ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОТРАЖЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА В КОМПЛЕКСАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭВЕНКОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ Баранова Е.С. Email: [email protected]
Баранова Екатерина Сергеевна - студент магистратуры, кафедра истории, Забайкальский государственный университет, г. Чита
Аннотация: в статье рассматривается тема материальной составляющей культуры эвенков, которая в свою очередь переплетается с духовной. В настоящее время происходят возрождение утраченной культуры, её развитие и сохранение. Культура эвенков самобытна, но при этом она не была изолирована от других культур. Материальная культура представляет собой объекты, которые существуют материально в определенный период времени, таковыми являются жилище, одежда, украшения, всё то, что создавалось руками эвенкийского народа. И каждая вещь, находящая своё место в жизни эвенков, имеет определенную роль и сакральное значение.
Ключевые слова: материальная культура, духовная культура, предметы, картина мира, воззрение, отражение.
REFLECTION OF THE PICTURE OF THE WORLD IN THE COMPLEX OF MATERIAL CULTURE OF THE EVENKS OF
TRANSBAIKALIA Baranova E.S.
Baranova Ekaterina Sergeevna - Graduate Student, DEPARTMENT OF HISTORY, TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY, CHITA
Abstract: the article deals with the theme of the material component of the Evenk culture, which in its turn is intertwined with the spiritual one. Currently, there is a revival of the lost culture, its development and preservation. The Evenk culture is original, but it was not isolated from other cultures. Material culture is an object that exists materially in a certain period, such as housing, clothing, jewelry, everything that was created by the hands of the Evenk people. And everything that finds its place in the life of the Evenks has a certain role and sacred significance.
Keywords: material culture, spiritual culture, objects, world view, view, reflection.
УДК 394
Уникальная материальная и духовная культура эвенков насчитывает многовековую историю. Климатические условия, в которых жили эвенки, позволили им научиться создавать предметы из металлов, дерева, кожи, заниматься оленеводством, охотничьими промыслами. Эвенкийский народ имел собственные верования и традиции, знал тайны мироздания, понятия о жизни и смерти, добре и зле, о предназначении человека в мире.
В настоящее время происходит возрождение утраченной культуры, её развитие и сохранение. Культура эвенков самобытна, но при этом она не была изолирована от других культур. Безусловно, проблема самосохранения не только культуры, но и самого этноса стоит очень остро. В связи с этим изучение материальной культуры
эвенков приобретает особую значимость. Эвенки стоят на грани вымирания, под угрозой утраты стоит и культура.
Материальной культурой являются различные объекты, которые существуют материально в определенный период времени, таковыми являются жилище, одежда, украшения, всё то, что создавалось руками эвенкийского народа. Все элементы материальной культуры соответствовали укладу жизни эвенков. Кочевой образ жизни повлиял на особенности жилищ и хозяйственных построек. Занятия эвенков определили различные виды поселений и жилищ. Стойбища охотников состояли из нескольких чумов. Чум - основное жилище эвенков. Состоял он из связанных сверху жердей, что составляли его основу. Покрытие чума было различным. Зависело оно от времени года: зимой чум покрывался берестой, шкурами оленей, а сверху присыпался снегом. Летом использовали легкий материал: бересту, лиственничную кору (которая являлась оберегом, так как лиственница - священное дерево) или просто покрывался множеством жердей. Чум выполнялся из живых материалов, тем самым он символизировал саму жизнь. Человек не терял связи с природой, находясь в чуме. Чум являлся ярким примером самобытности строительного искусства, отражением национально-эстетических взглядов эвенков [6, с. 215-218].
«Любой предмет кочевого быта - будь то нарта или чум, парка или рукавицы -доведен народным опытом до совершенства. Этот опыт нельзя сбрасывать со счетов, его надо изучать и понимать. В нем бесценная подсказка для тех, кто сегодня создает для Севера технику, строит жилье, проектирует одежду», - писал дизайнер Николай Гарин [2, с. 32].
Рассматривая тему жилища, анализируя описания его внутреннего пространства, исследователи постоянно сталкиваются с рядом противопоставлений: север - юг, запад - восток, правый - левый, мужской - женский и т.д. В мифологическом мире, в мире обычаев и верований образ лиственницы связан с образом мирового древа, таким образом, человек выражал свое представление о мироздании, об иной связи времен и поколений.
