Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЭВЕНКОВ В ЭТНОДИЗАЙНЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ УКРАШЕНИЙ'

ТРАДИЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЭВЕНКОВ В ЭТНОДИЗАЙНЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ УКРАШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
621
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЭВЕНКИ / ЭТНОДИЗАЙН / ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ / ОРНАМЕНТ / КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО / DECORATIVE AND APPLIED ART / EVENK PEOPLE / ETHNIC DESIGN / JEWELRY / ORNAMENT / BLACKSMITHING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидорова Лилия Егоровна

Статья посвящена изучению декоративно-прикладного искусства народов Сибири и Дальнего Востока -эвенков. Традиции декоративно-прикладного искусства эвенков зародились из условий кочевой жизни и были с ней полностью связаны. Особое внимание уделяется художественной обработке металла, которая имеет художественную ценность, но не получила широкого развития. Представлены сведения о кузнечном деле эвенков. Указывается, что художественная металлообработка не получила широкого развития, так как она не приспособлена к кочевому образу жизни, который они ввели. У эвенков не было большого ассортимента художественных металлических изделий. Особое внимание уделено на своеобразный феномен нации -орнамент, который нашёл своё воплощение в модели мира этого народа. В статье автор раскрывает значение и орнаментальную культуру эвенков. Дизайн и творческая деятельность основаны на традициях в области орнамента, приемах декоративных изделий, а художественная деятельность этнических культур является основой популярного направления в области этноди-зайна. Автором предложен проект этнодизайна национальных украшений эвенков из драгоценного металла, основанный на традициях в орнаментации, технических приемах декорирования изделий. Впервые, в качестве основного материала выбран сплав серебра, с использованием эвенкийских орнаментальных мотивов в технике эмали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF DECORATIVE AND APPLIED CREATIVITY OF THE EVENKS IN THE ETHNIC DESIGN OF ETHNICITI JEWELRY

The article is devoted to the study of decorative and applied arts of the peoples of Siberia and the Far East -the Evenk people. The traditions of decorative and applied art of the Evenk people originated from the conditions of nomadic life and were completely connected with it. Special attention is paid to the artistic processing of metal, which has artistic value, but has not been widely developed. Information about the blacksmithing of the Evenk people is presented. It is indicated that artistic Metalworking has not been widely developed, since it is not adapted to the nomadic lifestyle that they introduced. The Evenk people did not have a large assortment of artistic metal products. Special attention is paid to the peculiar phenomenon of the ethniciti- the ornament, which is embodied in the model of the world of this people. Special attention is paid to the peculiar phenomenon of the ethnic-iti- the ornament, which is embodied in the model of the world of this people. Design and creative activities are based on traditions in the field of ornaments, decorative techniques, and artistic activities of ethnic cultures are the basis of a popular trend in the field of ethnic design. In the article, the author reveals the significance and ornamental culture of the Evenk people. The author offers a project of ethnic design of national Evenk jewelry made of precious metal, based on traditions in ornamentation, technical techniques for decorating products. For the first time, a silver alloy was chosen as the main material, using Evenk people ornamental motifs in the enamel technique.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЭВЕНКОВ В ЭТНОДИЗАЙНЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ УКРАШЕНИЙ»

Традиции декоративно-прикладного творчества эвенков в этнодизайне национальных украшений

Сидорова Лилия Егоровна,

доцент, кафедра технологии обработки драгоценных камней и металлов, Северо-Восточный федеральный университет E-mail: likas-fti2010@mail.ru

Статья посвящена изучению декоративно-прикладного искусства народов Сибири и Дальнего Востока -эвенков. Традиции декоративно-прикладного искусства эвенков зародились из условий кочевой жизни и были с ней полностью связаны. Особое внимание уделяется художественной обработке металла, которая имеет художественную ценность, но не получила широкого развития.

Представлены сведения о кузнечном деле эвенков. Указывается, что художественная металлообработка не получила широкого развития, так как она не приспособлена к кочевому образу жизни, который они ввели. У эвенков не было большого ассортимента художественных металлических изделий. Особое внимание уделено на своеобразный феномен нации -орнамент, который нашёл своё воплощение в модели мира этого народа.

В статье автор раскрывает значение и орнаментальную культуру эвенков. Дизайн и творческая деятельность основаны на традициях в области орнамента, приемах декоративных изделий, а художественная деятельность этнических культур является основой популярного направления в области этноди-зайна.

Автором предложен проект этнодизайна национальных украшений эвенков из драгоценного металла, основанный на традициях в орнаментации, технических приемах декорирования изделий. Впервые, в качестве основного материала выбран сплав серебра, с использованием эвенкийских орнаментальных мотивов в технике эмали.

Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, эвенки, этнодизайн, ювелирные украшения, орнамент, кузнечное дело.

в и Е

сэ см о см

03

Ведение

Традиционное декоративно-прикладное искус-ство-это бесценное наследие народов Севера, этнографическое богатство, сакральная ценность предметов и их декора [7]. Путь к возрождению и дальнейшему развитию национальной культуры любого народа начинается с изучения традиционного искусства, которое является своеобразным художественным индикатором исконной сущности этноса.

Дизайн и творческая деятельность основаны на традициях в области орнаментации, технические методы декоративной продукции и художественной деятельности этнических культур являются основой популярного направления в области дизайна- этнодизайна.

Этнодизайн - это тип дизайна и творческой деятельности, основанный на традициях в орнаментации, технических приемах декоративной продукции и художественной деятельности этнокультур. Кроме того, существует ряд других параметров, определяющих ценность объекта. К ним относятся: эргономичность, экологичность, безопасность, материалоемкость, экономичность[3].

Этнодизайн в обработке материалов воплощает этнические, художественно-эстетические, структурные и технологические компоненты в процессе проектирования национальных ювелирных изделий.

Этническое измерение в проекте национального ювелирного искусства-это исследование традиционного декоративного искусства, материальной и духовной культуры, опыт художественных ремесел народов Сибири и Дальнего Востока -эвенков. Особое внимание уделяется феномену нации-самобытному орнаменту, который встроен в модель мира этих людей, а также в технологию обработки металла, которая имеет художественную ценность, но не была широко развита.

Основное содержание

Декоративно-прикладное искусство эвенков, которое неотделимо от суровой природы самобытно, гармонично и своеобразно [7]. Среди коренных народов Сибири и Дальнего Востока эвенки-самая многочисленная этническая группа [2]. Они жили в гармонии с природой. Это свободный и трудолюбивый народ, народ-художник, народ-философ, сохранивший свою самобытность, национальные традиции, национальное самопознание, которая прослеживается в национальном костюме, разно-

образного по бытовому назначению, богатого декоративными отделками и аксессуарами (рис. 1).

Рис. 1. Национальный эвенкийский костюм мужчины и женщины

Кочевой образ жизни требовал простоты и удобства для изделий из твердого материала-посуды, домашней утвари, предметов оленьей упряжки, а не декоративной стороны [7]. Поэтому художественная обработка дерева, кости, металла не получила такого широкого развития и такого разнообразия форм и орнаментов. Известный немецкий исследователь и этнограф И.И. Георги приводит следующие сведения о кузнечном деле эвенков XVIII века: «среди тунгусских лесов есть кузнецы, но нет других ремесленников. Наковальня, молот, терпут, которые они, как и само железо, обменивают на мягкое барахло у казаков ... после кует, сидя на земле, лопаты, копья, кремни, ножи, пилы, копья, оловянные идолы и тому подобное оказываются лучше, чем можно подумать» [10].

Кузнецы - эвенки еще до прихода русских изготавливали из меди, железа и серебра предметы утилитарного характера. Они знали способы литья, ковки, гравировки и инкрустации.

Для украшения кафтанов и нагрудников обычно используют выпуклые лучи, которые имеют форму диска, равного по краям. В центре диска расположен солнечный мотив в виде круга с лучами, или крестообразные орнаментальные узоры (рис. 2) [10].

Эвенки были хорошими кузнецами, они знали сплав свинца и олова, их физические свойства. Почти в каждой семье были приспособления для раздувания огня и наковальня. Кузнецы занимались в основном изготовлением металлических изделий из готового металла. Форму выемки для отливки делали из дерева или глины. Они умели смастерить украшения для одежды и обуви, амулеты - изображения оленя, медведя, росомахи, металлические стойки для костра, курительные трубки, крючки для вынимания мяса из котла, а также инструменты для использования в домашнем хозяйстве [10].

Кузнецы изготовляли украшения для рук из латуни, металлические пуговицы, медные кольца,

оловянные диски, железные пуговицы, серебряные пластинки, кресты, [10]. Почти во всех изделиях выгравирован орнамент. А женщины шили их на одежду, служившую защитой от болезней, несчастий, смерти и передававшуюся по наследству.

Рис. 2. Эвенкийский женский нагрудник с металлическими подвесками

Таким образом, традиции художественного оформления ансамбля национальной одежды, обуви, изготовления меховых ковров и предметов домашнего обихода у эвенков зародились из условий кочевой жизни и были с ней полностью связаны. Художественное решение бытового искусства эвенки черпали из природы Северного края, из их труда и духовной деятельности.

