Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования этнохудожественной культуры будущего учителя изобразительного искусства'

Теоретические аспекты формирования этнохудожественной культуры будущего учителя изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CULTURE / ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / COLLEGE OF EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / FINE ARTS TEACHER / TEACHING CULTURE / ETHNIC AND ARTISTIC CULTURE / MULTICULTURAL ACADEMIC ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Марианна Васильевна, Ситникова Светлана Юрьевна

Современный учитель изобразительного искусства должен обладать не только комплексом научно обоснованных знаний, необходимых для осуществления профессиональной-педагогической деятельности, но также высоким духовным, общекультурным, нравственно-эстетическим потенциалом. В связи с этим возрастает роль этнохудожественной культуры как элемента педагогической культуры будущего учителя изобразительного искусства, существенно изменяются функции образования, которые обогащаются функциями культуропреемственности и культуротворчества. В статье проанализирован процесс подготовки студентов педагогического колледжа, определены и охарактеризованы его составляющие: художественное, этнокультурное и этнохудожественное образование. Рассмотрены методологические подходы к формированию этнохудожественной культуры, организационно-педагогические условия реализации этого процесса. В заключение сделан вывод о необходимости формирования этнохудожественной культуры учителя изобразительного искусства в поликультурной образовательной среде педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of developing the ethnic and artistic culture of the future fine arts teacher

A modern fine arts teacher must possess not only a set of science-based knowledge required for his/her professional teaching activity but also a high spiritual, general cultural, moral and aesthetic potential. In this regard, the ethnic and artistic culture as an element of the teaching culture of the future fine arts teacher becomes increasingly important, the functions of education enriched with the functions of cultural succession and cultural creation radically change. The authors analyze the process of training students of the college of education, determine and describe its components: artistic, ethnocultural, ethnic and artistic education. The research examines the methodological approaches to developing the ethnic and artistic culture and identifies the educational arrangements for the implementation of this process. The authors conclude that it is necessary to develop the ethnic and artistic culture of the fine arts teacher in the multicultural academic environment of the college of education.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования этнохудожественной культуры будущего учителя изобразительного искусства»

УДК 37.011.31:74

https://doi.org/10.24158/spp.2018.8.22

Слепцова Марианна Васильевна

Sleptsova Marianna Vasilyevna

преподаватель методики преподавания изобразительного искусства Намского педагогического колледжа имени И.Е. Винокурова

Ситникова Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции, здания и сооружения» Дальневосточного государственного университета путей сообщения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Lecturer in Fine Arts Teaching Techniques, Namtsy College of Education

Sitnikova Svetlana Yuryevna

PhD in Education Science, Associate Professor, Engineering Structures, Buildings and Facilities Department, Far Eastern State Transport University

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPING THE ETHNIC AND ARTISTIC CULTURE OF THE FUTURE FINE ARTS TEACHER

Аннотация:

Современный учитель изобразительного искусства должен обладать не только комплексом научно обоснованных знаний, необходимых для осуществления профессиональной-педагогической деятельности, но также высоким духовным, общекультурным, нравственно-эстетическим потенциалом. В связи с этим возрастает роль этнохудо-жественной культуры как элемента педагогической культуры будущего учителя изобразительного искусства, существенно изменяются функции образования, которые обогащаются функциями культуропреемственности и культуротвор-чества. В статье проанализирован процесс подготовки студентов педагогического колледжа, определены и охарактеризованы его составляющие: художественное, этнокультурное и этнохудоже-ственное образование. Рассмотрены методологические подходы к формированию этнохудоже-ственной культуры, организационно-педагогические условия реализации этого процесса. В заключение сделан вывод о необходимости формирования этнохудожественной культуры учителя изобразительного искусства в поликультурной образовательной среде педагогического колледжа.

Ключевые слова:

культура, педагогическая культура, этнохудоже-ственная культура, профессиональное образование, педагогический колледж, поликультурная образовательная среда, поликультурное образование, художественная деятельность, профессиональная деятельность, учитель изобразительного искусства.

Summary:

A modern fine arts teacher must possess not only a set of science-based knowledge required for his/her professional teaching activity but also a high spiritual, general cultural, moral and aesthetic potential. In this regard, the ethnic and artistic culture as an element of the teaching culture of the future fine arts teacher becomes increasingly important, the functions of education enriched with the functions of cultural succession and cultural creation radically change. The authors analyze the process of training students of the college of education, determine and describe its components: artistic, ethnocultural, ethnic and artistic education. The research examines the methodological approaches to developing the ethnic and artistic culture and identifies the educational arrangements for the implementation of this process. The authors conclude that it is necessary to develop the ethnic and artistic culture of the fine arts teacher in the multicultural academic environment of the college of education.

