Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Птицына Елена Викторовна, Талых Алексей Александрович

В последние несколько лет происходят изменения в технологическом образовании в школе и вузе. Одной из задач развития технологического образования выделяется обновление содержания и совершенствование методов предметной области «Технология». В статье авторы обращаются к вопросу профессиональной подготовки будущего учителя технологии на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии ПетрГУ. Структурированное содержание технологического образования и организация практической деятельности обучающихся с использованием современных средств обучения формирует особую образовательную среду. Авторы делают акцент на усиление культурологической направленности подготовки к педагогической деятельности будущего учителя. Рассматриваются возможные варианты наполнения содержания образовательных программ культурными составляющими, обеспечение активности субъектов образовательного процесса в их взаимодействии на основе сотрудничества. Культура выступает условием совершенствования образовательного процесса, являясь результатом образования человека, условием его развития как личности. Приоритетными задачами работы преподавателей кафедры является наполнение содержания культурными составляющими, обеспечение активности субъектов образовательного процесса в их взаимодействии на основе сотрудничества. Это происходит в условиях воспитания ценностного отношения к мировой культуре в целом и многообразию национальных традиций в частности. Гуманистические параметры организации образовательного процесса стимулируют потребность будущих учителей технологии к формированию ценностно-эмоционального отношения и смысловых установок к процессам сохранения народной культуры. Излагая основное содержание статьи, авторы отмечают важность процессов изучения и сохранения народных традиций в профессиональной подготовке будущего учителя технологии. Авторы описывают опыт создания культурно-образовательного пространства Инновационного педагогического парка ПетрГУ, представляющее собой целостную систему творческих мастерских и лабораторий. Данного пространства создано с целью генерации и воплощения креативных идей в области педагогики. В выводах авторы обосновывают, что профессиональная подготовка будущего учителя с позиции культурологической направленности способствует решению задач сохранения духовно-нравственных ценностей; преемственности культурного прошлого и настоящего; сохранения, воссоздания и передачи достижений культуры. Овладев культурно-творческим опытом будущий учитель технологии сможет обеспечить в образовательном процессе готовность к осуществлению практико-ориентированных задач в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Птицына Елена Викторовна, Талых Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TECHNOLOGY TEACHER: CULTURAL ASPECT

In the last few years, there have been changes in technological education at school and university. One of the tasks of the development of technological education is updating the content and improving the methods of the subject area «Technology». In the article, the authors address the issue of professional training of a future technology teacher at the Department of Technology, Fine Arts and Design of the Institute of Pedagogy and Psychology of PetrSU. The structured content of technological education and the organization of practical activities of students using modern teaching tools forms a special educational environment. The authors emphasize the strengthening of the cultural orientation of the preparation for the pedagogical activity of the future teacher. Possible options for filling the content of educational programs with cultural components, ensuring the activity of the subjects of the educational process in their interaction on the basis of cooperation are considered. Culture is a condition for improving the educational process, being the result of a person's education, a condition for his development as a person. The priority tasks of the teachers of the department are filling the content with cultural components, ensuring the activity of the subjects of the educational process in their interaction on the basis of cooperation. This happens in the context of fostering a value attitude to world culture in general and the diversity of national traditions in particular. The humanistic parameters of the organization of the educational process stimulate the need of future technology teachers to form a value-emotional attitude and semantic attitudes to the processes of preserving folk culture. Outlining the main content of the article, the authors note the importance of the processes of studying and preserving folk traditions in the professional training of a future technology teacher. The authors describe the experience of creating a cultural and educational space of the Innovative Pedagogical Park of PetrSU, which is an integral system of creative workshops and laboratories. This space was created for the purpose of generating and implementing creative ideas in the field of pedagogy. In the conclusions, the authors substantiate that the professional training of the future teacher from the position of cultural orientation contributes to solving the problems of preserving spiritual and moral values; continuity of the cultural past and present; preservation, recreation and transfer of cultural achievements. Having mastered the cultural and creative experience, the future technology teacher will be able to ensure in the educational process readiness for the implementation of practice-oriented tasks in pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

5. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. [и др.] // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 10. - С. 86-100.

6. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки / И. Гафуров, Г. Ибрагимов, А. Калимуллин, Т. Алишев // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 10. - С. 101-112.

7. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения / А. Носкова, Д. Голоухова, А. Проскурина, Т.Х. Нгуен. // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 1. - С. 156-167.

8. Черкасова, В.Ю. Онлайн-коммуникация преподавателей и студентов в системе высшего образования: проблемы и перспективы / В.Ю. Черкасова // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 2. - С. 132-143.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Птицына Елена Викторовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); кандидат педагогических наук, доцент Талых Алексей Александрович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Аннотация. В последние несколько лет происходят изменения в технологическом образовании в школе и вузе. Одной из задач развития технологического образования выделяется обновление содержания и совершенствование методов предметной области «Технология». В статье авторы обращаются к вопросу профессиональной подготовки будущего учителя технологии на кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии ПетрГУ. Структурированное содержание технологического образования и организация практической деятельности обучающихся с использованием современных средств обучения формирует особую образовательную среду. Авторы делают акцент на усиление культурологической направленности подготовки к педагогической деятельности будущего учителя. Рассматриваются возможные варианты наполнения содержания образовательных программ культурными составляющими, обеспечение активности субъектов образовательного процесса в их взаимодействии на основе сотрудничества. Культура выступает условием совершенствования образовательного процесса, являясь результатом образования человека, условием его развития как личности. Приоритетными задачами работы преподавателей кафедры является наполнение содержания культурными составляющими, обеспечение активности субъектов образовательного процесса в их взаимодействии на основе сотрудничества. Это происходит в условиях воспитания ценностного отношения к мировой культуре в целом и многообразию национальных традиций в частности. Гуманистические параметры организации образовательного процесса стимулируют потребность будущих учителей технологии к формированию ценностно-эмоционального отношения и смысловых установок к процессам сохранения народной культуры. Излагая основное содержание статьи, авторы отмечают важность процессов изучения и сохранения народных традиций в профессиональной подготовке будущего учителя технологии. Авторы описывают опыт создания культурно-образовательного пространства Инновационного педагогического парка ПетрГУ, представляющее собой целостную систему творческих мастерских и лабораторий. Данного пространства создано с целью генерации и воплощения креативных идей в области педагогики. В выводах авторы обосновывают, что профессиональная подготовка будущего учителя с позиции культурологической направленности способствует решению задач сохранения духовно-нравственных ценностей; преемственности культурного прошлого и настоящего; сохранения, воссоздания и передачи достижений культуры. Овладев культурно-творческим опытом будущий учитель технологии сможет обеспечить в образовательном процессе готовность к осуществлению практико-ориентированных задач в педагогической деятельности.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, образовательная область «Технология», профессиональная подготовка, будущий учитель технологии, культурно-образовательное пространство, национальная культура.

Annotation. In the last few years, there have been changes in technological education at school and university. One of the tasks of the development of technological education is updating the content and improving the methods of the subject area «Technology». In the article, the authors address the issue of professional training of a future technology teacher at the Department of Technology, Fine Arts and Design of the Institute of Pedagogy and Psychology of PetrSU. The structured content of technological education and the organization of practical activities of students using modern teaching tools forms a special educational environment. The authors emphasize the strengthening of the cultural orientation of the preparation for the pedagogical activity of the future teacher. Possible options for filling the content of educational programs with cultural components, ensuring the activity of the subjects of the educational process in their interaction on the basis of cooperation are considered. Culture is a condition for improving the educational process, being the result of a person's education, a condition for his development as a person. The priority tasks of the teachers of the department are filling the content with cultural components, ensuring the activity of the subjects of the educational process in their interaction on the basis of cooperation. This happens in the context of fostering a value attitude to world culture in general and the diversity of national traditions in particular. The humanistic parameters of the organization of the educational process stimulate the need of future technology teachers to form a value-emotional attitude and semantic attitudes to the processes of preserving folk culture. Outlining the main content of the article, the authors note the importance of the processes of studying and preserving folk traditions in the professional training of a future technology teacher. The authors describe the experience of creating a cultural and educational space of the Innovative Pedagogical Park of PetrSU, which is an integral system of creative workshops and laboratories. This space was created for the purpose of generating and implementing creative ideas in the field of pedagogy. In the conclusions, the authors substantiate that the professional training of the future teacher from the position of cultural orientation contributes to solving the problems of preserving spiritual and moral values; continuity of the cultural past and present; preservation, recreation and transfer of cultural achievements. Having mastered the cultural and creative experience, the future technology teacher will be able to ensure in the educational process readiness for the implementation of practice-oriented tasks in pedagogical activity.

