Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНО С РАБОТОДАТЕЛЯМИ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНО С РАБОТОДАТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАГИСТРАНТОВ / МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / ВЫПУСКНИК ВУЗА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вандышева Ольга Викторовна, Гаврицков Сергей Алексеевич, Игошина Наталья Викторовна

Проблема повышения качества подготовки магистрантов посредством организации научно-исследовательской деятельности совместно с работодателями является актуальной для высшей ступени образования. Модернизация системы высшего профессионального образования вызвала необходимость формирования поля активного взаимодействия различных сторон, заинтересованных в его развитии. Неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе является развитие различных способов взаимодействия и сотрудничества между учебным заведением и представителями профессиональных сообществ - будущими работодателями выпускников вузов. Это способствует постоянной актуализации образовательных программ, востребованных современным рынком труда, а также формированию у студентов представления о своей будущей профессии, что является одним из способов решения проблемы трудоустройства выпускников вузов. Данная статья знакомит с опытом проведения научных исследований магистрантов в области декоративно-прикладного искусства во взаимодействии с работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вандышева Ольга Викторовна, Гаврицков Сергей Алексеевич, Игошина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF UNDERGRADUATE TRAINING BY ORGANIZING RESEARCH ACTIVITIES WITH EMPLOYERS

The problem of improving the quality of training of undergraduates through the organization of research activities together with employers is relevant for the higher level of education. Modernization of the system of higher professional education has caused the need to form a field of active interaction of various parties interested in its development. An integral part of the educational process at the university is the development of various ways of interaction and cooperation between the educational institution and representatives of professional communities - future employers of university graduates. This contributes to the constant updating of educational programs demanded by the modern labor market, as well as the formation of students' ideas about their future profession, which is one of the ways to solve the problem of employment of university graduates. This article introduces the experience of conducting research undergraduates in the field of decorative and applied arts in cooperation with employers.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНО С РАБОТОДАТЕЛЯМИ»

Педагогика

УДК 378.048.2

доцент кафедры художественной обработки материалов,

кандидат педагогических наук, доцент Вандышева Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); заведующий кафедрой художественной обработки материалов, кандидат педагогических наук, доцент Гаврицков Сергей Алексеевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); доцент кафедры педагогического образования и документоведения, кандидат педагогических наук Игошина Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНО С РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Аннотация. Проблема повышения качества подготовки магистрантов посредством организации научно-исследовательской деятельности совместно с работодателями является актуальной для высшей ступени образования. Модернизация системы высшего профессионального образования вызвала необходимость формирования поля активного взаимодействия различных сторон, заинтересованных в его развитии. Неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе является развитие различных способов взаимодействия и сотрудничества между учебным заведением и представителями профессиональных сообществ - будущими работодателями выпускников вузов. Это способствует постоянной актуализации образовательных программ, востребованных современным рынком труда, а также формированию у студентов представления о своей будущей профессии, что является одним из способов решения проблемы трудоустройства выпускников вузов. Данная статья знакомит с опытом проведения научных исследований магистрантов в области декоративно-прикладного искусства во взаимодействии с работодателями.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность магистрантов, магистерская диссертация, выпускник вуза, взаимодействие с работодателями, декоративно-прикладное искусство.

Annotation. The problem of improving the quality of training of undergraduates through the organization of research activities together with employers is relevant for the higher level of education. Modernization of the system of higher professional education has caused the need to form a field of active interaction of various parties interested in its development. An integral part of the educational process at the university is the development of various ways of interaction and cooperation between the educational institution and representatives of professional communities - future employers of university graduates. This contributes to the constant updating of educational programs demanded by the modern labor market, as well as the formation of students' ideas about their future profession, which is one of the ways to solve the problem of employment of university graduates. This article introduces the experience of conducting research undergraduates in the field of decorative and applied arts in cooperation with employers.

Key words: research activity of undergraduates, master's thesis, university graduate, interaction with employers, arts and crafts.

