Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ'

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД ПЕДАГОГА / ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД / ЛИЧНЫЙ БРЕНДИНГ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

В статье актуализуется проблема формирования персонального бренда вузовского преподавателя для полноценной профессиональной самореализации. Подчеркивается, что уникальные профессиональные образы научно-педагогических кадров важны не только в личном плане для них самих, но и для продвижения позитивного, современного, эффективного образа высшего учебного заведения в целом. Определяются ключевые характеристики, функциональные параметры, цели формирования персонального образа преподавателя университета. Ведется исследовательский поиск наиболее эффективных механизмов такого формирования. Уделяется особое внимание инструментам, связанным с использованием современных коммуникативно-цифровых технологий и социальных сетей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL BRAND OF A HIGH SCHOOL TEACHER: MECHANISM OF FORMATION

The article actualizes the problem of forming a personal brand of a university teacher for full-fledged professional self-realization. It is emphasized that the unique professional images of scientific and pedagogical personnel are important not only personally for themselves, but also for the promotion of a positive, modern, effective image of a higher educational institution as a whole. The key characteristics, functional parameters, and goals of forming a personal image of a university teacher are determined. A research search is underway for the most effective mechanisms of such formation. Special attention is paid to tools related to the use of modern communication and digital technologies and social networks.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ»

Выводы. Таким образом, рассмотрев ряд научных понятий, таких как профессиональная и нравственная культура будущего специалиста, основные концептуальные и методологические основы формирования данных структур личности обучающихся, мы можем заключить, что необходимость формирования нравственной и профессиональной культуры в рамках образовательного процесса выступает непосредственным показателем повышения качества образования, т.к. является ориентиром в дальнейшей готовности будущего специалиста к профессиональному развитию и самореализации в своей профессии в будущем.

Литература:

1. Гущина, Г.А. Концепция формирования профессиональной культуры студентов вуза / Г.А. Гущина // Вестник науки и образования Севера-Запада России. - 2018. - Т. 2. - №2. - С. 12-19

2. Комбаров, В.С. Нравственные основы формирования профессиональной культуры студентов вуза / В.С. Комбаров // Вестник науки и образования Севера-Запада России. - 2016. - Т. 1. - №2. - С. 72-79

3. Окрикова, Р.К. Нравственное развитие студентов как основа формирования их профессиональной культуры / Р.К. Окрикова // Социально-ориентированное проектирование системы формирования гражданской идентичности учащейся молодежи в поликультурном образовательном пространстве: сборник материалов Междунар. Науч.-практич. конф. (г. Казань, 26 февраля 2018 г.). - Казань: Издательство «Данис». - 2018. - Том 2. - С. 76-79

4. Паршина, А.А. Формирование профессиональной культуры в вузовском обучении: опыт и проблемы / А.А. Паршина, В.К. Королев // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2021. - №1. - С. 89-94

5. Поднебесных, Е.Л. Становление профессиональной культуры студента - будущего педагога через развитие нравственных качеств личности / Е.Л. Поднебесных // Альманах мировой науки. - 2017. - № 3 (2). - С. 37-40

6. Ситникова, М.И. Механизмы управления качеством образования в инновационном вузе: технология развития культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя / М.И. Ситникова // Образование, наука, инновации: южное измерение. - 2015. - №3 (23). - С. 26-32

7. Сорокопуд, Ю.В. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования / Ю.В. Соркопуд, С.А. Сиротина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №1 (80). - С. 187-189

8. Химматалиев, Д.О. Нравственная и профессиональная культура будущего учителя как национальная ценность профессионально-педагогического образования / Д.О. Химматалиев, Ж.О. Лапасов, Х.М. Усмонова, Ю.У. Сайфиева // Образование и воспитание. - 2016. - № 2 (7). - С. 3-5. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/813/ (дата обращения: 16.03.2023)

Педагогика

УДК 37.004

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье актуализуется проблема формирования персонального бренда вузовского преподавателя для полноценной профессиональной самореализации. Подчеркивается, что уникальные профессиональные образы научно-педагогических кадров важны не только в личном плане для них самих, но и для продвижения позитивного, современного, эффективного образа высшего учебного заведения в целом. Определяются ключевые характеристики, функциональные параметры, цели формирования персонального образа преподавателя университета. Ведется исследовательский поиск наиболее эффективных механизмов такого формирования. Уделяется особое внимание инструментам, связанным с использованием современных коммуникативно-цифровых технологий и социальных сетей.

