Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПЕРСОНАЛА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА'

УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПЕРСОНАЛА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любкина Екатерина Олеговна

В статье представлены направления реализации когнитивного подхода к оценке уровня компетентностного потенциала должностных лиц таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза. Определены условия интеллектуализации таможенной деятельности и развития когнитивной компетентности. Предложена методика анализа и оценки когнитивных компетенций таможенного персонала как основа определения уровня интеллектуального потенциала таможенной системы. Сделаны выводы о направлениях дальнейшего развития теории и практики управления персоналом таможенных органов в условиях интеллектуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Любкина Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE COMPETENCE СAPACITY OF CUSTOMS PERSONNEL BASED ON A COGNITIVE APPROACH OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article presents the directions of implementation of cognitive approach to assessing the level of competence of customs officials of the Eurasian Economic Union member states. The conditions of intellectualization of customs activity and development of cognitive competence are determined. The method of analysis and assessment of the cognitive competence of customs personnel as a basis for determining the level of intellectual potential of the customs system. Conclusions are made about the directions of further development of the theory and practice of customs personnel management under the conditions of intellectualization.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПЕРСОНАЛА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА»

методология и методы научных исследований

methodology and methods of scientific research

уДК 338.2

DOI 10.54048/20727240_2023_01_43

управление компетентностным потенциалом персонала таможенных органов государств - членов евразийского экономического союза на основе когнитивного подхода

E. о. любкина1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены направления реализации когнитивного подхода к оценке уровня ком-петентностного потенциала должностных лиц таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза. Определены условия интеллектуализации таможенной деятельности и развития когнитивной компетентности. Предложена методика анализа и оценки когнитивных компетенций таможенного персонала как основа определения уровня интеллектуального потенциала таможенной системы. Сделаны выводы о направлениях дальнейшего развития теории и практики управления персоналом таможенных органов в условиях интеллектуализации.

Ключевые слова: когнитивный подход, компетентностный потенциал, интеллектуализация, таможенная система, технологический потенциал, задачи управления, развитие таможенной системы.

MANAGEMENT OF THE COMPETENCE CAPACITY OF CUSTOMS PERSONNEL BASED ON A COGNITIVE APPROACH OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

E. O. Lubkina1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article presents the directions of implementation of cognitive approach to assessing the level of competence of customs officials of the Eurasian Economic Union member states. The conditions of intellectualiza-tion of customs activity and development of cognitive competence are determined. The method of analysis and assessment of the cognitive competence of customs personnel as a basis for determining the level of intellectual potential of the customs system. Conclusions are made about the directions of further development of the theory and practice of customs personnel management under the conditions of intellectualization.

Keywords: cognitive approach, competence potential, intellectualization, customs system, technological potential, management tasks, customs system development.

© Любкина E. О., 2023

вестник российской таможенной академии • № 1 • 2023

43

ВВЕДЕНИЕ

Таможенное администрирование в современных условиях претерпевает ряд существенных изменений, обусловленных прежде всего сменой парадигм управления, а также интеллектуализацией таможенной системы. Парадигмальные изменения сведены к формированию новой клиентоцентричной системы [1] администрирования, способной в условиях сдержанной внешнеэкономической политики противостоять угрозам национальной безопасности. В свою очередь, интеллектуальное развитие [2] является одним из ключевых направлений реализации сервисной концепции и переходом к клиентоцентричному механизму управления в таможенной системе. Технологическое развитие Федеральной таможенной службы (ФТС России) обеспечивается программами таможенного сотрудничества на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС), например, в рамках проекта реализации механизма «прослеживаемости» движения товаров во внешней и взаимной торговле [3, 4].

Существенным условием эффективного преобразования является активное функционирование и непрерывное развитие системообразующих компонент, си-нергетический эффект которых обеспечивает адаптивность системы и способствует ее развитию. В таможенной системе к таким компонентам следует отнести технологии и персонал таможенных органов.