Key words: higher pedagogical education, educational field «Technology», professional training, future technology teacher, cultural and educational space, national culture.

Введение. В наши дни современные процессы глобализации затрагивают все сферы деятельности, включая образование. Система образования, обладая значительным инерционным запасом, вынуждена адаптироваться к

меняющимся вызовам и потребностям общества. Сегодня можно выделить актуальные направления развития педагогического образования: проектирование нового содержания, педагогических технологий и организационных форм; внедрение разработок педагогов-новаторов; создание инновационного пространства [1]. Таким образом, современное педагогическое образование рассматривается как динамическая, инновационная, гуманистическая система, которая должна удовлетворять потребности личности и общества в образовании, и обладать возможностями быстрого и гибкого реагирования на изменения, происходящие в обществе. Одной из основных функций является обеспечение культурно-гуманистической направленности образования, которая заключается в овладении личностью механизмами, необходимыми для достижения интеллектуальной и духовно-нравственной свободы; создание условий для саморазвития индивидуальности, раскрытия духовного потенциала в жизнедеятельности, в том числе в профессии.

В последние несколько лет происходят изменения в технологическом образовании в школе и вузе. В национальном проекте «Образование» на 2018-2024 годы [2] одной из задач развития технологического образования выделяется «обновление содержания и совершенствование обучения предметной области «Технология»: внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов, форм, приемов, средств обучения, образовательных технологий, обеспечивающих освоение базовых умений и навыков, повышение их мотивации. Развитие технологической области жизнедеятельности человека меняет условия реализации творческого потенциала, уровень и качество взаимодействия человека с внешней средой, в которой все более активно используются средства цифровой техники.

Изложение основного материала статьи. Учебное содержание предметной дисциплины «Технология» на уровне основной школы направлено на формирование системы технологических знаний и умений, воспитание технологической культуры производства и культуры труда. Приобретенные обучающимися знания и умения позволяют им осознанно усваивать технологические закономерности развития современных технологий и технологической среды. Учебный предмет технология - это, прежде всего, практико-ориентированный предмет, содержание которого носит прикладной характер и помогает обучающимся осознавать структуру и сущность технологической деятельности. В содержании дисциплины представлены разнообразные практические, лабораторные работы, проекты, которые позволяют обучающимся успешно осваивать не только технологические знания и умения, но и социальный опыт, развивают инициативу, поисковую активность, формируют технологические навыки. Современные технологические процессы не всегда возможно показать обучающимся в условиях учебного кабинета, поэтому для организации таких работ используют виртуальные технологии, воспроизводящие детализацию современных технологических процессов.

Структурированное содержание технологического образования и организация практической деятельности обучающихся с использованием современных средств обучения формирует образовательную среду. Современные технологии - это не только использование интерактивной доски, но и новые подходы, технологии, активные методы и формы обучения. К таким технологиям можно отнести сотрудничество обучающихся - деятельность двух и более участников по решению образовательных задач, связанных общей целью, единым пространством для взаимодействия и единым результатом.

Современные требования к технологическому образованию предъявляют определенные запросы к подготовке учителя технологии. Профессиональная подготовка будущего учителя является важным этапом его профессионального становления, которое представляет собой непрерывный процесс, охватывающий длительный период жизни человека [6]. Подготовка будущего учителя в вузе предполагает усвоение теоретических знаний, формирование на их основе профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, к осмыслению сущности выбранной профессии, развитие творческих способностей. Важным вектором профессионального становления должно стать формирование компетенций, компетентностей и метапрофессиональных и личностных качеств, развитие ценностно-смысловых ориентаций, осмысление сущности выбранной профессии как основы профессионального мастерства. Предполагаемый результат этого этапа - овладение студентами профессионально значимыми личностными качествами и практическими действиями как основой профессионального мастерства. Профессиональная подготовка будущего учителя технологии ориентирована на формирование его ценностных установок, способностей самостоятельного поиска новой информации, принятия творческих решений, развития компетенций и способностей к осуществлению образовательного процесса в соответствии с современными реалиями.

