Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ФЕСТИВАЛЬНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Валерий Амбарцумович, Светикова Елена Николаевна

Проблема подготовки будущего учителя к формированию духовно-нравственной культуры обучающихся является важнейшей задачей на современном этапе развития общества. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разрешения противоречия между насущной потребностью общества в педагогах-профессионалах с высоким уровнем духовной культуры, готовых и способных развивать духовно-нравственную культуру обучающихся и недостаточной разработанностью научно-методических основ решения данной проблемы в процессе художественно-педагогического образования в вузе. В статье обоснована необходимость подготовки будущего педагога-художника к формированию духовно-нравственной культуры обучающихся средствами искусства. Выделены основные направления формирования духовно-нравственной культуры студентов в процессе художественно-педагогического образования и готовности к осуществлению этого процесса в предстоящей профессиональной деятельности. Материалом для исследования послужили учебно-творческие работы студентов, выполненные в различных художественных техниках и жанрах. Использованы методы изучения научных источников и вузовского опыта формирования готовности студентов к формированию духовно-нравственной культуры обучающихся средствами изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варданян Валерий Амбарцумович, Светикова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF A STUDENT FOR THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF STUDENTS BY MEANS OF ART

The problem of preparing the future teacher for the formation of the spiritual and moral culture of students is the most important task at the present stage of development of society. The relevance of the article is due to the need to resolve the contradiction between the urgent need of society for professional teachers with a high level of spiritual culture, ready and able to develop the spiritual and moral culture of students and the insufficient development of scientific and methodological foundations for solving this problem in the process of artistic and pedagogical education at the university. The article substantiates the need to prepare the future teacher-artist for the formation of the spiritual and moral culture of students by means of art. The main directions of the formation of the spiritual and moral culture of students in the process of artistic and pedagogical education and readiness for the implementation of this process in the upcoming professional activity are highlighted. The material for the study was the educational and creative works of students performed in various techniques and genres. The methods of studying scientific sources and university experience of forming students' readiness for the formation of spiritual and moral culture of students by means of fine arts are used.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА»

Литература:

1. Вандышева, О.В. История появления и развития ювелирных украшений-трансформеров / О.В. Вандышева, Л.В. Неретин // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: Тез. докл. 79-й междунар. науч.-техн. конф. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. - С. 531.

2. Груздева, И.А. Цифровые технологии в дизайне ювелирных украшений: настоящее и будущее / И.А. Груздева, О.И. Ильвес, Е.В. Денисова // Культурологические чтения - 2020. Культурный код в эпоху глобализации: цифровизация общества и образования: сб. мат. всеросс. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,

2020. - С. 41-46

3. Жданова, Н.С. Организация научных исследований студентов по истории развития мебели Урала / Н.С. Жданова // Художественное и художественно-педагогическое образование: анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего: Междунар. науч.-практ. конф., посвященная памяти учёного, педагога, художника Н.К. Шабанова. - Курск: КГУ,

2021. - С. 406-412

4. Зябнева, О.А. Дизайн ювелирных изделий-трансформеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 17.00.06 / Зябнева Ольга Александровна. - Москва: 2011. - 22 с.

5. Маничева, Е.В. Феномен трансформации в ювелирном дизайне / Е.В. Маничева, Д.Т. Гусова // Сб. матер. всеросс. научно-практ. конф. «Диск-2019» Всеросс. форума молодых исследователей «Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века». - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 42729908 32078072.pdf (дата обращения: 27.09.2022)

6. Платонов, А.А. Научно-исследовательская работа в образовательных учреждениях / А.А. Платонов // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 9. - URL: https://human.nauka.ru/2016/09/16410 (дата обращения: 02.06.2022).

7. Семенова, Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников / Н.С. Семенова // Проблемы и перспективы развития образования: матер. II Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 161-162

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 августа 2020 г. № 59479. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2020 г. № 1007. - Москва: Консультант плюс, 2021. - 12 с.