Введение. На сегодняшний день работодатели, в лице руководителей или работников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующего вида деятельности, по требованиям ФГОС должны занимать не менее пяти процентов численности педагогических работников высшего учебного заведения, участвующих в реализации программы магистратуры. Они также представляют профессиональное сообщество в процедуре итоговой аттестации в качестве членов экзаменационной комиссии, принимая, таким образом, непосредственное участие в оценке качества реализации образовательных программ и внося предложения по совершенствованию содержания профессионального образования и организации учебного процесса, в том числе по организации, как практик, так и научно-исследовательской работы. В работе как вуза в целом, так и отдельных кафедр важным направлением является прием и работа с заявками от различных организаций и предприятий на разработку тем выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) и обеспечение внедрения их результатов непосредственно в практическую деятельность этих самых организаций, предприятий и различных других учреждений, соответствующего направления. В соответствии с данными запросами формируются направления и тематика научно-исследовательской работы магистрантов, тематика их курсовых и диссертационных исследований [7, 8].

Изложение основного материала статьи. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом учебного плана основной образовательной программы при подготовке магистрантов направления «54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Она направлена на формирование взаимосвязанных между собой общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Её целью является систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний и практических умений студента. Она также активно способствует самостоятельной творческой деятельности обучающихся, развитию познавательного интереса и инициативы студентов, способностей к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности. Её результатом является повышение уровня и качества подготовки будущих специалистов в соответствующих областях профессиональной деятельности [8].

Деятельность будущего магистра направления декоративно-прикладного искусства имеет не только личностную, но и общественную значимость. Методика исследований магистрантов представляет собой квазипрофессиональную модель -систему методов и средств научно-проектной деятельности в условиях, максимально приближенных к профессиограмме специалиста в области декоративно-прикладного искусства. При выборе тем исследования учитываются пожелания студентов, но они ограничены некоторыми условиями. В процессе исследования студенты должны иметь свободный доступ хотя бы к отдельным изучаемым объектам для личного знакомства с ними в музеях, на предприятиях художественной промышленности и т.д. Особенно поощряются темы, связанные с изучением истории развития, особенностей и перспективных направлений местных региональных ремёсел и художественно-промышленных производств [3, 6].

В городе Магнитогорске функционирует ряд ювелирных производств, кузнечных, керамических и других мастерских. Также здесь работает картинная галерея, которая обладает достойной коллекцией произведений декоративно-прикладного искусства, включающая работы местных художников и мастеров. Кроме этого существует связь с предприятиями художественного оружия и сувенирной продукции города Златоуста и мастерскими по художественной обработке камня города Сибая. Благодаря тесному взаимодействию с данными организациями, кафедра художественной обработки

материалов Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова определяет актуальную тематику направлений научно-исследовательской деятельности студентов-магистров. Тема и цель исследования магистрантов служат ориентиром на поиск новых данных об изучаемых объектах. В частности, могут быть уточнены группы критериев для оценки этих объектов: функциональные, эргономические, эстетические, технологические и т.д., определены пути достижения высоких потребительских качеств и многое другое.

Так, например, по рекомендации представителей профессиональных сообществ, а именно производственной ювелирной компании ООО ПКФ «Камцвет» и нескольких частных ювелирных мастерских, занимающихся изготовлением украшений как крупносерийного, так и индивидуального характера, было сформулировано актуальное на сегодняшний день направление научного исследования, по определению перспектив развития украшений-трансформеров в современном ювелирном искусстве. При изучении данной темы был проведен анализ и систематизация разрозненных данных по ювелирным украшениям-трансформерам, была предпринята попытка комплексного обобщения и определения тенденций и перспектив развития украшений-трансформеров в современном ювелирном искусстве. Также было уточнено и дополнено понятие «украшения-трансформера».