Внимание современного студента в освоении профессии учителя технологии нужно направить на совершенно новые технические средства, которые необходимо использовать в процессе обучения. Заинтересовать студента и повысить мотивацию к изучению специализированных предметов можно, только внедряя в учебный процесс новое оборудование, разнообразные инструменты и ультрасовременные материалы. Современные технологии заставляют преподавателей вуза искать инновационные, нестандартные приемы работы с материалом, менять методику преподавания предмета в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом.

Основополагающим положением современной стратегии в области образования является развитие творческого потенциала обучающихся, реализация которого эффективно может быть осуществлена через интеграцию науки и искусства. Успешность будущего учителя технологии, полноценность его самореализации в избранной профессии в значительной степени обусловлена способностью к самоорганизации во все более усложняющихся условиях труда, в ситуациях разрешения возникающих в деятельности различного рода противоречий и проблем. К концу обучения будущий учитель должен уметь брать ответственность за выбор собственных ценностных позиций и ориентаций, взглядов на жизнь в целом и самого себя, своей индивидуальности. Кроме того, учитель технологии в общеобразовательной школе должен быть наиболее подготовлен к решению задач организации дополнительного образования детей.

В свою очередь, важной стороной технологического образования является постоянный и осознанный процесс выполнения различных задач и полезных действий. Структуру деятельности можно представить линейной последовательностью: на основе потребности и выраженного мотива обучающийся ставит цель, выбирает методы и средства ее достижения, затем осуществляет действие и получает результат. Особенностями профессиональной подготовки будущего учителя технологии на основе деятельного подхода являются: а) обучающиеся самостоятельно получают знания и умения, осознают содержание деятельности, учатся принимать решения в ситуациях выбора; б) формирование обучающимися обобщенного системного представления о технологиях, способах изготовления изделий различного уровня сложности; в) преемственность этапов деятельности на уровне технологий и приемов с учетом возрастных особенностей участников); г) ориентация обучающихся на творческую деятельность, на основе учёта их интересов; д) создание доброжелательной атмосферы на основе идей педагогики сотрудничества и диалога [3].

В технологическом образовании в вузе важно отметить усиление внимания в проблеме сохранения народной культуры. Традиции являются средством развития нравственных, эстетических и когнитивных свойств личности. Они гарантируют преемственность, взаимосвязь между поколениями, тем самым играют важную роль в воспитании личности как носителя и творца культуры, а также приобщают будущего учителя технологии к культурным ценностям своего народа и способствуют

повышению уровня профессиональной культуры. Ведь культура выступает условием совершенствования образовательного процесса, являясь результатом образования человека, условием его развития как личности (Н.Н. Клеменцова).

На кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета создано культурно-образовательное пространство Инновационного педагогического парка ПетрГУ, представляющее собой целостную систему творческих мастерских и лабораторий: композиции, скульптуры, керамики, фотографики, робототехники, дизайна одежды и декоративно-прикладного творчества. Появление данного пространства для генерации и воплощения креативных идей в области педагогики стало возможным благодаря реализации Программы развития опорного университета и стратегического проекта «Образование 5.0». Здесь проходят мероприятия, способствующие инновационному, технологическому, культурному и социальному развитию региона. Наполнение кабинетов и лабораторий педагогического парка носит инновационный характер: современное оборудование, учебные материалы, программные продукты.

В структуру Инновационного педагогического парка входит Инженерно-технологический класс, актуальность открытия которого обусловлена необходимостью обучения востребованных специалистов на рынке труда, вопросами их профориентации и выбора будущей профессии, а также в целях повышения качества образования и поиска новых форм взаимодействия образовательных организаций. Можно выделить следующие перспективы развития инженерно-технологического класса: создание проблемных групп из числа преподавателей и студентов, учителей и школьников для разработки и апробации исследований в области технологического образования; интеграция с другими подразделениями вуза и профильными организациями; наращивание сотрудничества с технологическими классами школ Республики; расширение возможностей участия в проектной деятельности.

Кроме того, на базе кафедры работает Университетская школа искусств и дизайна, основная цель которой -популяризация художественных профессий в регионе, реализация дополнительные предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств. Данные направления работы кафедры способствуют расширению культурно-образовательного пространства.

Студенты кафедры по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» с первого курса включаются в изучение народного декоративно-прикладного искусства, работают с различными материалами и осваивают технологии и приемы работы с ними. Практика в производственных мастерских предусматривает активные и интерактивные формы занятий в сочетании с внеаудиторной работой. При выполнении практических работ студентами используются методические разработки, эскизы и технологические карты, а также предусмотрены встречи со специалистами, мастерами, работодателями.