Keywords:

culture, teaching culture, ethnic and artistic culture, vocational education, college of education, multicultural academic environment, multicultural education, artistic activity, professional activity, fine arts teacher.

Процесс педагогической подготовки студентов педагогического образовательного учреждения находит свое отражение в исследованиях ученых-педагогов В.Л. Бенина, Т.П. Воробьевой, Г.С. Голошумовой, И.И. Горловой, Е.Д. Жуковой, Н.Б. Крыловой и Л.М. Чомаевой и др.

Ряд исследователей, рассматривая организацию образовательного процесса при подготовке учителей изобразительного искусства (ИЗО), особенно в национальных регионах, указывают на существенное влияние художественных норм и приемов национальностей, представленных в регионе. При этом особо отмечаются взаимовлияние национальных культур и образования, воздействие национальных традиций на культурный уклад жизни, наличие национальных, художественных отличий, особенностей, ценностей.

Влияние национальных культур, художественной культуры, ценностей особенно ярко проявляется в процессе подготовки учителей ИЗО.

Собственный опыт педагогической деятельности позволяет обозначить проблему восприятия художественной культуры этносов отличных от собственного этноса.

Современная образовательная парадигма, основанная на принципах гуманизма и взаимоуважения, указывает на необходимость в образовании содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, формировать и развивать личность в соответствии с социокультурными ценностями государства и общества. Особое внимание, на наш взгляд, этому должно уделяться при подготовке учителей ИЗО, так как именно на занятиях по ИЗО соприкасаются различные художественные особенности народов, и одной из целей подготовки должно являться формирование этнохудожественной культуры личности.

Исследование особенностей этнохудожественной культуры неотделимо от исследования педагогической культуры будущего учителя ИЗО, так как этнохудожественная культура является составляющей педагогической культуры.

В.Л. Бенин, исследуя феномен педагогической культуры, акцентирует внимание на инте-гративности педагогического процесса, которая заключается в единстве деятельности по передаче педагогического опыта и результата этой деятельности. Результатом будет являться сформированная педагогическая культура как часть общей культуры (общества в целом и каждого человека) и как профессиональная культура [1].

Педагогическая культура состоит из компонентов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 - Компоненты педагогической культуры

Из данных рисунка 1 можно сделать вывод, что педагогическая культура является элементом общей культуры личности и проникает во все профессиональные и социальные группы общества. Она, с одной стороны, особая, самостоятельная подсистема, с другой - особый вид культуры, присутствующий в других культурах.

Е.Д. Жукова с опорой на исследования В.Л. Бенина определила место педагогической культуры в общей системе культур. Педагогическая культура, по Е.Д. Жуковой, проявляется в качестве:

- элемента интеллектуальной культуры общества;

- характеристики знания и понимания социумом состояния педагогического процесса и его результатов;

- показателя заинтересованности и включенности общества в деятельность по передаче культурного опыта;

- показателя развития форм трансляции культурного опыта;

- показателя идеологического и культурного воздействия на образовательную систему;

- показателя осознанности студентами субъектности педагогического процесса, педагогического мастерства и умений учителя.

Особенностью подготовки учителя ИЗО в условиях поликультурной среды в многонациональных учебных группах в педагогическом колледже является учет национальных особенностей студентов. Возникает необходимость особой организации образовательного процесса, опирающейся на диалог культур и принимающей во внимание этнохудожественный опыт народов региона.

Через искусство проявляются национальные особенности народа и его самопознание [2]. Отсюда возникает необходимость особой организации образовательного процесса при подготовке учителей ИЗО, учитывающего и опирающегося на особенности этнохудожественной культуры. В искусстве находят отражение опыт восприятия и взаимопроникновения культурных потоков и диалог культур. Благодаря этому этнохудожественное взаимодействие в образовательном процессе обогащается приемами, характерными художественными особенностями искусства различных этнонациональных групп.

Понимание необходимости формирования этнохудожественной культуры вытекает из целей и задач этнохудожественного образования в поликультурной образовательной среде педагогического колледжа.

Проблема подготовки учителей ИЗО тесно связана с такими категориями, как художественное, этнокультурное и этнохудожественное образование.

Являясь частью общего образования, художественное образование основывается на ведущих принципах - преемственности и непрерывности всех этапов обучения [3]. Под художественным образованием понимается профессиональное образование в сфере искусства, которое человек получает через систему специальных учебных заведений и которое предполагает несколько ступеней [4].