Так в ходе проведённого исследования было выяснено, что в определении понятия «украшение-трансформер» у многих экспертов нет чёткого разделения между многофункциональными украшениями, кинетическими украшениями и украшениями-трансформерами. Исходя из анализа определений, данных в различных информационных источниках, было сделано важное уточнение, что украшения-трансформеры в своей основе обязательно имеют один или несколько подвижных элементов, а также различные технологические механизмы, позволяющие им видоизменяться по внешнему виду или функции. Однако от украшений, имеющих некоторые подвижные детали (кинетические украшения), украшения-трансформеры отличаются более глубоким уровнем вовлечённости в изменения с качественным фундаментальным преобразованием формы. Трансформация украшений-трансформеров может сопровождаться изменением функции, но не обязательно. Многофункциональные украшения могут изменять своё назначение по функциональному признаку (ожерелье-диадема, брошь-кулон и т.д.) без изменения своего внешнего вида. Поэтому трансформерами в этом случае их назвать нельзя [4, 5].

Ювелирные изделия, видоизменяющиеся либо по внешнему виду, либо по функциональному назначению, известны еще с XVIII века. Изначально они не имели сложных механизмов трансформации. Главной их особенностью была многофункциональность. Украшения могли с одежды перекочевать на прическу, крепиться к различным частям наряда, перемещаться с одной части тела на другую, и, благодаря смене местоположения, выглядеть по-новому. Основные принципы их трансформации сформировались еще с тех далёких времен. На сегодняшний день традиционно большое распространение имеют украшения с такими механизмами трансформации как, например, поворотные, вращающиеся, движущиеся по направляющим элементы на изделиях или заменяющиеся съемные вставки и детали, использующие принцип соединения и разъединения элементов и т.д. [1].

В настоящее время ювелирные украшения-трансформеры вызывают повышенный интерес, поскольку они соответствуют стремлениям современного человека, находящегося в поиске новых уникальных приёмов создания собственного индивидуального имиджа, дающего возможность самовыражения в социальной среде в противовес тенденциям однообразия массового производства. К тому же всё ускоряющаяся динамика современной жизни диктует быструю смену образа, когда люди всё больше обращают свое внимание на многофункциональные, видоизменяющиеся и практичные предметы, к которым в полной мере относятся украшения-трансформеры. Привлекательной также является способность некоторых украшений-трансформеров изменять кардинально своё функциональное назначение, помимо изменения внешнего вида (например, кулон-брошь, подвеска-флешка и т.д.). Также наблюдается тенденция смещения акцентов с необходимости демонстрации социального статуса при помощи ювелирных аксессуаров к созданию собственного настроения, поиску удовольствий, приятных эмоциональных ощущений. Украшения-трансформеры удачно вписываются и в эту концепцию, так как в них присутствует элемент игры. Это, например, изделия с передвигающимися и заменяющимися вставками, с распадающимися и собирающимися как в конструкторе или пазле деталями, цветы с открывающимися и закрывающимися бутонами и многое другое. Такая ювелирная «игрушка» развлекает, снижает психологическое напряжение, являясь одним из способов противодействия стрессу, который так характерен для нашего гиперактивного современного мира. Поэтому, на рынке появляются все новые и новые виды ювелирных изделий-трансформеров, где каждый производитель ювелирной продукции стремится удивить либо широким спектром возможностей ювелирного изделия, либо необычностью механизма трансформации. С распространением информационных технологий, ювелирные изделия-трансформеры, включили новые, ранее не относящиеся к ювелирным украшениям, функции: запоминающие устройства, наушники к телефонам, кабель для зарядки электронных гаджетов и многое другое [2, 4].

Анализ теоретических источников, посвященный истории и тенденциям развития украшений-трансформеров в современном ювелирном искусстве, показал недостаточную изученность данной темы и потребовал более глубокого её исследования. В искусствоведческой литературе есть целый рад источников, музейных каталогов, биографических книг о художниках-ювелирах и так далее, содержащих безусловно важную информацию о художественной ценности того или иного ювелирного украшения-трансформера, о периоде его изготовления, его роли и месте в культурной среде того времени, к которому оно относится. Однако, в процессе исследовательской работы по изучению такого направления в ювелирном искусстве как украшения-трансформеры, было найдено крайне мало информационных источников, описывающих технологические особенности изготовления украшений подобного типа. В большинстве литературы есть указание на материалы, реже можно встретить название основной техники изготовления. Однако данные источники чаще всего не содержали совсем никаких сведений про технологические особенности соединяющих механизмов отдельных частей такого ювелирного изделия.