Приоритетными задачами работы преподавателей кафедры является наполнение содержания культурными составляющими, обеспечение активности субъектов образовательного процесса в их взаимодействии на основе сотрудничества. Это происходит в условиях воспитания ценностного отношения к мировой культуре в целом и многообразию национальных традиций в частности.

Так, на кафедре осуществляется работа по следующим направлениям:

а) возрождение и сохранение самобытной национальной культуры:

- изготовление национальных музыкальных инструментов - кантеле, гусли, йоухикко, гудок и др.;

- изучение традиционных ремесел, декоративно-прикладного искусства народов Карелии (вышивка, ткачество, роспись, резьба и др.);

б) разработка чертежей и строительство лодок на основании исторических технических эскизов: верейки; плезир-яхты; карбаса «Лукоморье», соймы «Святая Татьяна», кижанки «Любовь», кэтбота, лодки «Хариус», ладьи «Варвара», лодки-вепсянки [51;

в) участие в экспедициях: «В поисках биармии на Белое море», «От Ильменя до Арктики», «Путь к морю дышащему» и др.;

г) научно-методическая деятельность: проведение семинаров, конференций и курсов повышения квалификации учителей технологии, мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин; организация и проведение олимпиады по технологии для школьников.

Особое внимание в профессиональной подготовке учителя технологии уделяется изучению тенденций развития эпохи, стиля, художественных школ, творчества ведущих мастеров, особенностей языка различных видов искусства, понимание специфики визуального языка пространственных искусств. От участников требуется углубленное понимание специфики технологической деятельности, изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного творчества. Таким образом, кроме знания фактического материала (основные события, произведения и имена выдающихся деятелей культуры), требуется знакомство с основными видами и жанрами искусства, в том числе и декоративно-прикладного, понимание значимых категорий искусствознания (направление, творческий метод и стиль).

Заложенные в традициях нравственные, эстетические, интеллектуальные ценности выступают гарантом духовного развития общества. В народных традициях формируются моральные и нравственные установки, идеалы, отражается накопленный веками опыт практической и духовной деятельности. Культурные традиции и культурное наследие является основой культурного развития личности, а также предпосылками для взаимообогащения культур и культурных контактов. Традиции определяют ценностное, гуманистическое отношение к жизни, профессии, смысловые установки деятельности человека; соответственно, они зависят от прогресса и сохранения общественной системы. Для культурного развития нации чрезвычайно важно, чтобы не прерывалась связь с традициями предшествующих поколений. Основным принципом процесса сохранения традиций является выявление, обозначение, формулировка новых возможностей старых форм, учитывая их современное назначение.

Национальную культуру личность обретает лишь в условиях погруженности в национальную культурную среду, в результате активных, многообразных действий в учебно-воспитательном процессе, при соблюдении национальных традиций. Знания о национальных традициях и обычаях, национальной культуре, искусстве, особенностях национальной жизни выражает содержание социальной структуры личности [4]. Основными формами приобщения к национальной культуре являются экскурсии в музеи, посещение тематических выставок, встречи с мастерами, посещение и проведение мастер-классов, изучение фольклора, обрядов, традиций, промыслов родного края, посещение мероприятий. Вышеперечисленные занятия выстраиваются на основе культурологических и аксиологических требований: приоритетов общечеловеческих и культурных ценностей; максимальное раскрытие личностного потенциала будущих учителей на основе взаимопомощи и поддержки; учет их потенциальных возможностей, мотивации, осознание их уникальности и неповторимости; использование активных методов, приемов и форм обучения, стимулирующих их поисковую мыслительную деятельность.

Творческая самостоятельность необходима будущим учителям технологии, потому что позволяет не репродуцировать художественный опыт, а заниматься продуктивной деятельностью, создавая оригинальные работы рамках поставленных

учебных задач. Более того, они при этом приближаются к решению реальных задач, характерных для производственной практики и учатся самоконтролю. Это значительно повышает возможности будущего выпускника в легкой адаптации к месту работы, быстрому вхождению в нее. Следует признать, что идеи, представленные студентами, должны поощряться, с тем чтобы побудить их активно осуществлять мыслительную деятельность.

