Научная статья на тему 'Особенности материальной культуры орочонов Китая (на материале экспедиций)'

Особенности материальной культуры орочонов Китая (на материале экспедиций) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
544
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОРОЧОНЫ / ПИЩА / ОДЕЖДА / ЖИЛИЩЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / MATERIAL CULTURE / OROCHEN PEOPLE / FOOD / CLOTHING / HOUSING / ARTS AND CRAFTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гомбоева Сарюна Владимировна

Статья посвящена проблеме сохранения и развития материальной культуры одного из малочисленных народов Китая - орочонов. Дана общая характеристика орочонов, которые на сегодняшний день являются малоизученной группой эвенков, проживающих в северной части Китая. По сравнению с остальными группами эвенков Китая орочоны имеют свои специфические особенности в языке, хозяйстве, материальной и духовной культуре. Главная задача статьи - выделить и описать характерные черты материальной культуры орочонов на основе двух полевых экспедиций (2009 и 2014 гг.). Основное внимание уделено пище, национальному костюму, традиционному жилищу и декоративно-прикладному искусству. По результатам исследования рассмотрены и выявлены определенные особенности материальной культуры орочонов, которые сохранились до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Material Culture’s Features of Orochon People of China (based on expeditions)

The article is devoted to the problem of saving and development of material culture of small numbered nation of China the Orochens. It gives the general characteristics of insufficiently known group of Evenk, living in the North of China. In comparison with the other groups of Evenk people in China, the orochons have some specific features in language, housekeeping and culture. The main task is to find and describe Orochen characteristics in culture, according to the expedition data (2009, 2014). Meal, national costumes, traditional household and arts and crafts are observed. According to the research, still remaining characteristics of Orochen people’s material culture are identified.

Текст научной работы на тему «Особенности материальной культуры орочонов Китая (на материале экспедиций)»

УДК 39(510)

doi: 10.18097/1994-0866-2015-0-8-127-130

Особенности материальной культуры орочонов Китая

(на материале экспедиций)

© Гомбоева Сарюна Владимировна

старший научный сотрудник лаборатории по изучению языков и культур малочисленных народов Сибири,

Монголии и Китая Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 4

E-mail: sarunag@mail.ru

Статья посвящена проблеме сохранения и развития материальной культуры одного из малочисленных народов Китая — орочонов. Дана общая характеристика орочонов, которые на сегодняшний день являются малоизученной группой эвенков, проживающих в северной части Китая. По сравнению с остальными группами эвенков Китая орочоны имеют свои специфические особенности в языке, хозяйстве, материальной и духовной культуре. Главная задача статьи — выделить и описать характерные черты материальной культуры орочонов на основе двух полевых экспедиций (2009 и 2014 гг.). Основное внимание уделено пище, национальному костюму, традиционному жилищу и декоративно-прикладному искусству. По результатам исследования рассмотрены и выявлены определенные особенности материальной культуры орочонов, которые сохранились до наших дней.

Ключевые слова: материальная культура, орочоны, пища, одежда, жилище, декоративно-прикладное искусство.

Material Culture's Features of Orochon People of China

(based on expeditions)

Saryuna V. Gomboeva

Senior Researcher at the Laboratory of Studying Languages and Cultures of Indigenous Peoples of Siberia,

Mongolia and China Buryat State University

4, Ranzhurova Str., Ulan-Ude 670000, Russia

The article is devoted to the problem of saving and development of material culture of small numbered nation of China — the Orochens. It gives the general characteristics of insufficiently known group of Evenk, living in the North of China. In comparison with the other groups of Evenk people in China, the orochons have some specific features in language, housekeeping and culture. The main task is to find and describe Orochen characteristics in culture, according to the expedition data (2009, 2014). Meal, national costumes, traditional household and arts and crafts are observed. According to the research, still remaining characteristics of Orochen people's material culture are identified.

Keywords: material culture, Orochen people, food, clothing, housing, arts and crafts.

Материальная культура любого народа складывается на протяжении многих лет под влиянием определенных природных и географических условий, при этом являясь выражением национального характера того или иного этноса. Орочоны — это эвенки Китая, имеющие характерные особенности в языке, материальной и духовной культуре, на сегодняшний день малоизученный народ. Материальную культуру орочонов следует определять местом проживания, жилищем, пищей, украшениями, одеждой и утварью. Рассмотрим этническую специфику материальной культуры орочонов Китая, используя материалы полевых экспедиций в Эвенкийский хошун Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики [2, с. 19-20].