Таможенные технологии - это информационная и программно-техническая среда деятельности таможенных органов. В рамках конкретных процессов наблюдается различный уровень технологичности системы, например, центры декларирования реализуют электронную технологию, в то же время центры оперативного мониторинга используют цифровые технологии при работе с рисковыми ситуациями на этапе выявления и составления профиля риска.

Таможенный персонал - это важнейший ресурс социально-экономической системы, функционирование и развитие которой связывается с динамическими характеристиками работников организации. Динамика персонала - это комплексный показатель организации, определяющий состояние персонала на разных этапах ее функционирования. Теория организации и организационного поведения рассматривает два типа динамики персонала: количественную и качественную. Первый тип представляет условия деятельности персонала и организационную среду, а также связь с показателем «текучести кадров». Второй тип охватывает индивидуальные и профессиональные способности персонала, определяющие его поведение в организации, а также способность к развитию. Последнее приобретает ключевое значение в условиях постоянной эволюции системы.

Изучение качественной динамики персонала является перспективным направлением современной теории управления, а учитывая технологическую направленность решаемых задач развития организации, появляется еще одно направление -когнитивистика [5] как наука о непрерывном развитии. В теории управления подходы когнитивистики представлены в рамках когнитивного управления.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В теории менеджмента применение когнитивного подхода позволяет объективировать процесс управления и в полном объеме раскрыть условия деятельности организации. На основе кибернетической методологии и теории когнитивного управления создается прототип организации как информационной системы. Для решения частных задач, в том числе управления персоналом, используется когнитивное управление в процессе формирования и развития модели когнитивной компетентности. Решением данной задачи являются: во-первых, согласование качественной динамики персонала и технологического развития системы; во-вторых, разработка механизма интеллектуализации организации на основе ее компе-тентностного потенциала.

Компетентностный подход к управлению в современном мире стал неотъемлемой частью социальной и экономической сфер деятельности человека. Впервые компетентностный подход был применен в машиностроении: производство технически сложной продукции требовало четкого понимания, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать работник [6, 7].

Компетентностно ориентированная методология направлена на решение задачи развития кадрового потенциала организации. Основной вектор направлен на повышение качества подготовки и компетентности специалистов таможенного дела. Компетенция в таком случае выступает критерием оценки качества, а также служит индикатором решения задачи развития. Содержательно компетенция -это совокупность знаний специалиста, которые он применяет в процессе профессиональной деятельности для решения конкретных задач. Таким образом, знание выступает основой компетенции, совокупность знаний формирует компетентность специалиста, компетентность определяет направленность профессиональной деятельности.

На рис. 1 представлены схемы взаимосвязей понятий компетентностного подхода.

Компетентностный потенциал должностных лиц подразделения

Компетентность должностного лица

-С § о § Компетенция Компетенция

£ :с £ £ ё с ^ 3 о | | Проблема \ \ | | Проблема \ \

¿с

Должностное лицо

Структурное подразделение

Рис. 1. Связь понятий компетенции и компетентности

Несмотря на достаточную проработанность практики применения подхода, сохраняется неопределенность относительно понятия «компетенция». В теории управления сложились два подхода к этому термину: поведенческий и когнитивный.

С позиций поведенческого подхода компетенция определяется как мотивы, черты, отношения или ценности - любая индивидуальная особенность, которая может быть измерена или подсчитана и способна дифференцировать «превосходных» и «средних» исполнителей или эффективных и неэффективных [8].

В рамках когнитивного подхода компетенция рассматривается как формула знаний, необходимых для реализации интеллектуальных функций и формирования способности непрерывного развития системы.

Технология преобразования знаний в компетенцию аналогична процессу интеллектуализации, которая также заключается в приобретении, накоплении и использовании знаний. Однако существенным отличием являются свойства приобретаемого знания: в случае компетентностного подхода знание имеет статичный и стандартизированный характер, в то время как интеллектуализация представляет знание динамичным. Динамика обеспечивается подкрепляющими функциями (обучение, адаптация, саморазвитие и т. д.), которые не только позволяют актуализировать знание в постоянном режиме, но и изменять его конфигурацию и формировать новые структуры знаний, например, в виде гибридного или искусственного интеллекта.