Таким образом, актуальность научно-исследовательской работы была определена следующими положениями: недостаточной теоретической изученностью темы украшений-трансформеров в области ювелирного искусства; слабой связью между теорией и практикой проектирования и изготовления ювелирных изделий-трансформеров; несогласованностью в существующем понятийном аппарате, относительно украшений-трансформеров в области ювелирного искусства.

В соответствии с данными положениями и была определена цель исследования - определение тенденций и перспектив развития украшений-трансформеров в современном ювелирном искусстве.

В научно-исследовательской работе применялся комплекс таких методов как историко-аналитический, методы сравнительного анализа, классификации, социологических исследований, проектно-графического моделирования, метод прогнозирования и другие.

Научная новизна данного исследования заключалась в разработке критериев анализа ювелирных украшений-трансформеров, а также в определении возможностей использования различных видов и способов трансформации в

ювелирных украшениях на основе потребностей покупателя и возможностей дизайнера и производителя. Для проведения оценки ювелирных украшений-трансформеров различных исторических периодов было выделено три группы критериев: функционально-эргономические, конструкционно-технологические и эстетические, каждый из которых включал в себя четыре показателя. Также была предложена балльная шкала оценки ювелирных изделий. Проведенный далее анализ показал, что все ювелирные изделия имеют высший уровень баллов по разработанной критериальной таблице. Из чего был сделан вывод о том, что изделия имеют такой высокий балл потому, что украшения-трансформеры в целом обычно демонстрируют исключительное виртуозное мастерство ювелиров, носят индивидуальную направленность, поэтому выполняются с особым вниманием к их качеству.

Проведённый анализ позволил сформулировать и предложить методику проектирования и выполнения в материале ювелирных изделий-трансформеров, предложенную к внедрению в рабочий процесс на ювелирном предприятии. Она же была апробирована на практике в рамках практической экспериментальной части научно-исследовательской работы. Был спроектирован комплект украшений-трансформеров и изготовлен экспериментальный образец подвески с отработкой механизма трансформации в материале. Важно было при этом обосновать концепцию художественно-образного решения комплекта украшений, предпосылками появлению которого стали модный на сегодняшний день тренд в массовой культуре на предметы одежды и аксессуары в гендеро-нейтральной стилистике и популярное направление стимпанка. При декоративном оформлении украшений были использованы колёсики-шестеренки от часового механизма. Данное решение несёт в себе определенный смысл и идею. Авторская концепция заключалась в уподоблении человека маленькой шестеренке со своим уникальным рисунком зубцов. Этот человек крутится в огромном механизме жизни, принимая самое непосредственное участие в процессе движения сложнейшего механизма человеческого бытия. Своими зубцами каждая шестерёнка цепляет другую, приводя её в движение. И чем больше они взаимодействуют друг с другом, как бы притираясь своими зубцами, тем более синхронным и правильным становится их совместное движение. Гендерная нейтральность данного комплекта помогает подчеркнуть универсальность и всеобщность данной концептуальной идеи. Ведь здесь идёт акцентирование внимания на внутренних качествах человека, а не на внешнем виде. Комплект украшений, равно как и каждое изделие в отдельности, несёт функцию личного символа, удовлетворяет эстетические вкусы носителя.

Данный проект был рассмотрен и одобрен с некоторыми замечаниями художниками-проектировщиками и технологами ювелирных производств, с которыми сотрудничает кафедра художественной обработки материалов. Таким образом, авторский проект позволил проверить и скорректировать некоторые формулировки первичных рекомендаций, обеспечивающих прирост потребительских качеств изучаемых объектов.