Педагогика

УДК 37.014: 78-053.81

кандидат педагогических наук, доцент Варданян Валерий Амбарцумович

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); бакалавр направления «Педагогическое образование: профиль «Изобразительное искусство»» Светикова Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» закрытого административно-территориального образования (п.г.т. Озерный)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Аннотация. Проблема подготовки будущего учителя к формированию духовно-нравственной культуры обучающихся является важнейшей задачей на современном этапе развития общества. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разрешения противоречия между насущной потребностью общества в педагогах-профессионалах с высоким уровнем духовной культуры, готовых и способных развивать духовно-нравственную культуру обучающихся и недостаточной разработанностью научно-методических основ решения данной проблемы в процессе художественно-педагогического образования в вузе. В статье обоснована необходимость подготовки будущего педагога-художника к формированию духовно-нравственной культуры обучающихся средствами искусства. Выделены основные направления формирования духовно-нравственной культуры студентов в процессе художественно-педагогического образования и готовности к осуществлению этого процесса в предстоящей профессиональной деятельности. Материалом для исследования послужили учебно-творческие работы студентов, выполненные в различных художественных техниках и жанрах. Использованы методы изучения научных источников и вузовского опыта формирования готовности студентов к формированию духовно-нравственной культуры обучающихся средствами изобразительного искусства.

Ключевые слова: формирование готовности, духовно-нравственная культура, фестивально-выставочная деятельность.

Annotation. The problem of preparing the future teacher for the formation of the spiritual and moral culture of students is the most important task at the present stage of development of society. The relevance of the article is due to the need to resolve the contradiction between the urgent need of society for professional teachers with a high level of spiritual culture, ready and able to develop the spiritual and moral culture of students and the insufficient development of scientific and methodological foundations for solving this problem in the process of artistic and pedagogical education at the university. The article substantiates the need to prepare the future teacher-artist for the formation of the spiritual and moral culture of students by means of art. The main directions of the formation of the spiritual and moral culture of students in the process of artistic and pedagogical education and readiness for the implementation of this process in the upcoming professional activity are highlighted. The material for the study was the educational and creative works of students performed in various techniques and genres. The methods of studying scientific sources and university experience of forming students' readiness for the formation of spiritual and moral culture of students by means of fine arts are used.

Key words: formation of readiness, spiritual and moral culture, festival and exhibition activities.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева (МГПУ) по теме «Формирование готовности будущего педагога-художника к сохранению и приумножению

этнокультурного наследия»

Введение. Художественно-творческая деятельность в вузе - это одна из наиболее эффективных форм привлечения студентов к проблемам духовно-нравственного воспитания личности. Вовлечение студентов в различные фестивально-

выставочные мероприятия, привлечение обучающихся к участию в этих видах деятельности в процессе прохождения производственно-педагогической практики, осмысление значимости вопросов духовно-нравственного воспитания порастающего поколения все это способствует не только формированию художественно-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства, но и повышению его культурного уровня, что немаловажно для современного педагога [1].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, утвержденному Приказом Министерства просвещения № 287 от 31.05.2021 г. «Процесс обучения отныне становится процессом развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта» [4].

Е.А. Мартынова, Н.И. Еналеева, исследуя факторы духовно-нравственного формирования личности педагога, обосновывают положение о том, что культурная среда вуза является «...самой благодатной средой» для решения данной проблемы [2].

В своей педагогической деятельности, мы опираемся на утверждение народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского о том, что приоритетной задачей художественного образования в общеобразовательной школе должно стать духовно-нравственное развитие ребёнка.

Изложение основного материала статьи. В Мордовском государственном педагогическом университете имени М. Е. Евсвьева (МГПУ) накоплен богатый опыт по духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи. Успешно функционирует открытый Центр духовно-нравственной культуры и воспитания, который «.обеспечивает возрождение духовных, нравственных и этических ценностей молодого поколения посредством просветительской, социально-культурной, экскурсионной, выставочной и других видов деятельности» [5].

Формирование духовно-нравственных, профессионально-значимых качеств будущего педагога-художника осуществляется во всех видах вузовского образовательного процесса (общественно-значимой, научной, спортивной, художественно-творческой и других видах деятельности). Особенностью этого процесса является то, что он длительный, непрерывный и результаты проявляются не сиюминутно, а отсрочены [6].

Подготовка студента к формированию духовно-нравственной культуры в процессе художественно-педагогического образования осуществляется по следующим направлениям: когнитивное (знаниевое, информационное); аксиологическое (отношенческое, ценностное); коммуникативное (поведенческое, технологическое); рефлексивное (анализ достигнутых результатов).

1) Когнитивное направление осуществляется на начальном этапе и направлено на ознакомление студентов с народными праздниками, обрядами, традициями, формирование у них познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также средствами художественной выразительности.

Преподавателями кафедры художественного и музыкального образования МГПУ активно используется воспитательный потенциал дисциплин предметно-методического модуля, изучение которых ориентирует студентов на осознание ценности педагогической профессии. Она предъявляет требования к уровню сформированности не только художественно-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства, но и к уровню сформированности духовно-нравственной культуры, его воспитанности.