Орочоны, также орочены (с кит.: пиньинь — е^и^ии zu) — это один из официально

признанных малочисленных народов Китая, относится к тунгусо-маньчжурским народам. Самоназвание «орочон» переводится буквально как «человек на горном хребте» или «человек, приручивший оленя». Самые ранние записи про орочонов можно найти в летописях начального периода династии Цин (XVII век). В 51-й главе записей об основателях династии Цин «Цин Тайцзу Шилу» они впервые упоминаются под названием «эртунь». Следующие заметки находим во время правления императора Канси (1683 г.), их называют «элочунь». После этого практически во всех китайских источниках орочоны известны под современным названием «элуньчунь» — [9]. Как считает известный исследователь эвенков Г. М. Василевич, название орочон первоначально не было связано с оленями, а обозначало жителя местности Оро — одного из средних притоков Амура и его бассейна, т. е. имело дооленеводческое происхождение [3, с. 71].

Орочоны проживают на Северо-Востоке Китая в горах Большого и Малого Хингана: в Автономном районе Внутренняя Монголия (Орочонский автономный хошун, городской уезд Чжа-ланьтунь, Морин-Дава-Даурский автономный хошун и хошун Арун-Ци) и в провинции Хэйлунцзян (уезды Тахэ, Хума, Сюнькэ и Цзяинь, а также городской округ Хэйхэ) [9] .

Численность народа с 1911 по 1945 г. сократилась с 4 000 до 1 000 человек. К 1953 г. она достигла 2 250 человек. После образования Китайской Народной Республики численность орочонов стала потихоньку увеличиваться. На сегодняшний день орочоны входят в группу из 56 малочисленных этносов, по всекитайской переписи населения 2010 года их количество составляет 8 659 человек.

Издавна орочоны жили в тайге, занимаясь охотой и собирательством. Начиная с 1950-х гг. они меняют образ жизни, спустившись с гор, переходят на оседлый образ жизни, занимаются земледелием. В 1990-х гг. правительство Китая полностью запрещает охоту в горах Хингана, после этого охота как вид деятельности навсегда уходит из образа жизни орочонов, в связи с чем утрачиваются определенные навыки, которыми они славились. Китайское правительство начинает способствовать переходу орочонов от «отсталого» уровня жизни. Выделяются различные субсидии, которые идут на защиту леса, предоставляется бесплатное образование и здравоохранение, решаются вопросы с жильем, поощряя тем самым орочонов к оседлой жизни. За прошедшие годы орочоны освоили земледелие, стали сеять культуры с высокой экономической отдачей, такие как, например, древесный гриб, заниматься животноводством (разводят кур, уток, коров, овец) [1, с. 77].

Пища

В традиционный рацион питания орочонов входит мясо диких животных (косули, оленя, дикого кабана и других). Обработка мяса происходит разными способами — их запекают, варят, коптят и т. д. Сушеное мясо и мясо, сваренное в берестяной бочке, считаются одними из своеобразных блюд орочонов. Для разнообразия пищи орочоны издавна занимались собирательством. В пищу добавляли съедобные дикие травы, дикорастущие ягоды, злаки и фрукты. Со сменой образа жизни и с развитием земледелия доза потребления овощей и зелени постепенно возросла. Сейчас орочоны едят свинину, говядину или другое мясо в качестве заменителя, готовят обычные китайские блюда.