Например, рассмотрим противопоставление «верх - низ», представленное в образах «земля - небо». В жилище оно находит отражение в двух элементах: основание сооружения и дымовое отверстие. Эвенки верили, что духи могли проникать в чум через дымовое отверстие, также духи могли уходить из чума, в том числе и злые. По поверьям, таким образом, происходило общение между мирами -среднего мира с верхним и нижним.
Противопоставление «правое - левое» внутри чума принимает вид «восток -запад». Относительно человека, стоящего спиной к дверям, пространство делилось на правую и левую стороны. Традиционно левую половину жилища занимали женщины, следовательно, правую - мужчины. Женская сторона (левая) выполняла хозяйственную функцию, это заметно по расположению предметов. В левой стороне находилась утварь, ближе к выходу находился различный инвентарь: столик, коробочки. В мужской половине находился инвентарь охотника, культовый набор и вещи хозяина [3, с. 30].
Таким образом, становится понятно, что горизонтальная позиция представляет деление жилища на мужскую и женскую стороны. При этом складываются противопоставления: сакральный (мужской) - мирской (женский); гостевой (мужской) - хозяйственный (женский). Отсюда можно отметить, что «мужское -верх», «женское - низ».
В чуме находились несколько знаков - оберегов. Одним из главных являлся очаг -главный сакральный объект, на котором готовилась пища, который обогревал жилье. Очаг, как правило, находился в центре жилища. Если в чум приходили гости, то они располагались у входа перед очагом, справа и слева от очага было место хозяев чума. Очаг - символ культурного мира. От очага зависело благополучие семьи, поэтому следовало придерживаться некоторых правил. В очаг запрещалось лить молоко или
воду, бросать мусор, мешать в нем золу, гасить его или переступать. Нарушение данных правил предвещало прекращение рода. Эвенки верили, что в человеческом обличии огонь представлялся стариком, именно поэтому огонь являлся живым существом, у которого имелась душа. Через огонь эвенки обращались к духам природы [8, с. 158].
Другим семантически значимым объектом являлись дверь и прилегающий к ней порог. Значение двери истолковывается как «границы двух миров». Здесь тоже следовало придерживаться некоторых правил: нельзя держаться за косяки, прикасаться к верхней части двери. Порог почитали, он оберегал семью, поэтому запрещалось: на него наступать, а, следовательно, нужно было лишь перешагивать; на него нельзя было садиться, в противном случае семья будет бедствовать. Входя в чум, гости обязаны были помнить о правилах поведения. Эвенки очень трепетно относились к их выполнению. Проявление неуважения к духам верхнего мира через непочитание порога или огня могло привести к бедствию в семье.
По воззрениям эвенков, мир делился по горизонтали на три части: небесный, земной и подземный. Образ мироустройства, а именно существование трех миров, определил и отношение к природе. Верхний мир - это мир богов и духов, средний мир - мир людей и всего живого, нижний мир - мир предков. По преданию эвенков в верхнем мире располагались солнце, звезды, духи. Солнце имело образ женщины. От солнца зависела смена времени года [9, с. 170]. Эвенки верили, что в холодное время года, солнце сидело в чуме и накапливало тепло, чтобы весной выпустить его. В среднем мире обитали люди и животные, они жили обычной мирской жизнью, и не могли попасть ни в один из других миров. В верхний мир мог проникать шаман, а в нижний мир - усопшие. В нижнем мире обитали предки, у которых жизнь была такая же, как и в среднем мире. Подобно жителям среднего мира, предки жили родами и занимались той же деятельностью, только загробной, то есть жизнь была точной копией мира людей. Отличие было только в том, что тела предков были холодные и не имели сердцебиения. Это был первый ярус нижнего мира. Во второй ярус нижнего мира мог проникать только шаман, вход для других был закрыт. Третий ярус был во владении злого духа Харги. Он постоянно приносил горе людям, но они находились под защитой духов верхнего мира. Нижний и верхний мир соприкасались друг с другом в среднем мире, именно в мире людей происходило общение духов с предками. Образы лося и оленя олицетворяли все три мира. Оленя изображали как средство передвижения из одного мира в другой. Необычные свойства, которыми был наделен олень как священное животное, защищали человека. Так сухожильная нить защищала от злых духов, если надеть её на запястье. В подшейном волосе оленя, по преданию эвенков, находилась душа животного, поэтому вещи, вышитые подшейным волосом, приобретали его душу [1, с. 99].