Носителем интеллектуального потенциала организации выступает персонал. В таможенных органах должностные лица являются неотъемлемым элементом системы и обеспечивают ее устойчивое функционирование. Поскольку интеллект - это широкая категория, ее узкий смысл проявляется в специализированных условиях, а конструкцию интеллектуального потенциала составляют компетенции. Кроме того, компетенции оцениваемы, а значит управляемы с точки зрения решения задачи развития.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОЦЕНКИ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Современные теоретические и прикладные исследования в области искусственного интеллекта не раскрывают технологию оценки реализации каждой функции и прохождения этапов интеллектуализации. Однако ряд ученых, работающих в области вычислительных систем и концепции «экспертных систем», предусматривают возможность измерения уровня интеллектуального развития информационных технологий с помощью экспертно-аналитических методов. Определим три этапа исследования уровня интеллектуального развития:

1) анализ и оценка когнитивной компетентности персонала таможенной системы;

2) анализ и оценка технологического потенциала системы;

3) сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов.

Изложим результаты теоретического эксперимента, проведенного в рамках данного исследования.

Цель эксперимента - представить базис модели когнитивной компетентности центра оперативного мониторинга и управления рисками (центр) и определить уровень его интеллектуализации. При этом первая задача - разработать модель, а затем на ее основе решить вторую задачу - оценить уровень интеллектуального развития центра.

В эксперименте приняли участие специалисты с опытом работы более пяти лет. В качестве технологического потенциала учитывалось все информационное и программно-техническое обеспечение работы центра, достаточное и необходимое для принятия решений в автоматическом режиме. Оценочный материал составил перечень функциональных обязанностей центра, которые возложены на должностных лиц и включены в техническое задание используемого программного обеспечения.

Первый этап состоял в оценке когнитивной компетентности персонала. С помощью девятимерной линейки установлен уровень компетентности. Результаты первого этапа оценки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Когнитивная компетентность персонала центра оперативного мониторинга и управления рисками

№ п/п Функциональные обязанности должностных лиц Результат оценки

1 Обеспечение единства целей таможенного контроля, методов их достижения и единообразного подхода при реализации системы управления рисками на всех уровнях управления системы таможенных органов 8,00

2 Организация и совершенствование системы непрерывного сбора, хранения и обработки информации, необходимой для оценки рисков 6,00

3 Разработка методик по выявлению и анализу рисков 5,00

4 Оценка эффективности и результативности методик по выявлению рисков 4,00

5 Корректировка методик выявления рисков 4,00

6 Описание потенциальных и идентификация выявленных рисков 6,00

7 Выявление источников, причин и событий, способствующих появлению риска 5,00

8 Оценка уровня возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках 7,00

9 Определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению 6,00

10 Разработка и применение методик оценки эффективности и результативности применяемых мер по минимизации рисков 4,00

11 Разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков 8,00

12 Контроль за реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков 8,00

13 Оценка эффективности и результативности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений 8,00

Окончание таблицы 1

№ п/п Функциональные обязанности должностных лиц Результат оценки

14 Оценка результативности применения системы управления рисками с целью совершенствования тактики ее применения 6,00

15 Координация и интеграция действий субъектов системы управления рисками для достижения целей ее применения 7,00

Средняя оценка 6,13

Второй этап состоял в оценке технологического потенциала. На данном этапе требовалось определить уровень развития информационного и программно-технического обеспечения деятельности центра. Результаты второго этапа оценки представлены в табл. 2.

Таблица 2

Технологический потенциал центра оперативного мониторинга и управления рисками

№ п/п Функциональные обязанности должностных лиц Результат оценки

1 Обеспечение единства целей таможенного контроля, методов их достижения и единообразного подхода при реализации системы управления рисками на всех уровнях управления системы таможенных органов 5,00

2 Организация и совершенствование системы непрерывного сбора, хранения и обработки информации, необходимой для оценки рисков 8,00

