Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витольник Галина Адамовна, Витольник Владимир Николаевич

Целью статьи выступает изучение особенностей процесса формирования нравственной и профессиональной культуры студентов вуза в процессе обучения, направленного на повышения качества образования по различным специальностям. В связи с этим, автор раскрывает сущностные характеристики профессиональной культуры обучающихся в рамках совокупности специальных профессиональных знаний и практико-ориентированных умений. Автор обращает внимание на взаимосвязь формирования профессиональной культуры обучающегося с нравственным и социально-гуманитарным развитием будущего специалиста. Анализируются морфологические и структурные составляющие методики формирования профессиональной культуры будущих специалистов, а также взаимообусловленность данного процесса от нравственных основ личности. Автором отмечается взаимосвязь формирования профессиональных и нравственных подструктур личности от качественной организации процесса обучения. В связи с этим, автором сформулированы основные ориентиры высшего профессионального образования, предполагающие реализацию в учебном процессе специальных условий, направленных на личностное, профессиональное, нравственное, а также интеллектуальное совершенствование обучающихся. Также автор обращает внимание на необходимость развития профессиональной и нравственной культуры на примере будущих педагогов. Автор приходит к выводу о важности формирования профессиональной культуры будущего педагога. Являясь основным ориентиром профессиональной компетентности, профессиональная и нравственная культура выступает главной предпосылкой эффективности педагогической деятельности и показателем качества образования. В заключении статьи автор отмечает необходимость формирования нравственной и профессиональной культуры в процессе обучения, обуславливающим профессиональную самореализацию в будущем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витольник Галина Адамовна, Витольник Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION THROUGH THE FORMATION OF MORAL AND PROFESSIONAL CULTURE IN THE LEARNING PROCESS

The purpose of the article is to study the features of the process of formation of the moral and professional culture of university students in the learning process, aimed at improving the quality of education in various specialties. In this regard, the author reveals the essential characteristics of the professional culture of students within the framework of a set of special professional knowledge and practice-oriented skills. The author draws attention to the relationship between the formation of a student's professional culture and the moral, social and humanitarian development of a future specialist. The morphological and structural components of the methodology for the formation of the professional culture of future specialists are analyzed, as well as the interdependence of this process from the moral foundations of the individual. The relationship between the formation of professional and moral substructures of the personality and the qualitative organization of the learning process is noted. The main guidelines of higher professional education are formulated, which involve the implementation in the educational process of special conditions aimed at the personal, professional, moral, and intellectual improvement of students. The author draws attention to the need for the development of professional and moral culture on the example of future teachers. The author comes to the conclusion about the importance of the formation of the professional culture of the future teacher. Being the main benchmark of professional competence, professional and moral culture is the main prerequisite for the effectiveness of pedagogical activity and an indicator of the quality of education. In conclusion of the article, the author notes the need for the formation of moral and professional culture in the learning process, which determines professional self-realization in the future

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Витольник Галина Адамовна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Витольник Владимир Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Целью статьи выступает изучение особенностей процесса формирования нравственной и профессиональной культуры студентов вуза в процессе обучения, направленного на повышения качества образования по различным специальностям. В связи с этим, автор раскрывает сущностные характеристики профессиональной культуры обучающихся в рамках совокупности специальных профессиональных знаний и практико-ориентированных умений. Автор обращает внимание на взаимосвязь формирования профессиональной культуры обучающегося с нравственным и социально-гуманитарным развитием будущего специалиста. Анализируются морфологические и структурные составляющие методики формирования профессиональной культуры будущих специалистов, а также взаимообусловленность данного процесса от нравственных основ личности. Автором отмечается взаимосвязь формирования профессиональных и нравственных подструктур личности от качественной организации процесса обучения. В связи с этим, автором сформулированы основные ориентиры высшего профессионального образования, предполагающие реализацию в учебном процессе специальных условий, направленных на личностное, профессиональное, нравственное, а также интеллектуальное совершенствование обучающихся. Также автор обращает внимание на необходимость развития профессиональной и нравственной культуры на примере будущих педагогов. Автор приходит к выводу о важности формирования профессиональной культуры будущего педагога. Являясь основным ориентиром профессиональной компетентности, профессиональная и нравственная культура выступает главной предпосылкой эффективности педагогической деятельности и показателем качества образования. В заключении статьи автор отмечает необходимость формирования нравственной и профессиональной культуры в процессе обучения, обуславливающим профессиональную самореализацию в будущем.

