Научная статья на тему 'УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-нравственная позиция / уровни сформированности профессионально-нравственной позиции / студенты педагогических вузов / стадии эволюции нравственной позиции педагога / ценностные ориентации / professional and moral position / levels of formation of professional and moral position / students of pedagogical universities / stages of evolution of moral position of teacher / value orientations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.М. Жукова

В статье рассматривается важность развития профессионально-нравственной позиции будущих педагогов. Главными аспектами педагогической позиции считаются уверенность в правильности выбранной профессии, установление системы принципов и ценностных ориентаций для работы с обучающимися. Важной составляющей педагогической позиции является поведение педагога, которое включает способность самостоятельно принимать решения в различных образовательных, воспитательных и жизненных ситуациях, а также нести ответственность за них. Рассмотрены уровни развития профессионально-нравственной позиции, а также стадии эволюции нравственной позиции педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.М. Жукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVELS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL AND MORAL POSITION OF FUTURE TEACHERS

The article discusses the importance of developing the professional and moral position of future teachers. The main aspects of the pedagogical position are considered to be confidence in the correctness of the chosen profession, the establishment of a system of principles and value orientations for working with students. An important component of the pedagogical position is the behavior of the teacher, which includes the ability to independently make decisions in various educational, educational and life situations, as well as to be responsible for them. The levels of development of the professional and moral position, as well as the stages of evolution of the moral position of the teacher, are considered. The article concludes that the effectiveness of the teacher, due to the high degree of his educational impact on the child’s personality, directly depends on his system of value orientations. Therefore, the subjectivization of professional values at the earliest stages of teacher training has always been a top priority.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 371

Zhukova A.M., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: neliamur@rambler.ru

THE LEVELS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL AND MORAL POSITION OF FUTURE TEACHERS. The article discusses the importance of developing the professional and moral position of future teachers. The main aspects of the pedagogical position are considered to be confidence in the correctness of the chosen profession, the establishment of a system of principles and value orientations for working with students. An important component of the pedagogical position is the behavior of the teacher, which includes the ability to independently make decisions in various educational, educational and life situations, as well as to be responsible for them. The levels of development of the professional and moral position, as well as the stages of evolution of the moral position of the teacher, are considered. The article concludes that the effectiveness of the teacher, due to the high degree of his educational impact on the child's personality, directly depends on his system of value orientations. Therefore, the subjectivization of professional values at the earliest stages of teacher training has always been a top priority.

Key words: professional and moral position, levels of formation of professional and moral position, students of pedagogical universities, stages of evolution of moral position of teacher, value orientations

А.М. Жукова, аспирант, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж, E-mail: neliamur@rambler.ru

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье рассматривается важность развития профессионально-нравственной позиции будущих педагогов. Главными аспектами педагогической позиции считаются уверенность в правильности выбранной профессии, установление системы принципов и ценностных ориентаций для работы с обучающимися. Важной составляющей педагогической позиции является поведение педагога, которое включает способность самостоятельно принимать решения в различных образовательных, воспитательных и жизненных ситуациях, а также нести ответственность за них. Рассмотрены уровни развития профессионально-нравственной позиции, а также стадии эволюции нравственной позиции педагога.

Ключевые слова: профессионально-нравственная позиция, уровни сформированности профессионально-нравственной позиции, студенты педагогических вузов, стадии эволюции нравственной позиции педагога, ценностные ориентации

Актуальность исследования связана с тем, что проблема формирования профессионально-нравственной позиции будущих педагогов на этапе вузовской подготовки с точки зрения разных наук всегда была и продолжает находиться в центре внимания исследователей. Духовно-нравственная составляющая педагогической деятельности служит основой формирования профессиональной культуры, определяет гуманистическую направленность и мотивацию личности [1-10]. Эффективность педагога в силу высокой степени его воспитательного воздействия на личность ребенка напрямую зависит от его системы ценностных ориентаций. Поэтому субъективизация профессиональных ценностей на самых ранних этапах профессиональной подготовки педагога всегда была первоочередной задачей.