Народный костюм

Орочоны, которые постоянно меняли места своих стойбищ в поисках лучших промысловых угодий, носили костюмы, приспособленные к подвижному образу жизни. У них был свой своеобразный способ шитья одежды из кожи косули и оленьих шкур. Такая одежда очень хорошо приспособлена к зимним холодам в таежной глуши, являясь теплой, износостойкой и долговечной. Летом одевали короткую и тонкую одежду, осенью и зимой носили длинную и плотную. Национальный костюм орочона состоит из длинного халата на подкладке, меховых чулок, штанов, длинных наколенников, жилета, сшитых из кожи оленя или косули, также он включает кожаные перчатки, шубу и головной убор. Меховой халат шьется из шкуры оленя, которую добывают зимой. Мужские и женские халаты отличаются друг от друга. Мужской халат по длине доходит до колен, более свободный, завязывается кожаным ремнем. Женский костюм, наоборот, длиннее, его украшают своеобразной вышивкой и завязывают цветным расшитым поясом. Пуговицы как мужской, так и женской одежды расположены спереди и справа, а длинные разрезы — спереди и сзади или слева и справа, чтобы удобно было ездить на лошади. Пожилые орочоны в основном носят одежду, сшитую из шкур косули. Одежда орочонов мягкая, прочная, простая, теплая и удобная. Но самое главное — изящество одежды: большая часть деталей костюма расшита различными орнаментами, украшена воротниками из рысьих или лисьих шкур. Зимнюю верхнюю одежду украшают большими отворотами и каймой, а рукава отделывают тонкой кожей и вышивкой. Особенно богато расшивают цветными узорами верхнюю женскую одежду — кафтан, нагрудник, пуговицы. Эти части костюма превосходят количеством украшений — бахрома, обшивки из длинного козьего и собачьего меха, бисерные вышивки, могут использовать конский волос. Наиболее специфическими и уникальными являются головные уборы, повторяющие форму настоящей косульей головы, которые не только сохраняют тепло, но и являются хорошей маскировкой на охоте. При этом сверху на шляпы пришиваются два дополнительных ложных уха, как говорят орочоны, для того, чтобы замаскированного охотника не принял за оленя другой охотник [5, с. 83-86]. Говорят, чем больше ветвистых рогов у шапки, тем крепче у орочона семейные узы. Из шкуры косуль шили не только головные уборы, одежда, кожаные сапоги, но и постельное белье, спальники, кожаные мешки, пакетики, сумочки для табака, пояса и другие аксессуары.

Традиционное жилище

Традиционное жилище орочонов — конический чум. Зимой такие чумы обычно покрывали кожаными покрытиями или мехом диких животных. Летом обходились корьевыми или берестяными покрытиями. По размеру чум диаметром 5-6 метров, высота около 5. Основой чума является 2-4 вертикальных столба, связанных наверху, по бокам к ним приставляют 20-30 деревянных жердей. Вход в чум находится на южной или юго-восточной стороне. Центр чума считается местом для очага с котлом. Отверстие для освещения и выхода дыма находится наверху. Хозяин чума и старшие члены занимают северную часть чума, т. е. напротив входа, женщины и дети располагаются по бокам от входа. Все вещи, не нужные для жизни в чуме, хранятся снаружи во вьючных сумках и около чума [4, с. 120]. Зажиточные семьи чум отделывают шкурами зверей или матерчатыми украшениями-аппликациями, у остальных жилища могут быть украшены орнаментами, вырезанными из бересты. В зимнее время чум обычно ставится на том месте, где солнечно и нет ветра. В летнее время, наоборот, на вершине, в хорошо проветриваемом месте. С 1950-х гг. орочоны начали переходить жить в деревянные дома, но продолжают использовать чумы во время походов в лес. Молодые семьи живут в новых современных домах из кирпича с черепичным покрытием.

Декоративно-прикладное искусство

В жизни орочонов особое значение имеют народное ремесло: гравировка, занятие вышивкой и изготовление поделок из бересты. Все орочоны, независимо от возраста являются большими умельцами по изготовлению берестяных изделий. На склонах Большого Хингана, где проживают орочоны, широко распространена береза плосколистная. Каждый год в начале лета, когда березы сырые, орочоны снимают бересту. Для того чтобы она выпрямилась и выровнялась, ее специально кладут под тяжелые предметы на три дня. Куски бересты соединяют с помощью сухожилий животных или конских волос. Для красоты на лицевых сторонах вырезают рисунок. Крупные куски идут обычно на изготовление ведер, сундуков и корзин, средние — на шляпы, миски, шкатулки, коробки и ковши, маленькие — на портсигары, чашки, коробочки для лекарств и многие другие вещи для нужды. Орочоны умеют изготавливать из бересты не только предметы быта, но и лодки. Орочонская берестяная лодка узкая и длинная: в ширину не превышает метра, а в длину обычно 5 метров. Из сосновой доски, загнутой с обеих сторон, делается каркас, а из одного большого куска бересты — киль и борта. Вся лодка делается без единого гвоздя. В такую лодку могут помещаться два-три человека [8]. Особенность берестяных изделий в том, что они просты, легки, долговечны и крепки.