Ключевые слова: качество образования, нравственная культура, образовательный процесс, профессиональная культура.

An^tatton. The purpose of the article is to study the features of the process of formation of the moral and professional culture of university students in the learning process, aimed at improving the quality of education in various specialties. In this regard, the author reveals the essential characteristics of the professional culture of students within the framework of a set of special professional knowledge and practice-oriented skills. The author draws attention to the relationship between the formation of a student's professional culture and the moral, social and humanitarian development of a future specialist. The morphological and structural components of the methodology for the formation of the professional culture of future specialists are analyzed, as well as the interdependence of this process from the moral foundations of the individual. The relationship between the formation of professional and moral substructures of the personality and the qualitative organization of the learning process is noted. The main guidelines of higher professional education are formulated, which involve the implementation in the educational process of special conditions aimed at the personal, professional, moral, and intellectual improvement of students. The author draws attention to the need for the development of professional and moral culture on the example of future teachers. The author comes to the conclusion about the importance of the formation of the professional culture of the future teacher. Being the main benchmark of professional competence, professional and moral culture is the main prerequisite for the effectiveness of pedagogical activity and an indicator of the quality of education. In conclusion of the article, the author notes the need for the formation of moral and professional culture in the learning process, which determines professional self-realization in the future.

Key words: quality of education, moral culture, educational process, professional culture.

Введение. Повышение качества образования тесно связано с формированием личности обучающихся, в частности интеллектуальных, культурных и нравственных особенностей личности, непосредственно влияющих на развитие способностей к профессиональному самосовершенствованию, активизацию познавательной деятельности и становление социокультурных ориентиров обучающихся, направленных на формирование готовности к непрерывному профессиональному развитию и повышению профессиональной квалификации по своей специальности [1, С. 12].

В связи с этим, ряд исследователей, таких как В.С. Комбаров [2], Р.К. Окрикова [3], А.А. Паршина [4], Ю.В. Сорокопуд [7], обращают внимание на взаимосвязь формирования профессиональной культуры обучающегося с нравственным и социально-гуманитарным развитием будущего специалиста, а также представляют в своих работах основные подходы и ориентиры в развитии индивидуально-личностных и социокультурных особенностей студентов, в том числе нравственное развитие, с основными подходами в формировании профессиональной культуры обучающихся, и, как следствие, отмечают повышение учебной мотивации студентов, активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, и повышение качества обучения, в целом.

Целью статьи, таким образом, выступает изучение особенностей процесса формирования нравственной и профессиональной культуры студентов вуза в процессе обучения, направленного на повышения качества образования по различным специальностям.

Изложение основного материала статьи. На основе изучения работ исследователей Г.А. Гущиной [1, С. 13] и А.А. Паршиной и В.К. Королева [4, С. 90], феномен профессиональной культуры мы можем определить как единство общекультурных, интеллектуальных, социальных и гуманитарных специальных знаний, компетенций, ориентиров, практических умений и навыков, реализуемых специалистом в конкретном виде социокультурной деятельности в процессе решения им профессиональных задач.

В исследованиях А.А. Паршиной и В.К. Королева [4, С. 93] раскрываются основные следующие сущностные характеристики и ориентиры формирования профессиональной культуры обучающихся в рамках совокупности специальных профессиональных знаний и практико-ориентированных умений в процессе изучаемых дисциплин в образовательном пространстве вуза.

В первую очередь, это положение о том, что становление профессиональной культуры специалиста как социокультурного феномена взаимообусловлено процессом развития ее структурных компонентов (организационных, социальных и правовых), что, в свою очередь, детерминируется внедрением в образовательный процесс специальных,

социально-гуманитарных дисциплин, направленных на целенаправленное формирования данных составляющих профессиональной культуры личности в реальном процессе обучения в вузе.