Ключевые слова: бренд педагога, имидж преподавателя, персональный бренд, личный брендинг, преподаватель вуза.

Annotation. The article actualizes the problem of forming a personal brand of a university teacher for full-fledged professional self-realization. It is emphasized that the unique professional images of scientific and pedagogical personnel are important not only personally for themselves, but also for the promotion of a positive, modern, effective image of a higher educational institution as a whole. The key characteristics, functional parameters, and goals of forming a personal image of a university teacher are determined. A research search is underway for the most effective mechanisms of such formation. Special attention is paid to tools related to the use of modern communication and digital technologies and social networks.

Key words: teacher's brand, teacher's image, personal brand, personal branding, university teacher.

Введение. Повсеместная информатизация и коммерциализация привела к тому, что в последние десятилетия даже в далекие от бизнеса сферы деятельности начали проникать маркетинговые явления и процессы. Развитие коммуникационных технологий существенно повысило доступность образовательных услуг. Для непосредственных потребителей это стало заметным плюсом, а вот жизнь учебных заведений сильно осложнилась из-за роста конкуренции. Теперь университеты вынуждены бороться за студенческую аудиторию, формируя позитивный имидж и часто прибегая к прямым рекламно-маркетинговым технологиям.

Одна из таких технологий - брендирование, создание привлекательного, узнаваемого, отличного от других образа как своеобразного конкурентного преимущества. При этом важную роль играет не только имидж образовательного заведения в целом, но и отдельных субъектов учебного процесса. В нашем исследовании уделим внимание актуальности формирования бренда преподавателя вуза. Данная тема, по мнению многих ученых, имеет существенный потенциал ресурсности для дальнейшего изучения. «Ресурсность технологии личного бренда велика. При грамотном применении механизмов личного брендинга можно усилить не только популярность отдельных преподавателей ВУЗов, но и сформировать новый формат научных деятелей, адаптированных к современному пространству образовательного процесса и ожиданиям студентов. Преподаватели-бренды будут привлекать общественный интерес, станут лидерами мнений, превратятся в неотъемлемый элемент ценностно-нормативного фундамента образовательного процесса» [5]. Поэтому механизм формирования персонального бренда педагогического работника является актуальной темой исследования в рамках теории педагогики высшего образования.

Изложение основного материала статьи. Теоретические разработки в сфере индивидуального брендирования начались около трех десятилетий назад. Феномен персонального бренда активно изучается в зарубежной научной

литературы конца 90-х годов прошлого века и в первом десятилетии ХХ1 ст. такими авторами, как В. Арруда, Р. Макнелли, П. Монтойе, Т. Питерс, К. Спик, Р. Хансен и др. Термин «персональный брендинг» был введен Томом Питерсом в 1997 году на основе продвижения новой для того времени идеи о «брендировании» самого себя и всего, что человек делает, через трансляцию личных ценностей и неповторимого опыта для целевой аудитории. Личное брендирование - это способ выделить себя из толпы, определенная концепция, способствующая творческому развитию индивида [6]. Наработанный на тот момент теоретический и специальный понятийно-категориальный аппарат маркетинга и менеджмента начал активно переносится в сферу личностного роста, персонального имиджа.

В современном российском теоретико-педагогическом дискурсе проблематикой развития персонального бренда преподавателей, учителей, ученых занимаются такие исследователи, как С.В. Булганина, Е.П. Гуреева, О.М. Гуртовенко, В.Г. Данилова, А.С. Зотова, Л.П. Иноземцева, Г.Г Левкин, И.В. Максименко, В.В. Мантуленко, К.С. Окрут, М.П. Прохорова, Л.Ю. Шадрина, А.А. Шкунова и др. На основании их разработок выявим ключевые особенности феномена «персонального бренда преподавателя вуза», а также актуализируем современные способы и механизмы его формирования.

