Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОД / ФУНКЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Виктория Валерьевна, Соколова Елена Геннадьевна

В данной статье рассматривается основные компоненты и способы формирования социокультурной компетенции у студентов технических вузов при обучении иностранному языку, в частности английскому. Отмечены воспитательная и познавательная функции данной компетенции, которые являются, по мнению автора, приоритетными на современном этапе развития российской системы образования. Представлены основные этапы, способы и методы формирования социокультурной компетенции, соответствующие требованиям учебных планов и рабочих программ технических вузов. Предложена поэтапная система введения социокультурного материала в процесс обучения иностранному языку в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Виктория Валерьевна, Соколова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN TECHNICAL UNIVERSITY

This article discusses the basic components and methods for the formation of sociocultural competence of technical universities students when studying foreign languages, in particular English. The educational and cognitive functions of this competence are noted, which, according to the author, are a priority at the present stage of development of the Russian education system. The main stages, ways and methods of the formation of socio-cultural competence, corresponding to the curricula and work programs requiments of technical universities, are presented. A step-by-step system for introducing socio-cultural material into the process of foreign language teaching in a technical university is proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

аксиологические ориентиры, общественно-политические взгляды, религиозные убеждения, культурные нарративы, социально-бытовой бэкграунд и т.д.

Выводы. Рассмотрев и проанализировав разные точки зрения, которые присутствуют в современном российском научно-педагогическом дискурсе относительно персонального брендинга преподавателя вуза с точки зрения целеполагания, функциональности и механизмов формирования, подведем итог нашего исследования. В проведенном исследовании показан глубокий потенциал теоретической и практической ресурсности применения персонального брендирования преподавателей высших учебных заведений. С теоретической точки зрения данный концепт включает ряд важных элементов, носящих философско-образовательный характер - личность педагога-ученого, аксиологические ориентиры профессионала, влияние на сознание аудитории и др.

Практическая часть включает неограниченный перечень конструктов: повышение профессионального уровня, формирование личного авторитета, умение доносить учебную и воспитательную информацию, стимулировать научно-исследовательскую деятельность студентов на собственном примере, играть заметную роль в управлении университетом или в общественной жизни местного сообщества, а также многое другое. Для формирования полноценного и положительного персонального бренда преподавателя вуза, с нашей точки зрения, необходимо использовать следующие механизмы и инструменты:

1. Активная научно-исследовательская работа. Этот фактор особенно важен на начальной стадии педагогической карьеры. Опубликованные статьи и монографии, выступления на конференциях и симпозиумах, защита кандидатской и докторской диссертации - важный механизм формирования бренда будущего доцента или профессора.

2. Разработка содержательной стратегии узкого специалиста. Имидж ученого во многом зависит от уровня его экспертизы. Необходимо, чтобы, планируя собственную карьерную траекторию, преподаватель выбрал четкую специализацию и разрабатывал исследования в ней как можно глубже и фундаментальнее.

3. Компетентное обращение к целевой аудитории. В последнюю входят не только студенты, но и руководство вуза, коллеги, ученые из других организаций. С учетом аудитории специалист должен компетентно доносить знания, информацию, смыслы, требования и пр. Это ключевой механизм на пути формирования положительного реноме и авторитета.

4. Создание образовательного продукта. Подготовка лекций, учебно-методических пособий, наглядных материалов, моделей, электронно-цифровых источников информации.

5. Активность в социальных сетях. Корректное наполнение персональных профилей с предоставлением широкой аудитории материалов личного, профессионального, узко-тематического характера.

Используя каждый из перечисленных механизмов, необходимо анализировать результаты и при необходимости корректировать траекторию собственного профессионального становления. Самокритичность, самоанализ и самосовершенствование - важные характеристики эффективных механизмов формирования персонального бренда преподавателя вуза.

Литература:

1. Булганина, С.В., Шкунова А.А. Исследование этико-когнитивных отношений в процессе обучения студентов вуза / С.В. Булганина, А.А. Шкунова // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 3 (28). - С. 140.