Во-вторых, учитывая отсутствие данных учебных дисциплин в учебном плане вуза в разделе обязательных, то существует необходимость включения содержательной корреляции с необходимыми правовыми, юридическими и экономическими знаниями в основные, ведущие учебные модули, курсы и дисциплины для обеспечения освоения обучающимися знаний и умений, соответствующих профессиональной культуре их специальности.

В связи с этим, Г.А. Гущина в своих исследованиях, обобщая методологические основы формирования профессиональной культуры обучающегося, предлагает аккумулировать общие и специфические социокультурные, правовые и экономические знания, необходимые будущему специалисту как для осмысления характера будущей профессии, так и для любой другой профессиональной деятельности в специальный учебный курс «Профессиональная культура», ориентированного на формирование у обучающихся осознания важности и необходимости освоения правовой и экономической направленности их будущей работы по выбранной профессии [4, С. 14].

Обобщая опыт формирования профессиональной культуры на примере будущих специалистов педагогических специальностей в процессе обучения в вузе, М.И. Ситникова обращает внимание на существующие противоречия между необходимостью формирования базовой правовой и экономической культуры будущего педагога и дисциплинарной разобщенностью содержания базовых учебных дисциплин социогуманитарного учебного цикла. Решение данной проблемы исследователем видится в усилении правовой и экономической составляющей в рамках освоения обучающимися профессиональных дисциплин и разного вида производственных практик, а также во включении данных курсов по формированию профессиональной культуры в информационное образовательной пространство вуза, используя цифровые и дистанционные формы обучения [6, С. 28].

В рамках обоснования проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста, В.С. Комбаров обращает внимание на взаимосвязь формирования профессиональной культуры обучающегося с нравственным и социально-гуманитарным развитием будущего специалиста, определяя понятие нравственной культуры как немаловажную структурную характеристику профессиональной культуры личности. В качестве основных составляющих нравственной культуры обучающегося в процессе его профессионального становления в процессе обучения в вузе, автор определяет следующие: ценностные и смысловые ориентации личности; профессионально-этические правила и нормы профессионального поведения; типовые модели коммуникативного взаимодействия, адекватные выбранной профессии; адаптационные качества личности; а также этика общения и нормы этикета [2, С. 74].

Понимание относительной целостности и интегративности понятия профессиональной культуры будущего специалиста выводит на первый план в своих исследованиях Р.К. Окрикова, обращая внимание на взаимосвязь данного процесса формирования профессиональной культуры от нравственно-смысловых основ личности, а также на взаимосвязь формирования данных профессиональных и нравственных подструктур личности от качественной организации процесса обучения в целом [3, С. 77].

В связи с этим, в рамках изучения вопроса повышения качества образования, Г.А. Гущиной [1, С. 18], М.И. Ситниковой [6, С. 30] и Ю.В. Сорокопуд [7, С. 188] сформулированы основные ориентиры высшего профессионального образования, предполагающие реализацию в учебном процессе специальных условий, направленных на личностное, профессиональное, нравственное, а также интеллектуальное совершенствование обучающихся, в том числе, формирование у них нравственной, и, как следствие, профессиональной культуры. В первую очередь, по мнению исследователей, это подготовительная профориентационная работа приемных компаний вуза, включающая в себя профессиональное информирование, просвещение, консультации, а также профессионально-личностную диагностику абитуриентов, поступающих на различные специальности вуза, предполагающую изучение различных профессиональных интересов, ценностей, ориентиров и возможностей студентов. Профессиональное становление обучающихся, обуславливающее повышение качества обучения в вузе, по мнению Г.А. Гущиной [1, С. 18] возможно только после вышеперечисленных этапов профориентационной работы.

В процессе обучения становление профессиональной и нравственной культуры, по мнению исследователей, осуществляется посредством практического изучения будущими специалистами целостной взаимообусловленной модели профессиональной деятельности будущего специалиста, включающее в себя освоение обучающимися специальных профессиональных знаний и компетенций и, как следствие, формирование у них профессионально-значимых, ценностно-смысловых, мотивационных и нравственных качеств личности [1, С. 18; 6, С. 28].