На начальных этапах исследования была разработана анкета с закрытой формой ответов. Предварительно при составлении анкеты была сформулирована гипотеза о том, что основной потребитель ювелирных украшений «трансформеров» - это человек состоятельный, имеющий высокое качество жизни, владеющий собственностью и определенным капиталом. Такое предположение было сделано потому, что большая часть анализируемых в исследовании ювелирных изделий-трансформеров была представлена брендовыми ювелирными домами, относится к классу «люкс» и выполняется с использованием драгоценных металлов и камней, поэтому имеет довольно высокую стоимость и ограниченное предложение. Исходя из анализа данных опроса, выявился основной портрет потребителя украшений-трансформеров. Это женщины возрастной группы 20-37 лет, абсолютное большинство которых (77,3%) предпочитают многофункциональное ювелирное украшение «трансформер», чем эффектное и сложное украшение «трансформер», но с одной функцией. Также 88,6% предпочитает в ювелирных украшениях, такие материалы как золото и серебро. То есть предположение об интересе современного потребителя к украшениям-трансформерам нашло подтверждение. На наш взгляд это связано с выбором оригинальных изделий и содействует сознательному самодифференцированию от массовой моды, индивидуализации собственного уникального облика человека. Выяснилось также, что потребительский спрос на украшения-трансформеры существует не только среди элитных социальных групп, но также среди представителей среднего базового социального слоя. Современная тенденция состоит в создании изделий, ценность которых определяется не стоимостью материала, сколько индивидуальностью, эстетической значимостью, функциональностью, эргономичностью, рациональностью, инновационным подходом к дизайну украшений.

Выводы. Таким образом, на основе проведённого исследования были выделены наиболее перспективные направления развития украшений-трансформеров в современном ювелирном искусстве, отражающие изменения, происходящие в обществе:

1. Изобилие товара, которым перенасыщен рынок, вынуждает производителей искать новые концептуальные образы, делать акцент на уникальности своего производства, например, через использование нетрадиционных материалов с необычными их сочетаниями в ювелирных изделиях и создание уникальных, динамичных, механизированных украшений с оригинальными механизмами трансформации.

2. Перспективным и инновационным направлением является сейчас совмещение художественной эстетики с передовыми информационными технологиями. Это «умные украшения» - стильные и дорогие электронные гаджеты, наделенные каким-то полезным функционалом с помощью электроники: браслет или подвеска-флешка, превращающиеся в кабель для зарядки, кольца с иглами для ввода инсулина через кожу в нужное время и т.д.

3. Еще одним из значимых трендов последних нескольких лет можно отметить сближение двух основных сегментов рынка ювелирных украшений-трансформеров: премиального и массового. Это позволяет различным брендам создавать демократичные по стоимости изделия из-за снижения себестоимости продукции. На наш взгляд эта переориентация связана со стремлением охвата большего количества покупателей среди потребителей среднего и даже эконом класса так как спрос в данном сегменте более стабилен, чем в премиальном, по мнению многих производителей.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что выбранная тематика научно-исследовательской работы оказалась актуальной. Практическим результатом её освоения стали сформулированные методические рекомендации для будущего проектирования новых изделий с учетом исторического опыта и современных тенденций развития. А взаимодействие с предприятиями - будущими работодателями, оказалось чрезвычайно важным при реализации предложенной методики проектирования и изготовления украшений-трансформеров. Были получены полезные рекомендации от специалистов профессионального сообщества в соответствующей области научного исследования. Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что темы научных исследований должны быть не только актуальными, но и востребованными в дальнейшем производстве при их реализации, а цель и задачи должны быть сформулированы таким образом, чтобы имелась возможность на получение от производства экспериментальной площадки для осуществления эмпирических исследований. Это позволяет магистрантам осмыслить значимость обучения, повысить уровень личностной мотивации и активности, обеспечивая более высокий уровень сформированности компетенций и наиболее полно воссоздавая профессиограмму специалиста в области декоративно-прикладного искусства. Ведь именно готовность и способность к эффективной профессиональной деятельности выпускника являются для работодателя критерием оценки качества обучения в конкретном учебном заведении.

Литература:

1. Вандышева, О.В. История появления и развития ювелирных украшений-трансформеров / О.В. Вандышева, Л.В. Неретин // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: Тез. докл. 79-й междунар. науч.-техн. конф. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. - С. 531.