2. Гуртовенко, О.М. Бренд преподавателя высшего учебного учреждения / О.М. Гуртовенко, Г.Г. Левкин // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 6 (18). - С. 55-61

3. Данилова, В.Г. Self-брендинг, или Маркетинг индивидуальности / В.Г. Данилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - С. 13.

4. Иноземцева, Л.П. Имидж преподавателя как составляющая его профессиональной личности / Л.П. Иноземцева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 24 (239). - Серия: Филология. Искусствоведение. Вып. 57. - С. 231-232

5. Максименко, И.В. Персональный бренд педагога вуза / И.В. Максименко // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы IV международной научной конференции. Том 1. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, 2021. - С. 292.

6. Мантуленко, В.В. Персональный бренд преподавателей вузов в цифровом пространстве / В.В. Мантуленко, А.С. Зотова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 4. - С. 106.

7. Окрут, К.С. Персональный бренд преподавателя в цифровую эпоху / К.С. Окрут // Экономика. Бизнес. Право. - 2020. - № 5. - С. 34.

8. Шадрина, Л.Ю. Бренд преподавателя вуза в социальных сетях: концептуальные характеристики / Л.Ю. Шадрина // Вестник экономики, права и социологии. - 2022. - № 3. - С. 146.

9. Шкунова, А.А. Преимущества и недостатки формирования личного бренда преподавателя школы / А.А. Шкунова, М.П. Прохорова, Е.П. Гуреева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. - С. 292.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат культурологии Волкова Виктория Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Соколова Елена Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается основные компоненты и способы формирования социокультурной компетенции у студентов технических вузов при обучении иностранному языку, в частности английскому. Отмечены воспитательная и познавательная функции данной компетенции, которые являются, по мнению автора, приоритетными на современном этапе развития российской системы образования. Представлены основные этапы, способы и методы формирования социокультурной компетенции, соответствующие требованиям учебных планов и рабочих программ технических вузов. Предложена поэтапная система введения социокультурного материала в процесс обучения иностранному языку в техническом вузе.

Ключевые слова: иностранный язык, социокультурная компетенция, метод, функция, познавательная деятельность, творческий потенциал.

Annotation. This article discusses the basic components and methods for the formation of sociocultural competence of technical universities students when studying foreign languages, in particular English. The educational and cognitive functions of this competence are noted, which, according to the author, are a priority at the present stage of development of the Russian education system. The main stages, ways and methods of the formation of socio-cultural competence, corresponding to the curricula and work programs requiments of technical universities, are presented. A step-by-step system for introducing socio-cultural material into the process of foreign language teaching in a technical university is proposed.

Key words: foreign language, sociocultural competence, method, function, cognitive activity, creativity.

Введение. Социальные, политические, экономические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, влекут за собой изменения в системе образования. Происходит трансформация приоритетности направлений и подходов к подготовке будущих специалистов. Повышается престиж технических специальностей, и к выпускникам вузов предъявляются высокие профессиональные требования, которые включают и готовность к грамотной межкультурной профессиональной коммуникации. Благодаря постоянно совершенствующимся методикам преподавания иностранного языка, современный преподаватель имеет обширный инструментарий для реализации основных образовательных задач.

Современные активные и дистанционные образовательные технологии значительно разнообразили процесс обучения, однако, у многих студентов технических специальностей наблюдаются трудности восприятия учебного материала и отсутствие стремления к коммуникативной практике [4, C. 62]. Объектом данного исследования является рассмотрение социокультурного аспекта обучения в рамках формирования коммуникативной компетенции. Предложены этапы формирования социокультурных знаний и навыков на примере специальности 10.05.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем».

