DOI: 10.15293/1813-4718.1806.11 УДК 374+37.0
Щербаков Андрей Викторович
Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры воспитания и дополнительного образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, upravka74_z@mail.ru, ORCID 0000-0002-2976-4851, Челябинск
НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ*
Аннотация. В современном образовании возрастает значимость ценностных ориента-ций, приобретаемых человеком в процессе овладения знаниями и умениями. Ведущую роль в процессе нравственного становления играет педагог-воспитатель, обладающий личностной профессиональной позицией воспитателя. В исследованиях различных авторов профессиональная позиция рассматривается как непрерывный процесс становления человека в деятельности, осуществляемой в образовательной организации. В статье предлагается описание ведущих направлений обеспечения профессионального роста педагога-воспитателя. На первом этапе исследования был осуществлен контент-анализ научной литературы с целью определения направлений обеспечения профессионального роста (развития) педагогов. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, выявленные направления могут обеспечивать профессиональный рост педагога, реализующего воспитательную деятельность, однако остается нерешенным вопрос о влиянии этих направлений на становление и развитие профессиональной позиции педагога как воспитателя. На следующем этапе исследования был осуществлен теоретический анализ исследований, описывающих различные специфические условия, направления, обеспечивающие рост (развитие) педагога, реализующего воспитательную деятельность. В результате проведенного анализа были выявлены направления, обеспечивающие профессиональный рост педагога-воспитателя: развитие индивидуального профессионального стиля деятельности педагога-воспитателя; развитие профессионального мировоззрения педагога-воспитателя; развитие рефлексивной культуры педагога-воспитателя.
Ключевые слова: профессионализм, профессиональный рост, профессиональная позиция, педагог-воспитатель.
Постановка проблемы. В теории человеческого капитала Теодора Шульца образование обеспечивает экономический эффект, если оно сопровождает человека на протяжении всей его жизни, а профессиональное развитие является приоритетом его профессиональной карьеры. Реализация этой теории на практике привела к появлению следующей этической проблемы - возможность свободного (практически без контрольного) получения знаний и технологий для любого человека выводит на первый план проблему ценностных
ориентаций. Наиболее важным для безопасности общества является не столько владение человеком знаниями, компетенциями, сколько моральная ответственность за их применение. Огромным потенциалом в нравственном становлении человека обладает школа, и ведущую роль играет педагог-воспитатель, обладающий личностно-профессиональной позицией воспитателя, основные мотивы педагогической деятельности которого лежат в «сфере духовной и связаны с пониманием учителем своей гражданской и культурной миссии в обще-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 17-06-00161а «Теоретические и методические основы обеспечения профессионального роста педагога-воспитателя в образовательной организации»
стве» [7, с. 9]. Ориентация педагога на приоритетность воспитательной деятельности в школе, проявляющаяся как профессиональная позиция, создает образовательное пространство, ориентированное на передачу гуманистических ценностей.
Позиция педагога - позиция человека, самоопределившегося во всей полноте своей профессии [1]. В профессионально-педагогической позиции воспитателя проявляется ее субъектная, концептуальная (субъектно-авторская (В. В. Сериков)), гуманистическая, понимающая, демократическая, поддерживающая составляющие. Позиция воспитателя складывается из отношения к ребенку (человеку), его природе и возможности совершенствоваться, к себе самому как потенциальному источнику влияния на другого человека, к существующей практике воспитания (подходы, содержание, способы, критерии оценки), к своим коллегам и другим участникам воспитательного процесса [2]. В рамках нашего исследования мы разделяем мнение А. И. Григорьевой, считающей, «что нельзя быть педагогом-профессионалом, т. е. владеющим полнотой профессии, не будучи педагогом-воспитателем» [4, с. 12].
Большинство исследователей (Н. М. Бо-рытко, И. В. Варганова, А. И. Григорьева, Е. И. Исаев, А. И. Колесникова, Н. Л. Селиванова, В. И. Слободчиков) [1-5; 7] рассматривают профессиональную позицию как динамическое качественное состояние человека, профессионала, представляющее непрерывный процесс становления человека в деятельности, осуществляемой в образовательной организации. В тоже время остается открытым вопрос: какие направления обеспечения становления и развития профессиональной позиции педагога как воспитателя являются наиболее эффективными.
