Научная статья на тему 'УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6228
621
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПРИЧИНЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ / УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Губатова Сабина Гюнешевна

В статье изучены уровни речевого развития детей, представлена характеристика детей с общим недоразвитием речи. Также проведен анализ типичных состояний элементов языка у детей с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Губатова Сабина Гюнешевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF SPEECH DEVELOPMENT IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article examines the levels of speech development of children, presents the characteristics of children with General speech development. The analysis of typical States of language elements in children with General speech underdevelopment was also carried out.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 376.37

УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Губатова С. Г.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

(г. Краснодар, Россия)

Аннотация. В статье изучены уровни речевого развития детей, представлена характеристика детей с общим недоразвитием речи. Также проведен анализ типичных состояний элементов языка у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, причины недоразвития р»ечи, уровни речевого развития у детей с ОНР.

LEVEL OF SPEECH DEVELOPMENT IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH

UNDERDEVELOPMENT

Gubatova S. G. Kuban State University (Krasnodar, Rossia)

Annotation. The article examines the levels of speech development of children, presents the characteristics of children with General speech development. The analysis of typical States of language elements in children with General speech underdevelopment was also carried out.

Keywords: General speech underdevelopment, causes of speech underdevelopment, levels of speech development in children with GSU.

Проблема общего недоразвития речи исследовалась многими учёными в области педагогики, психологии, логопедии.

Недоразвитие речи характеризуюется различными сложными речевыми

расстройствами у детей, которые приводят к нарушению формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Теоретическое обоснование общего недоразвития речи впервые было сформулировано в результате изучения различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50-60-х годах XX в. В ходе исследований, отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения

развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

Предпосылки появления недоразвития речи делятся на две группы - органические (инфекции или интоксикации матери, травмы и падения матери в пренатальный период, различие в резус-фактор»ах матери и ребенка, внутриутробная гипоксия плода, заболевания центральной нервной системы, повреждения мозга в первые годы жизни ребенка), приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате и функциональные, которые нарушают нормальную работу речевого аппарата.

Общее недоразвитие речи (ОНР) может являться следствием неверных методов

воспитания и обучения. Причиной может быть психическая депривация в сензитивные периоды развития речи. Часто ОНР является следствием воздействия комплекса факторов: наследственной предрасположенности,

органической недостаточности центральной нервной системы, неблагоприятного

социального окружения.

Недоразвитие вследствие раннего поражения мозга в пренатальный, натальный или постнатальный период является самой тяжелой и прочной вариацией общего недоразвития р>ечи. Вопреки разнообразному характеру нарушений, дети с ОНР обладают характерными проявлениями, обращающими внимание на системное речевое нарушение. Речь этих детей малопонятна [1, с. 138].

Дети с ОНР в обычные сроки овладевают пониманием бытовой речи, проявляют увлечение к игровой и предметной деятельности и избирательность в эмоциональном отношении к окружающему миру. Недостаточная речевая деятельность оставляет свой след на развитии у детей чувствительной, мыслительной и

поведенческой области, наблюдаются проблемы в удержании внимания, невозможность его распределения. Несмотря на сравнительную сохранность смысловой, логической памяти, у детей понижен уровень словесной памяти, нарушена плодотворность запоминания [4]. Они не могут запомнить трудные инструкции, элементы и очередность упражнений и задач.

У менее здоровых и крепких детей наблюдается низкая активность припоминания, которая нередко связана с ограниченными возможностями развития умственной деятельности. Характерные особенности мышления объясняются зависимостью речевых нарушений и иных психических функций друг от друга. Владея достаточными возможностями для освоения умственных операций, соответствующих возрасту, дети замечены в неуспевании относительно словесно-логического мышления, усвоить анализ и синтез, сравнение и обобщение без специального обучения им очень сложно.

Наряду с общей ослабленностью тела, данная категория детей имеет недоразвитие относительно двигательной сферы, что проявляется в почти полном отсутствии

дозировки движений, пониженной скорости и ловкости выполнения. Самыми трудными заданиями являются реализация упражнений по словесной инструкции.

Дети с ОНР не успевают за нормально формирующимися ровесниками в произведении упражнения на движение по пространственно-временным установкам, упускают составные элементы компонентов действия.

Каждый ребёнок с общим недоразвитием речи характеризуется наличием у него нарушения звукопроизношения, бедности лексики и недостаточно сформированного грамматического строя, при этом обнаруживается недоразвитие мелкой моторики в целом.

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени. Левиной Р.Е. разработана периодизация общего

недоразвития речи по степени тяжести: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Относительно степени несформированности в недоразвитие речи выделяют четыре уровня.

При изучении детей с общим недоразвитием речи, было выявлена крайняя неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, это позволило Р.Е. Левиной определить три уровня речевого развития таких детей. Каждая следующая ступень характеризуется конкретным соответствием первичного дефекта и появляющихся вследствие него вторичных отклонений, приостанавливающих развитие речевых компонентов, которые напрямую зависят от них. Переход с первой ступени на последующие объясняется повышением речевой активности, меняющимися мотивами речи и ее предметно-смыслового наполнения, успешной активацией обходных путей. От формы и степени тяжести первичного дефекта зависит индивидуальная скорость достижений ребёнка. Левина Р.Е. выделяет три уровня речевого развития, которые описывают типичное состояние элементов языка у детей с ОНР [3, с. 57].