Цель данной статьи - теоретическое осмысление новых подходов к формированию профессиональных ценностей будущих педагогов на этапе высшего образования.

Основные задачи статьи видятся в следующем: изучение содержания профессиональных ценностей будущих педагогов.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что сделана попытка систематизировать имеющиеся научные концепции, отражающие перспективные направления изучения педагогической позиции будущего педагога. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о роли педагогической позиции будущего педагога. Практическая значимость определяется тем, что полученный материал способствует личностному развитию будущих педагогов.

Профессия педагога, пожалуй, больше, чем любая другая, требует четкого выбора и определения личных ценностей педагога. Воспитание - это во многом передача педагогом обучающемуся самого себя, своих ценностей и отношений, своего «образа жизни». В процессе обучения «работают» такие механизмы, как внушение, подражание, «заражение». Кроме того, педагогическая деятельность имеет еще одну особенность: процесс воспитания обязательно включает в себя вынесение суждений о том, что важно (значимо, ценно) в жизни, а что нет, и передачу этих суждений обучающимся. Субъектом собственной жизнедеятельности становится человек, когда его положение, точка зрения и отношение к вопросам формируют наиболее целостную и интегративную характеристику его образа жизни. Взгляды А.И. Григорьевой, Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова подтверждают эту позицию. Педагогическая позиция выражает способ реализации основных ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими людьми и объединяет сознание и деятельность [7].

Позиция, как самостоятельный процесс деятельности личности, рассматривается А.Н. Леонтьевым, при этом ее суть проявляется в моральном выборе. Деятельность формирует позицию в целом как личность. Осознав свою позицию, личность поднимается на новый уровень развития [6].

Позиция педагога, согласно Н.М. Борытко, является мировоззрением человека, который полностью определился в своей профессии. Профессиональная позиция педагога представляет собой систему его ценностно-смысловых отношений [2].

Источником активности являются интеллектуальные, волевые и эмоционально-оценочные отношения к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, как указывают В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. Структурные составляющие позиции педагога включают гносеологический, аксиологический и праксиологический компоненты [10].

Анализ теоретических исследований показал, что главными аспектами педагогической позиции являются уверенность в правильности выбранной профессии, установление системы принципов и ценностных ориентаций для работы с детьми. Важной составляющей педагогической позиции является поведение педагога, которое включает способность самостоятельно принимать решения в различных образовательных, воспитательных и жизненных ситуациях, а также нести ответственность за них. Это также включает активную защиту интересов детей и оказание им помощи, а также создание благоприятных условий для их развития [1].

Л.М. Шарова выявила ключевые факторы (характеристики) профессионально-этичного статуса педагога и критерии его профессионально-этической образованности:

- гуманистический подход педагога к обучающемуся, его желание быть источником вдохновения и примером профессионализма и духовности;

- высокий уровень психолого-педагогической компетентности и развитого педагогического мышления, способность видеть решения профессиональных задач глазами обучающегося;

- продвинутая культурная и образовательная осведомленность в предмете преподавания, навыки анализа и усовершенствования образовательных методик с личностным акцентом;

- имеющийся опыт инновационной работы, способность аргументировать свою педагогическую позицию как систему, ориентированную на личностное развитие (дидактическую, воспитательную, методическую), и возможность создать собственный образовательный проект;

- культура профессионального взаимодействия, стратегии личностного роста, умение самостоятельно управлять своей деятельностью, готовность и способность общаться с обучающимися и коллегами в различных ситуациях [4].

Присутствие и разностороннее развитие элементов педагогической культуры оказывает весомое влияние на профессиональную манеру преподавания. Гуманное отношение к обучающимся, психолого-педагогическая подкованность и отражение педагогического опыта определяют моральное поведение педагога, обеспечивают ему неповторимость, формируют уникальный стиль. Таким образом, профессиональное действие педагога может быть оценено не только через призму соответствия этическим нормам, но и с учётом предложенных качеств: стратегического видения, уникальности подхода и креативности.

