Научная статья на тему 'МИФОЛОГИЯ ЭВЕНКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА'

МИФОЛОГИЯ ЭВЕНКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЕНКИ / МИФОЛОГИЯ / ГАГАРА / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Лилия Егоровна

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения национальной культуры народов Севера, в частности эвенков. Актуальным является изучение и сохранение фольклора как художественного творчества народа. Мифология как этнокультурное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства гармонично раскрывает истоки духовной жизни народа, показывает нравственные ценности, демонстрирует художественные вкусы народа, влияет на формирование вкусов, ценностей и национального самопознания. В статье рассматривается персонаж мифов о творении - гагара, которая помогла создать мир. Распространенным помощником в мифах о творении у эвенков является гагара, которая берет кусок глины из вод океанов. В статье определяется содержание понятия «художественно-прикладное искусство», обосновывается мысль о том, что изучение эвенкийской мифологии является мощным этнокультурным образованием, несущим возможности национально-культурных ценностей, сохранения и возрождения этнической идентичности народов, уважение к национальным традициям, любовь к творчеству и потребность в творчестве, умение самостоятельно принимать решения и реализовывать их. Автор предлагает попытку разработать эскизную стилевую концепцию эвенкийских украшений с использованием различных технологий, основанных на эвенкийской мифологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGY OF THE EVENKS AS A TOOL OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF ART AND APPLIED CREATIVITY

The article is devoted to the current problem, the preservation of the national culture of the peoples of the North, in particular the Evenks. Relevant is the study and preservation of folklore as the artistic creativity of the people. Mythology as ethno-cultural education by means of arts and crafts harmoniously reveals the origins of the spiritual life of the people, shows moral values, demonstrates the artistic tastes of the people, influences the formation of tastes, values and national self-knowledge.The article deals with the character of the myths of creation - the loon, which helped to create the world. A common assistant in the myths of creation among the Evenks is the loon, which takes a piece of clay from the waters of the oceans. The article defines the content of the concept of “artistic and applied art”, substantiates the idea that the study of Evenk mythology is a powerful ethnocultural education that brings the possibility of national and cultural values, the preservation and revival of the ethnic identity of peoples, respect for national traditions, love and the need for creativity ability to make decisions independently and implement them. The author proposes an attempt to develop a draft style concept for Evenk jewelry using various technologies based on Evenk mythology.

Текст научной работы на тему «МИФОЛОГИЯ ЭВЕНКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Мифология эвенков как инструмент этнокультурного воспитания студентов на примере художественно-прикладного творчества

Сидорова Лилия Егоровна,

доцент, кафедра технологии обработки драгоценных камней и металлов, Северо-Восточный федеральный университет E-mail: likas-fti2010@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения национальной культуры народов Севера, в частности эвенков. Актуальным является изучение и сохранение фольклора как художественного творчества народа. Мифология как этнокультурное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства гармонично раскрывает истоки духовной жизни народа, показывает нравственные ценности, демонстрирует художественные вкусы народа, влияет на формирование вкусов, ценностей и национального самопознания. В статье рассматривается персонаж мифов о творении - гагара, которая помогла создать мир. Распространенным помощником в мифах о творении у эвенков является гагара, которая берет кусок глины из вод океанов. В статье определяется содержание понятия «художественно-прикладное искусство», обосновывается мысль о том, что изучение эвенкийской мифологии является мощным этнокультурным образованием, несущим возможности национально-культурных ценностей, сохранения и возрождения этнической идентичности народов, уважение к национальным традициям, любовь к творчеству и потребность в творчестве, умение самостоятельно принимать решения и реализовывать их. Автор предлагает попытку разработать эскизную стилевую концепцию эвенкийских украшений с использованием различных технологий, основанных на эвенкийской мифологии.

Ключевые слова: эвенки, мифология, гагара, этническая культура, этнокультурное воспитание, художественно-прикладное творчество.

о

U

см

см

см

см

Z

112

Введение

В настоящее время в целях устойчивого развития Арктики одним из приоритетных направлений является задача сохранения культуры коренных и малочисленных народов Севера. В современном обществе происходит переоценка взглядов на культуру малочисленных народов Севера.