Изложение основного материала статьи. Специалисты в сфере информационной безопасности чрезвычайно востребованы в современном профессиональном сообществе. Волжский государственный университет водного транспорта начал готовить специалистов данного профиля сравнительно недавно, но в вузе была создана серьезная методическая база. Особое внимание уделяется преподаванию иностранного языка у студентов данной специальности, так как способность к коммуникации на любом уровне имеет немаловажную составляющую профессионального портрета будущего специалиста. Однако ограниченность словарного запаса, отсутствие знаний фонетических и грамматических основ языка и игнорирование правил социокультурного общения значительно снижают восприятие предлагаемого студентам учебного материала [8, C. 222-223].

Постоянная актуализация методического материала, внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс значительно повышают мотивацию студентов к изучению иностранного языка, но лучшая мотивация - это достижение поставленных целей и ощутимое улучшение знаний, легко проверяемых на практике. Именно поэтому мы считаем, что введение социокультурного материала должно проводиться системно и поэтапно, выявляя проблемы и анализируя успехи при внедрении тех или иных образовательных технологий.

Перед преподавателем иностранного языка специальности 10.05.03, судя по формулировке компетенции, стоит задача сформировать способность применять коммуникативные технологии на иностранном языке для академического и профессионального взаимодействия. То есть будущий специалист должен иметь знания и навыки применения коммуникативных технологий на разных уровнях. Для реализации данной компетенции преподаватель должен значительно расширить не только языковой кругозор студента, но и проанализировать и, при необходимости, пополнить его знания в области географии, истории, культуры, политики, так как запрос на специалиста с устойчивой гражданской позицией и способностью к саморазвитию как никогда остро стоит в российском обществе.

Изучив ряд работ отечественных исследователей, которые занимались изучением содержания, структуры и средств развития социокультурной компетенции [4, 6, 8, 10], можно с уверенностью сказать, что процесс ее формирования крайне кропотлив, длителен и требует творческого профессионального подхода, как от преподавателя, так и от студентов.

Мы согласимся с описанием содержания социокультурной компетенции П.В. Сысоева, который выделяет четыре основных компонента:

1. социокультурные знания (страноведческие знания, как страны изучаемого языка, так и своей собственной);

2. опыт общения (способность адекватно выбрать линию поведения и умение реагировать на речевую ситуацию, владение ситуативными вариантами языка);

3. отношение к речевой ситуации (умение корректно оценить речевую ситуацию, толерантное отношение к собеседнику);

4. умение правильно построить свою речь (правильное употребление грамматических, фонетических и лексических единиц языка) [10].

Все эти компоненты, а также проблемы, связанные с реализацией их формирования были учтены нами при разработке системы введения социокультурного материала.

Обучение иностранному языку для студентов специальности «Информационная безопасность автоматизированных систем» в Волжском государственном университете водного транспорта включает в себя два курса «Иностранный язык», который длится на протяжении четырех семестров, и «Профессиональный английский язык», продолжительностью в один семестр. Вступительные испытания по иностранному языку в вузе не предусмотрены учебным планом, поэтому на первом курсе мы наблюдаем студентов с разным уровнем сформированности социокультурной компетенции. В среднем этот уровень достаточно низкий - студенты практически не владеют страноведческим материалом, их общение ограничено интернет коммуникацией, они затрудняются высказать свое мнение, и демонстрируют трудности с употреблением языковых паттернов [1, 7]. Целеполаганием поэтапной системы введения социокультурного материала является переход студентов на более высокий уровень сформированности социокультурной компетенции и развитие их познавательной деятельности.

Мы разделили весь курс иностранного языка условно на три сферы общения: социобытовую, социокультурную и профессиональную. Первый семестр полностью посвящен формированию навыков социобытовой сферы общения. Выбирая темы для изучения, мы руководствовались возможностью применять полученные коммуникативные навыки в процессе обучения в реальном общении со сверстниками из других стран. Были выбраны следующие темы: daily routine, place where I live, eating habits, shopping, leisure time and travelling.