Все вышесказанное позволяет говорить о важности процессов изучения и сохранения народных традиций в профессиональной подготовке будущего учителя технологии. Образовательный потенциал народных традиций состоит в решении задач обучения и воспитания, на основе сложившихся в конкретном обществе культурных традиций; сохранения духовно-нравственных ценностей; преемственности культурного прошлого и настоящего. Данный подход способствует решению задач обучения и воспитания, на основе уже сложившихся в конкретном обществе культурных традиций, сохранению, воссозданию и передачи достижений культуры. Таким образом, гуманистические параметры организации образовательного процесса стимулируют потребность будущих учителей технологии к формированию ценностно-эмоционального отношения и смысловых установок к процессам сохранения народной культуры.

Выводы. Таким образом, технологическое образование является одним из приоритетов государственной политики в образовательной сфере и выступает важным фактором освоения подрастающим поколением технологической культуры, выработанной человечеством. Профессиональное развитие будущего учителя технологии происходит через обогащение субъектного опыта в различных видах деятельности на основе взаимосвязи психолого-педагогических, технологических, методических знаний, умений студентов, которые определяют их готовность к педагогической деятельности. Овладев культурно-творческим опытом будущий учитель технологии сможет обеспечить решение практико-ориентированных задач в педагогической деятельности.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Национальный проект «Образование» на 2018-2024 годы: сайт. - URL: https://projectobrazovanie.ru/? (дата обращения: 04.04.2022).

3. Птицына, Е.В. Мастер-классы в технологическом образовании: особенности их организации с позиции деятельностного подхода / Е.В.Птицына // Преподаватель XXI век: научный журнал. - Москва, 2021. - № 2-1. - С. 145-155. - URL: ttps://cyberleninka.ru/article/n/master-klassy-v-tehnologicheskom-obrazovanii-osobennosti-ih-organizatsii-s-pozitsii-deyatelnostnogo-podhoda/ (дата обращения: 04.04.2022).

4. Талых, А.А. Базовые методологические подходы к процессу непрерывного этнокультурно-технологического образования [Текст] / А.А. Талых, В.Д. Лобашев // Современное технологическое образование: материалы XXIV Международной научно-практической конференции. - Москва: МШУ, 2018. - С. 62-74.

5. Талых, А.А. Народное судостроение Карелии. Часть 2: монография / А.А.Талых, Ю.М. Наумов, С.П. Королев. -Петрозаводск: ПетрГУ, 2015. - 64 с.

6. Хамраев, И.Т. Принципы современной педагогической подготовки / И.Т. Хамраев, Д.И. Курбанов, М.М. Тураев // Academic research in educational sciences, 2021. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prinsipy covremennoy pedagogicheskoy podgotovki (дата обращения: 12.12.2021). - Текст: электронный.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Рагимханова Лариса Камедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных

языков и методики их преподавания Алибулатова Наталья Эдыльхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных

языков и методики их преподавания Абдуллаева Азиза Алибековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Аннотация. В статье рассмотрен интегративный подход к рассмотрению коммуникативного метода обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов. Автор рассматривает процесс обучения иностранному языку, организованный на коммуникативном базисе, диверсифицирует возможности предмета в разрешении данной задачи. В соответствии с принципами коммуникативного подхода к обучению иностранному языку студентов неязыковых факультетов обучение грамматике иностранного языка не должно исчерпываться хрестоматийным заучиванием грамматических форм и правил как таковых. Обучение должно быть прежде всего ориентировано на применение того или иного грамматического факта в целях реализации коммуникативной задачи в реальной ситуации общения.

Ключевые слова: интегративный подход, коммуникативный метод обучения, иностранный язык, студент, неязыковой факультет.

Annotation. The article considers an integrative approach to the consideration of the communicative method of teaching a foreign language to students of non-linguistic faculties. The author considers the process of teaching a foreign language, organized on a communicative basis, diversifies the possibilities of the subject in solving this problem. In accordance with the principles of a communicative approach to teaching a foreign language to students of non-linguistic faculties, teaching the grammar of a foreign language should not be limited to the textbook memorization of grammatical forms and rules as such. Training should be primarily focused on the application of a particular grammatical fact in order to implement a communicative task in a real communication situation.

Key words: integrative approach, communicative teaching method, foreign language, student, non-linguistic faculty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.