2) Аксиологическое направление нацелено на формирование положительного, неравнодушного, эстетического отношения к народным праздникам, традициям, обрядам, народной культуре, включающей в себя фольклор, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыку, художественную литературу и театр, максимальное использование их воспитательных возможностей относительно молодого поколения. При этом большое внимание уделяется изучению и овладению выразительных средств различных видов искусств, благодаря которым студенты воплощают свои замыслы в композициях. Активизируется мотивационная готовность к участию в различных конкурсах художественного творчества, в результате чего у студентов более глубоко осознается значимость своей будущей профессии для художественно-эстетического саморазвития и развития обучающихся средствами искусства.

3) Коммуникативное направление способствует формированию у студентов художественно-ориентированной самостоятельной деятельности: в живописи, графике, различных видах декоративно-прикладного искусства, создание художественных произведений, которые в дальнейшем могут экспонироваться на выставках, участвовать в фестивально-выставочных мероприятиях.

В этом огромная роль отводится производственно-педагогической практике в организациях общего и дополнительного образования, которая несет в себе большой воспитательный потенциал по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся. В ходе практики студенты проводят не только уроки изобразительного искусства, но и внеурочную деятельность по художественному творчеству, готовят обучающихся к участию в выставках, конкурсах, проводят воспитательные мероприятия. Это позволяет нацелить студента-практиканта на воспитание духовно-нравственных качеств учеников.

Студенты заочной формы обучения, работающие по специальности (а их большинство и работают не только в Республике Мордовия, но и за ее пределами) активно готовят обучающихся к участию в различных конкурсах художественного творчества. Одним из наиболее значимых конкурсов является «Пасха глазами детей», организаторами которого выступили Приход Храма Андрея Первозванного, администрация Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Озерный Тверской области и художественное отделение детской школы искусств.

Данный конкурс призван воспитывать детей, занимающихся изобразительным искусством на духовных и христианских традициях нашего народа. Обучающиеся выражают в своих творческих работах отношение к Светлому празднику Воскресения Христова, изучают православные традиции нашей родной страны, погружаются в историю и культуру Руси. Участие в конкурсе способствует не только выявлению и поощрению талантов, но и приобщению подрастающего поколения к изучению исторических и культурных традиций России и основ православной веры.

Как отмечает Е.А. Мартынова, характеризуя один из важнейших факторов - интегрирование светского и православного воззрений на проблему духовно-нравственного воспитания «.речь идет о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство» [3]. Знакомство обучающихся с традициями и обычаями Светлой пасхальной недели всегда очень интересно и волнующе, расширяет кругозор детей об этом великом празднике, о росписях пасхальных яиц, о забавных играх. Подобные темы конкурсов должны стать мощным средством воспитания обучающихся, знакомить их с историей нашей страны, прививать моральные и нравственные качества.

Большая работа по формированию духовно-нравственной культуры проводится преподавателями художественного отделения МБУДО «Детская школа искусств» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (все они получили высшее художественно-педагогическое образование в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева). Ежегодно проводятся Открытый районный конкурс детского художественного

творчества «Благовест», зональный фестиваль-конкурс «Рождественская звезда», где с каждым годом растет количество участников.

В 1998 году в выставочный зал школы искусств Епископом Нарвским и Причудским Лазарем (Н. Гурьянов) были переданы иконы Чуфаровского монастыря и Михаило-Архангельской церкви (п. Чамзинка). Со временем в выставочном зале школы открылся зал иконописи, куда можно зайти долго рассматривать иконы «Покров Пресвятой Богородицы» или «Тайная вечеря», или «Успение Божией Матери», «Умягчение злых сердец». Или же привести учеников и рассказать им историю сюжета написания иконы, ответить, на, казалось бы, детские, но такие «взрослые» вопросы, а самое главное, дать им возможность соприкоснуться с духовным и историческим наследием. Посетив зал иконописи, обязательно останется, что то доброе в сердечках растущего человека.

4) Рефлексивное направление нацелено на осмысление важности участия в художественно-конкурсной деятельности, желание и дальше демонстрировать продукты своего творчества зрителю.

Целенаправленная работа в этом направлении способствует достижению высоких творческих результатов. Так в 2000 г. студенты 4 курса приняли участие в творческом конкурсе «Молодые художники о христианстве», проводимом Орловским государственным университетом имени И.С. Тургенева в рамках Всероссийской конференции «Архитектурно-культурное наследие русского православия как фактор сохранения исторической памяти и воспитания духовно-нравственных ценностей». В номинации «Декоративно-прикладное искусство» Дипломом I степени удостоена работа В.В. Куликовой «Храмы Мордовии», выполненная в технике роспись матрешек; Дипломом III степени отмечена работа Е.С. Тришиной «Санаксарский монастырь», выполненная в технике кружевоплетения на коклюшках; в номинации «Живопись» Дипломом II степени награждена И.Н. Кузьмина за живописное полотно «Возрождение».