На решение названой выше проблемы ориентирована наша статья, достигающая следующей цели: определения ведущих направлений обеспечения профессиональ-
ного роста педагога-воспитателя в общеобразовательной организации.
Описание исследования. В процессе контент-анализа встречающихся в научной литературе направлений обеспечения профессионального роста (развития) педагогов нами был определен следующий их перечень:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- наблюдение за опытом других коллег;
- обобщение собственного педагогического опыта;
- участие в системе методической работы образовательной организации, района, города;
- обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы;
- руководство профессиональным ростом других учителей;
- работа в составе органов управления школой;
- самообразование и самовоспитание и т. д.
Представленный список направлений
включает далеко не полный перечень всех формулировок, которые встречаются у многочисленных авторов, мы представили наиболее обобщенный перечень направлений. В рамках нашего исследования мы считаем, что все названные выше направления могут обеспечивать профессиональный рост педагога, реализующего воспитательную деятельность, однако остается нерешенным вопрос о влиянии этих направлений на становление и развитие профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Прежде всего, мы считаем, необходимо учитывать, что ведущим фактором в повышении эффективности «традиционных» направлений развития педагога-воспитателя выступает гуманистический характер отношений, складывающийся в процессе взаимодействия педагогов - «существенным для реализации учителем воспитательных функций является наличие у него чувства единения со школьным коллекти-
вом, восприятия школы как семьи, родного дома» [8, с. 136].
Вместе с тем, исследователи теории воспитания обращают внимание на различные «специфические» условия, направления, обеспечивающие рост (развитие) педагога, реализующего воспитательную деятельность. Так, Н. Л. Селиванова считает, что принципиальное значение для развития профессионально-личностной позиции педагога как воспитателя имеет его субъектность, которая является своеобразной гарантией как эффективности его воспитательной деятельности, так и его профессионального роста как воспитателя. Особую роль в этом процессе играют педагогический коллектив, различные педагогические сообщества, педагогическая среда, в которую включен педагог в своем образовательном учреждении и за его пределами [8].
Подтверждение позиции Н. Л. Селивановой о важности развития субъектности педагога мы находим в работах В. А. Сла-стенина, который считает, что отсутствие субъектного развития и саморазвития учителя блокирует процесс воспроизводства педагогических кадров [9]. Одним из «механизмов», обеспечивающих личностный рост педагогов, выступает самоорганизация учителем своего личностного профессионально-развивающего пространства. В этом пространстве он, с одной стороны, выступает как субъект своего профессионального становления, с другой стороны, происходит освоение и принятие педагогом содержания и технологий современного образования, а также выработка индивидуально-творческого профессионального стиля, авторской педагогической системы.
Становление субъектного потенциала специалиста - «процесс обретения им смысла жизни и профессионального бытия, и их реализация в сфере педагогического труда. Это - целенаправленный процесс новообразования социально-феноменологического характера, обуслов-
ливающих достижение субъектности на определенном этапе развития специалиста как профессионала, как личности, как субъекта деятельности» [6, с. 11].
Стиль учителя, по мнению М. Грин (М. Green), - это проявление его индивидуальности, отношения к себе и другим. Важно все, что учитель думает о себе, своем предмете; какие у него отношения с учащимися; что он о них думает и что ожидает; как и какие вопросы задает; какими технологиями владеет и какие методы использует. Ценности, опыт, личные взгляды, воображение и оценки - вот тот «багаж», который дает каждому учителю свой стиль поведения с учащимися [10]. По мнению Н. М. Борытко, в отечественной науке стиль раскрывается через категорию «педагогическая позиция» [1]. Мы считаем, что эти понятия находятся во взаимосвязи, в частности, стиль педагога является внешним проявлением имеющейся у педагога позиции, которую он демонстрирует в отборе средств воспитания и при непосредственном общении и взаимодействии с ребенком.
Таким образом, одним из ведущих направлений профессионального роста педагога-воспитателя может выступать формирование и развитие его индивидуального профессионального стиля деятельности, в процессе которого будет осуществляться процесс становления субъектного потенциала педагога как воспитателя через освоение, проживание им содержания и технологий воспитания, выработку индивидуально-творческого профессионального подчерка, авторской педагогической системы.