3 Разработка методик по выявлению и анализу рисков 3,00

4 Оценка эффективности и результативности методик по выявлению рисков 3,00

5 Корректировка методик выявления рисков 3,00

6 Описание потенциальных и идентификация выявленных рисков 6,00

7 Выявление источников, причин и событий, способствующих появлению риска 4,00

8 Оценка уровня возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках 4,00

9 Определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению 6,00

10 Разработка и применение методик оценки эффективности и результативности применяемых мер по минимизации рисков 3,00

11 Разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков 4,00

12 Контроль за реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков 5,00

13 Оценка эффективности и результативности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений 6,00

14 Оценка результативности применения системы управления рисками с целью совершенствования тактики ее применения 6,00

15 Координация и интеграция действий субъектов системы управления рисками для достижения целей ее применения 3,00

Средняя оценка 4,60

На третьем этапе проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов оценки и установлены три варианта зависимости когнитивной компетентности и технологического потенциала, т. е. способности должностного лица самостоятельно принимать решение или решение автоматически принимается программно-технической средой (рис. 2):

1) уровень когнитивной компетентности выше технологического потенциала, что свидетельствует о наличии слабоструктурированных функциональных задач;

2) уровень когнитивной компетентности ниже технологического потенциала, что характеризует способность центра реализовывать модель искусственного интеллекта;

3) уровень когнитивной компетентности равен уровню технологического потенциала - в данном случае рассматривается способность центра реализовать модель гибридного интеллекта при принятии решений.

О О ООО

о о о о о

со со со со со

I I Результаты оценки технологического потенциала (Т) | Результаты оценки когнитивной компетентности (К)

Рис. 2. Результаты сравнительно-сопоставительного анализа

Логико-структурный анализ интеллектуальных функций позволил позиционировать уровень интеллектуального развития центра (рис. 3). На матрице представлены этапы формирования технологического потенциала (развитие, модернизация, интеллектуализация). Развитие - это качественное преобразование; технология формируется в условиях адаптации процессов к новым формам (электронным, цифровым и т. д.). Модернизация - это техническое преобразование, выраженное во внедрении нового оборудования, программного обеспечения и т. д. Интеллектуализация - это переход к самостоятельным функциям технологии от пользовательских.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также представлены три этапа формирования когнитивной компетентности: обучение, развитие и интеллектуализация. Обучение - это начальный этап. Далее в процессе работы персонал развивает компетенции. Интеллектуализация - это этап, который заключается в формировании способности преобразовывать и передавать знания в форме практического опыта.

4,60

г

г

Интеллектуальное партнерство

Самообучение Саморазвитие Самоадаптация Самоорганизация

3

Адаптация

Текущее состояние

уровня интеллектуального развития

6,13 9

Развитие Обучение Интеллектуализация Этапы формирования когнитивной компетентности

Рис. 3. Позиционирование уровня интеллектуального развития центра

С помощью матрицы установлен переходный уровень интеллектуального потенциала центра от обучения к адаптации, что свидетельствует о его достаточном уровне и возможности дальнейшего развития. Однако требуется соотнести спектр решаемых задач исключительно с помощью технологий и при условии задействования должностных лиц таможенных органов.

На современном этапе активно проводятся исследования направлений развития интеллектуального потенциала. Так в исследовании Д. Б. Жукова [9] отмечено, что таможенные органы России совместно с таможенными службами ЕАЭС способны реализовать модель оформления товаров в автоматическом режиме. В рамках данной модели установлены уровни интеллектуализации таможенной системы с помощью согласования технологического потенциала и уровня когнитивной компетентности (рис. 4).

Из модели следует, что на этапах таможенного контроля, которые реализуются без задействования должностного лица, в перспективе развивается технология искусственного интеллекта, на этапах с задействованием когнитивных компетенций должностных лиц - технология гибридного интеллекта.

9

Рис. 4. Направления развития модели оформления товаров в автоматическом режиме в условиях интеллектуализации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют установить, что уровень интеллектуального потенциала таможенных органов России подтверждается сложившимися условиями стратегических преобразований [10]. На современном этапе таможенная служба реализует принципы цифровизации деятельности, основной акцент делается на скорости совершаемых таможенных операций, поэтому способности технологии и персонала представляются равнозначными.