Каждый орнамент содержит легенду или сказку, происходящую из традиций, обычаев, верований и мифологии эвенков, которая передается из поколения в поколение.

Богатство духовной культуры эвенков проявляется в их языке, традициях, обычаях и верованиях. Но самый загадочный язык культуры каждого на-рода-это язык молчаливого орнамента.

Российский этнограф, искусствовед, исследователь, знаток народного искусства, С.В. Иванов, писал; «Ценность орнамента состоит в том, что он является относительно устойчивым элементом художественной культуры, который сохраняется на протяжении столетий [4].

Эвенкийский орнамент основан на геометрических орнаментах, главным мотивом которого является красивая природа Севера. Они состоят из прямых полос и поясков из ромбиков, прямоугольников, треугольников, квадратов, кругов в разнообразных комбинациях и цветовых сочетаниях [1].

Изучая глубинные слои орнаментальной культуры народов Сибири, С.В. Иванов выделил единый комплекс геометрических орнаментальных мотивов, составляющих основу традиционного декоративно-прикладного искусства [4]. По его

о о

о о

о о

о ©

мнению, геометрическим орнамент в искусстве коренных народов Севера берет свое начало с эпохи неолита, как нового вида творчества, отражая древние этапы их этногенеза.

Типичными эвенкийскими мотивами являются различные дугообразные мотивы. Изготовление орнамента зависит от материала. На костяных изделиях (оловянных, вязаных, пряжках) резной бордюрный орнамент представлен треугольником, шпорой, ромбом, дугой, розетками и шевронами.

В орнаменте эвенки воссоздали модель мира своего народа [2]. Верования северных народов не позволяли анатомически точно изображать животных и птиц. Поэтому у эвенков есть ряд символических узоров и орнаментов. Например, крестовидная фигура на эвенкийском нагруднике - это изображение водоплавающей гагары - вид сверху обобщенного образа живого существа. Гагара пользовалась особой любовью у эвенков. Это одна из тех птиц, которые, подобно аисту, выбирают себе пару один раз и на всю жизнь. Поэтому гагара считалась символом любви и семейной верности. Прежде всего, их привлекает ее красивая фигура. Эвенки украшают сумки и нагрудники крупным трехлопастным узором « отпечаток гагары» [3].

С точки зрения С.В. Иванова в своей исследовательской работе трактует, что прототипом этого узора была нижняя часть лебяжьей ноги и что узор на них воспроизводит линии ее фаланг [4]. Для эвенков гагара - священная птица, которому поклоняются все эвенки.

Верования были связаны с орнаментами в украшениях, они носили символы. Практическое использование одежды не мешало украсить ее бусами и чашечками из кости мамонта, бисером, бусами [8].

В эвенкийских изделиях часто используется образ высшего мира - Солнца. Он представлен в виде концентрических окружностей или окружностей с точкой в центре. Эти же изображения могли символизировать события звезд и планет (Полярная звезда и Луна). Изображение солнца часто располагается у эвенков на головном уборе, в середине лба, на груди (нагрудный защитный талисман), на верхней части одежды (шея и грудь) и в других важных местах[

е

CJ

см <о

Цветовые оттенки национальной одежды эвенков очень насыщенные и красочные. Теплые оттенки солнца, землистые тона, холодные оттенки неба и снега присутствуют в цветовой палитре узоров эвенкийского нагрудника (рис. 3).

Цвет солнца, представляют родственные сочетания теплых оттенков от желтого красному, которые несут тепло, жизнь и плодородие всем живым существам; цвета неба и воды: синий и синий указывают на духовный аспект жизни на небе и земле.

Рис. 3. Нагрудное украшение эвенков из бисера

Рис. 4. Традиционная национальная одежда

Самые популярные холодные оттенки синего, синего и белого в украшениях из бисера воспевают образ снега, представляют собой символ чистоты и трудных испытаний (рис. 4, 5). Землистые цвета и привычный для органа зрения, нейтральные зеленые оттенки, отображают земное происхождение эвенков. [7].

Орнаменты эвенков символичны: геометрическая форма углов и стрел-символ возросшего плодородия в результате охоты. Ромбовидный орнамент эвенков-символ женского начала, культа плодородия, заботы о продолжении рода человеческого, укреплении могущества общины [7].

Сегодня использование инновационных технологий в проектировании и моделировании ювелирных изделий на основе этнодизайна и народных традиций является актуальным.