Участие и победа в конкурсах является своеобразным стимулом к дальнейшей творческой деятельности и ярким показателем уровня художественного образования в вузе.

Можно выделить еще одно направление - благотворительная акция - дарение различным образовательным организациям творческие работы студентов. На материале выполнения творческой части выпускной квалификационной работы студентки 4 курса заочной формы обучения Е.Н. Светиковой покажем пример благотворительной акции. Директор МБУДО «Детская школа искусств» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия В.А. Бедина обратилась на кафедру художественного и музыкального образования МГПУ с просьбой помочь в реставрации икон. Е.Н. Светикова (окончила художественное училище в Великом Новгороде по специальности реставрация) взялась за реставрацию иконы, на которой изображен образ Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» (ее часто путают с образом «Семистрельная»). Размер иконы 44 х 53,5 сантиметра, толщина доски - 2,3 сантиметра.

Данная икона была очень темная из-за потемневшего лакового покрытия и загрязнений. Икона имела достаточно хорошую сохранность, имелись незначительные отставания красочного слоя и грунта по нижней части иконы и в верхней правой четверти. На левой стороне иконы возле плеча и нимба Богоматери имеется ожог от свечи. Также имеются несколько потёков от воска свечи. Золочение на нимбе Богородицы «свернулось» комочками. При ближайшем рассмотрении можно было заметить, что какое-то подновление иконы уже происходило. Оборотная сторона иконы и торцы окрашены довольно темной краской, что сохранило икону от коробления (рис. 1).

Поскольку повреждений доски, мешающих её дальнейшему экспонированию и требующих реставрации, не было обнаружено, мы после удаления профилактической заклейки приступили к пробному раскрытию. Живописный слой иконы всегда покрывали защитным - олифой или лаком. Когда икона темнела настолько, что уже практически не видно было изображения, икону передавали иконописцу.

Рисунок 1. Лицевая и тыльная сторона иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»

Зачастую иконописец просто переписывал икону поверх старого изображения, иногда сохраняя пропорции и сюжет, но уже с новыми веяниями времени. Но иногда иконы претерпевали «варварство», на старом слое делали насечки или затирали его кирпичом, чтобы новый слой хорошо «сцепился» со старой основой.

При написании иконы автор-иконописец не имел права подписывать свои творения, так как считается, что этот дар дал Бог, он и водит рукой писаря. Следовательно, и оставлять свои инициалы было недопустимо. Удаляя олифу, мы поняли, что на иконе присутствует запись, то есть на авторском слое имеетсяещё один (а может и не один) слой краски (рис. 2).

Когда часть иконы была раскрыта от потемневшей олифы, мы всё-таки решили сделать пробное раскрытие от более поздней записи. В итоге, под охристым слоем записи, красовался синий авторский фон (рис. 3).

Надписи, находившиеся вокруг нимба Богородицы, на авторском слое не было обнаружено. Эта надпись «нашлась» чуть ниже, на фоне над плечами Богородицы. Стрелы также были переписаны, и сделано это было со смещением. Рукояти на стрелах имеют разную форму (рис. 4).

После удаления потемневшей олифы подвели грунт-левкас в местах его утрат и приступили к тонировкам. Традиционно иконы пишутся яичной темперой: это пигменты, которые растирают с яичной эмульсией. В современной реставрации популярной становится акриловая краска - она не меняет цвет после высыхания, что позволяет достаточно точно подбирать цвет.

Рисунок 4. Различия формы стрел на записи (слева) и на авторской живописи (справа)

И на протяжении уже нескольких десятков лет, акриловая краска довольно хорошо себя зарекомендовала. Золочение выполнили так же акриловой краской. После высыхания тонировок отреставрированная икона была покрыта даммарным лаком и возвращена в школу искусств (рис. 5).

Рисунок 5. Отреставрированная икона «Умягчение злых сердец»

Выводы. Художественно-творческая деятельность - это стимул для активной творческой самореализации, это возможность показать себя и свои достижения, средство формирования духовно-нравственной культуры обучающихся.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры личности длительный, непрерывный, охватывает все возрастные периоды. На становление духовно-нравственной культуры будущего учителя, его профессионально-значимых качеств огромное влияние оказывает культурная среда вуза. Основными направлениями формирования духовно-нравственной культуры обучающихся являются: когнитивное (знаниевое, информационное); аксиологическое (отношенческое, ценностное); коммуникативное (поведенческое, технологическое); рефлексивное (анализ достигнутых результатов).