И. В. Степанова считает, что позиция педагога-воспитателя формируется в деятельности, а значит, именно в той школе, куда он пойдет работать, его позиция и будет формироваться. Условиями, при которых такая позиция может быть сформирована являются:
1) формирование в школе коллектива
педагогов-воспитателей;
2) повышение воспитательной мотивации педагогов;
3) освоение в «режиме проживания» разных видов деятельности, методик и технологий, организации воспитания, которые имеют большой воспитательный потенциал [6].
В коллективном труде «Воспитательная деятельность педагога» авторы выделяют следующие условия «готовности и способности педагога к воспитательной работе: гуманно-личностная ориентация педагога; его способность стать носителем социокультурных и профессиональных ценностей в жизнедеятельности других людей; осознание своего места и функциональных возможностей как воспитателя в определенной социокультурной и образовательной ситуации; стремление к восприятию и пониманию другого человека; наличие внутренних предпосылок к дальнейшему профессиональному росту (самовоспитанию)» [3, с. 284]:
Д. В. Григорьев считает, что развитие воспитательного потенциала педагога напрямую связано с уровнем развития его профессионального сознания, и выделяет следующие условия, позволяющие педагогу-воспитателю с объектного уровня через задачный достигать проблемного уровня развития: освоение рефлексивного анализа, обеспечение ценностно-смыслового самоопределения и личностно-профессионально-го саморазвития. Переходу с одного уровня на другой будет способствовать проектирование и реализация все более «усложняющихся форм совместности педагогов, начиная с простых процедур совместного обсуждения проблем воспитания и заканчивая созданием самоопределяющейся профессиональной событийной общности педагогов как воспитателей» [7, с. 140].
В исследовании механизмов развития воспитательного потенциала педагога П. В. Степанов особое внимание уделяет анализу направлений «стратегии поддер-
живающего менеджмента»: формирование организационной культуры образовательного учреждения, основанной на доверии к педагогу-воспитателю; проявление максимального внимания к личности каждого педагога в отдельности; создание в школе атмосферы, способствующей высокой «воспитательной мотивации» всех педагогов [7].
Проанализированные подходы позволяют нам выделить еще два направления, объединяющие различные условия и механизмы профессионального роста педагога-воспитателя: развитие профессионального мировоззрения и развитие рефлексивной культуры.
Развитие профессионального мировоззрения педагога-воспитателя будет объединять технологии, формы и содержания профессионального роста, направленные на развитие гуманно-личностной ориентации педагога, его способности стать носителем социокультурных и профессиональных ценностей в жизнедеятельности других людей; осознание своего места и функциональных возможностей как воспитателя в определенной социокультурной и образовательной ситуации; стремление к восприятию и пониманию другого человека; наличие внутренних установок к дальнейшему профессиональному росту (самовоспитанию).
В развитии рефлексивной культуры педагога-воспитателя особое внимание необходимо уделить процессу осознания себя как воспитателя, социального субъекта, обладающего воспитательным потенциалом, включающим ряд компонентов (Д. В. Григорьев): аксиологический, телеологический, концептуальный, методический и интерактивный [7].
Выводы. Профессионализм педагога-воспитателя определяется наличием и степенью проявления в педагогической деятельности позиции воспитателя, характеризующей его отношение к ребенку (человеку), к себе самому как потенциально-
му источнику влияния на другого человека, к существующей практике воспитания, к своим коллегам и другим участникам воспитательного процесса. Профессиональная позиция является динамическим непрерывным процессом становления человека в деятельности, осуществляемой в образовательной организации.
Анализ сущностных характеристик позиции воспитателя и условий его развития в общеобразовательной организации
позволил в рамках нашего исследования выделить следующие направления, обеспечивающие профессиональный рост педагога-воспитателя:
- развитие индивидуального профессионального стиля деятельности педагога-воспитателя;
- развитие профессионального мировоззрения педагога-воспитателя;
- развитие рефлексивной культуры педагога-воспитателя.
Библиографический список
1. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания: моногр. / науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.
2. Варганова И. В. Становление субъектной позиции студента в процессе профессионального образования // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 12. - С. 7-12.