Сегодня, в условиях трансформации этнических культур, постепенной утраты традиционного образа жизни и национальной культуры народов Севера, в частности эвенков, актуальным является изучение и сохранение фольклора как художественное творчество народа. Несмотря на утрату многих культурных традиций, в данное время у эвенков возрос интерес молодежи к своей национальной культуре и фольклору.

Сегодня, соответственно, становится актуальным обращение народов Севера к своим древним образцам народного творчества, где сохранились признаки этничности - фольклор, эпос, народная мифология.

Основное содержание

Мифология народов Севера, в частности эвенков, как культурное наследие человечества сегодня вызывает все больший интерес.

Значительное место в фольклоре народов Севера занимают мифологические представления и сюжеты, в том числе персонифицированные формы происхождения любого явления природы.

В качестве определения понятия «миф» мы исходим из большой российской энциклопедии. Миф (от греч. - предание, сказание), многозначный термин, значение которого менялось на протяжении истории и в разные времена означало рассказ, сказание о богах, вымысел, идею, лежащую в основе мировоззрения. Принцип миропонимания, мифологическое мышление противопоставляется рациональному как картина мира. Мифология в архаических культурах выступает как базовая символическая система, формирующая картину мира [6].

При изучении мифов эвенков весьма полезными оказались научные труды Василевич Г.М, Бу-рыкина А.А., Дьяконовой М.П., Мыреевой А.Н., и др. Мифы, связанные с вопросами мировоззренческого характера, выражают представление об окружающем мире, понимание его законов, правил поведения. Они отражают художественное мышление, вобравшее в себя многие верования. Мифы народов Севера как бесценный архаиче-

ский жанр представляют наиболее исчезающий пласт устного поэтического творчества.

Мифологические рассказы эвенков представляют собой самостоятельные циклы сотворения земли. Глубокое и всестороннее рассмотрение различных мифологий содержится в трудах М.П. Дьяконовой, где дается научное обоснование культуры эвенков. Все эти исследования позволяют глубже понять, что в эвенкийских мифах о творении необходимо оговорить, что в то время земли не существовало, земля отсутствовала, когда земли еще не было [3].

Ценности, которые северяне вкладывают в свою культуру, прививаются через изучение народного декоративно-прикладного творчества. Развитие каждого общества неразрывно связано с прошлым, традициями, образом жизни, главной целью которых является преемственность поколений.

Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Несомненно одной из задач в высшем образовании является задача воспитания нового поколения, обладающего функциональной грамотностью, способного воспитывать духовные ценности национальной культуры.

Опираясь на словарь иностранных слов, можно констатировать, что понятие «этнокультура» представляет собой совокупность традиционных ценностей, установок и поведенческих характеристик, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизни этноса, сформировавшихся в прошлом, развивающихся и постоянно обогащенная этнической спецификой культура в различных сферах самореализации людей [7].

Для формирования личности воспитание является базовым элементом передачи этических норм и правил достойного поведения от старшего поколения к младшему с целью нравственного совершенствования в культурном и социальном плане.

При этом следует подчеркнуть, что этническая культура это воспроизведение условий его жизни, совокупность способов освоения условий их существования, направленных на сохранение этноса [2].

Под культурой этноса понимается совокупность культурного наследия, образа жизни, традиций, обрядов и обычаев, духовной, социальной, материальной сфер, присущих этому этносу в лице отдельных представителей местных групп [1].

Весьма полезными для нас оказались результаты исследований Г.Н. Волкова, В.Н. Ганичевой, Г.Б. Корнетовой и др., которые рассматривают этнокультурное образование как «целенаправленный педагогический процесс приобщения обуча-щихся к этнической культуре». Несомненная важность их научных направлений заключается в том, что они определяют сведения о народной культуре, нравственных ценностях, нормах поведения, толерантности, развитии дружеских отношений с другими народами путем внедрения их в воспитательный процесс.

Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики декоративно-

прикладного искусства содержится в трудах Т.С. Шацкого, П.П. Блонского, А.В. Бакушинской, Г.П. Новиковой, где дается научное обоснование культуры и традиций в этнокультурном воспитании обучающихся.

Этнокультурное воспитание, на наш взгляд, мы видим в приобщении студентов к этнокультурному наследию средствами художественно-прикладного творчества. В его основе лежит изготовление студентами оригинальных ювелирных украшений на основе мифологии своего народа через постижение собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций декоративно-прикладного искусства.