2. Груздева, И.А. Цифровые технологии в дизайне ювелирных украшений: настоящее и будущее / И.А. Груздева, О.И. Ильвес, Е.В. Денисова // Культурологические чтения - 2020. Культурный код в эпоху глобализации: цифровизация общества и образования: сб. мат. всеросс. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,

2020. - С. 41-46

3. Жданова, Н.С. Организация научных исследований студентов по истории развития мебели Урала / Н.С. Жданова // Художественное и художественно-педагогическое образование: анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего: Междунар. науч.-практ. конф., посвященная памяти учёного, педагога, художника Н.К. Шабанова. - Курск: КГУ,

2021. - С. 406-412

4. Зябнева, О.А. Дизайн ювелирных изделий-трансформеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 17.00.06 / Зябнева Ольга Александровна. - Москва: 2011. - 22 с.

5. Маничева, Е.В. Феномен трансформации в ювелирном дизайне / Е.В. Маничева, Д.Т. Гусова // Сб. матер. всеросс. научно-практ. конф. «Диск-2019» Всеросс. форума молодых исследователей «Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века». - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 42729908 32078072.pdf (дата обращения: 27.09.2022)

6. Платонов, А.А. Научно-исследовательская работа в образовательных учреждениях / А.А. Платонов // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 9. - URL: https://human.nauka.ru/2016/09/16410 (дата обращения: 02.06.2022).

7. Семенова, Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников / Н.С. Семенова // Проблемы и перспективы развития образования: матер. II Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 161-162

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 августа 2020 г. № 59479. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2020 г. № 1007. - Москва: Консультант плюс, 2021. - 12 с.

Педагогика

УДК 37.014: 78-053.81

кандидат педагогических наук, доцент Варданян Валерий Амбарцумович

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); бакалавр направления «Педагогическое образование: профиль «Изобразительное искусство»» Светикова Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» закрытого административно-территориального образования (п.г.т. Озерный)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Аннотация. Проблема подготовки будущего учителя к формированию духовно-нравственной культуры обучающихся является важнейшей задачей на современном этапе развития общества. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разрешения противоречия между насущной потребностью общества в педагогах-профессионалах с высоким уровнем духовной культуры, готовых и способных развивать духовно-нравственную культуру обучающихся и недостаточной разработанностью научно-методических основ решения данной проблемы в процессе художественно-педагогического образования в вузе. В статье обоснована необходимость подготовки будущего педагога-художника к формированию духовно-нравственной культуры обучающихся средствами искусства. Выделены основные направления формирования духовно-нравственной культуры студентов в процессе художественно-педагогического образования и готовности к осуществлению этого процесса в предстоящей профессиональной деятельности. Материалом для исследования послужили учебно-творческие работы студентов, выполненные в различных художественных техниках и жанрах. Использованы методы изучения научных источников и вузовского опыта формирования готовности студентов к формированию духовно-нравственной культуры обучающихся средствами изобразительного искусства.

Ключевые слова: формирование готовности, духовно-нравственная культура, фестивально-выставочная деятельность.

Annotation. The problem of preparing the future teacher for the formation of the spiritual and moral culture of students is the most important task at the present stage of development of society. The relevance of the article is due to the need to resolve the contradiction between the urgent need of society for professional teachers with a high level of spiritual culture, ready and able to develop the spiritual and moral culture of students and the insufficient development of scientific and methodological foundations for solving this problem in the process of artistic and pedagogical education at the university. The article substantiates the need to prepare the future teacher-artist for the formation of the spiritual and moral culture of students by means of art. The main directions of the formation of the spiritual and moral culture of students in the process of artistic and pedagogical education and readiness for the implementation of this process in the upcoming professional activity are highlighted. The material for the study was the educational and creative works of students performed in various techniques and genres. The methods of studying scientific sources and university experience of forming students' readiness for the formation of spiritual and moral culture of students by means of fine arts are used.

Key words: formation of readiness, spiritual and moral culture, festival and exhibition activities.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева (МГПУ) по теме «Формирование готовности будущего педагога-художника к сохранению и приумножению

этнокультурного наследия»

Введение. Художественно-творческая деятельность в вузе - это одна из наиболее эффективных форм привлечения студентов к проблемам духовно-нравственного воспитания личности. Вовлечение студентов в различные фестивально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.