Перспективой реализации модели «цифровой таможни» является формирование «интеллектуальной». Однако переход представляется проблематичным, если не учитывать условие формирования интеллектуального потенциала системы. На технологическом уровне таможенная система способна устойчиво развиваться, однако уровень когнитивной компетентности таможенного персонала должен усиливаться, в этом случае возможно обеспечить полный переход пользовательских функций в функциональную среду технологии и непрерывную интеллектуализацию системы.

Особое значение задача интеллектуализации приобретает в условиях неустойчивой геополитической и международной обстановки. Технологический суверенитет России [11] обеспечит формирование ресурсного потенциала государства и стабилизирует интеграционные процессы на пространстве ЕЭАС.

Среди основных направлений дальнейших исследований следует отметить формирование модели когнитивной компетентности специалистов таможенного дела и разработку методического инструментария оценки интеллектуального потенциала системы.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Бойкова М. В. Стратегическое управление в системе таможенного администрирования // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1. С. 126-133.

2. Макрусев В. В., Любкина Е. О. Концепция интеллектуализации технологической платформы цифровой экономики // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компе-тентностный подход к созданию: сборник докладов Всероссийской практической конференции. СПб., 2022. С. 82-85.

3. Давыдов Р. В. Реформирование системы таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 1. С. 9-20.

4. Давыдов Р. В. Отечественная и международная практика оценки деятельности таможенных администраций // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 9-19.

5. Макрусев В. В. Теория когнитивного анализа: учебное пособие. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. 234 с.

6. The Collaborative International Dictionary of English v.0.48.

7. Спенсер С., Спенсер Л. Компетенции на рабочем месте. Модели максимальной эффективности работы. М.: Гиппо, 2005. С. 85-96.

8. Любкина Е. О. Развитие компетентностного потенциала персонала таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза: дис. ... канд. экон. наук. М., 2017. 243 с.

9. Жуков Д. Б. Направления развития технологий совершения таможенных операций в центрах электронного декларирования // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 20-28.

10. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.12.2012).

11. Путин В. В. Технологии искусственного интеллекта для обеспечения экономического роста [Электронный ресурс] // Стенограмма выступления на международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey 2022. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/69927 (дата обращения: 29.12.2022).

Информация об авторе

Екатерина Олеговна Любкина - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: e.lyubkina@customs-academy.ru.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Г. И. Немирова, И. Р. Магомедов

для цитирования

Любкина Е. О. Управление компетентностным потенциалом персонала таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза на основе когнитивного подхода // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 1. С. 43-53.

УДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2023_01_53

методологический подход к принятию предварительных решений

0 классификации нефти и нефтепродуктов в соответствии

с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза

г. и. немирова1, и. р. Магомедов1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлен ретроспективный анализ статистических данных о принятии предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Выделены преимущества использования предварительных решений о классификации товаров. Проанализирован действующий порядок принятия предварительных решений о классификации нефти и нефтепродуктов, по результатам которого выявлены основные проблемы и противоречия, приводящие к снижению активного обращения участников внешнеэкономической деятельности к таможенным органам с заявлением о принятии предварительных решений. Предложен новый подход к принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, предусматривающий обязательное участие Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, негосударственных экспертных организаций и аккредитованных испытательных лабораторий, что, в свою очередь, позволит повысить качество государственных услуг и минимизировать затраты как со стороны участников внешнеэкономической деятельности, так и со стороны таможенных органов. В качестве идентификационного элемента предложено установить дополнительный реквизит в бланке предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - «номер партии».

Ключевые слова: таможенные органы, таможенный контроль, классификация нефти и нефтепродуктов, идентификация, государственная услуга, ТН ВЭД ЕАЭС, предварительное классификационное решение, нефть, нефтепродукты.

methodological approach to making preliminary decisions in accordance with the classification of oil and oil products according to the commodity nomenclature for foreign economic activity of the Eurasian economic union

G. I. Nemirova1, I. R. Magomedov1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow Region, Russian Federation

© Немирова Г. И., Магомедов И. Р., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.