В связи с этим, вслед за Г.А. Гущиной, мы можем определить основные педагогические формы и методы обучения, направленные на формирование профессиональной и нравственной культуры обучающихся, такие как деловые игры, различные симуляционные приемы и техники, метод профессиональных и личностных ситуаций, метод решения учебно-профессиональных задач, метод экспертизы и т.д. Все они направленны на разрешение различных профессиональных ситуаций и нахождение самостоятельного нестандартного решения с помощью оптимальных профессиональных действий [1, С. 19]. Данные методы, осуществляя принцип обратной связи, обуславливают повышение качества образования через активизацию профессионального интереса и мотивации к освоению комплекса общекультурных и профессиональных компетенций в рамках своей специальности.

Немаловажными показателем качества образования, по мнению М.И. Ситниковой [6, С. 30], в рамках развития профессиональной и нравственной культуры личности, выступает развитие способности к профессиональной самореализации студентов, включающее в себя целенаправленное педагогическое сопровождение освоения обучающимися знаний, необходимых им для дальнейшего профессионального развития. Это могут быть как известные модели и технологии самореализации личности в профессиональной деятельности, так и инновационные модели профессиональной самореализации. С данным подходом согласна и Ю.В. Сорокопуд, обращая внимание на творческую составляющую в процессе реализации в профессиональной деятельности, обращая внимание на такие личностные качества, необходимые для успешности процесса профессионального развития, как исполнительность, инициативность, активность, независимость суждений и т.д. [7, С. 188]. Достижение вышеперечисленных задач, по мнению авторов, возможно при моделировании такого образовательного пространства, которое будет наиболее приближено к реальной профессиональной среде.

Стоит отметить, что в рамках изучения проблемы повышения качества образования, авторы Е.Л. Поднебесных [5, С. 38] и Д.О. Химматалиев [8] обращают внимание на важность развития профессиональной культуры будущих педагогов, обусловленной, в свою очередь, формированием нравственных качеств личности как одного из социально-значимого показателя образованности, ориентиром профессиональной компетенции педагога, а также способности к творческой самореализации в педагогической деятельности. Нравственное воспитание личности педагога, таким образом, авторы определяют как подструктуру профессиональной культуры будущего учителя и выделяют ряд нравственных ценностей, составляющих профессиональную культуру педагога, целенаправленный процесс формирования которой в учебном и производственном процессе выступает основным показателей повышения качества педагогического образования.

Выводы. Таким образом, рассмотрев ряд научных понятий, таких как профессиональная и нравственная культура будущего специалиста, основные концептуальные и методологические основы формирования данных структур личности обучающихся, мы можем заключить, что необходимость формирования нравственной и профессиональной культуры в рамках образовательного процесса выступает непосредственным показателем повышения качества образования, т.к. является ориентиром в дальнейшей готовности будущего специалиста к профессиональному развитию и самореализации в своей профессии в будущем.

Литература:

1. Гущина, Г.А. Концепция формирования профессиональной культуры студентов вуза / Г.А. Гущина // Вестник науки и образования Севера-Запада России. - 2018. - Т. 2. - №2. - С. 12-19

2. Комбаров, В.С. Нравственные основы формирования профессиональной культуры студентов вуза / В.С. Комбаров // Вестник науки и образования Севера-Запада России. - 2016. - Т. 1. - №2. - С. 72-79

3. Окрикова, Р.К. Нравственное развитие студентов как основа формирования их профессиональной культуры / Р.К. Окрикова // Социально-ориентированное проектирование системы формирования гражданской идентичности учащейся молодежи в поликультурном образовательном пространстве: сборник материалов Междунар. Науч.-практич. конф. (г. Казань, 26 февраля 2018 г.). - Казань: Издательство «Данис». - 2018. - Том 2. - С. 76-79

4. Паршина, А.А. Формирование профессиональной культуры в вузовском обучении: опыт и проблемы / А.А. Паршина, В.К. Королев // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2021. - №1. - С. 89-94