Глубокое изучение фольклорного мифа средствами художественно-прикладного творчества является одной из задач этнокультурного воспитания.

Под художественно-прикладным творчеством студентов на основе изучения эвенкийской мифологии мы понимаем совокупность их знаний, навыков и умений, приобретенных ими при изготовлении ювелирных изделий, характеризующихся художественно-эстетическими свойствами, имеющими непосредственное практическое применение в жизни и основаны на народных традициях.

Художественно-прикладное творчество студентов на основе изучения эвенкийской мифологии является мощным этнокультурным воспитанием, которое привносит возможности национально-культурных ценностей, сохранения и возрождения этнической идентичности народов, уважения к национальным традициям, любви и потребность в творчестве, умение самостоятельно принимать решения и реализовывать их.

В процессе художественно-прикладного творчества студентов при изготовлении ювелирных изделий путем изучения, анализа фольклорного мифа формируются условия для раскрытия таких качеств творческой личности, как самостоятельность, целеустремленность, умение видеть проблему, решить ее, также влияет на раскрытие и реализацию личного творческого потенциала, активизирует поисковые творческие процессы.

Следует отметить, что декоративно-прикладном искусстве эвенков значительное место занимает мифологическая птица гагара. В качестве основного украшения большинство представителей эвенкийского народа использовали стилизованную форму лапки гагары. А для мастериц и почитательниц прекрасного источником вдохновения является священная птица гагара.

В этом контексте, как форма этнокультурного воспитания студентов, погружение в мир фольклора, где сосредоточены нравственные, духовные, педагогические, эстетические ценности, весьма актуально на примере разработки ювелирного проекта.

Мифология как этнокультурное воспитание студентов средствами художественно-прикладного творчества имеет познавательную, эстетическую функцию, а также нравственно-поучительную направленность.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

В фольклоре эвенков мифы занимают значительное место. Имеющиеся в литературе данные показывают, что темы о сотворении мира, мифы о сотворении земли в культуре эвенков занимают особое место. Главный герой в мифологии эвенков - гагара как помощник в сотворении земли. Поэтому в культуре северных тунгусов гагара становится священной птицей, приносящей счастье и удачу. Стилизованная лапка гагары встречается на традиционных передниках эвенков. В современности стилизованная лапка гагары из бисера украшает национальный костюм эвенков [4]. В культуре эвенков гагара является священной птицей, поэтому ее образ выступает как один из главных символов в национальной одежде, особенно как нагрудное украшение.

У эвенков в основном были нагрудные украшения из бисера, которые защищали их и служили одеждой. В прошлом эвенкийская одежда обладал защитой от злых духов, удачей на охоте, на рыбалке, потому что на одежду нашивали стилизованную лапки гагары геометрической формы. Сегодня на одежде, в украшениях очень гармонично и стильно смотрится традиционное изображение гагары в виде вышивки бисером.

В настоящее время, в век информационных технологий, важно использовать современные, нетрадиционные технологии в дизайне и моделировании украшений, основанных на северных народных традициях. Мы намеренно обращаем внимание на то, что для формирования этнокультурного воспитания студентов, разработка ювелирных украшений, на наш взгляд, служит средством художественно-прикладного творчества. Следует отметить, теоретический анализ литературы позволяет выделить о том, что художественная обработка металла у эвенков не получила широкого развития, так как не приспособлена к привнесенному ими кочевому образу жизни.

Ассортимент художественных изделий из металла у эвенков был невелик: медные маски, пинцеты, бронзовые подвески к одежде, оловянные и свинцовые бляшки [5]. Женщины-эвенки в основном носили украшения из бисера. Интерес, проявленный к эвенкийской мифологии, необходимость подчеркивания традиционной технологии обработки металла и как перспективное направление послужили ориентиром для изучения стилевой концепции эвенкийского ювелирного проекта с использованием различных технологий. В основе концепции проекта лежит этнический аспект культуры эвенков на основе мифологии: северный орнамент «Птица гагара». У эвенков священная птица «гагара» на одежде, в украшениях служит как оберег, считается символом счастья, успеха и благополучия.

§ Заключение

см

сэ Современный эвенкийский проект женских украше-

^ ний требует новых нестандартных решений из-за

^ нестандартного подхода к имеющемуся материалу.