Литература:

1. Варданян, В.А. Фестивально-выставочная деятельность как средство развития духовно-нравственной культуры студенческой молодежи / В.А. Варданян // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12. - № 4 (48). - С. 45-50. -https://doi.org/10.51609/2079-3499_2021_12_04_45.

2. Мартынова, Е.А. Факторы духовно-нравственного формирования личности педагога / Е.А. Мартынова, Н.И. Еналеева // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. - С. 165-172

3. Мартынова, Е.А. Духовно-нравственное воспитание личности педагога в образовательном пространстве вуза / Е.А. Мартынова, Н.И. Еналеева // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 4 (28). - С. 26-30

4. Приказ Министерства просвещения № 287 от 31.05.2021 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/.

5. Серикова, Л.А. Организация духовно-нравственного воспитания студентов в условиях педагогического вуза / Л.А. Серикова, И.А. Неясова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-1. - С. 273-276

6. Серикова, Л.А. Духовно-нравственное воспитание и религиозное просвещение школьников в современных условиях / Л.А. Серикова, Т.И. Шукшина // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2010. - № 12. - С. 182-192

Педагогика

УДК 378

аспирант Виноградов Никита Сергеевич

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Алижанова Хаписат Алижановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры изобразительного искусства Алиева Алина Ракаевна

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» ( г. Карачаевск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ КАК ВЕДУЩЕГО «ГИБКОГО НАВЫКА» БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Одной из главных задачей современного образования является создание условий для подготовки высоко квалифицированных специалистов в области образования, которые будут работать в быстроменяющихся условий, способные решать нестандартные профессиональные задачи средствами своей деятельности. В статье рассматривается понятие компетентность, обосновывается необходимость, выделяются особенности развития «коммуникативная компетентность» будущих педагогов общеобразовательных организаций в контексте современных тенденций цифровизации системы образования. В статье делается вывод о том, что в условиях новой цифровой среды, для успешной подготовки будущих педагогов при разработке образовательных программ необходимо учитывать персонифицированную диагностику компетенций, которая должна рассматриваться в контексте педагогического взаимодействия с разными субъектами. В качестве практической базы для отработки навыков осуществления профессиональной коммуникации целесообразно использовать период прохождения производственной и педагогической практик, подкрепленный цифровым сопровождением, который будет способствовать профессиональному становлению педагога профессионального обучения.

Ключевые слова: коммуникация, профессиональные компетенции, цифровизация, цифровая среда, будущий педагог, образование.

Annotation. One of the main tasks of modern education is to create conditions for the training of highly qualified specialists in the field of education, who will work in a rapidly changing environment, able to solve non-standard professional tasks by means of their activities. The article discusses the concept of competence, substantiates the need, and highlights the features of the development of "communicative competence" of future teachers of educational organizations in the context of modern trends in the digitalization of the education system. The article concludes that in the conditions of the new digital environment, for the successful training of future teachers in the development of educational programs, it is necessary to take into account the personalized diagnostics of competencies, which should be considered in the context of pedagogical interaction with different subjects. As a practical basis for practicing the skills of professional communication, it is advisable to use the period of industrial and pedagogical practice, supported by digital support, which will contribute to the professional development of the teacher of vocational training.

Key words: communication, professional competencies, digitalization, future teacher, education.

Введение. В условиях ускоренного внедрения цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе экономику и социальную сферу актуализируется задача качественной трансформации мировой и отечественной системы образования. Основная цель профессионально-педагогического образования в современных условиях является подготовка высококвалифицированного специалиста, который не только компетентен в области образования и психологии, но и который постоянно совершенствует собственные навыки, работает над повышением профессиональной квалификации, среди которых и совершенствование профессиональной компетентности. Отдельной составляющей профессиональной компетентности является коммуникативная компетентность, поэтому будущий педагог должен не только свободно владеть собственной речью, выстраивать коммуникационные связи в привычной среде, но и уметь общаться взаимодействовать в цифровой среде, управлять коммуникацией.

Изложение основного материала статьи. В педагогической профессии невозможно обойтись без установления коммуникативных связей. Например, в образовательном учреждении педагог осуществляет непрерывную коммуникацию со всеми субъектами образовательного процесса: с администрацией, коллегами, учениками и их родителями. Среди проблем, связанных с пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о овладение новым качеством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.