Художественное образование выполняет существенную роль в ознакомлении обучающихся с богатством мировой художественной культуры, показывает место художественной культуры отдельных народов и их взаимосвязь с художественной культурой других народов, способствует сохранению и развитию национальных и межнациональных культурных традиций, влияет на процесс этнической самоидентификации и интеграции личности в национальной, общероссийской и мировой культуре [5].

Этнокультурное образование представляет собой процесс изучения этнокультурного наследия, проявляющийся в ознакомлении с традициями этнической культуры, воспитании личности согласно традициям этнической культуры. Этнокультурное образование представляет собой этнокультурный компонент образовательного процесса [6, с. 101].

Этнокультурное образование базируется на понятии этнокультуры. Термин «этнокуль-тура» основывается на этническом компоненте, и его необходимо отличать от понятия «народная культура», основанного на социальном компоненте. Национальная культура в своем развитии вбирает в себя как традиционное, так и современное.

Этнохудожественное образование основывается на художественном образовании с включением этнического компонента. Ряд исследователей (Т.И. Бакланова, Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова) определяют этнохудожественное образование как специально организованную и реализуемую в образовательном процессе систему. Реализация этой системы подразумевает непрерывный процесс изучения и восприятия художественной культуры своего народа с воздействием на формирование этнохудожественной культуры личности, через освоение как ее ценностей, так и достижений мировой художественной культуры.

Воспитательный эффект этнохудожественного образования основывается на национальной художественной культуре, нравственных и эстетических ценностях и культурных традициях народа [7].

Этнохудожественное образование имеет своей целью всестороннее развитие личности, направленное на самореализацию и участие в межкультурных коммуникациях, личностное развитие в диалоге культур в духе восприятия других культур как равноправных и самоценных. Отсюда преподавание ИЗО в условиях поликультурной образовательной среды продиктовано необходимостью понимания иных культур через осознание, изучение и принятие собственной этнокультуры.

Процесс формирования этнохудожественной культуры личности включает в себя ряд этапов, представленных на рисунке 2.

Воспитание этнохудожественной культуры личности, развитие национального сознания, культуры межнационального общения

Формирование нравственно-эстетической сферы личности на основе развития этнохудожественных потребностей

Рисунок 2 - Процесс формирования этнохудожественной культуры личности

Процесс формирования этнохудожественной культуры основывается на следующих основных принципах:

- единство монохудожественного и полихудожественного подходов, при котором студенты изучают и исследуют основы этнохудожественной культуры собственного и других этносов, проводят сравнительный анализ, определяют общие черты, приемы и выявляют существенные отличия;

- ведущая роль опыта личности (когнитивного, практической, творческой деятельности) в содержании этнохудожественного образования;

- включение в образовательный процесс подготовки учителя ИЗО наряду с базовыми дисциплинами дисциплин, направленных на изучение особенностей народного искусства, художественного творчества;

- нацеленность на формирование у обучающихся мотивационно-ценностного отношения к этнохудожественной культуре.

Обозначенные принципы формирования этнохудожественной культуры реализуются на нескольких взаимодействующих на интегративной основе уровнях: теоретическом, научно-исследовательском, художественно-практическом.

Теоретическая, научно-исследовательская и художественно-практическая интеграция заключается в организации образовательного пространства колледжа с особыми элементами:

- этнохудожественная направленность учебных дисциплин;

- научно-исследовательская деятельность обучающихся в разрешении проблем этноху-дожественного образования;

- участие обучающихся в этнохудожественной творческой и досуговой деятельности.

Процесс формирования этнохудожественной культуры представляет собой систему, опирающуюся на национальную художественную культуру, и основывается на следующих методологических подходах:

- культурологическом, рассматривающем взаимосвязь и взаимодействие этнической культуры отдельной личности и других этносов в историческом развитии и в качестве основополагающего ядра культуры и основы личностной культурной идентификации определяющем народную культуру;

- системном, позволяющем рассматривать этнохудожественную культуру как элемент этнохудожественной образовательной системы;

- художественно-эстетическом, воздействующем на воспитание эстетической культуры личности средствами этнохудожественного образования;

- интегративном, обладающем интегрирующими свойствами сохранения этнической культурной целостности. Интегративный подход позволяет осуществить синтез искусств различных этносов, необходимых для целостного освоения содержания культуры;

- личностно ориентированном, основывающемся на приоритете интересов отдельной личности в образовательном процессе с полноценным вхождением в сферу этнохудожественной культуры;

- деятельностном, обеспечивающем неразрывность теоретической и практической составляющих этнохудожественного образования. Реализация деятельностного подхода проявляется в вовлечении студентов педагогического колледжа в систему художественного творчества, побуждает естественную мотивацию и, как следствие, самореализацию личности с ориентацией на национальные ценности;

- этнорегиональном, реализовывающем региональный компонент в содержании этнохудожественного образования. Этнорегиональный подход помогает идентифицировать национально-художественный опыт личности студента колледжа с мировой художественной культурой и способствует формированию уважительного отношения к иным культурам.