Первый уровень речевого развития, известный в логопедии как «отсутствие общеупотребительной речи».

Для описывая речи категории детей данного уровня речевого развития, обычно употребляют словосочетание «безречевые

дети». Однако это словосочетание не следует воспринимать буквально, так как дети данного уровня в экспрессивной речи пользуются целыми цепочками вербальных средств. К ним относятся не только конкретные звуки, но и их сочетания - звукокомплексы и

звукоподражания, обрывки лепетных слов, воспроизводя которые, ребенок удерживает в основном корень слова, грубо искажая его звуко-слоговую сторону. Случается, что лепетное слово совсем не соответствует его оригинальной версии, так как ребенок может верно воспроизвести только просодические моменты - ударный слог, количество слогов, интонацию.

Отличительная черта детей первого уровня речевого развития - многозначность используемых средств языка: определенные звукоподражания могут обозначать не только название самого предмета, но и его признаки и действия, которые с ними можно совершить [1, с. 146].

Описанные моменты показывают, что лексика такого ребенка бедна, вследствие чего он не может не прибегнуть к активному употреблению паралингвистических средств языка - жестов, мимики, интонации.

Кроме того, у таких детей отсутствует адекватное развитие импрессивной стороны речи. Для них проблемно понимание предлогов, единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов.

Второй уровень речевого развития -зачатки общеупотребительной речи.

Определяющим моментом данного уровня считается наличие в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловных фраз.

И если в начале такие фразы кажутся абсолютно неразборчивыми, то более подробный разбор образцов речи указывает на употребление, совместно с аморфными словами, слов с конкретно выраженными признаками таких категорий, как род, лицо, число и даже падеж.

Соединяя слова в словосочетания и фразы, дети наряду с правильным употреблением способов согласования и управления могут и нарушать их. В собственных высказываниях ребёнка могут появиться простые предлоги и их лепетные вариации.

На данной ступени речевого развития, в случае пропуска предлога в высказывании, ребёнок неверно видоизменяет члены предложения по грамматическим категориям. При этом недостаточность морфологической системы языка, в частности процессы словообразования, во многом уменьшают возможности детей и приводят к неправильному употреблению и пониманию приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных.

Вместе с ошибками

словообразовательного характера возникают трудности в формировании обобщающих и отвлечённых понятий, системы антонимов и синонимов, встречается многозначное употребление слов и их семантические замены. Кроме того, присутствует неполноценное изложении ряда смысловых связей и впоследствии к обыкновенному перечислению увиденных происшествий и предметов.

Третий уровень речевого развития характеризуется присутствуем детальной фразовой речи с нюансами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Определяющим для данного уровня является употребление ребенком простых распространенных, а также нескольких форм сложных предложений. Одновременно с этим, их конструкция нередко нарушается, например, при отсутствии главных либо второстепенных членов предложения [4, с. 58].

В собственной речи ребенка количество ошибок в изменении слов по грамматическим категориям рода, числа падежа уменьшается. Конкретно нацеленные упражнения помогают выяснить, в какой из областей (в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах) у ребенка появляются трудности. При этом остаются нарушены восприятие и воспроизведение сложных предлогов, от которых ребенок либо вовсе отказывается, либо замещает на менее трудные. На данном уровне ребенок может оперировать

словообразованием.

Речь детей с общим недоразвитием речи третьего уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии, наличием

развернутой фразы, речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы Дети с ОНР данного уровня понимают обращенную речь и сами в состоянии употреблять новые слова по неким в большей степени распространённым

словообразовательным примерам. Зачастую эксперименты детей по осуществлению словообразовательных метаморфоз приводят к нарушению звуко-слоговой структуры исходного слова.

Коррекция недоразвития речевых функций предполагает работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи. Регулярные занятия и правильно организованный речевой режим помогут ребенку добиться чистой и правильной речи.

Библиографический список

1. Глухов В.П. Особенности формирования связнюй р»ечи дошкольников с общим недоразвитием. - М.: Сфера, 2011. - 298 с.

2. Жукова, Н.С. Отклонения в р»азвитии детской р>ечи. - М.: УНПЦ Энергомаш, 2014. -128 с.

3. Основы теории и практики логопедии. Стер. изд. / Под ред. Р.Е. Левиной.

- М.: Альянс, 2017. - 366 с.

4. Филичева Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2016. - №2.

- С. 57-68.

Губатова Сабина Гюнешевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (Россия г. Краснодар). е-mail: sabina1994a@mail.ru

Яровая Анна Семёновна, научный руководитель, кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (Россия г. Краснодар).

Дата поступления статьи: 08.05.2021

© Губатова С.Г., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.