3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие / под общ. ред. В. А. Сласте-нина и А. И. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
4. Григорьева А. И. Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе послевузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 26 с.
5. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Становление субъ-ектности в образовательных процессах. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 431 с.
6. Методологические последствия парадиг-мального сдвига в теории воспитания / ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. - М.-Тверь: Виарт, 2011. - 200 с.
7. Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала российского учительства / под ред. Н. Л. Селивановой и П. В. Степанова. - М., 2011. - 176 с.
8. СеливановаН. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. - М.: УРАО ИТИП, 2010. - 168 с.
9. Сластенин В. А. Субъектно-деятельност-ное содержание профессионально-личностного развития учителя // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании. - М.: МАНПО, 2011. - С. 3-18.
10. Green М. Philosophy and Teaching // Handbook of Research on Teacing. N.Y.; Macmillan, 1986. - pp. 479-500.
Поступила в редакцию 03.10.2018
Shcherbakov Andrey Viktorovich
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Senior Researcher of the Department Upbringing and Further Education, Chelyabinsk Institute of Personnel Development and Continuing Education, upravka74_z@mail.ru, ORCID 0000-0002-2976-4851, Chelyabinsk
DIRECTIONS OF PROVIDING PROFESSIONAL GROWTH OF THE TEACHER-EDUCATOR
Abstract. In modern education, the importance of value orientations acquired by a person in the process of mastering knowledge and skills is increasing. The leading role in the process of moral formation is played by the teacher-educator, who has the personal professional position of the educator. In the studies of various authors, professional position is considered as a continuous process of becoming a person in the activities carried out in an educational organization. The
article offers a description of the leading directions for ensuring the professional growth of a teacher-educator. At the first stage of the study, a content analysis of the scientific literature was carried out in order to determine the directions of ensuring professional growth (development) of teachers. The data obtained will allow us to conclude that the identified areas can provide professional growth for the teacher who provides upbringing but the question remains about the impact of these areas on the formation and development of the teacher's professional position as an educator. At the next stage of the study, a theoretical analysis of studies describing various "specific" conditions, directions ensuring the growth (development) of a teacher performing upbringing was carried out. As a result of the theoretical analysis the directions providing professional growth of the teacher-educator were defined: the development of the individual professional style of the teacher-educator; the development of the professional worldview of the teacher-educator; development of the reflective culture of the teacher-educator.
Keywords: professionalism, professional growth, professional position, teacher-educator.
References
1. Borytko, N. M., 2001. A teacher in the spaces of modern education. Scientific. Volgograd: Change Publ., 214 p. (In Russ.)
2. Varganova, I. V., 2008. Formation of a student's subject position in the process of vocational education. Kazan Pedagogical Journal, № 12, pp. 7-12. (In Russ.)
3. Slastenin, V. A., Kolesnikova, A. I., 2005, eds. The educational activities of the teacher: schoolbook. Moscow: Academy Publ., 336 p. (In Russ.)
4. Grigorieva, A. I., 1998. Formation of the professional position of the teacher-educator in the system of postgraduate training: author's abstract. dis. ... cand. ped. sciences. Moscow, 26 p. (In Russ.)
5. Isaev, E. I., Slobodchikov, V. I., 2013. Psychology of human education: Formation of subjectivity in educational processes. Moscow: PSTGU Publ., 431 p. (In Russ.)
6. Selivanova, N. L., Sokolova, E. I., 2011, eds. Methodological consequences of the paradigm shift in the theory of education. Moscow-Tver: Viart Publ., 200 p. (In Russ.)
7. Selivanova, N. L., Stepanov, P. V., 2011, eds. Prospects and mechanisms for the development of the educational potential of the Russian teacher. Moscow, 176 p. (In Russ.)
8. Selivanova, N. L., 2010. Education in the modern school: from theory to practice. Moscow: URAO ITIP Publ., 168 p. (In Russ.)
9. Slastenin, V. A., 2011. Subject-activity content of professional and personal development of a teacher. Teacher's professionalism: competence-based approach in education. Moscow: MANPO Publ., pp. 3-18. (In Russ.)
10. Green, M., 1986. Philosophy and Teaching. Handbook of Research on Teacing. N.Y.; Macmil-lan, pp. 479-500. (In Eng.)
Submitted 03.10.2018