Перед изучением каждой из заявленных тем был выделен необходимый лексический и грамматический минимум, далее предлагалось изучить аутентичный текстовый материал (монолог и диалог), который содержал сравнительный анализ культурных норм и традиций поведения в разных бытовых ситуациях. Для актуализации предлагаемого материала были

выбраны аудио и видео файлы из современных учебных пособий, а так же предложена система упражнений, направленная на закрепление лексического и грамматического материала, включающая информационные и тренировочные упражнений по каждой теме [2, С. 83-84]. Они представлены как в практикуме для студентов первого курса, так и на дистанционной платформе, которую удобно использовать для организации самостоятельной и индивидуальной работы студентов. Работа на дистанционной платформе значительно улучшила показатели освоения материала. Девять из десяти студентов, по нашим наблюдениям, с большим желанием выполняют задания, созданные с помощью компьютерных технологий, чем традиционные задания, представленные на бумажных носителях.

Для развития навыков диалогической и монологической речи на этом этапе активно используются игровые технологии, которые помогают преодолеть языковой барьер и учат работать в команде [5, С. 62-64]. Из практического опыта можно сделать вывод, что на первом этапе введения социокультурного материала эффективными, наряду с традиционными методами обучения, являются игровые и компьютерные технологии.

При изучении социокультурной сферы общения во втором семестре студенты знакомятся с праздниками, традициями, государственным и экономическим строем, образовательной системой страны изучаемого языка. Данная сфера общения требует введения более сложных грамматических и лексических паттернов, способности к анализу полученной информации и стремлению к познавательной деятельности. На этом этапе студент, получая обширную информацию о вариативности и разнообразии культур, пытается культурно самоопределиться, выбрать свой культурный вектор развития.

Система упражнений на данном этапе направлена на умение выражать свое мнение, вступать в дискуссию. Использование видеоресурсов и проектной технологии значительно повышает интерес и мотивацию студентов к изучению страноведческого материала [3, 9], однако, не отменяет использование педагогических технологий используемых ранее. Именно на этом этапе студент раскрывает свой когнитивный и творческий потенциал, и его познавательная активность иногда компенсирует пробелы в знаниях языкового материала. Мы наблюдаем, что полученные знания и более уверенное владение речевыми навыками побуждают студентов к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Следующий этап введения социокультурного материала, продолжительностью в три семестра, связан с профессиональной сферой общения. Это самый продолжительный и сложный для освоения этап, так как накопленные ранее знания дополняются изучением профессионально ориентированной лексики, норм делового общения и деловой переписки. На этом этапе целесообразно использовать систему различных по направленности упражнений: информационных, тренировочных и креативных. Например, упражнения на соотношение лексических единиц и их значений мы относим к информационным упражнениям. Вопросно-ответные, дискуссионные и упражнения, где предлагается согласиться или не согласиться с информацией мы называем тренировочными. Умение выполнять креативные упражнения показывает концептуальный переход студентов на более высокий уровень сформированности социокультурной компетенции. Этот тип заданий включает в себя написание деловых писем и выступлений, создание проектов [2, С. 83-85].

Этот этап введения социокультурного материала сложен не только для студентов, но и для преподавателей иностранного языка, так как требует при подготовке учебного материала консультаций с преподавателями профилирующих кафедр. С другой стороны, такое сотрудничество нередко приводит к созданию междисциплинарных учебно-исследовательских работ студентов (УИРС), которые могут использоваться в качестве базовой модели для дальнейшей научно-исследовательской работы талантливых студентов (НИРС). Студенты, на этом этапе введения социокультурного материала, выступают полноправными партнерами в реализации поставленных образовательных задач, проявляя когнитивную самостоятельность и инициативу. На этом этапе студенты четко понимают ценность полученных знаний, видят перспективы их применения.

Ролевые игры, проектные технологии, метод кейсов и круглых столов должны активно использоваться практически на каждом занятии последнего этапа введения социокультурного материала, одновременно формируя информационную и познавательную компетенции. Такие виды работ на начальном этапе ознакомления с ними должны быть тщательно подготовлены, в дальнейшем же могут носить и спонтанный характер.

Аутентичный материал должен содержать не только сухие факты и инструкции по информационной безопасности, но и интересную информацию, связанную с биографией выдающихся людей, работающих в этой области и с историей создания данной специальности.