Когда речь идет о личностном брендировании, возникают сложности комплексного характера, ведь необходимо анализировать индивидуальные характеристики психологического, культурно-бытового, интеллектуального, творческого, профессионального плана. В целом, персональный бренд, по мнению И.В. Максименко, включает следующий набор взаимосвязанных конструктов:

• эмоции, которые человек вызывает у окружающих;

• образ личности, который проявляется в ее деятельности;

• позитивное восприятие аудиторией характерных для личности ценностей и качеств;

• влияние на представление о человеке в сознании других людей;

• ценность, которую персоналия представляет для других;

• набор ожиданий и ассоциаций, которые вызываются при реакции на конкретную личность;

• некое приобретение уникальных качеств, когда личность становится экспертом в области профессиональной деятельности [5].

В общих чертах, персональный бренд представляет собой индивидуальный образ человека, ориентированный на самопродвижение в определенной сфере, в нашем случае - в профессиональной. Исследовательница тематики персонального брендирования В.Г. Данилова предлагает следующее определение: «Образы, которые появляются в сознании других людей от конкретной персоны. Преобразование личностной индивидуальности в узнаваемую концептуально-единую марку, т.е. продвижение самого себя как широко востребованного специалиста» [3]. Персональный бренд - определенный шаг, который делает человек, вынося собственную индивидуальность на рассмотрение в общественной, культурной, информационной, публичной, профессиональной среде. Бренд преподавателя вуза сочетает в себе большинство из перечисленных сфер публичной активности.

Для определения наиболее оптимальных механизмов формирования персонального бренда научно-педагогического кадра, важно изначально определиться с целями данного процесса. Среди таковых чаще всего называют следующие:

1. Успешная карьера. «Бренд-преподаватель» узнаваем и популярен. Ему доверяют студенты, у целевой аудитории есть понимание его глубины, цельности и полезности как специалиста, эксперта, помощника и руководителя.

2. Авторитет. Именно он привлекает студентов на курсы конкретного преподавателя или даже в тот или иной университет. Это ведет и к росту интереса к обучению.

3. Важность для учебного заведения. Наличие таких педагогов повышает престиж вуза, создает конкурентное преимущество для организаций, в которых они работают [6].

Качественно сформированные имиджи субъектов преподавания - существенный плюс для любого учебного заведения. Но создание персонального бренда ученого или преподавателя принесет пользу и ему как профессионалу и творческой личности. «Успешный бренд преподавателя университета всегда будет приносить выгоду, поможет в раскрытии уникальных личностных качеств. Сформированный и продвинутый бренд даст возможность быть более свободным и выбирать, с кем и на каких условиях сотрудничать. Персональный бренд преподавателя вуза поможет саморазвитию и придаст конкретную структуру и ориентацию профессиональной деятельности, поможет самоопределиться, выделить наиболее яркие положительные черты своей профессиональной траектории, тем самым уменьшить профессиональное выгорание и поможет университетам уменьшить «кадровый голод» [8]. Поэтому сегодня крайнюю актуальность приобретает проблематика изучения эффективных и действенных механизмов формирования личного бренда вузовского преподавателя. В ней сочетаются цели разного уровня - персональные, конкретных учебных заведений и национальной системы образования в целом.

По мнению Л.П. Иноземцевой, имиджевый бренд преподавателя высшей школы состоит, как минимум, из четырех основных частей, без которых нельзя обойтись:

1. Фундамент - это принципы, философия профессионализма. Обладать безупречной репутацией - это значит следовать своим принципам.

2. Внешний имидж - это то, как преподавателя воспринимает общественность, аудитория, начальство, СМИ и т.д.

3. Внутренний имидж - отношение к учебному заведению, студентам, персоналу, коллегам и руководителям (сотрудники, довольные работой и коллективом, полны энергии).

4. Неосязаемый имидж строится на ощущениях (отношение персонала к работе и его эмоциональный настрой). Это атмосфера, «дух» высшей школы, ощущение причастности к некоей высшей целостности - академическому сообществу, признание и соблюдение морально-этических нормативов последнего [4].