Эти решения могут быть реализованы путем разработки новых стилизованных эвенкийских женских украшений из серебряного сплава в технике эмали с сохранением национальных традиций.

В процессе изготовления проекта ювелирных изделий студенты познают смысл мифологии в народном творчестве и начинают осмысливать, понимать содержание рассказов, разрабатывать природные мотивы, техники, приемы для создания новых объектов дизайна украшений.

В итоге хотелось бы отметить, что мифология эвенков как инструмент этнокультурного воспитания студентов на примере художественно-прикладного творчества гармонично раскрывает духовную и материальную культуру северного народа, показывает нравственные ценности, демонстрирует художественные вкусы, влияет на формирование национального самосознания и становится несомненным участником сохранения, популяризации, возрождения и развития художественной культуры своего народа через собственное художественное творчество.

Таким образом, углубленное всестороннее изучение студентами различных мифологий своего народа, обладание научными знаниями и профессиональными компетенциями, связанными с готовностью и умением осуществлять в вузе художественную, проектную, аналитическую, экспериментально-исследовательскую деятельность, дает широкие возможности для этнокультурного воспитания.

Литература

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Учебное пособие - М.; Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.-352 с.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М: Индрик, 2005.-1040 с.

3. Дьяконова М.П. Уфологическая версия происхождения Земли в эвенкийском фольклоре // Евразийство и мир. 2021. № 1. С. 28-34.

4. Дьяконова М.П. Миф в фольклоре эвенков и эвенов (Цикл творения мира). Автореф.дис-сер. на соиск.кандид. филол наук., Махачкала, 2016. -17 с.

5. Иванова - Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо - Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, коряки). Якутск: ЯГУ, 2005.-192 с.

6. Константинов А. В., Резвых П.В. и др. Миф// Большая российская энциклопедия. Том 20. Москва, 2012. С. 475-477

7. Словарь иностранных слов. - СПб.: Изд. Поли-графуслуги, 2005. - 816 с.

MYTHOLOGY OF THE EVENKS AS A TOOL OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF ART AND APPLIED CREATIVITY

Sidorova L.E.

Northeastern Federal University

The article is devoted to the current problem, the preservation of the national culture of the peoples of the North, in particular the Evenks. Relevant is the study and preservation of folklore as the artistic creativity of the people. Mythology as ethno-cultural education by means of arts and crafts harmoniously reveals the origins of the spiritual life of the people, shows moral values, demonstrates the artistic tastes of the people, influences the formation of tastes, values and national self-knowledge.

The article deals with the character of the myths of creation - the loon, which helped to create the world. A common assistant in the myths of creation among the Evenks is the loon, which takes a piece of clay from the waters of the oceans. The article defines the content of the concept of "artistic and applied art", substantiates the idea that the study of Evenk mythology is a powerful ethnocultural education that brings the possibility of national and cultural values, the preservation and revival of the ethnic identity of peoples, respect for national traditions, love and the need for creativity ability to make decisions independently and implement them. The author proposes an attempt to develop a draft style concept for Evenk jewelry using various technologies based on Evenk mythology.

Keywords: evenki, mythology, loon, ethnic culture, ethnocultural

education, arts and crafts.

References

1. Arnoldov A.I. Introduction to cultural studies. Textbook - M.; People's Academy of Culture and Human Values, 1993.-352 p.

2. Vereshchagin E.M., Kostomarov V.G. Language and culture. -M: Indrik, 2005.-1040 p.

3. Dyakonova MP Ufological version of the origin of the Earth in Evenk folklore // Eurasianism and the world. 2021. No. 1. S. 28-34.

4. Dyakonova M.P. Myth in the folklore of the Evenks and Evens (Cycle of the Creation of the World). Abstract of dissertation. for the candidate philol., Makhachkala, 2016. -17 p.

5. Ivanova - Unarova Z.I. Traditional art of the peoples of the North-East of Siberia (Evenks, Evens, Yukagirs, Chukchi, Koryaks). Yakutsk: YaGU, 2005.-192 p.

6. A.V. Konstantinov, P.V. Rezvykh, etc. Myth // Great Russian Encyclopedia. Volume 20. Moscow, 2012. P. 475-477

7. Dictionary of foreign words. - St. Petersburg: Ed. Polygraph services, 2005. - 816 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.