Стоит особенно отметить воспитательную составляющую социокультурной компетенции, которая также системно формируется на всех вышеупомянутых этапах введения социокультурного материала: от ознакомления с нормами этикета на начальном этапе до приобретения навыков ведения переговоров и деловой переписки, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Выводы. Резюмируя все вышесказанное, можно с уверенностью сделать вывод, что поэтапное, тщательно спланированное введение социокультурного материала в учебный процесс значительно повышает его образовательную и когнитивную ценность в формировании коммуникативной компетенции. Опыт коллег и свой собственный практический опыт, показывает, что с помощью описанной поэтапной системы введения социокультурного материала, формируя основные компоненты социокультурной компетенции, студенты в состоянии выйти на более высокий уровень сформированности данной компетенции по сравнению с начальным. Авторы полагают, что данная система подходит для формирования социокультурной компетенции в любом техническом вузе.

Отмечено, что каждый из этапов введения социокультурного материала требует применения набора традиционных и современных образовательных технологий и определенной системы упражнений. Выбор образовательной технологии и системы упражнений зависит от сложности языкового материала. Предлагается переход от информационных упражнений к тренировочным, а затем и к креативным заданиям. Показано, что поэтапная работа со студентами на длительной основе по изучению социокультурного материала стимулирует студентов не только к учебной, но и к научно-исследовательской работе, раскрывает их творческий и профессиональный потенциал. Подчеркивается междисциплинарная значимость формирования социокультурной компетенции и необходимость сотрудничества с профильными кафедрами для актуализации учебного материала профессиональной направленности.

Литература:

1. Волкова, В.В. Лексический аспект обучения иностранному языку в техническом вузе / В.В. Волкова, О.И. Коваль, О.Б. Соловьева // Комплексное взаимодействие лингвистических и выпускающих кафедр в техническом вузе: Международная науч.-практ. конф. посвященная 125-летию РУТ (МИИТ), Москва, 27 мая 2021 года. - Москва: Российский университет транспорта, 2021. - С. 107-111

2. Волкова, В.В. Актуализация создания комплексного пособия по английскому языку для студентов магистратуры / В.В. Волкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. - С. 82-85

3. Гуро-Фролова, Ю.Р. Проектные технологии в процессе обучения иностранному языку будущих специалистов водного транспорта / Ю.Р. Гуро-Фролова // Речной транспорт (XXI век), 2014. - № 3 (68). - С. 74-76

4. Корнилова, Е.С. Языковой аспект и межкультурная коммуникация // Е.С. Корнилова, Л.Г. Орлова // Великие реки 2015. Труды конгресса 17-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. ННГАСУ, 2015. - С. 316-319

5. Пахомова, О.В. Игровые технологии в процессе обучения иностранному языку студентов не профильных направлений / О.В. Пахомова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - Т. 4. -№ S(82). - С. 62-64

6. Петрищева, Н.С. Формирование социокультурной компетенции в целях обучения иностранному языку студентов специальности «Юриспруденция» / Н.С. Петрищева // Вестник Тамбовского университета. Серия 2: Гуманитарные науки. -2010. - № 9. - С. 47-55

7. Седова, Е.А. Теоретические предпосылки формирования вторичной языковой личности студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку / Е.А. Седова // Молодой ученый. - 2014. - № 15. - С. 300-301

8. Соколова, Е.Г. Реализация сознательно-практического метода в преподавании иностранного языка в инженерном вузе / Е.Г. Соколова, В.В. Волкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-3. - С. 222-224

9. Степанова, А.С. Использование видеоресурсов на занятиях по иностранному языку как средство повышения мотивации студентов / А.С. Степанова // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Современные научные исследования: актуальные проблемы и тенденции». - «Речной Форум 2019». - 2019. - С. 624-629

10. Сысоев, П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2004. - №4. - С. 14-20

