of Management, 2nd year Postgraduate Student, e-mail: as.kushnir@customs-academy.ru

The article deals with the issue of introducing innovations into the activities of customs authorities and their use in order to improve the quality of customs administration and customs control. The existing approaches to the definition of the term «innovation» are investigated. The authors present examples and analyze the results of innovation implementation, identify prospects for further research of innovative development

Keywords: customs administration; innovation; innovative development; innovative activity; customs; process approach; service-oriented approach; customer-centric approach; automation; digitaliza-tion

Для цитирования: Бойкова М.В., Кушнир А.С. Уровни внедрения инноваций в таможенных органах // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2 (86). С. 16-19.

Современная российская экономика столкнулась с внешними угрозами и высоким уровнем неопределенности, вызванными трансформацией экономического пространства, конкуренцией производителей экономических благ и владельцев экономических ресурсов, меняющимися требованиями рыночных агентов к качеству услуг и производимой продукции, инфраструктурными преобразованиями, нарастанием и неоднородностью противоречий участников экономических отношений на международном, региональном, национальном уровнях.

Изменения, сопровождающие такой период, отличаются хаотичностью, импульсивностью и нерациональностью решений. Нестабильность экономического развития различных сфер деятельности требует пересмотра и адаптации бизнес-процессов, организационно-экономических механизмов, технологического и методического инструментария, введения инновационных моделей и методов управления.

Именно инновационный компонент, способ-

ный формировать условия для инициации изменений, «становится определяющим при построении бизнес-моделей и бизнес-процессов» [1].

Термин «инновация» впервые был введен известным экономистом Йозефом Шумпетером для обозначения новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В настоящее время в научной литературе существует достаточно много определений инновации. Так, «Руководство Осло» дает следующее определение: «Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей» [2].

В настоящее время инновационное развитие служит ключевым фактором повышения конкурентоспособности как национальной экономики, так и отдельных организаций.

Инновации сегодня позволяют сократить из-

Уровни внедрения инноваций в таможенных органах .

держки, оптимизировать бизнес-процессы, повысить уровень безопасности и создать условия для дальнейшего развития.

Учитывая, что инновационное развитие основано на постоянном технологическом совершенствовании за счет непрерывного внедрения потока инноваций, следует обратить особое внимание на возможности реализации инноваций в таможенной сфере, являющейся одной из драйверов развития бизнеса и обеспечения экономической безопасности государства.

Современная таможенная система является институтом системного администрирования сферы внешнеэкономической деятельности и осуществляет контроль товаров, перевозимых через таможенную границу, посредством различных методов, операций и технологий [3].

В деятельности таможенных органов применение инноваций прежде всего связывают с внедрением информационных технологий.

В «Руководстве по сбору, анализу и использованию информации об инновациях» (Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation), подготовленному Организацией экономического сотрудничества и развития, инновация определяется как новый или улучшенный продукт или процесс (или их взаимодействие), которые значительно отличаются от единицы предыдущей версии продукта или процесса, ставших доступными для пользования потенциальными потребителями (продукт) или применённые на практике (процесс) [3].

Внедрение инноваций позволяет получить следующие результаты:

- функциональные: они обеспечивают устойчивое социально-экономическое развитие;

- экономические: формируют определенный экономический эффект от внедрения инноваций.

- социальные: проявляются в качественном изменении уровня жизни, условий труда как отдельной организации, так и населения в целом.

Реализацию инновационного развития в таможенном деле следует рассматривать с позиции уровневого подхода, позволяющего детализировать специфические свойства инновации и сис-

темно определять ее значение для таможенного администрирования. Каждый уровень таможенного администрирования позволяет создавать определенные результаты и учитывать формирующиеся эффекты.

Основной результат инновационного развития таможенной службы заключается в создании простых и необременительных механизмов администрирования процесса перемещения товаров добропорядочными компаниями при сохранении должного уровня обеспечения безопасности государства. Данные механизмы должны ориентировать бизнес-структуры на ведение деятельности прозрачными способами, что отразится на таможенной и налоговой репутации и позволит попасть в круг добропорядочных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Процесс инновационного развития формируется благодаря введению инноваций на различных уровнях (см. рисунок).

Технологический уровень определяется совокупностью способов организации управления с использованием имеющихся технологий - операций сбора, обработки, хранения, передачи и анализа информации. Информация в модели рассматривается как разновидность экономического блага и предмет обмена, представляет ценность в силу проявления свойства - способности снижать уровень неопределенности и риска, материализуясь в различных процессах, предметах или средствах труда. Технологический уровень - это также уровень внедрения новых платформ и форм государственного администрирования для повышения устойчивости, гибкости и оперативности администрирования за счет применения в системе управления элементов и технологий искусственного интеллекта [3].

Практика таможенного администрирования показывает, что рост технологий, в том числе информационных, обгоняет развитие общественных процессов и готовность массовых аудиторий к их применению. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, однако это направление лишь эпизодично рассматривается в теоретических трудах, несмотря на то, что

Уровни введения инноваций

Войкова М.В., Кушнир А.С.

проблема существует и носит масштабный характер [3].

Примерами введения инноваций на технологическом уровне являются:

- внедрение «искусственного интеллекта» для интеллектуальных пунктов пропуска;

- автоматизация процессов, позволяющая заменить рутинный труд на автоматизированные действия;

- работа с большими массивами данных для сокращения времени принятия решений, аналитического обоснования и прогнозирования.