Высокоразвитая педагогическая культура педагога характеризуется отчетливым постоянством и логичностью их учебных позиций; целенаправленной и системной организацией образовательного процесса; умением оригинально решать воспитательные задания; эластичностью и многообразием подходов в сложившихся обстоятельствах.

Процесс формирования профессиональной и этической позиции педагогов включает оценку и размышление над своими педагогическими ценностями и це-

лями. Это подразумевает активный поиск и открытие образовательных значений, что способствует осознанному выбору методов воспитания и поведения. Основа развития этической составляющей педагога строится на таких принципах, как рефлексивность, интерактивность, проективность [3].

Формирование этической позиции педагога проходит через три стадии развития:

1. На рефлексивной стадии происходит глубокий системный анализ его профессионально-этической деятельности, осмысление учительской позиции и достижение внутреннего согласия с самим собой.

2. На ценностной стадии педагог придает форму своим профессионально-этическим устремлениям, используя свои этические принципы для понимания окружающего мира.

3. Проективная стадия характеризуется тем, что этическая позиция педагога, опираясь на систему ценностей и смыслов, становится ключевым элементом в гуманизации его профессиональной деятельности и личного поведения [8].

Формирование профессионально-нравственной позиции педагога является непрерывным процессом, характеризующимся многоуровневостью. В соответствии с исследованиями И.А. Колесниковой можно выделить пять ключевых уровней развития этой позиции:

1. Непрофессиональное поведение, когда педагог еще не в состоянии эффективно применять теоретические знания на практике, его действия случайны и непоследовательны, и он мало использует свой личностный потенциал в процессе воспитания.

2. Аморфное поведение, при котором повседневные воспитательные действия педагога не имеют четкой системы, а его профессионально-нравственная позиция проявляется недостаточно структурировано.

3. Нормативное поведение, когда педагог придерживается установленных стандартов и внешних ожиданий без явного выражения своих личных качеств и подходов в воспитательной деятельности.

4. Стихийно-креативное поведение, когда педагог начинает проявлять элементы творчества и оригинальности на фоне следования общепринятым нормам, применяя инновационные подходы к обучению.

5. Концептуальное профессиональное поведение, характеризующееся развитием собственного стиля в воспитании, осознанностью и последовательностью действий, выстраиванием целостной и теоретически обоснованной системы воспитания [6].

Одновременно с этим Л.И. Божович выделил пять стадий эволюции нравственной позиции будущего педагога:

1. Вневоспитательный уровень: педагог не отдает должного внимания воспитательным аспектам своей работы, фокусируясь на передаче знаний и навыков. Воспитательный эффект деятельности не осмысливается и не планируется, а в нестандартных ситуациях поведение педагога может быть непредсказуемым.

2. Нормативный уровень: педагог действует в рамках четких правил и инструкций, не задумываясь о собственных взглядах на преподавание и воспита-

Библиографический список

ние. Личные качества он может воспринимать как недостаток профессиональной подготовки.

3. Третий уровень компетентности - технологические инновации в педагогике. Здесь речь идет о педагоге, стремящемся к освоению инновационных методик образования и разнообразных подходов к преподаванию. Его увлекает разнообразие в методах общения с обучающимися, при самоанализе он часто отмечает, что его методы пользуются популярностью у детей. Отзывы учеников о его педагогической работе имеют для него большое значение, хотя это и подталкивает его преимущественно к поиску новых педагогических идей. Основной акцент такого педагога делается на методиках воспитания, а не на индивидуальном стиле наставника.

4. Четвертый уровень определяется как «системное воспитание». Педагог на этом этапе стремится к созданию собственной модели общения с обучающимися. При этом осуществляется анализ педагогической ситуации и подбора наилучшего стиля в воспитательном процессе. Способы воспитательной деятельности рассматриваются как фундамент для налаживания идеальных отношений с детьми, исходя из целей воспитания.