Педагогика

УДК 378

аспирант Вьюгина Елена Александровна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПЕДАГОГА КАК ПРИЧИНА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. Целью настоящей работы оказывается выявление зависимости поведенческих альтернатив обучающихся младшей школы от коммуникативной стратегии взаимодействующего с ними педагога. Автор исследования приводит основные классификации видов педагогического общения, рассматривает влияние авторитарной модели коммуникативного поведения преподавателя, что оказывает в целом негативное воздействие на личность школьника начальных классов, который проходит процесс образовательной адаптации. Деструктивное влияние негибкой модели педагогического общения приводит к тому, то обучающийся может проявлять отклоняющееся поведение, формировать в себе качества, препятствующее успешному протеканию хода социализации и адаптации. В результате автор работы приходит к выводу о том, что для разрешения затруднения коммуникации педагогу следует пересмотреть собственные подходы к построению общения в классном коллективе. В случае отсутствия личностного предиктора открытости преподавателя единственным механизмом разрешения такого рода ситуации является перевод ребёнка в другой класс.

Ключевые слова: предиктор, стиль педагогического общения, поведение, профессиональное общение, психологически комфорт, адаптация младших школьников.

Annotation. The purpose of this work is to identify the dependence of the behavioral alternatives of elementary school students on the communicative strategy of the teacher interacting with them. The author of the study gives the main classifications of the types of pedagogical communication, considers the influence of the authoritarian model of the teacher's communicative behavior, which generally has a negative impact on the personality of a primary school student who is undergoing the process of educational adaptation. The destructive influence of an inflexible model of pedagogical communication leads to the fact that the student may exhibit deviant behavior, form qualities in himself that impede the successful course of socialization and adaptation. As a result, the author of the work concludes that in order to resolve communication difficulties, the teacher should reconsider their own approaches to building communication in the classroom. In the absence of a personal predictor of the teacher's openness, the only mechanism for resolving such a situation is to transfer the child to another class.

Key words: predictor, style of pedagogical communication, behavior, professional communication, psychological comfort, adaptation of younger schoolchildren.

Введение. Современная педагога всё больше внимания акцентирует на субъект-субъектных отношениях учителя и ученика в процессе образования. На сегодняшний день государственными регламентирующими документами, а также исследовательскими публикациями фиксируется необходимость рассмотрения школы как пространства для всестороннего развития личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и потребностей, что реализуется посредством применения в ходе обучения принципов личностно-ориентированного подхода и индивидуализации образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. В данном отношении педагог принимает на себя массу функций по поддержке и сопровождению обучающегося, что, несомненно, способствует более гармоничному развитию ребёнка в рамках школьного обучения. Особенно актуализирована названная роль учителя в начальной школе, когда дети в силу своих возрастных и психологических особенностей рассматривают педагога как одного из авторитетных взрослых [9, с. 53]. Его манера поведения, внешний облик и речевые стратегии, избираемые для взаимодействия со школьниками в учебное и внеучебное время, интегративность и специфичность коммуникативной компетенции педагога в рамках его профессиональной деятельности [1, С. 249], оказывают влияние на психологический комфорт ребёнка в учащемся коллективе, что в свою очередь воздействует на успешность усвоения необходимых знаний, достигнутые результаты обучения.

Также следует отметить роль именно первого учителя в становлении личности школьника. Солидаризируемся с кажущимся нам плодотворным мнением Д.И. Попенковой, А.А. Николаевой о том, что стиль общения с учениками преподавателя начальных оказывает влияние на выстраивание межличностных отношений ребёнка как со сверстниками, так и с родителями. Именно поэтому исследователи приходят к выводу, что «классные коллективы с большим количеством конфликтов, как правило, являются следствием "авторитарных" учителей» [13, С. 196].

Кроме того, стиль общения, применяемый учителем при работе с классом младших школьников, напрямую соотносится с поведением ребёнка, который может как принимать (в таком случае чувствовать себя комфортно и уверенно), так и не принимать обращённую к нему модель общения педагога. Во втором из обозначенных вариантов происходит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.