Таким образом, преподаватель должен выработать в структуре собственной личности базис из основополагающих принципов и неукоснительно соблюдать их. От этого зависит его имидж как специалиста и человека, на чье мнение и рекомендацию можно положиться. Если же рассматривать формирование бренда педагогических работников именно с позиции интереса к предметному содержанию, то результат такого образа, по мнению С.В. Булганиной и А.А. Шкуновой, должен реализовывать следующие функции:

1. Регулятивная - связана с формированием у обучающихся личностных черт, которые отвечали бы нормативным требованиям общества.

2. Аксиологическая - отражает систему ценностей общества в целом и человека в частности.

3. Семиотическая - связана с обязательным введением обучающихся в систему символов и знаков изучаемой дисциплины.

4. Креативная - предполагает развитие и применение различных интерактивных форм, с помощью которых можно представить себя в социальных сетях [1].

Иными словами, бренд преподавателя должен формироваться на основе функциональной целесообразности, которая включает ряд неотъемлемых аспектов. К таковым отнесем научно-педагогическую компетентность, нравственный авторитет, аксиологическую принципиальность, семиотический профессионализм и готовность к креативному самовыражению с помощью современных технологических инструментов. К.С. Окрут выделяет основные функции персонального бренда преподавателя высшей школы в аспекте их полезной эффективности:

1. Персональный бренд - это способ увеличить собственную капитализацию на соответствующем рынке специалистов. Причем капитализация может осуществляться как в денежном выражении, так и в виде нематериальных социальных бонусов (уважение аудитории, авторитет среди коллег, повышенная самооценка).

2. Человек с сильным личным брендом становится менее уязвимым в период экономических трудностей и различных кризисных явлений. Личный бренд позволяет «стать заметным» в глазах потенциальной целевой аудитории. Персональный бренд ориентирован на формирование уникальной личности, повышение узнаваемости на рынке труда.

3. Работа по созданию персонального бренда преподавателя помогает установить баланс между внутренним и внешним миром, профессиональной и личной жизнью (баланс между работой и личной жизнью). Сильный личный бренд позволяет получить большую степень социальной свободы, расширить сферу деятельности.

4. Брендинг позволяет взглянуть на многие аспекты деятельности как через увеличительное стекло, с новой точки зрения, что позволяет увидеть там новые возможности. Это, в свою очередь, повышает потенциал креативности и карьерной гибкости специалиста, позволяет корректировать индивидуальную профессионально-жизненную траекторию.

5. Персональный бренд преподавателя четко определяет ядро личности. Бренд, отражающий истинные ценности педагога, создает четкое коммуникационное пространство между педагогом и целевой аудиторией. Чем более правдивым является личный бренд педагога, тем больше вероятность того, что целевая аудитория будет с ним [7].

Определившись с целями, задачами, пользой и функциональностью создания личностного бренда преподавателя высшей школы, перейдем к рассмотрению тематики, связанной с инструментами формирования брендовых имиджей. С нашей точки зрения, ключевыми этапами этого процесса в наиболее общем плане являются:

1. Представление педагогической экспертности в узком ракурсе. Научно-педагогический кадр должен заявить себя в качестве специалиста, несущего уникальный вклад в исследовательский и образовательный процесс в университете.

2. Поиск платформы и осмысленная коммуникация с целевой аудиторией. Такой платформой традиционно становится университетская структура в ее учебно-методических и образовательно-исследовательских форматах. Но и сами преподаватели должны быть готовыми к модернизации существующих платформ по донесению учебных материалов до аудитории. Последнее особенно актуально в условиях активизации дистанционного и онлайн-обучения.

3. Оптимизация профиля в социальных сетях. Преподаватель не должен прятаться за своей профессией и статусом. Индивидуальный брендинг предполагает активную общественную позицию и деятельность. Это повышает авторитет преподавателя среди коллег и студенческой аудитории, вызывает доверие к нему как к профессионалу и личности.

В современной научно-педагогической литературе представлено несколько типовых моделей поочередной детализации описанных нами трех фундаментальных этапов. Например, такие ученые, как О.М. Гуртовенко и Г.Г. Левкин, предлагают пять этапов формирования персонального бренда научно-педагогического работника университета:

• позиционирование исследователя и его трудов на рынке интеллектуальной собственности;

• разработка стратегии бренда преподавателя вуза;

• формирование содержания, идеи, смысловой наполненности бренда;

• анализ личностных качеств и создание имени бренда;

• тестирование бренда - анализ отношения других субъектов образовательного процесса к созданному брендовому имиджу и его содержанию [2].