Анализируя смысл и особенности декоративно-прикладного творчества эвенков, мы приходим к осознанию того, что художественная обработка металла не получила широкого развития, так как она не приспособлена к кочевому образу жизни, который они ввели.

V/......

1:11 ':

ЩШ

Рис. 5. Эвенкийское нагрудное украшение -оберег

Ассортимент художественных изделий из металла у эвенков был не велик: медные маски, щипчики, бронзовые подвески для одежды, оловянные и свинцовые бляшки [5]. Женщины эвенки в основном носили украшения из бисера. Проявленный интерес к народному декоративно-прикладному искусству эвенков, необходимость подчеркнуть традиционную технологию обработки металла послужил опорной точкой исследования для стилистики концепции проекта ювелирного изделия эвенков с использованием различных технологий.

Сегодня, несмотря на мировую глобализацию, предпочтения в украшениях северных женщин практически не изменились. Они бережно хранят свои традиции и все так же вплетают национальное орнаментальное искусство в повседневную одежду и бижутерию. При этом у каждой северной народности свои излюбленные цвета, техники и мотивы. Эвенки, ханты, ненцы, чукчи, якуты благодаря незамысловатым узорам способны оживить любую вещь, сделав ее заметной и оригинальной, не забыв вложить в орнамент глубокий сакральный смысл.

Современный эвенкийский проект женского украшения требует новых инновационных решений благодаря нестандартному подходу к имеющемуся материалу.

Нужны новые пути решения для реализации на производство современных, оригинальных и востребованных на рынке ювелирных изделий.

Эти решения могут быть реализованы путем разработки новых стилизованных эвенкийских украшений для женщин из сплава серебра с использованием техники перегородчатой эмали при сохранении национальных традиций.

В основе концепции проекта лежит этнический аспект культуры эвенков: северный орнамент «Птица гагара». В процессе стилизации отбираются существенные характеристики объекта, используется прием гиперболизации отдельных его элементов [11].

Этнокультурные мотивы актуальны для современного дизайна. С точки зрения этнической идентичности, средствами этнодизайна для проектирования ювелирного женского украшения являются цвет, пропорция, текстура, форма, объем и пространство.

Рис. 6. Проект национального украшения эвенков «Иманра». Автор изделия Маркова Т.

Композиционное решение этнодизайна эвенкийского женского украшения состоит из стилизованной формы птичьей лапки, которая интерпретируется как условное изображение гагары, священной птицы эвенков. Для общей выразительности композиции национального украшения, к нагрудному украшению были сделаны еще наброски серег и кольцо, выполненных в одном стилистическом решении, которые имели определенную силу, сакральность. Учитывая, что любая вещь обретает большую значимость, смысл и сущность, определили название ювелирного украшения.

сз о

о Л о

о сз о в

Сформировать этнодизайн национального ювелирного украшения помогла северная природа, образ сурового климата и зимы. Отсюда и название «Иманра», переводимое как белый снег (рис. 6). Голубой и белый цвета являются образами снега, как символ чистоты и суровых испытаний. При выборе декорирования пришли к интересному решению проблемы. Чем больше техник объединено для создания различных вариантов отделки поверхностей, тем больше появляется ярких идей. Эмаль является яркой отделкой поверхности, которая эффективно выглядит. Серебро хорошо подходит для эмалирования [9]. Эмалирование придает изделию совершенно новый вид.

Техника эмали, стала идеальным методом, способным дать желаемый эффект-показать всю необычайную красоту природы через правильно составленный ансамбль национального эксклюзивного декоративного проекта.

Заключение

Таким образом, тщательное изучение и анализ традиций декоративно-прикладного творчества эвенков, дает возможность понять взаимосвязь между многими сферами деятельности, раскрывает их понимание своеобразного упорядоченного мира. Национальные традиции, которые сохранились, органично вплелись структуру нового современного прикладного искусства.

Этнодизайн в изготовлении эвенкийского национального женского украшения получает новое прочтение с помощью стилизации этнокультурных мотивов, они включаются в ритмы современности, соединяя нити времен и культур, привлекательность которого состоит в эстетике самобытности, экзотики, необычности, в максимальной лаконичности и цветовой гармонии, простоты, естественности и стремления сосуществовать в гармонии с природой.

Творческое использование технологических особенностей этнодизайна в проектировании национальных украшений эвенков открывают широкие возможности и перспективы для современных дизайнеров.

Литература

1. Бортник А. Ф., Винокурова А.Н. Цветовое решение и орнамент костюмов коренных народов Севера // Концепт. 2017. Т. 11. С. 51-53.

2. Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVII-XX вв.). Ленинград: Наука, 1969. 304 с.

3. Дизайн. История, современность, перспективы: научно-популярное издание /под ред. И.В. Голубятникова. Москва: Мир энциклопе-

в дий Аванта+; Астрель, 2011. 224 с. е! 4. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как еЗ исторический источник. Москва: Академия на-5 ук СССР, 1963. 501 с.

5. Иванова - Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо - Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, коряки). Якутск: ЯГУ, 2005.192 с.

6. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки /В.А. Туголуков [и др.]. СПб.: Наука, 1997. 179 с.

7. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся. Москва: Просвещение, 1980. 362 с.

8. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX - начало). Новосибирск: Наука, 1984. 200 с.

9. Макграс Д. Декоративная отделка ювелирных изделий /Пер. с англ. А.Н. Степановой. Москва: АРТ-РОДНИК, 2007. 128 с.

10. Сафьянникова Т.М. Орнаменты и украшения эвенков. Красноярск: Сибирские промыслы, 2007. 191 с.

11. Тимофеева В.В., Федотова М.А. Стилизация образов насекомых в дизайне декоративных очков //Дизайн. Материалы. Технология. 2020. № 2 (58). С. 92-97.

TRADITIONS OF DECORATIVE AND APPLIED CREATIVITY OF THE EVENKS IN THE ETHNIC DESIGN OF ETHNICITI JEWELRY

Sidorova L.E.

Northeastern Federal University

The article is devoted to the study of decorative and applied arts of the peoples of Siberia and the Far East -the Evenk people. The traditions of decorative and applied art of the Evenk people originated from the conditions of nomadic life and were completely connected with it. Special attention is paid to the artistic processing of metal, which has artistic value, but has not been widely developed. Information about the blacksmithing of the Evenk people is presented. It is indicated that artistic Metalworking has not been widely developed, since it is not adapted to the nomadic lifestyle that they introduced. The Evenk people did not have a large assortment of artistic metal products. Special attention is paid to the peculiar phenomenon of the ethniciti- the ornament, which is embodied in the model of the world of this people.

Special attention is paid to the peculiar phenomenon of the ethnic-iti- the ornament, which is embodied in the model of the world of this people. Design and creative activities are based on traditions in the field of ornaments, decorative techniques, and artistic activities of ethnic cultures are the basis of a popular trend in the field of ethnic design.

In the article, the author reveals the significance and ornamental culture of the Evenk people. The author offers a project of ethnic design of national Evenk jewelry made of precious metal, based on traditions in ornamentation, technical techniques for decorating products. For the first time, a silver alloy was chosen as the main material, using Evenk people ornamental motifs in the enamel technique.

Keywords: decorative and applied art, Evenk people, ethnic design, jewelry, ornament, blacksmithing.

References

1. Bortnik A. F., Vinokurova A.N. Color scheme and ornament of costumes of indigenous peoples of the North / / Concept. 2017. Vol. 11. Pp. 51-53.

2. Vasilevich G.M. Evenki: historical and ethnographic essays (XVII-XX centuries). Leningrad: Nauka, 1969. 304 p.

3. Design. History, modernity, perspectives: non-fiction edition / under the editorship of I.V. Golubyatnikov. Moscow: World of AVANTA + encyclopedias; Astrel, 2011. 224 p.

4. Ivanov S.V. Ornament of the peoples of Siberia as a historical source. Moscow: Academy of Sciences of the USSR, 1963. 501 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ivanova - Unarova Z.I. Traditional art of the peoples of the North-East of Siberia (Evenks, evens, Yukagirs, Chukchi, Koryaks). Yakutsk: yagu, 2005.192 p.

6. History and culture of the evens: historical and ethnographic essays / V.A. Tugolukov [et al.]. SPb.: Nauka, 1997. 179 p.

7. Kaplan N.I. Folk decorative and applied art of the Far North and Far East: A book for students. Moscow: Enlightenment, 1980. 362 p.

8. Mazin A.I. Traditional beliefs and rites of the Evenks-orochons (late XIX-early). Novosibirsk: Nauka, 1984. 200 p.

9. Mcgrass D. Decorative finishing of jewelry / TRANS. from English by A.N. Stepanova. Moscow: ART-RODNIK, 2007. 128 p.

10. Safyannikova T.M. Ornaments and ornaments of the Evenks. Krasnoyarsk: Siberian crafts, 2007. 191 p.

11. Timofeeva V. V., Fedotova M.A. Stylization of insect images in the design of decorative glasses //Design. Materials. Technology. 2020. No. 2 (58). Pp. 92-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.