Формирование этнохудожественной культуры будущих учителей ИЗО с учетом обозначенных подходов будет успешным, если в образовательном процессе педагогического колледжа будут обеспечены организационно-педагогические условия, способствующие его благоприятному протеканию и отвечающие следующим требованиям:

- создание благоприятной атмосферы для художественного творчества, самовыражения, реализации потенциала художественно-культурных и этнокультурных традиций, проявления творческих личностных качеств. Данное требование направляет на формирование образовательной среды, при которой формирование этнохудожественной культуры учителя ИЗО проявлялось бы наиболее полно. Формируемая образовательная среда должна иметь поликультурную направленность;

- разработка учебно-методического комплекса с этнохудожественной направленностью, учитывающей национальный состав обучающихся, национальные этнохудожественные традиции отдельных народов. При разработке УМК следует предусмотреть возможность внеучебной факультативной этнохудожественной деятельности;

- организация образовательного процесса, направленная на формирование у будущих учителей ИЗО личностных педагогических и ценностных установок в соответствии с системой гуманистических и этических ценностей государства; овладение принципами, методами, приемами этнохудожественного образования, направленными на культуроформирующее этнохудожественное развитие и саморазвитие.

Обобщая вышесказанное, приходим к выводу, что потенциал этнохудожественной культуры как элемента мировой художественной культуры, базирующийся на принятии, признании, уважении, осознании художественных особенностей отдельного народа, направлен на обогащение собственной художественной культуры учителя. Поскольку этнохудожественная культура является элементом педагогической культуры учителя ИЗО, то ее изучение позволяет не только доносить до учащихся приемы, методы, художественные и культурные особенности отдельных народов, но и воспитывать их в духе уважения, толерантности, что особенно важно в многонациональном государстве. Вместе с тем учителю ИЗО важно донести до учащихся мысль о том, что этнохудожественная культура отдельного народа не статична по своей сути, она находится в постоянном развитии, во взаимосвязи с этнохудожественными культурами других народов, обогащается элементами восприятия окружающего мира, приемами его представления и тем самым развивает мировую художественную культуру.

Ссылки:

1. Бенин В.Л., Жукова Е.Д., Василина Д.С. Культурологическая компетентность в подготовке специалиста педагогического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 7 (82). С. 27-30.

2. Kunjufu J. Developing Positive Self-Images and Discipline in Black Children. Chicago, IL, 1984. 116 p.

3. Мельников В.С. Становление и развитие системы художественного образования в Башкирии в XVI11—XX веках : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2010. 22 с.

4. Горлова И.И. Художественная культура и художественное образование. Краснодар, 2001. 256 с.

5. Зрелых Д.Л. Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. № 2. С. 141—149.

6. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 68. С. 100—116.

7. Банников В.Н. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства : дис. ... д-ра пед. наук. Шуя, 2009. 454 с.

References:

Afanasyeva, AB 2008, 'Ethnocultural education as a problem of modern education science', Izvestiya Rossiyskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, no. 68, pp. 100-116, (in Russian).

Bannikov, VN 2009, Professional development of the future teacher of fine arts, D.Phil. thesis, Shuya, 454 p., (in Russian). Benin, VL, Zhukova, ED & Vasilina, DS 2013, 'Cultural competence while training expert of university of education', Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 7 (82), pp. 27-30, (in Russian). Gorlova, II 2001, Artistic culture and art education, Krasnodar, 256 p., (in Russian). Kunjufu, J 1984, Developing Positive Self-Images and Discipline in Black Children, Chicago, IL, 116 p. Melnikov, VS 2010, The creation and development of the system of art education in Bashkortostan in the 18th-20th centuries, PhD thesis abstract, Yoshkar-Ola, 22 p., (in Russian).

Zrelykh, DL 2008, 'Art education as a continuous process of cognition of objective reality by a person', Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2, pp. 141-149, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.