Иными словами, в начале карьеры научно-педагогический работник должен уделить ключевое внимание научно-исследовательской активности. Изданные им статьи, монографии, защищенная кандидатская диссертация, выступления на специализированных конференциях, семинарах, симпозиумах, активное участие в лабораторных исследованиях, экспериментах и социологических опросах - все это ведет к формированию надежного базиса для последующего осуществления персонального профессионального брендинга. Следующий механизм - приобретение эффективных навыков взаимодействия с аудиторией, независимо от ее уровня и статусности. Л.Ю. Шадрина настаивает на том, что на этапе целеполагания необходимо определиться с потребностно-мотивационной установкой носителя бренда - то есть преподавателю вуза важно понимать, на чем будут создаваться основные инсайты. Здесь рекомендуется использовать три основных формулы:

1. Ключевая потребность целевой аудитории (в основе проблема) + результат + гарантия.

2. Обращение к целевой аудитории + решение проблемы.

3. Образовательный продукт + обращение к целевой аудитории + проблема + выгода [8].

Перечисленные формулы подходят для взаимодействия с разными целевыми группами. Преподаватель университета коммуницирует не только со студентами. В обязательном порядке формируется имидж научно-педагогического кадра перед руководством университета, коллегами на кафедре и в других подразделениях, учеными и педагогами из других образовательных и научных учреждений, техническим персоналом организации, родителями студентов и т.д. «Формирование личного бренда преподавателя стоит рассматривать как образ коммуникативного взаимодействия, который помогает выстраивать отношения с публичными сообществами и разными социальными группами, с целью получения интереса к предметному содержанию той дисциплины, которую он преподает» [9]. Поэтому в перечень механизмов формирования бренда преподавателя вуза мы включаем не только его профессиональную деятельность (научно-исследовательскую, преподавательскую, учебно-методическую, организационную и воспитательную работу), но и механизмы, инструменты, включающие личное общение, общественную активность, позиционирование педагога в социальных сетях.

Особое внимание рекомендуем уделить разработке принципов и механизмов продвижения в соцсетях. Здесь наблюдаются тенденции разнонаправленного характера. Часть педагогических кадров намеренно или бессознательно игнорируют данный инструмент продвижения персонального имиджа. Противоположность же состоит в том, что преподаватели слишком афишируют некоторые аспекты личной жизни. Важно понимать, что «в цифровую эпоху многие функции персонального бренда могут быть реализованы через социальные сети, где преподаватель может продвигать собственный имидж через экспертные мнения, профессиональные рекомендации, выражение личной позиции по отношению к важным социальным событиям, обзоры, фотографии (родные, коллеги, фотографии с различных профессионально значимых событий), видеолекции, сторителлинг (рассказы о вещах, которые вдохновляют, мотивируют или, наоборот, рассказы о чем-то «закулисном», но что может быть интересно целевой аудитории) и так далее» [7]. Но при этом важно соблюдение основополагающих норм и принципов профессиональной и общественной этики. Нельзя забывать, что преподаватель действует и взаимодействует с аудиторией, в которой субъекты могут иметь совершенно разные

аксиологические ориентиры, общественно-политические взгляды, религиозные убеждения, культурные нарративы, социально-бытовой бэкграунд и т.д.

Выводы. Рассмотрев и проанализировав разные точки зрения, которые присутствуют в современном российском научно-педагогическом дискурсе относительно персонального брендинга преподавателя вуза с точки зрения целеполагания, функциональности и механизмов формирования, подведем итог нашего исследования. В проведенном исследовании показан глубокий потенциал теоретической и практической ресурсности применения персонального брендирования преподавателей высших учебных заведений. С теоретической точки зрения данный концепт включает ряд важных элементов, носящих философско-образовательный характер - личность педагога-ученого, аксиологические ориентиры профессионала, влияние на сознание аудитории и др.