Каждый географический объект имел своего духа, а животное и человек имели душу. Душа после смерти человека становилась духом. Человек мог воздействовать на духов путем жертвоприношений, молитв, соблюдения определенных правил. Поклонение культу различных духов проявлялось в элементах хозяйственного уклада, эвенки почитали их, поэтому наносили изображения, орнаменты на предметы быта. Картина мира отражалась и в предметах быта эвенков.
К таким предметам можно отнести кухонную утварь. Она выполнялась из бересты или лиственницы, эвенки верили, что данный материал, будет защищать их от разных напастей, в том числе и от злых духов, которые могли через пищу попасть в тело человека. На предметах быта резьбой наносились знаки-символы, которые несли в себе защитную функцию. Образы птиц, изображенные на утвари, отображали представление эвенков о мире. Чаще всего изображали гагару, орла, лебедя, кукушку, ворона и др. Птицы считались помощниками шамана в лечении, добыче пищи и т.д. Они обладали неприкосновенностью - их запрещалось убивать и употреблять в пищу.
Они одухотворяли верхний мир, поэтому эвенки считали таких птиц крупными, а вот мелкими птицами называли обычных людей [5, с. 32].
Гагара, орёл и лебедь были символами небесного (верхнего) мира, потому что могли подняться высоко в небо. Орла называли защитником всех птиц, он отгонял враждебных духов. Гагару эвенки считали творцом земли. Ворона называли человеком, превратившимся в птицу, он оберегал оленьи стада от хищников. Дятел был целителем - по преданию эвенков он исцелял людей и животных. Птицы кулики и бекасы оберегали людей от различных опасностей. Синица охраняла детей от болезней и злых духов. Эвенки изготавливали специальную защитную шкатулку, чтобы ребенок был здоровым. В шкатулку помещали муляж гнезда и деревянную птицу синицу - хранительницу души ребенка [7, с. 50].
Но не только бытовые предметы несли в себе необычные свойства и функции, а также отражали картину мира. Эвенки создавали костюм с большим разнообразием кроя и украшений, так как использовали знания, полученные от других народов. Сочетая в создании костюма различные материалы, они умело комбинировали их между собой. Создавались узоры, орнаменты и символы. Эвенки использовали в своем творчестве мех, дерево, бисер. Бисер применялся не только в быту, но ив шаманских ритуалах. Использование цветных ниток, оленьих волос и разноцветного меха отображало отношение человека к природе, к своим родственникам, которое имело свой знак-символ [4, с. 22].
Традиционное искусство эвенков охватывало практически все сферы жизни, будь то хозяйство или быт. Оно связывало все формы жизнедеятельности: творчество присутствует в строительстве жилища, в создании орудий труда, в приемах пошива и украшения одежды. Именно любовь к декоративно-прикладному искусству и вера в духов привели к созданию богато украшенных и многофункциональных предметов. Они защищали, оберегали, приносили счастье, здоровье и обещали удачную охоту. Картина мира актуализировала семантические, эмоциональные и символические отношения. Этнос взаимодействовал со средой, а именно с природным окружением. Окружающий мир являлся непременным условием возникновения и функционирования этноса.
Список литературы /References
1. Василевич Г.М. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Под ред. Я. П. Алькора. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1936. С. 98-103.
2. Гарин Н.П. Чум // Северные просторы, 1991 г. № 37. С. 29-33.
3. Дьяконова В.П. Жилище народов Сибири // Экология этнических культур Сибири накануне XXI в. М. Наука., 1995. С. 24-61.
4. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1980. 125 с.
5. Лазарев А.П. Эвенкийский миф-нимгакан // Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия: Сб. науч. трудов. Благовещенск: БГПУ, 2006. С. 25-40.
6. Левин М.Г. Народы Сибири / М.Г. Левин, Л.П. Потапов. Москва, Ленинград: Издательство Академия наук СССР, 1956. С. 717.
7. Мерекина Е.В. Природная среда как основа картины мира эвенков // Российские регионы: исторический опыт аграрного развития: материалы междунар. науч. -практ. конф. / ДальГАУ. Благовещенск, 2010. С. 40-65.
8. Токарев С.А. Этнография народов СССР: ист. основы быта и культуры / С.А. Токарев. Москва, 1958. С. 157-160.
9. Токарев С.А. Этнография народов СССР: ист. основы быта и культуры / Токарев С.А. Москва, 1958. 616 с.