5. На пятом уровне - «концептуальное воспитание» - педагог интегрирует свои взаимодействия с детьми как часть не только профессионального, но и личностного роста. Он чувствует потребность в обсуждении и признает важность мнений учеников как значимых. Ограничения в педагогической практике применяются им лишь как крайняя мера дисциплинарного воздействия [3].

Уникальность педагогической позиции не имеет аналогов. Она выражается как в педагогически-личностном аспекте - в каждом контакте взрослого с ребенком, так и в педагогически-профессиональном - при создании условий для достижения педагогических целей.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что эффективность педагога в силу высокой степени его воспитательного воздействия на личность ребенка напрямую зависит от его системы ценностных ориентаций. Поэтому субъективи-зация профессиональных ценностей на самых ранних этапах профессиональной подготовки педагога всегда была первоочередной задачей.

Главными аспектами педагогической позиции являются уверенность в правильности выбранной профессии, установление системы принципов и ценностных ориентаций для работы с детьми. Важной составляющей педагогической позиции является поведение педагога, которое включает способность самостоятельно принимать решения в различных образовательных, воспитательных и жизненных ситуациях, а также нести ответственность за них. Это также включает защиту интересов детей и оказание им помощи, а также создание благоприятных условий для их развития. Основа развития этической составляющей педагога строится на таких принципах, как рефлексивность, то есть критическое переосмысление своего опыта и открытие личностно-профессиональных значений; интерактивность, связанная с пониманием и формированием своих ценностных ориентиров через взаимодействие; проективность, которая обозначает развитие профессиональной самоидентификации и утверждение собственной педагогической позиции в работе.

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии Минск: Университетское, 2010.

2. Борытко Н.М. Условия становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования. Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: тезисы докладов VIII годичного собрания Южного отделения РАО и XX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ростов-на-Дону, 2011; № 2: 107-108.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2014.

4. Гармаев А. Нравственная психология и педагогика. Available at: http://www.lib.ru

5. Даутова О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития. Symposium; 2013; № 29: 309-317.

6. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя. Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителей школ. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2013.

7. Полякова ГБ. Нравственная культура в аксиологическом пространстве современной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2014.

8. Рокич М. Природа человеческих ценностей. Нью-Йорк. 1973.

9. Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками. Available at: http://festival.1september.ru/articles/417088/

10. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. Москва, Академия, 2003.

References

1. Amonashvili Sh.A. Lichnostno-gumannaya osnova pedagogicheskojprofessii Minsk: Universitetskoe, 2010.

2. Borytko N.M. Usloviya stanovleniya professional'noj pozicii pedagoga-vospitatelya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nyh sistemah Yuzhno-Rossijskogo regiona: tezisy dokladov VIII godichnogo sobraniya Yuzhnogo otdeleniya RAO i XX regional'nyh psihologo-pedagogicheskih chtenij Yuga Rossii. Rostov-na-Donu, 2011; № 2: 107-108.

3. Bozhovich L.I. Lichnost iee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: Piter, 2014.

4. Garmaev A. Nravstvennaya psihologiya ipedagogika. Available at: http://www.lib.ru

5. Dautova O.B., Hristoforov S.V. Samoobrazovanie uchitelya kak uslovie ego lichnostnogo i professional'nogo razvitiya. Symposium; 2013; № 29: 309-317.

6. Morozova T.V. Diagnostika uspeshnosti uchitelya. Sbornik metodicheskih materialov dlya direktorov i zamestitelej direktorov uchebnyh zavedenij, rukovoditelej shkol. Moskva: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2013.

7. Polyakova G.B. Nravstvennaya kul'tura vaksiologicheskomprostranstve sovremennojshkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.

8. Rokich M. Priroda chelovecheskih cennostej. N'yu-Jork. 1973.

9. Samoobrazovanie pedagogov kak odin iz faktorov povysheniya kachestva raboty s doshkol'nikami. Available at: http://festival.1september. ru/articles/417088/

10. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu. Moskva, Akademiya, 2003.

Статья поступила в редакцию 10.02.24

3б1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.