Орочонские гравировки делаются по дереву, кости или бересте, из которых берестяная самая уникальная и самобытная. В качестве рисунков обычно берут различные орнаменты, природные явления, цветы и т. д. После вырезания рисунок или узор окрашиваются в разные цвета, в которых доминируют желтый, красный или черный цвет. Гравировка по дереву осуществляется в основном на деревянных инструментах, например, на седлах, манках, чашках и деревянных мисках. Из кости делают фигурки животных, палочки для еды, перстни, пуговицы и другие изделия. Вышивка орочонов делится на два вида: первый — это вырезка узоров из кусков кожи, которые затем сшиваются вместе, второй — это вышивка цветными нитками на изделиях из кожи. Рисунками вышивки служат различные национальные орнаменты, люди, растения и животные [6, с. 42]. Издавна орочоны вышивали костяными иглами и нитями из жил животных, позднее в обиход вошли современные металлические иглы и окрашенные шелковые нити.

В июне 2014 г. в городе Алихэ Орочонского хошуна был открыт национальный музей орочонов, где представлены элементы традиционной культуры орочонов, выставлены старинные экспонаты, такие как посуда, украшения, виды головных убор, одежда шамана, лук и стрелы, старые ружья и другие предметы быта, охоты и рыболовства, которые хорошо сохранились до наших дней.

Традиции каждого народа наиболее ярко и отчетливо проявляются именно в материальной культуре. Архаичные представления о мире довольно быстро сменяются современными. На сегодняшний день сохранение традиционной культуры — это первостепенная задача малочисленных народов мира.

На основе двух научных экспедиций, проведенных в апреле 2009 г. и в июне 2014 г., мы можем сделать вывод, что, несмотря на сегодняшнее изменение в жизни, орочоны до сих пор сохраняют и развивают материальную культуру своего народа.

Литература

1. Абрамова Н. А., Беляева Е. В., Ерёмкина Т. А. Китайский этнос: от традиции к современности: учеб. пособие / Н. А. Абрамова; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Читинский гос. ун-т» (ЧитГУ). — Чита : ЧитГу, 2006. — 110 с.

2. Афанасьева Е. Ф. Эвенки Китая // Тунгусо-маньчжурские этносы в новом столетии: материалы всерос. конф. с меж-дунар. участием (г. Улан-Удэ, 11 ноября 2009 г.). — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. — С. 11-21.

3. Василевич Г. М. Самоназвание орочон, его происхождение и распространение // Известия СО АН СССР. — 1963. — Вып. 3, № 9. — С. 71-73.

4. Кочешков И. В. Тюрко-монголы и тунгусо-маньчжуры: Проблемы ист.-культур. связей на материале нар. декоратив. искусства XIX-XX вв. / Рос. акад. наук, Дальневост. отд-ние, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока. — СПб.: Наука, 1997. — 173 с.

5. ШШШЫ-.ШШШХШ'ЮШЖШ. - 2006.5

6. 2007. 7

7. URL: ЬИр8://га."шк1ре(11а.о^/№1кЮрочоны

8. URL: http://arts.imextrade.ru/education/nationalities-of-china/21-china-elunchunzu/

9. URL: http://infokitai.com/orochony.html

References

1. Abramova N. A., Belyaeva E. V., Eremkina T. A. Kitaiskii etnos: ot traditsii k sovremennosti [Chinese ethnicity: from tradition to modernity]. Chita: Chita State University, 2006. 110 p.

2. Afanas'eva E. F. Evenki Kitaya [Evenks of China]. Tunguso-man'chzhurskie etnosy v novom stoletii — Tungus ethnic groups in the new century. Proc. conf. with int. participation (Ulan-Ude, November 11, 2009). Ulan-Ude: Buryat State University publ., 2010. Pp. 11-21.

3. Vasilevich G. M. Samonazvanie orochon, ego proiskhozhdenie i rasprostranenie [Self- consciousness of the oroqen people, its origin and dissemination]. Izvestiya SO AN SSSR — Proc. USSR AS SB. 1963. V. 3. No. 9. Pp. 71-73.

4. Kocheshkov I. V. Tyurko-mongoly i tunguso-man'chzhury: Problemy isoriko-kul'turnykh svyazei na materiale narodnogo dekorativnogo iskusstva XIX-XX vv. [Turko-Mongols and Tungus-Manchu: Problems of historical and cultural connections on the materials of folk decorative arts in the 19th-20th centuries]. St Petersburg: Nauka, 1997. 173 p.

5. - 2006. No. 5.

6. 2007. No. 7.

7. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/0p0H0HLi

8. Available at: http://arts.imextrade.ru/education/nationalities-of-china/21-china-elunchunzu/

9. Available at: http://infokitai.com/orochony.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.