Практическая часть включает неограниченный перечень конструктов: повышение профессионального уровня, формирование личного авторитета, умение доносить учебную и воспитательную информацию, стимулировать научно-исследовательскую деятельность студентов на собственном примере, играть заметную роль в управлении университетом или в общественной жизни местного сообщества, а также многое другое. Для формирования полноценного и положительного персонального бренда преподавателя вуза, с нашей точки зрения, необходимо использовать следующие механизмы и инструменты:

1. Активная научно-исследовательская работа. Этот фактор особенно важен на начальной стадии педагогической карьеры. Опубликованные статьи и монографии, выступления на конференциях и симпозиумах, защита кандидатской и докторской диссертации - важный механизм формирования бренда будущего доцента или профессора.

2. Разработка содержательной стратегии узкого специалиста. Имидж ученого во многом зависит от уровня его экспертизы. Необходимо, чтобы, планируя собственную карьерную траекторию, преподаватель выбрал четкую специализацию и разрабатывал исследования в ней как можно глубже и фундаментальнее.

3. Компетентное обращение к целевой аудитории. В последнюю входят не только студенты, но и руководство вуза, коллеги, ученые из других организаций. С учетом аудитории специалист должен компетентно доносить знания, информацию, смыслы, требования и пр. Это ключевой механизм на пути формирования положительного реноме и авторитета.

4. Создание образовательного продукта. Подготовка лекций, учебно-методических пособий, наглядных материалов, моделей, электронно-цифровых источников информации.

5. Активность в социальных сетях. Корректное наполнение персональных профилей с предоставлением широкой аудитории материалов личного, профессионального, узко-тематического характера.

Используя каждый из перечисленных механизмов, необходимо анализировать результаты и при необходимости корректировать траекторию собственного профессионального становления. Самокритичность, самоанализ и самосовершенствование - важные характеристики эффективных механизмов формирования персонального бренда преподавателя вуза.

Литература:

1. Булганина, С.В., Шкунова А.А. Исследование этико-когнитивных отношений в процессе обучения студентов вуза / С.В. Булганина, А.А. Шкунова // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 3 (28). - С. 140.

2. Гуртовенко, О.М. Бренд преподавателя высшего учебного учреждения / О.М. Гуртовенко, Г.Г. Левкин // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 6 (18). - С. 55-61

3. Данилова, В.Г. Self-брендинг, или Маркетинг индивидуальности / В.Г. Данилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - С. 13.

4. Иноземцева, Л.П. Имидж преподавателя как составляющая его профессиональной личности / Л.П. Иноземцева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 24 (239). - Серия: Филология. Искусствоведение. Вып. 57. - С. 231-232

5. Максименко, И.В. Персональный бренд педагога вуза / И.В. Максименко // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы IV международной научной конференции. Том 1. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, 2021. - С. 292.

6. Мантуленко, В.В. Персональный бренд преподавателей вузов в цифровом пространстве / В.В. Мантуленко, А.С. Зотова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 4. - С. 106.

7. Окрут, К.С. Персональный бренд преподавателя в цифровую эпоху / К.С. Окрут // Экономика. Бизнес. Право. - 2020. - № 5. - С. 34.

8. Шадрина, Л.Ю. Бренд преподавателя вуза в социальных сетях: концептуальные характеристики / Л.Ю. Шадрина // Вестник экономики, права и социологии. - 2022. - № 3. - С. 146.

9. Шкунова, А.А. Преимущества и недостатки формирования личного бренда преподавателя школы / А.А. Шкунова, М.П. Прохорова, Е.П. Гуреева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. - С. 292.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат культурологии Волкова Виктория Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Соколова Елена Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается основные компоненты и способы формирования социокультурной компетенции у студентов технических вузов при обучении иностранному языку, в частности английскому. Отмечены воспитательная и познавательная функции данной компетенции, которые являются, по мнению автора, приоритетными на современном этапе развития российской системы образования. Представлены основные этапы, способы и методы формирования социокультурной компетенции, соответствующие требованиям учебных планов и рабочих программ технических вузов. Предложена поэтапная система введения социокультурного материала в процесс обучения иностранному языку в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.