Технологический уровень формирует возможности сокращения временных затрат участников ВЭД и государства на поиск, предоставление и обмен информацией, снижает риск возникновения ошибок и позволяет оптимизировать бизнес-процессы таможенного контроля и управления им.

Организационный уровень определяет совокупность согласованных процессов и действий людей, необходимых для организации управления. В условиях инновационного развития на данном уровне необходимо учитывать следующие эффекты от внедрения цифровизации, а именно:

- частичное замещение человека автоматическими процессами и искусственным интеллектом;

- изменение потребительских свойств товаров и услуг, условий их предоставления;

- изменения в архитектурно-функциональном облике организаций и их роли в общественной системе в условиях инновационных платформенных решений.

В частности, инновационное развитие позволяет трансформировать организационную структуру, оптимизировать затраты на ее содержание и создавать наиболее благоприятные условия для взаимодействия таможенных органов между собой и с участниками ВЭД.

Нормативно-правовой уровень формирует устойчивую основу для развития и регулирования таможенной деятельности. Он предполагает обеспечение стабильного правового и организационного режимов для внешней торговли на всей территории Российской Федерации, основанных на следующих универсальных принципах Всемирной таможенной организации:

- стандартизация;

- прозрачность и предсказуемость;

- баланс между таможенным контролем в части обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли;

- постоянное улучшение процессов;

- ориентир на конечных потребителей.

Так, в рамках концепции «Индустрия 4.0» на наднациональном уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ведётся работа по реализации «Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года», где формируется общее видение и подходы к су-

ществованию общества в условиях сквозной цифровизации.

Этот среднесрочный стратегический документ вводит необходимый понятийный аппарат, описывает основные направления взаимодействия государств - членов ЕАЭС, описывает цели и принципы реализации повестки, а также механизмы и приоритетные области для изучения.

Разработаны и представлены для реализации государственными структурами Национальные программы и проекты, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204.

Наиболее значимые для Федеральной таможенной службы Национальные программы «Международная кооперация и экспорт» [4], «Цифровая экономика Российской Федерации» [5] и федеральные проекты, входящие в структуру данных программ, такие как «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту» [6], «Логистика международной торговли» [7] и «Цифровая экономика».

Методологический уровень отвечает за порядок действий и используемые средства для организации управления. Инновационное развитие формирует условия для реализации методологической составляющей, касающейся не только применения современных технологий взаимодействия таможенных органов, таможенных органов и участников ВЭД, но и внедрения методического обеспечения.

Так, реализация процессного подхода позволяет на основе существующих принципов выстраивать процессы, приближенные к эталонным, и получать запланированный результат.

Реализация сервисно-ориентированного подхода, представляющего собой организационно-технологическую инновацию в виде создания механизма непрерывного сопровождения процессов предоставления государственных услуг в сфере таможенного дела в целях выявления, учета и непрерывного снижения непроизводительных издержек всех участников процессов, путем автоматизации максимального количества операций, повышения скорости обработки информации и обеспечения однообразия решений, принимаемых должностными лицами таможенных органов, позволяет максимизировать полезный эффект для потребителей таможенных услуг.

Частный случай сервисно-ориентированного подхода - клиентоцентричный подход - основан на выявлении и изучении потребностей конкретного потребителя таможенных услуг с возможностью идентификации существующих потребностей и прогнозирования новых потребностей, формирующихся под действием изменения внешней среды.

Концептуальный уровень. На данном уровне формируется система взглядов (видение) на развитие таможенного администрирования в динамично меняющихся условиях цифровизации.

Уровни внедрения инноваций в таможенных органах ..

Кроме того, определяются основные правила для создания и реализации задач таможенного администрирования, а также основные конструктивные принципы и правила организации управления для решения совокупности задач, ради которых осуществляется создание системы управления в таможенной сфере.

Современное состояние экономики требует внедрения инноваций как основного ресурса дальнейшего развития.

В таможенном деле инновации - это необходимое условие развития таможенного администрирования в условиях меняющейся внешней среды под действием трендов цифровизации, автоматизации и интеллектуализации. На сегодняшний день в таможенных органах существует проблема системного применения инноваций, решением которой должно стать формирование непрерывного потока внедрения инноваций, обеспечивающего инновационное развитие.

Выделение уровней введения инноваций в качестве методического приема управления инновационным развитием позволяет детально отслеживать процесс внедрения инноваций, вовремя выявлять «проблемы» в развитии, препятствующие этому процессу.

Системное непрерывное внедрение инноваций на каждом уровне требует проведения дальнейших научных исследований с учетом развития теории и практики таможенного администрирования для формирования целостного представления об инновационном развитии таможенных органов.

Библиографический список:

1. Шепакин М.Б. Управление антикризисным маркетинговым поведением субъекта в условиях выбора

социального вектора развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 101-120.

2. «Руководство Осло» (Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям). М.: ЦИНС, 2010. 107 с. Ст. 146.

3. Бойкова М.В. Развитие теории и методологии сервисно-ориентированного таможенного администрирования: дис. ... д-ра. экон. наук / М.В. Бойкова. Люберцы, 2021.

4. Паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2023).

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 28.01.2023).

6. Паспорт приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 г. № 11 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2023).

7. Федеральный проект «Логистика международной торговли» // Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. URL: https:// mintrans.gov.ru/ministry/targets/141/271 (дата обращения: 03.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.