5. Поднебесных, Е.Л. Становление профессиональной культуры студента - будущего педагога через развитие нравственных качеств личности / Е.Л. Поднебесных // Альманах мировой науки. - 2017. - № 3 (2). - С. 37-40

6. Ситникова, М.И. Механизмы управления качеством образования в инновационном вузе: технология развития культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя / М.И. Ситникова // Образование, наука, инновации: южное измерение. - 2015. - №3 (23). - С. 26-32

7. Сорокопуд, Ю.В. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования / Ю.В. Соркопуд, С.А. Сиротина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №1 (80). - С. 187-189

8. Химматалиев, Д.О. Нравственная и профессиональная культура будущего учителя как национальная ценность профессионально-педагогического образования / Д.О. Химматалиев, Ж.О. Лапасов, Х.М. Усмонова, Ю.У. Сайфиева // Образование и воспитание. - 2016. - № 2 (7). - С. 3-5. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/813/ (дата обращения: 16.03.2023)

Педагогика

УДК 37.004

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье актуализуется проблема формирования персонального бренда вузовского преподавателя для полноценной профессиональной самореализации. Подчеркивается, что уникальные профессиональные образы научно-педагогических кадров важны не только в личном плане для них самих, но и для продвижения позитивного, современного, эффективного образа высшего учебного заведения в целом. Определяются ключевые характеристики, функциональные параметры, цели формирования персонального образа преподавателя университета. Ведется исследовательский поиск наиболее эффективных механизмов такого формирования. Уделяется особое внимание инструментам, связанным с использованием современных коммуникативно-цифровых технологий и социальных сетей.

Ключевые слова: бренд педагога, имидж преподавателя, персональный бренд, личный брендинг, преподаватель вуза.

Annotation. The article actualizes the problem of forming a personal brand of a university teacher for full-fledged professional self-realization. It is emphasized that the unique professional images of scientific and pedagogical personnel are important not only personally for themselves, but also for the promotion of a positive, modern, effective image of a higher educational institution as a whole. The key characteristics, functional parameters, and goals of forming a personal image of a university teacher are determined. A research search is underway for the most effective mechanisms of such formation. Special attention is paid to tools related to the use of modern communication and digital technologies and social networks.

Key words: teacher's brand, teacher's image, personal brand, personal branding, university teacher.

Введение. Повсеместная информатизация и коммерциализация привела к тому, что в последние десятилетия даже в далекие от бизнеса сферы деятельности начали проникать маркетинговые явления и процессы. Развитие коммуникационных технологий существенно повысило доступность образовательных услуг. Для непосредственных потребителей это стало заметным плюсом, а вот жизнь учебных заведений сильно осложнилась из-за роста конкуренции. Теперь университеты вынуждены бороться за студенческую аудиторию, формируя позитивный имидж и часто прибегая к прямым рекламно-маркетинговым технологиям.

Одна из таких технологий - брендирование, создание привлекательного, узнаваемого, отличного от других образа как своеобразного конкурентного преимущества. При этом важную роль играет не только имидж образовательного заведения в целом, но и отдельных субъектов учебного процесса. В нашем исследовании уделим внимание актуальности формирования бренда преподавателя вуза. Данная тема, по мнению многих ученых, имеет существенный потенциал ресурсности для дальнейшего изучения. «Ресурсность технологии личного бренда велика. При грамотном применении механизмов личного брендинга можно усилить не только популярность отдельных преподавателей ВУЗов, но и сформировать новый формат научных деятелей, адаптированных к современному пространству образовательного процесса и ожиданиям студентов. Преподаватели-бренды будут привлекать общественный интерес, станут лидерами мнений, превратятся в неотъемлемый элемент ценностно-нормативного фундамента образовательного процесса» [5]. Поэтому механизм формирования персонального бренда педагогического работника является актуальной темой исследования в рамках теории педагогики высшего образования.

Изложение основного материала статьи. Теоретические разработки в сфере индивидуального брендирования начались около трех десятилетий назад. Феномен персонального бренда активно изучается в зарубежной научной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.